Полный привод газ 3308 садко. Техническое обслуживание. Технические характеристики автомобиля

В данном разделе приведены работы, которые необходимо регулярно выполнять в промежутках между операциями технического обслуживания, предусмотренными сервисной книжкой.

8.1. Проверка уровня масла в картере двигателя

Уровень масла необходимо проверять на холодном неработающем двигателе, при этом автомобиль должен быть установлен на ровной площадке. Уровень масла должен быть между метками «П“ и "О» стержневого указателя (ближе к метке «П»). При необходимости долить масло.

Свежее масло заливать через маслозаливную горловину, закрываемую пробкой.

8.2. Проверка уровня масла в коробке передач, в раздаточной коробке, в переднем и заднем мостах

Проверку уровня масла необходимо выполнять на автомобиле без нагрузки, установленном на ровную площадку, на остывших агрегатах.

Уровень масла в коробке передач должен быть в пределах 0–7 мм от нижней кромки заливного отверстия (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Проверка уровня масла в коробке передач:

Уровень масла в раздаточной коробке должен быть в пределах 0 5 мм от нижней кромки заливного отверстия (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Проверка уровня масла в раздаточной коробке:

1 - пробка сливного отверстия; 2 - пробка заливного отверстия

Уровень масла в заднем мосту должен быть по уровень нижней кромки заливного отверстия, в переднем мосту - на 5–6 мм ниже кромки заливного отверстия (рис. 8.3).

Рис. 8.3. Проверка уровня масла в переднем и заднем мостах:

1 - пробка сливного отверстия;

2 - пробка заливного отверстия

8.3. Проверка уровня охлаждающей жидкости

Проверку уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке 2 (рис. 8.4) производить только на холодном двигателе.

Уровень жидкости в расширительном бачке должен быть на метке «MIN» или выше ее на 30–50 мм.

Рис. 8.4. Проверка уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке:

1 - пробка; 2 - бачок

Доливку охлаждающей жидкости производить через отверстие расширительного бачка, закрываемого пробкой. При частой доливке жидкости необходимо проверить герметичность системы охлаждения.

8.4. Проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее

Уровень электролита в аккумуляторной батарее должен быть между метками MIN и МАХ (рис. 8.5), нанесенными на полупрозрачном корпусе батареи, а при их отсутствии - по нижнюю кромку заливного отверстия.

Рис. 8.5. Аккумуляторная батарея:

1 - крышка; 2 - пробка; 3 - заливное отверстие

Если уровень электролита ниже нормы, необходимо снять крышку 1, отвернуть пробки 2 и через отверстия 3 долить в элементы батареи до нормы дистиллированную воду; затем завернуть пробки 2, предварительно проверив чистоту вентиляционных отверстий в них и установить крышку 1. После этого необходимо прогореть наружные поверхности батареи чистой ветошью, смоченной к 10% растворе нашатырного спирта или питьевой соды.

Необходимо постоянно следить за чистотой клемм батареи и зажимов проводов, а также за надежностью их соединений.

При установке батареи на автомобиль необходимо следить за тем, чтобы провода были соединены в соответствии с полярностью, указанной на их наконечниках и клеммах батареи (положительная клемма больше отрицательной).

Перед установкой на автомобиль батареи заряжаются до плотности 1,25–1,27 г/см 3 . В зависимости от климатического района эксплуатации автомобиля плотность электролита должна быть скорректирована (см. Инструкцию по эксплуатации аккумуляторных батарей).

При длительной стоянке автомобиля отсоединить батарею от корпуса автомобиля для обеспечения пожарной безопасности.

Выключатель батареи. Для отключения аккумуляторной батареи при длительной стоянке или при ремонте электрооборудования справа от сиденья водителя установлен выключатель батареи.

Во избежание выхода из строя некоторых изделий электрооборудования не допускается отключать аккумуляторную батарею при работающем двигателе.

8.5. Проверка уровня масла в бачке системы гидроусилителя руля

Бачок и насос системы гидроусилителя руля автомобиля ГАЗ-3308 установлены на двигателе.

Масло в бачок доливать при работе двигателя на холостом ходу до сетки фильтра 3 (рис. 8.6).

Рис. 8.6. Бачок системы ГУР автомобиля ГАЗ-3308:

1 - крышка; 2 - сапун; 3 - сетчатый фильтр; 4 - бачок; 5 - фильтр

Бачок системы гидроусилителя руля автомобиля ГАЗ-33081 установлен под капотом на кронштейне на щитке передка кабины.

Уровень масла в бачке должен быть между метками МАХ и MIN (рис. 8.7), нанесенными на корпусе бачка (для пластмассового бачка) или на 0–5 мм выше сетчатого фильтра (для металлического бачка).

Рис. 8.7. Проверка уровня масла в бачке системы ГУР автомобиля ГАЗ-33081

8.6. Проверка уровня тормозной жидкости в бачке главного цилиндра сцепления

Уровень тормозной жидкости в бачке главного цилиндра сцепления должен быть ниже верхней кромки бачка на 15–20 мм (рис. 8.8).

Рис. 8.8. Проверка уровня жидкости в бачке главного цилиндра сцепления:

1 - рабочий цилиндр; 2 - бачок; 3 - крышка; 4 - емкость

8.7. Проверка уровня тормозной жидкости в двухсекционном бачке тормозного управления

Уровень тормозной жидкости в двухсекционном бачке тормозного управления должен быть ниже верхней кромки бачка на 15–20 мм.

8.8. Натяжение ремней привода агрегатов

8.8.1. Дизельные двигатели

Натяжение ремня вентилятора проверяется нажатием на середину ветви между шкивами коленчатого вала и генератора с усилием 4,0 даН (4,0 кгс), при этом величина прогиба должна быть в пределах 12–17 мм. Для регулировки натяжения ремня необходимо ослабить крепление генератора, повернуть его и натянуть ремень.

Затянуть болт крепления планки и гайки болтов крепления генератора. Натяжение ремня считается нормальным, если прогиб его на ветви шкив коленчатого вала - шкив генератора (рис. 8.9) находится в пределах 12–17 мм при нажатии на него с усилием 4,0 даН (4,0 кгс).

Рис. 8.9. Проверка натяжения ремня вентилятора

8.8.2. Двигатель ЗМЗ-5231

Контроль натяжения ремней осуществляется пружинным динамометром. Ремень натянут правильно, если при нагрузке 4,0 даН (4,0 кгс) на середине участка между шкивами генератора и вентилятора прогиб ремня будет в пределах 10–15 мм.

8.9. Уход за колесами и шинами

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо производить своевременную подтяжку гаек крепления колес, чтобы избежать разбивания крепежных отверстий, удалять ржавчину с колес и производить их подкраску.

Для обеспечения наибольшего срока службы шин следует руководствоваться следующими правилами:

Поддерживать в шинах требуемое давление. Давление проверяется на холодных шинах перед выездом. На остановках в пути следует осматривать шины и визуально контролировать в них давление воздуха. Не ездить при пониженном давлении в шинах даже на небольшие расстояния. Не уменьшать давление в нагревшихся шинах, выпуская из них воздух, так как во время движения увеличение давления неизбежно вследствие нагрева воздуха в шинах;

Производить балансировку колес. На заводе шины в сборе с колесами балансируются динамически с помощью грузиков, устанавливаемых с обеих сторон на закраинах обода. Проверку и балансировку колес с шинами следует производить на специальном стенде. Дисбаланс колеса с шиной не должен превышать 40 г/м;

При возвращении из поездки и на остановках следует осматривать шины и удалять из них посторонние предметы. Ставить автомобиль следует на чистом и сухом месте. Не допускать попадания на шины масла, бензина, масляной краски;

Не допускайте стоянки автомобиля на спущенных шинах;

Перестановку колес (рис. 8.10) следует производить по необходимости.

Рис. 8.10. Схема перестановки колес

Основанием для перестановки колес могут служит необходимость получения равномерного износа всех шин, в том числе и запасной, а также обеспечение правильного подбора шин по осям. На оси следует устанавливать шины, имеющие одинаковый износ протектора, причем более надежные шины следует устанавливать на переднюю ось автомобиля.

Предельная степень износа протектора покрышки соответствует остаточной глубине канавок 1,6 мм, что определяется замером или по индикаторам износа. Индикаторы износа, высота которых 1,6 мм в виде сплошных полосок резины, расположены в поясах протектора и отмечены на боковинах покрышки значками TW1.

При эксплуатации шин необходимо руководствоваться «Правилами эксплуатации автомобильных шин» (издание 2004 г.).

8.10. Замена колес

Замену колеса производить в следующем порядке:

  • затормозить автомобиль стояночным тормозом;
  • поставить упоры под колеса со стороны, противоположной снимаемому колесу;
  • ослабить затяжку шести гаек снимаемого колеса;
  • поставить домкрат (рис. 8.11) под балку переднего или заднего моста вблизи снимаемого колеса и вывернуть винт 2 рукой до упора в балку моста. При подъеме колеса под основание домкрата рекомендуется подкладывать брус или доску;
  • завернуть запорную иглу 7 до отказа вправо (по часовой стрелке), вставить вороток в рычаг 5 и качанием воротка произвести подъем автомобиля настолько, чтобы снимаемое колесо оторвалось от поверхности на 4–5 мм.

Рис. 8.11. Домкрат:

1 - головка; 2 - винт; 3 и 4 - рабочие плунжеры; 5 - рычаг; 6 - нагнетательный плунжер; 7 - запорная игла; 8 - пробка

В случае отказа домкрата в подъеме сделать несколько качаний воротком при открытой запорной игле 7 для удаления воздуха, который мог попасть в рабочую полость домкрата.

Ограничение подъема плунжеров механическое, при возрастании усилия на рычаге в конце подъема

  • подъем прекратить;
  • отвернуть шесть гаек крепления колеса, сменить колесо и завернуть гайки;
  • опустить автомобиль с домкрата, медленно открывая запорную иглу 7, поворачивая ее влево (против часовой стрелки);
  • затянуть шесть гаек крепления колеса и убрать клинья;
  • довести до нормы давление воздуха в шинах.

При пользовании домкратом и его хранении соблюдать следующие правила:

  1. Для устойчивости автомобиля под колеса противоположной стороны следует подкладывать упоры и затормаживать стояночным тормозом.
  2. Запрещается производить какие бы то ни было работы под автомобилем, приподнятым на домкрате.
    Для выполнения регулировочных и монтажно-демонтажных работ следует поднять автомобиль домкратом и опустить его на подставки.
  3. При хранении домкрата винт должен быть ввернут, рабочий и нагнетательные плунжеры опущены, а запорная игла отвернута па 1–2 оборота.
  4. Заполнять домкрат чистым профильтрованным маслом НМГЗ-С или МГЕ-10А до уровня наливного отверстия.

При температуре окружающей среды до минус 40° С допускается применять трансформаторное масло.

Применять другие масла и жидкости, в том числе тормозную, запрещается.

Нужно своевременно устранять неисправности домкрата. Просачивание масла в плунжерах и запорной игле устраняется подтягиванием гаек сальников. Подтекание масла в соединения частей корпуса устраняется подтягиванием головки корпуса. При износе сальников их следует заменить.

Отказ в работе домкрата происходит из-за наличия воздуха в рабочей полости или из-за западания клапанов. Для устранения неисправности необходимо несколько раз легко постучать по рычагу нагнетательного плунжера и продолжить подъем. Чтобы избежать попадания воздуха в рабочую полость домкрата, не следует поднимать рабочий плунжер рукой при закрытой игле.

Неполный подъем рабочего плунжера домкрата происходит из-за недостатка масла. Необходимо периодически проверять количество масла в домкрате и при его низком уровне добавлять. Уровень масла должен доходить до наливного отверстия, закрытого пробкой 8.

Отказ в работе, кроме указанных причин, может быть вызван попаданием грязи внутрь домкрата. Для очистки от грязи надо вместо масла залить чистый керосин и произвести прокачку домкрата при отвернутой запорной игле, после чего удалить керосин и залить масло.

8.11. Уход за кабиной

Кабина автомобиля изготовлена из современных материалов и защищена от коррозии высококачественными защитными материалами. Автомобильная система покрытий состоит из нескольких слоев:

  • катафорезная грунтовка;
  • покрывная эмаль различных цветов (на меламиноалкидной основе или двухслойная система на акриловой основе - базисная эмаль плюс лак).

Для антикоррозионной защиты и для защиты от абразивного износа на днище кабины, арках колес, порогах пола по катафорезной грунтовке нанесена пластизольная мастика горячей сушки.

Основа долговечности кабины заложена заводом-изготовителем. Однако сохранение необходимых защитных и декоративных свойств покрытий зависит от правильного ухода, климатических условий, экологического состояния окружающей среды и условий хранения автомобиля.

В процессе эксплуатации автомобиля требуется постоянный профилактический уход за лакокрасочным покрытием кабины, который заключается в своевременной и правильной мойке, в обработке полировочными средствами, а также в своевременной подкраске поврежденных участков.

Во избежание повреждения лакокрасочного покрытия кабины необходимо вымыть ее при первой же возможности:

  • после дождя, чтобы предотвратить агрессивное воздействие кислотных осадков;
  • после езды по дорогам, посыпанным солью;
  • при попадании на покрытие таких загрязнений, как сажа, сок, выделяемый листьями деревьев, птичий помет, содержащий химически активные вещества, которые изменяют цвет декоративного покрытия и вызывают отслаивание эмали;
  • при появлении отложений пыли и грязи.

Летом автомобиль следует мыть на открытом воздухе в тени. Если это невозможно, то необходимо сразу же протереть вымытые поверхности насухо, так как при высыхании капель воды на солнце на окрашенной поверхности образуются пятна. Не рекомендуется мыть автомобиль на морозе.

Автомобиль следует мыть мягкой губкой с применением автошампуней. После мойки следует тщательно ополоснуть автомобиль большим количеством чистой воды. Протирать промытые поверхности рекомендуется насухо мягкой тканью (фланелью). Необходимо помнить, что зафланцовки дверей, капота, крышки багажника, соединения моторного отсека, проемов дверей, сварные швы особенно сильно подвержены агрессивному воздействию солевых составов, используемых для борьбы с гололедом. Поэтому необходимо регулярно очищать эти места от различных загрязнений, так как накопившаяся грязь приводит к разрушению защитно-декоративного покрытия и к коррозии металла. Следы коррозии по зафланцовкам и сварным соединениям носят поверхностный характер и в начальной стадии могут быть удалены полировочными пастами.

Если в регионе, где эксплуатируется автомобиль, для обработки дорог применяются солевые составы, то необходимо регулярно мыть днище кабины. Это предотвратит образование грязесолевых отложений и коррозионные повреждения днища кабины и деталей шасси. Кроме того, в процессе эксплуатации автомобиля покрытие днища кабины подвергается воздействию гравия, песка, поэтому в начале и в конце осенне-зимнего периода необходимо проверять состояние днища и, при необходимости, приводить в порядок поврежденные участки на днище кабины.

Регулярная полировка кабины с применением полировочных материалов способствует защите лакокрасочного покрытия и помогает сохранить его декоративные свойства (особенно автомобилей, хранящихся на открытом воздухе). Перед полированием окрашенную поверхность следует тщательно промыть водой и протереть насухо. Полирование производить согласно инструкции изготовителя конкретного полирующего средства. Запрещено использовать при полировании агрессивные очистители и прочие вещества, которые могут повредить лакокрасочное покрытие кабины.

Храните автомобиль в гараже или под навесом. При длительном хранении автомобиля на открытой стоянке на лакокрасочном покрытии может появиться дефект «поверхностные включения в лакокрасочную пленку железосодержащих частиц». Указанный дефект вызывают частицы железа и его окислов, попадающие на окрашенную поверхность автомобиля вместе с атмосферной пылью. Дефект носит поверхностный характер и не нарушает целостности покрытия. Указанный дефект устраняется полированием с применением шлифовочно-полировочных паст.

В случае попадания на поверхность кабины битума необходимо немедленно удалить его уайт-спиритом или автоочистителем битумных пятен, так как битум вызывает пожелтение светлого покрытия.

Отрицательное действие на лакокрасочное покрытие оказывают также моторные и трансмиссионные масла, тормозная жидкость, кислота, щелочь, раствор соды и другие агрессивные жидкости. Для удаления подобных загрязнений следует промыть загрязненный участок водой. В случае неполного удаления загрязнения следует применять специальные средства, которые можно приобрести в магазине автомобильных аксессуаров.

При обнаружении механических повреждений лакокрасочного покрытия кабины (сколов, царапин) покрытие необходимо восстановить. Если не будут своевременно приняты меры по устранению дефектов эксплуатационного характера, то это приведет к развитию подпленочной коррозии с последующим отслаиванием лакокрасочного покрытия.

Для обеспечения долговечности кабины рекомендуется в процессе эксплуатации проводить дополнительную защиту от коррозии ее скрытых полостей с периодичностью, зависящей от условий эксплуатации, но не реже одного раза в два года. При этом необходимо проводить восстановление защитного покрытия скрытых полостей кабины на станциях технического обслуживания, используя автоконсерванты типа «WAXOYL AG“ или "Меркасол», согласно прилагаемой к консервантам инструкции.

8.12. Виды технического обслуживания автомобиля

Чтобы обеспечить хорошее техническое состояние и постоянную готовность автомобиля к работе, а также устранить причины, ускоряющие износ его деталей, необходимо применять рекомендуемые топливо, масло, смазки и жидкости надлежащего качества и выполнять все требования технического обслуживания автомобиля.

Выполнение в срок полного объема операций по всем видам обслуживания и своевременное устранение неисправностей обеспечивают безопасность движения, значительно сокращают расход запасных частей, уменьшают затраты на текущий ремонт и повышают срок службы автомобиля.

Поскольку работы по техническому обслуживанию являются профилактическими, они должны производиться в установленные сроки, и выполнение их обязательно. Техническое обслуживание должно производиться в условиях, исключающих попадание грязи и пыли внутрь узлов и агрегатов автомобиля.

Установлены следующие виды технического обслуживания:

ежедневное обслуживание (ЕО);

первое техническое обслуживание (ТО-1) - через 5000 км пробега;

второе техническое обслуживание (ТО-2) - через 20000 км пробега;

сезонное техническое обслуживание (СО).

Сезонное техническое обслуживание выполняется один раз в год, совместно с проведением очередных работ по ТО-1 или ТО-2.

Периодичность первого и второго технических обслуживании устанавливается в зависимости от следующих условий эксплуатации автомобиля.

Категория. условий эксплуатации Условия работы автомобиля Периодичность технического обслуживания, км
ТО-1 ТО-2
1 2 3 4
I 1. Автомобильные дороги I, II, III технических категорий за пределами пригородной зоны на равнинной, слабохолмистой и холмистой местности, имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия. 5000 20000
II 1. Автомобильные дороги I, II, III технических категорий за пределами пригородной зоны в гористой местности, а также в малых городах и в пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме горного), имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия. всех типах рельефа, кроме горного), а также в малых городах и в пригородной зоне на равнинной местности с покрытием из битумоминеральных смесей. 3. Автомобильные дороги III, IV технических категорий за пределами пригородной зоны, имеющие щебеночные и гравийные покрытия во всех видах рельефа, кроме гористого и горного. 4500 18000
III 1. Автомобильные дороги I, II, III технических категорий за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в малых городах и в пригородной зоне (горная местность), а также в больших городах, имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия. 2. Автомобильные дороги I, II, III технических категорий за пределами пригородной зоны (горная местность), автомобильные дороги в малых городах и в пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме равнинного), а также в больших городах (во всех типах рельефа, кроме горного), имеющие покрытия из битумоминеральных смесей. 3. Автомобильные дороги III, IV технических категорий за пределами пригородной зоны в гористой и горной местности, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов, улицы больших городов (все типы рельефа, кроме гористого и горного), имеющие щебеночные и гравийные покрытия. 4. Автомобильные дороги III, IV, V технических категорий за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов, улицы больших городов (равнинная местность), имеющие покрытия из булыжного и колотого камня, а также покрытия из грунтов, обработанных вяжущими материалами. 5. Внутризаводские автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием. 6. Зимники. 4000 16000
IV 1. Улицы больших городов, имеющие покрытия из битумоминеральных смесей (горная местность), щебеночные и гравийные покрытия (гористая и горная местность), покрытия из булыжного и колотого камня и из грунтов, обработанных вяжущими (все типы рельефа, кроме равнинного) материалами. 2. Автомобильные дороги V технической категории за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов (равнинная местность), имеющие грунтовое неукрепленное или укрепленное местными материалами покрытие. 3. Лесовозные и лесохозяйственные грунтовые дороги, находящиеся в исправном состоянии. 3500 14000
V 1. Естественные грунтовые дороги, внутрихозяйственные дороги в сельской местности, внутрикарьерные и отвальные дороги, временные подъездные пути к различного рода строительным объектам и местам добычи песка, глины, камня и т. п. в периоды, когда там возможно движение. 3000 12000

Условное обозначение периодичности ТО:

обслуживание "+" - при каждом ТО;

"++" - через одно ТО;

"+++" - через два ТО.

8.13. Работы, выполняемые при техническом обслуживании

8.13.1. Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)

Содержание работ и методика их проведения Технические требования Инструмент и принадлежности
1 2 3
Контрольный осмотр перед выездом
Проверить уровень масла в картере двигателя, при необходимости, долить до нормы Уровень масла должен быть между метками О и П стержневого указателя, ближе к метке П Воронка, масло для заправки двигателя
Проверить наличие жидкости в системе охлаждения. При необходимости, долить охлаждающей жидкости в расширительный бачок Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке должен быть на метке «MIN» или выше ее на 30 мм
Проверить наличие жидкости в двухсекционном бачке тормозного управления Сигнализатор аварийного падения уровня тормозной жидкости не должен гореть По сигнализатору на щитке приборов
Проверить наличие жидкости в бачке главного цилиндра сцепления Уровень тормозной жидкости в бачке должен быть ниже верхней кромки бачка на 15–20 мм
Проверить давление воздуха в шинах, при необходимости, довести его до нормы. Давление проверять на холодных шинах при нейтральном положении рукоятки крана управления давлением воздуха в шинах и открытых колесных кранах передних и задних колес Давление воздуха в шинах - в соответствии с разделом 4 «Техническая характеристика» По манометру на панели приборов
Проверить работу двигателя и исправность его систем. Пустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 40–50° С, нажать несколько раз на педаль дроссельных заслонок (для ГАЗ-3308) или педаль управления подачей топлива (для ГАЗ-33081) Двигатель должен устойчиво работать на холостом ходу, легко переходить с малой частоты вращения на повышенную. Не должно быть перебоев, стуков и посторонних шумов. Давление масла на оборотах холостого хода не должно превышать 0,1 МПа (1 кгс/см 2) (лампа сигнализатора аварийного давления масла должна выключаться) На слух и по приборам на панели приборов
Проверить уровень масла в бачке гидроусилителя руля Уровень масла в бачке ГУР на автомобиле ГАЗ-33081 должен быть между метками МАХ и MIN, нанесенными на корпусе бачка (для пластмассового бачка) или на 0–5 мм выше сетчатого фильтра (для металлического бачка); па автомобиле ГАЗ-3308 масло в бачок доливать до сетки фильтра 3 (см. рис. 8.6) при работе двигателя на холостом ходу Воронка
Проверить исправность привода и действие стояночной тормозной системы Рычаг привода должен перемешаться не более чем на 10–15 зубьев (контролируется по щелчкам) при приложении максимального усилия 60 даН (60 кгс)
Проверить исправность рабочей тормозной системы. Проверку производить при давлении воздуха в баллонах не ниже 6,0 кгс/см 2 Не должен гореть сигнализатор аварийного уровня тормозной жидкости и неисправности тормозов Визуально
Проверить действие светосигнальных приборов, омывателя и стеклоочистителя, звукового сигнала При работающем двигателе убедиться в исправности приборов путем последовательного включения их в работу
Уход за автомобилем по возвращении из поездки
Очистить автомобиль и, при необходимости, вымыть его. Произвести уборку кабины и платформы. В передней части пола, где расположены головки болтов передних точек крепления кабины, выполнены два отверстия 8 мм для слива воды с пола кабины. Во время уборки кабины, при необходимости, их нужно прочистить. Если пол кабины под ковриком сырой, то протереть его сухой тряпкой, а коврик завернуть в сторону для просушки пола При мойке внутри кабины необходимо следить, чтобы вода не попала на выключатели и приборы, расположенные на панели. После мойки тщательно протереть приборы электрооборудования, в особенности изоляционные детали. После мойки двигателя рекомендуется продуть его сжатым воздухом Вода, ветошь, сжатый воздух
Проверить состояние шин На шинах не должно быть посторонних предметов
Выключить аккумуляторную батарею выключателем массы

8.13.2. Периодическое техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2, СО)

Работы по периодическому техническому обслуживанию приведены в сервисной книжке, прикладываемой к автомобилю.

8.13.3. Заправка автомобилей ГСМ и специальными жидкостями

2. Запрещается использование других марок горючесмазочных материалов и жидкостей, кроме указанных в подразделе 8.13.4.

3. Перед тем, как производить смазку, нужно удалить грязь с пресс-масленок и пробок, чтобы избежать проникновения ее в механизмы автомобиля.

4. Производить смазку шприцем следует до тех пор, пока свежая смазка не покажется из мест стыков деталей узла, подвергающегося смазке.

5. При замене моторного масла на масло другой марки или другой фирмы рекомендуется промывка системы смазки промывочным маслом.

Запрещается смешивание (доливка) моторных масел различных марок и различных фирм.

8.13.4. Карта заправки автомобилей ГСМ и специальными жидкостями

Таблица 1

Наименование точки смазывания Количество точек Количество смазочного материала Наименование смазки Температурный диапазонприменения
1 2 3 4 5
Топливный бак ГАЗ-3308 2 210 л См. таблицу 3
Топливный бак ГАЗ-33081 1 105 л Топливо дизельное:
Марка Л - 40 Выше 0° С
Марка 3 - 35 От 0 до минус 20°
Марка 3 - 45 От 0 до минус 30°
Марка А Ниже минус 30° С
Картер двигателя ЗМЗ-5231 1 10 л См. таблицу 2
Картер дизельных двигателей 1 12 л Масла моторные «Лукойл-Авангард» SAE15W-40APICF-4 До минус 15° С
«Лукойл-Супер» SAE 5W-40 До минус 30° С
Масла моторные дублирующие:
Масло М-10 Г 2 к Летом
М-8Г 2 к До минус 10° С
Масла моторные SAE 5W-40 API CF-4, CF-4/SG Всесезонно до минус 25°С
Втулка ротора датчика-распределителя зажигания (ГАЗ-3308) 1 4–5 капель Масло для двигателя
Подшипники водяного насоса (ГАЗ-3308) 1 15 г Смазка «Литол-24», «ЛИТА» Всесезонно
Подшипник муфты выключения сцепления (ГАЗ-3308) 1 20 г Смазка «Литол-24», «ЛИТА» Всесезонно
Картеры: Масла трансмиссионные: Выше минус 30°С
Коробки передач без КОМ 1 6 л ТСп-15К, ТАП-15В, «Супер Т-3» (ТМ-5), «Девон
Коробки передач с КОМ 1 „Супер Т“, „Лукойл ТМ-5“
раздаточной коробки 1 1,6л SAE 85W-90 Ниже минус 30° С
Масло трансмиссионное ТСЗ-9ГИП или смесь масла ТСп-15К или ТАП-15В или "Супер Т-3“ (ТМ-5) или "Девон Супер Т“ или "Лукойл ТМ-5» SAE 85W-90 с 10–20% дизельного зимнего или арктического топлива Масло трансмиссионное «Лукойл ТМ-5» SAE 75W-90 От минус 40°С до плюс 25° С
Шарниры карданных валов 6 96 г Смазка № 158 М Всесезонно
Шлицевое соединение карданного вала 3 600 г Смазки солидол Ж, соли-дол С, «Литол-24» Всесезонно
Амортизаторы 4 4×0,55=2,2 л АЖ-12Т, масло веретенное АУ Всесезонно
Картеры:
переднего моста; 1 7,7 л Масла трансмиссионные: Выше минус 30° С
заднего моста 1 6,4 л «Супер Т-3» (ТМ-5), «Девон Супер Т», «Лукойл ТМ-5»*, ТАД-17И SAE 85W-90
Масло трансмиссионное ТСз-9 гип или смесь масла «Супер Т-3“ (ТМ-5) или "Девон Супер Т“ или "Лукойл ТМ-5», ТАД-17И SAE 85W-90 с 10–20% дизельного зимнего или арктического топлива Ниже минус 30° С
Масло трансмиссионное «Лукойл ТМ-5» SAE 75W-90 От минус 40° С до плюс 25° С
Подшипники шкворней поворотных кулаков 2 60 г Смазка Литол-24, ЛИТА Всесезонно
Поворотные кулаки переднего ведущего моста 2 1000 г Смазка Литол-24, ЛИТА Всесезонио
Подшипники ступиц передних и задних колес 4 800 г Смазка Литол-24, ЛИТА Всесезонно
Блоки сальников уплотнительного устройства 4 80 г Смазка Литол-24, ЛИТА Всесезонно
Картер рулевого механизма 1 0,55–0,6 л Масла трансмиссионные: «Супер Т-3» (ТМ-5), «Девон Супер Т““Лукойл-ТМ5», ТАД-17ИSAE 75W-90 Всесезонно
Карданные шарниры рулевого привода 4 7 г Всесезонно
Шарниры продольной рулевой тяги 2 8 г Смазка Литол-24, ЛИТА Всесезонно
Шарниры поперечной рулевой тяги 2 30 г Смазка Литол-24, ЛИТА Всесезонно
Шарнир силового цилиндра гидроусилителя руля 1 5 г Смазка Литол-24, ЛИТА Всесезонно
Гидроусилитель рулевого привода 1 1,8 л (ГАЗ-3308) Масло марки Р От минус 35° С до плюс 45° С
2,1л (ГАЗ-33081) Масло марки А, марки АУП Выше минус 25° С
Масло ВМГЗ Ниже минус 35° С
Шаровая опора разжимной вилки стояночного тормоза 1 5 г Литол-24, ЛИТА Всесезонно
Пневмогидравлический привод тормозов 1 1,0 л Жидкость тормозная «РОСДОТ», «Томь» класса III марки А Всесезонно
Пополнительный бачок гидравлического привода сцепления 1 0,25 л Жидкость тормозная «РОСДОТ», дублирующая жидкость «Томь» класса III марки А Всесезонно
Воздушные фильтры вентиляции (ГАЗ-38081) топливного бака 2 0,1 л Масло для двигателя Всесезонно
Клеммы аккумуляторное батареи - ГАЗ-3308 (акумуляторных батарей - ГАЗ-33081) 2 (ГАЗ-3308) 10 г Смазка пушечная ПВК или солидол Всесезонно
4 (ГАЗ-33081) 20 г
Петли дверей 4 80 г Смазки Литол-24, ЛИТА Всесезонно
Система охлаждения двигателя автомобиля ГАЗ-33081 1 Охлаждающие жидкости ОЖ-40 «Лена», ТОСОЛ-А40М, Выше минус 40° С
«Cool Stream Standard 40», «Термосол» марки А-40 ОЖ-65 «Лена», ТОСОЛ-А65М, «Cool Stream Standard 65», «Термосол» марки А-65 Ниже мину 40° С
- с предпусковым подогревателем 25,5 л
- без предпускового подогревателя 24 л
Система охлаждения двигателя автомобиля ГАЗ-33081: 1 Охлаждающие жидкости: ОЖ-40 «Лена“, ТОСОЛ-А40М,"Cool Stream Standard 40», «Термосол» марки А-40 Выше минус 40° С
ОЖ-65 «Лена», ТОСОЛ-А65М, «Cool Stream Standard 65», «Термосол» марки А-65 Ниже минус 40°С
- с предпусковым подогревателем-отопителем- 17 л
- без предпускового подогревателя-отопителя 16 л
Картер редуктора лебедки* 1 0,8 л Масло МТ-16П Всесезонно
Шарниры карданных валов привода лебедки* 4 0,05 л Масло, применяемое для коробки передач Всесезонно
Шлицы вала барабана лебедки* 1 0,04 л Масло, применяемое для двигателя Всесезонно
Вал барабана лебедки* 1 35 г Смазка Литол-24, солидол С, солидол Ж Всесезонно
Направляющие ролики троса лебедки* 2 25 г Смазка Литол-24, солидол С, солидол Ж Всесезонно
Скользящие вилки карданных валов лебедки* 2 40 г Смазка Литол-24 Всесезонно
Блок лебедки* 1 40 г Графитная смазка УСсА, смазка солидол Ж, солидол С Всесезонно

* Для автомобилей с лебедкой

Таблица 2


Допускаются к применению моторные масла с более высокими эксплуатационными свойствами:

По классу вязкости: SAE 15W-30; SAE 15W-40; SAE 10W-30; SAE 10W-40; SAE 5W-30; SAE 5W-40 - и эксплуатационными свойствами - БЗ или БЗ/Д1 по СТО ААИ 003–98 и SF или SF/CC, SG или SG/CD по API.

Бензины, применяемые в автомобиле

Таблица 3


При использовании дублирующего бензина требуется увеличение угла опережения зажигания на 4° по коленчатому валу.

8.14. Элементы, заменяемые на автомобиле при его техническом обслуживании

8.14.1. Автомобиль ГАЗ-33081

При обслуживании автомобиля подлежат замене следующие элементы:

Обозначение фильтра - ФТ020–1117010.

Обслуживание фильтра тонкой очистки топлива состоит в периодическом сливе отстоя.

Для слива отстоя необходимо отвернуть пробку фильтра и слить отстой до появления чистого топлива, после чего завернуть пробку.

Для удаления воздуха необходимо:

  • отвернуть пробку 3 (рис. 8.12) на корпусе топливного насоса и отвернуть на 1–2 оборота штуцер 1 на фильтре тонкой очистки топлива;
  • прокачать систему с помощью подкачивающего насоса 2, при появлении топлива завернуть вначале штуцер 1, затем пробку 3.

Рис. 8.12. Удаление воздуха из системы топливоподачи:

1 - штуцер; 2 - насос подкачивающий; 3 - пробка

Обозначение элемента - 4301–1109013–10 или 4301.1109013–20.

3. Неразборный масляный фильтр.

Обозначение фильтра - ФМ009–1012005.

При установке фильтра на корпус резиновую уплотнительную прокладку необходимо смазать моторным маслом и завернуть фильтр на корпус.

После касания прокладкой корпуса довернуть фильтр еще на 3 / 4 оборота. Установку фильтра производить только усилием рук.

Вместо фильтра ФМ009–1012005 допускается установка фильтров-заменителей Х149 фирмы «ACDelco» (Франция) и L37198 компании «Purolator» (Италия) с основными размерами:

  • по диаметру - 92–96 мм;
  • по высоте - 140–153 мм;
  • по посадочной резьбе ¾ -16UNF.

4. Фильтрующий элемент 4310–3407359–10 бачка ШНКФ 453473.300 системы ГУР (для металлического бачка). При установке пластмассового неразборного бачка ЯМЗ.993.003 системы ГУР бачок заменяется в сборе.

5. Фильтрующий элемент осушителя II 40 100 F фирмы «KNORR-BREMSE».

8.14.2. Автомобиль ГАЗ-3308

1. Неразборный фильтр тонкой очистки топлива.

Обозначение фильтра - 2108–1117010–033.

При установке фильтра необходимо следить за тем, чтобы стрелка на корпусе фильтра совпадала с направлением движения топлива.

Обслуживания фильтр не требует.

2. Фильтрующий элемент воздушного фильтра.

Обозначения фильтрующего элемента следующие: 3102–1109013–02, -03, -04, -05, -06, -08, -09, -10, 31029–1109013, 31029–1109013–01, -02, -03 или 18.35.04/20.00.00 или В 4202 или GB-99.

3. Масляный фильтр (рис. 8.13) полнопоточный, со сменным фильтрующим элементом «Реготмас 440А-1–06“ или "Реготмас 440А-1–0,5».

Фильтрующий элемент подлежит замене при каждой смене масла в двигателе.

Рис. 8.13. Масляный фильтр:

1 - корпус фильтра (верхняя часть); 2 - пружина; 3 - опорная шайба; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - кольцо жесткости; 6 - фильтрующий элемент; 7 - трубка корпуса фильтра; 8 - пробка перепускного клапана; 9 - прокладка перепускного клапана; 10 - прокладка корпуса фильтра; 11 - шарик перепускного клапана; 12 - стержень масляного фильтра; 13 - прокладка фильтрующего элемента; 14 - корпус фильтра (нижняя часть); 15 - прокладка фильтра; 16 - проставка фильтра; 17 - шайба; 18 - соединительная гайка; 19 - прокладка проставки; 20 - соединительный штуцер; 21 - уплотнительная прокладка; 22 - уплотнительное кольцо

Для этого необходимо:

отвернуть фильтр руками за его верхнюю часть. При заедании допускается отворачивать фильтр ключом 30 мм за шестигранник на верхней части корпуса 1;

принять меры, исключающие попадание масла на двигатель;

предохранить масляную полость проставки 16 от возможного загрязнения, закрыв ее сверху чистой ветошью;

осторожно отвернуть гайку 18 на соединительном маслоподводящем стержне 12, слить масло из корпуса фильтра;

разъединить секции 1 и 14 и заменить фильтрующий элемент 5;

проверить наличие и правильную установку деталей уплотнения 2, 3, 4, 5, 10, 13 и шайбы 17 согласно рис. 8.13, соединить секции и закрепить гайкой 18.

Необходимо следить за состоянием верхнего резинового уплотнительного кольца 4 и заменить его при потере упругости и деформации.

В противном случае к подшипникам коленчатого вала будет поступать неотфильтрованное масло;

  • смазать моторным маслом прокладку 15, поставить фильтр на двигатель, завернуть его руками до начала сжатия прокладки 15 и довернуть на 0,5–1 оборот;
  • пустить двигатель. При наличии подтеканий масла при работе двигателя с повышенной частотой вращения в течение нескольких минут довернуть фильтр руками. Затяжка ключом не допускается.

Предупреждение.

  1. Недопустимо отвертывание или затяжка ниппельных гаек трубок полнопоточного фильтра вместе с переходным штуцером. При этом необходима предварительная фиксация последнего ключом.
  2. Фильтрующий элемент в эксплуатации подлежит немедленной замене при появлении характерного свиста от срабатывающего перепускного клапана в проставке 16 при работе двигателя.
  3. Запрещается использовать фильтрующие элементы автомобилей КАМАЗ, т. к. из-за большей высоты (на 10 мм) они упираются в верхнюю часть корпуса фильтра и не пропускают масло.

ГАЗ-3308 - отечественный грузовик высокой проходимости. Автомобиль заменил 66-ю модель горьковского автозавода. За 19 лет эксплуатации зарекомендовал себя с лучших сторон. Прохождение бездорожья обеспечивается дифференциалом повышенного трения. Высокие эксплуатационные возможности сочетаются с комфортными рабочими условиями для водителя. Конструкция простая и надёжная, обслуживание обходится дешевле, чем у зарубежных аналогов.

История создания ГАЗ-3308

Первые серийные экземпляры были собраны в 1997 году. Грузовик должен был заменить ГАЗ-66, который не выдерживал конкуренции современного транспорта. В новом авто инженеры постарались сохранить лучшие качества предыдущего поколения.

Впервые о 3308 заговорили в конце 1980-х годов. Тогда хотели серьёзно модернизировать 66-ю модель. В 90-м году горьковский автомобильный завод презентовал ГАЗ-3301, который предназначался для военных целей и работал на новом дизельном двигателе. Массовому производству помешал распад Союза, на конвейере осталась старая модель.

После развала СССР разработка ГАЗ-3308 Садко продолжилась. От новой военной машины требовали повышенной прочности и улучшения всех технических характеристик. Основным изменением была конструкция кабины: конструкторы отказались от бескапотного строения, так как это снижало уровень комфорта и делало автомобиль менее безопасным. Некоторые элементы новой кабины были взяты о 3309-й версии.

В 1995 году был представлен прототип ГАЗ-3309П. После некоторых доработок и повторного прохождения испытаний в 1997 году был запущен промышленный выпуск 3308. После оснащения российской армии, машины начали поставлять в страны СНГ.

Грузовик поставляется в несколько стран:

  • Сирия - в 2005 году получила 114 экземпляров для тестирования. В 2007 году транспорт принят на вооружение местной армии;
  • Армения - несколько мелких партий несут военную службу;
  • Украина - с 2014 года машины выполняют различные задачи батальонов территориальной обороны;
  • Белоруссия - использовались в военных целях в начале 00-х годов;
  • Казахстан - регулярно используются в Национальной гвардии .

Первое обновление выпустили в 2003 году. Изменения были минимальными как во внешнем, так и в техническом планах. Линейка моторов пополнилась новым турбодизелем «Д-245.7». В 2013 году начали выпускать автомобили с силовой установкой ЯМЗ-53442, которая отвечала стандартам «Евро-4». В 14-м году миру представили «Садко Next» - модернизированная модель, способная перевозить 3 тонны.

Технические характеристики ГАЗ-3308

Автомобиль ГАЗ-3308 соответствует современным техническим требованиям. Он способен передвигаться по бездорожью и преодолевать преграды разных размеров. В последние годы предприятие выпускает шасси ГАЗ-3308, что позволяет устанавливать на него различные модули.

Для оснащения используются силовые агрегаты трёх видов. 117-сильные дизельные моторы от Минского или Ярославского заводов или бензиновый двигатель Заволжского моторного завода. Самым популярным считается бензиновый вариант.

Бензиновая модель выполнена по карбюраторному типу, имеет восемь цилиндров, расположенных в V-образной форме. Мощность - 122 лошадиные силы. Многие владельцы сетуют на то, что он не способен поднимать транспорт в гору при полной загрузке. Дизельные силовые установки выдают ещё меньше мощности. Если не загружать грузовик по максимуму, с любым двигателем он передвигается приемлемо. Для комфортного управления в конструкцию был добавлен ГУР.

Карбюратор с падающим потоком имеет две камеры. Жидкостный подогреватель поддерживает нужную температуру рабочей смеси. Фильтр сухого типа работает благодаря регулируемой подаче воздуха. В закрытой жидкостной системе охлаждения осуществляется принудительная циркуляция воздуха.

Сухое сцепление выполнено по фрикционному типу. Оснащено гидравлическим приводом. Для бензиновых версий установлена периферийная пружина, для дизельных моделей - диафрагментарная. Все экземпляры имеют коробку передач с пятью скоростями. Все синхронизированы, кроме первой и задней передач. В салоне есть рычаг для включения повышенной передачи. Механическая раздатка имеет привод на передний и задний мосты, есть прямая и низшая ступени.

Рабочая тормозная система двухконтурная, дополнена пневмогидравлическим приводом. Торможение осуществляется на разных осях. Система блокировки автоматическая, в конструкции присутствует модулятор и пневматический усилитель. Тормозные цилиндры есть в каждом канале. Запасной тормозной механизм представлен обоими контурами. Стояночный тормоз оснащён механическим приводом.

Привод действует на обе оси. Масса дизельного варианта составляет 6,3 тонны, бензинового - 5,95 тонн. По мнению экспертов, для своего класса ГАЗ-3308 Садко имеет большой вес.

Особое строение подвески, основа которой была взята с 66-й версии, позволяет быстро преодолевать дорожные участки с мягким грунтом и грязью. Большим минусом для машины является дорожный просвет (31,5 сантиметров), из-за него она часто застревает. Длинна автомобиля - 6,25 метров. Водитель имеет возможность преодолевать подъёмы до 31 градуса, водные преграды глубиной до 1 метра и перевозить груз с массой не более 2 000 кг.

Модификации ГАЗ-3308

Кабина выполнена по цельнометаллической технологии, имеет две двери и рассчитана на двух человек. Количество надстроек для шасси превышает 100 штук. Самыми распространёнными считаются цистерны, оборудование спасательных служб, газовые и нефтяные ёмкости.

Платформа выполняется по цельнометаллическому или деревометаллическому методам. В комплекте идёт конструкция под установку тента, на борта можно устанавливать дополнительные решётки. Звуковая сигнализация используется для контакта кузова и салона.

Комплектация «Егерь» отличается от базовой вместимостью кабины - до 5 человек. Из-за увеличения её длины, была снижена длина кузова, который используют для перевозки людей и грузов различного вида. Такая комплектация используется для оборудования жилого модуля, если она используется ремонтными бригадами. Версии с укороченным кузовом могут транспортировать грузы до 1 тонны.

Бортовая модификация обеспечивает пассажирам высокий уровень безопасности. Над бортами крепятся ремни безопасности, которыми могут пристёгиваться пассажиры. Лавочки для людей крепятся к боковым бортам, могут складываться. Для освещения используется небольшая лампочка, монтируемая на одну из дуг конструкции тента.

Рама грузовика штампованная, оснащена передними удлинителями лонжеронов. Дисковые колёса имеют односкатные шины. В устройстве присутствует система автоматического контроля давления в шинах.

В 2014 году заводом был представлен ГАЗ-3308 Тайга-VIP. Проходимость транспорта была улучшена, а вместимость расширена до 7 человек. Такая кабина позволяет использовать авто с модулями различных хозяйствах, помещающих в себя необходимое оборудование и инструменты.

Экземпляры последних лет выпуска имеют встроенную лестницу для перемещения на крышу. Там может устанавливаться багажник для перевозки больших, но не тяжёлых предметов. В комплектацию входят две лебёдки. «Тайга» обустроена проводкой, поэтому в салоне и в фургоне присутствует отдельное освещение и розетки. Они работают за счёт дизельного генератора. Жидкостное отопление поддерживает приемлемую температуру в жилом модуле. Здесь предусмотрен оружейный шкаф.

Есть комплектация «самосвал». Погрузка и разгрузка может осуществлять с трёх сторон. Масса транспорта чуть больше 8 тонн, а грузоподъёмность составляет 4,5 тонны. Самосвал с электроподъёмником получил более прочные шины 8,25-R20, устройство подвески не изменилось. Двигатель ГАЗ-3308 такого вида имеет 122 силы, работает на дизельном топливе и оснащён четырьмя цилиндрами. Средний расход топлива - 22 литра на 100 км.

При заказе машины на заводе можно выбрать функцию предпускового обогревателя, который зарекомендовал себя при эксплуатации в условиях низких температур. Моторы последнего поколения экологически чистые, выполняют нормы «Евро-4». Проходят до 500 тысяч километров без капитального ремонта. Обслуживание дешёвое, запчасти можно найти в любом специализированном магазине. Также продажа деталей распространена на вторичном рынке.

Какой можно сделать?

ГАЗ-3308 - качественный продукт отечественного машиностроения. За 19 лет эксплуатации в разных отраслях он продемонстрировал себя с лучших сторон. Его используют не только для перевозки грузов, но также в спортивных соревнованиях по прохождению бездорожья. Опытные шофёры за рулём этого авто регулярно занимают призовые места.

Завод-производитель предлагает множество версий грузовика. Самыми популярными у покупателей являются «Садко» и «Земляк». Средняя цена первого варианта составляет 1,655 миллиона рублей, второго - 1,403 миллиона рублей. Итоговая стоимость зависит от выбранных дополнительных опций. На вторичном рынке представлено множество вариантов. Автомобили 03-05х годов выпуска обойдутся покупателю в 220-450 тысяч рублей, 07-09х годов - 500-750 тысяч рублей.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

ГАЗ-3308 «Садко» — это выносливый среднетоннажный бортовой грузовик, пришедший на смену знаменитому ГАЗ-66. Впервые «Садко» попал на российские дороги в декабре 1997 года и с тех пор разошелся огромным тиражом, став полноправным лидером своего сегмента.

Помимо базовой бортовой платформы шасси ГАЗ-3308 «Садко» можно оборудовать практически любым типом надстроек, что делает данный грузовик универсальным «трудягой», отличающимся не только многофункциональностью, но и неприхотливостью в обслуживании, а также отсутствием «аллергии» на российские дороги.

ГАЗ-3308 4х4 «Садко» получил цельнометаллическую кабину с простым, но практичным дизайном, двумя дверями, почти панорамным остеклением, мощным металлическим бампером и крупным капотом, обеспечивающим легкий доступ в моторный отсек. Для своего класса дизайн грузовика вполне приглядный, но ничем сверхъестественным не выделяющийся, производитель постарался по максимуму снизить себестоимость производства, а потому использовал простые прямоугольные формы с минимум декоративных элементов оформления экстерьера.

В том же духе исполнен и интерьер кабины. Здесь все утилитарно, максимально просто и практично. Некоторые неудобства может вызывать посадка в салон, так как кабина достаточно высока, а поручней, за которые можно было бы ухватиться, производитель не предусмотрел, опять же, видимо, в целях экономии. Стандартная кабина ГАЗ-3308 оснащается двумя посадочными местами с достаточно удобными креслами с мягкой обивкой и ремнями безопасности. Добавим, что «Садко» может оснащаться и опциональной двухрядной кабиной, оснащенной двумя или четырьмя дверями. В версии с двумя дверями задний ряд кресел можно заменить на два спальных места, что позволит использовать грузовик для дальних грузоперевозок или для работы ремонтных бригад в отдаленной местности.

Базовая версия ГАЗ-3308 получила колесную базу 3770 мм и габаритную длину 6250 мм для версии с однорядной кабиной и 6600 мм в модификации с двухрядной кабиной. Помимо этого, возможен заказ удлиненных версий грузовика с колесной базой 4570 или 5070 мм, габаритная длина которых соответственно достигает отметки 7900 и 8950 мм. Габаритная ширина грузовика во всех случаях равна 2268 мм по кабине и 2340 мм по грузовой платформе. Высота «Садко» не превышает отметки 2780 мм по верхней точке тента. При этом добавим, что максимальная высота грузовика с учетом возводимых надстроек не должна превышать 4000 мм. Колея передних и задних колес «Садко» соответственно равна 1820 и 1770 мм. Клиренс автомобиля – 315 мм. Благодаря чему ГАЗ-3308 способен преодолевать брод глубиной до 800 мм, а также преодолевать подъемы с углом до 31 градуса при полной массе автомобиля. Максимальный радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего колеса равен 11,0 метра.

Минимальная снаряженная масса базовой модификации ГАЗ-33081 «Садко» составляет 3710 кг (изначально ГАЗ-3308 – 4 150 кг). Полная масса при этом достигает отметки 6350 кг, а грузоподъемность грузовика равна ~2000 кг. Грузовик оборудован металлической, либо металлодеревянной бортовой платформой с ровным полом, задним откидным бортом и каркасным съемным тентом. Габариты платформы составляют 3390 х 2145 мм, высота бортов платформы равна 900 мм. При желании платформу с тентом можно оснастить плафоном освещения, откидными продольными боковыми креслами и предохранительным ремнем над задним бортом. Погрузочная высота платформы – 1365 мм.

Технические характеристики.

  • Изначально грузовик ГАЗ-3308 оснащался карбюраторным 4,67-литровым 130-сильным двигателем ЗМЗ-5231.10.
  • В 2003 году «Садко» (ГАЗ-33081) стали оснащать белорусским дизельным двигателем ММЗ Д-245.7, имеющим 4 цилиндра рядного расположения с совокупным рабочим объемом 4,75 литра. Это мотор с жидкостным охлаждением, непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Двигатель ММЗ Д-245.7 начиная с 2013 года полностью соответствует требованиям экологического стандарта Евро-4, а его максимальная мощность составляет 122,4 л.с. при 2400 об/минуту. Верхний предел крутящего момента мотора достигает отметки 417 Нм в диапазоне от 1100 до 2100 об/минуту, что в купе с безальтернативной 5-ступенчатой механической КПП обеспечивает грузовик возможностью разгона до максимума в 93 км/час при среднем расходе топлива – 16,8 литра на каждые 100 км пути.
  • А с февраля 2013 года производитель предлагает также модификацию ГАЗ-33088, оснащенную двигателем ЯМЗ-53442 (также отвечающий требованиям экологического стандарта Евро-4). Как и белорусский аналог, двигатель ЯМЗ-53442 получил 4 цилиндра рядного расположения, непосредственный впрыск топлива и турбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Рабочий объем мотора составляет 4,43 литра, его максимальная мощность достигает отметки 134,5 л.с., а верхний предел крутящего момента равен 417 Нм. Модификация ГАЗ-33088 также комплектуется безальтернативной 5-ступенчатой синхронизированной МКПП с постоянным зацеплением шестерён и однодисковым, сухим сцеплением.

Все модификации ГАЗ-3308 «Садко» оснащаются системой полного привода 4х4 на базе механической раздаточной коробки с приводом на передний и задний мосты. Передний и задний ведущие мосты грузовика снабжены дифференциалами повышенного трения кулачкового типа, а поворотные кулаки переднего моста имеют шарниры равных углов скоростей. Передаточное число понижающей передачи раздатки равно 1,982. Передаточное число главной передачи ведущих мостов – 6,17 и 6,83.

Грузовик ГАЗ-3308 «Садко» построен на базе рамной двухосной платформы с зависимой рессорной подвеской спереди и сзади с продольными полуэллиптическими рессорами, дополненной гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на всех колесах. Тормозная система грузовика – двухконтурная, оснащена системой ABS, гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем, а также вакуумным ресивером в каждом контуре. На всех колесах установлены барабанные тормозные механизмы. Стояночный тормоз тут трансмиссионный, с механическим приводом. Рулевое управление грузовика построено на системе «винт – шариковая гайка» и дополнено гидроусилителем руля.

Комплектация и цена. В базе ГАЗ-33081 «Садко» комплектуется 18-дюймовыми стальными колесными дисками, вездеходной резиной, галогеновой оптикой, задним противотуманным фонарем, аккумуляторной батареей 6СТ-75, системой подкачки колес и отопителем салона. В качестве опции ГАЗ-33081 можно дополнить коробкой отбора мощности и лебедкой.
Стоимость бортового грузовика ГАЗ-33081 «Садко», в 2016 году на рынке РФ, составляет порядка ~1.6 млн. рублей.

ГАЗ-3308 «Садко» - грузовой автомобиль повышенной проходимости, сконструированный на Горьковском автомобильном заводе. Он пришел на смену легендарной, но устаревшей модели ГАЗ-66, характеристики которой уже не отвечали современным требованиям и стандартам.

Краткая история

Первый автомобиль ГАЗ-3308 «Садко» был представлен в конце 80-х годов, однако серийное производство началось лишь в 1997 году. Причиной, по которой конструкторам пришлось отложить чертежи новой модели и продолжить сборку старого ГАЗ-66, стал распад Советского Союза. Вся страна погрузилась в экономический кризис, который затронул и Горьковский автомобильный завод.

Чтобы запустить серийное производство ГАЗ-3308 «Садко» пришлось пересмотреть уже имеющуюся конструкцию и внести в нее существенные изменения. Изначально фургон создавали для армии. Поэтому грузовик должен был обладать не только повышенной проходимостью, но и надежностью, мобильностью, прочностью. Конструкторам удалось значительно улучшить характеристики ГАЗ-3308 «Садко», изменив конструкцию кабины, подвески.

Начало продаж и модернизации

Первыми клиентами Горьковского автомобильного завода, сделавшими большой заказ на ГАЗ «Садко», стали российские военные. Фургон зарекомендовал себя с положительной стороны и обратил на себя внимание потенциальных покупателей из ближнего и дальнего зарубежья. На сегодняшний день ГАЗ-3308 «Садко» используется армиями следующих стран:

  • Белоруссия;
  • Армения;
  • Украина;
  • Сирия;
  • Казахстан.

Первая серьезная модернизация фургона произошла в 2003 году. Изменения были минимальны и в большей степени коснулись силовых агрегатов. Так в линейке двигателей, устанавливаемых на ГАЗ-3308 «Садко», появился турбодизельный вариант. Последнее обновление модели произошло в 2014 году. Конструкторы Горьковского автомобильного завода представили обществу обновленный грузовик, имеющий большую грузоподъемность и отвечающий современным экологическим стандартам, который получил название «Садко Next».

ГАЗ-3308 «Садко»: технические характеристики

Конструкторам Горьковского автомобильного завода удалось решить сразу несколько задач и поставить фургон ГАЗ-3308 на конвейер:

  • грузовик полностью соответствует современным европейским экологическим стандартам Евро-4;
  • конструкция шасси позволяет устанавливать различные модули военного и гражданского назначения;
  • автомобиль имеет высокую проходимость, его можно использовать в крайне неблагоприятных дорожных и погодных условиях.

Силовые агрегаты

На ГАЗ-3308 «Садко» устанавливают два вида двигателей:

  • Карбюраторный бензиновый V-образный восьмицилиндровый мотор, который собирают на Заволжском моторном заводе. Он способен выдать до 122 лошадиных сил. Однако многие автомобилисты, которым довелось управлять данным фургоном, отмечают, что этой мощности не хватает для подъема груженого автомобиля на возвышенности.
  • Также устанавливают на ГАЗ-3308 «Садко» дизельные восьмицилиндровые V-образные двигатели Ярославского и Минского заводов. Их мощность еще меньше, чем у бензиновой версии, и равна 117 лошадиным силам.

Карбюратор двухкамерный с падающим потоком. Жидкостный подогреватель поддерживает оптимальную температуру рабочей смеси. Система охлаждения - жидкостная, с принудительной циркуляцией воздуха.

Трансмиссия

Вне зависимости от установленного силового агрегата, ГАЗ-3308 оснащают пятиступенчатой механической коробкой передач. Все передачи (кроме задней и первой) синхронизированы. Фургон получил двухходовую механическую раздатку, имеющую привод на оба моста, а также понижающую и прямую передачу.

Сцепление гидравлическое, сухое. Оно выполнено по фрикционному типу, имеющему гидравлический привод. Грузовики с дизельным двигателем оснащают диафрагменной пружиной, а бензиновые модели - периферийной.

Тормозная система

Тормозная система отечественного грузовика ГАЗ-3308 - двухконтурная, оснащенная гидровакуумным усилителем. Торможение - эффективное, осуществляется на разных осях. Система АБС получила пневматический усилитель и модулятор. Каждый канал имеет тормозной цилиндр, что в разы увеличило эффективность системы в целом. Стояночный тормоз имеет механический привод.

Подвеска

Задняя и передняя подвески рессорные, оснащенные гидравлическими амортизаторами. Это конструктивное решение положительно отразилось на характеристиках и позволило в разы увеличить проходимость автомобиля. Он без особых проблем преодолевает участки с мягким грунтом, заболоченную местность и грязь. Однако многие автомобилисты жалуются на то, что клиренс фургона довольно мал (31,5 см), из-за чего грузовик может «сесть» на передний мост.

Кузов

Фургон имеет цельнометаллический кузов и уникальную конструкцию двухместной кабины, которая позволяет устанавливать на шасси различные надстройки. Например, на базе ГАЗ-3308 «Садко» можно построить грузовик для военных, гражданских и спасательных целей. В небольших городах многих стран СНГ довольно часто встречаются пожарные машины на шасси ГАЗ-3308.

Другие характеристики

Прочие технические характеристики фургона:

  • полная масса - 6,35 т;
  • снаряженная масса бортового грузовика - 4,2 т;
  • снаряженная масса бортового грузовика с лебедкой - 4,36 т;
  • предельная грузоподъемность - 2 т;
  • радиус поворота - 11 м;
  • предельная скорость - 95 км/ч;
  • расход при скорости 60 км/ч - 16 л на 100 км;
  • расход при скорости 80 км/ч - 20 л на 100 км;
  • колея передних колес - 1800 мм, задних - 1700 мм;
  • длина - 6,2 м;
  • ширина - 2,3 м;
  • высота фургона (по тенту) - 2780 мм, по кабине - 2570 мм.

Мнения владельцев

Большинство владельцев фургона ГАЗ-3308 «Садко» отмечают надежность автомобиля, простоту его конструкции и относительно невысокую стоимость нового грузовика, которая варьируется в пределах полутора миллионов рублей. Также немало лестных отзывов заслужила эффективная тормозная система.

Однако есть и существенные недостатки, на которые сетуют автомобилисты. Основным минусом можно считать малую мощность фургона. При неграмотной полной загрузке машина становится менее мобильной, практически не едет в гору. Расход топлива, заявленный в техпаспорте грузовика, как правило, далек от истины. Владельцы отмечают, что машина с отрегулированным карбюратором и низким расходом практически не едет.

Этот автомобиль, сошедший с конвейера горьковского автозавода в 1996 году, стал ответом на запросы промышленности в грузовом полноприводном транспортном средстве повышенной проходимости, которое бы обладало современным уровнем эксплуатационного комфорта.

Раньше эта ниша была занята , но, будучи разработанным в далеком 1964 году, этот вездеход перестал удовлетворять современным требованиям гражданских, а также военных потребителей. ГАЗ Садко оставил себе все наилучшее, чем славился его предшественник последней модификации ГАЗ 66-40, а именно:

  • коробка передач;
  • раздаточная коробка;
  • мосты и колеса;
  • грузовая платформа.

Кабина, управление и рама новой машине досталась от модели ГАЗ 3309, в результате чего горьковский производитель достиг хорошей совместимости по узлам и деталям с другими среднетоннажными моделями своего производства. Первоначально новому детищу присвоили производственный индекс ГАЗ 33097, но в декабре 1997 года эта машина получила собственное имя «Садко», а также отраслевой индекс 3308.

Автомобиль Садко имеет три основных варианта исполнения:

  • Стандартный – укомплектован односкатными шинами размером 12R18, грузоподъемность – 2 тонны.
  • Военный – отличается односкатными шинами размером 12R20, снабженными системой поддержки и регулировки давления воздуха, грузоподъемностью 2,3 тонны, а также лебедкой.
  • Гражданский – оснащен двухскатными шинами размером 8,25R20, грузоподъемность – 4 тонны.

Основные технические характеристики двигателей

Вездеход «Садко» комплектуется как бензиновым, так и дизельным силовым агрегатом. В качестве первых применяются двигатели ЗМЗ-513 или ЗМЗ-5233. Оба двигателя карбюраторные жидкостного охлаждения.

  • Номинальная мощность ЗМЗ-513 – 116 л.с. (V = 4.25 л)
  • Номинальная мощность ЗМЗ-5233– 122 л.с. (V = 4.67 л)
  • Расход топлива (60 км/ч) – 22 л/100км
  • Максимальная скорость движения – 95 км/ч

Модификация ГАЗ-33081 комплектуется турбированным дизельным двигателем ММЗ Д-245.7 белорусского производства.

ГАЗ-33081 с двигателем ММЗ Д-245.7

Изначально этот агрегат соответствовал экологическим нормам Евро-2, но после модернизации этот двигатель стал отвечать строгому экологическому стандарту Евро-4 (с 2013 года). Его основные параметры:

  • Количество цилиндров – 4 в ряд
  • Номинальная мощность – 117 л.с. (V = 4.75 л)
  • Турбонаддув
  • Степень компрессии – 15.1
  • Расход топлива (60 км/ч) – 16 л/100км
  • Максимальная скорость движения – 90 км/ч

Еще одной из модификаций дизельного «Садко» является ГАЗ-33088, который комплектуется турбонаддувным двигателем ЯМЗ-53442. Особенность этого мотора в том, что при объеме 4,43 л он способен развить мощность в 135 л.с.

В разработку нового двигателя ЯМЗ-53442 ГАЗ вложил огромные средства

Также следует отметить раннюю модификацию ГАЗ-33082, который оснащался выпускаемым по лицензии Steyr турбодизельным двигателем ГАЗ-562. При объеме 3,13 л этот агрегат развивал мощность в 150 л.с.

Основные эксплуатационные характеристики

Для всех модификаций этой модели применяется 5-ти ступенчатая синхронизированная механическая коробка передач. Исключением являются модификации ГАЗ 3308-50/52, в которых силовым агрегатом служит двигатель ЗМЗ-513. Для них применяется 4-х ступенчатая механика. Для преодоления сложных участков предусмотрена 2-х ступенчатая раздаточная коробка для понижения передаточного числа оборотов от двигателя к трансмиссии без потери мощности.


Межколесный дифференциал повышенного трения перешел этому автомобилю по наследству от автомобиля ГАЗ 66. Именно он в паре с трансмиссией обеспечивает высокую проходимость по бездорожью. Чего только стоит способность ГАЗ-3308 Садко легко преодолевать подъемы наклоном до 31 градуса к горизонту. Также следует отметить клиренс, который составляет 315 мм для стандартной комплектации, и 335 мм – для техники армейского предназначения (увеличение достигается за счет установки колес большего радиуса).

Для комфортности управления машиной предусмотрен гидравлический усилитель рулевого управления. При длине автомобиля 6,25 м радиус его полного разворота составляет 11 м. Тормозная система – барабанного типа для передних и задних колес, имеет два контура, гидровакуумный усилитель и систему перераспределения тормозных сил.

Применение автомобиля «Садко»

Кроме военного предназначения, которое было основным при создании прототипа техники с высокой проходимостью, эта машина получила заслуженное признание во многих сферах хозяйственной деятельности.

Например, модификация ГАЗ Садко Егерь, благодаря цельнометаллической сдвоенной 4-х дверной кабине, способна вместить кроме водителя еще 5 пассажиров, а грузоподъемность кузова составляет 1,5 тонны. Это позволяет использовать автомобиль охотничьим хозяйствам, или организациям, обслуживающим электромагистрали и газопроводы в труднодоступных местах. Используя его можно легко и быстро доставить к месту аварии бригаду ремонтников и весь необходимый инструмент.

ГАЗ-33081 Егерь (модификация Садко со сдвоенной кабиной)

Также, на базе ГАЗ-33081 создано транспортное средство повышенной проходимости с надстройкой от American LaFrance, основной задачей которого является патрулирование лесов и тушение лесных пожаров. Эта машина оснащена емкостью для воды из армированного пластика объемом 1000 л, что в паре с насосом высокого давления обеспечивает длительный промежуток работы без дозаправки.

Подытожив, можно с уверенностью сказать, что ГАЗ 3308 «Садко» зарекомендовал себя отличным внедорожником для любого сезона и типа местности, а также стал достойным продолжателем славных традиций «Шишиги» (ГАЗ 66).

Технические характеристики ГАЗ Садко

ЗМЗ-513.10 ЗМЗ-5233.10 ММЗ Д-245.7Е2 ГАЗ-562 ЯМЗ-53442
Двигатель
объем, л 4,25 4,67 4,75 3,2 4,43
полезная мощность, кВт (л.с.) 92(125) 96(130) 90(122,4) 110(150) 99(134,5)
максимальный крутящий момент, Нм/мин-1 494/2000-2500 314/2000-2500 422/1500 420/3200 422/1200-2100
тип бензиновый карбюраторный дизельный с непосредственным впрыском
Основные параметры автомобилей
Модель автомобиля ГАЗ-3308 ГАЗ-33082 ГАЗ-33088
Полная масса, кг 5950 6300 6150 6340
Масса снаряженного автомобиля, кг 3990 4065 3900 3990
Масса перевозимого груза, кг 2000
Колесная база, мм 3770 3770/4570/5070
Кабина одиночная
Число мест 2