Установка гудка на авто. Какой бывает звуковой сигнал на авто, и какой клаксон установить на свою машину? Установка нового клаксона

По характеру звучания сигналы подразделяют на шумовые и тональные, а по устройству - на рупорные и безрупорные. Шумовые сигналы являются безрупорными, тональные - рупорными.

Питание сигналов постоянным током осуществляется от сети автомобиля.

Принцип работы шумовых и тональных сигналов аналогичен. Основным их исполнительным элементом является электромагнит, катушка которого подключается к сети питания через контакты прерывателя. Якорь электромагнита связан со звукоизлучающей мембраной.

Автомобильные радиостанции более мощные, более высокого качества и цены, чем большинство распространенных радиоприемников, продаваемых в электронных магазинах для потребителей. К сожалению, поскольку они постоянно находятся в движении, их прием радиосигналов меняется. Тем не менее, есть несколько вещей, которые вы можете сделать, если у вас плохое качество радиосигнала.

Типы автомобильных сигналов

Проверьте, правильно ли подключена антенна, если у вас уже есть автомобиль с длинной жесткой антенной с хлыстом. Вы можете легко проверить, правильно ли закреплена антенна, завинтив ее по часовой стрелке, плотно в нее. Приобретайте и устанавливайте антенные предусилители, если ваше текущее радиооборудование работает, но слишком слабое, чтобы подбирать сигналы. Антенные предусилители могут помочь в получении сигнала путем усиления сигналов антенны до того, как они достигнут тюнера. Эти устройства могут легко сделать слабые сигналы экспоненциально сильнее.

При протекании тока по катушке электромагнита его якорь притягивается к сердечнику, и мембрана прогибается. Одновременно происходит размыкание контактов прерывателя, катушка электромагнита обесточивается, якорь под действием упругой силы мембраны возвращается в исходное положение, замыкая контакты прерывателя. Таким образом, процесс притягивания и отпускания якоря становится периодическим, возникают колебания якоря вместе с мембраной. От частоты колебаний якоря зависит высота тона излучаемого звука. По основной частоте звука сигналы делят на сигналы высокого и низкого тонов.

К сожалению, предварительные усилители не избирательны в шумах, которые они предпочитают усиливать, поэтому конкретные станции и радиочастоты будут намного сложнее оттолкнуть, когда есть помехи сигнала. Приобретайте и устанавливайте систему настройки разнесения, если ваша текущая система работает, но постоянно подвергается воздействию препятствий. Эта опция позволяет улучшить прием, вычерчивая сигналы от двух антенн, расположенных на противоположных сторонах автомобиля. При установке автомобильный радио тюнер будет постоянно контролировать обе антенны одновременно и извлекать из тех, которые имеют самый сильный сигнал.

На автомобилях применяют параллельное включение сигналов высокого и низкого тонов. Основные частоты звука этих сигналов гармонично сочетаются. Обычно разница основных частот звука сигналов высокого и низкого тонов составляет 65-100 Гц.

Звуковые сигналы автомобиля характеризуются уровнем звукового давления (в децибелах) и спектральным составом звука. Наиболее хорошо перекрывают шум движения и слышны в кабине обгоняемого автомобиля сигналы, частотный спектр которых находится в пределах 1800-3550 Гц. Поэтому размеры, материалы и конфигурацию мембраны, резонаторов и других звукоизлучающих деталей сигнала подбирают таким образом, чтобы вся его звуковая энергия была сконцентрирована в этом диапазоне.

Это очень полезно, если вы часто посещаете город, где высокие здания могут препятствовать или неправильно отражать радиосигналы. Очистите любую краску и коррозию на месте установки. На шасси транспортного средства предусмотрена плоскость заземления или электропроводящая поверхность, которая подается на прием радиосигналов, для антенны, поэтому убедитесь, что ваша антенна всегда имеет четкое соединение с ней. После того, как установка завершена, обязательно смажьте любой открытый металл смазкой или силиконовым клеем, чтобы предотвратить ржавчину и коррозию.

Таблица 1

Тип звукового сигнала марка автомобиля напряжение В. сила тока А. уровень звукового давления дБА частота звука Гц исполнение
Сигналы низкого тона
С304 ВАЗ 2101, 2102, 21011 12 4 105-125 405-445 Безрупорное
С308 12 7,5 110-125 400-430 Рупорное
С306Г КамАЗ; КрАЗ 24 4 110-125 340-390 Рупорное
С313 МАЗ 500С, 5335 24 4 110-125 370-420 Рупорное
Сигналы высокого тона
С305 ВАЗ 2101, 2102, 21011 12 4 105-125 470-505 Безрупорное
С309 ВАЗ 2103, 2106, 2107, 2108; Москвич-2140 12 7,5 110-125 480-510 Рупорное
С307Г КамАЗ; КрАЗ 24 4 110-125 420-480 Рупорное
С314 МАЗ 500С, 5335 24 4 110-125 440-490 Рупорное

В таблице 1 указаны основные параметры некоторых типов звуковых сигналов автомобиля.

Как сделать бас в вашем автомобиле самым лучшим звуком

Низкий частотный ритм часто заставляет меня танцевать или, по крайней мере, кивать головой вместе с ритмом. Вот почему мы все любим музыку в первую очередь - это нас трогает. Это может занять немного времени и усилий, чтобы получить точный басовый звук, который вы хотите от своих субмаринок, но награды за хорошо настроенную сабвуферную систему в подавляющем большинстве прохладны и физически удовлетворяют.

В этой статье обсуждается, как настроить субтитры и усилители, чтобы получить лучший звук, который вы можете. Если вы ищете информацию о покупке сабвуферов, пожалуйста, прочитайте наш и посмотрите наш выбор, а затем вернитесь сюда, чтобы узнать больше о том, как настроить их, чтобы обеспечить отличный звук.

Чтобы исключить влияние массы автомобиля на звукоизлучение сигнала, применяют его рессорную подвеску.

Возникающее при движении автомобиля вихревое движение воздуха изменяет слышимость сигнала. Чем больше скорость автомобиля, тем меньше расстояние, на котором слышен сигнал.

Устройство и схемы включения звуковых сигналов автомобиля


Имейте в виду, что искажение - это враг: он уничтожает ораторы, подводные лодки и барабанные перепонки. Искажение звучит как треск, хлопание, хруст или шипение, которое мешает отчетливому звуку музыкального инструмента. Если вы используете усилитель с усилителем, важно, чтобы усиление усилителя было правильно настроено для предотвращения искажения.

При низком усилении усилителя, воспроизведите музыку и включите громкость вашего ресивера, пока не услышите искажение музыки, затем отпустите громкость, пока звук музыки не будет снова очищен. Обратите внимание или отметьте, где находится громкость ресивера. Этот параметр - это максимальный объем, на который ваш приемник может пойти и по-прежнему играть чисто.

Устройство шумового безрупорного сигнала показано на рисунке 2 слева. Он состоит из стального корпуса на котором закреплен электромагнит, содержащий ярмо 2, сердечник 5, якорь 4 и катушку 3. Якорь электромагнита жестко соединен с мембраной 8 в ее центральной части. По периферии мембрана зажата винтами между корпусом 1 и крышкой 9 сигнала. На якоре закреплен также диск резонатор 10, обеспечивающий усиление громкости звучания сигнала и нужный частотный диапазон звукоизлучения. Питание на катушку электромагнита подается через контакты прерывателя 7.

Теперь увеличьте усиление усилителя до тех пор, пока вы снова не услышите искажение, затем слегка отпустите усиление, пока искажение не исчезнет. Теперь усиление усилителя установлено, поэтому вы можете снизить громкость приемника до более комфортного уровня. акустическая система не имеет усилителя, вам все равно нужно найти максимальную точку тома на вашем ресивере, повернув ее чуть ниже уровня искажения.

Теперь вы готовы к басу

Шаг 2: Сгладьте сигнал, откройте фильтр нижних частот

Поверните усиление вашего субмарина до самого низкого положения в самой противоположной точке против часовой стрелки. Включите фильтр нижних частот и установите его как можно выше по часовой стрелке. Если у него есть усиление баса, выключите его. имеет дистанционное управление уровнем, установите его в среднее положение, так что позже у вас будет выбор усиления или резки баса на отдельной песне.

Возникающий при этом магнитный поток проходит через часть корпуса, крепящий сердечник, сердечник, ярмо, якорь электромагнита, и якорь притягивается к сердечнику. Выступ якоря, перемещаясь, действует на держатель 6 подвижного контакта прерывателя, разрывая цепь питания катушки электромагнита. Обратный ход якорь осуществляет под действием упругой силы мембраны.

Отрегулируйте настройку басового тона вашего ресивера на его среднюю, ноль или «плоскую» настройку, в зависимости от того, что она вызвала на вашем стерео. Если у него есть регулятор уровня сабвуфера, установите его также на его середину или настройку «без усиления». Иногда приемники имеют кроссовер, фильтр нижних частот или усиление баса на выходе сабвуфера. Убедитесь, что все они тоже выключены.

Начните с уменьшения коэффициента усиления и выключите фильтры и усиление баса. Примечание. Не используйте фильтры нижних частот, кроссоверы или басовые усилители на приемнике и усилителе одновременно. Используйте тот или другой, но не тот и другой. Причина в том, что что-то, называемое фазовым искажением, генерируется вокруг каждого фильтра или увеличивает частоту кроссовера, заглушая звук.

Некоторые типы звуковых сигналов автомобиля высокого и низкого тонов отличаются только толщиной мембраны, например, сигналы С-304 и С-305. У сигнала низкого тона мембрана толще.

Устройство тонального рупорного сигнала автомобиля изображено на рисунке 2 справа. Он состоит из:
1 - корпус электромагнита; 2 - сердечник электромагнита; 3 - якорь; 4 - катушка; 5 - ярмо электромагнита; 6 - мембрана; 7 - корпус рупора; 8 - крышка рупора.

Шаг 3: Отрегулируйте усиление сабвуфера и фильтр нижних частот

Воспроизведите музыку через ресивер примерно на четверть громкости. Увеличьте усиление усилителя сабвуфера до тех пор, пока звук вашего сабвуфера полностью не перегретет другие динамики, не искажая. Поверните усиление до тех пор, пока оно не исказится, а затем отпустите его, пока звук не станет чистым снова.

Во время прослушивания музыки, выходящей из вашего субмарина, медленно отрегулируйте низкочастотный фильтр субмадра вниз до тех пор, пока все ноты высоких и средних частот не исчезнут. Отрегулируйте фильтр нижних частот вниз, чтобы исключить высокочастотные и среднечастотные ноты.

Тональный сигнал по устройству мало отличается от шумового. Он также имеет корпус, электромагнит, прерыватель и мембрану 6. Однако резонатором этого сигнала является столб воздуха, заключенный в рупоре. Рупор образуется соединением его корпуса 7 и крышки 8. Конфигурация рупора обеспечивает взаимную настройку частот колебания мембраны и воздушного столба, чем достигается получение громкого звука определенного тона. Конец рупора расширяется для эффективного излучения звука. Для уменьшения искрения контактов прерывателя в тональных сигналах так же, как и в шумовых, параллельно контактам включают резисторы или конденсаторы. В малогабаритных сигналах средства, уменьшающие искрение контактов, не устанавливаются.

Фильтр нижних частот устраняет ноты, которые вы не хотите, чтобы ваш сабвуфер играл. Он также действует как регулятор тембра для захвата «краев» звука ударного барабана; нападение и освобождение своего бума. Отфильтруйте цимбалы, струны, вокал и гитары. Оставь бас и низкие барабаны.

Шаг 4: усиление басов и дозвуковой фильтр

Если у вас есть усиление баса, попробуйте тщательно развернуть его, чтобы услышать, как бас-барабан звучит, когда вы это делаете. Применение только небольшого усиления баса вызовет большой удар. Будьте осторожны с усилением басов, если вы решите использовать его - здесь искажение часто вводится в систему. Если вы слышите искажения, опустите усиление вспомогательного усилителя до тех пор, пока оно не исчезнет. Используйте усиление баса, чтобы почувствовать ритм в воздухе, который ваш подвига движется.


Рис. 3. Схемы включения автомобильных звуковых сигналов.

Шумовые сигналы имеют двухпроводную схему и управляются кнопкой S включения сигналов по схеме рис. 3, а.

Тональные сигналы потребляют ток, превышающий допустимые значения для механических кнопок. Поэтому они управляются по схеме, приведенной на рис. 3, б с использованием промежуточного реле KV. Один вывод обмотки электромагнита тональных сигналов соединен с массой. Такие сигналы имеют однопроводную схему.

Для портативных сабвуферов используйте дозвуковой фильтр на вашем усилителе, чтобы приручить слишком громкие низкие ноты. Это поможет уменьшить уровень нот, на которых резонирует корпус. Измените настройки всех фильтров, чтобы звук басового барабана был жестким, сухим или свободным и реверберирующим, в соответствии с вашим личным вкусом. Мне нравится регги и душа, поэтому мой бас довольно громкий, но он немного сух, чем может понравиться большинству людей. Важно сохранить настройку вашей системы, пока не услышите что-то, что вам нравится.

Шаг 5: Совмещение уровня сабвуфера с громкостью приемника

Когда вы будете удовлетворены тон ваш бас и удар вашей системы, превратите усиление суб-усилителя полностью вниз. Теперь, когда каждый фрагмент головоломки установлен, пришло время сосредоточить всю музыку. Увеличьте громкость ресивера до максимального, без искажений положения. Затем медленно увеличивайте усиление усилителя сабвуфера до тех пор, пока бас не будет сбалансирован с остальной частью музыки.

Техническое обслуживание и ремонт автомобильных звуковых сигналов

Обслуживание сигнала состоит в очистке его от загрязнения и проверке качества электрических соединений. Действие сигнала рекомендуется проверять ежедневно. На автотранспортных предприятиях при техническом обслуживании автомобилей (ТО-2), если это необходимо, регулируют силу звука сигнала. Эту операцию следует проводить только при появлении хрипа и снижении громкости звука.

Запустите пульт дистанционного управления басом или регулятором уровня вверх и вниз, чтобы услышать, что он делает. Из-за размера акустического пространства в автомобиле, сабвуферы иногда не комбинируют свой звук конструктивно с остальными звуковыми волнами системы. Если ваш бас имеет большой объем, но, по-видимому, ему не хватает пунша, вы иногда можете помочь ему, обратив вспять выходы громкоговорителей вашего субменю. Это изменяет движение вперед и назад на сабвуфер, что может привести к тому, что все звуковые волны будут лучше, чем другой путь.

Шумовые сигналы регулируют поворотом винта, расположенного на задней стенке сигнала, не более чем на 1 оборот. При этом изменяется зазор между контактами прерывателя.

Комплект сигналов высокого и низкого тонов регулируют и настраивают на совместную работу в специализированной автомастерской.

Проверку звукового сигнала автомобиля можно осуществить, подключив его через амперметр к аккумуляторной батарее соответствующего напряжения. Звучание сигнала должно быть громким, без дребезжаний, а сила потребляемого тока не должна превышать значений, указанных в таблице 1.

Какой бы способ ни звучал лучше всего, это правильный путь. Если вы слышите искажения, исходящие от ваших субмаринок, отключите усиление субмодера. Если в этот момент вы не сможете получить достаточное количество басов из вашего сабвуфера, чтобы не отставать от других динамиков без искажений, тогда вам нужно будет получить более мощный сабвуфер и комбинацию усилителей с более высокой мощностью.

Не уменьшайте коэффициент усиления вашего полнодиапазонного усилителя, чтобы попытаться совместить недостаток громкости сабвуфера. Это создаст угрозу для ваших громкоговорителей с полным диапазоном, не достигнув цели чистого, полного звучания, поэтому вы начинаете сабвуфер. Больше мощности, особенно на басу, всегда лучше, чем недостаточно.

Тон звука, громкость сигнала и сила потребляемого тока зависят от величины воздушного зазора между якорем и сердечником, который обеспечивается подбором прокладок между корпусом и мембраной, а также от величины зазора между контактами прерывателя.

Рассмотрим основные неисправности сигнала автомобиля, внешние признаки и способы их устранения

Причина неисправности Способ устранения
При нажатии на кнопку сигнал не звучит или звучит прерывисто
Обрыв цепи, соединяющей кнопку сигнала с сетью автомобиля Осмотреть проводку, устранить обрыв
Срабатывание предохранителя Определить и устранить причину короткого замыкания и срабатывания предохранителя
Плохой контакт в кнопке, выводах сигнала или реле Восстановить контакт, подтянув винты выводов и зачистив контакт от окисления, пыли, масла
Отказ реле сигнала Заменить реле
Сигнал звучит слабо и хрипло при неработающем двигателе, но при работе двигателя звучит нормально
Разряд или выход из строя аккумуляторной батареи Зарядить или заменить аккумуляторную батарею
Сигнал звучит слабо и хрипло во всех режимах работы двигателя
Подгорание контактов прерывателя сигнала Зачистить контакты и отрегулировать сигнал
Подгорание контактов реле Зачистить контакты реле
При проверке от аккумуляторной батареи сигнал не звучит и не потребляет ток
Обрыв в цепи катушки электромагнита Восстановить вывод катушки или заменить сигнал
Нарушение регулировки контактов прерывателя сигнала Отрегулировать сигнал поворотом регулировочного винта
При проверке от аккумуляторной батареи сигнал не звучит, но потребляет ток
Спекание контактов прерывателя Заменить сигнал

Для зачистки контактов прерывателя следует разобрать сигнал. При его сборке важно сохранить первоначальный зазор между якорем и сердечником электромагнита. Поэтому прокладку между корпусом звукового сигнала и мембраной желательно не заменять. Ее необходимо очистить от пыли и грязи и установить на место.

Теперь вы сможете наслаждаться надежной полнотой и ритмом своей музыки с помощью вашей настройки, соответствующей вашим возможностям вашей системы и предпочтениям вашего уха. Просто помните, чтобы быть вежливым, и уменьшите громкость своего бума, если это может беспокоить других людей.

Для получения дополнительной информации о том, как настроить звуковую систему автомобиля, смотрите. Чтобы узнать больше о лучшем звучании вашего усилителя, ознакомьтесь с нашими усилителями и статьями. Любой, кто споткнулся в автомобильном аудио, в какой-то момент столкнулся с усилителем.

ПОКУПАЯ, НЕ ОШИБИСЬ

ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ

Серию обзоров автомобильного электрооборудования (см. ЗР, 1997, № 6–9, 12) продолжает статья о звуковых сигналах.

Антон УТКИН

Группа 3721 - «Звуковые сигналы». Принципиально конструкция этих приборов не менялась уже несколько десятилетий. По-прежнему они бывают двух типов - шумовые и тональные.

В качестве альтернативы, он мог бы запустить пару передних громкоговорителей, смонтированных для огромной мощности и сабвуфера еще раз. Есть 3 пары, которые приравниваются к переднему, заднему и вспомогательному входам. Выше расположены три переключателя, которые позволяют вводить высокочастотный или низкоуровневый вход, автоматический режим включения и выбор входного канала.

Следующий этап - это то, что нас интересует, фильтр частоты и контроль усиления. Каналы с 1 по 4 предназначены для основных громкоговорителей, а 5 и 6 для сабвуферов. Какой фильтр вы спрашиваете? Он используется для удаления частот, которые не требуются динамиком на этом канале. Если мы знаем, что у нас установлен сабвуфер, нет смысла посылать очень низкие частоты на дверные громкоговорители. В крайних случаях, громкоговоритель динамика может быть слышен сбой в заднюю панель, создавая шум хлопания.

Схема шумового или безрупорного звукового сигнала показана на рисунке. При подаче напряжения на выводы 10 ток проходит через обмотку 6, сердечник 5 намагничивается и притягивает якорь 2. При этом мембрана 4 прогибается, контакты 1 размыкаются и цепь обмотки обесточивается. Мембрана благодаря своей упругости принимает прежнюю форму, и контакты снова замыкаются. Цикл повторяется 220–510 раз в секунду, вызывая звук. Соответственно, частота звуковых колебаний металлического дискового резонатора 3, закрепленного на стержне мембраны, составляет 220–510 герц (Гц). Чем больше упругость мембраны, тем выше частота, то есть тон сигнала. В небольших пределах частоту, тембр и громкость можно регулировать винтом 9, изменяя момент размыкания контактов.

Тональный или рупорный сигнал работает по аналогичному принципу, только роль резонатора здесь выполняет столб воздуха, заключенный в рупоре. Чем он короче и чем толще мембрана, тем выше тон сигнала. Ради компактности ему придают форму спирали - «улитки» или «змейки» (вспомните духовые музыкальные инструменты).

Почти всегда звуковые сигналы закрепляют на упругой подвеске в виде миниатюрной многолистовой рессорки. Теоретически ее длину можно подобрать так, чтобы обеспечить максимальную амплитуду колебаний корпуса сигнала, а значит, максимальную громкость звука. Но на практике подвеска всегда значительно короче оптимальной - опять-таки ради компактности. По согласованию с автозаводом сигналы иногда выпускают без подвески - тогда резонансные колебания корпуса обеспечивает податливая деталь кузова, на которой закреплен сигнал.

На протяжении полувека шумовые сигналы ставили на малолитражки, грузовики и мотоциклы, тогда как более дорогие, благозвучные и, как правило, более мощные тональные были привилегией солидных легковых автомобилей. Машины среднего класса имели по два рупорных сигнала разного тона, а представительские лимузины - даже три. В последние годы заметен отказ от тональных сигналов в пользу шумовых. Специалисты заключили, что резкий, неприятный звук сигнала эффективнее для экстренного оповещения пешеходов и водителей, нежели чистый музыкальный тон. Недаром на последних моделях «мерседесов» стоят мощные безрупорные сигналы.

Главное свойство звуковых сигналов, интересующее потребителей, - громкость, - принято выражать в децибелах, показывающих уровень звукового давления на расстоянии 2 м. Хотя для большей части сигналов приведен один и тот же разброс громкости - 105–118 дБ, абсолютная величина звукового давления в паскалях (Па) у «близких по громкости» сигналов может отличаться в десятки раз. Скажем, для сигнала 12.3721 от мотоцикла «Восход», больше похожего на зуммер, и «волговского» «ревуна» С302-Г указан одинаковый уровень звукового давления - до 118 дБ, что показывает бесполезность иных табличных данных. Отсюда вывод: сравнить громкость звуковых сигналов потребитель может лишь собственным ухом. Впрочем, для рупорных сигналов косвенным признаком громкости звука служат их размеры. Чем больше диаметр мембраны, тем больше воздуха она загоняет в рупор, а значит, тем выше амплитуда звуковых колебаний. И еще: чувствительность человеческого уха максимальна в диапазоне частот 1000–3000 Гц, поэтому звуковые сигналы «высокого» тона (400–550 Гц) воспринимаются нами как более громкие, нежели сигналы «низкого» тона (220–400 Гц) с одинаковым звуковым давлением.

В России звуковые сигналы для автомобилей выпускает только завод ЛЭТЗ (Лысково, Нижегородская обл.). Его разработки традиционно базировались на передовых зарубежных конструкциях, в частности фирмы «Хелла» (Hella, ФРГ). Большинство выпускаемых заводом моделей сигналов - шумовые. Тональные шли в основном на легковые автомобили ГАЗ и ЗИЛ . «Волговский» комплект сигналов (С302-Г и С303-Г) достаточно популярен у автолюбителей - его нередко ставят на автомобили других марок. Однако лишь на «Волге» они звучат так неподражаемо раскатисто, вызывая резонанс ее кузовных деталей.

Самые слабые из отечественных сигналов - малогабаритные тональные С308 и С309, впервые появившиеся на VAZ 2103 . По моде тех лет «жигулям-люкс» полагались сигналы «более высокого класса». Но уже тогда стало ясно, что «трешке» не перекричать пронзительно звенящий голос «копейки». Несмотря на это, С308 и С309 прижились на большинстве моделей ВАЗа и АЗЛК. С середины 80-х годов оба автозавода ограничились установкой единственного хилого С308 или С309 на свои переднеприводные модели. Автолюбители отреагировали немедленно - с прилавков стали исчезать «жигулевские» безрупорные сигналы, а с казенных «волг» - мощные тональные. И только в начале 90-х «Самара» наконец-то получила вполне подходящий ей шумовой сигнал новой разработки - 20.3721.

Ну а лучшими из отечественных сигналов остаются С304 и С305, комплект которых идет на VAZ 2104 и 2105 и которые ЛЭТЗ до сих пор делает в соответствии с первыми, еще фиатовскими ТУ. Даже владельцы «волг» иногда добавляют к своим двум «ревунам» высокотональный С305, придавая голосу машины неповторимый тембр и окраску.

Впрочем, желающим усилить голос своей машины теперь есть из чего выбирать - в продаже появились мощные импортные сигналы. Например, малогабаритный шумовой итальянского производства легко поставить на штатное место любого другого, причем на тех машинах, где не предусмотрено реле включения, оно и не потребуется - потребляемый сигналом ток невелик. А если место позволяет, то можно купить два больших рупорных (хотя бы производства Объединенных Арабских Эмиратов) - их услышит и самый злостный меломан за рулем, оглушенный своей магнитолой. Наиболее частыми объектами для такого тюнинга стали VAZ 2106 и 2107, которые завод до сих пор комплектует слабыми тональными сигналами.

Несколько слов о звуковых сигналах иных типов (не электромагнитных). Пьезоэлектрические, использующие достижения современной электроники, разработки которых проводили японские фирмы, широкого распространения не получили. Гораздо более распространены пневматические сигналы - самые простые по конструкции и самые мощные. Таков С40-В производства ЛЭТЗ - примитивный блок из двух прямых рупоров. Он применяется на полноприводных армейских грузовиках и седельных тягачах. Тем, кто его слышал с близкого расстояния, не надо объяснять, что такое «звуковое давление» - они почувствовали его не только ушами, но и кожей. Кстати, для С40-В таблицы указывают те же 108–118 дБ...

Всем хорош пневматический сигнал, недостаток только один - для его питания нужен компрессор, сжимающий воздух до 6 атмосфер. Для легковых автомобилей, где такого источника сжатого воздуха нет, продают импортные наборы: портативный электрокомпрессор и три-шесть рожков-рупоров разной длины. Стоят такие наборы 350–500 тыс. руб., сила звука у них заметно меньше, чем у пневмоклаксонов грузовиков, да и высокооборотный компрессор долговечностью не отличается. А особо «навороченные» многотональные конструкции, проигрывающие, например, «Ламбаду», «Кукарачу» и т. п., и вовсе незаконны, поскольку пункт 7.8 ПДД прямо запрещает применение сигналов с чередованием тонов.

Применяемость и цены наиболее распространенных 12-вольтовых электромагнитных сигналов приведены в таблице.

Шумовые (безрупорные) сигналы: С311-В-01 (слева) и 20.3721 (справа).

Тональные (рупорные) сигналы: С302-Г и С303-Г.

Схема шумового (безрупорного) звукового сигнала: 1 - контакты; 2 - якорь; 3 - резонатор; 4 - мембрана; 5 - сердечник; 6 - обмотка электромагнита;

7 - стержень мембраны;

8 - искрогасящий конденсатор; 9 - регулировочный винт; 10 - выводы обмотки.