Обслуживание автомобильных аккумуляторов. Виды аккумуляторных батарей. Процедуры по обслуживанию автомобильной батареи

Каждый современный автомобиль комплектуется таким устройством, как аккумулятор. Его конструкция очень надежная. При правильной эксплуатации такие устройства могут работать очень долгое время. Однако следует помнить, что иногда аккумулятору требуется специальное техобслуживание.

Такая процедура не занимает много времени и сил владельца автомобиля. Но зато срок эксплуатации устройства значительно продлевается. , должен знать каждый владелец автомобиля.

Последний проект, финансируемый Европейским Союзом, возглавляемый Имперским колледжем Лондона, отвечает на эти вопросы. Исследование длилось три с половиной года. Батарея в крышке багажника? Новое решение представляет собой комбинацию наноматериалов из углеродного волокна и полимерной смолы и конденсаторов с высокой емкостью. Прессованные углеродные волокна позволяют вам свободно формироваться, что позволяет вам соответствовать форме батареи на кузове автомобиля и использовать любое свободное пространство.

Первые слои волокон сначала склеивают, затем формуют в желаемую форму и, наконец, фиксируют в печи. Суперконденсаторы интегрированы с верхним слоем материала. Его можно использовать практически в любом месте автомобиля, полностью заменяя текущие батареи.

Необходимость процедуры

Задаваясь вопросом, как обслужить аккумулятор , необходимо в первую очередь рассмотреть причины, по которым выполняется такая процедура. Каким бы длительным ни был срок эксплуатации современных устройств представленного типа, рано или поздно водителю придется столкнуться с необходимостью проведения его регламентных работ.

Встроенные батареи собирают энергию, восстанавливаемую во время торможения, и могут перезаряжаться от сети. Предыдущие эксперименты показали, что новый материал не только может заряжаться быстрее, чем традиционные батареи, но и более мощный и гибкий. Батарея с батарейным питанием, электрически саморегулируемая, может успешно заменить текущие батареи. Это легче, чем традиционное покрытие, что еще больше снижает вес автомобиля.

«Электрическая» крышка двигателя также может использоваться в качестве упрочняющей балки и батареи, используемой системой старт-стоп. Он имеет более чем половину размера и имеет достаточную емкость для питания 12-вольтовой сети в автомобиле. По оценкам, замена существующей аккумуляторной системы на новый материал уменьшит общий вес автомобиля на 15 процентов. Это уменьшит стоимость производства и обслуживания автомобиля; Это также принесет пользу окружающей среде.

На это влияет несколько факторов. Основными причинами, по которым требуется выполнить обслуживание или даже ремонт, являются возможные отклонения показателей заряда. Такую ситуацию вызывают неисправности генератора.

Если владелец автомобиля оставляет свое транспортное средство на длительное время с подключенным аккумулятором, заряд устройства постепенно снижается. Поэтому может возникнуть необходимость ее зарядить.

Компания продолжит работу над поиском и усовершенствованием технологии, которая принесет автомобили будущего. Кальций-кальциевая технология полностью разряжает батарею на протяжении всего срока ее службы. С индикатором батареи вы всегда знаете, полностью ли заряжена батарея.

Широкий диапазон батарей обеспечивает правильный выбор для каждого автомобиля. Отличные параметры запуска Уменьшенный эффект саморазряда Уменьшение расхода воды в течение срока службы Увеличенный комфорт Высокий комфорт и безопасность Волшебный окуляр Новый улучшенный диапазон батарей. Этот метод используется в странах Северной Америки и Дальнего Востока, где производится 75% мирового производства батарей. Он характеризуется легкостью и чувствительностью контроля процесса, что позволяет продукту получать требуемые параметры и поддерживать его качество на постоянном уровне.

Вопрос, как обслуживать аккумулятор автомобиля, может возникнуть и по причине отсутствия должного ухода за ним. В этом случае оборудование может прийти в негодность. Причем отремонтировать его не всегда удается. Поэтому своевременные действия и правильная эксплуатация позволят значительно сэкономить средства на приобретение нового устройства.

Полученные частицы свинца имеют постоянный размер - это позволяет получать однородную массу, что способствует высокой производительности. Основные процессы, такие как изготовление пластин, сборка, формирование батареи, постоянно разрабатываются в основном для автоматизации и робототехники. Преимущества автоматизации производственных процессов следует рассматривать в нескольких категориях. Высокое и повторяемое качество обеспечивается в аспекте продукта, в то время как в аспекте процесса достигаются высокая производительность и эффективность.

Основные виды

Современные характеризуются сроком службы не менее 5 лет. Чтобы продлить срок эксплуатации этого устройства, необходимо учитывать его тип.

В автомобилях могут применяться батареи двух видов, согласно ГОСТ 53165-2008. Согласно нормативной документации различают обслуживаемый или необслуживаемый аккумулятор. Лучше учитывать, к какому классу относится то или иное устройство. Список регламентных работ для каждого из них значительно отличается.

Наконец, с точки зрения технического обслуживания, гарантируется высокая надежность и доступность машин и линий, с сокращением прямой технологической и операторской поддержки, технического обслуживания, обслуживания и ремонта. Система для формирования батареи на основе непрерывной циркуляции электролита с полным изменением ее плотности во время процесса формирования. Этот процесс объединяет несколько операций, которые ранее выполнялись на отдельных производственных узлах.

Оптимальное образование электродов - процесс образования происходит при непрерывной циркуляции электролита низкой плотности, который автоматически заменяется в конце процесса электролитом с заданной плотностью для обеспечения наилучшего электрохимического перехода. Высококачественный процесс - электролит подготавливается и контролируется высококачественной интегрированной системой смешивания. Мы получаем электролит с точными и повторяемыми значениями температуры и плотности. Визуализация и всестороннее ведение журнала обеспечивают полный контроль процесса.

  • Сокращение времени до 80% по сравнению со стандартными процессами.
  • Формирование для некоторых типов до 8 часов.
Эти преимущества позволяют добиться повторяемости работы батареи; что приводит к увеличению срока службы.

Требует придерживаться в процессе работы рекомендаций производителя. Они прописаны в инструкции, которая прилагается к устройству. Необслуживаемые аккумуляторы (несмотря на свое название) также потребуют со временем произвести определенные работы по их обслуживанию. Разница заключается в наборе действий, которые необходимо произвести в этом случае. Все работы вполне можно выполнить самостоятельно.

Автомобильная батарея должна работать круглый год - это очевидно, потому что это единственный источник тока при запуске двигателя. Однако не только отрицательные зимние температуры могут снизить его эффективность, но и тепло. Что вы будете делать, когда ваша праздничная батарея не сможет доставить вас в ожидаемое время?

Как автомобильный кондиционер заряжает аккумулятор?

Вот несколько советов о том, как летом позаботиться о своей батарее, чтобы неприятные сюрпризы не мешали вашему отдыху. Использование кондиционера во время нагрева не является здоровым как для владельцев, так и для их транспортных средств, а точнее для батарей. Прежде всего, это увеличивает потребление энергии, что в сочетании с частыми остановками и короткими маршрутами снижает заряд батареи. Кроме того, уровень электролита в устройстве может измениться. Батарея потеряет способность конденсировать электричество и будет слишком слабой, чтобы запустить двигатель.

Необслуживаемый аккумулятор

Решая вопрос, как обслужить необслуживаемый аккумулятор , следует уделить внимание инструкции производителя. Многие автолюбители предпочитают именно эту разновидность оборудования, так как ее регламентные работы очень просты.

В этом случае первоначально требуется произвести осмотр корпуса аккумулятора. В нем не должно быть течи. Далее следует осмотреть дренажные отверстия. В случае выявления загрязнений их необходимо очистить. Все прочие детали аккумулятора также требуют выполнения подобных действий.

Когда дело доходит до зарядки вашего автомобильного аккумулятора, вы не можете пропустить самую важную часть электронной системы вашего автомобиля, генератора переменного тока. Его задача - перезарядить рабочую батарею. Тем не менее, увеличение летней одежды, короткого пробега и одновременного использования автомобильных зарядных устройств или радиостанций может привести к тому, что генератор переменного тока «не сможет» зарядить аккумулятор. Разгруженная система будет легко повреждена или не будет иметь достаточной мощности для запуска двигателя.

Если будет обнаружена утечка электролита, требуется своевременно ее устранить, нейтрализовать кислоту. Для этого применяется обычная сода. Если устройство обладает встроенным ареометром, необходимо проверить плотность жидкости внутри корпуса.

Особенности необслуживаемого аккумулятора

Разбираясь в вопросе, как обслуживать аккумулятор необслуживаемого типа, следует рассмотреть завершающую процедуру этого процесса. На этой стадии оценивается уровень заряда, обеспечиваемый генератором. Если при проверке было установлено, что напряжение находится на уровне 12,5-14,5 В, значит, оборудование исправно.

Как ухаживать за автомобильным аккумулятором? Его государственный контроль является основой

Так что же делать? Если вы используете кондиционер или какой-то источник питания во время движения, выключите, по крайней мере, километр перед запланированной остановкой. Это не относится к лампам, которые также потребляют энергию от аккумулятора. Автомобильный аккумулятор прослужит долго без особых проблем, если мы примем несколько правил. Прежде всего, он должен быть сухим и чистым, и при каждом обслуживании проверьте уровень заряда аккумулятора для каждой службы. В конце концов, чтобы избежать полной разрядки, не выключайте питание, когда двигатель выключен, и если вы не используете аккумулятор, хорошо проверить его и, возможно, зарядить каждые несколько недель.

Если будут обнаружены несоответствия нормативному значению, генератор износился. Требуется срочная диагностика и устранение проблемы. После проведения ремонта необходимо проверить в разных режимах работу системы.

Этот тип оборудования не имеет специальных отверстий для осуществления контроля электролита и его доливки до требуемого уровня. Поэтому если этот показатель критически опускается, а также снижается плотность жидкости, аккумулятор признается неисправным и не подлежит ремонту. Его меняют на новое устройство.

Как проверить уровень заряда аккумулятора автомобиля?

Если вы не регулярно проверяете уровень заряда аккумулятора, однажды вы можете быть разочарованы, когда аккумулятор внезапно разрядится, и вы не сможете продолжить движение. Поэтому лучше всего использовать вольтметр, чтобы проверить зарядное напряжение аккумуляторной батареи автомобиля. Напряжение, на которое указывает индикатор, совпадает с напряжением, указанным изготовителем.

Если вы хотите получить наиболее точные результаты, используйте вольтметр с диапазоном напряжения 0-20 В и классом 1. 5 для определения точности измерения. Если у вас есть какие-либо сомнения относительно показаний и правильного напряжения аккумуляторной батареи вашего автомобиля или нет вольтметра, перейдите к ближайшей.

Особенности обслуживаемого аккумулятора

Чтобы разобраться, какие аккумуляторы обслуживаемые , а какие нет, необходимо обратить внимание на строение прибора. Это сможет сделать даже неопытный водитель. Обслуживаемые аккумуляторы обладают специальными отверстиями, которые закрыты пробками.

Эти технологические проемы предназначены для заливки электролита внутрь емкости. В случае критического падения уровня этого показателя можно самостоятельно открутить пробки и влить внутрь устройства требуемое количество вещества. Если необслуживаемый тип аккумуляторов при такой неисправности ремонту не подлежит, то второй тип устройства позволяет после доливки применять его и дальше. Производится зачистка, как и в необслуживаемых аккумуляторах.

В дополнение к проверке уровня напряжения важно помнить об условиях электрических проводов и провода. При необходимости удалите все загрязнения и загрязнения, а затем поместите технический вазелин на зажимные винты. Вы также можете использовать препарат, который упрощает электропроводность. Сохранение чистой и сухой батареи является столь же важным.

Зарядка аккумулятора - как правильно его носить?

Если аккумулятор автомобиля разряжен, зарядите его с помощью батареи низкого напряжения, используя зарядное устройство. Таким образом, вы избежите короткого замыкания. Обратная полярность при завершении зарядки. Важно не перезаряжать автомобильный аккумулятор, что приводит к увеличению резервного напряжения и повреждению аккумулятора. При зарядке проверьте уровень напряжения или используйте зарядное устройство микропроцессора, которое контролирует зарядку и предотвращает перезарядку.


Обслуживание представленной разновидности оборудования выполняется в указанном выше порядке. Но есть и ряд особенностей проведения этого процесса. При помощи ареометра контролируется плотность и уровень электролита. Также в такой технике есть несколько поплавков с разным весом, а также груша. Она предназначена для заполнения корпуса.

Ваша автомобильная батарея будет работать летом, если

Вы будете регулярно контролировать уровень напряжения, уменьшать использование электрических нагрузок во время коротких поездок, и вы не будете отключать электропитание. Когда вы выключаете двигатель, вы будете путешествовать на большие расстояния, позволяя генератору заряжать аккумулятор. Неисправный генератор переменного тока может привести к отсутствию тока в установке и предотвратить запуск автомобиля. Каждый автомобиль нуждается в автомобильной батарее и не может работать без нее.

Регламентные работы обслуживаемой батареи

Требуют выполнения определенного набора регламентных работ. Она начинается с проверки креплений, их надежности. При необходимости болты и гайки батареи необходимо подтянуть.

Если между зажимами проводов и клеммами есть окислы, их необходимо обработать консистентной смазкой. Это предотвратит образование коррозии. После этого можно приступать к визуальной проверке уровня электролита. Иногда применяют специальную мерную трубку.

По этой причине, так как мы хотим, чтобы наша машина была как можно дольше вместе, хорошо знать и уделять внимание некоторым аспектам обслуживания батареи и тому, как мы должны выбирать батарею, чтобы быть совместимой с наш машина. Прежде чем вы начнете искать и собирать новую автомобильную батарею, вам необходимо проконсультироваться с руководством автомобиля, чтобы следить за всеми показаниями, которые указаны в нем.

Специалисты рекомендуют не покупать батареи в соответствии с требованиями, рекомендованными в руководстве. Также необходимо иметь в виду, что он может быть превышен только на 30 процентов от мощности аккумулятора, рекомендованной профессионалами для вашего автомобиля.

При необходимости внутрь батареи заливается дистиллированная вода (продается в аптеке). Ареометром после проведения процедуры определяется Это дает возможность определить уровень заряда. Если плотность содержимого емкости упала на 0,01 г/см³, заряд опустился на 6 %.

При помощи проверяется исправность агрегата. Он считается годным, если напряжение не падает минимум 5 сек.

Лучший способ сделать это - с помощью обслуживающего персонала. Прежде чем приступать к установке аккумулятора, рекомендуется отключить все электрооборудование вашего автомобиля. Батарея будет сидеть на опоре и быть осторожно зафиксирована так, чтобы она не двигалась. Перемещение аккумулятора автоматически приведет к потере гарантии.

Чтобы продлить срок службы аккумулятора, рекомендуется следовать небольшим советам по техническому обслуживанию. Во время работы очень важно регулярно проверять, является ли уровень электролита рекомендуемым. Также рекомендуется, чтобы вентиляция не покрывалась чем-либо. Если уровень кислоты в батарее ниже минимального, мы рекомендуем заполнять водой и никогда не использовать серную кислоту.

Доливка электролита

Рассматривая, как правильно обслужить аккумулятор , необходимо уделить внимание доливке электролита. Она требуется, если в процессе диагностики была выявлена течь. В продажу поступают батареи с заряженной емкостью. Это позволяет владельцу автомобиля сразу же применять устройство по прямому назначению.

Но иногда встречаются и Их перед применением требуется самостоятельно заправить электролитом. Плотность вещества должна быть 1,27 г/см³. Его заливают до требуемого уровня.


Спустя 20 минут после проведения этой процедуры (не позднее 2 часов) ареометром проверяется плотность внутри батареи. Если этот показатель не снизился более 0,03 г/см³, аккумулятор готов к эксплуатации. Если же падение превысило указанное значение, требуется подключить зарядное устройство. При этом заряд не должен превышать 10 % от номинального значения тока. Действия следует продолжать до тех пор, пока в банках не появится обильное выделение газов.

Какой тип аккумулятора выбрать?

При изучении вопроса о том, как обслужить аккумулятор, многих владельцев автомобилей интересует, какой тип батареи лучше. Мнение экспертов позволит разобраться в этом. В последнее время возрастает популярность именно необслуживаемых аккумуляторов. Это связано с улучшением технологии производства подобных изделий.

Современному водителю проще приобрести необслуживаемый аккумулятор, который после выработки своего ресурса утилизируется. Приобрести новую батарею иногда гораздо проще, чем заправлять старую.

Опытные автолюбители предпочитают все-таки обслуживаемые разновидности. При наличии должного инструмента применение таких батарей позволяет эксплуатировать представленное оборудование более длительный срок. Поэтому для тех людей, которые имеют достаточно свободного времени и знаний для проведения обслуживания таких аккумуляторов, этот вариант предпочтительнее.

Восстановление аккумулятора

Если возникает вопрос, как обслуживать аккумулятор автомобиля , который сильно разрядился, следует рассмотреть инструкцию по восстановлению батареи. Если производить зарядку малым током, по истечении длительного времени плотность способна увеличиться. Так можно реанимировать устройство.

Если аккумулятор имеет рабочие пластины, можно залить внутрь серную кислоту с показателем 1,4 г/см³. Иногда лучше обратиться к специалисту. Он применит особые приемы и методики для восстановления аккумулятора.

Зарядка аккумулятора

Изучая, как обслуживать аккумулятор , необходимо сказать несколько слов о его зарядке. Чтобы батарея не разрядилась при длительном простое, необходимо отключить ее массу. Требуется периодическая зарядка. Для этого применяется особое устройство. Оно сначала понижает напряжение, а затем начинает заряжать аккумулятор. Процесс подзарядки происходит автоматически. Следить за его выполнением не нужно.

Рассмотрев основные правила и поняв, как обслуживать аккумулятор , можно выполнить все действия самостоятельно. Придерживаясь рекомендаций специалистов, можно значительно сэкономить затраты на техобслуживание, а также При регулярном выполнении регламентных работ удастся продлить срок эксплуатации любого типа батареи.

1.1 Устройство аккумуляторной батареи

1.2 Основные неисправности аккумуляторной батареи и их проявления

1.3 Определение неисправностей и их диагностика

4 Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

5 Текущий ремонт аккумуляторной батареи

6 Расчет графика прохождения ТО автомобилей

2. ОХРАНА ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТНЫХ РАБОТ

ВВЕДЕНИЕ

Значительный рост автомобильного парка нашей страны вызывает увеличение объема работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Выполнение этих работ требует больших трудовых затрат и привлечения большого числа квалифицированных рабочих. В связи с этим требуется значительно повысить производительность труда при проведении всех видов технического обслуживания и ремонта автомобилей. Вновь подготавливаемые кадры для работы в автохозяйствах и на авторемонтных предприятиях должны основательно изучить процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей с использованием современного оборудования.

На предприятиях по техническому обслуживанию автомобилей все шире применяются методы диагностики технического состояния агрегатов автомобилей с применением электронной аппаратуры. Диагностика позволяет своевременно выявлять неисправности агрегатов и систем автомобилей, что дает возможность устранять эти неисправности до того, как они приведут к серьезным нарушениям в работе автомобиля.

Своевременное устранение неполадок в работе агрегатов и систем автомобиля позволяет предупреждать причины, способные вызвать аварийную ситуацию, ведущую к дорожно-транспортным происшествиям.

Механизация работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей с использованием более совершенного оборудования облегчает и ускоряет многие технологические процессы, но при этом от обслуживающего персонала требуется хорошее усвоение определенных приемов и навыков, знание устройства автомобиля и умение пользоваться современными приспособлениями, инструментами и контрольно-измерительными приборами.

Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава следует рассматривать как одно из главных направлений технического процесса при создании и реконструкции ПТБ предприятий автомобильного транспорта. Механизация работ при ТО и ремонте служит материальной основой условий труда, повышения его безопасности, а самое главное, способствует решению задачи повышения производительности труда, что особенно важно в условиях дефицита рабочей силы.

Основным средством уменьшения интенсивного изнашивания деталей и механизмов и предотвращения отказов агрегатов или узлов автомобиля, т.е. поддержание его в технически исправном состоянии, является своевременное и высококачественное выполнение ТО.

Под ТО понимают совокупность операций (уборочно-моечных, крепёжных, регулировочных, смазочных) цель которых предупредить возникновение неисправностей, повысить надёжность и уменьшить изнашиваемость деталей. ТО-2 в отличии от ТО-1 более углубленное и трудоёмкое. Если при ТО-1 техническое состояние автомобиля определяют визуально и выполняется небольшой спектр работ направленных на своевременное выявление неисправностей, то при ТО-2 выполняются работы охватывающие весь автомобиль, при этом не только определяется техническое состояние автомобиля, но и проводятся работы различного рода: замена масла /смазки/ в узлах трения, очистка или замена фильтрующих элементов, регулировочные работы. Связано это с тем, что ТО-2 выполняется через значительный промежуток времени в отличии от ТО-1, за который автомобиль получает значительные неисправности и повреждения. Поэтому качественное выполнение ТО-2 способно повысить срок службы автомобиля.

Однако, техническая мысль не стоит на месте и постоянно создаёт всё более сложные, по своему устройству, автомобили, обслуживание, которых требует огромных усилий. Поэтому перспективным и является внедрение в сферу ТО и Р современного оборудования, в том числе и диагностическое, а так же повышение квалификации обслуживающего персонала, что в свою очередь скажется на качестве выполняемого обслуживания.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 Устройство аккумуляторной батареи

Аккумуляторная батарея служит для питания электрическим током стартера при пуске двигателя и всех потребителей электрической энергии при неработающем двигателе, а также для питания потребителей совместно с генератором на малой частоте вращения коленчатого вала двигателя. Если мощность, потребляемая включенными потребителями, превышает мощность, развиваемую генератором, аккумуляторная батарея, разряжаясь, обеспечивает питание потребителей одновременно с работающим генератором.

Аккумуляторная батарея является электрохимическим устройством, в котором электрическая энергия, поступающая в процессе зарядки от внешнего источника постоянного тока, преобразуется в химическую, а в процессе разрядки химическая энергия преобразуется в электрическую.

Аккумуляторные батареи, установленные на автомобилях, называются стартерными, так как они обладают свойствами кратковременно отдавать большой ток (до 300-800 А при пуске двигателя стартером) при малом внутреннем падении напряжения.

Аккумуляторные батареи стартерного типа бывают свинцово-кислотные (получившие наибольшее распространение) и щелочные. Последние отличаются высокой надежностью в работе, однако имеют большие габариты, массу и дороги в изготовлении. Поскольку от аккумулятора требуется отдача значительной энергии для стартера в момент пуска двигателя, на автомобиле используют в основном свинцовые кислотные аккумуляторные батареи. При пуске двигателя аккумуляторная батарея должна обеспечить достаточный ток для работы стартера без падения напряжения ниже заданного минимального значения (6...8 В) . Мощность аккумуляторной батареи должна быть соизмерим с мощностью стартера.

Э.д.с, развиваемая одним аккумулятором, не превышает 2,2 В. Поэтому для получения э.д.с. в 12 В отдельные аккумуляторы объединяют в батарею и соединяют их между собой последовательно. Такая батарея состоит из шести аккумуляторов, размещенных в одном общем баке.

Стартерная кислотная аккумуляторная батарея состоит из нескольких соединенных последовательно аккумуляторов напряжением 2 В. На автомобиле с карбюраторным двигателем, как правило, используют батарею, составленную из шести отдельных аккумуляторов так, чтобы общее напряжение было равно 12 В. На автомобиле с дизелем, где установлен более мощный стартер, используют напряжение 24 В. Здесь аккумуляторная батарея состоит из 12 отдельных аккумуляторов или применяют две аккумуляторные батареи напряжением по 12 В, соединенные последовательно.

Стартерный кислотный аккумулятор является химическим источником тока. В нем происходит преобразование энергии химической реакции двух реагентов непосредственно в электрическую энергию. В качестве реагентов используют губчатый свинец, выполняющий функции восстановителя, и двуокись свинца в качестве окислителя. Реакция проходит в кислой среде - электролите, в качестве которого используют водный раствор серной кислоты H2SO4= концентрацией 28...35%.

Кислотные свинцовые стартерные аккумуляторные батареи допускают многоразовое использование, т.е. после разряда производится повторный заряд электрическим током в обратном направлении от внешнего источника.

Заряд аккумуляторной батареи проводится током, составляющим 10 % численного значения емкости. Так, для аккумуляторной батареи емкостью 65 Ач зарядный ток должен составлять 6,5 А.

Аккумуляторная батарея содержит отрицательные 1 и положительные 3 электроды (рис. 2.1.1.), разделенные сепараторами 2 - кислотоупорными пористыми вставками из изоляционного материала (дерева или пористой пластмассы).

Для современных аккумуляторов применяют сепараторы из мипора толщиной 1,1... 1,9 мм. Лучшими показали себя аккумуляторы с сепараторами из поровинила, которые позволяют на 10... 15 % повысить мощность батарей при низких температурах.

Блоки электродов в сборе с сепараторами монтируют в ячейках 14 моноблока 12. Каждая ячейка закрывается крышкой 7 с отверстиями для пробок 10 и контактных выводов электродов.

Рис. 2.1.1.Автомобильная аккумуляторная батарея

После установки блоков электродов в моноблоки аккумуляторной батареи сверху укладывают предохранительный щиток 4. Крышки в каждой ячейке герметизируют (заливают) специальной битумной мастикой. Электроды / и 3имеют решетчатую конструкцию, ячейки которой заполнены активной массой. Решетки делают из свинца с небольшим количеством (5... 13%) примеси сурьмы для прочности. Активная масса состоит из порошкообразного сурика и свинцового глета, пропитанных серной кислотой. Положительные пластины содержат больше сурика (имеют красноватый оттенок), отрицательные - больше свинцового глета (серая окраска).

Пластины в процессе изготовления аккумулятора подвергают формовке, т. е. нескольким циклам заряда-разряда. Выводы пластин каждой группы приваривают к обшей перемычке - мостику б с установленным на нем выводным штырем (борном) 5. Мостик с борном называется бареткой. Штыри групп пластин (полублоков) разной полярности соединяют между собой перемычками 9 так, чтобы было обеспечено последовательное соединение аккумуляторов в батарею. После установки перемычек у аккумуляторов крайние свободные штыри снабжают наконечниками для подсоединения проводов внешней цепи. Блоки пластин при установке в корпус опирают на выступы 13 на днище. В результате под блоками пластин образуется пространство, в котором накапливается шлак (постепенно осыпающаяся с пластин активная масса), что предотвращает короткое замыкание этими частицами разноименных электродов и, следовательно, преждевременный выход из строя аккумулятора.

Корпуса (моноблоки) аккумуляторных батарей изготовляют из эбонита, термопласта, полипропилена или полистирола. С помощью таких материалов обеспечиваются тепло-, морозо-, кислотостойкость, а также достаточно высокая механическая прочность, поскольку аккумуляторная батарея работает на автомобиле при постоянной вибрации. Электролит не должен выливаться из батареи при наклоне на угол 45° по отношению к рабочему положению. Уровень электролита в аккумуляторе поддерживается на 10... 15 мм выше предохранительного щитка 4.

При изготовлении новых конструкций моноблоков из пластмасс междуэлементные соединения отдельных аккумуляторов осуществляют через отверстия в перегородках.

2 Основные неисправности аккумуляторной батареи и их проявления

К числу неисправностей аккумуляторной батареи относятся повышенный саморазряд, короткое замыкание, коробление, разрушение и сульфатация пластин, трещины и истирание моноблока.

Таблица № 1 «Основные неисправности аккумуляторной батареи».

Основные неисправностиИх проявленияУскоренный саморазряд из-за замыкания выводов АКБ токопроводящей грязью или электролитом по поверхности крышкиНа поверхности крышки АКБ - грязь, стрелка вольтметра на щитке приборов находится в «оранжевой» зоне, амперметр показывает разрядУскоренный саморазряд из-за разрушения или «прорастания» сепараторов, замыкания электродов шламом при выпадении активной массы АКБИзмеренная вольтметром ЭДС АКБ имеет низкое значение при нормальной плотности электролитаУскоренный саморазряд АКБ вследствие применения грязной воды или электролитаСтрелка вольтметра находится в «оранжевой» зоне, а амперметр показывает разрядСульфатация электродов из-за длительного хранения АКБ, ее эксплуатация при малой заряженности и с пониженным уровнем электролитаВысокое напряжение в начале заряда; преждевременное газовыделение при незначительном увеличении плотности электролита в процессе заряда; повышение температурыНеисправен один или несколько аккумуляторовЕмкость АКБ меньше исправной, и напряжение под нагрузкой быстро снижаетсяКороткое замыкание электродов АКБ разной полярностиНапряжение на неисправном аккумуляторе отсутствуетПоврежден моноблок АКББыстрое снижение уровня электролита в АКБ. Видны трещины моноблокаПерезаряд АКБ вследствие повышенного зарядного напряжения от генератораНапряжение на выходе генераторной установки выше нормыКороткое замыкание электродов АКБ разной полярностиНапряжение на неисправном аккумуляторе отсутствуетОбрыв в цепи генераторная установка - АКБАКБ не заряжается

3 Определение неисправностей и их диагностика

Уровень электролита определяют в каждом элементе батареи уровнемерной трубкой. Трубку опускают вертикально через заливное отверстие аккумулятора до упора в пластину. Закрыв пальцем верхний конец трубки, вынимают ее. Сравнивая уровень электролита в трубке с рисками нижнего и верхнего уровня, определяют необходимость добавления или отсоса лишнего электролита. При снижении уровня электролита из-за испарения доливают дистиллированную воду, при утечке или расплескивании электролита - электролит.

Плотность электролита определяют с помощью денсиметра, пипеткой которого отсасывают электролит в таком количестве, чтобы ареометр свободно плавал. Не вынимая наконечника пипетки из наливного отверстия, отсчитывают значение плотности по шкале на денсиметре. При температуре электролита выше 15° С к показанию денсиметра прибавляется поправка 0,0007 г/см" на каждый градус, при температуре ниже 15° С эта поправка вычитается. Полученную плотность электролита сравнивают с рекомендуемой для различных климатических условий и времен года. При расхождении с рекомендуемой плотность электролита корректируют.

Напряжение на клеммах аккумуляторной батареи определяют отдельно для каждого элемента при помощи нагрузочной вилки ЛЭ-2 или ЛЭ-ЗМ. Острия контактных ножек вилки плотно прижимают к клемме и перемычке батареи и через 5 с определяют напряжение по шкале вольтметра вилки. При включении одного из двух нагрузочных сопротивлений вилку можно использовать для проверки аккумуляторных батарей емкостью 42...65 /С- ч, при включении другого - аккумуляторных батарей емкостью 70...100 А- ч, при параллельном включении обоих сопротивлений - аккумуляторных батарей емкостью 100... 135 А- ч. Аккумуляторные пробники Э107 и Э108 позволяют проверять аккумуляторные батареи емкостью до 190 А- ч. Напряжение на клеммах при полной зарядке должно быть 1,8 В и не падать в течение 5 с. Разность напряжений на клеммах отдельных элементов не должна превышать 0,2 В. При невыполнении этих условий аккумуляторную батарею сдают на зарядку или в ремонт.

Сульфатацию пластин определяют по белому налету на пластинах и быстрому разряду аккумуляторной батареи.

Механические повреждения (трещины) определяют осмотром. При наличии сульфатированных пластин и трещин на моноблоке аккумуляторную батарею сдают в ремонт.

1.4 Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей заключается в приведении их в рабочее состояние, уходе при эксплуатации и хранении.

ЕО - перед пуском двигателя проверить общее состояние и крепление АБ. Не допускаются трещины моноблока и крышек, повреждение изоляции проводов или окисление полюсных выводов и клемм, трещины в мастике и ее отслоение, сильное загрязнение. О техническом состоянии и степени заряда АБ можно определить по степени накала нитей отдельных включенных ламп, по силе звукового сигнала, по легкости пуска двигателя стартером. В дороге следует следить за показаниями контрольных и сигнальных приборов, характеризующих качество подзаряда АБ - при загорании красного аварийного сигнала, эксплуатацию следует немедленно прекратить, до устранения причины.

ТО-1 -дополнительно к объему ЕО, провести более тщательно крепежные работы; снять клеммы с выводных штырей, проверить их состояние - окисленные контактные поверхности зачистить мелкозернистой шкуркой или специальными приспособлениями (втулки с мелкими фрезами или металлическими щетками), после чего смазать их техническим вазелином или нанести тонкий слой антиокислительной аэрозоли типа "Унисма". Поверхность АБ следует тщательно очистить, включая вентиляционные отверстия в пробках с последующей продувкой их сжатым воздухом. Пятна белого налета от разлитого электролита легко удаляются ветошью, смоченной в 10% растворе аммиачного спирта. При ТО-1, а в жаркое время года ежедневно, следует проверять уровень электролита в банках АБ. Это делают с помощью уровнемерной трубки, конец которой опускают в наливное отверстие до упора, затем, зажав большим пальцем руки верхний конец трубки, осторожно вынимают и по количеству забранного в трубку электролита (норма 10-15 мм) принимают решение о необходимости доливки в ту или иную банку дистиллированной воды.

ТО-2 - помимо работ, выполняемых при ЕО и ТО-1, в объем работ ТО-2 входят диагностические работы по определению степени разряженности и технического состояния, как АБ в целом, так и отдельных ее элементов. С помощью ареометра с поплавком - денсиметром со шкалой проверяют плотность электролита в каждой банке, характеризующей степень разряженности, а с помощью нагрузочных вилок Э-108 и Э-107 - напряжение под нагрузкой на выводных полюсах. Проводить эти работы рекомендуется в аккумуляторном цехе, на столе с кислотоупорным покрытием. При необходимости следует выровнять и довести плотность электролита в аккумуляторах до нормы (например, добавлением электролита повышенной плотности). Если же разность плотности превышает 0,02 г/см3 - АБ необходимо подзарядить в течение 1-2 ч и снова произвести корректировку плотности. Снижение плотности электролита (приведенного к 25°С) на 0,01 г/см3 свидетельствует о разряженности АБ на 5-6%. Таким образом, если для средней полосы России взята исходная плотность 1,27 г/см3, для полностью заряженной батареи, то снижение плотности при замере до 1,23 г/см3 свидетельствует о разряженности на 25% (предельно допустимая разряженность при зимней эксплуатации), а до 1,19 г/см3 свидетельствует о разряженности батареи на 50% (предельно допустимая разряженность при летней эксплуатации). Указанные ограничения для зимы связаны с тем, что при низких температурах снижается энергоемкость АБ и пуск двигателя стартером будет крайне затруднен, к тому же электролит с пониженной плотностью склонен к замерзанию и возможно размораживание моноблока АБ, разрушение пластин, сепараторов и т.д. Поэтому, хотя повышенная исходная плотность электролита и сокращает в целом срок службы АБ, в северных широтах ее доводят до 1,30 г/см3, а в южных всего лишь до 1,26 г/см3. Проверка заряженности АБ аккумуляторными пробниками, при включенных, соответствующих нагрузочных резисторах, должна проводиться при закрытых пробках, не более 5 с - снижение напряжения одного аккумулятора на 0,1 В, свидетельствует о разряженности на 25%.

Нагрузочные резисторы 5 (рис. 2.4.1.) включаются затягиванием соответствующих контактных гаек 3 или б (или обоих при высокой емкости АБ), т.е. нагрузку делают близкой к "стартерной". При сильно окисленных выводах аккумуляторов - их следует слегка зачистить или нанести на них царапины. Проверку каждого аккумулятора следует проводить один раз - последующие проверки повлекут неточность результатов измерений. Если в ходе проверки напряжение под нагрузкой в отдельных аккумуляторах быстро падает - это может свидетельствовать о сульфатации пластин, выкрашивании большого количества ячеек с активной массой и т.д. При всех обстоятельствах напряжение в отдельных аккумуляторах не должно отличаться более чем на 0,1 В. При проверке пробником Э-107 (рис. 2.4.2.), заворачивают контактную гайку, контактную ножку прижимают к плюсовому выводу, а штырь щупа 8 - к минусовому. АБ, суммарное напряжение которой будет меньше 8,9 В, к эксплуатации непригодна. Ее необходимо поставить на подзаряд или в ремонт. При повышенной разряженности, когда АБ не удается привести в нормальное состояние, соответствующее ТУ, путем подзаряда - батарею следует разобрать, произвести поэлементную проверку с последующим проведением текущего или капитального ремонта (очень старые или сильно поврежденные батареи обычно выбраковываются).

При СО - корректируют плотность электролита в соответствии с предстоящим сезоном.

5 Текущий ремонт аккумуляторных батарей

Рис.2.5.1. Проверка стенок и перегородок моноблока на герметичность

Ремонт аккумуляторных батарей производится, только на аккумуляторах старого образца. Технологический процесс (ТР) начинают с предварительного разряда АБ. Затем сливают электролит, используя специальное, поворотное вокруг своей оси, устройство. Затем электронагревательными лопатками (можно приспособить обычный паяльник) удаляют мастику, уплотнительные шнуры и т.д. С помощью настольно-сверлильного станка и комплекта фрез срезают выводные штыри, разрезают межэлементные перемычки. Если неисправен один аккумулятор, то производят работы только для извлечения блока пластин из него, а если более одного, то целесообразно вскрывать и вынимать блоки всех аккумуляторов.

При ремонте широко используют инструмент и приспособления комплекта мод. ПТ-7300. Комплект, включающий электродистиллятор мод. КИ-389 используется в кислотных отделениях для приготовления электролита.

Рис. 2.5.2. Приспособление для сборки полублокапластин аккумулятора

Рис. 2.5.3. Приспособление для наплавки

Затем детали АБ тщательно промывают в дистиллированной воде, разбирают и проводят поэлементную проверку. Сильно сульфатированные или поврежденные пластины и сепараторы заменяют (если активная масса выпала не более чем из 3-4 ячеек решетки и пластины, то она пригодна к дальнейшей эксплуатации). При наличии специального приспособления (рис. 2.5.1.) целесообразно проверить стенки и перегородки моноблока на герметичность, предварительно удалив из него осадок. Для удобства сборки блоков пластин имеется специальное приспособление с винтом и прижимным башмаком (рис. 2.5.2.). Есть также очень удобное для проведения работ приспособление для сборки полублока (рис.2.5.3.). Концом угольного стержня с держателем, слегка прикасаются к месту плавки свинца для спайки. При необходимости в место пайки добавляется прутковый свинец и стеарин (чтобы соединение было прочным). Источником тока может быть обычная АБ или специальный сварочный трансформатор на 12 В.

Во время пайки нельзя допускать образование электрической дуги между угольным стержнем и свинцом. Наплавку выводных штырей обычно производят расплавленным в тигле свинцом, используя специальные формочки

После полной сборки АБ ее следует заполнить электролитом и дать в течение нескольких часов пропитаться активной массе пластин электролитом. Затем, для определения годности батареи к эксплуатации, рекомендуется провести контрольно-тренировочный цикл "заряд-разряд" током соответствующей силы.

6 Расчет графика прохождения ТО автомобилей

Среднесуточный пробег автомобиля ВАЗ-2106 составляет 180 км, категория условий эксплуатации - II, значит, периодичность ТО-1 должна составлять:

Периодичность ТО-2:

16000км= 9 дней,180 кмгде 16000 км - пробег для ТО-2, 180 км - среднесуточный пробег.

Среднесуточный пробег автобуса ПАЗ составляет 500 км, категория условий эксплуатации - I, значит, периодичность ТО-1 должна составлять:

4000 км= 8 дней,500 кмгде 4000 км - пробег для ТО-1, 500 км - среднесуточный пробег.

Периодичность ТО-2:

16000 км= 32 дня,500 кмгде 16000 км - пробег для ТО-2, 500 км - среднесуточный пробег.

Среднесуточный пробег автомобиля КАМАЗ составляет 180 км, категория условий эксплуатации - II, значит, периодичность ТО-1 должна составлять:

2800 км= 2 дней,180 кмгде 2800 км - пробег для ТО-1, 180 км - среднесуточный пробег

Периодичность ТО-2:

11200 км= 6 дней,180 кмгде 11200 км - пробег для ТО-2, 180 км - среднесуточный пробег

Для всех автомобилей СО проводить в апреле и ноябре совмещая с очередным ТО-2.

аккумуляторный батарея ремонт автомобиль

График прохождения ТО автомобилей

АвтомобилиСредне суточный пробег кмКатегория условий эксплуатацииЯнварьФевральМартАпрельМайИюньВАЗ-2106180IIТО-1 8,10,12,15,17,19,22,24,26,29, 31 ТО-2 8,18,29ТО-1 2,5,7,9, 12,14,16, 19,21,25, 27,29, ТО-2 8,19,ТО-1 3,5,7,11,13,15,18,20 22,25,27, 29 ТО-2 1, 13,24/СОТО-1 1,3,5,8,10 12,15,17, 19, 22,24 26,29 ТО-2 3, 14,24 ТО-1 2,5,7,10, 13,15,17, 20,22,24, 27,29, 31 ТО-2 3,14,24ТО-1 3, 5,7,10, 13,16,18, 20,23,25, 27,30 ТО-2 6,17,28ПАЗ 500IТО-1 8,17,26 ТО-2 8ТО-1 2,13,22,31 ТО-2 14ТО-1 10,20,30 ТО-2/СО 25ТО-1 9,18,28 ТО-1 6,15,25 ТО-2 2ТО-1 3,12,22 ТО-2 10КАМАЗ180IIТО-1 8,10,12,15,17,19,22,24,26,29, 31 ТО-2 8,15,22,29ТО-1 2,5,7,9, 12,14,16, 19,21,25, 27,29, ТО-2 5,12,19,27ТО-1 3,5,7,11,13,15,18,20 22,25,27, 29 ТО-2 5,13,20,27ТО-1 1,3,5,8,10 12,15,17, 19, 22,24 26,29 ТО-2/СО 3,10,17,24ТО-1 2,5,7,10, 13,15,17, 20,22,24, 27,29, 31 ТО-2 2,10,17,24,31ТО-1 3, 5,7,10, 13,16,18, 20,23,25, 27,30 ТО-2 ,16,23,30ВАЗ - 2106180IIТО-1 2,4,7,9,11,14,16,18, 21,23,25, 28, 30 ТО-2 7,19,30ТО-1 1,4,6,8,11,13,15,18, 20,22,25, 27,29 ТО-2 10,21,31ТО-1 1,3,5,8,10,12,15,17, 19,22,24, 26,29 ТО-2 11,21ТО-1 1,3,6,8,10,13,15,17, 20,22,24, 27,29,31 ТО-2 1, 11,22ТО-1 3,6,8,11,13,15,17,19, 21,24,26, 28 ТО-2/СО 2,13,23 ТО-1 1,3,5,8,10,12,15,17, 19,22,24, 26,29,31 ТО-2 3,14,25ПАЗ500IТО-1 1,10,20,29 ТО-2 18ТО-1 8,18,27 ТО-2 25ТО-1 6,16, 25 ТО-2 19ТО-1 5,22,31 ТО-2 1ТО-1 11,20,29 ТО-2/СО 8ТО-1 9,18,27 ТО-2 16КАМАЗ180IIТО-1 2,4,7,9,11,14,16,18, 21,23,25, 28, 30 ТО-2 7,14,21,28ТО-1 1,4,6,8,11,13,15,18, 20,22,25, 27,29 ТО-2 4,11,18,25ТО-1 1,3,5,8,10,12,15,17, 19,22,24, 26,29 ТО-2 1,8,15,22, 29ТО-1 1,3,6,8,10,13,15,17, 20,22,24, 27,29,31 ТО-2 6,13,20,27ТО-1 1,3,6,8,10,13,15,17, 20,22,24, 27,29,31 ТО-2/СО 3,11,18,25ТО-1 1,3,5,8,10,12,15,17, 19,22,24, 26,29,31 ТО-2 2,9,16,23, 30

2. Охрана труда при выполнении технического обслуживания и ремонта аккумуляторных батарей

При работе с аккумуляторными батареями необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

Все лица, соприкасающиеся в работе с аккумуляторными батареями, обязаны пройти специальный инструктаж по правилам ухода и техники безопасности при обслуживании и ремонте аккумуляторных батарей.

  1. Лица, производящие приготовление электролита, должны быть хорошо проинструктированы о правилах смешивания кислоты с водой и о порядке оказания первой помощи при ожогах кислотой и электролитом.
  2. При попадании электролита или кислоты на кожу необходимо немедленно смыть ее обильной струей воды, 10%-ным раствором соды или нашатырного спирта в воде.
  3. После работы с аккумуляторами и перед принятием пищи необходимо тщательно вымыть руки горячей водой с мылом.
  4. В местах работы обязательно наличие аптечки, содержащей йод, вату, марлю и 10%-ный раствор соды или нашатырного спирта.
  5. Питьевая вода должна быть кипяченой, помещаться в закрытой посуде и храниться в шкафу.
  6. Воспрещается курить, а также хранить продукты и еду в рабочих помещениях, связанных с ремонтом и уходом за аккумуляторными батареями.
  7. Уборку полов, столов, верстаков и инструментов нужно производить влажным способом в каждую смену.
  8. При аккумуляторном цехе должна быть оборудована раздевалка и умывальное помещение со шкафом для хранения домашней одежды и отдельно спецодежды.

10.Транспортировка вручную аккумуляторных батарей независимо от их количества не разрешается.

  1. Аккумуляторная мастерская и зарядная должны иметь открывающиеся окна.
  2. Пол рабочего помещения (аккумуляторного цеха), где выполняют ремонт аккумуляторов, должен быть кирпичный или бетонный, нескользкий и без выбоин.
  3. Стеллажи, стены и пол должны иметь кислотоупорное покрытие. При этом стены должны иметь гладкую поверхность и покрытие по высоте не менее 1,75 м.
  4. Рабочие столы, где разбирают и собирают аккумуляторные батареи, должны иметь ровную поверхность без щелей и трещин и покрытие из материала, стойкого по отношению к серной кислоте.
  5. Свинцовый порошок, глет и сурик для аккумуляторных мастерских необходимо доставлять в металлической, герметически закрытой таре и хранить в отдельном помещении.
  6. Негодные пластины и непригодный к употреблению свинец и его отходы нужно хранить в отдельном, закрывающемся ящике.
  7. В аккумуляторном цехе необходимо наличие водопровода, чтобы обеспечить быстрое смывание кислоты, попавшей на рабочего при несчастном случае.
  8. Электропроводка в аккумуляторном цехе должна быть герметичной и выполняться в металлических трубках, покрытых асфальтовым лаком.

Освещение аккумуляторного цеха и зарядной, где имеет место выделение паров кислоты, необходимо осуществлять герметическими светильниками.

19.Все установки, находящиеся в зарядной, должны быть взрывобезопасны.

В помещении зарядной нельзя устанавливать генераторы и открытые электродвигатели.

20.Зарядное помещение следует оборудовать приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей удаление вредных газов, выделяемых при зарядке.

Категорически запрещается курить и пользоваться открытым огнем, так как водород, выделяющийся в процессе зарядки аккумуляторов, соединяясь с кислородом воздуха, образует легковзрывающийся гремучий газ.

  1. При ремонте аккумуляторных баков трещины в мастике нужно сглаживать нагретым металлическим предметом. Не допускается расплавлять мастику на действующей батарее пламенем паяльной лампы, так как могут взорваться газы, находящиеся внутри аккумулятора.
  2. Электролит приготавливается путем вливания тонкой струей серной аккумуляторной кислоты в дистиллированную воду.

Ни в коем случае не следует наливать воду в серную кислоту, так как растворение кислоты в воде идет бурно и сопровождается разбрызгиванием, что может вызвать тяжелые ожоги кожи и глаз. Приготавливать электролит в стеклянной посуде нельзя, так как она может лопнуть от получающегося нагрева при растворении серной кислоты.

  1. В помещении для зарядки аккумуляторных батарей не должны производиться другие работы (разборка, сборка, ремонт).
  2. Температура в помещении зарядной должна быть не ниже + 10°С.
  3. Зарядное помещение должно быть оборудовано умывальниками, бачком с раствором питьевой соды, а также противопожарными средствами - огнетушителями, водой, песком, лопатками и пр.
  4. При одновременной зарядке десяти и более аккумуляторных батарей заряд должен происходить в изолированных помещениях, оборудованных стеллажами.
  5. Если одновременно под зарядкой находится менее десяти аккумуляторных батарей, ее можно выполнять в общих помещениях ремонтных цехов, но аккумуляторные батареи обязательно должны устанавливаться в вытяжном шкафу. Шкафы по своему устройству должны исключать возможность просачивания водорода в помещение.
  6. При заряде аккумуляторных батарей нельзя пользоваться нагрузочной вилкой.

Соединение аккумуляторных батарей, находящихся под зарядкой, необходимо осуществлять посредством плотно прилегающих освинцованных клемм, исключающих возможность искрения. Запрещается соединение аккумуляторных батарей проволокой.

При осмотре автомобиля нужно пользоваться переносной электрической лампой напряжением не выше 36 В, а при работе в осмотровой канаве - не выше 12 В. Лампа должна иметь предохранительную сетку для защиты от механических повреждений и отражатель, применение переносных ламп напряжением 127-220 В запрещается.

Для обеспечения безопасности работ электроинструментом, питающимся от электрической сети напряжением выше 36 В, необходимо:

к работе допускать рабочих, прошедших специальное обучение;

электроинструмент хранить отдельно от другого инструмента и выдавать рабочему после предварительной проверки его исправности;

перед началом работы надеть защитные приспособления (диэлектрические резиновые перчатки и резиновые сапоги или галоши), имеющие отметку об испытании (штамп или клеймо);

проверить путем осмотра надежность изоляции токоведущих проводов, обратив особое внимание на состояние изоляции проводов в месте их выхода из корпуса электроинструмента и не работать им до устранения неисправности;

проверить надежность подключения заземления;

ремонтировать и смазывать электроинструмент только после отключения его от электрической сети;

присоединять электроинструменты к сети питания только через штепсельные соединения, имеющие заземляющий контакт;

если во время работы электроинструментом рабочий почувствует хотя бы слабое действие тока, необходимо немедленно отключить электроинструмент от сети и сдать его в ремонт;

Заряд АБ производится в аккумуляторных цехах в специальных зарядных отделениях, имеющих вторую дверь, выходящую непосредственно на улицу. Над двухступенчатыми напольными стеллажами для установки АБ, располагают обычно навесные вытяжки для отвода газов, образующихся в процессе заряда (в основном это свободный водород или как его иначе называют - "гремучий газ", обладающий повышенной взрывоопасностью). Выпрямительные устройства рекомендуется устанавливать в соседних помещениях. Для заряда используют аппарат мод. BCA-III (с твердым селеновым выпрямителем, с рабочей силой тока до 8 А) или ВСА-5 (до 12 А), для ускоренного заряда используют иногда передвижную установку мод. Э-410. На рис. 8 изображены выпрямительные зарядные устройства производства Чехии. Заряд АБ рекомендуется производить силой тока, равной 1/10 емкости АБ. После начала выделения газов ("кипение" электролита), следует снизить вдвое силу зарядного тока. После окончания заряда выравнивают уровень и окончательно корректируют плотность.

Концентрированную серную кислоту следует хранить в стеклянных бутылях с притертыми пробками. Бутыли с кислотой в количестве, необходимом для эксплуатации батареи, и порожние бутыли следует помещать в отдельное помещение при аккумуляторной батарее. Бутыли следует устанавливать на полу в корзинах или деревянных обрешетках. На горлышках бутылей должны быть бирки с надписями Концентрированная кислота, Электролит.

Запас дистиллированной воды для приготовления электролита следует хранить в плотно закупоренных бутылях с надписью Дистиллированная вода. Использование этих бутылей для других целей не допускается.

При попадании серной кислоты на кожу или в глаза немедленно смыть ее обильно текущей струей воды, затем промыть 1%-ным раствором питьевой соды и доложить мастеру.

В случае попаданий щелочи на кожу или в глаза смыть ее обильной струей воды и промыть 3%-ным раствором борной кислоты.

Перед началом работы аккумуляторщик должен:

надеть исправную спецодежду (костюм, резиновые сапоги, фартук), застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было развевающихся концов, волосы убрать под плотно облегающий головной убор. Нижний край фартука должен быть ниже верхнего края голенищ сапог;

проверить и убедиться в исправности приточно-вытяжной вентиляции;

проверить исправность рабочего инструмента, приспособлений и вспомогательных материалов, расположить их в удобном и безопасном для пользования порядке;

проверить освещение рабочего места.

При недостаточной освещенности в аккумуляторной следует применять переносные лампы взрывобезопасного исполнения, напряжением не выше ЗОВ, имеющие стеклянные колпаки, уплотненные резиной и защищенные сеткой;

проверить наличие нейтрализующего раствора питьевой соды.

В своем курсовом проекте я изучил устройство, основные неисправности, методы диагностики и технического обслуживания аккумуляторных батарей. В результате проделанной мною работы, я пришел к выводу, что своевременное технического обслуживания увеличивает срок службы аккумуляторных батарей в среднем на 50%. Своевременное устранение неполадок в работе аккумуляторных батарей автомобиля позволяет предупреждать причины, способные вызвать аварийную ситуацию. При этом от обслуживающего персонала требуется хорошее усвоение определенных приемов и навыков, знание устройства автомобиля и умение пользоваться современными приспособлениями, инструментами и контрольно-измерительными приборами. Однако применение современного оборудования при проведении технического обслуживания и ремонта автомобилей не исключает выполнения общеслесарных операций, навыками которых должен хорошо владеть каждый рабочий, занимающийся обслуживанием и ремонтом автомобильной техники.

Заряда аккумуляторов и столы для ожидающих заряда аккумуляторных батарей. Участок работает по 5-дневной рабочей неделе в смену продолжительность 8...