Sae что за масло. Классификация моторного масла по SAE, маркировка смазочных материалов. Моторные масла для дизельных двигателей

В настоящее время общепризнанной международной системой классификации моторных масел по вязкости является SAE J300, разработанная Обществом Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах - степенях вязкости. Чем больше число, входящее в обозначение класса SAE, тем выше вязкость масла.

Причины скоро сказаны, аргумент настолько широк и сложный, что кому-либо трудно собрать полную информацию, обычно они могут получить ошибочную информацию, которая тогда не дает полной картины ситуации. Более того, никто не берет на себя ответственность за консультирование типа нефти, а не замену другого на самом деле тем, что предписано строителем мотоциклов. Но понять, по крайней мере, то, что следует учитывать при покупке моторного масла, поможет свести к минимуму риск неправильных покупок и максимизировать доходность потраченных денег.

Спецификация описывает три ряда вязкости масел: зимние, летние и всесезонные. Но, прежде, чем их рассмотреть, немного теории. Температурный диапазон моторного масла в основном определяется двумя его характеристиками: кинематической и динамической вязкостью. Кинематическая вязкость измеряется в капиллярном вискозиметре и показывает, насколько легко масло течет при данной температуре под действием силы тяжести в тонкой капиллярной трубке. Динамическая вязкость измеряется в более сложных установках - ротационных вискозиметрах. Она показывает насколько меняется вязкость масла при изменении скорости перемещения смазываемых деталей относительно друг друга. С увеличением скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость снижается, а с уменьшением - возрастает.

Классификация разделяет масла на три категории

И это намерение объяснить, что нужно помнить, когда мы находимся перед полками хорошо запасаемого магазина нефти, и мы не имеем ни малейшего представления о том, что посмотреть. Наконец, мы настраиваем только с единственным параметром, который не подпитывает ничьих сомнений: цена. Эти данные, однако, не всегда являются правильным решением, мы пытаемся добавить еще несколько «технических» и менее случайных, но все же практических.

Прежде всего, мы знаем, какое масло необходимо, так что все остальное не имеет смысла. Основная задача, но не единственная, что масло должна делать в двигателе, - смазывать, что значит уменьшить трение, которое создает между механическими компонентами, которые работают в контакте друг с другом, тем самым избегая преждевременного износа деталей, которые в наихудших случаях могут привести к их блокировке или даже слиянию. И, вероятно, здесь мы пришли бы немного, не требуя, чтобы кто-то объяснил это нам.

Ряд зимних масел : SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W - обозначаются цифрой и буквой "W" (Winter-Зима). Для зимних классов установлены два максимальных значения низкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100°С.

К низкотемпературным параметрам относятся:
Проворачиваемость - показывает динамическую вязкость моторного масла и температуру, при которой масло остается достаточно жидким, чтобы было возможно запустить двигатель.
Прокачиваемость - это динамическая вязкость масла, при которой масло сможет прокачаться по системе смазки и двигатель не будет работать в режиме сухого трения. Температура прокачиваемости ниже температуры проворачиваемости на 5 градусов.

Что может быть неясно, так это то, как смазка выполняет эту деликатную задачу. Когда говорят самые распространенные слова смазки, понятно, что, возможно, неосознанно, что смазка должна сохраняться в пространстве между частями, всегда избегая того, что они непосредственно касаются и поглощают трения той и другой, которые рассеиваются через его «текучесть». И это должно происходить независимо от давления, температуры, кислотности или влажности окружающей среды, в которой работает масло.

Единой классификации масел нет

Если масло хорошо работает, все движущиеся механические части, которые составляют мотоцикл, навечно «плавают» на очень тонкой масляной пленке. Поэтому на практике механические части, работая вместе, никогда не касаются этого. Некоторые компоненты, такие как распределительные валы или клапаны, для которых контакт всегда очень велик, специально покрыты твердыми и прочными материалами, но они не будут долго жить без безмасляной энергии.

Высокотемпературные свойства зимних масел характеризует минимальная кинематическая вязкость при 100°С - показатель, определяющий минимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.

Ряд летних масел : SAE 20, 30, 40, 50, 60 - обозначаются цифрой без буквенного обозначения. Основные свойства летнего ряда масел определяется по:

Поэтому можно сказать, что масло позволяет продлить срок службы механического компонента как маловероятное, так как сцепление между валом двигателя и шатуном в отсутствие масла будет сливаться после нескольких метров пути, в то время как с маслом его жизнь становится из нескольких десятков тысяч километров, если не сотни тысяч.

Благополучие, долговечность, производительность и хороший ход двигателя в значительной степени зависят от тонкой масляной пленки, о которой мы только что упоминали. Идеальное условие работы двигателя заключается в том, что масляная пленка никогда не прерывается и всегда оставляйте механические части отдельно друг от друга. Из-за этого необходимо, чтобы тип используемого масла соответствовал характеристикам двигателя, в котором он должен работать, что является определенной температурой и определенным давлением между движущимися механическими частями.

  • минимальной и максимальной кинематическим вязкостям при 100°С - показатель, определяющий минимальную и максимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.
  • минимальной вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с-1. Градиент скорости сдвига – это отношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними, заполненного маслом. С увеличением градиента скорости сдвига снижается вязкость масла, но она снова возрастает, когда скорость сдвига уменьшается.

Ряд всесезонных масел : SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60. Обозначение состоит из комбинации зимнего и летнего ряда, разделенных тире. Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно критериям и зимнего, и летнего масла. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркой погоде.

Всесезонные моторные масла

Если температура, на которую распространяется нефть, намного ниже или намного выше, чем у производителя масла, который мы используем, пленка, которая разделяет механические компоненты, будет прервать и вызвать прямой контакт между металлами который быстро изнашивается. В то же время, если мы подвергнем избыточному давлению масла, чем те, для которых оно было разработано, его химическая структура быстро разрушится, не обеспечив надлежащую смазку. Это причины, по которым масла очень много и разнообразны, и каждый из них предназначен для точного использования, которое может быть двигателем, коробкой передач, вилами, дифференциалом и т.д.

Таким образом, класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит:

  • проворачивание двигателя стартером (для зимних и всесезонных масел)
  • прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (для зимних и всесезонных масел)
  • надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме (для летних и всесезонных масел)

Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств API

Наиболее известной международной классификацией моторных масел по областям применения и уровню эксплуатационных свойств является классификация API (Американского института нефти).

Но мы продолжаем делать то же самое. В дополнение к смазке движущихся частей масло должно также обеспечивать надлежащую очистку двигателя, избегая образования отложений, трещин и лаков. Вряд ли инкрустированный двигатель снова станет блестящим, используя очень очищающие масла. То, что делает хорошую смазку, предотвращает что инкрустации формируются, но однажды они могут быть устранены только до минимума, несмотря на многие общие места, которые вместо этого говорят наоборот.

Масло должно также обеспечить, чтобы ржавчина на механических компонентах не возникала, когда мы удерживаем движение в течение длительного времени и должны защищать открытые участки кислотной атаки, возникающей при горении. Это должно способствовать уплотнению между эластичными лентами и стенками цилиндров, чтобы избежать утечки энергии и предотвратить сгущение продуктов сгорания, загрязняя масло в чашке.

Классификация API подразделяет моторные масла на три категории:

  • S (Service) - для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков.
  • C (Commercial) - для дизелей коммерческих автотранспортных средств (грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники.
  • F - для работы в высокооборотистых дизельных двигателях большегрузного транспорта и тяжелой техники, соответствующим стандартам выбросов 2017 года.

Обозначение класса масла состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S,C или F) указывает категорию масла, вторая - уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств (т.е. качество масла). Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4). Большинство зарубежных моторных масел универсальные - их применяют как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Такие масла имеют двойное обозначение, например: SF/CC, CD/SF и т.д. Основное назначение масла указывают первые буквы, т.е. SF/CC - "более бензиновое", CD/SF- "более дизельное". Энергосберегающие масла для бензиновых двигателей дополнительно обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving) .

Он должен быть стойким к окислению, что неизбежно происходит, потому что масло постоянно подвергается воздействию воздуха в условиях высокой температуры, поэтому мы рекомендуем менять масло через один год, даже если вы не прошли долгий путь. Наконец, масло также выполняет основную функцию охлаждения двигателя, особенно для тех компонентов, которые не могут быть охлаждены с помощью первичной системы охлаждения, такой как поршни. Как вы можете видеть, моторное масло выполняет очень важные задачи и все чрезвычайно «тяжелы».

Легко представить, что хорошее масло - настоящий технологический концентрат, формулы которого ревниво охраняются различными производителями. В принципе, масла состоят из основания, где добавляются присадки: каждая добавка добавляет характерную дату для масла. И «немного нравится, когда мы растворяем аспирин в воде». Вода - наша база Он аспирирует добавочное вещество, которое дает простой воде целебные свойства, которые нам так нравятся. Аналогичным образом, смазочное основание без добавок не сможет выполнять свои задачи в современных мотоциклетных высокопроизводительных двигателях. появился в годы.

На сегодняшний день классификация API содержит 4 действующих класса категории "S", 4 действующих класса категории "С" и 1 действующий класс категории "F". Но многие производители продолжают выпускать масла классов, исключенных из спецификации, поскольку автомобили со старыми двигателями продолжают эксплуатироваться, а значит, есть необходимость в этих маслах. Согласно рекомендаций API любой вышестоящий действующий класс категории "S" заменяет нижестоящий действующий класс. Для дизельных масел, вышестоящий действующий класс как правило, но не всегда, заменяет нижестоящий класс.

Общедоступные моторные масла три типа: минеральные, полусинтетические и полностью синтетические. Когда они произносят эти слова, мы ссылаемся на базу. Минералы - это смазочные материалы, в которых база производится из веществ, присутствующих в природе, или из продуктов, полученных в результате переработки сырой нефти.

Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств ACEA

Полусинтетические масла имеют основание, состоящее из минерального основания и синтетического основания. Недавно было заявлено, что полусинтетическая смазка должна иметь по меньшей мере 25% синтетической основы. Раньше нескольких синтетических базовых капель было достаточно, чтобы назвать полусинтетическое масло.

Спецификация API для бензиновых двигателей

Класс Статус Назначение
SN Действующий Представлен в октябре 2010 года. Обеспечивает улучшенную защиту поршней от высокотемпературных отложений, усиленный контроль загрязнений и совместимость с уплотнениями. API SN с Resource Conserving соответствует ILSAC GF-5, сочетая производительность с улучшенной топливной экономичностью, защитой турбокомпрессоров, совместимостью с системами контроля выбросов и защитой двигателей, работающих на содержащих этанол топливах, вплоть до Е85.
SM Действующий Для двигателей 2010 и старше годов выпуска
SL Действующий Для двигателей 2004 и старше годов выпуска
SJ Действующий Для двигателей 2001 и старше годов выпуска
SH Устаревший Для двигателей 1996 и старше годов выпуска
SG Устаревший Для двигателей 1993 и старше годов выпуска
SF Устаревший Для двигателей 1988 и старше годов выпуска
SE Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1979 года.
SD Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1971 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SC Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1967 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SB Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1951 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SA Устаревший Не содержит присадок. Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1930 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам

Спецификация API для дизельных двигателей

Класс Статус Назначение
CK-4 Действующий Предназначен для высокооборотистых четырехтактных дизелей, соответствующим требованиям стандартов выбросов 2017 модельного года для на шоссе и стандарту Tier 4 для внедорожных условий, а также для двигателей предыдущего модельного года. Эти масла разработаны для использования с топливом, содержащим до 500 ppm серы (0.05% по весу). Однако, использование этих масел с топливом, содержащим болем 15 ppm серы (0.0015% по весу) может влиять на долговечность системы очистки выхлопных газов и/или интервал замены масла. Эти масла особенно эффективны для повышения долговечности выпускных систем, в которых используются сажевые фильтры и другие высокотехнологичные элементы. API CK-4 имеют улучшенную защиту от окисления, не теряют вязкость в результате нагрузок сдвига и аэрации, а также не портят катализатор и сажевый фильтр, уменьшают износ двигателя, отложения на поршнях, слабо подвержены потере низко- и высокотемпературных свойств и увеличению вязкости из-за загрязнения сажей. Масла API CK-4 превышают показатели CJ-4, CI-4, CI-4 PLUS, CI-4, CH-4 и могут эффективно смазывать двигатели, предназначенные для этих категорий. При использовании масел CK-4 с топливом, содержащим более 15 ppm серы, необходимо руководствоваться рекомендациями производителя двигателя по межсервисным интервалам.
CJ-4 Действующий Введен в 2006 году. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих нормам выброса, введенным в 2007 году. Масла данного класса предназначены для работы на топливе, содержащем не более 0,05% серы. Однако для выполнения требований по нормам выброса, надежной работы систем очистки отработанных газов и достижения удлиненных интервалов замены масла, необходимо использовать дизтопливо, содержание серы в котором не превышает 0,0015%. Моторные масла класса CJ-4 разрабатывались для двигателей, оборудованных самыми современными системами снижения выбросов вредных веществ (сажевые фильтры, системы рециркуляции выхлопных газов и др.) Масла класса CJ-4 имеют улучшенные защитные свойства, повышенную окислительную, низко- и высокотемпературную стабильность, удлиненные интервалы замены. Однако при использовании топлива с содержанием серы более 0,0015% интервалы замены необходимо уменьшить. Масла класса CJ-4 могут заменять масла классов CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4.
CI-4 Действующий Введен в 2002 году. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих нормам выброса, введенным в 2004 году. Масла этого класса разработаны для двигателей, имеющих систему рециркуляции выхлопных газов (EGR) и работающих на дизтопливе с содержанием серы до 0,5 %. Могут заменять масла классов CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4.
CH-4 Действующий Введен в 1998 году. Для высокооборотистых четырехтактных двигателей, соответствующих нормам выброса, установленным в 1998 году. Предназначены для работы с использованием топлива с содержанием серы до 0,5%. Может использоваться вместо масел классов CD, CE, CF-4 и CG-4.
CG-4 Устаревший
(до 31.08.09)
Введен в 1995 году. Для тяжелонагруженных, высокооборотистых, четырехтактных двигателей, работающих на топливе с содержанием серы менее 0,5%. Применяется в двигателях, соответствующих требованиям стандарта 1994 года по уровню выбросов. Может заменять масла классов CD, CE, CF-4.
CF-4 Устаревший Введен в 1990 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Может применяться вместо масел классов CD и CE.
CF-2 Устаревший Введен в 1994 году. Для тяжелонагруженных двухтактных дизелей. Могут применяться вместо масел класса CD-II.
CF Устаревший Введен в 1994 году. Для внедорожников, вихрекамерных и форкамерных дизелей, а также дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы (до 0,5%). Могут применяться вместо масел класса CD.
CE Устаревший Введен в 1985 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Может применяться вместо масел классов CC и CD.
CD-II Устаревший Введен в 1985 году. Для двухтактных двигателей.
CD Устаревший Введен в 1955 году. Для некоторых безнаддувных и турбированных двигателей.
CC Устаревший Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1990 года.
CB Устаревший Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1961 года.
CA Устаревший Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1959 года.
Класс Статус Назначение
FA-4 Действующий Категория FA-4 описывает определенные XW-30 масла, специально разработанные для использования в некоторых высокооборотистых четырехтактных дизелях, соответствующим требованиям 2017 года по выбросу парниковых газов при движении по шоссе. Эти масла предназначены для использования с топливом, содержащим до 15 ppm серы (0.0015% по весу). Следуйте рекомендациям производителя по совместимости с маслами FA-4. Эти масла имеют высокотемпературный диапазон вязкости при работе с высокой скоростью сдвига от 2.9cP–3.2cP, что способствует снижению выбросов парниковых газов. Эти масла особенно эффективны для повышения долговечности выпускных систем, в которых используются сажевые фильтры и другие высокотехнологичные элементы. API CK-4 имеют улучшенную защиту от окисления, не теряют вязкость в результате нагрузок сдвига и аэрации, а также не портят катализатор и сажевый фильтр, уменьшают износ двигателя, отложения на поршнях, слабо подвержены потере низко- и высокотемпературных свойств и увеличению вязкости из-за загрязнения сажей. Масла API FA-4 не являются взаимозаменяемыми или обратно совместимыми с API CK-4, CJ-4, CI-4, CI-4 PLUS, CI-4 и CH-4. Обратитесь к рекомендациям производителя двигателя, чтобы определить, подходят ли масла API FA-4 для использования. Масла API FA-4 не рекомендуются для использования с топливом с содержанием серы более 15 ppm. Для топлива с содержанием серы более 15 ppm смотрите рекомендации производителя двигателя.

Маркировка

Наконец, синтетика имеет полностью синтетическую основу, разработанную в лаборатории. Обычно используется синтетическая база под названием «полиальфаолефин», но есть также синтетическая основа, называемая «сложный эфир», которая более стабильна и используется главным образом в области агонизма и которая недавно появилась на полках специализированных магазинов мотоциклов, но мы не вводим потому что он чрезвычайно специализирован, и было бы нецелесообразно выбирать нашу нефть на полке.

Поэтому, имея в виду всю работу, которую нефть должна делать до сегодняшнего дня, и зная, какое масло предписывает книгу использования и обслуживания нашего велосипеда, мы находимся перед нашим полком, полным масляных пакетов для двигателей. Прежде всего, мы обращаем наше внимание на моторные масла. Масла для мотоциклов используют добавки, немного отличающиеся от присадок для автомобилей, которые оправдывают среднюю более высокую цену. Причина в том, что в подавляющем большинстве мотоциклов моторное масло должно также смазывать коробку передач, которая своими передачами выполняет настоящую «дробление» цепей молекул определенных добавок, часто используемых в автомобильных маслах, таких как добавок ускорителей индекса вязкости.

Классификация ILSAC разработана Международным комитетом по одобрению и стандартизации смазочных материалов (ILSAC) совместно с JAMA (Ассоциация производителей автомобилей Японии) и ААМА (Ассоциация производителей автомобилей Америки). Для бензиновых двигателей легковых автомобилей японского производства лучше всего подходит эта классификация, для американских автомобилей равноценны как масла по ILSAC, так и по API. Действующим стандартом ILSAC, принятым в 2010 году, является GF-5. Масла этого класса обеспечивают улучшенную защиту поршней и турбокомпрессоров от высокотемпературных отложений, снижение загрязнений, улучшенную топливную экономичность и совместимость с системами очистки выхлопных газов и уплотнениями, а также защиту двигателей при использования этанолосодержащих топлив вплоть до Е85.

Поэтому для использования мотоцикла эти добавки следует заменить другими, менее чувствительными к переключению передач. Однако, говоря о ассортименте интересующих нас продуктов, не думайте, что автомобильное масло и мотоцикл совершенно разные, за исключением одной или двух добавок для остальных они совершенно идентичны.

Скажем сразу, что в любом случае мало кто напишет на упаковке, если это синтетическое, полусинтетическое или минеральное масло. Действительно, в большинстве случаев вводящий в заблуждение и мало показательный. Четкие указания обычно легко обнаруживаются на высококачественных масляных упаковках, а также при очень высокой стоимости, и в этом случае они пишут нам все по резьбе и знаку, представляя, что эти масла находятся в руках специалистов, и в любом случае они не производятся супермаркет. Но в случае с маслами, которые влияют на нас, этикетки в основном интерпретируются.

Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств ACEA

Ассоциация европейских производителей автомобилей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles) - с 1 января 1996 года ввела свою классификацию моторных масел, которая с тех пор неоднократно обновлялась. Здесь приведена классификация, введеная с 22 декабря 2008 года.

Многие из нас, читая вязкость слова, уже дали представление о том, о чем мы говорим, но мы входим немного подробно. Во-первых, не путайте вязкость с плотностью. Масло гораздо более вязкое, чем вода, и течет гораздо медленнее, но гораздо менее плотно и плавает в нем. Следовательно, вязкость - это способность масла течь, технически это его внутреннее трение. Вязкость ухудшает поведение при повышении температуры. Но нам нужно масло с низкой вязкостью до холода, чтобы быстро смазывать двигатель, когда мы его зажигаем, но также достаточно теплым, чтобы обеспечить надлежащую смазку.

Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских, т.к. в Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:

  • более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
  • меньшей массой двигателей;
  • большей удельной мощностью;
  • большими допустимыми скоростями передвижения;
  • более тяжелыми городскими режимами.

Ввиду этих особенностей испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях и по методикам, отличающимся от американских. Это не позволяет напрямую сравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API.

Особенности смазки и расшифровка маркировки

Однако, если мы примем небольшое холодное вязкое масло, так как температура двигателя повысится, его вязкость будет снова падать и больше не сможет создать смазочную пленку, которая может удерживать механические детали отдельно. И вот технология приходит нам на помощь. Масла, которые мы имеем на полке, очень сложны. Они имеют вязкость, которая изменяется в зависимости от изменения температуры, чтобы быть достаточно холодным и достаточно горячим. Это «всесезонные» смазочные материалы.

Всесезонные масла обладают способностью скольжения, которая изменяется с температурой, над которой они работают. Так холодно масло течет с некоторым сопротивлением и жарой с другим «намеренно сформулированным». Измерения производятся с использованием «сантипуаз» в качестве единицы измерения. В зависимости от сопротивления, которое масло противостоит его движению, указывается число, указывающее «класс» этого масла. Так что «масло» будет обозначено как масло 5 Вт или 10 Вт и т.д. Чем больше число, тем больше нефти будет вязким при -18 °, а затем оно будет работать сложнее.

Классификация ACEA разделяет моторные масла на 3 класса:

  • A/B - для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков;
  • C - совместимые с нейтрализаторами отработавших газов;
  • E - для мощных дизелей грузовых автомобилей.

A/B- масла для бензиновых и дизельных двигателей

A3/B3 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, разработанных для применения и/или с увеличенными интервалами замены масла в соответствии с рекомендациями изготовителей двигателей, и/или для применения в тяжелых условиях эксплуатации, и/или всесезонного применения маловязких масел.

A3/B4 Предназначены для применения в высокопроизводительных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива. Могут применяться вместо масел класса A3/B3.

A5/B5 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодны для работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C- масла, совместимые с каталитическими нейтрализаторами

C1 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C2 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, разработаных для использования масел, обеспечивающих низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C3 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5 mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C4 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел с низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C5 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел с низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.6mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

E- для мощных дизелей грузовых автомобилей

E4 Масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Могут применяться только в двигателях без сажевого фильтра, и в некоторых двигателях с системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E6 Масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Могут применяться в двигателях с системой рециркуляции выхлопных газов, с или без сажевого фильтра, и для двигателей с системами снижения выбросов оксидов азота. Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оборудованных сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E7 Масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Рекомендованы для применения в двигателях без сажевых фильтров и для большинства двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E9 Масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Могут применяться в двигателях с или без сажевых фильтров и в большинстве двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

Классификация моторных масел по вязкости, назначению и уровням эксплуатационных свойств ГОСТ

Группы моторных масел по вязкости и их примерное соответствие классификации SAE
ГОСТ SAE ГОСТ SAE ГОСТ SAE
5W 6 20 3з/8 5W-20
10W 8 20 4з/6 10W-20
15W 10 30 4з/8 10W-20
20W 12 30 4з/10 10W-30
14 40 5з/10 15W-30
16 40 5з/12 15W-30
20 50 5з/14 15W-40
24 60 6з/10 20W-30
6з/14 20W-40
6з/16 20W-40

Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам и их примерное соответствие классификации API
ГОСТ API Рекомендуемая область применения
А SB Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Б Б1 SC Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2 CA Малофорсированные дизели
В В1 SD Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов
В2 CB Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
Г Г1 SE Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии
Г2 CC Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д Д1 SF Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г
Д2 CD Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е Е1 SG Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2
Е2 CF-4 Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

Согласно ГОСТ 17479.1-85 маркировка масел включает следующие знаки:

  • букву М (моторное)
  • одно или два числа, разделенных дробью, указывающие класс или классы вязкости (для всесезонных масел). Для всесезонных масел цифра в числителе характеризует зимний класс, а в знаменателе - летний; буква "з" указывает на то, что масло - загущенное, т.е. содержит загущающую (вязкостную) присадку.
  • одну или две буквы (от А до Е), обозначающих уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла. Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Индекс 1 - присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 - дизельным маслам.

Например, марка М-6з/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В). М-4з/8-В2Г1 - моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1).

Спецификации производителей автомобилей

В классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, которые согласованы между производителями масел, присадок к ним и изготовителями автомобилей. За последними оставлено право выдвигать собственные дополнительные требования к маслам, которые формулируются в спецификациях автозаводов. Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются между собой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Поэтому изготовители автомобилей проводят испытания масел на двигателях собственного производства. На основании этого указывают либо определенный класс по какой-либо общепринятой классификации, либо составляют собственные спецификации, в которых обозначены конкретные марки масел, допущенных к применению. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации производителя, а их номер наносится на упаковку масла рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.

Среди разнообразия масел, которые предложены на современном рынке, очень сложно определить, на чем остановить свой выбор. Ведь все масла отличаются не только по видам, но и по вязкости, по пакетам присадок. Кроме того, масла проходят различные сертификации как нефтеперерабатывающими компаниями, так и автозаводами. Чтобы четко понимать, какое масло необходимо для того или иного двигателя, рассмотрим, на какие параметры следует обратить внимание в первую очередь. Главных параметров всего два: параметр вязкости и эксплуатационный параметр.

Параметр, или класс вязкости, указанный на этикетке моторного масла, соответствует стандартам SAE J300. (SAE — это аббревиатура Общества Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers)). Классификация SAE J300 используется производителями двигателей для определения степеней вязкости моторных масел, которые будут пригодны для использования в их двигателях. Кроме того, эти же стандарты используются и производителями масел при разработке новых составов, производстве и маркировке готовых продуктов.

Таким образом, можно сказать, что класс вязкости определяет, с какой вязкостью масла оптимальнее всего использовать в двигателе или либо-каком другом механизме. Индекс вязкости при этом зависит от режима работы механизма, его конструкции, температурного диапазона, в котором придется ему работать, а также от самой конструкции.

Эксплуатационный параметр поможет определить качество моторных масел. В процессе совершенствования разработок двигателей, совершенствовать приходится и смазочные материалы. Ведь развитие автомобилестроения призвано разработать технику, которая будет работать в более суровых и жестких условиях, соответственно и масла должны соответствовать данному уровню. Чтобы было легче определиться с выбором масла, все серии масел, предназначенных для дизельных и бензиновых двигателей и условий, в которых они эксплуатируются, разделили на несколько видов классификации. Каждый вид моторных масел был поделен на ряды и категории, которые были основаны на назначении масел и уровне их качества.

Самыми распространенными видами классификаций являются следующие:

  • API – Американский Институт Нефти (American Petroleum Institute);
  • ILSAC – Международный комитет стандартизации и апробации моторных масел (International Lubricant Standardization and Approval Committee);
  • ACEA – Ассоциация Производителей Автомобилей Европы (Association des Cunstructeurs Europeens d’Automobiles).

Классификация масел по SAE — классы вязкости моторных масел

На текущий момент общепринятой классификацией моторных масел считается классификация SAE J300. Она указывает классы вязкости.

Классы вязкости представляют из себя три линейки моторных масел: зимние, летние, всесезонные.

Зимние обозначаются буквой W (с англ. winter — зима). Как правило, моторные масла, входящие в эту линейку, обладают низким индексом вязкости, и предназначены для использования их при низких температурах окружающей среды, зимой:

  • SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.

Моторные масла, которые имеют высокий индекс вязкости и не имеют буквенных обозначений, относятся к группе летних масел:

  • SAE 20, 30, 40, 50, 60.

Есть еще универсальные моторные масла, которые используются как летом, так и зимой. Называется эта линейка — всесезонные масла, или multitrade. Стоит отметить, что в классификации SAE верно разделять зимний и летний индекс вязкости знаком «тире» (например, SAE 5W-40), другие виды написания слитно или через «слэш» считаются недопустимыми для использования их с аббревиатурой SAE.

Индекс вязкости по классификации SAE определяется в близких к реальности условиям. При этом, летнее моторное масло хорошо выполняет свою смазывающую функцию при высоких температурах, поскольку при нагревании оно не доходит до консистенции воды благодаря высокой вязкости. Но при этом сильно загустевает при отрицательных температурах, делая невозможным запуск двигателя.

Зимнее моторное масло, наоборот, отлично проявляет себя в холодное время года, поскольку имеет небольшую вязкость, но теряет свои качества при высоких температурах в связи с разжижением.

Подытожив, можем сделать вывод, что наибольшей популярностью пользуются всесезонные моторные масла, которые будут универсальны для разных условий использования.

Всесезонное моторное масло должно соответствовать нескольким требованиям:

  1. не превышать значения низкотемпературных характеристик динамической вязкости;
  2. удовлетворять требованиям по рабочей кинематической вязкости при 100 0 С.
Класс вязкости Динамическая вязкость, мПа/с, не выше, при температуре, 0 С Кинематическая вязкость при 100 0 С, мм2 Вязкость HTHS при 150 0 С и скорости сдвига 106 с -1 , мПа/с, не ниже
Проворачиваемость (CCS) Прокачиваемость (MRV) не ниже не выше
0W 6200 при -35 0 С 60000 при -40 0 С 3,8
5W 6600 при -30 0 С 60000 при-35 0 С 3,8
10W 7000 при -25 0 С 60000 при-30 0 С 4,1
15W 7000 при -20 0 С 60000 при-25 0 С 5,6
20W 9500 при -15 0 С 60000 при -20 0 С 5,6
25W 13000 при -10 0 С 60000 при-15 0 С 9,3
20 5,6 <9,3 2,6
30 9,3 <12,% 2,9
40 12,5 <16,3 2,9*
40 12,5 <16,3 3,7**
50 16,3 <21,9 3,7
60 21,9 <26,1 3,7

* — для классов вязкости 0W-40, 5W-40, 10W-40
** — для классов вязкости 15W-40, 20W-40, 25W-40, 40

Показатели низкотемпературных свойств

В вышеуказанной таблице в колонке динамической вязкости мы видим два параметра: проворачиваемость и прокачиваемость.

Проворачиваемость — это параметр динамической вязкости моторного масла при низкой температуре. Вычисляется проворачиваемость на механизме-имитаторе холодного пуска (CCS). С помощью него определяется, какой максимальной вязкости может быть масло для возможности запуска холодного двигателя. То есть, моторное масло указанной вязкости позволяет поворачивать коленчатый вал со скоростью, которая необходима для запуска двигателя.

Параметр прокачиваемости измеряют на миниротационном визкозиметре MRV. Этот параметр вычисляют с запасом на 5 0 С в меньшую сторону, чтобы гарантировать, что не будет масляным насосом засасываться воздух. Для каждого класса моторных масел будет свое значение вязкости при допустимой температуре. Для линейки зимних масел их прокачиваемость не должна превышать 60000 мПа/с, что обеспечивает прокачивание по масляной системе.

Показатели высокотемпературной вязкости

Показатель высокотемпературной вязкости определяется кинематической вязкостью при температуре 100 0 С. Это значит, что этот показатель должен находиться в рамках определенного диапазона. Если вязкость моторного масла окажется ниже, износ деталей двигателя случится раньше времени. Разжиженное масло не будет выполнять свои смазывающие функции и повреждение трущихся деталей станет неизбежным. И, напротив, если вязкость масла будет выше необходимого, двигателю грозит масляное голодание, что также раньше времени приведет к износу трущихся деталей мотора.

Динамическая вязкость HTHS (High Temperature High Shear) — благодаря данному исследованию, измеряется стабильность вязкостных характеристик моторного масла в экстремальных условиях, при очень высокой температуре. Является одним из критериев определения энергосберегающих свойств моторного масла.


Прежде чем осуществить выбор моторного масла, нужно в первую очередь изучить рекомендации по эксплуатации от производителя. Это важно, потому что рекомендации строятся на конструктивных особенностях мотора. К ним относятся степень нагрузок на моторное масло, гидродинамическое сопротивление масляной системы, производительность масляного насоса. В том числе, в рекомендациях производителя учитываются особенности использования масел для конкретных регионов, а правильно выбранное моторное масло — это залог стабильной и долгосрочной работы двигателя.

SAE — классы вязкости трансмиссионных масел

Класс вязкости Макс. темп. при которой вязкость не превышает 150000 сП, 0 С Кинематическая вязкость при 100 0 С, сСТ
минимальная максимальная
70W -55 4,1
75W -40 4,1
80W -26 7,0
85W -12 11,0
90 13,5 24,0
140 24,0 41,0
250 41,0