Спецификация декстрон 3 что означает. Трансмиссионные жидкости ATF — Dexron II и III. Чем ATF отличается от других трансмиссионных масел


mail@сайт
сайт
Apr 2003 - Aug 2017

Представляем переработанную версию нашего материала о взаимозаменяемости разных типов ATF. Здесь учтены произошедшие за последние годы изменения в мире трансмиссий и масел, изменения в логистике и благосостоянии... Начнем с прямого ответа на вынесенный в заголовок вопрос, а далее пройдемся по основным трансмиссионным жидкостям Toyota.

Спецификация рабочей жидкости для моделей внутреннего рынка с 1980-х годов (автоматы серий A13#, A24#, A54#, A4#, A34#, A44# и др.). На внешних рынках эти модели предписывалось заправлять ATF типа Dexron II / III без упоминания D-II.

Для автоматической трансмиссии требуется жидкость для смазки внутренних компонентов. Условия вождения вырабатывают тепло в коробке передач. Жидкость автоматической трансмиссии охлаждает компоненты трансмиссии и обеспечивает плавную передачу мощности на трансмиссию для надлежащей работы. Различные модели автомобилей и модели требуют различных типов жидкости автоматической трансмиссии.

Меркон имеет температуру вспышки 170 градусов по Фаренгейту и точку огня 185 градусов. Правительство объявило вне закона ввоз масла кашалота в более поздние сроки, после чего его переформулировали и выпустили без масла спермы и с повышенными ингибиторами коррозии и коррозии. Проконсультируйтесь с руководством владельца для требований к текучей среде трансмиссии для конкретного транспортного средства. Трансмиссионные жидкости отличаются друг от друга, были разработаны для конкретных транспортных средств и имеют различные химические составы.

Технический смысл в приобретении именно этой жидкости отсутствует. Следует использовать любую ATF, соответствующую спецификациям Dexron II / III.


В руководствах по ремонту или по эксплуатации эта тойотовская жидкость отсутствует, поскольку появилась она значительно позже окончания производства моделей с классическими автоматами. Поставляется на все рынки в качестве оригинальной замены устаревшей ATF D-II.

Перед использованием определенного типа убедитесь, что он является правильным типом для обслуживаемого конкретного транспортного средства Жидкость передачи должна быть добавлена, когда жидкость будет низкой и через определенные промежутки времени. Неисправность жидкости в запланированные сроки может привести к поврежденной передаче и дорогостоящему ремонту. Регулярно проверяйте уровень жидкости в трансмиссионной жидкости и, если необходимо, пополняйте жидкость.

От к новым технологиям

Он обычно окрашен в красный или зеленый цвет, чтобы отличить его от моторного масла и других жидкостей в транспортном средстве. Этот бюллетень технических услуг предназначен для обеспечения обратной связи с другими передающими жидкостями прошлых и настоящих.

Технический смысл в приобретении именно этой жидкости отсутствует, но в конкретных условиях D-III может оказаться доступнее и экономически выгоднее брендовых ATF.


Применялась с 1988 по 2002 годы в "полноприводных" АКПП A241H и A540H для лучшей работы муфты частичной блокировки межосевого дифференциала.

Оригинал до настоящего времени поставляется на внутренний рынок. На внешнем рынке заменой для Type T полуофициально считается Type T-IV, однако на канистре T-IV прямо указано - "не рекомендуется использовать в автоматах под Dexron 2/3 или Type T".

Общий термин для жидкости, который будет отвечать требованиям индивидуальных требований автоматической трансмиссии большинства производителей к автомобилям из Северной Америки, Азии и Европы, не требующим жидкости с низкой вязкостью. Как владелец транспортного средства, важно быть очень осторожным и осведомленным о жидкости, которую вы используете в своей передаче. Поэтому сегодня мы собираемся рассказать вам о различных типах жидкостей передачи, используемых как в классических, так и в современных автоматических трансмиссиях.

Что такое Dexron

Трансмиссионная жидкость предназначена для автоматической трансмиссии, так как вода поступает в аквариум. Некоторые люди тратят сотни долларов на свое хобби из тропических рыб. Это же правило применяется к транспортным средствам. Без правильного типа жидкости или соответствующего количества передача будет работать некорректно и в большинстве случаев будет самоуничтожаться. Трансмиссионная жидкость используется в автоматической коробке передач в качестве смазки, чтобы обеспечить передачу с целью сброса избыточного тепла и действовать в качестве передатчика мощности, используя гидравлическое давление для перемещения клапанов и применения ленты и муфт.

Многолетняя местная практика показала, что машины с этими автоматами прекрасно работают на обычных ATF типа Dexron без какого-либо ухудшения функционирования полного привода.

На рынке предложение по Type T невелико, и смысл в целенаправленном приобретении отсутствует. Применение в качестве заменителя Type T-IV может повредить достаточно старым коробкам, поэтому оптимально использовать менее агрессивные жидкости по спецификации Dexron II или III.

Лучшая Multi HF

На рынке существует много разных типов автоматических жидкостей. У каждого есть своя специальная смесь масел, химикатов и твердых веществ, которые обеспечивают абсолютные лучшие смазывающие свойства, сохраняя при этом возможности использования полос и муфт без скольжения.

Жидкость передачи обычно окрашивается красным или зеленым красителем. Это делается для предотвращения случайного использования неправильной жидкости; таких как моторное масло. Другие используют смотровое отверстие, похожее на то, как вы проверите уровень жидкости на механической коробке передач.


ATF Type T-II
Применялась в 1990-1997 гг. для некоторых автоматов с электронным управлением (серия A34# на седанах классической компоновки). Официально заменена T-IV.
На практике - успешно заменялась любой традиционной ATF. Сегодня применение в качестве заменителя Type T-IV может повредить достаточно старым коробкам, поэтому оптимальнее использовать менее агрессивные жидкости по спецификации Dexron II или III.

Тем не менее, другие полностью закрыты, и нет никакого способа узнать, соответствует ли уровень жидкости, если он не использует датчик для передачи данных уровня жидкости в компьютер в автомобиле. Вот небольшая информация о некоторых из наиболее популярных жидкостей, которые объясняют, что отличает один тип жидкости передачи от других.

Условия эксплуатации трансмиссионных жидкостей Декстрон

Этот тип жидкости не включает модификаторы трения. Существуют другие типы жидкости для трансмиссии, но те, которые указаны выше, должны охватывать большинство приложений, которые вы можете использовать. Большинство жидкостей доступны в виде жидкости на основе органического вещества, синтетической жидкости или смеси обоих.


ATF Type T-III
Применялась в 1994-1998 гг. на некоторых автоматах с Flex-LockUp (часть A34#, A35#, A541E, A245E). Официально заменена T-IV.


Основная спецификация для всех коробок Aisin после 1997 года (U44#, U34#, U24#, U14#, ранние U15#, A65#, поздние A24#E, A34#).

В самом начале 2000-х, вместо тогда еще редкой и дорогой T-IV успешно использовались традиционные ATF типа Dexron III. Позднее независимые производители масел наладили выпуск ATF спецификации 3309 и универсальных ATF, а в дальнейшем предложение оригинальной T-IV выросло настолько, что она стала едва ли не самой доступной жидкостью своей спецификации - ее часто приобретают владельцы других марок автомобилей с похожими коробками Aisin (Audi, Chevrolet, Daewoo, Fiat, Ford, Mazda, Opel, Porsche, PSA, Renault, Saab, Suzuki, VW, Volvo etc).

Как заменяются смазки Dexron II и III

Надеемся, эта информация сделает вас более информированными. Это может даже помешать вам помещать неправильную жидкость в коробку передач. Переделанная коробка передач также будет включать: три года по сравнению со средними 90 днями для перестроенной передачи.

Виды ATF Dexron

И помните, что компании, которые перерабатывают передачи, очень легко контактируют. Эта жидкость имеет ряд обязанностей в передаче, включая смазку, охлаждение и сцепление. Вот почему поддержание этой жидкости может быть настолько важным для жизни передачи.

Использование вместо T-IV ATF спецификации Dexron не влечет за собой негативных последствий, однако сегодня это уже нецелесообразно.
Одинаково верным решением является использование как оригинальной жидкости Type T-IV, так и любой ATF, соответствующей спецификации JWS 3309 - в зависимости от конкретных обстоятельств.


Действующая с 2004 года основная спецификация, применяемая в современных 5/6/8-ступенчатых автоматах (серии U15#, U66#, U76#, A75#, A76#, A96#, AA8#, AB6#). Отличается существенно меньшей вязкостью по сравнению с предшествующей ATF T-IV.

Обычная мудрость не была такой точной даже тогда, и сегодня она полностью вышла из окна. В наши дни на рынке существует четыре основных типа жидкости. И есть десятки марок и стилей на выбор. Итак, как вы знаете, что использует ваша передача? Вы также можете найти рекомендацию на измерительном щупе. Любой из них является разумным ресурсом для определения правильного типа жидкости для вашей передачи.

Чем ATF отличается от других трансмиссионных масел?

Вот список различных типов жидкостей и основные различия между ними. Единственное, почти ничего не использует. . Являются ли эти жидкости взаимозаменяемыми? Но чтобы быть в безопасности, всегда используйте конкретную жидкость, которую требует производитель. Синтетические жидкости. Ряд производителей начали прекращать использование органических жидкостей в пользу синтетических жидкостей. Проще говоря, синтетика длится дольше.

Жидкость в достаточном количестве представлена на рынке. Одинаково верно использование как оригинальной WS, так и любой ATF, соответствующей спецификации JWS 3324 - в зависимости от конкретных обстоятельств.


Вместе с первыми тойотовскими CVT в 2000 году появилась специализированная рабочая жидкость для вариаторов.

Оптимально применение оригинальной CVTF TC, которая в достаточном количестве представлена на рынке. Возможно использование любой жидкости, соответствующей спецификации JWS 3320. При неотложной необходимости возможно использование универсальных CVTF.

Синтетические масла являются одной из причин, почему многие производители также начинают устранять измерительный щуп. Будет ли синтетика действительно поддерживать передачу более длительной, без вмешательства человека? Так же, как рекомендации производителя транспортных средств для моторного масла меняются все более быстро, так же как и требования к постоянно расширяющемуся диапазону жидкостей автоматической трансмиссии. С появлением трансмиссий с овердрайвом и четырьмя, пятью, шестью или более скоростными блоками, используемыми в современных автомобилях, важно использовать правильную жидкость, измененную с рекомендуемыми интервалами, чтобы гарантировать, что ваша передача будет продолжаться до тех пор, пока ваша и что гарантия трансмиссии вашего автомобиля остается в силе.


С 2012 года начался постепенный переход всех вариаторов на новую "энергосберегающую" жидкость FE - с заметно меньшей вязкостью и меньшим количеством полезных присадок.

Оптимально применение оригинальной CVTF FE, которая в достаточном количестве представлена на рынке. При неотложной необходимости возможно использование универсальных CVTF.

Многие производители все еще производят свои собственные передачи, но они получают собранные передачи из других источников для определенных моделей и размеров двигателей. Импортная автоматика автомобилей может вызвать еще больше проблем из-за их требований к ингибиторам вязкости и окисления.

Вы можете видеть, как это запутывает. Мы упоминали только 21 различную жидкость для американских автомобилей. Есть как минимум дюжина дополнительных спецификаций для европейских и японских автомобилей, которые мы обсудим на следующей неделе. Тем временем мы настоятельно рекомендуем вам проверить свой указатель уровня масла или руководство пользователя автомобиля, чтобы узнать, какая из этих 21 спецификаций требуется вашему автомобилю. Обратитесь в сервисный отдел вашего местного дилера, если вам нужно, и не отклоняйтесь от их рекомендаций или его приемлемого эквивалента, чтобы убедиться, что ваша автоматическая коробка передач работает с максимальной эффективностью и получает надлежащую смазку и дополнительную защиту, необходимые для продления срока службы.

"Зачем об этом писать? Сегодня каждый может позволить себе оригинал"
Пусть сейчас нет проблем ни с доступностью, ни с ценой оригинальных рабочих жидкостей. Но вопрос в другом - совершенно разумный совет "Надо использовать рекомендованные жидкости" слишком часто подменяется лозунгом "Нельзя использовать ничего кроме оригинала!" С этой грубой манипуляцией, вброшенной когда-то ушлыми торговцами японскими запчастями, подхваченной официалами и разнесенной массой далеких от техники владельцев - мириться невозможно.

Передачи имеют много требований к ним. Всегда обращайтесь к руководству пользователя вашего оборудования для получения конкретной информации о требованиях к автоматической трансмиссионной жидкости. Конкретные преимущества и атрибуты продукта включают.

Признаки необходимости передачи транспортного средства Внимание

Всегда проконсультируйтесь с руководством пользователя по требованиям к автоматической трансмиссионной жидкости. Моментальная задержка в движении после размещения транспортного средства в передаче. Странные, нечастые шумы передачи, такие как изменения шумового тона при постоянной скорости. Проблемы с переключением передач, особенно в холодную погоду или сразу после запуска. Длинные переключения передач или проскальзывание механизма при попытке ускорить движение автомобиля. скачки, когда вы поддерживаете постоянную скорость. Загрязненная или предупреждающая трансмиссионная жидкость может отображать симптомы, похожие на неадекватные уровни жидкости передачи.

"Масло или ATF - схоластика?"
В механических коробках передач трансмиссионное масло выполняет почти исключительно роль смазки. В автоматической трансмиссии главная задача жидкости - передача мощности от двигателя к коробке, далее работа в гидросистеме управления, обеспечение необходимого трения во фрикционах, охлаждение трущихся элементов и собственно смазка. Поэтому устоялось более широкое понятие ATF (Automatic Transmission Fluid) - жидкость для автоматических трансмиссий.

Как на практике выбрать рабочую жидкость по спецификации ATF

Если вы заметили какие-либо из этих симптомов, остановите автомобиль как можно безопаснее и проверьте уровень жидкости в трансмиссии, пока двигатель все еще работает. Проконсультируйтесь с вашим руководством по эксплуатации для определения местоположения падающей жидкости для трансмиссионного масла вашего автомобиля. Цвет жидкости должен быть ярко-красным, прозрачным и между отметками, указанными для горячей жидкости на палке.

Знайте спецификацию трансмиссионной жидкости вашего транспортного средства. Если уровень жидкости приемлемый, вашему транспортному средству может понадобиться только флюс трансмиссионной жидкости, но может продолжаться больше. Вы должны быть осторожны с горящим запахом смазки для автоматической коробки передач или гидравлического рулевого управления, поскольку это указывает на наличие проблем внутри автоматической коробки передач. Если вам повезло, вы, возможно, столкнулись с проблемой до того, как ваша передача была повреждена, но чаще всего корпус был поврежден.

"Почему GM и Dexron взяты за точку отсчета?"
Сегодня совместное предприятие GM-Ford по выпуску автоматов находится на обочине жизни и глубоко в тени мировых трансмиссионных гигантов - Aisin, ZF, HPT, Jatco... Тем не менее, именно GM были родоначальниками массового использования АКПП, крупнейшими мировыми OEM-поставщиками автоматов, а их спецификация жидкости на долгие годы стала синонимом самого понятия ATF.

Плюсы и минусы

Нет топлива, и его конденсация не соприкасается с маслом, и сажи тоже нет. Некоторые работают оптимально, но, к сожалению, других нет. Большинство азиатских автоматических коробок имеют только металлический или пластиковый фильтр, который может фильтровать или содержать большие куски примесей, все остальное продолжает циркулировать через автоматическую коробку, ускоряющую износ. Только изменение масла для автоматических коробок может исключить циркуляцию этих примесей. Отдельный комментарий: у нас есть широкий ассортимент масел для автоматических коробок и адресов.

Немного истории спецификаций от GM:

1949 ATF Type A - первая спецификация корпорации GM на ATF
1957 ATF Type A suffix A - обновление спецификации
1967 Dexron B - первая спецификация собственно с обозначением Dexron
1972 Dexron IIC - вариант с новыми модификаторами трения
1975 Dexron IID - исправленная версия IIC, ставшая на долгие годы самым распространенным стандартом и синонимом ATF
1991 Dexron IIE - усовершенствованная спецификация с лучшими вязкостно-температурными свойствами
1993 Dexron IIIF - унифицированная замена для IID и IIE
1997 Dexron IIIG - новые требования к фрикционным и антиокислительным свойствам при вязкостных характеристиках IIE
2003 Dexron IIIH - усовершенствованная база с лучшей долговечностью, защитой от окисления и пенообразования
2005 Dexron VI - новая, заметно менее вязкая жидкость

- Спецификаций "Dexron IV" и "Dexron V" официально не существовало, хотя на сленге так могли называть IIIG и IIIH. Маркетинговое обозначение "D-IV" для поздних дексронов независимые производители масел порой использовали и на рынке.
- Вскоре после выпуска D-VI в GM отменили все предшествующие спецификации и заявили полную обратную совместимость новой ATF со всеми ранними типами Dexron. В реальности, перевод пожилых коробок на жидкость иного состава и с заметно иными вязкостными характеристиками выглядит крайне сомнительно.
- Оригинальный GM Dexron VI прославился своей склонностью к очень быстрому потемнению (до состояния моторной отработки), хотя производитель официально считает такое поведение нормой.

"Универсальные жидкости?"
Вот наглядный пример того, как сам производитель "тойотовских" трансмиссий - Aisin - относится к идее узкой специализации жидкостей: AFW+ - альтернатива всем ATF от D-II до WS (а также массе оригинальных ATF других марок), CFEx - альтернатива всем CVTF, включая TC и FE.


Сегодня это становится трендом: одна жидкость - на все автоматы, другая жидкость - на все вариаторы, абсолютная обратная совместимость с ранними ATF.
Разумеется, мы всячески приветствуем такое официальное подтверждение наших слов более чем десятилетней давности о взаимозаменяемости ATF. Но постараемся не забывать еще один важнейший принцип - "не мешай машине работать" - для исправно функционирующих коробок 10-15-25-летнего возраста лучше всего продолжать использовать ту жидкость, на которой они ездили до сих пор.

"Периодичность?"
Уместно будет напомнить не только "что", но и "когда" лить в АКПП. Впрочем, с начала массовой эксплуатации автоматов ответ не изменился: каждые 30-40 т.км стоит производить как минимум частичную замену (обновление) жидкости, каждые 80-120 т.км - замену со снятием и очисткой поддона, магнитов, обязательной заменой фильтра. Еще лучше не просто "обновлять" жидкость, а менять ее методом вытеснения (с подключением через шланги охладителя стенда, через который при работающем двигателе подается свежая жидкость и сливается старая - так промываются и магистрали коробки, и корпус гидротрансформатора).
В 2000-х многие новые автоматы лишились контрольных щупов, а из инструкций исчезла периодичность обязательной замены ATF (зато возникло понятие "рабочая жидкость рассчитана на весь срок службы"). Официально предлагается каждые 40 т.км проверять состояние жидкости, а менять через 80 т.км только при особо тяжелых условиях эксплуатации. Буквальное следование таким рекомендациям приговорит автомат, особенно современный, уже на второй сотне тысяч километров пробега, поэтому для долгой и беспроблемной эксплуатации лучше придерживаться традиционной периодичности замены ATF даже на самых новых автомобилях.

"Что производитель рекомендовал заливать в мою коробку (A541E, A340H, A245E)?"
Точные рекомендации производителя можно назвать, зная не только модель коробки, но также модель и год выпуска конкретного автомобиля. Во-первых, одинаковые тойотовские обозначения носили несколько автоматов немного различной конструкции. Во-вторых, рекомендации периодически менялись даже за время выпуска одного поколения модели (особенно часто это бывало в период появления очередных, новых на тот момент спецификаций - T-IV, WS, FE).

"Что такое flex lock-up?"
Начиная с середины 1990-х, в автоматических коробках Aisin появился режим работы гидротрансформатора "с частичной блокировкой" (FLU - Flex Lock Up). Ранее гидротрансформаторы автоматов работали в двух режимах - или с передачей момента от двигателя только через жидкость, или в режиме полной блокировки, когда коленвал, корпус трансформатора и входной вал коробки плотно соединены фрикционной муфтой и момент передается чисто механически подобно традиционному сцеплению. В коробке с частичной блокировкой есть промежуточный режим, в котором муфта может при передаче усилия в той или иной степени проскальзывать. Поначалу частичная блокировка применялась при небольших нагрузках и в довольно узком скоростном диапазоне, но ради повышения экономичности и улучшения динамики режимы полной и частичной блокировки на более современных автоматах стали применяться все чаще.
Разумеется, FLU не является японским ноу-хау, поэтому уже со времен разработки спецификации Dexron III учитывались требования к автоматам с частичной блокировкой.

"Говорят, если залить дексрон вместо T-IV, то появятся толчки?"
При заливке любой свежей жидкости, даже оригинальной, возможны некоторые изменения в поведении автомата, притом не всегда позитивные. Свежая ATF всегда отличается от старой своими химическими/физическими свойствами (при том даже сильнее, чем различаются между собой два разных сорта свежей жидкости), и по-своему влияет на работу коробки, уже "адаптировавшейся" к старой ATF.
В нашей практике никаких отличий в поведении исправных автоматов при использовании вместо T-IV иных ATF (даже без допуска 3309) не отмечалось.

"Где бы узнать вязкость оригинальной жидкости?"
На основном тойотовском сайте давно лежат и регулярно обновляются safety data sheets на все оригинальные материалы, от красок и масел до антифризов и отдушек.

"Какой код у самого правильного оригинального Type T-IV?"
Оригинальная тойотовская ATF может принимать самую различную внешнюю форму: металлическая "японская" банка (черная, белая, серая), черная пластиковая "штатовская" бутылка, серая пластиковая "европейская" канистра... не стоит пытаться выделить из них "более настояшую".
А вот почему розничная цена оригинальной ATF в рф оказывается иной раз в полтора-два раза ниже, чем в Японии или США... пусть лучше это остается небольшой коммерческой тайной.

"Type T можно официально заменять на Type T-IV"
С одной стороны, в июне"98 Toyota выпустила сервисный бюллетень TC003-98 для американского рынка, в соответствии с которым новая на тот момент ATF Type T-IV полностью заменяла прежние T-II и T-III, однако не заменяла собственно Type T.

С другой стороны, в технической документации для внутреннего рынка заменители для Type T никогда не предусматривались, а на оригинальных металлических канистрах с Type T-IV до сих пор по-японски и по-английски указывается "не рекомендуется использовать... вместо Type T" .


Какой вариант более верен? Первой и последней из распространенных на внешнем рынке моделей с трансмиссией под Type T был RAV4 SXA10 (ради которого и появились эти бюллетени), однако внутри Японии в 1988-2002 выпускалось почти два десятка моделей, притом куда более массовых, с коробками A241H и A540H. Поэтому в вопросах эксплуатации именно полного привода большего доверия заслуживают практики внутренного рынка. И сегодня можно добавить - если бы японская Toyota официально признавала замену Type T, то не торговала бы этой жидкостью в конце 2010-х, а сразу отправила ее в небытие как T-II, T-III и десятки других масел действительно устаревших спецификаций.

"А на деле кто-нибудь заливал неоригинальную жидкость?"
Хочется напомнить, что японские автомобили появились в стране еще в те времена, когда не было мобильных телефонов, интернета, а в Приморье ездили по зимнику... И, разумеется, не было даже самого понятия "оригинальных жидкостей", товарный импорт которых начался только на рубеже 2000-х. Но с самого начала 1990-х десятки тысяч тойот (в том числе с коробками A241H, A540H, A245E, A340E) эксплуатировались здесь на любых доступных ATF - без поломок и проблем, а многие из них неплохо себя чувствуют и сегодня.
Но перед покупкой совсем уж не-брендовой ATF настоятельно рекомендуем ознакомиться с заключительной частью нашей статьи о выборе моторного масла .

"Все понятно... но может быть все равно лучше оригинал?"
Разумеется, ведь помимо пользы для автомобиля, употребление оригинальных рабочих жидкостей оказывает умиротворяющее воздействие на владельца и увеличивает его ЧСВ. И не стоит забывать, что кроме оригинальной ATF инструкцией предписано использовать:
только одобренное Toyota моторное масло
только оригинальную охлаждающую жидкость "Toyota genuine Super Long Life Coolant"
только оригинальную жидкость для гидроусилителя "Toyota genuine Power Steering Fluid"
только оригинальную тормозную жидкость "Toyota genuine Brake Fluid 2500H"
только оригинальное компрессорное масло "ND-Oil8-11"...
Также как и только оригинальные запасные части Toyota.
Приобретенные только у официальных дилеров Toyota.
Иначе ведь машина сразу развалится, не правда ли?

Dexron - бренд, придуманный "Дженерал моторс" в 1967 году, утвердился в качестве обозначения любых жидкостей для автоматических коробок передач.

Описание

В отличие от механической коробки, масло в <автоматах> берет на себя гораздо больше задач. Во-первых, там есть зубчатые передачи, так что от важнейшей функции смазывать ATF никто не освобождал. Во-вторых, масло должно обеспечивать правильную работу фрикционных сцеплений. В-третьих, оно же передает крутящий момент в гидротрансформаторе, двигаясь при этом с высокой скоростью (80-100 м/с) в узких каналах между лопатками колес. Наконец, оно должно охлаждать детали коробки: конструкция последней такова, что избыток мощности двигателя здесь превращается в тепло, нагревая масло в жару до 150°С, тогда как 95°С - нормальный <крейсерский> режим.

Эти задачи обусловливают противоположные требования к ATF. Для смазки шестерен нужна вязкость побольше, а вот для работы гидротрансформатора она должна быть небольшой (4-8 сСт). Но если вязкость упадет ниже 3-5 сСт, возникает опасность кавитации и течей через уплотнения.

Найти компромисс помогают присадки, но в присутствии разнородных металлов (например, сталь и бронза) они могут активизировать электрохимическую коррозию. В общем, обычную трансмиссионку в автоматические коробки лить нельзя, а чтобы водитель случайно не перепутал банки, ATF окрашивают в яркий, как правило, красный, цвет. Что, кстати, отражено в спецификациях.

Виды ATF Dexron

Масло DEXRON

Масляная основа: минеральная.

В 1967 г. фирма General Motors выпустила масло для АКПП DEXRON. Поскольку в названии масла DEXRON использовался индекс «В», то его еще иногда называли масло DEXRON-B.

Масло DEXRON-II

Масляная основа: минеральная.

В 1973 г. фирма General Motors представила масло для АКПП DEXRON-II. Это масло имело низкий коэффициент трения, что улучшило условия работы трансмиссии при низких температурах. Кроме того, были повышены стойкость масла к окислению и стабильность коэффициента трения. Поскольку в названии масла DEXRON-II индекс «В» был заменен индексом «С», то его еще иногда называют масло DEXRON-IIC.

После нескольких лет эксплуатации масла DEXRON-IIC было обнаружено, что оно на некоторых марках автомобилей провоцирует коррозию стыков масляных радиаторов. Для исправления этого недостатка DEXRON-IIC был заменен новым маслом DEXRON-IID.

Масло DEXRON-IID

Масляная основа: минеральная.

В 1976 г. масло DEXRON-IID было рекомендовано для использования в трансмиссиях с АКПП автомобилей фирмы General Motors, в которых использовалось масло с изменяемыми фрикционными свойствами. Это масло содержит специальные присадки, предотвращающие коррозию стыков масляных радиаторов.

Масло DEXRON-IIE

В 1990 г. фирма General Motors выпустила масло DEXRON-IIE, которое обладает более стабильными характеристиками вязкости при высоких и низких температурах. Это масло было разработано уже для АКПП с электрогидравлическими системами управления, для нормальной работы которых необходимо масло с малой вязкостью. Фирма General Motors разрешила использовать масло DEXRON-IIE в своих трансмиссиях вместо DEXRON-IID и всех других предшествующих масел, относящихся к группе с изменяемыми фрикционными свойствами.

Масло DEXRON-III

Масляная основа: синтетическая.

Масло DEXRON-III (дебют состоялся в 1995 г.) одна из последних разработок фирмы General Motors. В этом масле, по сравнению с предшественниками, была повышена устойчивость масла к окислению и снижена его вязкость. DEXRON-III был разработан уже с учетом всех требований, предъявляемых к маслу для АКПП со стороны электрогидравлических систем управления. Этот тип масла разрешен к использованию во всех трансмиссиях автомобилей фирмы General Motors, выпущенных начиная с 1949 г.

И наконец, в 1999 г. фирма General Motors представила масло DEXRON-IV, разработанное для повышения топливной экономичности автомобилей. Специалисты фирмы считают, что экономия топлива должна составить, при условии использования масла DEXRON-IV, примерно 0,5%. Кроме того, в этом типе масла в очередной раз улучшены антивспенивающие характеристики и понижена вязкость при работе в условиях низких температур.

Взаимозаменяемость ATF Dexron II, IID, III

Итак, по Dexron"ам: по взаимозаменяемости их объединяют в группы, в зависимости от требований оборудования:

Dexron III (третий) заменяет Dexron II (второго) в случае, если оборудование допускает увеличение модификаторов понижающих трение . Сюда входят автоматические коробки GM.

Учитывая плохие низкотемпературные характеристики Dexron IID, рекомендации группируются как Dexron IIE/III. (Дексрон второй не заменяет третьего!)

Dexron III (третий) не заменяет Dexron II (второго), если оборудование не допускает снижение коэффициента трения за счет увеличения эффективности модификаторов. Рекомендации на оборудование группируются как Dexron IID/IIE. (Дексрон второй D не заменяет второго Е)

Dexron IIE заменяет Dexron IID на любом оборудовании (но не наоборот ), т.к. не отличается эффективностью модификаторов, и, фактически, является Dexron`ом IID, но с улучшенными низкотемпературными свойствами.