Зил 131 электронное зажигание. Приборы зажигания

Страница 1 из 2

Устройство системы зажигания ЗИЛ 131

На двигателе установлена экранированная, герметизированная система батарейного зажигания, состоящая из катушки зажигания Б 102-Б, распределителя зажигания Р102, свечей зажигания СН307 и проводов высокого напряжения в экранирующих шлангах и коллекторах, а также выключателя зажигания.

Последовательно с катушкой включается добавочное сопротивление СЭ102, которое автоматически закорачивается при пуске для компенсации связанного с включением стартера падения напряжения аккумуляторной батареи. добавочное сопротивление не герметично, и поэтому оно крепится выше уровня брода.

Распределитель Р102 герметизированный, экранированный, восьмиискровой, с центробежным регулятором опережения зажигания.

Для плавной регулировки угла опережения зажигания в зависимости от сорта применяемого топлива служит октан-корректор, состоящий из двух пластин, одна из которых прикреплена болтом к корпусу распределителя, а вторая - двумя болтами к корпусу привода (на блоке цилиндров). Вращением регулировочных гаек октан-корректора достигается взаимное перемещение пластин и соответственно поворот корпуса распределителя.

Для обеспечения доступа к гнездам высокого напряжения на крышке распределителя крышка экранирующего колпака сделана съемной и крепится тремя болтами. Для доступа к прерывателю снимается весь экранирующий колпак, крепящийся, в свого очередь, также тремя болтами к корпусу распределителя. При разборке экрана следует обращать особое внимание на сохранность уплотнительных прокладок. Вводы проводов низкого и высокого напряжения от катушки зажигания уплотнены резиновыми кольцами для уплотнения посадочного хвостовика корпуса распределителя на нем сделана канавка в которую заложено уплотнительное резиновое кольцо.

Распределитель герметизирован, так как он предназначен для работы под водой (при преодолении брода). Во избежание ускоренного подгара контактов прерывателя, порчи высоковольтных пластмассовых деталей и коррозии внутренних металлических деталей под влиянием озона, образующегося в результате искрения при работе распределителя, внутренняя полость его принудительно вентилируется, для этого в корпусе распределителя предусмотрены два отверстия с конической резьбой для подсоединения штуцеров гибких вентиляционных шлангов. Вентиляция распределителя осуществляется фильтрованным воздухом.

Работа распределителя с заглушенной вентиляцией не допускается.

Центробежный регулятор опережения зажигания имеет следующую характеристику:

При скорости вращения валика распределителя ниже 400 об/мин характеристика регулятора не регламентируется.

Для снижения уровня радиопомех от системы зажигания в крышке распределителя установлен комбинированный контактный уголек с омическим сопротивлением от 8000 до 13 000 Ом.

Емкость конденсатора распределителя должна быть в пределах 0,27-0,35-мкф.

Катушка зажигании Б102-Б герметичная, экранированная, крепится к щиту кабины над распределителем. Катушка имеет две клеммы низкого напряжения, одна из которых ВК соединяется через добавочное сопротивление СЭ102 с клеммой КЗ выключателя зажигания, вторая Р служит для соединения катушки с распределителем.

Свечи зажигания СНЗ07 экранированные, герметизированные, имеют резьбу М14 Х 1,25 на ввертной части корпуса и резьбу в верхней части экрана М18 Х 1 (под накидную гайку шланга). В комплект свечи входят:

Р

ис. 2

уплотнительная резиновая втулка 1, герметизирующая ввод провода в свечу, керамическая изоляционная втулка 2 экрана и керамический вкладыш 3 со встроенным в него демпфирующим сопротивлением от 1000 до 7000 Ом. Это сопротивление предназначено для снижения уровня радиопомех от системы зажигания и уменьшения выгорания электродов свечи.

Контакт провода с электродом вкладыша осуществляется при помощи контактного устройства КУ-20А или КУ-20Е. Как показано на рисунке, на конец провода высокого напряжения, выходящий из экранирующего шланга, надевается резиновая уплотнительная втулка свечи и затем провод вводится в контактное устройство. Жила провода, оголенная на длине 8 мм, вставляется в отверстие втулки, развальцованной в донышке керамического стаканчика контактного устройства, и распушается так, чтобы контактное устройство было зажато на проводе.

Зазор между электродами свечи должен быть в пределах 0,5-0,6 мм.

Свеча является одним из наиболее ответственных узлов системы зажигания, так как от ее состояния в значительной мере зависит надежность работы всей системы. При образовании на свече нагара создается утечка тока, что приводит к уменьшению вторичного напряжения. Подгар электродов вызывает увеличение пробойного напряжения искрового промежутка свечи. Пробойное напряжение в некоторых случаях может даже превышать максимальное напряжение, развиваемое системой зажигания, в результате чего возникают перебои зажигания.

При появлении перебоев в работе зажигания прежде всего нужно проверить зазор между электродами и в случае необходимости отрегулировать его.

Провода высокого напряжения марки ПВС-7 имеют двухслойную изоляцию и жилу из семи стальных нержавеющих проволочек. Провода заключены в экранирующие герметичные шланги типа РГ с внутренним диаметром 8 мм на участке от свечей к сборным коллекторам и с внутренним диаметром 25 мм от коллекторов к распределителю.

для сокращения длины провода высокого напряжения от катушки к распределителю на экране распределителя установлен экранирующий угольник. Все соединения индивидуальных шлангов уплотнены резиновыми муфтами, а стыки шлангов большого диаметра герметизированы коническими алюминиевыми кольцами.

Контакт проводов высокого напряжения с центральными электродами свечей осуществляется с помощью контактных устройств.

Комбинированный выключатель зажигания и стартера ВК21-Е предназначен для включения и выключения цепей зажигания и стартера. Установлен он на переднем щите кабины.

Выключатель имеет три положения, из которых два фиксированных. В положении 0 все выключено, ключ свободно вставляется в замок и вынимается из него.

Положение I - включена клемма К3 (зажигание) поворотом ключа по часовой стрелке (см. схему).

Положение II включены клеммы К3 (зажигание) и СТ (стартер) поворотом ключа по часовой стрелке. Положение II не фиксированное, возврат в положение I осуществляется пружиной после снятия усилия с ключа.

Уход за системой зажигания

Уход за катушкой зажигания, распределителем и проводами.

Штепсельные разъемы выводов низкого напряжения рассчитаны на провода марки ПГВАЭ 1,5 мм² (ГОСТ 9751-61) с экранирующей оплеткой.

При сборке штепсельного разъема жилу провода ПГВАЭ надо зачистить на длине 17 мм, собрать с деталями разъема таким образом, чтобы все проволочки жилы вошли во втулку, подтянуть жилу до упора изоляции провода в контактную втулку, развести концы жилы и припаять их припоем ПОС-30 или ПОС-40 к контактной втулке без применения кислоты и без сильного нагрева во избежание порчи изоляционной втулки и изоляции провода.

Пайка должна выступать над торцом контактной втулки не более чем на 0,5 мм и должна обеспечивать герметичность запаиваемого отверстия контактной втулки.

При заправке концов экрана нельзя допускать его чрезмерное натяжение, для закрепления экранирующую оплетку провода надо поместить между шайбами разъема, а имеющиеся на одной из шайб лапки отогнуть на другую шайбу, после этого хомутиком закрепить экран на втулке штепсельного разъема.

После окончания монтажа всех проводов и вентиляционной системы следует проверить и обеспечить завертывание до упора всех гаек низковольтных выводов и вентиляционных штуцеров, а также болтовых соединений распределителя.

ЗИЛ 130 и военный вариант Зил 131 — это одни из наиболее распространенных грузовых автомобилей на дорогах России. Да и сегодня владельцы не торопятся их списывать в утиль, а ухаживают и ремонтируют. Очень часто возникает проблема с настройкой зажигания на ЗИЛ 130 , после того как были заменены детали поршневой группы или в приводе газораспределительного механизма.

Теперь в подробностях рассмотрим, как выставить зажигание на ЗИЛ 130.

Вначале выкрутите свечку из первого цилиндра и разместите в отверстии бумажный тампон. После нужно медленно вращать кикстартером (рукояткой) вал коленчатый, до тех пор пока поршень первого цилиндра не займет предельную верхнюю мертвую точку (ВМТ). Это можно заметить по бумажной пробке, которая отбрасывается с маленьким хлопком из отверстия свечи. Вам необходимо выполнить совмещение метки шкива коленвала с гребенковой меткой ВМТ, которая установлена на крышке распредшестерен.

Выполните установку привода распределителя ЗИЛ 130 . Сначала его нужно опустить в отверстие моторного блока цилиндров и совместить отверстие пластины привода расположенной внизу с отверстиями блока цилиндров имеющими резьбу. Не должно происходить отклонения оси отверстия верхней пластины привода по отношению к пазу на валу привода более чем на 15 градусов в любую сторону. Паз должен быть смещен в сторону фронтального торца цилиндрического блока.

После правильной установки привода, выполните его закрепление на болты. Коленвал нужно поворачивать пока метка на шкиве не разместиться перед одной меткой, находящейся между 3 и 6 гребенками. Используя регулировочные винты, выполните установку верхней пластины системы октан-корректора в положение «0» на шкале нижней пластины. Это положение нужно зафиксировать и установить распределитель-прерыватель в приводе таким образом, чтобы расположение октан-корректора было в верхней части. По положению бегунка можно определить, где располагается провод первого цилиндра расположенного на крышке распределителя.

При повороте прерывателя за корпус, нужно добиться такого положения, когда перестает гореть контрольная лампочка, или до момента, когда отжимается кулачок вала подвижного контакта. Вам нужно поймать момент, когда подается искра на свечку первого цилиндра и зафиксировать корпус распределителя-прерывателя в данном положении.

Выполните установку крышки трамблера и вставьте высоковольтные провода. Сначала подсоедините провод, который подходит к первому цилиндру, далее провода оставшихся цилиндров в порядке котором они работают. Выполните подключение центрального провода на катушку зажигания.

Выполните проверку того как работает система зажигания, или наличие искры между блоком цилиндров и главным проводом. Если используется контактная система зажигания вам нужно размыкать контакты прерывателя. Если используется бесконтактная система, то включение и выключение зажигания осуществляется ключом.

С помощью электростартера нужно запустить ЗИЛ 130. Когда он окончательно прогреется, выполните полную проверку работы системы зажигания. А в случае если возникнут проблемы, вам обязательно нужно будет произвести регулировку системы зажигания, используя октан-корректор. Теперь Вы знаете как выставить зажигание на ЗИЛ 130, надеемся,что никаких трудностей при выполнении регулировки зажигания у Вас не возникнет.

Контакты прерывателя ЗИЛ видео

Система зажигания ЗИЛ-131

На автомобиле ЗИЛ-131 установлена экранированная, герметизированная, бесконтактно-транзисторная система зажигания.

Система зажигания состоит: аккумуляторная батарея, включатель зажигания, катушка зажигания, дополнительное сопротивление, распределитель зажигания, транзисторный коммутатор, электромагнитный датчик, провода высокого и низкого напряжения, свечи зажигания.

Распределитель Р-351 герметизированный, экранированный, восьми искровой, с центробежным регулятором опережения зажигания, бесконтактный. Распределитель предназначен для управления работой коммутатора и распределения импульсов высокого напряжения по цилинд­рам двигателя в необходимой последовательности.

Для плавной регулировка угла опережения зажигания в зависи­мости от сорта применяемого топлива служит октан-корректор, состо­ящий из двух пластин, одна, из которых прикреплена болтом к корпусу распределителя, а другая – двумя болтами к корпусу привода (на блоке цилиндров).

Вращением регулировочных гаек октан-корректора достигается взаимное перемещение пластин и соответственно поворот корпуса.

Рис.3. Схема системы зажигания ЗИЛ-131.

1-аккумуляторная батарея. 2-включатель зажигания. 3- добавочный резистор. 4-транзисторный коммутатор. 5- катушка зажигания. 6-свеча зажигания. 7-распределитель зажигания.

Распределитель имеет датчик импульсов для управления моментом искрообразования системы зажигания.

Основными элементами датчика являются статор и ротор. Статор представляет собой обмотку, включенную в специальный корпус, а ротор- постоянный магнит с восемью парами полюсов.

Ротор получает вращение от вала распределителя через центробежный регулятор.

Катушка зажигания Б-118 герметичная, экранированная, прикреплена к щиту каби­ны под распределителем.

Катушка зажигания Б118 пред­назначена для работы только с транзисторным коммутатором ТК-200. Применение катушек других типов недопустимо.

Сердечник набран из тонких листов электротехнической стали. Обмотки низкого и высокого напряжения залиты маслом. Катушка представляет собой повыша­ющий трансформатор, первичная обмотка которого содержит 260 вит­ков провода ПЭЛ диаметром 1,04 мм, а вторичная - 30.000 витков провода той же марки диаметром 0,06 мм. Обмотки катушек между собой не соеди­няется, один конец вторичной обмотки выведен на корпус ("массу"), поэтому при установке катушки очень важно обеспечить надежный контакт ее корпуса с шасси автомобиля.

Поверх вторичной обмотки выполнена первичная, чем обеспечивается лучший отвод тепла от катушки.

Коммутатор транзисторный ТК-200 предназначен для необходимо­го усиления и коммутации электрического тока в первичной обмотке катушки зажигания.

Транзисторный коммутатор собран на кремниевых тран­зисторах типа п-р-п и имеет четыре экранированных штепсельных разъема (КЗ, Д и два ВК) и один клеммный зажим, с помощью которых подключается в цепь системы зажигания.

Вибратор аварийный РС331 включается в работу только в ава­рийном режиме при неисправном коммутаторе. Для этого присоединя­ют провод от разъема КЗ коммутатора на разъем КЗ вибратора.

Принцип работы системы зажигания с аварийным вибратором.

При включении замка зажигания в неподвижном коленчатом вале от положительного полюса аккумуляторной батареи будет протекать постоянный ток через фильтр радиопомех, добавочный резистор, разъем ВК-12 транзисторного коммутатора, первичную обмотку катуш­ки зажигания, обмотку и замкнутые контакты вибратора на отрица­тельный вывод аккумуляторной батареи. Под действием силы магнит­ного поля, созданного током в обмотке вибратора, якорь, преодоле­вая усилие пружины, размыкает контакты вибратора. Размыкание при­водит к прерыванию тока и изменению магнитного потока в первичной обмотке катушки зажигания, что наводит во вторичной обмотке импульс высокого напряжения, который подается обычным распреде­лительным устройством на свечи зажигания в необходимой последо­вательности. Частота размыкания контактов вибратора 250...400 Гц, что обеспечивает бесперебойную работу двигателя до 2000 об/мин, коленчатого вала.

Свечи зажигания СН307-В экранированные, герметизированные, имеют резьбу М14х1,25 на ввертной части корпуса и резьбу в верхней части экрана М18х1 (под накидную гайку шланга). В комплект свечи входит уплотнительная резиновая втулка I, герметизирующая ввод провода в свечу, керамическая изоляционная втулка 2 экрана и керамический вкладыш 3 со встроенным а него демпфирующим сопро­тивлением от 1000 до 7000 Ом. Это сопротивление предназначено для снижения уровня радиопомех от системы зажигания и уменьшения выгорания электродов свечи.

Зазор между электродами свечи должен быть в пределах 0,5-0,65 мм.

Свеча, является одним из наиболее ответственных узлов системы зажигания, так как от ее состояния в значительной мере зависит надежность работы всей системы. При образовании на свече нагара создается утечка тока, что приводит к уменьшению вторичного напря­жения. Подгорание электродов вызывает увеличение пробойного напря­жения искрового промежутка свечи. Пробойное напряжение в некоторых случаях может даже превышать максимальное напряжение, развиваемое системой зажигания, в результате чего возникают перебои зажигания.

Провода высокого напряжения марки ПЗС-7 имеют двухслойную изоляцию и жилу из семи стальных нержавеющих проволочек. Провода заключены в экранирующие герметичные шланги с внутренним диамет­ром 8 мм на, участке от свечей до сборных коллекторов и с внутрен­ним диаметром 22 мм от коллекторов до распределителя.

Комбинированный выключатель зажигания и стартера предназначен для включения и выключения цепей зажигания и стартера. Уста­новлен он на переднем щите кабины.

Выключатель имеет три положения, из которых два фиксированных, В положении 0 все включено, ключ свободно вставляется в замок и вынимается из него.

Положение I - включен зажим КЗ (зажигание) поворотом ключа по ходу часовой стрелки.

Положение II - включены зажим КЗ (зажигание) и СТ (стартер) поворотомключа по ходу часовой стрелки. Положение II не фиксиро­ванное, возврат в положение I осуществляется пружиной после сня­тия усилия с ключа.

Добавочный резистор СЭ-326 включен последовательно с первичной обмоткой катушка зажигания. Поэтому к первичной обмотке приложено напряжение, меньше напряжения сети на величину падения напряжения на добавочном резисторе (около 4 В). Такой режим работы для катуш­ки зажигания является номинальным. Однако для надежного пуска двигателя необходимо увеличить напряжение между электродами свечей, для этого добавочный резистор при включении стартера замыкается накоротко, вследствие чего увеличивается напряжение на первичной обмотке катушки зажигания и между электродами свечей. Такой режим работы должен быть кратковременным, а поэтому необходимо следить за четкой работой контактов, замыкающих добавочный резистор. Добавочный резистор не герметичен и поэтому его крепят выше уровня преодолеваемого автомобилем брода.

Добавочный резистор СЭ-326 отличается от добавочного резистора СЭ-102 только тем, что сопротивление его равно 0,6 Ом.

В систему зажигания, кроме источников тока, входят катушка зажигания, прерыватель-распределитель, конденсатор, свечи зажигания, фильтры подавления радиопомех, добавочное сопротивление и выключатель зажигания. На схеме экранированной системы зажигания двигателя ЗИЛ-131 (рис. 40) путь тока низкого напряжения от аккумуляторной батареи указан стрелками на проводниках; путь тока высокого напряжения указан пунктирными стрелками.

Катушка зажигания Б13.

Катушка зажигания Б13 (рис. 41, а) устанавливается на автомобиле ГАЗ-66 , катушка Б102-Б (рис. 41, б) - на автомобилях ЗИЛ-131 и Урал-375 . Обе катушки маслонаполненные. Катушка Б102-Б экранированная, герметично закрытая; добавочное сопротивление устанавливается отдельно от катушки. В этой катушке на кожухе с помощью обоймы закреплен экран крышки стремя герметизированными зажимами для крепления проводников, низкого и высокого напряжения.

Внутреннее же устройство катушек одинаковое, за исключением диаметра проводов и числа витков обмоток.

На сердечнике 15, собранном из пластин мягкой стали, надета бумажная трубка с намотанной на нее вторичной обмоткой 13, а затем трубка с первичной обмоткой 12. Такое расположение обмоток улучшает отвод тепла от первичной обмотки.

Первичная обмотка состоит из 290 витков провода диаметром 0,86 мм в катушке Б102-Б и 270 витков диаметром 0,72 мм в катушке Б13. Вторичная обмотка катушки зажигания Б102-Б имеет 18 тыс. витков провода диаметром 0,07 мм, а катушки зажигания Б13 - 26 тыс. витков провода диаметром 0,07 мм.

1 - свеча зажигания; 2 - подавительное сопротивление; 3 - электрод крышки; 4 - электрод ротора; 5 - подавительное сопротивление в центральном вводе крышки; 6 - кулачок прерывателя; 7 - контакты прерывателя; 8 - эксцентрик; 9 - конденсатор; 10 - рычажок прерывателя; 11 - зажим прерывателя; 12 - вторичная обмотка; 13 - первичная обмотка; 14 - катушка зажигания; 15 - фильтр первичной цепи, состоящий из ферритового сердечника, обмотки и двух проходных конденсаторов, соединенных с массой; 16 - добавочное сопротивление, 17 - корпус выключателя зажигания; 18 - ротор выключателя; 19 - пружинящая пластина; 20 - контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 21 - конденсаторный фильтр, состоящий из одного проходного конденсатора; 22 - реле включения стартера; 23 - реле-регулятор; 24 - генератор; 25 - фильтр зарядной цепи, состоящий из ферритового сердечника, обмотки и двух проходных конденсаторов, соединенных с массой; 26 - контактный диск; 27 - пружинящая пластина зажима КЗ тягового реле; 28 - зажим тягового реле; 29 - выключатель батареи; AM, КЗ и СТ - зажимы выключателя зажигания

Между корпусом катушки и первичной обмоткой расположен кольцевой магнитопровод 10, служащий для усиления магнитного потока, создаваемого током в первичной обмотке.

Герметичность крепления карболитовой крышки 2 к корпусу обеспечивается прокладкой 5 из маслобензостойкой резины. Обмотки погружены в трансформаторное масло, что улучшает изоляцию и отвод тепла от них.

На автомобилях ГАЗ-66 с экранированным электрооборудованием устанавливается экранированная катушка зажигания Б5-А.

Конденсатор.

В малогабаритных бумажных конденсаторах обкладка представляет собой очень тонкий слой олова и цинка, нанесенный на одну сторону бумаги; ленты свертывают в рулон и помещают в герметизированный корпус, заполненный трансформаторным маслом.

На автомобилях ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 применяются малогабаритные конденсаторы емкостью 0,25-0,35 мкФ.



1 - выводной зажим; 2 - карболитовая крышка; 3 - пружина; 4 - зажим первичной обмотки; 5 - резиновая прокладка; 6 - изоляционная трубка; 7 - скоба крепления; 8 - кожух; 9 - соединительный проводник; 10 - кольцевой магнитопровод; 11 - трансформаторное масло; 12 - первичная обмотка; 13 - вторичная обмотка; 14 - фарфоровый изолятор; 15 - сердечник; 16 - добавочное сопротивление; 17 - втулка; 18 - керамический держатель добавочного сопротивления; 19 - шинка; 20 - латунная вставка; 21 - накидная гайка; 22 - штуцер; 23 - экран крышки катушки; 24 - пружинная пластина; 25 - зажимное устройство крепления экранированного проводника низкого напряжения; 26 - обойма крепления экрана; 27 - уплотнительная мастика; ВК - зажим первичной обмотки

Конденсаторы с металлизированной бумагой обладают способностью самовосстанавливаться. При пробое бумаги искрой происходит испарение слоя металла, и вблизи места пробоя бумага очищается от металла, а место пробоя заливается маслом.

Конденсатор при размыкании контактов прерывателя заряжается током самоиндукции, в результате чего искрение между контактами уменьшается, что способствует быстрому исчезновению магнитного потока, а следовательно, повышению э. д. с. во вторичной обмотке. Кроме того, уменьшается окисление и перенос металла контактов. При разомкнутых контактах прерывателя заряженный конденсатор разряжается через первичную обмотку, создавая в ней ток обратного направления, что ускоряет исчезновение магнитного потока, а следовательно, способствует повышению э. д. с. во вторичной обмотке.

Конденсатор значительно ослабляет, но неустраняет искрения между контактами, поэтому при размыкании происходит небольшое окисление рабочей поверхности контактов и незначительный перенос металла с положительного контакта на отрицательный.

Добавочное сопротивление в первичной цепи зажигания.

При замыкании контактов прерывателя вокруг первичной обмотки создается нарастающее по величине магнитное поле, силовые линии которого, пересекая витки обмотки, индуктируют в них э. д. с. самоиндукции, препятствующую нарастанию тока первичной обмотки. Поэтому при увеличении числа оборотов коленчатого вала, когда уменьшается время замкнутого состояния контактов прерывателя, э. д. с. самоиндукции будет являться причиной уменьшения силы тока в первичной обмотке, а следовательно, и уменьшения напряжения во вторичной цепи зажигания.

Добавочное сопротивление, выполненное из никеля (ГАЗ-66), служит для автоматического снижения сопротивления первичной цепи зажигания при увеличении числа оборотов коленчатого вала двигателя, что препятствует резкому уменьшению силы тока в первичной цепи и, следовательно, сильному понижению напряжения во вторичной цепи, обеспечивая бесперебойное зажигание при большом числе оборотов коленчатого вала двигателя.

При уменьшении силы тока, проходящего через добавочное сопротивление, оно быстро охлаждается и, следовательно, сопротивление всей первичной цепи уменьшается, что предотвращает резкое уменьшение силы тока.

На автомобиле ЗИЛ-131 добавочное сопротивление выполнено из сплава - константана. Этот сплав не изменяет своего сопротивления при изменении температуры. В этом случае добавочное сопротивление служит только для ограничения силы тока в первичной цепи при работе двигателя.

При пуске двигателя стартером резко снижается напряжение на зажимах батареи, что вызывает уменьшение силы тока в первичной цепи, а следовательно, и напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания; при включении стартера закорачивают добавочное сопротивление контактным диском 26 (см. рис. 40) тягового реле. Закорачивание достигается тем, что при повороте ключа, а вместе с ним и ротора 18 выключателя зажигания во второе правое положение, ротор замыкает пружинящие пластины 19. При этом включается цепь низкого напряжения и цепь обмотки реле включения 22 стартера, которое своими контактами включит обмотки тягового реле. Прохождение тока по обмоткам тягового реле вызовет намагничивание якорька, который, втягиваясь, переместит контактный диск 26 и замкнет им зажимы 28 и КЗ. В этот момент первичная обмотка будет соединена с аккумуляторной батареей помимо добавочного сопротивления и выключателя зажигания.

Прерыватель-распределитель.

На автомобиле ГАЗ-66 устанавливают прерыватель-распределитель Р13-В или экранированный Р105; на автомобиле ЗИЛ-131 - Р102.

Прерыватель-распределитель Р102 (рис. 42) экранированный, герметизированный, без вакуумного регулятора опережения зажигания. Внутренние полости распределителя герметизируются установкой резиновых колец 17 под корпус экрана, а также в местах крепления проводников низкого и высокого напряжения; а места крепления экранирующих шлангов к патрубкам корпуса экрана герметизируются алюминиевыми коническими кольцами.



1 - валик; 2 и 17 - резиновые кольца; 3 - октан-корректор; 4 - масленка; 5 - втулка; 6 - втулка кулачка; 7 - муфта крепления экранированного провода низкого напряжения; 8 - кулачок прерывателя; 9 - ротор распределителя; 10 - уголек (подавительное сопротивление); 11 - пружина; 12 - патрубок для крепления герметичного экранирующего шланга; 13 - муфта ввода провода высокого напряжения от катушки зажигания; 14 - крышка корпуса экрана; 15 - корпус экрана; 16 - крышка распределителя; 18 - центробежный регулятор; 19 - корпус распределителя; 20 - эксцентрик регулировки зазора между контактами; 21 - рычажок прерывателя; 22 - кронштейн неподвижного контакта; 23 - смазочный фильтр кулачка; 24 - кулачок прерывателя; 25 - конденсатор

Один из патрубков 12 корпуса экрана соединен шлангом с воздушным фильтром карбюратора, что необходимо для постоянного отсоса озона, создающегося при распределении тока высокого напряжения искрой между электродом ротора и электродами крышки. Озон вызывает сильную коррозию деталей прерывателя-распределителя.

Пластина прерывателя крепится неподвижно двумя винтами к кронштейнам корпуса распределителя. Зазор между контактами прерывателя в пределах 0,3-0,4 мм регулируется эксцентриком 20, как и в других прерывателях. При увеличении зазора уменьшаются время и угол замкнутого состояния контактов, а поэтому уменьшается сила тока низкого напряжения; при уменьшении зазора угол и время замкнутого состояния контактов увеличиваются, поэтому возрастает сила тока в первичной цепи, но вместе с этим увеличивается э. д. с. самоиндукции, что увеличивает искрение между контактами. В обоих случаях уменьшается напряжение во вторичной цепи зажигания.

Углом замкнутого состояния контактов называют угол поворота кулачка, при котором контакты прерывателя находятся в замкнутом состоянии. В прерывателях для 8-цилиндровых двигателей угол замкнутого состояния контактов должен быть 28-32°.

В прерывателях-распределителях Р102, Р105, Р13-В выступы кулачка прерывателя имеют специальный профиль, при котором набегающая (передняя по ходу вращения) часть каждого выступа имеет острую кромку, обеспечивающую быстрое размыкание контактов прерывателя, а сбегающая часть выступа - пологая, способствующая плавному, безвибрационному замыканию контактов прерывателя. Эти конструктивные мероприятия обеспечивают бесперебойную работу цилиндров двигателя. Чтобы предотвратить быструю потерю упругости пружины рычажка прерывателя от нагрева ее током, параллельно пружине установлена латунная пластина, обладающая очень малым сопротивлением. Натяжение пружины рычажка 21 прерывателя должно быть 500-650 Г.

Свечи зажигания.

На двигателе ЗМЗ-66 устанавливают неразборные свечи А11У с уралитовым изолятором или A15Б с боркорундовым изолятором; зазор между электродами этих свечей 0,8-0,9 мм.

На двигателе ЗИЛ-131 устанавливают неразборные герметизированные экранированные свечи типа СН307 (рис.43) с зазором между электродами 0,5-0,6 мм.

В обозначении свечи первая буква означает диаметр резьбы ввертной части корпуса: А - 14 мм; число указывает длину нижней части изолятора в мм; последняя буква указывает материал изолятора; У - уралит; Б - боркорунд. Экранированная свеча СН307 имеет заводскую маркировку. В этой свече герметичность внутренней полости экрана обеспечивается резиновой втулкой 9, а экранировка - металлической втулкой - экраном 4, напрессованным на корпус свечи. Экран от центрального электрода и деталей, подводящих ток, изолирован керамической втулкой 6.

Свечи для двигателя подбирают по их тепловой характеристике, которую косвенно определяют по длине нижней части изолятора. Тепловая характеристика свечи определяет тепловой режим ее работы, характеризующийся температурой изолятора и общей теплопроводностью свечи. Для бесперебойной работы свечи температура нижней части изолятора должна быть в пределах 500-600° С; при такой температуре сгорает нагар, отлагающийся на изоляторе свечи. При более низкой температуре возможно отложение нагара на поверхности изолятора, что вызовет утечку тока высокого напряжения, вследствие чего возникнут перебои в работе двигателя. При температуре изолятора выше 600° С происходит преждевременное воспламенение рабочей смеси.

Свечи зажигания с высокой теплоотдачей (малой длиной нижней части изолятора и узкой расточкой корпуса) называют холодными и применяют для двигателей с высокой степенью сжатия и повышенным тепловым режимом. Свечи с пониженной теплоотдачей (удлиненной нижней частью изолятора и широкой расточкой корпуса) называют горячими и устанавливают на двигателях с малой степенью сжатия и умеренным тепловым режимом.

Регулирование опережения зажигания.

Углом опережения зажигания называют угол поворота коленчатого вала от момента появления искры в свече до положения поршня в в. м. т.

Необходимая величина опережения зажигания зависит от скорости горения смеси и числа оборотов коленчатого вала двигателя: чем выше скорость горения, тем опережение должно быть меньше; чем больше число оборотов, тем зажигание должно быть более ранним.

Скорость горения смеси увеличивается при повышений наполнения цилиндров горючей смесью и уменьшается при повышении количества остаточных газов. Из этого следует, что при небольшом открытии дросселя карбюратора, когда наполнение мало, а количество остаточных газов велико, горение смеси будет медленным, и опережение зажигания надо увеличивать, а при увеличении открытия дросселя - уменьшать.

Необходимое опережение зажигания регулируется автоматически в зависимости от числа оборотов коленчатого вала двигателя и его нагрузки (степени открытия дросселя). Для выполнения этой задачи прерыватели имеют:

а) центробежный регулятор, автоматически изменяющий опережение зажигания в зависимости от числа оборотов коленчатого вала двигателя;

б) вакуумный регулятор, автоматически изменяющий опережение зажигания в зависимости от нагрузки двигателя.

Кроме того, прерыватели имеют октан-корректор для изменения установочного угла опережения зажигания до ±10-12° в зависимости от октанового числа топлива. Чем ниже октановое число топлива, тем меньшим должен быть угол опережения зажигания.

Октан-корректором корректируют угол опережения зажигания при установке зажигания и после каждой регулировки зазора между контактами прерывателя.

Совместная работа центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания должна обеспечивать при работе двигателя на всех режимах такой наивыгоднейший угол опережения зажигания, при котором сгорание рабочей смеси должно заканчиваться при повороте кривошипа на 10-15° после в. м. т. в начале такта расширения. При таком сгорании смеси Двигатель будет развивать наибольшую мощность и экономичность.

Если же образование искры между электродами свечи будет происходить слишком рано, т. е. угол опережения зажигания будет слишком большим, возникнет резкое нарастание давления газов до прихода поршня в в. м. т., что будет значительно препятствовать движению поршня. В результате уменьшится мощность и экономичность двигателя; кроме, того, ухудшится приемистость двигателя, работа двигателя под нагрузкой будет сопровождаться стуками и повышенным нагревом, на малых оборотах холостого хода двигатель будет работать неустойчиво.

При зажигании рабочей смеси в в. м. т. или более позднем зажигании горение смеси будет происходить при увеличивающемся объеме. При этом давление газов в цилиндре будет значительно ниже, чем при нормальном зажигании, а поэтому мощность и экономичность двигателя также понизятся. В этом случае догорание смеси в цилиндре будет происходить на всем протяжении такта расширения, что вызовет сильный перегрев двигателя.



а-центробежный;
1 - пластина грузиков; 2 - валик; 3 - ось грузика; 4 - пружина; 5 - стойка подвески пружины; 6 - шпилька грузика; 7 - грузик; 8 - пластина кулачка; 9 - кулачок; 10 - опорная шайба; 11 - замочное кольцо;
б - вакуумный;
1 -корпус; 2 - диафрагма; 3 - крышка; 4 - регулировочные шайбы; 5 - уплотнительная прокладка; 6 - штуцер; 7 - пружина; 8 - тяга; 9 - шип подвижной пластины прерывателя

Центробежный регулятор опережения зажигания . На валике 2 (рис. 44, а) жестко укреплена пластина, имеющая две оси 3 грузиков 7. Кулачок 9 прерывателя жестко соединен втулкой с пластиной 8. Перемещение кулачка вдоль оси валика ограничивается замочным кольцом 11. Грузики 7 стягиваются пружинами 4 разной упругости, что обеспечивает плавное изменение угла опережения зажигания. При увеличении числа оборотов коленчатого вала грузики 7 под действием центробежной силы преодолевают сопротивление пружин 4 и расходятся. Через шпильки 6 грузики поворачивают пластину 5, а вместе с ней кулачок по направлению вращения. При этом выступы кулачка будут раньше подходить к подушке рычажка прерывателя, и опережение зажигания увеличится. При снижении числа оборотов пружины 4 возвращают грузики, а через них пластину 8 и кулачок 9 прерывателя в исходное положение.

Вакуумный регулятор опережения зажигания . Между корпусом 1 (рис. 44, б) и крышкой 3 регулятора зажата диафрагма 2, которая посредством пружины 7 и тяги 8 удерживает подвижную пластину прерывателя в положении позднего зажигания. Внутреннее пространство крышки регулятора соединено трубкой со смесительной камерой карбюратора.

Внутренняя полость корпуса регулятора со стороны тяги сообщена с атмосферой. По мере прикрытия дросселя (уменьшения нагрузки) разрежение в полости крышки 3 увеличивается. При этом диафрагма прогибается в сторону пружины, сжимая ее, и через тягу 8 повертывает подвижную пластину прерывателя навстречу вращению кулачка, что и увеличивает опережение зажигания. При увеличении нагрузки разрежение в полости крышки уменьшается, и пружина 7 передвигает диафрагму к корпусу прерывателя, поворачивая диск в сторону более позднего зажигания.

Прерыватель-распределитель Р102 не имеет вакуумного регулятора опережения зажигания.

Снижение уровня радиопомех.

При работе системы электрооборудования между электродами распределителя и свечой зажигания, контактами электрических приборов, а также между щетками и коллектором генератора и электродвигателей создается искрение, являющееся причиной возникновения высокочастотных электромагнитных волн, которые, пересекая антенны, создают помехи, ухудшающие прием радио- и телевизионных передач и сильно мешают работе радиолокационных установок. Особенно сильные помехи создает система зажигания. Для обеспечения нормального радиоприема и телеприема на автомобиле введены следующие основные устройства, снижающие уровень помех.

1. В проводах от катушки зажигания к распределителю и от распределителя к свечам устанавливают подавительные сопротивления от 7 до 14 кОм, изготовленные в виде стержней из очищенного обуглероженного асбеста, перемешанного с бакелитовым или другим лаком, которые помещаются в патронах из изоляционного материала. На большинстве автомобилей подавительным сопротивлением является контактный уголек центрального ввода крышки распределителя.

Наряду с установкой подавительных сопротивлений применяют высоковольтные провода с высокоомным распределенным сопротивлением (15-40 кОм/м), в резиновой или полихлорвиниловой изоляции которых заключен хлопчатобумажный сердечник, оплетенный капроновой ниткой и пропитанный полупроводящим составом.

2. На автомобилях ЗИЛ-131 и ГАЗ-66 с экранированной системой в первичную цепь зажигания и цепь заряда аккумуляторной батареи включены специальные фильтры, состоящие из катушки (дросселя), намотанной на ферритовый сердечник, и двух проходных конденсаторов емкостью по 1 мкФ.

Один электрод каждого проходного конденсатора соединен на массу, а другой соединен с проводником (см. рис. 40). Катушки дросселей включаются в цепь последовательно.

3. На автомобиле ЗИЛ-131 параллельно генератору и реле-регулятору включается конденсаторный фильтр 21 (см. рис. 40), а на автомобиле ГАЗ-66 установлено четыре блокирующих конденсатора, включенных параллельно стеклоочистителю, указателю уровня топлива, контрольной лампе заряда батареи и обмотке реле включения стартера (см. рис. 62).

Подавительные сопротивления уменьшают амплитуды силы тока в контурах высокочастотных колебаний, а дроссели и конденсаторные фильтры нарушают периодичность колебаний в искрообразующих контурах, и энергия импульсов электромагнитных волн расходуется на заряд конденсаторов и гасится в них; все это способствует снижению уровня помех.

4. Экранируют провода высокого и низкого напряжения, генератора и реле-регулятора, распределитель высокого напряжения, свечи и катушку зажигания и другие приборы, в которых при их работе создаются импульсы тока. Экранирование создается установкой на приборы металлических корпусов и коробок и заключением проводов в металлические оболочки. Концы экранов - проводов хорошо соединяют с массой автомобиля.

Импульсы тока создают электромагнитные волны, которые, пересекая экраны, индуктируют в них вихревые токи, вследствие чего энергия этих волн расходуется на нагрев экрана.

Армейская версия многоцелевого грузового ЗИЛ 131 приступила к несению военной службы с 1966 года. Многие экземпляры и по сей день исправно работают, и не только на своих боевых постах, но и в хозяйстве многих предприятий и организации России.

Вот он — герой нашей статьи

Модификации

Автомобиль в неизменном виде продержался на конвейере до 1986 года, когда в планах автозавода появился:

  1. ЗИЛ 131Н — модернизированный вариант с карбюраторным двигателем;
  2. ЗИЛ 131Н1 (Н2) с дизельными двигателями;
  3. ЗИЛ 131А – с обычной схемой проводки (неэкранированной) для гражданских заказчиков.

Особенности электрооборудования

Помимо высоких внедорожных качеств, которыми наделен «сто тридцать первый», есть особенности конструкции, ранее не применявшиеся в отечественном автомобилестроении:

  1. Бензиновый 8-ми цилиндровый 16-ти клапанный двигатель;
  2. Бесконтактная система зажигания с электронным коммутатором;
  3. Автомобильный генератор переменного тока увеличенной мощности;
  4. Экранированная герметичная электропроводка ЗИЛ 131.


Фото: цветная обучающая инструкция – зажигание и его основные узла

Справочно: На случай поломки или выхода из строя коммутатора на авто устанавливался аварийный генератор импульсов. Благодаря его наличию, автомобиль мог оставаться в строю еще 30 часов.

Бесконтактная система зажигания

На автомобилях ЗИЛ 131 впервые применили бесконтактную систему зажигания, отличавшуюся от традиционной улучшенными параметрами искрообразования:

  1. В контактной системе постоянный ток от аккумулятора проходит через первичную обмотку катушки зажигания;
  2. В бесконтактной — в цепи между АКБ и катушкой подключается конденсатор;
  3. Он накапливает высокое напряжение, заряжаясь электронной схемой.

В свою очередь, электронная схема состоит из:

  1. преобразователя напряжения, заряжающего накопительный конденсатор;
  2. электронного ключа, подключающего данный конденсатор к катушке зажигания.


Справочно: при замасливании свечей традиционная контактная система зажигания неспособна поджечь топливовоздушную смесь в цилиндрах. А бесконтактная способна сгенерировать больший импульс, т.е. она менее чувствительна к забрызгиванию свечей и к качеству самого топлива.

Особенности и недостатки бесконтактной системы

Недостатком бесконтактной системы в те годы являлся дефицит электронных компонентов и их надежность при многолетнем использовании в суровых условиях.

Применительно к ЗИЛ 131:

  1. проводка ЗИЛ 131 выполнялась экранированной, однако ее качество оставляло желать лучшего;
  2. на автомобилях первых лет выпуска не удавалось обеспечить длительность импульса конденсаторов;
  3. конструктивная сложность применяемых тиристоров и транзисторов требовала дополнительного обучения автомехаников и водителей.

Выводы

Надеемся, что представленные в статье схемы основных систем и видео помогут вам в обслуживании транспортного средства. А автомобиль выполнит все возложенные на него задачи.