Какое должно напряжение бортовой сети автомобиля. Бортовая сеть

Бортовая сеть автомобиля

Источники: аккумуляторная батарея (при старте ), генератор.
Потребители: аккумуляторная батарея (при запущенном двигателе ), прочие потребители: система зажигания, фары, подфарники, аварийная сигнализация, вентиляторы, обогрев стёкол и сидений, автозвук и т.д.
Напряжение: 12 V и 24 V:

Искусственный горизонт предоставляет пилоту информацию о текущей позиции самолета. Это устройство в основном используется для полета в плохих метеорологических условиях или в облаках, где пилот не может сравнивать положение самолета с фактическим горизонтом и может потерять контроль над воздушным судном. Если пилот летит в облако или в плохую погоду, он сразу же обращает внимание на искусственный горизонт и с помощью этого устройства удерживает самолет в нужном положении.

Гироскопический компас, как следует из названия, работает на основе гироскопа и дает пилотную информацию о текущем направлении полета. Авиационные направления указаны в градусах, с направлением север 0 °, восток 90 °, юг 180 ° и запад 270 °. Таким образом, у нас есть 360 возможных направлений, которые мы можем летать.

  • 6 В - такое напряжение бортовой сети было у некоторых автомобилей, выпускавшихся до середины 20 века. В настоящее время бортовая сеть с таким напряжением (6 Вольт) используется только на мототехнике.
  • 12 В - в настоящее время на всех легковых автомобилях.
  • 24 В - используются на тяжёлых грузовиках . На лёгких грузовиках может использоваться напряжение бортовой сети как на 12 вольт, так и на 24.

В некоторых автомобилях и тракторах стартер работает от сети 24 В (от двух аккумуляторов), а прочие потребители от сети 12 вольт.

Так что, если капитан самолета говорит: «Летайте 240 °», тогда вы будете ловить самолет, пока верхняя линия на вашем устройстве не будет равна 24, тогда вы летите на 240 °. Это устройство состоит из двух отдельных индикаторов. Силуэт самолета указывает на наклон самолета. В то же время это устройство можно использовать для обработки так называемого инструментального изгиба. Если мы удерживаем самолет на отмеченных линиях в течение 1 минуты, мы поворачиваем кривую на 180 °.

Второе устройство - так называемая «пуля». Это показывает, выполняется ли поворот правильно или нет. Мяч всегда должен быть вертикально на кривой. Вариометр дает нам информацию о скорости подъема или спуска сотен футов в минуту. Мы не будем использовать вариометр для нашего полета. Мы будем использовать его, чтобы выпрямить его при приближении к посадке в плохих погодных условиях.

Бортовая сеть мотоцикла

Аналогична автомобильной; бывает напряжением: 6 V и 12 V постоянного тока.

Бортовая сеть ЛА

Бортовая электрическая сеть летательного аппарата является частью его системы электроснабжения и включает в себя линии передачи электроэнергии, коммутационную и защитную аппаратуру и распределительные устройства. По исполнению БЭС ЛА представляет собой сложную, широко разветвленную систему электрических коммуникаций, выполненную с учётом многочисленных требований высокой надёжности и долговечности, с применением высококачественных материалов и изделий. Изготовление компонентов и монтаж бортовой сети при постройке нового летательного аппарата считается одной из самых сложных и дорогостоящих операций производства.

Вариометр особенно полезен для парусников и парапланов, указывающих на восходящий или падающий воздушные потоки. Тахометр показывает текущую скорость двигателя. Изъятие газа рисковало переохлаждением воздухозаборника в карбюратор и риск обледенения. Но мы летаем с новыми самолетами, где стандартная управляемая впрыска топлива уже используется вместо карбюратора. Не каждый аэропорт и самолет оснащены этой системой.

Устройство состоит из двух луков, которые символизируют фактическое положение летательного аппарата относительно горизонтальных и вертикальных траекторий скольжения. Управление посадкой только с помощью этого устройства является довольно требовательным и требует дополнительной подготовки пилота.

Сети в летательном аппарате делится на магистральные (питающие), распределительные и фидерные, постоянного и переменного токов. По способу передачи энергии - на однопроводные, двухпроводные и много проводные - обычно к корпусу ЛА присоединяется "минус" сетей постоянного тока 27 вольт и "ноль" сетей 115/208 вольт.

Клеммные колодки в отсеке самолёта, левая без крышки. Видна маркировка проводов

Это устройство позволяет нам летать по установленному маршруту или с радио. Затем устройство показывает нам, осталось ли мы или справа от набора маршрутов. Устройство может отображать текущее направление для настроенного радиоприемника. Этот блок объединяет стандартные часы, секундомер, термометр и бортовое напряжение.

Топливные элементы показывают нам количество топлива в резервуарах. Оттуда топливо течет в двигатель. Таким образом, пренебрегают потребностью в транспортировке топлива электрическим насосом, как это имеет место с малоподъемными грузовиками. Максимальное количество топлива - 50 галлонов или 200 литров.


Жгуты электропроводки в отсеке самолёта, открытый монтаж

Как правило, применяются многожильные провода из медных или бронзовых скрученных проволочек, покрытых оловом, никелем или серебром. Ограниченно в сильноточных цепях применяют провода с жилами из алюминия марки А-1. В качестве изоляции авиационных проводов применяют ПВХ пластикат, обмотку из плёнки фторопласта-4, оплётки из стекловолокна, полиамидные плёнки с фторопластовым покрытием, стеклополимиднофторопластовую оплётку из нитей, покрытых суспензией фторопласта-4 и так далее. Применяются провода сечением от 0,2 до 90 мм2 - типа БПВЛ, БПВЛА, БПДО, БПДОА, БИФ, БФС, ФТ, БИН, БСФО и др. Вся электропроводка собрана в жгуты, отбандажирована и жестко закреплена с применением отбортовочных хомутов, с целью исключения каких либо посторонних перемещений. Обычно применяется открытый способ монтажа на силовых элементах каркаса планера, но в ряде случаев жгуты прокладываются в желобах, рукавах, резиновых шлангах (стойки шасси), металлических трубах (на двигателях, внутри баков). Также применяется обмотка жгутов ПВХ или фторопластовой лентой, а также стеклотканью, самослипающейся лентой ЛЭТСАР или асбестовой лентой. В простейшем случае жгуты просто обвязываются особым способом капроновым шнуром или вощёной нитью типа "макей".

Это устройство объединяет два указателя. Левая часть основана на индикаторе температуры выхлопных газов, который связан с настройкой оптимального состава смеси. Поскольку атмосферное давление воздуха уменьшается с высотой, необходимо изменить смесь, которую горит двигатель. Чтобы поддерживать максимальную мощность двигателя даже на больших высотах, требуется так называемая «оттепель», то есть сжать топливо в двигателе, чтобы поддерживать оптимальное соотношение смеси.

Что выводит нас в воздух, а затем приводит нас в аэропорт назначения, это двигатель. Когда двигатель выходит из строя, планер превращается в планер, поэтому двигатель должен быть должным образом заботиться во время полета. Чтобы контролировать состояние двигателя, у нас есть пара моторизованных устройств на борту.

В силовых распределительных устройствах вместо проводов широко применяются медные токоведущие шины. В ряде случаев применяется цветная маркировка проводки или жгутов по принадлежности к системам: синий - радиооборудование, красный - вооружение, белый (натуральный) - электрооборудование постоянного тока, жёлтый или оранжевый - электрооборудование переменного тока, зелёный - экспериментальные системы. Фазные питающие провода и шины окрашиваются: красный - фаза "А", жёлтый - фаза "В", синий - фаза "С", белый - нулевой провод. Также окрашиваются в красный цвет все минусовые подсоединения на "массу" сетей постоянного тока. Кроме этого, все без исключения провода и жгуты в обязательном порядке имеют нанесенную несмываемой краской буквенно-цифровую маркировку, состоящую из: порядкового номера чертежа фидерной схемы - буквенного знака, начиная с буквы "А" русского алфавита, цифрового кода, соответствующего порядковому номеру соответствующего фидера.

Слева находим температуру моторного масла и давление масла справа. На этом устройстве следует отметить любое указание на то, что с двигателем что-то не так. Зарядка аккумулятора показывает нам это устройство в правой половине. Если на генераторе имеется неисправность, это указывает на падение и недостаточную зарядку.

Слева находим вакуумную индикацию, которая используется для управления некоторыми устройствами. Этот блок используется для установки входов и выходов в бортовую систему связи. Помимо прочего, вы можете переключиться на какой из двух радиостанций, которые вы используете для трансляции, или какое радио вы только хотите слушать. Радиомаяны передавали свою идентификацию в алфавите Морзе, поэтому вы можете слушать их с помощью этого окна.

Вся бортовая сеть летательного аппарата состоит из большого числа участков, стыкуемых меж собой разнообразными соединителями и разъёмами: штепсельными разъёмами (ШР), клеммными и переходными колодками, силовыми вводами, индивидуальными разъёмами, глухими стыками. Наибольшее распространение получили штепсельные разъёмы серий ШР, 2РМ, 2РТ, 2РМДТ, СНЦ, 2РМД. Помимо соединений в БЭС, данные соединители получили самое широкое распространение в различной бортовой электронной аппаратуре. Все соединители имеют выгравированную цифро-буквенную маркировку.

Устройство содержит базу данных всех важных навигационных точек и информации о аэропортах. В самолете есть две независимые радиостанции. Затем мы можем выбрать, какую частоту использовать для первичной связи, и какую частоту мы просто будем слушать. На этом устройстве вы можете настроить радио, которое хотите летать.

Это устройство используется для идентификации самолета с четырехзначным выбором кода и для информации о высоте. Первичный радар может только определить положение самолета, но высота больше не может быть обнаружена. Поэтому самолеты оснащены этими транспондерами, которые сами радары передают свою высоту.

Для защиты от электрических помех часть электропроводки выполнена экранированной, плетёнками или металлическими рукавами. Также все без исключения съёмные и подвижные блоки, агрегаты и элементы конструкции имеют устройства металлизации (перемычки из экранирующей оплётки).

Распределительные устройства представляют собой алюминиевые или стеклопластиковые короба с легкосъёмными крышками, в которых расположена коммутационная аппаратура, клеммные колодки и предохранители.

С помощью этого устройства пилот запускает двигатель и переключает отдельные цепи зажигания. Главный выключатель, как следует из названия, используется для отключения питания самолета. Этот переключатель не влияет на зажигание двигателя. Вот предохранители для отдельных электрических цепей. В случае неисправности или короткого замыкания появится предохранитель.

В нижней части панели находятся выключатели освещения. Независимый выключатель имеет мигающие огни, навигационные огни, посадочные огни, фонари и маяк. Стояночный тормоз используется для блокировки тормозов. Мы будем использовать его, когда нам нужно обеспечить безопасность самолета. В основном мы используем стояночный тормоз, когда по какой-то причине мы не можем или не хотим стоять на тормозах. Для долгосрочной парковки мы не используем стояночный тормоз, кроме блоков.

К монтажу БЭС в процессе производства, так и к работам на БЭС в процессе эксплуатации предъявляются очень жёсткие требования. Нормируется буквально всё - применяемые материалы, детали и инструмент, порядок прокладки каждого провода, радиусы изгибов, степень провисания жгутов, расстояние жгута до конструкции планера, усилия затяжки клемм и ещё множество параметров и величин. И категорически запрещены скрутки и скотч!

С помощью двух регуляторов установите подсветку инструмента. Мы используем подсветку специально для ночного полета. Балансировка самолета или триммера служит для устранения нежелательных усилий рулевого управления. Используя триумф, мы экспортируем самолет так, чтобы самолет летел прямо или в требуемом режиме без необходимости развивать некоторую мощность рулевого управления.

Используйте этот рычаг, чтобы установить скорость или скорость. тяга двигателя. Если мы нажимаем рычаг на приборную панель, мы достигаем максимальной тяги двигателя. Как только мы потянем рычаг к нам, мы простаиваем. Используя красный рычаг, мы корректируем количество топлива, которое поступает в двигатель.

См. также

Примечания

Литература

  • БЕЛЯКОВ Андрей Леонидович, ГЛАДКИХ Александр Викторович «ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ АППАРАТУРЫ».

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бортовая сеть" в других словарях:

    Бортовая сеть - Совокупность проводов питания автомобиля, включая кузов, используемый в качестве обратного провода Источник …

    Управление реальным самолетом - это опыт!

    Селектор подъемного лифта используется для регулировки угла выхлопных клапанов. На этом дисплее отображаются важные предупреждения или ошибки в системах воздушных судов. Номинальное напряжение на входе и выходе Мы производим импульсы для разных уровней напряжения. Стандартные версии доступны по самой низкой цене и более короткие сроки доставки. Таблицы для изолированных и неизолированных типов имеют цветную кодировку. Мы также можем поставлять ручки для других вариантов, таблицы без листинга или более широкий диапазон входных объемов за определенную плату в зависимости от количества заказанных предметов и времени доставки.

    - (бортовая СЭС ЛА) система электроснабжения, предназначенная для обеспечения бортового электрооборудования летательного аппарата электроэнергией требуемого качества. Системой электроснабжения принято называть совокупность устройств для… … Википедия

    Бортовая локальная информационно-вычислительная сеть АТС - совокупность связанных высокоскоростными каналами передачи цифровой информации электронных блоков (в т.ч. управления) взаимодействующих электронных систем, предназначенная для эффективных обработки и учета информации при автоматизации управления … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Постоянный выходной ток Из требований о непрерывном или максимальном выходном токе требуемая выходная мощность стояка определяется как выходной ток и ток. Для правильной зарядки аккумулятора выходное напряжение стартера должно быть выше номинального значения, обычно 13, 6 В для 12 В батареи и 27, 2 В для 24 В батареи. Монахи должны иметь возможность работать постоянно в области, где ток ограничен. Это исключает защиту от перегрузки и короткое замыкание, основанное на пульсации. С этими монахами можно подключить лампу, которая загорается, если монахи перестанут работать.

    Бортовая локальная ИВС автотранспортного средства - Бортовая локальная информационно вычислительная сеть АТС совокупность связанных высокоскоростными каналами передачи цифровой информации электронных блоков (в т.ч. управления) взаимодействующих электронных систем, предназначенная для эффективных… … Официальная терминология

    Выходные напряжения фиксируются на 13, 6 вольт для 12-вольтовой батареи, поэтому можно использовать выходную батарею. Производительность желоба в значительной степени определяется его выходной мощностью. Самая маленькая подушка выполнена в дизайне с открытым каркасом, большие прокладки заключены в алюминиевые профильные корпуса, которые служат в качестве кулеров. Конструкция пита должна соответствовать окружающей среде, в которой она будет работать. Они подключаются к цепи с помощью трех вставных разъемов 6, 3 мм.

    В качестве среды передачи они использовались в начале прошлого века, главным образом для передачи сигналов, управляющих работой энергосистемы и ее приемников. Первоначально это была односторонняя передача, например, уличное освещение включалось и выключалось.

    Бортовая аппаратура системы управления ракеты (БАСУ) - Совокупность взаимосвязанных приборов и устройств, обеспечивающих реализацию заданных режимов функционирования в процессе боевого дежурства, предстартовой подготовке, пуска и управления полетом межконтинентальной баллистической ракеты (МКР). БАСУ … Энциклопедия РВСН

    Частота несущей намного выше, чем напряжение питания. Выбор, а также выбор метода модуляции влияют на параметры передачи, такие как скорость, длина сегмента сети и простота передатчика и приемника. Концепция интеллектуальной сети реализует двустороннюю связь между потребителями и электростанциями и интеграцию распределенных источников энергии.

    Суть этого первого, наиболее часто используемого метода состоит в том, чтобы разделить данные на несколько потоков, которые затем отправляются одновременно с использованием нескольких несущих. Блок-схема микроинвертора. В первой передаче данных используются сигналы от 3 до 500 кГц.

    ұшақтың борттық желісі - (Бортовая сеть самолета) генератордан электрқуатын беруге және оны тұтынылатын тетіктер арасында бөлуге қажетті басқа қосалқы аппаратура мен қорғаныштық құрылғылар, сымдары ның жиынтығы … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

    Они могут использоваться только для передачи информации на короткие расстояния. В этом отношении связь осуществляется через переменный ток или постоянный ток. Панели солнечных батарей часто устанавливаются в труднодоступных местах, например на крышах зданий.

    Это позволяет значительно снизить затраты на строительство сети, которая включает в себя расходы на прокладку кабелей и обслуживание. Кроме того, передача данных с использованием силовых сетей также может осуществляться в сельских районах или других менее развитых инфраструктурах, где, например, нет телефонных линий.

    ГОСТ 28751-90: Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний - Терминология ГОСТ 28751 90: Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний оригинал документа: Бортовая сеть Совокупность проводов питания автомобиля, включая… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Танк Т 64А является боевой гусеничной машиной, которая имеет мощное вооружение, надежную броневую защиту и обладает высокой маневренностью. Танк предназначен для решения широкого круга боевых задач. Благодаря мощному… … Энциклопедия техники

    SVT 137 DRG 137 149–152/224–232 „Hamburg“ DB Baureihe VT 04.5 DR Baureihe 183.0/183.2 … Википедия

    45-мм счетверенные автоматические палубные установки СМ-20-ЗИФ1 и ЗИФ-68–1 - 1957 Проектирование 45 мм счетверенной палубной установки СМ 20 началось в МАЦКБ еще в 1946–1947 годах. После испытаний опытного образца автомата СМ 7 технический проект СМ 20 был переработан и представлен 24 октября 1949 года. Согласно ему … Военная энциклопедия

Куда ведет тенденция

Согласно статистике, в течение последнего десятилетия масса бортовой сети увеличилась на 10 кг - по кило в год! Электрические связи постепенно вытесняли механические. Общая длина проводов росла, их пучки становились все толще, и в машине оставалось все меньше неэлектрифицированных уголков. У некоторых автомобилей суммарная масса электрики уже перевалила за полцентнера.

К 2025 году, если ничего не предпринимать, бортовая сеть потяжелеет еще на десяток кило. Ведь на электронику возлагают все больше функций, чтобы уровень комфорта и безопасности продолжал расти. Однако разработчики не сидят сложа руки, а изыскивают способы сделать электросхему более легкой, компактной, надежной и быстродействующей.

Цифровая диета

Здорово похудеть электропроводке помогают… шины. Конечно, не те, которые на колесных дисках, а электрические, передающие цифровые сигналы. Разница с обычной аналоговой связью в том, что у исполнительных механизмов появились собственные блоки управления. И к ним подходят уже не толстые жгуты, а лишь один или пара (в зависимости от скорости передачи данных) информационных проводов, не считая питания («минус» традиционно сидит на кузове).

Такая архитектура позволяет избавиться от сотен метров проводов. И масса меньше, и дорогая медь экономится. Легче стало работать компоновщикам: проложить пару тонких проводов проще, чем пучок толщиной с руку.

Не думайте, что электрические шины применяют исключительно на дорогих моделях. У бюджетной Калины цифровой сигнал идет не только к двигателю, ABS и подушкам безопасности, но и к модулю передних дверей, управляющему электростеклоподъемниками, обогревом и регулировкой зеркал. Всякий раз инженеры решают, что выгоднее проложить - обычную проводку или шину.

CAN и все, все, все

Одна из основных в схеме электрооборудования - шина CAN (Controller Area Network). Это последовательная шина: данные и команды передаются по одному каналу один за другим. CAN-шину образуют два провода, заплетенных в косичку, - это так называемая витая пара. Два провода - для страховки от потери данных при передаче, а завивают провода для дополнительной защиты сигнала от электромагнитных помех.

В современном автомобиле обычно несколько CAN-шин. Архитектурой электропроводка напоминает скорее раскидистый кустарник, нежели дерево. Так надежнее: в экстремальной ситуации сломается не ствол, а лишь одна веточка и «растение» не погибнет. Как и в живой природе, в автомобиле эти электрические ветки разные. И отличаются они друг от друга не только длиной, но и скоростью передачи данных.

Какая шина быстрее - задействованная в системах безопасности или завязанная на комфорт? Безусловно, приоритет отдается спасению человека, а обеспечить ему блага цивилизации - задача не самая первоочередная. Поэтому данные, идущие по CAN-шине к двигателю, трансмиссии, подушкам безопасности и блоку ABS/ESP, придут быстрее, чем адресованные климатической установке или аудиосистеме. Для сравнения: по низкоскоростной магистрали сигналы движутся со скоростью 100 кбит/с, а по СAN-«автобану» - почти на порядок быстрее.

Когда не требуются «скорострельность» и сверхнадежность, используют более дешевую однопроводную шину LIN (Local Interconnect Network). Ее применяют обычно для создания локальных сетей. Если вновь обратиться к примерам из живой природы, то LIN - это маленькие веточки, отходящие от более толстых. Например, блок управления климат-контролем висит на «комфортной» CAN-шине, а LIN-шины идут к находящимся в его подчинении исполнительным механизмам - к вентилятору климатической установки, приводам заслонок, распределяющих воздушные потоки, и обогреву сидений.

С развитием интернет-доступа в автомобиле растет потребность в быстром обмене данными между мультимедийными приборами. Тут не хватает даже скорости, которую развивает CAN-шина. Поэтому медные провода уступили место оптоволокну: информацию приборам несут не электроны, а импульсы света. Они не только доставляют «посылки» в десятки раз быстрее (скорость передачи данных - до 25 Мбит/с), но и не боятся электромагнитных помех.

Шина MOST (Media Oriented Systems Transport) объединяет в автомобилях аудио- и видеоаппаратуру, телефон, устройства для связи с Интернетом. Тянуть оптоволокно к другим системам и агрегатам не спешат - дорого! Да и электронные проводники пока достойно справляются. Хотя не исключено, что в ходе постепенного превращения автомобиля в компьютер на колесах оптоволокно свяжет и другие приборы.

Компьютер на колесах

Шины передачи данных - это только первый шаг к компьютерной архитектуре электрооборудования. Следующим станет схема с центральным процессором, который обрабатывает стекающуюся к нему информацию и согласовывает работу всех систем. Сегодня в автомобиле среднего класса около 70 блоков управления с собственными алгоритмами и программным обеспечением, которые взаимодействуют друг с другом, но не имеют общего «руководителя». В перспективе его функции возьмет на себя операционная система, а потому необходимость в местных «управленцах» отпадет.

Один из проектов бортовой автомобильной сети с центральным процессором представил концерн Siemens. Его разработчики вместе с производителем электрокаров StreetScooter (недавно поглощен немецкой почтовой службой DHL) оснастили серийный автомобиль системой RАСЕ. В вольном переводе эту аббревиатуру можно расшифровать так: «выносливая и надежная электрическая схема для перспективных электрокаров».

В машине с системой RACE один центральный процессор управляет всеми агрегатами, узлами, системами - от двигателя до звукового сигнала. Из соображений безопасности функции многократно продублированы, так что в надежности подобного электрооборудования можно не сомневаться.

Очевидно, что из-за сокращения числа блоков управления и кабелей бортовая сеть станет компактнее и легче. Это очень понравится автопроизводителям, которые ломают голову над тем, как бы и на чем выгадать заветные граммы. А для будущего владельца машины важно, что такая система работает стабильнее. По крайней мере, теоретически: чем меньше компонентов, тем меньше вероятность сбоев и глюков.

Кроме того, автомобиль, подобно компьютеру, получает доступ к технологии Plug and Play, позволяющей подключать новые устройства и менять параметры уже задействованных. Чтобы наделить какой-нибудь прибор в машине новой функцией, в большинстве случаев достаточно изменить программу и не трогать железо. Многие недочеты, допущенные разработчиками, удастся устранять без массовых отзывов и внеплановых визитов на сервис: загрузил обновление - и ошибка ушла. И даже снятые с производства модели смогут дольше оставаться востребованными на рынке благодаря постоянной подпитке новыми алгоритмами для работы инфотейнмента и других бортовых систем. Правда, о том, как обновлять софт, производители умалчивают. Не исключено, что автомобиль будет сам подкачивать некоторые обновления через Интернет, как это делают стационарные компьютеры и мобильные гаджеты. А доступ к параметрам, влияющим на безопасность, получат исключительно фирменные сервисные центры.

С каждым годом автомобиль обрастает новыми электронными приборами и системами. И они неизбежно тянут за собой электропроводку. А значит, в ближайшее время появится еще множество интересных разработок, которые определят дальнейший путь развития бортовой сети. Куда этот путь будет вести? Сложно сказать. Зато понятно как - по проводам.

Поднять до 48

194

Концептуальный Audi RS5 c гибридной бортовой сетью 12–48 В: (1) - 12‑вольтовый генератор; (2) - 12‑вольтовая сеть; (3) - 48‑вольтовый накопитель энергии; (4) - 12‑вольтовый аккумулятор; (5) - преобразователь напряжения; (6) - 48‑вольтовая сеть; (7) - электронаддув двигателя.

Концептуальный Audi RS5 c гибридной бортовой сетью 12–48 В: (1) - 12‑вольтовый генератор; (2) - 12‑вольтовая сеть; (3) - 48‑вольтовый накопитель энергии; (4) - 12‑вольтовый аккумулятор; (5) - преобразователь напряжения; (6) - 48‑вольтовая сеть; (7) - электронаддув двигателя.

Не менее десяти лет ведущие производители электронных компонентов совместно с автоконцернами работают над различными схемами с повышенным напряжением. Были идеи перевести бортовую сеть на напряжение 36 В, а самые свежие разработки, очень близкие к серии, рассчитаны на 48 В.

Чем выше напряжение, тем меньше ток, а следовательно, можно проложить более тонкие провода - опять-таки экономия на цветных металлах и выигрыш в массе. Кстати, приборы, рассчитанные под большее напряжение, легче низковольтных аналогов. Так почему не поднимают планку еще выше? Исключительно по соображениям безопасности: возникает риск поражения электричеством.

Для начала сети станут смешанными: некоторые узлы будут питаться 12 вольтами, а «высоковольтными» сделают только приборы, потребляющие большую мощность, - электромоторы гибридных установок, электроусилители руля, элементы шасси с электронным управлением, компрессоры с электроприводами.

Алюминий против меди

Медь на протяжении долгого времени была единственным проводником электрических сигналов в автомобиле. Стопроцентной замены ей пока не нашли, но монополия заканчивается: одним из реальных конкурентов на место в бортовой сети является алюминий. Он легче и дешевле меди, но не лишен недостатков.

Алюминий - металл с низким пределом прочности, и провода из него часто ломаются после нескольких сгибаний. Поэтому основное применение этого материала - в жестко закрепленных кабелях. В основном это толстые силовые проводники: получается значительный выигрыш в массе. Однако прокладывать такой кабель сложнее: электропроводность алюминия ниже, чем у меди, а потому алюминиевый кабель приходится делать толще медного.

Кроме того, крылатый металл на воздухе быстро окисляется, что опаснее всего для соединений алюминия с другими проводниками. Возникающая на поверхности оксидная пленка имеет высокое сопротивление, в результате провод будет нагреваться, со временем деформируется - и контакт нарушится. Разработчики совершенствуют разъемы, чтобы устранить этот недостаток. А для оптимальной укладки кабеля используют компьютерное моделирование. В общем, возможностей для совершенствования предостаточно.