Предварительный усилитель звука схема. Что такое предусилитель, предварительный усилитель

Фильтр НЧ для сабвуфера.
Низкочастотная акустическая система обычно громоздка и дорога, а принимая во внимание то, что слух человека не может распознать стерео на низких частотах, понятно что и нет никакого смысла в двух низкочастотных АС - по одной для каждого стереоканала. Особенно если помещение где будет работать стереосистема не очень большого размера.
В таком случае, нужно просуммировать сигналы стереоканалов, а потом из полученного сигнала выделить низкочастотный. На рисунке 1 показана схема активного фильтра, выполненного на двух операционных усилителях микросхемы TL062 .

Сигналы стереоканалов поступают на разъем Х1. Резисторы R1 и R2 совместно с инверсным входом ОУ А1.1 создают микшер, формирующий из стереосигнала общий моносигнал, ОУ А1.1 обеспечивает необходимое усиление (или ослабление) входного сигнала. Уровень сигнала регулируется переменным резистором R3, входящим в состав цепи ООС А1.1. С выхода А1.1 сигнал поступает на ФНЧ на А1.2. Частоту можно регулировать сдвоенным переменным резистором, состоящим из R7 и R8.
Сигнал НЧ на низкочастотный УНЧ или активную низкочастотную АС поступает через разъем Х2.
Питание - двуполярное, поступает через разъем Х3, возможно от ±5V до ±15V, Схему можно собрать на любых двух операционных усилителях общего назначения.

Поэтому можно утверждать, что в зависимости от типа использования мы будем иметь разные физические характеристики соединения между устройствами для формы, размера и количества контактов разъема, а также различные электрические характеристики по уровню напряжения и типу сигнала. Чтобы хорошо управлять этими устройствами ниже по потоку, предусилитель должен иметь выходную цепь, способную «балансировать» сигнал и возвращать его с низким выходным сопротивлением. Подобно тому, что было сказано для входной схемы, еще недавно даже для выходной схемы использовались трансформаторы, которые позволяли балансировать сигнал и в конечном итоге могли бы ввести дополнительный шаг усиления.

Микшер для работы с тремя микрофонами.
Если нужно сигналы от трех отдельных источников, например, от микрофонов подать на один вход записывающего или воспроизводящего аудиоустройства, нужен микшер, с помощью которого можно объединить аудиосигналы от трех источников в один, и отрегулировать их соотношение по уровням так, как это требуется.

Опять же, трансформаторы теперь заменены балансирующими электронными схемами, которые могут быть более или менее сложными и защищены от любых повреждений, которые может произвести оператор. Другим важным аспектом этих трех разделов является используемая технология. Начнем с мифического «предусилителя класса». Класс предусилителя зависит от архитектуры схемы и, следовательно, от типа «поведения», который он представляет в терминах реакции на входной сигнал. Разумеется, каждый из этих классов имеет определенные характеристики.

В частности, функция класса А должна иметь 360 ° проводимость при усилении тестовой синусоидальной волны, что приводит к большой линейности в ответ без «точек усиления», где они могут создавать искажения. Ну, дискретная машина не означает посредственную машину! Дискретными компонентами являются те, которые противоположны интегральным схемам. На заре электроники каждая схема была изготовлена ​​с использованием отдельных элементарных компонентов. Каждая схема состояла из нескольких десятков активных компонентов, таких как транзисторы и МОП-транзисторы, окруженные пассивными компонентами, такими как резисторы и конденсаторы.


На рисунке 2 показан микшер, сделанный на микросхеме типа LM348 , в которой есть четыре операционных усилителя.
Сигналы от микрофонов подаются, соответственно, на разъемы Х1, Х2 и Х3. Далее, на микрофонные предварительные усилители на операционных усилителях А1.1, А 1.2 и А1.3. Коэффициент усиления каждого ОУ зависит от параметров его цепи ООС. Это позволяет в широких пределах регулировать коэффициент усиления изменением сопротивлений резисторов R4, R10 и R17, соответственно. Поэтому, если в качестве одного или нескольких из источников сигнала будет использоваться не микрофон, а устройство с более высоким уровнем выходного напряжения ЗЧ, можно будет коэффициент усиления соответствующего ОУ установить подбором сопротивления соответствующего резистора. Причем, диапазон установки коэффициента усиления очень большой, - от сотен и тысяч до единицы.
Усиленные сигналы от трех источников поступают на переменные резисторы R5, R11, R19, с помощью которых можно оперативно регулировать соотношение сигналов в общем сигнале, вплоть до полного подавления сигнала от одного или нескольких источников.
Собственно микшер выполнен на ОУ А1.4. Сигналы на его инверсный вход поступают от переменных резисторов через резисторы R6, R12, R19.
Сигнал НЧ на внешнее записывающее или усилительное устройство поступает через разъем Х5.
Питание - двуполярное, поступает через разъем Х4, возможно от +5V до +15V.
Схему можно собрать на любых четырех операционных усилителях общего назначения.

Предварительный усилитель с темброблоком.
Многие радиолюбители сроят УМЗЧ на основе микросхем-интегральных УМЗЧ, обычно предназначенных для автомобильной аудиотехники. Главное достоинство их в том, что вполне качественный УМЗЧ получается в кратчайший срок и с минимальными трудовыми затратами. Недостаток только в том, что УНЧ получается не полный, без предусилителя с регулировками громкости и тембра.

Со временем количество активных компонентов, необходимых для того, чтобы остаться за современной сложностью схемы, стало сотнями, тысячами и сегодня миллионами транзисторов. На этом этапе уже не было возможности собирать схемы с миллионами транзисторов, и предполагалось, что они уже подключены непосредственно к кремниевой пластине, получая таким образом интегральную схему. В современной электронике интегральные схемы в основном являются стандартными и все более сложными, но если вы хотите насладиться «макаронами» базовой электроники, вам нужно создать дискретную составную цепь.


На рисунке 3 приведена схема простого предусилителя с регулятором громкости и тембра, построенного на самой распространенной элементной базе - транзисторах типа КТ3102Е , У усилителя достаточно большое входное сопротивление, чтобы он мог работать практически с любым источником сигнала, от звуковой карты ПК и цифрового плеера, до архаичного проигрывателя виниловых дисков с пьезоэлектрической головкой звукоснимателя.
Каскад на транзисторе VT1 построен по схеме эмиттерного повторителя и служит, в основном, для повышения входного сопротивления, и снижения влияния параметров выхода источника сигнала на регулировку тембра.
Регулятор громкости - переменный резистор R3, одновременно является и нагрузкой эмиттерного повторителя на транзисторе VT1.
Далее - пассивный мостовой регулятор тембра по низким и высоким частотам, выполненный на переменных резисторах
R6 (низкие частоты) и R10 (высокие частоты). Диапазон регулировки 12dB.
Каскад на транзисторе VT2 служит для компенсации потерь уровня сигнала в пассивном регуляторе тембра. Коэффициент усиления каскада на VT2 во многом зависит от величины ООС, конкретно сопротивления резистора R13 (чем меньше, тем больше коэффициент усиления). Режим по постоянному току выставляется резистором R11 для каскада на VT2 и R1 для каскада на VT1.
Стереофонический вариант должен состоять из двух таких усилителей. Резисторы R6 и R10 должны быть сдвоенными, что бы регулировать тембр одновременно в обоих каналах. Регуляторы громкости можно сделать раздельными для каждого канала.
Напряжение питания 12V, однополярное, соответствует номинальному напряжению питания большинства микросхем -интегральным УМЗЧ, рассчитанных на работу в автомобильной технике.

Радиоадаптер
Вся стационарная аудиоаппаратура обязательно имеет разъемы линейного выхода и линейного входа. На линейный вход можно подать сигнал от внешнего источника, что бы использовать основной аппарат как усилитель с акустическими системами или для записи, В большинстве же портативной аппаратуры линейного входа просто нет. Единственными «средствами связи с внешним миром» являются микрофон и встроенный радиоприемник. Один мой знакомый пытался переписать сигнал с МП-3-флэш плеера на магнитную кассету одевая наушники на микрофонную «дырочку» старой портативной CD-магнитолы. Получилось ужасно. Хотя, можно было и воспользоваться встроенным FM-приемником, но для этого необходим хотя бы простейший адаптер.
Для качественной передачи стереосигнала можно использовать покупной FM-модулятор, предназначенной для беспроводного подключения к автомагнитоле внешнего источника аудиосигнала. В нем есть стереомодулятор, хороший передатчик с синтезатором частоты и, часто, встроенный МП-3 плеер с внешней флешкой или картой памяти. Ну а в простейшем случае можно сделать примитивный однотранзисторный маломощный передатчик, сигнал которого приемник сможет принять при близком к его антенне расположении передатчика.
Схема адаптера показана на рисунке 4.

В этом случае, помимо решения не передавать наш аудиосигнал на тысячи транзисторов, которые интегрированы в современные компоненты, давайте сделаем шаг назад, делая вид, что игнорируем вторжение транзистора и предпочитаем обрабатывать звук с помощью труб Последние позволяют вам контролировать поток аудиосигнала, применяя соответствующее напряжение на их сетке, немного как это было бы сделано с ручкой, подключенной к «клапану»крана. У вашего стереофонического или предусилительного усилителя нет фонового входа, и вы хотите подключить проигрыватель для прослушивания виниловых пластинок?


Схема представляет собой каскад генератора ВЧ на транзисторе VT1, работающего по ВЧ по схеме с общей базой, в базовую цепь которого подается модулирующий НЧ-сигнал,
Сигнал звуковой частоты от внешнего источника поступает на базу VT1 через конденсатор С4 и два резистора R1 и R2, служащими микшером стереоканалов. Так как схема очень простая и в ней нет никаких узлов, формирующих комплексный стереосигнал, на вход приемника поступит сигнал в монофоническом виде.
НЧ напряжение, поступая на базу транзистора VT1, изменяет не только его рабочую точку, но и емкость перехода. В результате получается смешанная амплитудно-частотная модуляция. Амплитудная модуляция эффективно подавляется в приемном тракте радиоприемника, а частотная детектируется его частотным детектором.
Частота ВЧ, на которой происходит трансляция, устанавливается контуром L1-C2. Фактически, антенны нет, - адаптер располагается в непосредственной близости от антенны приемника, и сигнал на неё поступает непосредственно с контурной катушки.
Контурная катушка L1 - бескаркасная, её внутренний диаметр 10-12 мм, намотана проводом ПЭВ 1,06, всего 10 витков. Настраивать контур можно как подстроечным конденсатором, так и сжатием -растягиванием витков катушки.
Питание - два элемента по 1.5V (3V).

Индикатор уровня.
Для правильного установления стереобаланса и недопущения перегрузки УНЧ и акустических систем желательно чтобы в составе УНЧ был индикатор уровня сигнала, поступающего на вход УНЧ.
С практической точки зрения, для самостоятельного изготовления, лучше всего индикатор на основе светодиодной шкалы, он и механически значительно прочнее стрелочного и проще и дешевле шкального мнемометрического.
На рисунке 5 показана схема индикатора на оба стереоканала. Он выполнен на основе микросхемы ТА7666Р .
Внутри ИМС ТА7666Р два усилителя с детекторами на выходах и по две линейки компараторов, по пять компараторов для каждого канала.

Независимо от того, какой вход усилителя подключен к фоновому предусилителю, все равно, с тем же самым звуковым результатом. В начале, когда были введены винилы 78 об / мин, записи были очень ограниченными по звуковой частоте, так как для небольшого диапазона потребовалась экскурсия в слот для диска, который, однако, оказался несовместимым с поверхностью диска.

Вместо этого обратная кривая применяется на выходе аудиосигнала с поворотного стола, чтобы обеспечить надлежащее прослушивание. Кривая 6 дБ для октавы соответствует схеме фильтрации первого порядка. Таким образом, способность строителя состоит в том, чтобы тщательно знать компоненты, используя прецизионные резисторы и конденсаторы.


Коэффициент усиления каждого из усилителей можно устанавливать индивидуально подбором сопротивления резисторов R1 и R2. При указанной на схеме величине первая ступень светодиодов (НL1 и HL6) загорается при уровнях на входах 48 mV, вторая ступень (HL2, HL7) при 86 mV, третья ступень (HL3, HL8) при 152 mV, четвертая ступень (HL4, HL9) при 215 mV, пятая (HL5, HL10) при 304 mV. Способ отображения индикации -«Ьаг», то есть «столбик термометра», иначе говоря, чем больше сигнал, тем длиннее линейка из светящихся светодиодов.
Изменить чувствительность всегда можно подбором сопротивпений резисторов R1 и R2.
На основе этой микросхемы можно сделать своеобразное свето-динамическое устройство, например, составленное из концентрических кругов ламп накаливания или светодиодных лам, например применяемых в автомобильной оптике. В этом случае потребуется дополнительные мощные выходные каскады.
На рисунке 6 показана схема выходного каскада для работы на автомобильные светодиодные лампы. Используется оптопара с фототранзистором U1, её светодиод подключается вместо индикаторного светодиода.
HF1 - это автомобильная светодиодная лампа. Она мощная и для её коммутации используется мощный ключевой полевой транзистор VT1.

Гринев В.А.

Скачать: Несколько схем для аудиотехники
В случае обнаружения "битых" ссылок - Вы можете оставить комментарий, и ссылки будут восстановлены в ближайшее время.

Поэтому они потребовали только линейного предусилителя для усиления усиления аудиосигнала. К настоящему времени на выводе проигрывателя проигрывателя есть выходной уровень аудиосигнала, который очень низкий: 3 мВ для моделей мобильных магнитов и 0, 3 мВ для моделей мобильных катушек.

Затем вы должны увеличить уровень звукового сигнала и довести его до 0, 6 В, т.е. типичное значение, принятое стандартным линейным входом на аудиоусилителе. Дополнительным критерием оценки качества фононного предусилителя является его собственный уровень шума.

Другие новости

«Пред» — среда обитания

Меня периодически привлекают для написания статей о самом загадочном «звере» в домашней аудиосистеме. Как правило, СМИ его «притягивают за уши» то к МР3-плееру, то к караоке, то к профессиональной студии звукозаписи. Да, предварительный усилитель может озвучить всё это и многое другое, но набор столь широких возможностей не повод для отметания его амплуа. От всякого предусилителя или AV-процессора мы вправе ждать немедленный эффект, если только у нас есть некий стереоусилитель мощности. Этот эффект ни много ни мало сравним с любовью к подлинному искусству вместо простой привычки потреблять музыку в сжатых форматах. AV-процессоры и хорошие предусилители стоят дорого. Прежде всего потому, что их схемы «превращают» хилый, плоский и писклявый звук с проигрывателей в «живьё», от контрабасных щипков которого мурашки пробегают по коже всякий раз. Предусилитель хорош для раскрепощения слушателя. Словом, этот товар интеллектуален.

Для работы с такими низкоуровневыми аудиосигналами требуется использование электронных компонентов, также характеризующихся очень низким уровнем шума. Следует также обратить внимание на предфонную силовую секцию. Последнее, по сути, должно быть чрезвычайно бесшумным, т.е. оно должно создавать очень низкий уровень электрических помех, поскольку неизбежно превысит определенный порог, изменит качество исходного аудиосигнала.

Если ваш аудиоусилитель не имеет фонового входа

Последние аудиоусилители редко имеют фоновый вход, и, если они делают, последние имеют скромное качество. По-видимому, необходимы лишь несколько резисторов и несколько конденсаторов, но их скрупулезная связь определяет доброту конечного результата. То же самое внимание следует обратить на выбор всех активных компонентов: они должны иметь очень низкий уровень шума в сочетании с возможностью поддержания устойчивого усиления аудиосигнала.



Подбирая или обновляя своё аудио, вы непременно наткнётесь на предложение о покупке двух усилительных блоков. Один будет называться предварительным (он же — «пред»), другой — мощным усилителем (ещё его называют оконечным усилителем), а если они объединены в общем блоке, то это интегральный, или полный, усилитель. В дорогой категории цифровых многоканальных систем встречается AV-процессор (дальше для краткости — «проц»). «Пред» — наилучшее вложение денег и апгрейд системы.

Кроме того, шасси часто изготавливают с помощью специальных приспособлений, которые позволяют максимально изолировать эффекты микрофона от конденсаторов. Есть, однако, дешевые фонофонические предусилители, которые хороши для прослушивания поворотного стола и достижения замечательных результатов. Эти модели подходят, если у вас есть аудиоусилитель начального уровня, и единственная цель - уметь слышать виниловые пластинки без особого притворства.

Очевидно, что самые требовательные и опытные аудиоплееры нуждаются в конкретных и гораздо более сложных решениях с точки зрения звука, что обеспечивает бескомпромиссную производительность. Выбор стерео предусилителя, сочетающего один или несколько усилителей мощности, означает больше инвестиций, чем покупка интегрированного.


® " src="http://pics.rbc.ru/img/cnews/2007/08/30/2a.jpg">

AV-процессор Lexicon MC-12B HD сочетает систему коррекции параметров Lexicon LIVE и процесс обработки объемного звука LOGIC 7 ®


С «предом» или «процем» ваша система будет выглядеть так: источник + предусилитель + усилитель + акустика. Источниками могут быть: проигрыватель дисков, проигрыватель винила, транспорт, спутниковый телетюнер, кассетная дека. «Предом» может быть предварительный усилитель либо AV-процессор. Усилитель мощности он и есть усилитель мощности. С акустикой тоже всё понятно. «Пред» в природе встречается чаще, чем можно предположить.

Для достижения этих результатов требуется хорошо настроенное задание настройки и отдельная конструкция, соответствующая отдельному разделу, которая обеспечивает чрезвычайно бесшумную работу. Качество и выбор всех активных компонентов имеют первостепенное значение.

Между двумя операционными усилителями могут быть огромные различия в звуковом выходе. Операционный усилитель - активный компонент, используемый в аудиоразделах предусилителя. В некоторых моделях предусилителей используются так называемые дискретные компоненты с малошумящими транзисторами.

Арсенал Рембо

Благословенны обладатели блочных мини-систем Sharp образца 80-х годов, в которых «пред» выделяется не только красивым «профессиональным» индикатором спектра частот. Поблочная конструкция дала инженеру возможность оптимизировать схему, то есть поднять силу тока (V — вольты) и опустить сопротивление (Ohm — омы) в «преде». В таком виде стало возможным «кроить» и «красить» сигнал, благополучно удерживая соотношение сигнал/шум выше 100 дБ, а искажения — ниже одной целой процента. Практически это обеспечивается специальной калибровкой силового трансформатора под схему «преда».

Наличие звуковых клапанов в предусилителе не приводит к превосходной производительности с точки зрения имеющейся звуковой полосы или гармонических искажений. Скорее, в предусилителе клапана, который слышен, это более богатый, более теплый тембр: звуковой результат, который высоко ценится и востребован аудиофилами.

Предохранитель клапана может быть оснащен одним термостатическим клапаном или несколькими клапанами. В первом случае другие функции предусилителя выполняются традиционными схемами. Цифровые предусилители используются для обработки более сложных функций.

Конкретно у старых «Шарпов» поражал качественный, драматически выразительный многополосный эквалайзер. Высшее достижение инженеров фирмы JVC — «пред» JP-S7 для стереосистемы, оборудован устройством того же калибра. В обоих случаях движки эквалайзеров влияют только на «свою» частоту и не «захватывают» соседние. Но «преды» или AV-процессоры класса Hi-End могут не иметь регулировок тембра вообще и при этом формировать не менее детальный, выразительный, динамичный и богатый звук.

Обычно этот тип аудио предусилителя используется профессионально, и таких моделей для высокой точности двух стереоканалов мало. Пассивный предусилитель - это особый тип предусилителя, который не имеет внутреннего усилителя и, вообще, даже силовой части.

Какие факторы следует учитывать при выборе лучшей модели?

Эти модели имеют только селектор источника и регулятор громкости. Регулятор громкости в этих моделях имеет очень высокую точность. Особенно важным при выборе предусилителя является проверка того, что интересующая модель имеет достаточное количество аудиовходов в соответствии с ее потребностями.




«Своё» питание позволяет проработать и коммутацию — вторую важную функцию «преда». Предусилитель JVC имеет пользовательскую подстройку сопротивления и ёмкости (pF) на входе для проигрывателя винила плюс «плавающую» чувствительность выхода (V). То и другое плюс встроенный эквалайзер разнообразят возможности пользователя. Впрочем, этого показалось мало инженерам, и они снабдили «пред» функцией полного отключения «наворотов». Это — кратчайший путь для получения «неокрашенного» звукового сигнала. Наконец, два гнезда выхода с «преда» можно эффектно использовать для подключения «мощника» с колонками стерео и активного сабвуфера. В общем, когда арсенал велик, как у киногероя Рембо на армейском складе, то «оружие» можно выбрать любое и получить от этого дополнительный кайф.

Достаточно ли аудиовыходов? Вам нужны конкретные функции, такие как функции выравнивания звука? Является ли уровень усиления подходящим для источников звука, которые вы подключите? Соответствует ли выходной импеданс вашему окончательному усилителю мощности?

Тот, кто смотрит на мир записи, знает, насколько важно импортировать микрофонный предусилитель. Микрофонный предусилитель представляет собой предусилитель для слабых сигналов, поступающих от микрофонов. Предусилитель усиливает сигнал на стандартном линейном уровне. Клапаны, твердотельные или клапанные и транзисторные микрофонные предусилители существуют вместе. Как правило, предварительные клапаны производят самый жаркий звук, а цвет становится более прозрачным, в то время как сплошные предварительные лучи дают более четкий, более точный и чистый звук, есть также твердотельные модели, которые имеют контроль, который позволяет Добавьте желаемое количество искажений клапана, это используется, чтобы загрязнить звук.

«Пред»варительные подсказки

Если читатель полагает, что я педалирую тему, то вот: существует генерация интегральных усилителей и даже AV-ресиверов c колоссальной широтой регулировок звука и без утомительных искажений. Но они и их настройка — как рулетка. «Интересный» звук — закон и свойство любого простейшего «преда», чей «транс» не «обременён» иными функциями. Вот почему в формате стерео укоренились деки и винил, а в цифровых системах — транспорты с «сырой» передачей данных на «проц». Чем больше таких «развязок», тем лучше для звука системы, и развязка «преда» от «мощника» — последняя и лучшая в этом ряду.

В студии звукозаписи, которая вас уважает, есть различные типы предусилителей для удовлетворения потребностей различных музыкальных постановок или различных типов съемки микрофона. Как подключить предусилитель? Каждый предусилитель имеет линейный выход, к которому он подключается к линейному входу уровня микшера или аудиоинтерфейса. На уровне качества нет лучшего предусилителя, каждый из которых имеет свой собственный характер, поэтому мы входим в дело вкуса. Не должно быть никаких сомнений в том, что с предварительным микрофоном вы получите лучшее качество звука.

В итоге такой «арсенал» позволяет хозяину «преда» и серьёзной аудиосистемы нейтрализовать огрехи записи и тиражирования дисков, а также и частотные резонансы, свойственные любой комнате. Чтобы не погружаться в физические аспекты, можно уяснить ключевые подсказки:

1. На эквалайзере «преда» центральную частоту по НЧ и по ВЧ лучше отрегулировать максимально близко к 1 кГц, а СЧ «проваливать» на полдецибела.

Любой микрофонный микшер или канал звуковой карты - это просто предусилитель, поэтому, если у вас низкий бюджет, вы можете использовать предусилители микшера или аудио интерфейса и выбрать микрофон. Вы можете получить потрясающие результаты с посредственными предусилителями и типичными аудиоинтерфейсами или микшерами для потребителей. Профессиональный предусилитель в отражающей и необработанной комнате звучит не очень хорошо. Для получения качественного предусилителя требуется около € 500.

Если у вас недорогой аудиоинтерфейс с предварительно затененными, вы хотите использовать самые приличные внешние предусилители, вы можете купить их. Если вам нужен только один канал, но самого высокого качества, мы бы рекомендовали наилучшее соотношение цены и качества.

2. Все цифровые эффекты и реверберации AV-процессора отключить, в настройке неотключаемых режимов Pro Logic и других объёмов вывести тыловые и центральный каналы равнозначно фронтальным по уровню громкости и тембру. Это хорошо слышно на тест-тоне и сообщает звуку в любом режиме его естественную реверберацию.

3. Регулятор звуковой функции (чувствительности или нагрузки) всегда подчиняется правилу: движение слева направо усиливает «звон» и ослабляет «бас». В соотношении с усилителем мощности выход «преда» лучше вывести с максимальным, а вход на «мощнике», соответственно, с минимальным уровнем.

4. Чем ниже выходное сопротивление «преда» и выше входное на «мощнике», тем качественнее и динамичнее будет звук. Впрочем, практических ошибок здесь не бывает — бывают противоречивые и запутанные спецификации. Отличную совместимость всегда даёт классическое сочетание предварительного стереоусилителя ламповой конструкции и MOSFET-транзисторного мощника (MOSFET — metall-oxyde-semiconductor field effect transistor — технология производства транзисторов).

5. Хорошие ламповые AV-процессоры автору не известны, совмещение «проца» с ламповым многоканальным усилителем мощности проблематично, но по многоканальному аналоговому пост-ЦАП-выходу сигнал с проигрывателя DVD можно дать на ламповый «пред», затем на усилитель мощности.

6. Можно подключить к «преду» непосредственно активные колонки, но добиться хорошего звука можно лишь от студийных моделей. Минус: трудоёмкая настройка конфигурации.

«Оркестровая» медь

Не все «преды» класса Hi-End равнозначны, так как иные фирмы недостаточно артистичны, другие не способны преодолеть собственные идеологические ограничения, третьим лучше удаются усилители мощности.

Высоковата цена, но пленяет специфический «окрас» у Marantz. Как Фрэнк Синатра некогда основал рекорд-компанию на базе звучания биг-бэнда и свинга — так и новый «стереопред» Marantz SC-7S2 импонирует сияющей медью оркестра, эффектно оттенённой контрабасом и ударными. Недаром модель восходит к прототипу той же эпохи — 1958 года выпуска. На ряде функций фирма сегодня сэкономила, так как на самом деле ценные материалы и высокоточное производство с тех пор подорожали. Спасибо, оставили хоть качество звука. Это уже вторая модификация «легенды», оборудованная под требования нынешнего поколения цифровых носителей.

Четыре чипа Wolfson составляют «прозаичный» регулятор громкости и позволяют протянуть диапазон частот до 150 кГц, авторские модули HDAM японского инженера Кена Ишивата занимаются звуком в выходной части схемы, балансная с обратной связью схема получает чистое питание от «сильного» трансформатора (транса) кольцевой формы.




Фанатам студийного микса, программного обеспечения Steinberg Nuendo и просто записи на болванки «пред» или «проц» предлагают добавленные обработки звука и гибкость конфигурации. Например, эквализованная запись, выбор более высокого битрейта, апсэмплинг (повышение качества звучания CD путём применения технологии повышения частоты квантования данных до 192 кГц). Наличие ЦАПа и АЦП в «проце» позволяет обработать и динамически «расширить», скажем, сигнал с архивного винила или фильтровать шум аналоговой ленты в цифровой форме, после чего превращать в аналог на ЦАПе. Практически студийный ремастеринг старых записей.

«Зеркальные» признаки

Как определить классный «пред» с первого взгляда? Как правило, это балансная конструкция, при которой обе половины стереосхемы выглядят «зеркально» и заканчиваются на задней панели так называемыми XLR-терминалами. Если такими не оборудованы остальные компоненты системы, то вы всё равно будете иметь звук высокого калибра даже с обычных RCA-гнёзд. Ещё признак класса — наличие входа для винила с головки МС, которая вдвое слабее ММ по сигналу и вдвое «богемнее» по статусу. Лучшие «преды» обладают секциями внутри корпуса и массивным шасси с медными шляпками болтов по днищу и стенкам.

Отличительные признаки в схеме. Специальная схема по HDCD — без комментариев. DSP-процессор цифровых аудиоэффектов — чип Cirrus CS 49326 или аналогичный. Далее. ЦАП и АЦП: чипы Cirrus, Wolfson c возможностью апсэмплинга. Благодаря массивному трансформатору и конденсаторам энергии в схеме, эти чипы питаются лучше, чем их «коллеги» в проигрывателе. Тем самым всё аудио на «проце» приобретает естественную протяжённую и плавно спадающую АЧХ. Также важно наличие аудиофильского «прямого» режима с отключением всех «лишних» схем, кроме, может быть, ЦАПа. В «проце» очень важна детальная настройка сабвуфера с выбором частоты LFE-фильтра и его крутизны. Тихий уровень музыки должен передавать басовые партии разборчиво.

Неочевидные признаки. Можно исходить из класса схемы. Класс А означает высокий потребляемый ток и более простую и «прямую» схему доставки сигнала — так называемый «быстрый» звук. Класс D свойственен сабвуферным схемам, поскольку задействовано больше деталей, на которых ВЧ-сигнал «теряется». Самый оптимальный для «преда» — «средний» класс В или АВ. Изготовители любят хвастать строгим отбором, близкими номиналами деталей в каждом канале (не выше 0,5 дБ), высоким стереоразделением (около 100 дБ), сильноточным (на 75 ампер) трансформатором в схеме питания и низкоимпедансной низкоомной нагрузкой на усилитель мощности. Сюда же относятся динамическая характеристика (0 — 100 дБ) и частотная характеристика (10 Гц — 100 кГц).

Центр управления

Предусилитель, самостоятельный стерео либо входящий в многоканальный AV-процессор, позволяет владельцу регулировать громкость и вкусовой тембр в системе, переключать источники звука, включая винил. «Пред» часто называется центром или контроллером управления, поскольку готовит сигнал для усилителя мощности. Он должен располагаться на виду, тогда как греющийся и тяжелый блок мощника можно отвести на длину кабеля и спрятать (с учетом вентиляции).

Электрическая схема «преда» определяет качество звука в системе больше, чем даже акустика. Эквалайзер и уровни каналов в процессоре способны выстроить умопомрачительно реалистичное стерео, не прибегая к цифровым эффектам DSP или к «прямому» аудиофильскому тракту. Качество и длина проводов, аксессуары — важны, но в этом случае не критичны.