Город, где не нужен личный автомобиль. Города, куда въезд автомобилей запрещен Палтус Cove, Аляска

Архитекторы всего мира всё чаще начинают осознавать, что улицы городов должны создаваться прежде всего для людей, а не кусков металла.

После более чем столетнего сосуществования человека и автомобиля, в некоторых городах мира наконец-то появилось осознание того, что владение автомобилем не имеет особого смысла в городских условиях. И дело тут не только и не столько в высоком уровне смертности в ДТП, сколько в том, что автомобиль становится слишком неудобным средством передвижения по городам. Их просто стало слишком много.

Автомобильный поток в Лондоне сегодня движется медленнее, чем средний велосипедист. Водители Лос-Анджелеса 90 часов в год проводят в пробках. А британское исследование показало, что средний автомобилист более 100 дней за всю жизнь тратит на поиск места для парковки.

Теперь всё большее количество городов задумываются о том, как избавиться от автомобилей. В одних - вводят штрафы, а в других - заманчивые предложения. Как, например, в Милане, где автолюбителям платят за то, что они оставили машину на парковке и воспользовались общественным транспортом.

Неудивительно, что подобные изменения происходят быстрее всего именно в европейских столицах, которые были построены за сотни и даже тысячи лет до изобретения автомобилей. Их улицы просто невозможно приспособить к такому количеству частного транспорта, которое существует теперь. Итак, назовём города, наиболее успешно и последовательно отказывающиеся от господства машин в пользу людей.

Города-лидеры по отказу от автомобилей

Мадрид

Здесь уже запретили движение на личных автомобилях по некоторым улицам города, а в нынешнем году эта зона будет ещё расширена. В пешеходные планируется переоборудовать 24 городские улицы в течение ближайших пяти лет. Штраф за проезд в неположенных местах увеличен до ста евро. К тому же, планируется существенно поднять и стоимость парковки в центральных районах.

Париж

Когда в прошлом году уровень смога во французской столице достиг критических отметок, городские власти приняли решение о запрете движения автомобилей с чётными или нечётными номерами по определённым дням. Загрязнённость воздуха в некоторых кварталах сразу снизилась на 30%. И с тех пор муниципалитет продолжает поддерживать ограничительные меры по отношению к автомобилистам. Так, например, живущие в центре Парижа люди теперь не имеют права пользоваться автомобилями в выходные дни.

Помимо этого, к 2020 году во французской столице планируется вдвое увеличить число велосипедных дорожек, полностью запретить автомобили с дизельными двигателями, а также выделить некоторые улицы только для движения транспорта с низким уровнем вредных выбросов (электромобилей). Меры властей Парижа уже начинают приносить первые плоды: если в 2001 году 40% парижан не имели личного автомобиля, то сегодня этот показатель равен 60%.

Чэнду

Этот город на юго-западе Китая может служить образцом для всех остальных. Его улицы спроектированы настолько продуманно, что в любую точку можно добраться пешком не более чем за 15 минут. Генеральный план города полностью не запрещает автомобили, но отводит для них только половину всех дорог, по другой – передвигаются велосипедисты.

Гамбург

Хотя в Гамбурге и не введён прямой запрет на использование автомобильного транспорта в центре города, власть делает всё, чтобы жителям стало проще и приятнее не ездить на машинах, а передвигаться пешком или пользоваться общественным транспортом. В городе действует программа «Зелёная сеть», которую планируется реализовать за ближайшие 15-20 лет. В неё входит ряд мер для развития удобной инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов. По всему городу будут созданы парки, соединённые между собой удобными пешеходными и велодорожками. «Зелёная сеть» охватит около 40% всего городского пространства и позволит мотивировать большее число людей отказаться от автомобилей.

Хельсинки

Финская столица в ближайшие десятилетия ожидает бурного роста численности населения. Но чем больше людей будет появляться в городе, тем меньше автомобилей в нём будет оставаться. В новом плане развития города автомобильное движение по преимуществу будет перенесено в пригороды. Хорошие новости экологии в том, что центр столицы Финляндии планируется обслуживать только общественным транспортом.

Сегодня в Хельсинки также внедряется ряд новаторских идей, призванных увеличить число людей, отказывающихся от личных автомобилей. Например, создано специальное мобильное приложение, которое позволяет за короткое время найти велосипед на прокат, вызвать такси, найти остановку трамвая или автобуса. В ближайшее десятилетие власти Хельсинки намерены сделать личный автомобиль попросту ненужной вещью.

Милан

Как мы уже упомянули, дальше всех пошли власти Милана. Они материально поощряют тех, кто оставляет машину на парковке и передвигается пешком или на общественном транспорте. Такие люди получают бесплатные транспортные ваучеры, с помощью которых они могут рассчитываться за свой проезд в муниципальных автобусах. Обмануть систему не получится - все автомобили участников такой программы отслеживаются. Когда в системе появляется информация, что автомобиль остался стоять на парковке, бонусы автоматически начисляются на дорожную карту.

Копенгаген

40 лет назад дорожное движение в Копенгагене было настолько же плохим, как и в любом другом крупном городе мира. Однако теперь ровно половина его жителей каждый день ездят на работу на велосипедах.

А началось всё в 60-е годы, когда муниципальные власти стали целенаправленно вводить всё новые пешеходные зоны в центре города и постепенно сужать пространства для движения автомобилей. В настоящее время в Копенгагене более 320 километров велосипедных дорожек. В разработке находится и целая магистраль для велосипедистов, которая соединит пригороды с центром.

Копенгаген на сегодня имеет самый низкий процент владельцев автомобилей во всей Европе.

На сегодня ни один из вышеперечисленных городов не планирует полностью отказаться от автомобильного транспорта. Вполне возможно, что этого никогда и не случится. А может быть, в будущем кому-то удастся создать успешную и всеобъемлющую систему проката электромобилей, которая навсегда решит проблему личного транспорта и вредных выхлопов. Впрочем, это перспективы. Сейчас ясно одно: все крупнейшие города мира поняли, что их улицы в первую очередь должны создаваться так, чтобы они были удобны людям, а не бездушным железным коробкам.

Фото: dapperguide.com, 999images.com, 4onatrip.com, 1.bp.blogspot.com, traveljapanblog.com, static.panoramio.com, ricknunn.com. По материалам: fastcoexist.com

© Хорошие новости и добрые истории

В горной части Швейцарии есть деревушки и городки, в которых полностью запрещен частный автотранспорт. Иметь автомобиль могут лишь отели, службы такси и коммунальщики, причем автомобиль этот должен быть электрическим. Транспорт с двигателями внутреннего сгорания в таких населенных пунктах отсутствует полностью. Как правило, все подобные городки являются горнолыжными курортами и об одном из них я вам сегодня расскажу.

Попасть в Цермат на автомобиле не возможно - частный транспорт тут запрещен с 1931 года. В 1972 и 1986 годах среди местных жителей проводился референдум насчет отмены этого запрета, но жители Церматта оба раза проголосовали против частного транспорта. Автопутешественнику придется оставить свою машину в соседнем городке Теш, расположенном в шести километрах от Цермата и дальше либо идти пешком, либо ехать на поезде, курсирующем между обоими городками с 20-ти минутным тактом. Я добирался на поезде.

01. Выйдя из здания вокзала, мне открылась такая вот картина. Это привокзальная площадь, на которой уже ждут своих пассажиров развозные электромобили, принадлежащие различным отелям.

02. При словосочетании "швейцарский электромобиль" вам, как и мне, наверняка представляется какое-то сверхтехнологичное транспортное средство, сопостовимое как минимум с известной теслой. Но реальность оказывается немного иной.

03. Электромобили Церматта - это такие вот жуткие коробки на батарейках, лишенные не только дизайна но и хоть каких-то технологий. У них даже окна сдвижные, как в газелях. Причем стоит один такой электромобиль 70 000 евро! Ручная сборка, алюминиевый кузов, индивидуальный заказ, все дела.

04. Церматтское такси.

05. С 1931 года в Цермате был разрешен только гужевый транспорт, он и до сих пор тут используется. Повозки, запряженные лошадьми на фоне магазинов Rolex в этом городке стандартная картина. Это традиции, а традиции в Швейцарии священны.

06. Начнем прогулку по городку, высотометр в телефоне показывает высоту 1610 метров - именно на этой высоте расположен курортный городок.

07. Большая часть зданий в городке - отели. Церматт живет только лишь за счет туристов, которые наводняют этот небольшой городок круглый год.

08. На фото самый старый и самый роскошный отель Церматта - Церматтерхоф, входящий в список тридцати лучших отелей Европы. Гостей отеля развозят как на стандартных автомобилях, так и на более классических конных экипажах. Церматтерхоф стал первым отелем, построенным в Церматте еще в то время, когда маленькая и никому не известная швейцарская деревушка решила развивать у себя туризм. Строился отель в период с 1876 по 1879 на средства местных семей, в собственности которых он и находится в настоящее время.

09. Большинство отелей попроще на вид и перед каждым припаркован электромобиль с принтами отеля на корпусе.

10. Местами встречаются какие-то совсем уж древние дома и сараи.

11. Даже по внешнему виду видно, что этим постройкам не один век. В любой другой стране давно бы снесли эти бараки, но в Швейцарии нельзя - традиции. Тут берегут все, включая полуразвалившиеся сараи, как на переднем плане.

12. Есть тут и современная архитектура, которая своим внешним видом обыгрывает классические мотивы.

13. В ходе прогулки встретилось совершенно нетипичное для Церматта здание.

14. Которое, впрочем, тоже оказалось отелем.

15. Во внутренних двориках повсюду встречаются местные электромобили.

16. Еще одно не типичное здание Церматта. Судя по всему, тут расположена школа.

17. Архитектура довольно экстравагантна, особенно как для консервативного швейцарского городка.

19. Какие-то сооружения на заднем дворике одного из зданий. То ли это осветительные купола подземного гаража, то ли подземное мусорохранилище.

20. Церматт позиционирует себя как один из самых экологически чистых курортов мира и у него для этого есть все основания.

21. "Электромобили из Швейцарии - роскошь, инновации, комфорт." - так и вижу этот слоган в качестве подписи к подобным картинкам в рекламном проспекте.

22. Видимо, существуют какие-то строительные стандарты при сооружении отелей в Церматте, так как все они очень похожи друг на друга. Деревянные стены, каменная крыша - аттрибуты 90 % зданий этого городка.

23. Каждый квадратный метр территории излучает уют, тишину и благополучие.

24.

25. Со всех сторон городок окружен горами, которые обрамляют его, как золотая оправа алмаз. Тот случай, когда красота и внутри и снаружи.

26. Очень большой процент японцев среди туристов. Даже тут в тихих двориках половина встреченых мною людей были из Японии.

27. Современный отель, но построенный все по тем же классическим канонам.

28. Перед отелем скульптурная композиция, источник питьевой воды и лавочка. Все настолько идеальное и чистое, как будто это декорации для съемок фильмов, а не улочки реального населенного пункта. Подчеркивает декоративность картинки практически полное отсутствие людей.

29. Очередной попавшийся на пути дряхлый сарайчик.

30. Дверка для гнома.

31. В центре городка создан прекрасный парк, который как и все в Швейцарии доведен до абсолютного совершенства.

32. Как им удается создавать настолько идеальные ландшафты?

33. Еще один современный отель. Очень стильное здание.

34. При строительстве использованы только натуральные материалы - камень и дерево.

35. А вот чего я не ожидал увидеть в Цермате, так это классических украинских огородов.

36. Что они тут делают? Неужели люди, зарабатывающие огромные деньги на туризме, выращивают овощи для себя? Или это просто хобби у них такое?

37. Капуста, лучок, кабачки. Точно такой же огород был у нас, когда мы жили в Украине.

38. В целом Цермат довольно однообразный в плане архитектуры - все те же типовые отельчики и рядом с ними разваливающиеся сарайчики.

39. Избушка на курьих ножках.

40. По центру городка протекает горный поток. По высоте бортиков можно понять, что весной уровень воды тут поднимается достаточно высоко.

41. Красота!

42. Но вернемся к главной особенности Церматта - электромобилям. Все они производятся тут же фирмой Stimbo , название которой образовано от первых букв имен создателей предприятия - братьев Stefan (ST), Imboden (IM) и Bruno (BO). Семейное предприятие начало свою деятельность во второй половине 1980-х и производит электромобили уже три десятка лет.

43. Особенностью Церматта является консервативность его жителей, которая выражается в нежелании менять то, что и так хорошо работает и приносит прибыль. Таким образом, допуск электромобилей на улицы города столкнулся с сопротивлением со стороны местных жителей. В ходе долгой истории жители Церматта пошли на уступки, согласившись допустить на улицы электромобили при условии, что они будут полностью произведены в Церматте.

44. Таким образом для фирмы Stimbo настали золотые времена. При полном отсутствии конкуренции братья в подземном гараже начали производить простейшие электрические транспортные средства из алюминия. Благодаря штучному производству с учетом ручного труда цена автомобиля получалась космической - 70 000 евро за обычный пассажирский электромобиль или, например, 200 000 за цистерну.

45. Но у жителей Церматта выбор невелик. Хочешь иметь транспорт - либо плати огромные деньги за вагонетку с электромотором, либо развози на телеге. Причем сразу получить автомобиль не получится - придется подождать от двух до восьми месяцев, так как фирма переполнена заказами.

46. Помимо компактных электромобилей Stimbo производят также электроавтобусы.

47. Последние выглядят получше своих младших собратьев, по крайней мере напоминают автобус, а не консервную банку с моторчиком.

48. За три десятка лет производства предприятие выпустило более пяти сотен электромобилей в самых разных вариациях и с разными типами кузовов.

49. Главный символ региона и самая фотографируемая гора Альп - Маттерхорн величественно возвышается над деревушкой.

50. Еще парочка снимков с центральных улиц городка, застроенных одинаковыми отелями.

51.

52.

53. Железная дорога, ведущая на вершину горного кряжа Горнерграт, который и был главной целью моего визита в эти места. Про подъем на гору я рассказывал в деталях в отдельном посте .

54. За то время, что я провел наверху в горах, Церматт накрыло тучами и дождем и городок преобразился.

55. Канатная дорога, застывшая в ожидании наступления следующего горнолыжного сезона.

56. Еще одно церматтское такси.

57. И снова японцы, которые, судя по их количеству на улицах, составляют весомую часть туристического потока в самом раскрученном курорте Швейцарии.

58. Станция канатной дороги, которая в зимний период доставляет лыжников и сноубордистов на горнолыжные трассы Церматта. Летом не функционирует.

59. На этом я завершаю рассказ об этом необычном городке, по улицам которого в результате политики местных жителей бегают вагонетки на батарейках, стоимостью, как автомобиль класса люкс.

60. В Церматт вряд ли стоит ехать специально, но если вы планируете подъем на кряж Горнерграт, ваш путь все равно будет проходить через этот скучноватый, но милый городок. В таком случае стоит выделить часик времени на неспешную прогулку по идеальным улочкам самого известного курорта Швейцарии.

Когда мы сможем увидеть город без машин ? В далеком будущем? Сколько городов в мире Вы знаете где не используют автомобили?
Говоря о городе без машин мы можем вспомнить только о Венеции. Тем не менее, это не один город в мире, в котором вы можете передвигаться не на авто. Есть места, где машины были буквально «запрещены», например как в Макино в американском штате Мичиган. Здесь использование моторных транспортных средств запрещено с 1898 года: Вы можете передвигаться только пешком, на велосипеде или конном экипаже.

Венеция, Гранд Канал

Венеция, город известный во всем мире — без опыта использования автомобилей. Город-музей под открытым небом, его посетить можно только пешком или на велосипеде. Для дальних поездок между островами используют лодки.

Гурон-стрит, главная улица Макино, Мичиган, США

Макино является раем для любителей чистого воздуха: здесь используют транспортные средства в чрезвычайных ситуациях — машины скорой помощи и машины для уборки снега зимой. Исключением является электрический автомобиль. В виде общественного транспорта — конные экипажи, наряду с велосипедами. Площадь Гранде всего 10 квадратных километров, с населением чуть менее 500 человек. Цель Указа 1898 года, который запрещает легковые автомобили — избежание шума и загрязнения окружающей среды. Закон по-прежнему в силе.

Замша, Валле-д’Аоста

Замша, в Валь-д’Аоста — единственный город в Италии к которому не добраться на автомобиле. Этот небольшой городок имеет чуть более 100 жителей и расположен на высоте 1836 метров. Доступ к поселению только пешком или по канатной дороге. В дополнение прогулки в лесу, катание на горных велосипедах и полеты на параплане. Все развлечения, которые возможны в этом уголке мира, направлены на то, чтобы забыть об машинах.

Гамбург, Германия

Мечта жить в городе без автомобилей — реальность, и Гамбурге стремится к этому. Благодаря программе «Зеленая планета» — в течение 20 лет будет устранена необходимость в городе использовать автомобиль. Немецкий город уже полон зеленых зон: спортивных сооружений, садов, парков и скверов. Администрация решила начать программу по сооружению велосипедных дорожек.

Вобан, на окраине Фрайбурга, Германия

Правительство города Вобан в 2006 году приняло решение о запрете использования автомобилей. Горожане могут пользоваться только трамваем, который ведет в центр Фрайбурга. Город не большой — все находится в нескольких минутах ходьбы.

Хельсинки, Финляндия

В Финляндии для автомобиля тоже время заканчивается: до 2024 года использование авто будет приведено к минимуму. Благодаря программе App, представленной в июле прошлого года. С помощью смартфона жители города будут выбирать самый быстрый маршрут и способ передвижения.

Монте Изола, Изео

Монте Изола, остров-деревня по середине озера Изео. На остров можно добраться на пароме. Единственным средством передвижения — мотороллеры, которые разрешены для жителей.

Похожие материалы

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «BBC Science Focus» и «New Scientist» (Великобритания), «Bild der Wissenschaft», «Mare» и «PM Magazin» (Германия), «Air and Space Smithsonian», «Natural History» и «Science News» (США), «Sciences et Avenir» (Франция).

В центре Мадрида с осени 2018 года запрещено движение автомобилей, кроме электромобилей, машин, принадлежащих жителям центра, и спецтранспорта. Такая тенденция не редкость. Во многих крупных городах мира ежегодно проводят «дни без автомобиля». Мехико, Афины и Рим собираются запретить дизельные автомобили. У таких мер есть резон. По данным Института глобального здоровья (Барселона, Испания), из-за загрязнений, выбрасываемых в воздух автомобилями, в мире ежегодно гибнут 184 000 человек, преимущественно от болезней сердца и лёгких. Автомобили и поддерживающая их инфраструктура занимают до 60% площади города. Недавние исследования показали, что интенсивное уличное движение может привести также к развитию деменции (болезни Альцгеймера): у людей, живущих по сторонам крупных городских проездов, на 7% чаще возникает это заболевание. Видимо, сказывается влияние выхлопных газов. Автомобили ещё и производят парниковые газы, ведущие к глобальному изменению климата. Не говоря уже о том, что под колёсами автотранспорта в мире ежегодно гибнут более миллиона человек, а получают более или менее тяжёлые ранения 78 миллионов.

Частичный запрет на автомобили там, где он осуществлён, уже приносит явные плюсы. В Париже в «день без автомобиля» 16 сентября 2018 года содержание удушающей двуокиси азота вдоль крупных улиц снизилось на 41%, а уровень шума - на 5%. В Брюсселе содержание сажи в воздухе в тот же день снизилось на 80%.

С 2007 года, чтобы днём проехать через центр Стокгольма, надо заплатить от 15 до 35 крон, в зависимости от часа дня (с полуночи до 6.30 утра проезд бесплатный). После введения этой меры уменьшилось количество случаев астмы у детей. В центре испанского города Понтеведра (площадь 117 км 2) с 1999 года не было случаев гибели или травмы под колёсами - автомобили здесь запрещены. И более 80% школьников города ходят в школу пешком.

У городов, желающих сократить авто-движение, есть три возможности: запретить двигатели внутреннего сгорания, оставив электромобили; запретить любые автомобили и изменить планировку города и организацию движения таким образом, чтобы пешее хождение, велосипеды и общественный транспорт стали более удобными, чем свой автомобиль. Эколог Одри де Назелл из Имперского колледжа в Лондоне считает, что лучше всего запретить движение всех автомобилей, кроме принадлежащих инвалидам и городским службам. По результатам компьютерного моделирования, здоровье горожан улучшится в 30 раз за счёт сокращения ДТП, оздоровления воздуха и увеличения физической активности населения.

Но, скорее всего, для подавляющего большинства городов полный отказ от автомобилей был бы нереальным. С 2015 года в Осло (Норвегия) многие улицы превращены в пешеходные и велосипедные, в центре города запрещена парковка. Продлены трамвайные линии, снижены цены на проезд на городском транспорте, покупателям электровелосипедов мэрия даёт субсидию. В результате воздух города стал одним из самых чистых в Европе.

Однако не все согласны с этими современными тенденциями. В Фейсбуке жители Осло завели страничку против запрета автомобилей в городе, наполненную жалобами на ограничение личной свободы передвижения, сокращение торговли и туристических услуг. «Осло стал городом-призраком!» - пишет один из пользователей. Но, в конце концов, отвечает мэрия, запрет на курение в общественных зданиях тоже ущемляет свободу личности, и всё же после некоторого периода жалоб курильщики успокоились и курят у себя дома - или просто отказались от вредной привычки.