Земли транспорта: что это такое, каковы правовой режим и методы государственной кадастровой оценки? Земли транспорта Правовой режим земель автомобильного транспорта

Статьей 90 ЗК РФ устанавливаются основы использования земель транспорта. Объектами транспортных систем Российской Федерации заняты значительные земельные площади государства. Правовой режим данных земель, прежде всего, зависит от вида и назначения транспортных коммуникаций. В России различаются такие основные виды транспорта, как автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный, водный.

Функционирование транспортных систем в Российской Федерации регулируется законодательством о транспорте, которое формируется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и местном уровне. Данными нормативными актами могут быть определены особенности использования земель транспорта, а также правовой режим охранных зон. Следует заметить, что правовой режим земель транспорта урегулирован, в сравнении с иными землями данной категории, достаточно подробно.

Так, Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004) устанавливает, что земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям - собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном земельным законодательством РФ.

На земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Федеральным законом от 25.08.1995 № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» (в ред. от 10.01.2003) установлены правила использования земель в целях обеспечения функционирования железных дорог. При этом землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.

Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства РФ.

Размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством РФ.

Земли железнодорожного транспорта должны соответствовать градостроительным и экологическим требованиям, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, санитарным и иным нормам.

В целях обеспечения безопасности населения и нормальной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта (в том числе со стороны промышленных объектов и других видов транспорта), расположенных на землях федерального значения в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим опасным воздействиям, устанавливаются охранные зоны.

Порядок установления охранных зон, их размеры, режим использования земель, отведенных для этих целей, устанавливаются Правительством РФ. Кроме того, ст. 135 ЛК РФ установлено, что древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях железнодорожного транспорта, предназначена для защиты железнодорожных магистралей от неблагоприятных природных явлений, предотвращения загрязнения окружающей среды, снижения шумового воздействия железнодорожного транспорта.

Использование земель внутреннего водного транспорта урегулировано Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (в ред. от 29.06.2004) . Согласно данному Кодексу в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий городских поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать для работ, связанных с судоходством, береговую полосу - полосу земли шириной 20 м от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега. Особые условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством РФ.

При применении нормативных актов, регулирующих использование земель транспорта, следует обратить внимание на то, что основания предоставления и права, на основании которых лица используют данные земли, в настоящее время определены ЗК РФ. Так, в соответствии с положениями ст. 20 и иными статьями ЗК Рф многие пользователи земель транспорта не могут использовать земли на праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земли, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров, ограничены в обороте.


Предыдущая

Согласно статье 87 Земельного кодекса земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию. Эти земли используются для несельскохозяйственных целей. Другим критерием, с помощью которого определяются эти земли, является их нахождение за пределами черты городских и сельских поселений.

Основная функция, которую выполняют эти земли, выражается в их использовании как пространственного операционного базиса, места размещения объектов недвижимости: промышленности, транспорта, связи, энергетики и т.п Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Боголюбова С.А. - 4-е изд., перераб., доп. - М.: Проспект, 2010.. В соответствии со статьёй 79 Земельного кодекса для указанных специальных задач должны предоставляться в первую очередь земли, не пригодные для ведения сельского хозяйства, либо при отсутствии таковых земель - сельскохозяйственные угодья худшего качества. В земельном законодательстве установлены ограничения на изъятие земель, используемых как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, для перевода их в состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного специального назначения.

Особенностью правового режима данной категории земель является установление различных видов зон с особыми условиями использования земель. Охранные, санитарно-защитные и иные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Установление зон с особыми условиями использования земель даёт возможность не изымать эти земли и предоставлять земельные участки для несельскохозяйственных специальных целей, имеющие минимальные размеры.

Земельные участки, на которых устанавливаются зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. В их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, не совместимые с целями установления зон. Зоны устанавливаются на основании соответствующих нормативных правовых актов решениями соответствующих органов при предоставлении земель.

Отличительная черта правового регулирования использования данной категории земель заключается в том, что их правовой режим, а также смежных с ними земельных участков, включенных в состав указанных выше зон, подчинен режиму эксплуатации объектов недвижимости, прочно связанных с землёй.

Правовой режим земель промышленности.

Основные положения правового режима этих земель определены в статье 88 Земельного кодекса. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земли промышленности как отдельный вид рассматриваемой категории земель находятся только вне территорий поселений. Земли, занятые промышленными предприятиями в городах и других поселениях, включаются в состав земель поселений. К землям промышленности относятся земельные участки, предоставленные для размещения и эксплуатации предприятий металлургической, химической, обрабатывающей, горнодобывающей и других отраслей промышленности. Это земли, занятые фабриками, заводами, шахтами, рудниками, карьерами, приисками и другими горнодобывающими предприятиями. Земельные участки предоставляются промышленным предприятиям для их производственной деятельности и используются для размещения производственных объектов, цехов, складов, прокладки коммуникаций и других целей.

Промышленные предприятия обязаны использовать свои земельные участки строго по целевому назначению. Они не могут использовать их для целей, не связанных с производственной деятельностью. Хотя промышленные предприятия могут создавать подсобные сельские хозяйства, но для этих целей им предоставляются земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001г. // СЗ РФ. - 2001. - № 44. - Ст.90..

Правовой режим земель железнодорожного транспорта.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

  • · размещения железнодорожных путей;
  • · размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
  • · установление полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам, при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 90 Земельного кодекса).

В Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 2) закреплено определение земель железнодорожного транспорта. Это - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и охранных зонах Федеральный закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 18.07.2011 N 242-ФЗ // СЗ РФ. - 2011. - №5. - Ст.3567..

В соответствии со статьёй 91 Земельного кодекса Российской Федерации, землями данной категории признаёт земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации.

В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:

  • · эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
  • · кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
  • · подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
  • · наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
  • · наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.

К землям связи относятся земельные участки, предоставляемые для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи Федеральный закон РФ «О связи» от 06 декабря 2011г. // СЗ РФ. - 2011. - №126. - Ст.10..

Предоставление земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, в том числе установление охранных зон сетей связи и создание просек для размещения сетей связи, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются законодательством РФ.

Как установлено ст. 31 Федерального закона от 28 июня 2009. № 124-ФЗ «О почтовой связи», земельные участки, предназначенные для размещения объектов почтовой связи, предоставляются в порядке отвода земель для государственных и муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством РФ. Для размещения объектов почтовой связи организаций федеральной почтовой связи земельные участки предоставляются по ходатайству федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области почтовой связи, или другого органа, выступающего по его поручению в качестве заказчика соответствующих работ, на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке.

Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578, регулируют правовой режим охранных зон линий и сооружений радиофикации, определяют условия проведения работ в таких охранных зонах, закрепляют права и обязанности юридических и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность в этих зонах.

Цель Правил - обеспечить сохранность действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, в том числе путем установления соответствующих ограничений прав собственников земельных участков, которые включены в состав охранных зон с особыми условиями использования.

Порядок использования земельных участков, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, регулируется земельным законодательством РФ.

Правила предусматривают необходимость получения разрешения для различного рода работ в охранной зоне. Что касается правового режима радиовещания, телевидения и информатики, то он практически в действующем законодательстве не урегулирован.

Порядок и условия использования земель обороны и безопасности установлен в статье 93 Земельного кодекса РФ. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используют или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

Так, в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил нашей страны.

В случае необходимости временного использования земель для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются.

Для обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений, пограничных знаков, пунктов пропуска через Государственную границу РФ и других объектов.

Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях, земельные участки предоставляются в постоянное пользование или в аренду. В закрытом административно-территориальных образованиях особый режим использования земель устанавливается по решению Правительства РФ.

Земельный кодекс допускает возможность передачи отдельных земельных участков при соблюдении определённых условий из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим и физическим лицам.

Правовой режим земель обороны.

Кроме Земельного кодекса РФ условия использования земель для обеспечения обороны страны установлены и в иных законодательных актах. Так, ст.1 Федерального закона от 05 апреля 2011 г. №46-ФЗ «Об обороне» предусматривает, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ.

На этих землях располагаются обособленные военные городки общевойсковых, военно-воздушных, военно-морских, ракетных и других частей, расположенных вне черты населённых пунктов; военные городки при полигонах, арсеналах, научно-исследовательских институтах, учреждениях и предприятиях, имеющие регламентированный Министерством обороны РФ режим деятельности. Особенностью правового режима этих земель является установление запретных зон.

Запретные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного значения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. N 135 "Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов".

В законодательстве определен правовой режим земельных участков, на которых находятся объекты по хранению и уничтожению химического оружия. В качестве такого объекта признается совокупность специально выделенной и охраняемой территории, на которой постоянно находится химическое оружие, и расположенного на этой территории комплекса основных и вспомогательных сооружений по его хранению. Эти требования установлены в Федеральном законе от 21 апреля 2011 г. № 73-ФЗ «Об уничтожении химического оружия». Вокруг таких объектов устанавливаются зоны защитных мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.

Положение о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. № 208, определяет порядок установления и функционирования зоны защитных мероприятий вокруг объектов по хранению и по уничтожению химического оружия.

Правовой режим земельных участков, на которых находятся хранилища, склады государственного и мобилизационного резервов, урегулирован в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 313-ФЗ «О государственном материальном резерве». Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренным указанным Законом.

Запасы государственного резерва независимо от места их размещения, предприятия, учреждения, организации и другие объекты, входящие в систему государственного резерва, а также земельные участки, на которых они расположены, составляют федеральную собственность.

Правовой режим земель безопасности.

Особый режим использования земель может устанавливаться в пограничных зонах, которые признаются землями безопасности, что влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, находящихся в пределах этих зон. Порядок пользования земельными участками в пограничной полосе регулируется Законом РФ в ред. от 03 июня 2011г. «О государственной границе Российской Федерации». Согласно ст. 16 этого Закона в пограничную зону включаются зона местности шириной до 5 км вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озёр и иных водоёмов и острова на указанных водоёмах. В пограничную зону могут не включатся территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений или объектов культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования.

Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

земля промышленность правовой транспорт

1. Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения железнодорожных путей;

2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) установления полос отвода.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами .

Порядок установления и использования полос отвода железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) размещения автомобильных дорог;

2) размещения объектов дорожного сервиса , объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

2) размещения объектов инфраструктуры морских портов, объектов речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) выделения береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

Определение земель транспорта содержится в ст.2Положения о землях транспорта 1981 г. Кним относятся участки, предоставленные предприятиям и организациям транспорта для выполнения возложенных на них задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, совершенствованию и развитию сооружений, устройств и других объектов транспорта.

Эти земли находятся в управлении соответствующих транспортных министерств и ведомств.

Земли транспорта разнообразны по составу.

По видам транспорта выделяют земли:

Железнодорожного;

Автомобильного;

Магистральных трубопроводов;

Воздушного;

Внутреннего водного.

К землям железнодорожного транспорта относятся земли, предоставленные в постоянное пользование его предприятиям и организациям для осуществления возложенных на них задач.

Для обеспечения безопасной эксплуатации объектов транспортной деятельности Советом Министров Республики Беларусь устанавливаются запреты (ограничения) на осуществление на землях железнодорожного транспорта деятельности, противоречащейих целевому назначению, а также иные запреты (ограничения), связанные с особым режимом использования этих земель (ст. 6 Закона «О железнодорожном транспорте»).

К землям железнодорожного транспорта общего пользования относятся земли, отведенные под железно­дорожные линии, а также под иные сооружения, необходимые для обеспечения эксплуатации и реконструкции коммуникаций железнодорожного транспорта с учетом перспективы их развития.

Предприятия и организации железнодорожного транспорта общего пользования обязаны использовать предоставленные им земли в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления, соблюдать на этих землях требования природоохранного законодательства Республики Беларусь.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта общего пользования определяется Белорусской железной дорогой с учетом требований земельного законодательства Республики Беларусь.

Основным предприятием железнодорожного транспорта является железная дорога, которая обеспечивает потребности экономики и населения в перевозках. В состав железнодорожного транспорта включается сложный производственно-технологический комплекс: сеть железных дорог, предприятия, осуществляющие ремонт и модернизацию подвижного состава, контейнеров, обеспечивающие связь, сбор и обработку технологической информации, и ряд других.

Земли железнодорожного транспорта представлены земельными участками, занятыми железнодорожными путями, станциями, сооружениями энергетического, локомотивного, вагонного, путевого и грузового хозяйств, защитными и укрепительными насаждениями, служебными, жилыми и другими сооружениями, обслуживающими нужды железнодорожного транспорта.



В полосу отвода железнодорожных дорог входят земли, занимаемые земляным полотном, искусственными сооруже­ниями, линейно-путевыми зданиями, устройствами связи, станциями (со всеми сооружениями), защитными лесонасаждениями и другими сооружениями и путевыми устройствами. Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется органами управления транспорта с учетом требований земельного законодательства. Ширина полосы отвода устанавливается в зависимости от категории железных дорог в размере от2до 28 м. Сама колея дороги может быть 1524или 750 мм (узкоколейная железная дорога).

Кроме полосы отвода железнодорожному транспорту предоставляются земли, не прилегающие непосредственно к пути, но необходимые для эксплуатации железных дорог, под карьеры, водозаборные сооружения, питомники, насосные станции, другие сооружения и устройства, определенные соответствующими проектами.

В целях обеспечения безопасности населения и безопасной эксплуатации железнодорожных линий, станций, подъездных путей и других сооружений железнодорожного транспорта, расположенных на земельных участках, подверженных оползням, обвалам, размывам и другим опасным воздействиям природного характера, устанавливаются охранные зоны (ст. 8 Закона «О железнодорожном транспорте»).

К таким зонам относятся:

а) участки земли, необходимые для обеспечения со­хранности, устойчивости и прочности железнодорожных сооружений;

б) прилегающие к железным дорогам полосы леса шириной по 500 м в каждую сторону, в пределах которых не допускаются рубки, кроме рубок ухода и санитарных;

в) площади леса, где вырубка его может отразиться на устойчивости косогоров и привести к образованию оползней;

г) участки земель, необходимые для развития железной дороги, и некоторые другие.

В пределах зоны с особыми условиями землепользования не должны допускаться без согласования с органами управления железной дороги постройка капитальных зданий и сооружений, а также разведение многолетних культур, разрабатываться карьеры, сооружаться линии связи, силовые воздушные и кабельные сети, а также достраиваться дороги непосредственно под проводами и ближе чем в 3 м от крайнего провода для проезда машин (кранов, экскаватора и т. п.) высотой более 3 м. После утверждения границ зон обязательно письменное уве-домление собственников, владельцев, пользователейземли, на чьих землях установлены особые зоны, о характере и продолжительности действия особых условий пользования землей этих зон.

Предприятия транспорта должны обеспечить бесперебойное функционирование железных дорог, не допускать возникновения аварийных ситуаций. Особые требования предъявляются к использованию земель транспорта для перевозки опасных грузов, которые могут в процессе транспортировки, при производстве погрузоразгрузочных и иных работ послужить причиной взрыва, пожара, повреждения объектов железных дорог, а также гибели, травмирования, заболевания людей, нанести вред окружающей среде.

Использование земель железнодорожного транспорта должно соответствовать строительным и экологическим требованиям, санитарным и иным нормам. Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды.

Землями автомобильного транспорта признаются земельные участки, занятые автомобильными дорогами, непосредственно примыкающими к ним строениями и сооружениями, водоотводными, защитными и другими искусственными сооружениями, площадками для стоянки и мойки подвижного состава, защитными лесонасаждениями, производственными зданиями и сооружениями, заводами и другими объектами по обслуживанию дорожного хозяйства. К ним относятся участки, занятые сооружениями и устройствами энергетического, гаражного, бензораздаточного хозяйства, станциями и автовокзалами, линейными производственными сооружениями, другими объектами по обслуживанию автомобильного транспорта.

Автомобильные дороги подразделяются на:

– автомобильные дороги общего назначения;

– ведомственные автомобильные дороги.

Автомобильная дорога – комплекс инженерных со­оружений (земляное полотно, дорожная одежда, мосты, путепроводы, трубы, система водоотвода, дорожные знаки, защитные устройства, площадки отдыха, средства связи, другие элементы благоустройства, здания и сооружения дорожной службы), предназначенных для обеспечения безопасного и удобного движения транспортных средств с установленными скоростями, нормативными нагрузками и габаритами, определяемыми действующими правилами дорожного движения, государственными стандартами и другими нормативными актами.

Полоса отвода автомобильных дорог общего пользования, в которой размещаются дорожные сооружения (снегозадерживающие, водоотводные и др.), определяется в соответствии с категорией дороги в следующих размерах:

Контролируемая зона автомобильных дорог общего пользования включает пространство по 200 м в каждую сторону от оси дороги и определяется для перспективного развития существующей автомобильной дороги и дорожных сооружений (ст. 3 Закона «Об автомобильных дорогах»).

Предприятия и организации автотранспорта вправе использовать примыкающие к полосам отвода земельные участки, вести вырубки деревьев и кустарников в целях улучшения видимости дороги.

Дорожные органы обязаны письменно уведомлять тех субъектов, на чьих землях устанавливаются специальные зоны, о характере и продолжительности особых условий пользования землей в этих зонах.

Пользователи земельныхучастков, находящихся в контролируемой зонеавтомобильных дорог, обязаны:

Постоянно содержать в надлежащем состоянии территорию земельных участков, а также находящиеся на ней строения, сооружения, коммуникации, лесонасаждения;

Разрешать установку временных устройств для охраны автомобильных дорог от снежных заносов.

Контроль за выполнением обязанностей пользователями земельных участков, находящихся в контролируемой зоне автомобильных дорог, возлагается на специально уполномоченный орган государственного управления дорожным хозяйством и исполнительные и распорядительные органы (ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах» от 5 января 1995 г.).

К землям воздушного транспорта относятся участки, занятые аэропортами и аэродромами как основными объектами воздушного транспорта. Землями воздушного транспорта также являются территории авиастроительных и авиаремонтных заводов, земельные участки, обслуживающие мастерские, служебные, жилые, культурно-бытовые постройки воздушного транспорта и некоторые другие.

В соответствии со ст. 47 Воздушного кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу с 1 июля 1999 г., аэродром – это земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов. Для обеспечения взлета и посадки воздушных судов выделяется посадочная площадка. Это цементный участок или специально подготовленная искусственная площадка.

Аэропорт включает комплекс сооружений, предназначенных для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал, другие наземные сооружения и необходимое оборудование.

По своему назначению аэропорты подразделяют на внутренние и международные.

Кроме того, на землях воздушного транспорта размещаются объекты единой системы организации воздушного движения. К ним относятся комплексы зданий, сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенные для организации воздушного движения. Перечень таких объектов устанавливается авиационными правилами.

Местность вокруг аэродрома, ограниченная по размерам, над которой осуществляется маневрирование воздушных судов (приаэродромная территория), имеет особый режим. Она включает прилегающую к аэродрому зону контроля и учета объектов и препятствий, а также зону экологической безопасности. Ее размер устанавливается авиационными правилами.

Вокруг аэродромов и других объектов транспорта создаются охранные зоны, где могут быть ограничены права смежных собственников, владельцев и пользователей.

Землями трубопроводного транспорта являются земельные участки, занятые наземными и надземными магистральными трубопроводами и их сооружениями, а также наземными сооружениями подземных магистральных трубопроводов.

Земли трубопроводного транспорта состоят из полосы отвода и непосредственно примыкающих к ним земель, обслуживающих трубопроводный транспорт.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 1998 г. № 984 утверждены Правила охраны магистральных трубопроводов. Трассы трубопроводов должны быть обустроены, обозначены информационно-опознавательными значками. С целью обеспечения нормальных условий эксплуатации магистральных трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты и другую продукцию, устанавливаются охранные зоны:

Вдоль трассы трубопроводов – в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 50–100 м от оси трубопровода с каждой стороны (в зависимости от транспортируемой продукции);

Вдоль подводных переходов – в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстающими от осей крайних трубопроводов на 100 м с каждой стороны.

Охранные зоны устанавливаются и вокруг емкостей для хранения и разгазирования конденсата, вокруг технологических установок подготовки продукции и других объектов.

Любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, выполняются в соответствии с Инструкцией по производству работ в охранных зонах магистральных трубопроводов, утвержденной постановлением Проматомнадзора от 29 мая 1998 г. № 6.

Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землевладельцев и землепользователей и используютсяими для проведения сельскохозяйственных работ при условии обязательного соблюдения законодательства.

Полевые сельскохозяйственные работы в охранных зонах трубо-проводов производятся землевладельцами и землепользователями с предварительным уведомлением предприятий трубопроводного транспорта.

Трубопроводы относятся к производствам повышенного риска, и поэтому правилами охраны магистральных трубопроводов (пп. 16, 17) предусмотрены запреты и ограничения, связанные сих функционированием.

Землями внутреннего водного транспорта признаются участки, занятые речными портами, пристанями, служебными, жилыми, культурно-бытовыми помещениями и сооружениями, иными объектами, обслуживающими этот транспорт.

Органы речного транспорта, кроме права пользования закрепленными заними землями, имеют специальные права в отношении береговой полосы судоходных рек, каналов, озер. Эти земли не передаются в пользование органам транспорта, а остаются в прежнем владении или пользовании. Органам речного транспорта предоставлено право использовать эти участки для бечевой тяги судов и плотов, причаливания и ремонта судов, временного складирования грузов, возведения охранных сооружений, поддержания судоходства, для других целей, связанных с улучшением судоходства.

Пользование береговой полосой для нужд рыболовства в тех местах, где она используется для нужд судоходства, допускается по согласованию с органами, управляющими внутренним водным транспортом.

Относятся угодья, которые могут использоваться либо предназначены для реализации задач, связанных с обеспечением:

  • деятельности компаний;
  • эксплуатации объектов, относящихся к воздушному, железнодорожному, водному (речному, морскому), автомобильному типам транспорта;

Определение земель транспорта и категорий участков, которые составляют эти земли, регулируется .

Правовой режим земель транспорта обладает несколькими особенностями:

  • он устанавливает зону, обладающую особым условием пользования территориями;
  • он распространяется на участки, которые относятся к транспортным территориям и смежным наделам .

Предоставление земель транспорта

Земли транспорта (на основании пунктов 2-8, 90-й статьи ЗК ) предназначены и могут использоваться с целью обеспечения эксплуатации сооружений и деятельности компаний, которых можно отнести к отрасли:

  1. Железнодорожного транспорта. Свободные участки, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут быть предоставлены в аренду физическим либо юридическим лицам под:
    • устройство разгрузочно-погрузочной площадки;
    • складирование и хранение различного груза (кроме взрывоопасных и химических веществ или ГСМ);
    • оказание различных услуг пассажирам;
    • строительство прирельсовых складских помещений;
    • сельскохозяйственную деятельность.
  2. Автомобильного транспорта . Участки земли, находящиеся в зоне полосы отвода автомагистралей, предоставляются физическим и юр. лицам для создания строений дорожного сервиса, предназначенного для воссоздания нужных условий сохранности и использования автодорог и безопасности движения автотранспорта.
  3. Водного (речного, морского) транспорта. Частным компаниям и лицам предоставляется часть береговой полосы внутренних водных трасс, которые расположены за чертой населённого пункта, для ведения работ в отрасли судоходства речными путями.
  4. Воздушного транспорта. Государственным и частным компаниям предоставляются территории для размещения подземных и наземных объектов, которые необходимы для ремонта, реконструкции и управления полётами воздушных лайнеров.
  5. Трубопроводного транспорта. На участках земель трубопроводной системы, предоставленных гражданам и компаниям для ведения хоздеятельности, находящихся вблизи магистрального трубопровода запрещается возведение различных строений и создание препятствий для ведения аварийно-ремонтных работ на линии трубопровода.

На землях транспорта может размещаться несколько типов объектов:

  • железнодорожные пути, станции и вокзалы;
  • полосы отводы и охранные зоны для железнодорожных трасс;
  • автомобильные дороги, сервисы автодорожного обслуживания, стационарные посты МВД;
  • водные линии, появившиеся искусственным путём, речные и морские пристани, причалы, порты, маяки;
  • посадочно-взлётные полосы, аэровокзалы, аэродромы, аэропорты;
  • трубопроводные, газопроводные, нефтепроводные системы.

Размеры земель транспорта

Размеры земель транспорта определяются на основании действующих законодательных норм либо типовых проектов строительства транспортных строений. В ситуации, где нет действующих законодательных норм и нет возможности воспользоваться типовыми проектами (из-за специфики рельефа, климатических либо технико-инженерных особенностей, тонкостей строящегося объекта), размеры участков можно определить при помощи проектно-сметной документации.

Правом определения размеров транспортных земель наделены муниципальные или государственные структуры, которые осуществляют учет и контроль территорий, относящихся к соответствующим типам транспорта (воздушному, железнодорожному, водному, автомобильному).

Частный случай

Статьей 90 (пунктом 8) ЗК введено ограничение по переводу земельных участков в категорию земель транспорта. В частности, наделы, которые используются в целях проведения реконструкции, возведения, капремонта объектов трубопроводной системы, но принадлежат к иным категориям угодий, не переводятся в группу «Земли транспорта», а лишь предоставляются во временное пользование на период осуществления необходимых ремонтных мероприятий.

Заключение

Подводя итоги статьи, следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. Земли транспорта предназначены для размещения строений, которые будут использованы по прямому назначению и в ремонтных целях в транспортной отрасли.
  2. Участки, принадлежащие иным категориям земель, но используемые для обслуживания трубопроводов не переводятся в категорию «Земли транспорта».
  3. Резервирование земель транспорта происходит в порядке, утверждённом постановлением №561 .

Список законов

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям транспорта

Вопрос : Меня зовут Святослав Захарович. Я руководитель городского совета в небольшом посёлке Свердловской области. На одной из окраин города проводится строительство нового микрорайона (который будет содержать порядка 10-15 многоэтажных домов ). На сессии горсовета было принято решение о возведении за чертой города вблизи нового микрорайона небольшой резервной электростанции, предназначенной для снабжения электричеством новых домов. Электростанция будет соединена с городом линией электропроводов, прикреплённых к металлическим опорам, которые будут установлены на участках огороднического кооператива. Однако, поскольку в местном бюджете на данный момент недостаточно средств на возведение электростанции, принято решение начать строительные работы в следующем году. У меня возникает вопрос: на каком основании и на какой период можно зарезервировать земли для размещения на них линии электропроводов?

Ответ: Святослав Захарович, в вашем случае земли огороднического кооператива могут быть зарезервированы сроком до двадцати лет , а основанием для резервирования служат и 90 (пункт 8) ЗК . Резервировать территорию следует в порядке, который утверждён в 2008 году . Этапы действий при этом будут следующими:

  1. Депутаты горсовета должны составить ходатайство о резервировании наделов и отправить его вам на рассмотрение. Вместе с ходатайством вам должны быть предоставлены ещё несколько документов, выданных Росреестром и содержащих информацию о планировке территории, которая будет зарезервирована.
  2. На основании полученных документов, вы выносите решение о резервировании территории. Решение должно быть составлено в письменном виде (в форме акта). В составленном акте, в обязательном порядке, должна быть прописана информация о:
    • длительности и цели резервирования наделов;
    • реквизитах документа, который послужил основанием для резервирования (в вашем случае это решение депутатов горсовета);
    • дате и месте, где будут ознакомлены с вынесенным решением руководители огороднического кооператива.
  3. В местных СМИ (газетах или телеканале) следует опубликовать либо озвучить принятое решение. После этого резервирование участков обретает силу.
  4. Группа депутатов, контролирующая процесс резервирования, должна направить схему резервируемых наделов и копию решения в Росреестр для регистрации ограничения прав, установленных принятым актом.