Электрическая схема газ 53 с аварийными сигналами. Система зажигания

Меню 1. Тех.данные и эксплуатация 2. Двигатель 3. Сцепление 4. Коробка передач 5. Раздаточная коробка ГАЗ-66 6. Карданная передача 7. Задний и передний мосты 8. Подвески 9. Рулевой механизм 10. Тормоза 11. Вспомогательное оборудование 12. Электросхемы и электрооборудование 13. Кабина. Платформа 14. Приложения Форум ГАЗ

12.1. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Схемы электрооборудования

СХЕМЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Электрооборудование автомобилей выполнено по однопроводной схеме. Вторым проводом являются металлические части автомобиля (масса). С массой соединены все минусовые клеммы всего электрооборудования. Номинальное напряжение 12 в. На рис. 122, 123 и 124 показаны принципиальные схемы электрооборудования автомобилей.


рис. 122. Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-53А:
1— подфарник; 2 — фара; 3 — подкапотная лампа; 4 — сигнал; 5 - гасящее сопротивление; 6 - провод высокого напряжения; 7 - свеча зажигания; 8 - катушка зажигания; 9 - распределитель; 10 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 11 - датчик давления масла; 12 - штепсельная розетка переносной лампы; 13 - биметалический предохранитель; 14 - переключатель стеклоочистителя; 15 - стеклоочиститель; 16 - часы; 17 - лампа освещения часов; 18 - включатель зажигания и стартера; 19 - электродвигатель отопителя; 20 - переключатель электродвигателя; 21 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 22 - лампа освещения приборов; 23 - контрольная лампа давления масла; 24 - контрольная лампа указателя поворотов; 25 - контрольная лампа зарядки; 26 - контрольная лампа температуры охлаждающей жидкости в радиаторе; 27 - плафон; 28 - включатель плафона; 29 - указатель уровня топлива; 30 - датчик указателя уровня топлива; 31 - штепсельная розетка прицепа; 32 - задний фонарь; 33 - контрольная лампа дальнего света; 34 - ножной переключатель света; 35 - переключатель указателей поворотов; 36 - центральный переключатель света; 37 - включатель света «Стоп»; 38 - прерыватель указателей повора; 39 - электромагнитный клапан предпуского подогревателя; 40 - переключатель режимов работы предпускового подогревателя; 41 - электродвигатель вентилятора предпускового подогревателя; 42 - аккумуляторная батарея; 43 - стартер; 44 - запальная свеча предпускового подогревателя; 45 - дополнительное сопротивление; 46 - датчик контрольной лампы температуры охладающей жидкости в радиаторе; 47 - включатель запальной свечи; 48 - дополнительное реле стартера; 49 - включатель звукового сигнала; 50 - генератор; 51 - реле-регулятор; 52 - соединительная панель.


рис. 123. Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-66:
1— подфарник; 2 — фара; 3 — соединительная панель; 4 — сигнал; 5 - включатель сигнал; 6 - генератор; 7 - реле-регулятор; 8 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 9 - котрольная лампа температуры охлаждающей жидкости в радиаторе; 10 - контрольная лампа зарядка; 11 - контрольная лампа указателей поворота; 12 - контрольная лампа давления масла; 13 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 14 - включатель электродвигателя отопителя; 15 - электродвигатель отопителя; 16 - лампа освещения щитка приборов; 17 - включатель плафона кабины; 18 - плафон кабины; 19 - датчик давления масла; 20 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 21 - свеча подогревателя; 22 - катушка зажигания; 23 - свеча зажигания; 24 - гасящее сопротивление; 25 - распределитель; 26 - датчик правого топливного бака; 27 - задний фонарь; 28 - включателя зуммера; 29 - включатель плафона кузова; 30 - плафон кузова; 31 - соединитель проводов; 32 - штепсельная розетка прицепа; 33 - датчик левого топливного бака; 34 - выключатель массы; 35 - аккумуляторная батарея; 36 - электромагнитный клапан; 37 - кнопочный предохранитель подогревателя; 38 - контрольная спираль; 39 - включатель свечи; 40 - переключатель электродвигителя подогревателя; 41 - электродвигатель подогревателя; 42 - стартер; 43 - зуммер; 44 - ножной переключатель света; 45 - контрольная лампа дальнего света; 46 - центральный переключатель света; 47 - переключатель датчиков топливных баков; 48 - включатель поворотной фары; 49 - включатель зажигания и стартера; 50 - включатель света «Стоп»; 51 - переключатель указателей поворота; 52 - прерыватель; 53 - штепсельная розетка переносной лампы; 54 - кнопочный предохранитель; 55 - дополнительное реле стартера; 56 - поворотная фара; 57 - указатель топлива; 58 - подкапотная лампа; 59 - электродвигатель стеклоочистителя; 60 - переключатель электродвигателя стеклоочистителя.


рис. 124. Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-66-3:
1— подфарник; 2 — фара; 3 — соединительная панель; 4 — сигнал; 5 - подкапотная лампа; 6 - включатель сигнала; 7 - генератор; 8 - реле-регулятор; 9 - датчик температуры охлаждающей жидкости в радиаторе; 10 - дополнительное реле стартера; 11 - включатель электродвигателей отопителя; 12 - электродвигатель отопителя; 13 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 14 - контрольная лампа давления масла; 15 - контрольная лампа указателей поворотов; 16 - контрольная лампа зарядки; 17 - лампа освещения панели приборов; 18 - контрольная лампа температуры охлаждающей жидкости в радиаторе; 19 - указатель уровня топлива; 20 - включатель поворотной фары; 21 - переключатель датчиков топливных баков; 22 - включатель плафона кабины; 23 - плафон кабины; 24 - датчик давления масла; 25 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 26 - свеча подогревателя; 27 - катушка зажигания; 28 - свеча зажигания; 29 - гасящее сопротивление; 30 - распределитель; 31 - датчик правого топливного бака; 32 - задний фонарь; 33 - включатель зуммера; 34 - включатель плафона кузова; 35 - плафон кузова; 36 - штепсельная розетка прицепа; 37 - соединитель проводов; 38 - зуммер; 39 - датчик левого топливного бака; 40 - аккумуляторная батарея; 41 - выключатель массы; 42 - электромагнитный клапан; 43 - кнопочный предохранитель подогревателя; 44 - контрольная спираль; 45 - включатель свечи; 46 - электродвигатель подогревателя; 47 - переключатель электродвигателя подогревателя; 48 - фильтр радиопомех в цепи зажигания; 49 - стартер; 50 - контрольная лампа дальнего света; 51 - центральный переключатель; 52 - добавочное сопротивление; 53 - включатель зажигания и стартера; 54 -
включатель стоп «Стоп» ; 55 - переключатель указателей поворотов; 56 - прерыватель; 57 - штепсельная розетка переносной лампы; 58 - кнопочный предохранитель; 59 - фильтр радиопомех; 60 - поворотная фара; 61 - конденсатор; 62 - электродвигатель стеклоочистителя; 63 - переключатель электродвигателя стеклоочистителя; 64 - ножной переключатель света.

Страница 1 из 2

Особенности и схемы световых указателей поворотов ГАЗ-66 и ГАЗ-53

Схемы включения указателей поворота показаны на рис. 1 и 2. Подфарники и задний фонарь включают переключателем типа П105 на автомобиле ГАЗ-53А и П118 на автомобиле ГАЗ-66. Работу переключателей проверяют при помощи контрольных ламп по схемам, показанным на рис. 151 и 152.

В выключенном положении должны гореть лампы 4 и 5. при включении правого поворота лампы 4 и 6, а при левом повороте лампы 3 и 5.

При включении переключателя ролик должен надежно прижиматься к ступице колеса.

Через каждые 25000 км пробега автомобиля в переключателе П105 смазывать ось ролика, ось рычага и пластину рычага, прижимающую ролик. Указатели поворота горят мигающим светом (70 - 100 миганий в минуту). Это достигается включением в электрическую цепь указателей поворота прерывателя типа РС57.

Рассмотрим более подробно конструкцию и работу световой сигнализации поворотов:

Наибольшее применение нашли сигнализаторы поворота с электромагнитотепловым прерывателем тока - РС57, РС57-В, рас­считанные на 12 В, и РС401 - на 21 В.

Устройство сигнализатора поворота. На стальном сердечнике 9 (рис. 3) помещена обмотка, состоящая из 50 витков провода ПЭЛ диаметром 0,75 мм. Сердечник жестко соединен с кронш­тейном 11. Обмотка прерывателя включена последовательно с сигнальными лампами 16 или 17, расположенными и заднем фонаре и подфарнике, а при применении РС57 В и с контроль­ной лампой 12, размещенной па щитке приборов в кабине водителя. Стальные якорьки 4 и 10 приварены к сердечнику

В нерабочем состоянии контакты 5 разомкнуты усилием натянутой нихромовой струны 3, а контакты 6 разомкнуты натяжением бронзовой пластины 8. Все контакты прерывателя серебряные.

Проектировался и производился еще в Советском Союзе, и автомобильная техника в стране тогда не отличалась сложностью и наличием дополнительных опций. В то время не было кондиционеров и электрических стеклоподъемников, правда, на некоторых автомобилей мог устанавливаться предпусковой подогреватель. Но в народном хозяйстве это больше было жизненной необходимостью, чем элементом тюнинга.

Считается самым надежным грузовиком на постсоветском пространстве, но это не значит, что ему, как и другим автомобилям не нужен ремонт. Еще как нужен.

Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-53А



Тогда возьмите их на этой страничке, что зря время терять на поиски, когда вы уже там, где надо. На этой страничке сайта вы найдете схемы электрооборудования, двигателя и многих других агрегатов и узлов ГАЗ 53 различных модификаций.

Все схемы доступны для понимания многим, даже тем, для кого подкапотное пространство кажется просто багажником для металла. К каждой схеме представлено полное описание каждого элемента, что где находится, и с какой стороны к этой детале лучше подойти.

Система зажигания

Система зажигания предназначена обеспечивать воспламенение топливной смеси в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания и обеспечивать стабильную работу мотор во всех режимах.

Источником постоянного напряжения 12 Вольт является аккумуляторная батарея, включение питания обеспечивается поворотом ключа замка зажигания. Затем напряжение поступает в низковольтную цепь системы – на прерывателе трамблера магнитное поле исчезает в момент размыкания контакта, а катушка зажигания преобразует возникший импульс в высоковольтный.

Распределителю остается импульс распределить по цилиндрам. Высокое напряжение попадает на электроды свечей зажигания через бегунок, крышку трамблера, проводя высокого напряжения и высоковольтные наконечники.

Генератор

Генератор ГАЗ 53 трехфазный, рассчитан на мощность 560 Ватт. Он вырабатывает переменный ток, но так как вся схема электрооборудования рассчитана на постоянное напряжение, в генераторе присутствует выпрямитель, преобразующий переменный ток в постоянный. Эту роль выполняет диодный мост, состоящий из шести диодов разной полярности (3 диода с p-n переходом и 3 диода с n-p переходом).

Стартер

Стартер в автомобиле ГАЗ 53 предназначен обеспечивать бесперебойный запуск ДВС в любых климатических условиях.

Важной составляющей стартера является втягивающее реле – с помощью его замыкаются контакты пускового механизма, и включается электрическая цепь.

Также «втягивающее» вводит бендикс в зацепление с маховиком двигателя, и мотор начинает крутиться.

Приборы и датчики

Датчики ГАЗ 53 в основном контролируют работу двигателя и его систем. Приборы в свою очередь отображают в салоне кабины все показания, чтобы водитель мог видеть:

  • как себя ведет ;
  • есть ли топливо в баке;
  • присутствует ли зарядка на генераторе.

На ДВС установлены датчик давления масла и температуры, в топливном баке находится датчик уровня топлива.
На приборном щитке водитель может наблюдать показания, которые выдают следующие приборы:

  • Давления масла в системе смазки двигателя;
  • Температуры воды (охлаждающей жидкости) в системе охлаждения двигателя;
  • Амперметр, показывает наличие зарядки генератора;
  • Уровня бензина в топливной системе;
  • Часы;
  • Спидометр. Его привод механический, спидометр работает от тросика, который приводится в движение от шестерни в коробке передач.

Также на панели приборов есть сигнальная лампа уровня жидкости в тормозной системе. При недостаточном уровне лампа загорается.

Освещение

К электрической схеме освещения относятся лампы различной мощности, сами фары и фонари уже считаются оптикой. Помимо переднего и дальнего света, в автомобиле еще освещается салон (плафон сверху в кабине), подкапотное пространство, подсвечиваются лампой приборы. Ближний и дальний свет управляется с помощью ножного переключателя.

Реле

В схеме автомобиля устанавливаются различные реле, необходимые для коммутации и управления электрическими узлами. В электрической цепи ГАЗ 53 предусмотрены следующие коммутирующие устройства:

  • Втягивающее реле на стартере;
  • Включения стартера;
  • Реле-регулятор напряжения;
  • Указателя поворотов;
  • Дополнительное реле.

Один из немногих грузовиков, которым Россия может гордиться. Все системы ГАЗ-53 отвечают всем требованиям, предъявляемым к грузовикам, предназначенных для эксплуатации на дорогах всех типов. Единственная система, с которой могут быть связаны некоторые проблемы – это зажигание автомобиля.

Система зажигания в бензиновых двигателях внутреннего сгорания (ДВС) предназначена для воспламенения бензиновой смеси в цилиндрах в момент ее сжатия. На дизельных моторах такая система отсутствует – дизельное топливо воспламеняется за счет высокой степени сжатия и впрыска его под большим давлением.

На ГАЗ-53 установлена бесконтактная транзисторная система зажигания, первичная цепь которой выдает напряжение 12 вольт. Система зажигания считается батарейной, состоящей из источников электрического тока, которым может выступать аккумуляторная батарея, катушки зажигания, коммутатора, датчика-распределителя, и другого , которое чаще всего и вызывает проблемы, так как его необходимо настраивать, свечей с наконечниками, добавочного резистора, выключателя зажигания проводов низкого и высокого напряжения.

на чертеже показана полная схема системы зажигания ГАЗ-53

Система зажигания является одной из самых важных систем в автомобиле, так как именно от ее исправной работы зависит работа двигателя, а также расход топлива всего автомобиля. Для подавления радиопомех, которые создают провода высокого напряжения и наконечники свеч, на первых установлены распределенное сопротивление, а на вторых — подавительные резисторы.

В системе зажигания установлена катушка марки Б 116, предназначение которой преобразовывать ток низкого напряжения в высокое напряжение.

В свою очередь катушка состоит из трансформатора, в который вмонтирован железный сердечник. На этот сердечник сверху намотана первичная обмотка, а под ней вторичная. Сам трансформатор является стальным корпусом, который герметично закрыт, внутри него вместе с сердечником залито масло.

Для обслуживания этого трансформатора предусмотрена пластмассовая крышка, которая способна выдержать воздействие высокого напряжения.

Затем затягивают болт крепления прерывателя и ставят ротор и крышку распределителя. От сегмента, против которого установилась пластина ротора, присоединяют провод к свече первого цилиндра. Остальные провода соединяют со свечами зажигания по часовой стрелке в порядке работы цилиндров двигателя 1-5-4-2-6-3-7-8 (рисунок ниже).

Устанавливая зажигание у двигателя ГАЗ-53, нужно повернуть коленчатый вал так, чтобы риска на его шкиве не доходила до центральной риски на указателе ВМТ, который крепится к двигателю, на четыре деления.

При слишком раннем или слишком позднем зажигании двигатель перегревается, теряет свою мощность, увеличивается расход топлива и возникают перебои в его работе.

Поправляем угол зажигания на заведенном моторе:

  • Мотор работает на холостых оборотах, добираемся до болта крепления трамблера (ключ на 10) и ослабляем его;
  • Немного поворачиваем трамблер против часовой стрелки, крепим болт;
  • Газуя двигателем, проверяем приемистость двигателя. Если начинают «звенеть пальцы», подвигаем трамблер немного назад, по часовой стрелке. Опытным путем устанавливаем необходимый угол опережения.
  • Проверяем работу двигателя на ходу. Если стал работать нормально, дальнейшая регулировка больше не требуется.

Иногда регулировки не хватает, трамблер против часовой стрелки уже отодвинут до конца. В таком случае нужно проверить установку привода трамблера.

Выполняем операцию следующим образом (на заглушенном моторе):