Самостоятельная диагностика ошибок блока управления двигателем лада калина. Диагностика и расшифровка кодов на ладе калине

Коды ошибок Калина являются видом диагностической информации автомобиля, которые необходимо знать каждому автовладельцу. Дело в том, что с их помощью производится самодиагностика Лада Калина, а это позволяет выявить неисправность того или иного узла, не дожидаясь когда автомобиль серьезно сломается.

Принципиальное устройство системы самодиагностики

Система автоматической диагностики неисправностей на Ладе состоит из нескольких устройств. Именно полученную от них информацию мы позже видим как коды неисправностей. Обычно производитель не рекомендует автовладельцам самостоятельное обслуживание и поэтому расположение некоторых из них не разглашается.

Делается это с той целью, чтобы нечестные люди не могли, например, «скрутить» показатели пробега или как-то изменить характеристики двигателя перед продажей машины. По этой же причине обслуживание системы самодиагностики рекомендуется осуществлять только на официальных станциях технического обслуживания, имеющих соответствующее разрешение от производителя автомобиля.

Кроме того, еще одним элементом системы автоматической диагностики является бортовой компьютер. Именно он обрабатывает собираемую датчиками информацию, которую мы потом читаем как коды ошибок Лада Калина. При этом существуют разные версии таких систем, позволяющие, например, визуально представить место обнаружения того или иного дефекта.

К сожалению, на Калине такого компьютера нет, и ее владелец может увидеть только цифровое обозначение той или иной неисправности. Именно поэтому ошибки каждому автовладельцу необходимо помнить наизусть, чтобы вовремя принять меры к устранению той или иной неисправности.

Диагностика с помощью приборной панели

Кроме знания кодов ошибок, владельцу необходимо научиться проводить такую процедуру, как диагностика приборной панели, ведь именно на ней отражаются коды неисправностей этого автомобиля.

Для того чтобы запустить процесс диагностики, необходимо нажать кнопку, отвечающую за фиксацию суточного пробега машины. Далее, удерживая эту кнопку, необходимо повернуть ключ зажигания. В том случае, если вы произвели эту процедуру правильно, стрелки тахометра, спидометра и датчиков начнут двигаться от занимаемого ими положения к конечному.

После того как процесс такого движения завершится, нужно будет переключить экраны информации. Для этого предусмотрена специальная кнопка на рукоятке переключения дворников. Нажав ее, мы можем увидеть показатели работоспособности приборов, установленных на автомобиле, а также версию программного обеспечения системы самодиагностики.

После того как информация на приборной доске обновится в третий раз, можно увидеть сами коды ошибок в цифровом варианте:

  • ошибка 2 — она показывает отклонение напряжения бортовой сети автомобиля;
  • ошибка 3 — указывающая на выход из строя датчика уровня топлива;
  • ошибка 4 — данное значение появляется тогда, когда ломается датчик охлаждающей жидкости или в его цепи возник разрыв;
  • ошибка 5 — свидетельствует о том, что не работает датчик температуры вне салона;
  • ошибка 6 - говорит о том, что перегрелся;
  • ошибка 7 — это показатель того, что давление масла в системе автомобиля достигло аварийных значений;
  • ошибка 8 — указывает на то, что тормоза автомобиля не работают, а девятая цифра говорит о том, что аккумулятор разрядился.

Отдельно стоит обратить внимание на такой показатель, как «Е». Дело в том, что это значение говорит о наличии пакета ошибок, заложенных в EEPROM.

Диагностика на контроллере автомобиля и сброс кодов ошибок

Кроме приборной доски, на Лада калина можно проводить и диагностику с помощью отдельных контроллеров, отвечающих за ту или иную систему или агрегат автомобиля. Так, например, контроллер Bosch-ME-7.9.7 может сообщить об ошибке двигателя.

Расшифровка кодов ошибок производится на основании как справочников, так и с помощью специального программного обеспечения.

При этом опытные автомеханики помнят все коды неисправностей наизусть, а вот начинающим автолюбителям это не под силу.

Что касается конкретных примеров, то например, ошибка 0441 указывает на неисправность датчика кислорода, значение 1602 говорит о том, что пропало напряжение сети на ЭБУ, а p0363 о том, что сломалась катушка. При этом все диагностические системы не указывают точно на то, что сломалась какая-то конкретная деталь, а всего лишь локализуют проблемный участок чтобы автовладелец принял меры по более точной диагностике неисправности.


Таблица кодов ошибок

К примеру, если вы увидели ошибку 0504, это значит, что возникли проблемы с тормозной системой, а вот что именно случилось, вы сможете узнать, только проведя ее ревизию. Это же касается и иных неисправностей, например, 0343 означает, что датчик цепи фаз имеет высокий уровень сигнала. Почему это происходит, можно будет узнать, исследовав данный узел вручную.

При этом самодиагностика сильно облегчает жизнь как автовладельцу, так и автомеханику, так как позволяет сразу же отсечь некоторые варианты развития событий при поиске неисправностей. Так, если вы скажете в автосервисе, что у вас появилась ошибка 0036, специалист сразу же поймет, что это не ошибка двигателя, а проблема в цепи управления нагревателем, а код 0830 укажет ему на проблемы со сцеплением.

Стоит помнить, что коды ошибок могут меняться со сменой программного обеспечения бортового компьютер и если вы, например, сменили на нем программную оболочку на более современную версию, то может быть так, что та же ошибка p0300 будет расшифровываться по-иному. Поэтому необходимо всегда иметь под рукой актуальную таблицу с кодами, иначе можно перепутать ошибку 2187 с неисправностью 2188 и начать ремонтировать вместо системы зажигания бензобак.

Многие считают, что диагностика системы управления инжекторным двигателем – удел высококвалифицированных специалистов. Между тем в любом современном контроллере (ЭБУ — электронный блок управления) имеется достаточно мощная встроенная система самодиагностики (реализованная на программно–аппаратном уровне), что значительно облегчает поиск возможных неисправностей даже непрофессионалу.

ЭБУ представляет собой своего рода мини-компьютер, предназначенный для решения специализированных задач в реальном времени. Это задачи можно разбить на следующие категории: обработка сигналов от датчиков, расчет управляющих воздействий по заданным алгоритмам, управление исполнительными механизмами.

Соединиться с контроллером автомобиля для чтения диагностических данных можно при помощи диагностического тестера (отдельно приобретаемый прибор) или компьютера с установленной специальной программой. В данной статье будет рассмотрена диагностика ЭБУ Bosh M7.9.7 (установленного на «Калине» автора; диагностика контроллеров более поздних версий производися аналогично) при помощи бесплатно распостраняемой программы KWP_D, скачать которую можно в Сети.

Кроме программы, необходимо приобрести так называемый диангостический адаптер К-линии (VAG-COM USB KKL адаптер), поддерживающий протокол KWP2000 (также известный как OBD-II) — адаптер предназначен для передачи данных с автомобиля в USB-порт компьютера. Протокол KWP2000, также известный как OBD-II, и дал название разъему диагностики, который расположен под крышкой рядом с рычагом КПП, и к которому нужно будет подключить адаптер. Из всего модельного ряда АвтоВАЗа, только в «Ладе Калине» он расположен так удобно. Остальным автовладельцам приходится помучаться с его подключением.

После установки драйвера из комплекта идущего с адаптером ПО, в системе появится СОМ–порт, номер которого необходимо переопределить на 1-4 (1, 2, 3 или 4 — именно с этими номерами портов работает KWP_D). Подключаем разъем диагностики, включаем зажигание и запускаем программу. После непродолжительной паузы система выдает сообщение, что связь установлена – можно приступать к диагностике.

Каждый двигатель имеет так называемые типовые параметры – базовые технические характеристики, описывающие нормальную работу двигателя, которые и берутся для сравнения с измеренными в процессе диагностики значениями. Если провести аналогию – это, например, температура тела здорового человека (типовой параметр 36.6 °C). Ниже будет рассмотрена последовательность диагностики на примере восьмиклапанного двигателя объемом 1.6 литров. Все измерения будем проводить на заведенном двигателе в режиме холостого хода.

Первое, на что следует обратить внимание – параметр DTC (наличие сохраненных ошибок):



Если ошибки есть, переходим на вкладку «Коды» и смотрим номер ошибки вместе с расшифровкой. Всевозможные коды ошибок и пояснения к ним легко найти в Интернете. Если ошибок нет, это еще не означает, что с двигателем все в порядке. Например, при завышенных оборотах холостого хода ЭБУ может воспринимать сигнал с неисправного датчика ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки) как нажатую водителем педаль газа, и не выдавать при этом никакой ошибки.

Вернемся к типовым параметрам. Наиболее важных из них не так уж много:

UACC – напряжение аккумуляторной батареи — 13.9В – 14.5В. Для проверки необходимо включить все мощные потребители энергии (дальний свет, обогрев заднего стекла, подогрев сидений и так далее). Меньшее напряжение указывает на необходимость отдельной проверки цепей электрики.

THR – положение дроссельной заслонки. На холостом ходу 0%. За этот параметр отвечает датчик положения дроссельной заслонки. Обычно на его неисправность указывают «рывки и провалы» при движении, а также увеличенные обороты холостого хода. Проверяем этот параметр на незаведенном двигателе (но с включенным зажиганием). Плавно нажимаем на педаль газа, следя за показаниями положения, которые должны также плавно расти до 85–90%. А почему не 100? Потому что 90. Так заложено производителями. Если все соответствует – датчик исправен.

FREQ – частота вращения коленвала. Будет меняться от 800 до 840 об/мин. Сигнал снимается с датчика положения коленвала (ДПКВ). Если двигатель завелся, значит этот датчик исправен. Он единственный, с неисправностью которого запуск двигателя невозможен.

AIR – массовый расход воздуха. Обычно от 10 до 12 кг/час на холостом ходу. Берется с самого главного датчика – массового расхода воздуха (ДМРВ). К сожалению, его реальная проверка без соответствующего оборудования невозможна. Хотя в автосервисах очень любят с важным видом замерить напряжение на датчике обычным мультиметром и тут же вынести вердикт, основывая свое решение на расхождении в сотые доли вольта (и тут же предложат купить у них новый за 2500–3500 рублей). Поэтому поступаем просто. Надавливаем ногой на педаль газа, чтобы обороты подскочили до 4000–5000 об/мин. Расход воздуха также должен резко вырасти до 200–250 кг/ч, и исправный датчик эти цифры должен Вам выдать.

UOZ – угол опережения зажигания. Будет меняться от 6 до 15 градусов. Угол опережения рассчитывается ЭБУ на основании показаний многих датчиков, даже температурного. Отдельного датчика угла опережения не существует. Поэтому идем дальше.

INJ – длительность импульса впрыска. 3–5 мс на холостом ходу. Это время, на которое открывается каждая форсунка для впрыска топлива в цилиндр. Если показания значительно большие, возможно, форсунки засорены и требуют промывки, либо давление топлива мало вследствии засоренного топливного фильтра или неисправного насоса. По-настоящему форсунки можно проверить только на специальном стенде. Для косвенной проверки резко нажимаем на педаль газа. Время впрыска также должно скакнуть до 15–20 мс. Пока ограничимся этой процедурой.

FSM – количество шагов регулятора холостого хода (РХХ). Часто его называют датчиком холостого хода, хотя к семейству датчиков он никакого отношения не имеет и представляет из себя шаговый электродвигатель с укрепленной на валу конусообразной «затычкой», которая перекрывает канал подачи воздуха в обход дроссельной заслонки, тем самым регулируя холостой ход. На холостом ходу этот параметр может быть в пределах 40–60 шагов. При нажатии на педаль газа – возрастать до 150 – 180.

ALAM1 – напряжение на датчике кислорода до катализатора. При прогретом двигателе должен меняться от 0,008 до 0,7В и обратно, что говорит об исправно работающей обратной связи.

LUMS_W – неравномерность вращения коленвала. Если больше, чем 4 об/с – значит, имеются пропуски воспламенения по цилиндрам. Повод проверить свечи и высоковольтные провода.

QT – расчетный расход топлива. На холостом ходу – 0,6–0,9 л/час. Конечно, для полной диагностики желательно проверить давление в топливной рампе, напряжение пробоя в свечах зажигания, посмотреть компрессию по цилиндрам, да и СО узнать не помешает. Но все это требует дорогостоящего оборудования и еще большего опыта.

Одним словом, вот так сравнительно несложно Вы можете самостоятельно проверить исправность Вашей Калины. Вперед!

На приведенном выше видео ролике доступным языком объяснено, каким образом можно запускать так называемый режим тестирования комбинации приборов Калины, а также смотреть на текущие ошибки бортового компьютера, которые сохранились в памяти.

Что касаемо расшифровки этих ошибок, то для Калины, впрочем, как и для остальных инжекторных переднеприводных автомобилей ВАЗ, то они будут приведены полным списком ниже:

  • 2 — напряжение бортовой сети автомобиля выше нормы
  • 3 — ошибка ДУТ. Обычно она возникает в том случае, если более 20 секунд был сигнал об обрыве цепи на датчике уровня топлива
  • 4 — самая распространенная ошибка датчика охлаждающей жидкости
  • 5 — проблемы с наружной температурой, то есть с самим датчиком
  • 6 — возникает при критической температуре двигателя. Заносится в память в том случае, когда срабатывает звуковой сигнализатор перегрева
  • 7 — низкое давление системы смазки
  • 8 — проблемы тормозной системы. Может зафиксироваться в том случае, если частенько загоралась лампа недостаточного уровня тормозной жидкости
  • 9 — полный разряд аккумуляторной батареи

Что касаемо моей Калины, то у меня было записано в память 3 ошибки: 4, 6 и 8. С первой все понятно, загорается даже на новых авто, непонятно, правда почему. Вторая возникла, когда в сильную жару пришлось плестись за грейдером во время ремонтных работ. Благо, что быстро удалось вырваться из этой «пробки» и практически мгновенно остудить мотор до нормальной температуры. По поводу последней тоже писал, так как у меня была проблема с поплавком и лампочка частенько горела, будто не было жидкости.

Остальных ошибок, перечисленных выше, к счастью на моей Калине не было. Сбросить показания очень просто, опять же нажав на кнопку суточного пробега.

Разумеется, что многие владельцы знают об этих режимах комбинации приборов. Но все же не будет лишним перед покупкой нового автомобиля протестировать БК. Вдруг вы там увидите что-то интересное, к примеру о давлении масла или же перегреве двигателя.

Ниже будут приведены фото в виде таблицы с основными неисправностями в случае установки дополнительного бортового компьютера, например такого, как ШТАТ.

Диагностические коды контроллеров Bosch и Январь под Евро 2

Коды ошибок под Евро 3




Многим владельцам этой модели будет интересно знать, как производится расшифровка кодов ошибок Калина 1,6 8 и 16 клапанов. Установленный в машине бортовой компьютер осуществляет не только управление работой систем машины, но может выполнять самодиагностику и сообщать водителю о возникших неисправностях в автомобиле. Это в значительной мере повышает безопасность, и увеличивает срок службы узлов и агрегатов машины. Умение своевременно разобраться с появившимися сигналами тревоги, должен каждый водитель этой модели.

Расшифровка кодов ошибок Калина 1,6 8 и 16 клапанов буде показана в этой статье. Можно сделать распечатку и возить её с собой. Если вдруг во время поездки появится тревожный сигнал, водителю будет значительно легче принять правильное решение о том, что предпринять в возникшей ситуации, продолжить поездку или ждать помощи специалистов. Система работает таким образом, что ошибки от возникших неполадок, запоминаются бортовым компьютером. Их можно прочитать позже с помощью специального диагностического оборудования.



Как самостоятельно выполнить диагностику?


Иногда даже самые надёжные и умные автомобили дают сбои во время эксплуатации. Это в полной мере можно отнести и к Калине. Бортовой компьютер этой модели способен проанализировать сложившуюся ситуацию и подсказать водителю о проблемах. Автомобиль можно протестировать в специализированных центрах или самому. Вероятность ошибок при самостоятельном диагностировании имеется, но проведение её целесообразно.

Порядок проведения самостоятельной проверки:

  • Отключают зажигание;
  • Необходимо нажать кнопку суточного пробега и удерживать её в таком положении некоторое время;
  • Одновременно с удержанием этой кнопки, включите зажигание;
  • После этого должны прийти в движение все указатели на приборной панели, они должны проделать путь о нулевой отметки до максимума. Теперь следует нажать кнопку на подрулевом переключателе дворников. Это даёт возможность выведения показаний на приборную панель. На третьем можно будет увидеть перечень всех возникших осложнений.
Последний экран предназначен для информации о неисправностях в единичных кодах, а чтобы получить более полную информацию в четырёхзначном виде, необходимо стационарное диагностическое оборудование.



Как расшифровать коды?


Как уже было сказано, при самостоятельной диагностике получают однозначный код. Поговорим об этом более подробно:
  • 2 – этот тревожный сигнал сообщает о значительном превышении напряжения бортовой сети машины;
  • 3 – предупреждает ;
  • 4 – может сигнализировать о проблемах с ОЖ двигателя или обрыве питания датчика контролирующего температуру;
  • 5 – неисправности прибора, который контролирует температуру наружного воздуха;
  • 6 – фиксация ЭБУ перегрева силового агрегата, продолжать движение после появления такого сигнала нельзя;
  • 7 – предупреждает о недостаточном давлении в системе смазки мотора;
  • 8 – при появлении этого сигнала следует обратить внимание на тормозную систему автомобиля;
  • 9 – предупреждает ;
  • Е – предупреждает о возможной ошибке в EEPROM.



О диагностике на специальном оборудовании


При таких проверках коды ошибок будут состоять из четырёх цифр и одной буквы перед ними. Давайте посмотрим, что они могут обозначать:
  • В – показывает о неисправностях относящихся к кузову. Это могут быть подушки безопасности, центральный замок, стеклоочистители, стеклоподъёмники;
  • С – имеет отношение к неполадкам в ходовой части;
  • Р – предупреждает о проблемах в силовом агрегате или трансмиссии.

Что указывает первая цифра в коде:

  • 0 – является общей для ОВД;
  • 1 – относится к производителю машины;
  • 2 – также от производителя автомобиля;
  • 3 – является резервной цифрой кода.



О чём говорят вторые цифры кода:
  • 1 – неисправности с подачей топливовоздушной смеси;
  • 2 – также относится к проблемам с подачей рабочей смеси;
  • 3 – неполадки с системой зажигания авто;
  • 4 – сигнал о возможности вспомогательного контроля;
  • 5 – не работает система контроля за холостым ходом;
  • 6 – неисправности с цепями ECU;
  • 7 и 8 – относятся к ошибкам работоспособности трансмиссии автомобиля.
О возможном появлении всевозможных ошибок в системах машины, сигнализирует . Если подсчитать число вспышек, можно диагностировать проблемный узел. Если водителю удалось обнаружить неисправность, а затем её устранить, нужно обязательно произвести сброс кода этой ошибки. В противном случае при повторной диагностике, даже если неисправности не будет, он может высветиться снова. Это выполнить совсем несложно, надавите выключатель, сбрасывающий пробег за сутки машиной, и удержите её нажатой примерно пять секунд.

Надеемся, что всем прочитавшим до конца эту статью, стала понятна расшифровка кодов ошибок Калина 1,6 8 и 16 клапанов. Большую часть выявленных неисправностей можно устранить самостоятельно. Однако если это будет связано с электронными системами автомобиля, лучше доверьте устранение проблем специалистам.