Воздушно-десантные операции второй мировой. Пять героических десантов советских войск в годы великой отечественной войны Операции вдв

Прекрасный полк, надёжный, верный полк -
Отборные в полку головорезы.

Владимир Высоцкий «Целуя знамя в пропылённый шёлк...»

Воздушно-десантные войска отжили свой век еще во вторую мировую войну, полностью раскрыв свою неэффективность и бесполезность. Напрасно их так интенсивно готовили к массовым заброскам в тридцатые годы, - в конечном счете, их использовали так же, как и простую пехоту.
Первыми в этой войне применили воздушный десант немецкие соединения в Бельгии, Нидерландах, Норвегии и Греции. Изначально это были локальные высадки в размере одной роты, но уже для захвата Коринфского канала был сброшен целый полк, а на Крит, - 7-я дивизия. В Польше же десантировались без парашютов посадочным способом для захвата аэродромов.

Все эти упомянутые операции имели успех при соблюдении одного условия, - парашютисты сбрасывались в самом начале агрессии на другую страну, еще пребывающую в состоянии мира. Позднее, операции по десантированию крупных соединений немцами больше не проводилось, - сказывались большие потери и малая эффективность. Именно поэтому, впоследствии работали только одиночные группы профессионалов высокого класса, вроде Отто Скорцени, да и то, зачастую они высаживались на планерах, а не с парашютов.

В Советском Союзе в довоенное время парашютной подготовке тоже уделяли большое внимание, - именно у нас, под Воронежем прошли первые учения ВДВ. Однако, Великая Отечественная война не дает нам примеров их эффективного массового применения, - целые корпуса оказались невостребованными в том качестве, в котором создавались. Заброски парашютистов в тыл иногда все же производились, правда, в ночное время. А все почему? Делалось это для того, чтобы хоть как-то противодействовать зенитным орудиям. В результате часть сброшенного соединения гибла при десантировании, часть не находила друг друга, и истреблялась поодиночке.

Попытки использовать для парашютного десанта более крупные соединения, - бригады и полки, неизменно заканчивались неудачей. Один из первых провалов в этом ряду, - десант 201 бригады в феврале 1940 года, брошенной в тыл финских войск. Негативный опыт не был учен, и в Великую Отечественную войну были произведены две массовых операции по заброске крупных воинских формирований, - Вяземская в начале 1942 и Днепровская в 1943 году, которые, в конечном итоге, тоже оказались неудачными. На первом этапе Ржевско-Вяземской с парашютов высаживалась только 201 бригада, при этом в ночное время. Попытка отправить в тыл 4-й воздушно-десантный корпус начиналась с полного провала. Из-за налетов вражеской авиации была уничтожена значительная часть самолетов, предназначенных для заброски. В итоге, в первой партии из двух высадили только 3 батальона 8-й воздушно-десантной бригады, да и то, из 2497 парашютистов на место сбора добрались только 1300. К тому же, большая часть груза в 34 тонны, - в основном боеприпасы и артиллерия, оказались потеряны. Одним словом, наиболее эффективно в этой операции действовал прорвавший фронт 1-й гвардейский кавалерийский корпус генерала Белова, к которому, в конце концов, и перешли в подчинение десантники.

Что же касается Днепровской операции, или Букринского десанта, то он тоже оказался провальным. Из-за действий зенитной артиллерии выброска состоялась не с запланированных 600 метров высоты, а с 2000, причем в ночное время, в результате чего полоса разброса составила 60 километров. Многие просто утонули в Днепре, а остальных истребляли поодиночке и захватывали в плен. Всего было выброшено 4575 парашютистов 3-й и 5-й воздушно-десантных бригад (из них 230 по ошибке над своей территорией). Уже за первые сутки 700 из них было убито, 200 взято в плен, а сумевшие соединиться с остальными, всего около 2300 человек, были разбросаны среди 35 групп, которые вели бои в окружении. Связь с ними оказалась потеряна из-за гибели радистов и офицеров-кодировщиков, - в результате от высадки второго эшелона отказались.
Одним словом, наиболее эффективными оказались действия небольших диверсионных групп, вроде десанта из 37 добровольцев на Майковский аэродром, из которых выжил, и за 22 дня к месту назначения добрался всего лишь 21 человек. За время короткого боя ими было уничтожено по разным сведениям от 10 до 20 самолетов. Главный итог этой операции, - пришли к выводу, что подобные действия все же лучше производить с помощью налетов авиации.

Рано или поздно подобная ситуация сложилась и у союзников, - массовая высадка воздушного десанта в Нормандии, оказалась первой и последней операцией подобного рода. С тех пор на подобное уже не решались, учитывая полученный негативный опыт. Одна из причин, хотя и не главная, все та же, - существовала вероятность, что скорее противник мобилизуется против внезапного десанта, чем те подразделения, которые были сброшены в хаотичном порядке, найдут, наконец, своих командиров и перегруппируются.

Время ВДВ ушло, так и не начавшись. Парашют, изобретенный сто лет назад, как способ переброски воинских соединений, уже морально устарел, и годен, пожалуй, только для спасения экипажей летательных аппаратов. С введением в строй вертолетов, парашютисты вообще стали терять свое значение, и практически не применялись в боевой обстановке. Даже в Афганистане, единственный случай, который могут припомнить в качестве примера их применения, - это упомянутый Громовым эпизод во время операции «Магистраль» в 1987 году. Да и то, с парашютов сбрасывали не живых людей, а манекены, дабы засечь огневые точки «душманов» и подавить их огнем артиллерии. Поэтому если в Афганистан еще брали с собой купола, то на Кавказ уже нет,- лишняя и совершенно бесполезная обуза.

В том же Афганистане десантные операции все же проводились, но при этом исключительно с помощью вертолетов, - например, в ходе Кунарской операции в 1985 году или в Пандшерском ущелье. В случае, если бы вдруг пришлось воевать не в локальных конфликтах с партизанскими формированиями, а против современного государства, здесь бы наша техника не оправдала возложенных на нее надежд.

Я напомню, что если не считать Ми-28, разработанного только в 1987 году, до введения в строй так называемой «Черной акулы» (Ка-50), и сменившей ее Ка-52, советская фронтовая авиация отличалась фактически отсутствием вертолета огневой поддержки. Что же касается имевшегося в наличии «летающего БМД» Ми-24, обладающего признаками как десантного, так и огневого вертолета, то этот гибрид оказался довольно слабым из-за совмещения этих качеств. Ни то, ни се. Я видел его в бою, когда он обстреливал соседние сопки, - выглядело это эффективно, но все равно, из-за отделения для десанта, ТТХ срезаются. Одним словом, у нас нет в достаточном количестве альтернатив Апачу и Команчу, - пока вся надежда на недавно разработанный Ми-28Н.

Произошло все это из-за того, что в свое время СССР сделал ставку не на оборонительную, а на наступательную доктрину внезапной агрессии. Ради того, что бы однажды выбросить огромный десант в тыл противника, и содержится огромный авиапарк самолетов Ан-12 и Ил-76, хотя на практике они применялись для десанта посадочным способом.

Ориентированная на сброс в район боевых действий единственный раз и только в случае внезапной агрессии БМД (боевая машина десанта), уступает по всем параметрам пехотной БМП (боевой машине пехоты), - не случайно новороссийские десантники не стали их брать во время прорыва Басаева в Ботлих. И все только из-за того, что требовалась машина, которую можно было сбросить в тыл, вместе с парашютным десантом. Вы можете назвать мне хоть один случай, когда это производилось не на учениях? Мне вот как-то довелось однажды в гостинице «Салют» выпивать с самим Маргеловым-младшим, известным за десантирование внутри БМД (спустя двадцать лет он даже получит за это звезду Героя России). Нет слов, не каждый бы на такое решился. Однако, с практической точки зрения, от испытанных им дорогостоящих систем «Кентавр» и «Реактавр» нет никакого толка. Кроме учений, они так и не применялись на практике.
А между тем, время этой крылатой пехоты, уже ушло.

У меня плохие новости для войск ВДВ, - со времен 40-х годов войска ПВО шагнули далеко вперед, и теперь насчитывают в своем составе зенитно-ракетные комплексы и реактивную авиацию. В настоящее время уже не стоит никакого труда засечь в любое время суток даже одного парящего вниз парашютиста, вооруженного металлическим оружием. Здесь можно было бы сказать, что уже по приземлению его накроет артиллерийским огнем, но, боюсь, и до этого не дойдет. Все дело в том, что ни Ил-76, ни Ан-12, ни даже Ан-70 не оснащены технологией «Stealth», делающей их невидимыми на экране локаторов, - овчинка выделки не стоит. А посему, с их габаритами, дозвуковой скоростью и большой высотой полета, - они самая лакомая мишень для современной противовоздушной обороны. Вопрос даже не в том, сколько процентов самолетов при массовом набеге успеет сбросить десант, - все гораздо хуже. Я бы поставил его иначе, - сколько раз подряд успеют сбить все транспортные самолеты? Поэтому совместных учений ВДВ и ПВО никогда не будет, - все сведется к фразе: «парни, можете не прыгать, мы Вас уже 10 раз условно уничтожили»
Поверьте, массовая высадка, на которую до сих пор готовят целых четыре дивизии ВДВ в России, - не более, чем глупая утопия, осознание которой недоступно только интеллекту «аналитиков» из их структур. Такое еще было возможно в 1940-1950-е годы, да и то, только ночью.

Всё. Время парашютистов ушло в прошлое. Пока для десанта разрабатывали боевую технику, у которой только одно достоинство, - ее можно было сбрасывать с воздуха, во всем мире, в том числе и у нас, развивались средства ПВО, которые давно свели на нет все перспективы этого рода войск.

В отличие вертолета, Ил-76 и Ан-70 не умеют летать на сверхмалых высотах в складках местности, прячась от локаторов, да и при современном уровне развития ПВО, уже и это не спасает. На противоракетные маневры эти медленные тяжеловозы тоже не способны, - их будут расстреливать как в тире. Один единственный зенитно-ракетный комплекс, даже без аврала, с ленцой, может уничтожить целую дивизию ВДВ в воздухе, - то же самое под силу современному истребителю.
Я не понимаю смысла парашютной подготовки в условиях современной войны. Вертолет высаживает десант и без выброски с высоты посадочным способом, просто приблизившись к земле. В свою очередь транспортные самолеты смогут безопасно работать над чужой территорией только тогда, когда ПВО страны, в которую намечается агрессия, будет полностью уничтожена. То есть, когда уже не будет никакой надобности в том десанте. Так для чего же тогда нужна это подготовка, невостребованная уже несколько десятилетий подряд? Для чего в Российской армии содержат 4 дивизии ВДВ (в США, в настоящее время и то, только 2), которые большую часть учебного времени учат навыкам, которые им никогда не пригодятся на войне?

Я долго попытался найти в истории тот самый последний раз, когда был осуществлен последний боевой массовый десант с парашютов, который так старательно отрабатывают 4 дивизии на учениях. Чем больше я изучаю этот вопрос, тем больше убеждаюсь, что в 1945 году, в ходе разгрома японских войск. Как правило, десантировались небольшими подразделениями, - около роты, и, как правило, не всегда с парашютов, а в основном посадочным способом, с помощью транспортных самолетов Ли-2 и С-47.

Последний советский боевой парашютный десант состоялся 24 августа 1945 года, когда в районе Тойохара, то есть Южно-Сахалинска, было сброшено около батальона 113 стрелковой бригады. Командование вынуждено было пойти на риск из-за спешки, - торопились быстрее создать плацдарм для оккупации Хоккайдо, хотя американцы возражали против вторжения наших войск на японскую территорию, и по этому поводу еще продолжались переговоры.

И всё. Конница и то в Великую Отечественную войну сыграла на порядок большую роль. Впору уже готовить к выпуску юбилейную медаль, - «70 лет без боевого десанта с парашюта».

Как ни пытался я найти нечто, похожее на массовый воздушный десант в послевоенной истории, - все было тщетно. Как мы уже с Вами выяснили, в Афганистане не было забросок с парашюта. Даже во время вторжения в конце 1979 года 103 гвардейская воздушно-десантная дивизия выгружалась посадочным способом в Кабуле и Баграме. Да, держали наготове два батальона для высадки с парашютов, но они не пригодились. Не было выброски и во время вторжения в Чехословакию, - аэродром для посадки был захвачен обманным путем, - пассажирский самолет с диверсантами 7-й ВДД совершил аварийную посадку якобы из-за имевшейся на борту неисправности.

Какое-то время, в 1946-1948 годах, в названии частей ВДВ даже стало появляться название «посадочные», - подразумевалось, что они будут сажаться на захваченные аэродромы с помощью транспортной авиации или планеров. Более того, в ходе учений в конце 40-х именно планерам отводилась особая роль, - от их использования не отказались и в 50-х. То есть, по итогам войны, тогда всем было понято, что массовых десантов с парашюта уже никогда не будет.

Что у нас еще было? Захват 3 ноября 1956 года аэродрома Текель, что в 17 километрах от Будапешта, 3-й ротой под руководством гвардии капитана Николая Харламова, что позволило высадиться на транспортных самолетах всему 108 ПДП. Я вот все искал свидетельства, - каким образом была высажено его подразделение, - на парашютах, или все же «посадочным способом», как утверждает большинство источников? Маргелов при планировании операции по вторжению, вообще изначально исключал парашютный десант. Возможно, что садились они на планерах. Тем не менее, аэродром они захватили, обслугу и расчеты зенитных орудий «обезоружили». А после «обезоруживали» солдат, перешедших на сторону «контрреволюции», студентов и других «мятежников». Возможно даже женщин, которые активно помогали восставшим. Именно Харламову удалось пройти по трупам и взять штурмом кинотеатр «Корвин». Его подвиг был высоко оценен Родиной, - получил Золотую звезду Героя Советского Союза за то, что потопил в крови выбор народа.

Одним словом, внимательно приглядевшись к истории этого рода войск, я прихожу к выводу, что любимый сюжет наших кинорежиссеров, - с воздуха в бой, так старательно отрабатываемый на учениях, - глупая утопия, годная лишь для «показухи» и патриотических киносъемок. Это скорее высокомобильные войска, предназначенные для того, чтобы высаживаться на аэродромах не противника, а в тех республиках, которые вот-вот могут выйти из-под контроля Кремля. Одним словом, это политические жандармы и палачи, не более того. Отсюда и столь трепетное снабжение, не идущее ни в какое сравнение с остальными войсками.

Ну, а вся эта бутафория с парашютной подготовкой, от которой так и не отказались за 68 лет после Южно-Сахалинского десанта, нужна для оправдания существования этого рода войск. А еще, - это дополнительный элемент дрессировки, который позволят тренировать самые дисциплинированные войска, которые ни на секунду не усомнятся самом бессмысленном и кровавом приказе.

Повторю, - по своему духу, это войска политического контроля. Чем они отличаются от внутренних войск? Тем, что не оставляют в живых

В тумане звезд уходит самолет
Обратно на приписанную базу,
А нас сюда солдатский долг зовет —
Десант на запад брошен по приказу.
А где-то между парашютных строп
Внизу горит огнями Братислава,
И медленно садятся на песок
Ребята из Москвы и Волгограда.

Диспетчерский пункт международного аэропорта Рузине, Прага. Обычная ночная смена превращается в ночной кошмар: на экранах радаров приближается армада воздушных судов. Кто такие? Что происходит? По радиосвязи рычат команды на чешском языке: «Прекратить выпуск и приём самолетов, немедленно освободить взлетно-посадочную полосу».

За спинами диспетчеров хрустит и опрокидывается дверь, в помещение врываются вооруженные люди без знаков различия. Чехи, наконец, понимают, что происходит, — кое-кто успевает разбить радиотехническую аппаратуру. Диспетчерская вышка выведена из строя, но на летном поле уже вовсю бесчинствует спецназ ГРУ, приземлившийся за пару часов до высадки основных сил на борту «троянского коня» — гражданского самолета, запросившего аварийную посадку.

Небольшая потасовка возникает у здания пожарной команды аэропорта – предупрежденные с диспетчерского пункта, пожарники пытаются перегородить ВПП машинами и спецтехникой. Но столкнувшись лицом к лицу с вооруженным советским спецназом, поспешно отступают. Блокировано здание аэровокзала, перекрыты все выходы на поле и подходы к полосе. Успели!

А в небе над Прагой уже раскачиваются посадочные фары Ан-12. Первый пузатый транспортник заходит на посадку, разгрузка, считанные минуты – и самолет, ревя четырьмя моторами, уходит за подкреплением. По краям летного поля остаются лежать груды неиспользованных парашютов. Всего за последующие сутки в аэропорту Рузине приземлились 450 бортов с подразделениями 7 гв. воздушно-десантной дивизии…

«Если б нас ночью выбросили, то половину дивизии… Знаете сколько людей было на аэродромах, сколько самолетов, сколько людей бы я погробил?»
(генерал Лев Горелов, в то время командующий 7 гв. Вдд)

В Боевом уставе ВДВ практически не встречается слово «парашют». А в каждом пункте устава, посвященном десантированию, всегда предусмотрительно следуют уточнения: «выброска десанта (высадка десанта)» или «площадка приземления (аэродром)».
Устав писали умные люди, которые отлично знали военную историю и практику применения воздушных десантов в различных военных конфликтах.

Десантирование бронетехники парашютным способом. Фантастическое зрелище

Крупнейшая операция в истории отечественных ВДВ — Вяземская воздушно-десантная операция, проведенная силами четырех воздушно-десантных бригад и 250-го стрелкового полка РККА в январе-феврале 1942 г. И с этим событием было связано немало трагических и поучительных моментов.

Первая группа десантников была высажена в тыл немецких войск южнее Вязьмы 18 – 22 января 1942 г. Примечательно, что 250-й стрелковый полк высаживался (внимание!) посадочным способом. Благодаря успешным действиям десантников, через несколько дней в их расположение прорвался 1-й гвардейский кавалерийский корпус РККА. Обозначилась возможность окружения части немецких сил группы армий «Центр».

Для усиления советской группировки в тылу врага была экстренно высажена вторая группа десантников. К 1 февраля в указанных район было десантировано парашютным способом 2497 человек и 34 тонны груза. Результат оказался обескураживающим – груз был потерян, а на место сбора вышло всего 1300 десантников.

Не менее тревожные результаты были получены в ходе Днепровской воздушно-десантной операции – сильный зенитный огонь заставил самолеты подняться выше облаков, в результате, сброшенных с двухкилометровой высоты, 4500 парашютистов оказались рассеяны на площади в десятки квадратных километров. По результатам операции вышла директива следующего содержания:

Выброска массового десанта в ночное время свидетельствует о неграмотности организаторов этого дела, ибо, как показывает опыт, выброска массового ночного десанта даже на своей территории сопряжена с большими опасностями.
Приказываю оставшиеся полторы воздушно-десантные бригады изъять из подчинения Воронежского фронта и считать их резервом Ставки.
И.СТАЛИН

Не случайно большая часть воздушно-десантных частей Красной Армии в ходе войны были переформированы в стрелковые. Аналогичные последствия имели массовые воздушные десанты на Западноевропейском театре военных действий. В мае 1941 года 16 тысяч немецких десантников, проявив исключительный героизм, смогли захватить остров Крит (операция «Меркурий»), но понесли настолько тяжелые потери, что военно-воздушные силы Вермахта навсегда выбыли из игры. А немецкому командованию пришлось расстаться с планами захвата Суэцкого канала с помощью парашютистов.

Тело убитого немецкого парашютиста, операция «Меркурий»

Летом 1943 года в неменее сложных условиях оказались американские парашютисты: во время высадки на Сицилию они из-за сильного ветра оказались в 80 километрах от намеченной цели. Еще меньше повезло в тот день англичанам – четверть британских десантников утонули в море.

Что ж, Вторая мировая война закончилась давно – с тех пор средства высадки, системы связи и управления радикально изменились в лучшую сторону. Давайте рассмотрим парочку более свежих примеров:

Вот, например, израильская элитная парашютно-десантная бригада «Цанханим». На счету этого подразделения имеется один успешный парашютный десант: захват стратегически важного перевала Митла (1956 год). Однако и здесь есть ряд противоречивых моментов: во-первых, десант был точечным – всего пара сотен парашютистов. Во-вторых, десантирование проходило в пустынной местности, изначально без какого-либо противодействия противника.

В последующие годы парашютно-десантная бригада «Цанхаим» никогда не применялась по назначению: бойцы ловко прыгали с парашютом во время учений, но в условиях настоящих боевых действий (Шестидневная война или Война Судного дня) предпочитали передвигаться по земле под прикрытием тяжелой бронетехники, или проводили точечные диверсионные операции с использованием вертолетов.

Воздушно- десантные войска являются высокомобильным родом Сухопутных войск и предназначены для выполнения задач в тылу противника в качестве воздушных десантов
(Боевой устав ВДВ, п.1)

Советские десантники неоднократно принимали участие в боевых операциях за пределами СССР, участвовали в подавлении мятежей в Венгрии и Чехословакии, воевали в Афганистане и были признанной элитой Вооруженных сил. Однако реальное боевое применение ВДВ здорово отличалось от того романтического образа парашютиста, спускающегося с небес на парашютных стропах, как это было широко представлено в массовой культуре.

Подавление восстания в Венгрии (ноябрь 1956 г.):
— бойцы 108-го гвардейского парашютно-десантного полка были доставлены на венгерские аэродромы Текель и Веспрем, и тут же захватили стратегически важные объекты. Теперь, завладев воздушными воротами, можно было легко получать помощь и подкрепления и развивать наступление вглубь территории противника.
— 80-й гвардейский парашютно-десантный полк прибыл на границу с Венгрией по железной дороге (станция Берегово), оттуда походной колонной совершил 400-км марш до Будапешта;

Подавление восстания в Чехословакии (1968 г.):
В ходе операции «Дунай» советские войска, при поддержке болгарских, польских, венгерских и немецких подразделений за 36 часов установили контроль над Чехословакией, проведя быструю и бескровную оккупацию страны. Именно события 21 августа 1968 г., связанные с блестящим захватом международного аэропорта Рузине, стали прологом к данной статье.
Помимо столичного аэропорта, советский десант захватил аэродромы Туржани и Намешть, превратив их в неприступные укрепленные пункты, куда из СССР нескончаемым потоком прибывали все новые и новые силы.

Введение войск в Афганистан (1979 г.):
Советский десант в считанные часы захватил все важнейшие аэродромы этой среднеазиатской страны: Кабул, Баграм и Шиндад (Кандагар был захвачен позже). Уже через несколько дней туда прибыли крупные силы Ограниченного Контингента Советских Войск, а сами аэродромы превратились в важнейшие транспортные порталы для доставки вооружения, техники, топлива, продовольствия и снаряжения для 40-й армии.

Оборона аэродрома организуется отдельными ротными (взводными) опорными пунктами с расположенными в них противотанковыми средствами и средствами противовоздушной обороны на направлениях вероятного выдвижения противника. Удаление переднего края опорных пунктов должно исключать поражение самолетов на взлетно-посадочной полосе огнем прямой наводкой танков и орудий противника. Промежутки между опорными пунктами прикрываются минно-взрывными заграждениями. Подготавливаются маршруты выдвижения и рубежи развертывания резерва. Часть подразделений выделяется для действий из засад на путях подхода противника.
(Боевой устав ВДВ, п. 206)

Чёрт возьми! Это даже прописано в Уставе.

Чем вылезать на морской берег, покрытый колючками или прыгать с заоблачных высот в неизвестность, гораздо проще и эффективнее приземлиться в столичном аэропорту на территории противника, окопаться, и за одну ночь перебросить туда дивизию «псковских головорезов». Становится возможной оперативная доставка тяжелой бронетехники и другого громоздкого снаряжения. Десантники своевременно получают помощь и подкрепления, упрощается эвакуация раненых и пленных, а удобные транспортные пути, связывающие столичный аэропорт с центром страны делают этот объект поистине бесценным в любой локальной войне.

Единственный риск – противник может догадаться о планах и в последний момент заблокировать взлетно-посадочную полосу бульдозерами. Но, как показывает практика, при должном подходе к обеспечению секретности, никаких серьезных проблем не возникает. Наконец, для страховки можно использовать передовой отряд, замаскированный под «мирный советский трактор», который наведет порядок на летном поле за несколько минут до прибытия основных сил (тут открывается широкий простор для импровизаций: «аварийная» посадка, группа «спортсменов» с черными сумками «Адибас» и т.д.)

Подготовка захваченного аэродрома (посадочной площадки) к приему десанта и материальных средств заключается в расчистке взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек для посадки самолетов (вертолетов), выгрузки из них техники и грузов и оборудовании подъездных путей для транспортных средств.
(Боевой устав ВДВ, п. 258)

Собственно, ничего нового здесь нет – гениальная тактика с захватом аэропорта появилась еще полвека назад. Будапешт, Прага и Баграм – яркие подтверждения этой схемы. По такому же сценарию высаживались американцы в аэропорту Могадишо (гражданская война в Сомали, 1993 год). По такому же сценарию действовали миротворческие силы в Боснии (взятие под контроль аэропорта «Тузла», начало 90-х), который был впоследствии превращен в главную опорную базу «голубых касок».

Российские десантники выгружают технику. Аэропорт Тузла, Босния

Главной задачей «Броска на Приштину» — известного рейда российских десантников в июне 1999 г. был … кто бы мог подумать! … захват аэропорта «Слатина», куда ожидалось прибытие пополнения – до двух полков ВДВ. Сама операция была проведена блестяще (ее бесславный финал уже не имеет отношения к теме данной статьи, т.к. носит явный политический, а не военный окрас).
Разумеется, приём «захват столичного аэропорта» годится только для локальных войн с заведомо слабым и неподготовленным противником.

Повторить такой фокус в Ираке было уже нереально – войны в Персидском заливе шли в духе старых традиций: авиация бомбит, танковые и моторизованные колонны рвутся вперед, в случае необходимости в тылу противника высаживаются точечные группы десанта: спецназ, диверсанты, авиакорректировщики. Однако ни о каких массовых выбросках парашютистов речи никогда не шло. Во-первых, в этом не было никакой необходимости.

Во-вторых, массовый парашютный десант в наше время — неоправданно рискованное и бессмысленное мероприятие: достаточно вспомнить цитату генерала Льва Горелова, который честно признавался, что в случае десантирования парашютным способом, могла погибнуть половина его дивизии. А ведь у чехов в 1968 г. не было ни С-300, ни ЗРК «Пэтриот», ни переносных «Стингеров»…

Псковские десантники готовятся к десантированию, 2005 г.

Использование парашютных десантов в Третьей мировой войне представляется еще более сомнительной затеей. В условиях, когда даже сверзхвуковые истребители подвергаются смертельному риску в зоне огня современных зенитно-ракетных комплексов, надеяться что огромный транспортный Ил-76 сможет долететь и высадить десант под Вашингтоном… Народная молва приписывает Рейгану фразу: «Я не удивлюсь, если на второй день войны увижу на пороге Белого дома парней в тельняшках и голубых беретах ». Не знаю, говорил ли президент США такие слова, но термоядерный боеприпас через полчаса после начала войны он получит гарантированно.

Исходя из исторического опыта, десантники отлично проявили себя в составе десантно-штурмовых бригад – в конце 60-х быстрое развитие вертолетной техники позволило разработать концепцию применения десантов в ближних тылах противника. Точечные вертолетные десанты сыграли немалую роль в Афганской войне.

За последние 30 лет в российском обществе сформировался своеобразный образ десантника: по каким-то неясным причинам десант не «висит на стропах», а сидит на броне танков и БМП во всех горячих точках.

Все верно – ВДВ, краса и гордость Вооруженных сил, являясь одним из наиболее подготовленных и боеспособных родов войск, регулярно привлекаются к выполнению задач в локальных конфликтах. При этом десант применяется как мотопехота, совместно с подразделениями мотострелков, спецназа, ОМОНа и даже морской пехоты! (Ведь не секрет, что российские морпехи участвовали в штурме Грозного).

5-я рота 350-го гв. воздушно-десантного полка, Афганистан

Отсюда возникает резонный обывательский вопрос: если за последние 70 лет ВДВ никогда, ни при каких обстоятельствах, не применялись по прямому назначению (а именно: массированная высадка парашютистов), то зачем ведутся разговоры о необходимости специфических систем, пригодных к десантированию под куполом парашюта: боевой машины десанта БМД-4М или противотанковой САУ 2С25 «Спрут»?

Если десант всегда применяется как элитная мотопехота в локальных войнах, то не лучше ли вооружить парней обычными танками, тяжелыми САУ и БМП? Действовать на переднем крае без тяжелой бронетехники – предательство, по отношению к солдатам.

Взгляните на Корпус морской пехоты США – американские морпехи забыли запах моря. Корпус морской пехоты превратился в экспедиционные силы — своеобразный «спецназ», подготовленный для действий за пределами США, со своими танками, вертолетами и авиацией. Основная бронетехника «морской пехоты» — 65-тонный , груда железа с отрицательной плавучестью.

БМД-4М. Красивая машина, но одно попадание пули ДШК разорвет гусеницу

Стоит заметить, что отечественные ВДВ также выполняют роль сил быстрого реагирования, способных прибыть в любую точку мира и вступить в бой сразу по прибытию на место. Ясно, что десантникам в этом случае необходимо специальное транспортное средство, но зачем нужна именно алюминиевая БМП-4М, по цене трех танков Т-90? Которая, в конечном итоге, поражается самыми примитивными средствами: выстрелами ДШК и .

Конечно, не нужно доходить до абсурда – в 1968 году из-за дефицита транспортных средств, десантники угнали все легковые автомобили со стоянки аэропорта Рузине. И правильно сделали:

…разъяснение личному составу необходимости рационального расходования боеприпасов и других материальных средств, умелого применения захваченных у противника оружия и боевой техники;
(Боевой устав ВДВ, п. 57)

Хотелось бы узнать мнение десантуры, чем не удовлетворяют их обычные БТРы и БМП, по сравнению с «супермашиной» ?

18 января 1942 года началась Вяземская воздушно-десантная операция — одна из крупнейших в ходе Второй мировой. 201-я воздушно-десантная бригада и 250-й стрелковый полк были высажены в тыл немецкой группы армий «Центр» южнее Вязьмы. Высадка проводилась ночью, в сильный мороз. Тем не менее, советские бойцы сумели перехватить коммуникации противника. К 1 февраля в район Озеречни было десантировано еще три батальона общей численностью 2497 человек. Через несколько дней десантники сумели вывести из строя участки железной и автомобильной дорог, захватить ряд населённых пунктов и уничтожить штабы немецких частей.

В конце февраля 1942 года в районе поселка Желанье высадились главные силы 4 воздушно-десантного корпуса. Утром 26 февраля головной батальон капитана Плотникова с ходу двинулся в атаку на деревню Бородино. Не прошло и часа, как деревня была очищена от фашистов. Затем батальон захватил и деревню Горбачи, уничтожив до сотни немецких солдат и офицеров. 2-й батальон капитана Смирнова внезапной атакой овладел деревней Тыновка, 4-й батальон капитана Бибикова захватил деревню Куракино. 28 февраля, после трехдневных упорных боев, 9-я воздушно-десантная бригада полковника Курышева овладела деревней Ключи. В результате боев были разгромлены два батальона и штаб 12-го пехотного полка фашистов. Немцы потеряли только убитыми до 600 солдат и офицеров.

Мы сделали подборку из наиболее известных подвигов десантников в Великой Отечественной войне.

Майкопский десант

В ночь на 24 октября 1942 года на Майкопский аэродром был выброшен советский воздушный десант из 38 моряков, чтобы уничтожить самолеты Люфтваффе. К операции готовились по специальному плану: моряки отрабатывали прыжки с парашютом, навыки стрельбы и рукопашного боя, изучали трофейное оружие, учились снимать часовых. Десантники изучали по фотоснимкам места расположения бензобаков на «мессершмитах» и «юнкерсах», и наиболее эффективные способы их подрыва.

Операция началась 23 октября 1942 года в 21 ч. 19 минут. Накануне воздушной разведке не удалось вскрыть всю систему обороны вражеского аэродрома. Поэтому один из самолетов, ТБ-3, попал под обстрел и загорелся. Его пилот, старший лейтенант Гаврилов , несмотря на ожоги лица и рук, продолжал управлять самолетом, чтобы обеспечить выброску десантников. Многие из парашютистов прыгали, получив сильные ожоги и сбивая с себя пламя.

В результате операции на аэродроме были уничтожены 13 и повреждены 10 вражеских самолетов. В ходе боев на аэродроме и при отходе десантников в горы были уничтожены более 40 гитлеровцев, около 15 казаков-предателей, 4 пулемета, перерезаны 11 линий телефонной связи и один кабель. Наши потери составили 22 человека погибшими и сбитый ТБ-3.

К 25 декабря 1941 года войска Манштейна находились буквально в двух шагах от Севастополя. Чтобы оттянуть силы врага, было решено осуществить высадку морского десанта на Керченский полуостров и в Феодосийский порт.

26−27 декабря были высажены десантные отряды на несколько плацдармов к северу и югу от Керчи. Наши войска понесли ощутимые потери. Положение усугубилось в последующие два дня, когда сильный шторм и замерзание Азовского моря сорвали доставку подкреплений на плацдармы.

В ночь с 28 на 29 декабря началась высадка в Феодосии. Первым в акваторию порта ворвались два наших катера «морской охотник», которые промерили глубины. Вслед за ними вошли эсминцы «Шаумян», «Незаможник» и «Железняков», а также крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым». Артиллерия крейсеров — 180-мм главный калибр — подавила батареи противника, уничтожила несколько танков, рассеяла колонну автомобилей с пехотой, подходившую к городу. В 7.20 утра в захваченном порту ошвартовался транспорт «Кубань», с которого были высажены 627 бойцов, выгружены 9 орудий, 6 минометов, 15 автомашин и порядка 112 тонн.

Начались уличные бои, и к вечеру город был взят. Константин Симонов , прибывший в Феодосию 1 января 1942 года, застал такую картину: «У низкой портовой стенки, которую я помнил в с детства, валялись скрюченные трупы немцев… Валявшиеся на улицах трупы иногда были полуголые: немцы, застигнутые врасплох, часто выскакивали из домов в чем попало, а многих убили прямо в домах».

Десант в Феодосию заставил немцев немедленно выводить войска из Керчи. Таким образом, Керчь была взята с минимальными усилиями, по существу бескровно.

В ноябре 1943-го Керченский полуостров оборонял 5-й немецкий армейский корпус, усиленный артиллерией, танками и авиацией — всего 85 тысяч солдат и офицеров. Керченский пролив и подходы к нему были минированы. Противник построил три рубежа обороны общей глубиной до 80 км. Наши сторожевики и эсминцы не могли войти в Керченский пролив из-за малых глубин и минной опасности.

Высадка десанта была назначена в ночь на 1 ноября. Однако 31 октября стало сильно штормить. Генерал Петров сначала приказал продолжать операцию, а через некоторое время вынужден был отменить высадку основного десанта. В это время десант в Эльтиген был уже на полпути к цели, и отменять операцию было поздно.

Десантники высаживались на берег, иногда вплавь в ледяной воде. К исходу 1 ноября моряки овладели плацдармом шириной до пяти и глубиной до двух километров. С наступлением темноты началась высадка последующих эшелонов войск. Всего к исходу 3 ноября в район Эльтигена было доставлено 9418 человек с орудиями, минометами и боеприпасами.

За 26 суток катерам лишь 16 раз удалось прорваться к плацдарму. Десант испытывал острый недостаток в боеприпасах и продовольствии, не мог эвакуировать раненых. В то же время, он выполнил свою задачу, значительно облегчив высадку основных сил десанта севернее Керчи.

В начале 1942-го немцы вплотную подошли к Севастополю. Чтобы оттянуть силы противника от главной базы Черноморского флота, командование приняло решение высадить на крымское побережье несколько тактических десантов, в том числе в Евпатории. В десант пошли 533 моряка, три группы разведчиков штаба Черноморского флота, и сводный отряд пограничников и милиционеров.

5 января отряд кораблей в составе быстроходного тральщика «Взрыватель», семи сторожевых катеров и буксира достигли Евпаторийской бухты. Осуществив высадку и забрав первых раненых, корабли ушли в Севастополь. На рейде остались тральщик и морской охотник «081».

Корабли продолжали маневрировать в бухте до вечера, поддерживая огнем атакующих и отбиваясь от атак вражеских самолетов. К вечеру на тральщике оставалось в живых менее трети экипажа. Поврежденный корабль потерял ход и был выброшен на мель. Утром 6 января немецкие танки начали в упор расстреливать судно. Команда тральщика приняла решение взорвать корабль. Но погибнуть всем вместе не удалось, не хватило боеприпасов. Командир тральщика капитан- лейтенант Виктор Трясцин , простившись с матросами, бросил себе под ноги гранату, чтобы не попасть в плен. Когда кончились все патроны, пятеро последних оставшихся в живых моряков экипажа кинулись в море.

На Пассажирской пристани высадка десанта проходила в условиях наиболее ожесточенного сопротивления фашистов. Часть настила пристани была взорвана. Чтобы ускорить бросок на берег, группа бойцов во главе с комиссаром бросились вводу, достигли берега и, разобрав киоск на берегу, соорудили временный настил. Десантники, стоя в ледяной воде, подпирали настил собственными плечами, и по их плечам шли на берег танкетки и противотанковые пушки.

На берегу завязался жестокий бой. Для борьбы с десантом гитлеровцы срочно направили в Евпаторию 105 пехотный полк, 22-й разведывательный и 70-й саперный батальоны, несколько артиллерийских батарей, танки, самоходные орудия и авиацию. К 10 часам утра немцы имели уже более чем 5-кратное превосходство в живой силе и подавляющее преимущество в технике.

Десантный батальон, прижатый к морю, яростно отбивал атаки врага. Сутки в городе не прекращалась стрельба. Вечером 6 января десантники приняли решение вырваться из окружения. Только четверым во главе с капитан-лейтенантом Иваном Литовчуком удалось достичь Севастополя и принести весть о разгроме десанта.

Воздушно-десантные операции, проведенные советским командованием в годы Великой Отечественной войны, можно выстроить в следующий хронологический рад.
22 сентября 1941 года в боях под Одессой за полчаса до высадки десанта с моря в расположение фашистов была выброшена группа парашютистов. Внезапно напав на позиции дальнобойной артиллерии, они вывели орудия из строя, посеяли панику, дезорганизовали управление.
31 декабря 1941 года на Керченском полуострове был высажен воздушный десант в составе батальона, которым командовал майор Няшин. Десантники успешно взаимодействовали с высадкой с моря в районе Феодосии и Керчи.
27 января 1942 года. Началась выброска в районе Вязьмы 8-й бригады 4-го воздушно-десантного корпуса, которая продолжалась шесть суток и закончилась 2 февраля 1942 года. По одним сведениям, в этот период в тыл противника было выброшено 2081 человек, по другим данным - 2497 человек.
18 февраля 1942 года. Начало Юхновской воздушно-десантной операции. Десантирование продолжалось до 23 февраля. Всего в тыл противника было выброшено 7373 человека, 1525 парашютно-десантных мягких мешков с боеприпасами, продуктами, медикаментами. Погиб командир корпуса генерал-майор А. Ф. Левашов. На этом посту его заменил начальник штаба полковник А. Ф. Казанкин. Запланированное соединение 50-й армии, наступавшей с фронта, с 4-м воздушно-десантным корпусом не состоялось, и корпус, обороняясь и ведя диверсионные действия, «задержался» за линией фронта на целых пять месяцев.
29 мая 1942 года. Начало вызволения 4-го воздушно-десантного корпуса из окружения. По распоряжению командующего Западным фронтом в тыл противника было десантировано более 4000 человек из состава 23-й и 211-й воздушно-десантных бригад. Десантирование закончилось 5 июля, и к 28 июля остатки 4-го воздушно-десантного корпуса с боем прорвались через оборонительные порядки немцев и вышли на передовую полосу 10-й армии.
24 сентября 1943 года. Днепровская воздушно-десантная операция, предпринятая с целью овладения плацдармом на правом берегу Днепра. Состав десанта: 1-я, 3-я и 5-я отдельные воздушно-десантные бригады под командованием генерал-майора И. И. Затевахина, заместителя командующего ВДВ. Цель боевых действий - не допустить выхода резервов противника к Букринскому плацдарму - не была выполнена. Только 6 октября командование фронта установило связь с десантниками. Всего в тыл противника было выброшено 4575 парашютистов и 600 мешков с грузами. Немцы организовали настоящую охоту за десантниками и объявили о вознаграждении за каждого пойманного, которое составляло 6 тысяч оккупационных марок. 28 ноября можно считать днем завершения операции. Примечательна реакция Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина на неудачное проведение десантной операции на Днепре. В приказе, в частности, говорилось: «Выброска массового десанта в ночное время свидетельствует о неграмотности организаторов этого дела».
Весьма существенной является деталь: сформированные по ходу боевых действий воздушно-десантные дивизии, в каком бы качестве они ни применялись, носили звание гвардейских. Страницы истории Великой Отечественной войны наполнены примерами непревзойденного мужества и героизма воинов-десантников.
Дважды удостаивались звания Героя Советского Союза генералы В. А. Глазунов и А. И. Родимцев.

Реальные фотографии наших десантников времен Великой Отечественной войны.

Приказ о развертывании Воздушно-десантных войск Красной Армии № 0083
4 сентября 1941 г.
1. Утвердить план развертывания Воздушно-десантных войск Красной Армии.
2. Начальникам управлений и главных управлений НКО обеспечить развертывание Воздушно-десантных войск Красной Армии вооружением и материальной частью в сроки, указанные в плане.
3. Рядовой и младший начальствующий состав выделить на укомплектование Воздушно-десантных войск по специальному отбору Главного управления Воздушно-десантных войск из войсковых частей и соединений сухопутных и воздушных сил Красной Армии, а также за счет призыва молодежи рождения 1922 года и добровольцев.
4. Укомплектование начальствующим составом развертываемых воздушно-десантных частей и соединений произвести лавному управлению Воздушно-десантных войск за счет войсковых частей, штабов и центральных управлений сухопутных и воздушных сил Красной Армии.
5. Для подготовки кадров начальствующего состава воздушно-десантных войск Красной Армии создать:
а) курсы усовершенствования старшего и среднего командного состава с количеством слушателей в 500 человек. Курсам дислоцировать в г. Саратов;
б) воздушно-десантное училище для подготовки командиров взводов всех специальностей с числом курсантов в 1000 человек. Училище сформировать на базе Куйбышевского пехотного училища;
в) планерную школу Воздушно-десантных войск для подготовки планеристов-буксировщиков численностью переменного состава в 400 человек. Школу сформировать на базе Саратовской школы пилотов первоначального обучения Военно-воздушных сил Красной Армии…
Народный комиссар обороны СССР И. СТАЛИН
Подразделение советских десантников на летном поле аэродрома у бомбардировщиков ТБ-3

Советские десантники на зимнем аэродроме у самолета ТБ-3. Автор: Семен Фридлянд
Советские десантники на зимнем аэродроме у самолета ТБ-3.

Автор: Семен Фридлянд

Автор: Семен Фридлянд

Автор: Семен Фридлянд



Автор: Семен Фридлянд

Автор: Семен Фридлянд

Автор: Семен Фридлянд
Инструктаж советских парашютистов-десантников перед погрузкой в бомбардировщик ТБ-3 на Северо-Кавказском фронте. Бойцы вооружены пистолетами-пулеметами системы Шпагина (ППШ-41).

Время съемки: 1943
Лыжный отряд советских разведчиков-десантников уходит на задание.

Место съемки: Мурманская область. Время съемки: 1943. Автор: Роберт Диамент
Советские десантники наблюдают за подрывом железной дороги в тылу немецких войск под Москвой.

Источник информации о фото: Газета «Красная Звезда» №011 (5075) от 14 января 1942 года. Автор: Олег Кнорринг.
Посадка в самолет ТБ-3 советской авиадесантной группы.

Время съемки: 1942. Автор: Марк Редькин
Высадка советского десанта из самолетов Ли-2

Время съемки: 11.11.1944. Автор: Михаил Трахман
18 января 1942 года началась Вяземская воздушно-десантная операция – одна из крупнейших в ходе Второй мировой.

201-я воздушно-десантная бригада и 250-й стрелковый полк были высажены в тыл немецкой группы армий «Центр» южнее Вязьмы. Высадка проводилась ночью, в сильный мороз. Тем не менее, советские бойцы сумели перехватить коммуникации противника. К 1 февраля в район Озеречни было десантировано еще три батальона общей численностью 2497 человек. Через несколько дней десантники сумели вывести из строя участки железной и автомобильной дорог, захватить ряд населённых пунктов и уничтожить штабы немецких частей.
Воздушно-десантные операции, проведенные советским командованием в годы Великой Отечественной войны, можно выстроить в следующий хронологический рад.
22 сентября 1941 года в боях под Одессой за полчаса до высадки десанта с моря в расположение фашистов была выброшена группа парашютистов. Внезапно напав на позиции дальнобойной артиллерии, они вывели орудия из строя, посеяли панику, дезорганизовали управление.
31 декабря 1941 года на Керченском полуострове был высажен воздушный десант в составе батальона, которым командовал майор Няшин. Десантники успешно взаимодействовали с высадкой с моря в районе Феодосии и Керчи.
27 января 1942 года. Началась выброска в районе Вязьмы 8-й бригады 4-го воздушно-десантного корпуса, которая продолжалась шесть суток и закончилась 2 февраля 1942 года. По одним сведениям, в этот период в тыл противника было выброшено 2081 человек, по другим данным - 2497 человек.
18 февраля 1942 года. Начало Юхновской воздушно-десантной операции. Десантирование продолжалось до 23 февраля. Всего в тыл противника было выброшено 7373 человека, 1525 парашютно-десантных мягких мешков с боеприпасами, продуктами, медикаментами. Погиб командир корпуса генерал-майор А. Ф. Левашов. На этом посту его заменил начальник штаба полковник А. Ф. Казанкин. Запланированное соединение 50-й армии, наступавшей с фронта, с 4-м воздушно-десантным корпусом не состоялось, и корпус, обороняясь и ведя диверсионные действия, «задержался» за линией фронта на целых пять месяцев.
29 мая 1942 года. Начало вызволения 4-го воздушно-десантного корпуса из окружения. По распоряжению командующего Западным фронтом в тыл противника было десантировано более 4000 человек из состава 23-й и 211-й воздушно-десантных бригад. Десантирование закончилось 5 июля, и к 28 июля остатки 4-го воздушно-десантного корпуса с боем прорвались через оборонительные порядки немцев и вышли на передовую полосу 10-й армии.
24 сентября 1943 года. Днепровская воздушно-десантная операция, предпринятая с целью овладения плацдармом на правом берегу Днепра. Состав десанта: 1-я, 3-я и 5-я отдельные воздушно-десантные бригады под командованием генерал-майора И. И. Затевахина, заместителя командующего ВДВ. Цель боевых действий - не допустить выхода резервов противника к Букринскому плацдарму - не была выполнена. Только 6 октября командование фронта установило связь с десантниками. Всего в тыл противника было выброшено 4575 парашютистов и 600 мешков с грузами. Немцы организовали настоящую охоту за десантниками и объявили о вознаграждении за каждого пойманного, которое составляло 6 тысяч оккупационных марок. 28 ноября можно считать днем завершения операции. Примечательна реакция Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина на неудачное проведение десантной операции на Днепре. В приказе, в частности, говорилось: «Выброска массового десанта в ночное время свидетельствует о неграмотности организаторов этого дела».
Весьма существенной является деталь: сформированные по ходу боевых действий воздушно-десантные дивизии, в каком бы качестве они ни применялись, носили звание гвардейских. Страницы истории Великой Отечественной войны наполнены примерами непревзойденного мужества и героизма воинов-десантников.
Дважды удостаивались звания Героя Советского Союза генералы В. А. Глазунов и А. И. Родимцев.