Природа является частью материального мира. Общество как материальная система. Основные концепции социальной структуры

В экзаменационной работе данной проблеме посвящен целый ряд заданий, рассмотрим два из них:

Задание 1. Общество – это
1) материальный мир в целом
2) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним
3) часть природы
4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней.

Задание 2. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. В самом широком смысле общество – это окружающий человека материальный мир.
Б. Понятие «общество» в широком смысле и понятие «природа» равнозначны.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
Комментарий. Чтобы правильно выполнить эти задания, следует иметь в виду, что понятие «природа» в курсе обществознания употребляется в значении естественной среды существования человека и общества. Общество, являясь обособившейся от природы частью материального (реального) мира, вместе с тем тесно связано с ним. Общество, как известно, обладает качественной – по сравнению с природой – спецификой. Его образуют люди, обладающие сознанием и волей; они выдвигают определенные цели и избирают средства для их достижения. Вместе с тем природа и общество взаимосвязаны. Так, природно-географические условия способны ускорять или замедлять темпы общественного развития, влиять на такие стороны жизни общества, как экономика, политика, социальный строй. Общество, в свою очередь, оказывает сильнейшее и все возрастающее воздействие на природу. Соответствующие примеры приведены в учебниках и учебных пособиях.
Таким образом, в первом задании правильный ответ – 2, во втором – 4.

4. На какие особенности общества как системы следует обратить особое внимание при подготовке к экзамену?

Прежде всего необходимо иметь ясные представления о понятии «система». Системой (греч. целое, составленное из частей) принято называть множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Можно сказать и проще – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Общество относится к числу сложных систем (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много), открытых (взаимодействующих с внешней средой), материальных (реально существующих), динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов). Из всех этих характеристик в учебном курсе и в экзаменационных заданиях специально рассматривается положение об обществе как о динамичной системе.
Общество как сложная система состоит из множества элементов, которые, в свою очередь, могут быть объединены в подсистемы. Их принято называть сферами общественной жизни – экономическая, политическая, социальная и духовная. В свою очередь, в каждой из сфер складываются определенные виды деятельности, отношения и соответствующие им институты. Сферы общественной жизни находятся между собой в неразрывной и взаимной связи. Именно взаимодействие сфер, институтов общественной жизни в процессе деятельности отдельных людей и социальных групп является источником развития общества, придает ему качества динамичной (развивающейся) системы.
Проверить, насколько точно и полно усвоены данные теоретические положения, можно, обратившись к заданиям и проанализировав их.

Задание 1. Понятия «рост производства», «инфляция», «соотношение спроса и предложения» характеризуют сферу общества
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную

Задание 2. Понятия «классы», «страты», «этнические общности» характеризуют сферу общества
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную
Комментарий. Для выполнения этих несложных заданий достаточно знать, какие виды деятельности, отношения и институты образуют ту или иную сферу общественной жизни. Нетрудно заметить, что понятия, представленные в первом задании, характеризуют экономическую сферу. Ответ на второе задание относится к сфере социальной.
Сложнее выполнять задания, связанные с характеристикой взаимодействия сфер.

Задание 3.
А. В условиях экономического кризиса президент страны назначил досрочные парламентские выборы. Это пример взаимосвязи экономической и политической сфер общественной жизни.
Б. Политическая партия разработала и научно обосновала программу преодоления спада производства. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.

Задание 4. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А. На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени. Это пример взаимосвязи политической и экономической сфер жизни общества.
Б. В результате налоговых реформ выросли темпы промышленного развития. Это пример взаимосвязи экономики и морали.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.

Общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира. Человек – биологическое существо. В его организме протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т. д.


Влияние природы на общества Роль природы в жизни общества всегда была значительной, т. к. она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой - необходимое условие существования человека и общества.




Природа, в том числе географическая среда, оказывает то или иное влияние на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Повышается и степень воздействия общества на природу, особенно в последнее столетие в связи с бурным развитием науки и техники.


ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВА НА ПРИРОДУ Общество оказывает огромное влияние на окружающую среду. Оно изменяет ее, подстраивает под себя, создает новые природные комплексы и разрушает уже сложившиеся: вырубает леса, осушает реки, прокладывает дороги, строит здания, орошает поля и т. д.



В экзаменационной работе элементы двух содержательных линий «Общество» и «Человек» объединены в один блок - модуль. Значительная степень теоретического обобщения материала придает этому материалу особую сложность.

Перечень элементов проверки в данном содержательном разделе: природное и общественное в человеке; мировоззрение, его виды и формы; виды знаний; понятие истины, ее критерии; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость в человеческой деятельности; системное строение общества: элементы и подсистемы; основные институты общества; понятие культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления, естественные и социально-гуманитарные науки; образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы обществ); угрозы XXI века (глобальные проблемы).

По данным Федеральный институт педагогических измерений почти треть выпускников как в 2009 г., так и в 2010 г., не смогли даже на базовом уровне продемонстрировать знание материала по рассматриваемой содержательной линии. Большие затруднения испытывали выпускники при выполнении заданий по темам «Системное строение общества: элементы и подсистемы», «Многовариантность общественного развития (типы обществ)» и др. Данные, как отмечено в аналитическом отчете по результатам ЕГЭ 2010 г. по обществознанию, свидетельствуют об отсутствии глубины, целостности, системности знаний об обществе у части выпускников.

В данной статье рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников вопросов содержательной линии «Общество».

Традиционно непростым для выпускников является вопрос о смыслах понятия «общество». Понятие «общество» употребляется в широком смысле как обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним часть материального (реального) мира, включающая в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения. Ключевыми в данном определении являются две позиции: общество является частью реального мира; общество немыслимо без взаимодействия людей и групп, состоящих друг с другом в многообразных отношениях. Все способы взаимодействия и формы объединения людей и образуют в конечном счете общество. Следует помнить и о таких значениях данного понятия, как исторический этап развития человечества; страна, государство; объединение людей с какой-либо целью; круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов.

Примеры заданий
1. Общество - это

1) материальный мир в целом
2) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним
3) часть природы
4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней

Ответ: 2

2. Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием

1) культура
2) общество
3) природа
4) цивилизация

Ответ: 2

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. В самом широком смысле общество – это окружающий человека материальный мир.

Б. Понятие «общество» в широком смысле и понятие «природа» равнозначны.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: 4

4. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество постоянно развивается, что позволяет его характеризовать как динамическую систему.

Б. Общество в широком смысле – это весь окружающий человека мир.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: 1

5. К характеристике общества как системы относится

1) неизменность во времени
2) способы взаимодействия и формы взаимодействия людей
3) часть природы
4) материальный мир в целом

Ответы: 2

6. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие общество как динамичную систему, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) взаимосвязь элементов
2) неизменность элементов
3) взаимодействие элементов
4) развитие
5) обособленность элементов и сфер

Ответ: 134

7. Установите соответствие между значениями понятия «общество» и примерами их употребления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) в широком значении

Б) в узком значении

Следующим «проблемным» элементом содержания являются «Сферы жизни общества». Необходимо знать сферы и четко их различать - успешность выполнения заданий во многом зависит от умения идентифицировать сферу общественной жизни по проявлениям. Это экономическая, политическая, социальная и духовная. В свою очередь, в каждой из сфер складываются определенные виды деятельности, отношения и соответствующие им институты. Сферы общественной жизни находятся между собой в неразрывной и взаимной связи. Именно взаимодействие сфер, институтов общественной жизни в процессе деятельности отдельных людей и социальных групп является источником развития общества, придает ему качества динамичной (развивающейся) системы.

Примеры заданий

1. Понятия «рост производства», «инфляция», «соотношение спроса и предложения» характеризуют сферу общества

1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную

Ответ: 1

2. Понятия «классы», «страты», «этнические общности» характеризуют сферу общества:

1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную

Ответ: 2

Для выполнения этих несложных заданий достаточно знать, какие виды деятельности, отношения и институты образуют ту или иную сферу общественной жизни. Труднее задания, связанные с характеристикой взаимодействия сфер.

3. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. В условиях экономического кризиса президент стран назначил досрочные парламентские выборы. Это пример взаимосвязи экономической и политической сфер общественно жизни.

Б. Политическая партия разработала и научно обосновала программу преодоления спада производства. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны.

Ответ: 3

4. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени. Это пример взаимосвязи политической и экономической сфер жизни общества.

Б. В результате налоговых реформ выросли темпы. промышленного развития. Это пример взаимосвязи экономики и морали.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны.

Ответ: 1

Следующим трудным элементом содержания является тема «Традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество». Для успешного выполнения заданий необходимо четко уяснить характеристики традиционного, индустриального и постиндустриального общества, научиться определять их проявления, сравнивать общества разных типов, выявляя черты сходства и различия.

Остановимся на наиболее сложных заданиях.

Примеры заданий
1. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?

А. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое промышленное производство.

Б. В постиндустриальном обществе наряду с массовым все более прочные позиции занимает мелкосерийное производство.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: 2

2. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?

А. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности, инициативы являются характерной чертой духовной жизни традиционного общества.

Б. В традиционном обществе социальная мобильность отсутствовала, переход из одной социальной группы в другую был невозможен.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: 2

3. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие постиндустриальному обществу, и обведите цифры, под которыми они указаны

1) развитие сферы услуг
2) рост численности рабочего класса
3) отсутствие социальной стратификации
4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и финансов
6) резкий подъем рождаемости

Ответ: 145

Определенные сложности для выпускников представляла тема «Глобальные проблемы современности». При отработке данного материала целесообразно четко определить сущность понятия «глобальные проблемы»: для них характерно то, что они проявляются в мировом масштабе; ставят под угрозу выживание человечества как биологического вида; могут быть решены усилиями всего человечества. Далее можно зафиксировать важнейшие из глобальных проблем (экологический кризис, проблема предотвращения мировой войны, проблема «Севера» и «Юга» и др.), выявить их признаки и конкретизировать их на примерах общественной жизни. Кроме того, необходимо четко представлять себе сущность процесса глобализации.

Примеры заданий
1. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

А. Все глобальные проблемы тесно взаимосвязаны.

Б. Экономическая и политическая глобализация являются одной из характеристик глобального мира.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А и Б
4) оба суждения неверны

Ответы: 3

2. Найдите в приведенном ниже списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества:

1) требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира
2) возникли во второй половине прошлого века
3) отражают противоречие между потребностями людей и возможностями
4) вызваны нехваткой природных ресурсов
5) носят масштабный характер
6) порождают социальные конфликты

Ответ: 125

3. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца.

Ответ:

1 2 3 4 5
Б А В В Б
Использованные ресурсы:
1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию.
2. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ 2010 г. Обществознание.
(http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html)

  1. Общество - это обособившаяся от природы часть материаль­ного мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей

  2. В современной на­учной литературе существует множество трактовок понятия «об­щество». Оно понимается как определенная группа людей, объе­динившихся для совместного выполнения какой-либо деятельности (общество охотников и рыболовов), и как продукт взаимодей­ствия людей, определенная организация их жизни, включающая их многообразные связи и взаимоотношения; как этап в истори­ческом развитии человечества (первобытное общество, феодаль­ное общество) и как социальная организация какой-либо стра­ны, имеющая определенную структуру (российское общество, германское общество).

  3. Американский социолог Э. Шилз считал, что общество - это объединение людей, которое обладает определенными призна­ками:

    • не является частью крупной системы;

    • браки заключаются между представителями данного объе­динения;

    • пополняется за счет детей представителей этого объедине­ния;

    • имеет свою территорию;

    • имеет свое название и даже свою историю;

    • обладает собственной системой управления;

    • существует дольше средней продолжительности жизни ин­дивида;

    • его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и проч.),

  1. Именно наличие культуры отличает общество от любого объединения животных особей, но оно не объясняет того, как возникает и живет общество. Другими словами культура - это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, в силу которой они воспроизводятся

  2. Выделение человека из мира животных заняло несколько мил­лионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез - становление человека и социогенез - становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.

  3. Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо живот­ных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приво­дили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали при­чины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутристадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других груп­пах людей. Появилась экзогамия - брачные связи вне данного че­ловеческого стада

  4. Язык - это процесс передачи информации с по­мощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно-практической деятельностью людей.

  5. неолитическая революция - переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

  6. Наличие в человеке двух начал, биологического и социально­го, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возник­ли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с проти­воположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская, ут­верждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.

  7. Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходи­мость опеки над ними, регулирования их численности, а в неко­торых случаях и уничтожения.

  8. Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарви­нисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социалдарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.

  9. Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его инди­видуальность. Человек воспринимается как часть общества, вин­тик в общественной машине, заранее приспособленный к выпол­нению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достиже­ния определенного социального идеала.

  10. Термин “этика” этимологически восходит к древнегреческому слову ethos, которое первоначально обозначало местопребывание, со­вместное жилище. Отталкиваясь от зна­чения этоса как характера, Аристотель образовал прилагательное ethicos (этический).

  11. Приблизительным латинским аналогом слова ethos является слово mos, которое переводится как нрав, обычай, характер, поведение; свойство, внутренняя природа; закон, предписание, мода, покрой одежды. Ри­мляне, ориентируясь на греческий опыт и прямо ссылаясь на Аристо­теля, образовали от слова mos прилагательное moralis (относящееся к характеру, обычаям), а от него позднее, в IV в нашей эры, возникает термин moralitas (мораль).

  12. МОРАЛЬ (от лат. moralis - нравственный) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой.

  13. Мораль регулирует отношения и поведение людей через это одоб­рение и порицание, поступающее как извне, от общественного мне­ния, так и изнутри самой морально развитой личности. Таким об­разом, главная функция морали - регулятивная. Регу­лятивная функция «высокой морали» выступает как тенденция, в то время как реальную регуляцию составляет сложный сплав общечело­веческих и социально-конкретных нормативно-ценностных представ­лений.

  14. Вторая важнейшая функция морали - воспитательная. Мораль всегда участвует в подготовке нового поколения к будущей соци­альной деятельности, является существенным моментом в форми­ровании сознания. В каком-то смысле моральное воспитание че­ловека продолжается всю его жизнь, но в период взрослости оно переходит в самовоспитание, в свободный выбор ценностных ори­ентиров, типа поведения и нравственно-психологических устано­вок. В детстве и юности ребенок получает первичные моральные представления: взрослые учат его, каким следует быть, показывают и объясняют, какого рода поступки и мысли находятся под мораль­ным запретом, практически демонстрируют наказания, следующие за нарушением моральных обязанностей. Правила нравственности преподаются в неразрывной связи с правилами этикета, ребенок узнает, как следует оценивать себя и других, как себя вести с род­ными, в общественных местах, по отношению к выше- и нижесто­ящим на социальной лестнице. В детстве возникают нравственные привычки, которые переходят в автоматизм действия: броситься на помощь слабому, помочь старику, уступить место малышу и т.д. Впрочем, эти привычки и автоматизмы не всегда носят черты «вы­сокой морали», они конкретно-историчны и полностью выражают характер господствующих нравов. Так, нравственной привычкой и нормой поведения может быть раболепие по отношению к началь­ству и хамство по отношению к людям зависимым.

  15. Третья функция морали, тесно связанная с предыдущими, - коммуникативная. Ее следует назвать отдельно, не сводя к понятию регуляции. Мораль создает нормативную канву для человеческого общения даже в самых поверхностных его формах (хотя можно ли что-нибудь в нашей жизни считать «поверхностным» и неглавным? Нередко мнимые «мелочи» оказывают, решающее влияние на чело­веческие судьбы). Мораль не сводится к этикету, но часто она сли­вается с ним в нерасторжимое единство, поистине создавая спосо­бы коммуницирования в повседневной жизни. Собственно, этикет - это ритуальная форма существования определенной морали, хотя мораль - гораздо более широкое и глубокое явление, это система мотивации поведения, внутренние основания для поступков.

  16. Очередная функция морали - познавательная. По вопросу о том, познает ли мораль мир, могут вестись споры, если считать познанием только выяснение того, ка­ким является мир вне и помимо человека. Разумеется, мораль не может постигать свойства объектов самих по себе, ибо она - не физика, не химия и не биология. Зато мораль может постигать и постигает человеческий мир. Моральное знание - это знание о дол­жном, о том, что следует делать, а что находится иод абсолютным запретом. Если человек этого не знает, то он будет вести себя как животное, руководствоваться лишь своими инстинктами и импуль­сивными желаниями.

  17. Еще одна функция морали - жизненно-ориентационная. Разумеется, можно было бы найти и дру­гие роли, которые мораль играет в жизни общества, но перечисле­ние не должно быть бесконечным, поэтому мы ограничиваемся лишь самыми главными функциями. Итак, мораль обнаруживает себя,не только как повседневный сиюминутный регулятор отношений меж­ду людьми, но и как сила, выполняющая важную стратегическую задачу в становлении и развитии личности. Комплекс моральных представлений, «поселившийся» в душе и сердце человека, опреде­ляет, будет ли человек в целом стремиться идти по пути добра или по пути зла. Любая личностная история может быть рассмотрена с этой точки зрения, что даст множество вариантов. Кроме тех, кто в основном ориентирован «на добро» и «на зло», могут быть и бывают глубоко противоречивые, внутренне разорванные натуры, не спо­собные самим себе «дать ладу», мечущиеся между стремлением к совершенству и демонизмом. Такими героями полны произведения Ф.М. Достоевского. Возможны и попытки принципиального избе­гания как активного добра, так и активного зла, интуитивное стрем­ление не то чтобы «стать по ту сторону», но оказаться на «нейтраль­ной полосе». Некоторым удается всю жизнь прожить, оставаясь в моральном отношении «ни тем ни сем», однако обстоятельства не­редко не предоставляют человеку такой возможности морально за­таиться и заставляют принимать решения, обнаруживая, кто же он есть в скрытой глубине своего «я». Главные моральные ориентации всегда так или иначе проявляют себя в практическом поведении.

  18. Искусство - понятие широкое и многозначное. Так, в древней Греции к собственно искусству относили лишь так называемые мусические его виды - музыку, танец, поэзию, в средние века в искусство наряду с живописью включали врачевание и аптекарское дело. И сегодня слово «искусство» употребляют в разном значении. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова под искусством подразумевается: «1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художествен­ных образах... 2. Умение, мастерство, знание дела... 3. Самое дело, требующее такого мастерства...»

  19. Зародышевым формам художественной деятельности были уже присущи многие черты искусства. Но для то­го, чтобы они превратились в искусство, не хватало весь­ма существенного--более или менее развитого личност­ного начала. Первобытное сознание, по выражению Маркса, носило «стадный характер».

  20. Эстетическая мысль уделяла значительное внимание вопросу об источнике видовых образований. Здесь ясно обозначились две основные линии. Одна из них источник возникновения отдельных видов искусства усматривала в сложности, многообразии, многосторонности действи­тельности. Лессинг, например, возникновение тех или иных видов искусства связывал с тем, на какую сторону действительности обращено искусство. Сравнивая в этом отношении поэзию и изобразительное искусство* он в своем знаменитом «Лаокооне» основное внимание уделял различию их предмета, а из особенностей пред­мета уже выводил средства изображения. Вторая линия связывала многообразие видов искусства с факторами субъективного порядка - богатством человеческой чув­ственности, особенностями восприятия, разнообразием духовных способностей человека. Подобная позиция по­лучила наиболее рельефное выражение у Канта, который многообразие видов искусства выводил из многообразия духовных способностей человека.

  21. Наиболее распространенным является деление искус­ства на пространственные, временные и пространственно-временные. К пространственным относятся живопись, скульптура, графика, прикладное искусство и архитек­тура; к временным-литература и музыка; к простран­ственно-временным-театр, кино, телевидение.

  22. Деление искусств на пространственные и временные не является единственно возможным и всеобъемлющим. В зависимости от того, воспроизводят ли искусства конк­ретно-чувственный облик явлений или нет, они делятся на изобразительные и неизобразительные

  23. Искусство, будучи относительно самостоятельной сферой общественной жизни, вместе с тем тесно связано с внехудожественными областями культуры и челове­ческой деятельности. В любом виде искусства наряду с собственно художественными функциями, присущими ис­кусству и только искусству, имеют место функции вне-художественные, утилитарно-практические. По степени связи с внехудожественной сферой, по той роли, которую в том или ином виде искусства играет утилитарно-прак­тическая функция, их можно разделить на бифункцио­нальные и монофункциональные, прикладные и «чис­тые». К «прикладным» в первую очередь могут быть от­несены архитектура, декоративное искусство, народное ремесло. Их отличает то, что художественное здесь мо­жет быть реализовано только в органическом единстве с утилитарно-практическим, хотя такое разграничение крайне условно. Достаточно вспомнить маршевую музы­ку или же информационно-документальное начало в ли­тературе и живописи.

  24. Слово религия употребляется в двух основных смыслах. «Ког­да мы говорим об иудаизме, о христианстве или об индуизме, мы имеем в виду совокупность учений, передаваемых благодаря уст­ной традиции или каноническим книгам и содержащих в себе то, что определяет веру иудея, христианина или индуиста... Но по­нятие религии используется и в другом смысле... Говоря о том, что религия отличает человека от животного, мы не имеем в виду... какую-нибудь отдельную религию; но мы имеем в виду способ­ность ума или предрасположенность, которая, независимо от чув­ства или разума, а иногда даже вопреки им, дает возможность человеку постигать Бесконечное под различными именами и в разнообразных формах» (Классики мирового религиоведения. М., 1996. С. 41, 42). В этом втором значении понятие религии вбира­ет в себя частично мистику и мифологию. Но религия как отрасль культуры будет пониматься в своем первом значении.

  25. ^ СТРУКТУРА РЕЛИГИИ

  26. В каждой религии можно выделить более или менее самостоя­тельные составные части.

  • Во-первых, выделим мистическую часть, объединяющую все, относящееся к ощущению и понимаю связи человека с бесконечным.

  • Мифологическая часть, включает в себя совокупность мифов, входящих в состав религии.

  • Совокупность обрядов, входящих в состав религии, - церковная служба молитвы, посты, паломничества и тп.

  • Предметная часть – совокупность материальных предметов, используемых в религиозных целях: иконы, фрески, реликвии и т.д.

  • Догматическая часть – совокупность основных представлений о происхождении и устройстве мира и человека, изложенных в священных книгах символах веры, устных преданиях и тп.

  • Совокупность моральных представлений, существующих в данной религии.

  • Социальная часть – совокупность верующих, церковная иерархия, религиозные учреждения и т.д.

  1. религии обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они.

  • Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

  • Во-вторых, и это следствие первого, религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору.

  • Здесь необходимо остановиться на таком явлении современности как широкое распространение сектантского движения. Его роль в жизни современного общества, откуда возникают условия для формирования таких движений, и как обычно действуют представители сект для вовлечения в нее новых членов.

  • В-третьих, человек, имея религиозный идеал, способен нести добро, справедливость, идеи своей религии, смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ве­дущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

  • В-четвертых, религия управляет поведением челове­ка через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может управлять деятельностью боль­ших сообществ и государств, живущих по законам данной религии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиоз­но-нравственной системе не удерживает человека и об­щество от совершения неблаговидных действий и даже преступлений. Это следствие слабости и несовершенст­ва человеческой натуры.

  • В-пятых, религии способствуют как объединению людей, складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, объединяла наших далеких предков не столько национальная, сколько религиозная идея - «все мы - христиане»), так и приводить к их разделению, когда общества и государства начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Противостояние воз­никает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделя­ется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами).

  • В-шестых, религии являются вдохновляющим и со­храняющим фактором для художественного творчества. Религия бережет культурное наследие, подчас букваль­но преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя цер­ковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал, приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Само слово «культура» восходит к по­нятию культ. (Культ религиозный (лат. cultus - почитание, поклонение, от colo - возделываю, почитаю), религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами. В широком смысле - исторически сложившийся тип религиозных отношений.)
Мы не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наобо­рот, религия частью культуры (среди философов бытует и та и другая точки зрения). Но совершенно очевидно, что религиозные идеи лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей со времен глубокой древности. Конечно, возразите вы, существует и светс­кая (внецерковная, мирская) культура. В искусстве, на­пример, могут быть выражены земные, плотские эмо­ции человека, проблемы его быта. Это реальность жизни, с которой нельзя не считаться, но надо старать­ся научиться отличать высокое духовное в искусстве от мирского, земного и физиологического, определив все­му подобающее место. Религия и подлинная глубокая религиозная культура, основанная на высоких идеалах, - один из факторов, который предохраняет человека и человечество в целом от распада, деградации и даже, можно сказать, от нравственной гибели. Культурную функцию религии можно ярко проиллюстрировать на примере России после принятия христианства, когда культура с вековыми традициями утвердилась и расцве­ла в нашем Отечестве, преобразив его.

Опять же не будем идеализировать картину, ведь люди есть люди. Когда христианство было принято в качестве государственной религии Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было пору­шено немало величайших памятников античной эпохи.


  • В-седьмых, религия способствует упрочению и за­креплению определенных общественных порядков, тра­диций и законов жизни. Религия консервативна более, чем любой другой общественный институт. В большин­стве случаев (хотя, безусловно, есть и исключения) она стремится к сохранению устоев, к стабильности, к по­кою. Не случайно, если вы помните, когда в Европе зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели церкви. Религиозные партии находятся, как правило, в первой охранительной части политического спектра. Их роль в качестве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным пре­образованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и стабильность нужны сейчас и нашему Оте­честву...

  1. Вопрос о том, как и когда возникла религия, - сложный дискуссионный и философский вопрос. На него можно дать два взаимоисключающих ответа.
1. Религия появилась вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Религия возникла потому, что существуют Бог и человек, который способен воспринимать Бога. Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога
не было, то не возникло бы и понятия о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возникнове­
нии религии снимается: она существует исконно.

2. Религия - продукт развития человеческого созна­ния. Она возникла не сразу, а в процессе эволюции человека, вместе с искусством, зачатками науки, язы ком и т.п. Эта теория достаточно стройна, но имеет два «слабых места»: 1) линия эволюции человека от обезь­яноподобных предков никак не может считаться окон­чательно определенной: слишком отрывочны археоло­гические находки останков древнего обезьяночеловека; 2) находки древнейших стоянок человека современного типа подтверждают, что он уже имел религию, а убеди­тельных аргументов в пользу существования некоего «дорёлигиозного периода» в истории человечества так и не найдено археологами.


  1. Любое исследование или изучение начинается с классификации изучаемых объектов. Она помогает по­нять внутренние связи, определяет логику изложения материала. Самая простая классификация религий сво­дится к делению их на три группы.
Родоплеменные примитивные древние верования, как известно, сохраняющиеся и бытующие среди людей по сей день. От них происходят многочисленные суеве­рия (суе - напрасно, без пользы, попусту; ср. с этимо­логией слова «религия») - примитивные верования, которые имеют много общего с религией по природе своего возникновения в сознании человека, но не мо­гут быть признаны собственно религиями, так как в них нет места Богу или богам и они не составляют миро­воззрения человека.

Национально-государственные религии, которые составляют основу религиозной жизни отдельных наро­дов и наций (например, индуизм в Индии).

Мировые религии (вышедшие за пределы наций и государств и имеющие огромное число последователей во всем мире). Общепризнано, что мировых религий три: христианство, буддизм и ислам.


  1. Все религии можно также разделить на две большие группы: монотеистические (от гр. monos один, един­ственный и theos бог), т.е. признающие существование единого Бога, и политеистические (ро1у много и theosбог), поклоняющиеся множеству богов. Вместо термина «политеизм» иногда используется его русский аналог - многобожие

  2. Анимизм – вера в одушевленность предметов природы

  3. Тотемизм – вера представителей племени в сверхъестественную связь между их предками и животными или растениями

  4. Фетишизм – вера в мистическую силу предметов природы

  5. Аниматизм – вера в то, что мир заселен духами

  1. Все формы общности людей можно разделить на:

  • естествен­но-исторические;

  • этноисторические;

  • социально-исторические.
Есте­ственно-исторические формы общности людей - это раса, поколе­ние, пол и т. д.

К этноисторическим общностям людей относятся род, племя, народность, нация.

Социально-историческими формами общ­ности людей являются классы, сословия, касты и т. д.


  1. Раса -это категория (группа, совокупность) людей с общими биологическими чертами, передающимися генетически по цепи поко­лений Авп

  2. В происхождении рас многое пока неясно. Выдвинуты и активно обсуждаются две гипотезы: моногенетическая и полигенетическая. Согласно моногенетической гипотезе (ее признает большинство уче­ных), все расы имеют единый генетический корень, происходят от од­ного общего предка. Группа американских ученых во главе с А. Уилсоном на основе ДНК-анализа пришла к выводу, что все человечество имеет общую прародительницу - женщину, названную ими «Афри­канской Евой». В соответствии с полигенетической гипотезой, человеческие расы произошли от определенно разных обезьяноподобных предков, жив­ших в различных частях мира

  3. Нация - это исторически устойчивая общность людей, возни­кающая в процессе формирования общности их территории (родной земли), экономической жизни, языка, культуры и менталитета.

  4. Под общностью территории следует понимать географическую компактность проживания. Люди, пространственно оторванные друг от друга в течение длительного времени, не могут принадлежать к од­ной нации. Достаточно вспомнить здесь факт образования двух на­ций - английской и американской, имеющих общий язык и общее (судя по доминирующей этнической группе) происхождение, но жи­вущих на разных континентах.

  5. Национальная государственность действительно играет важную роль в консолидации нации, в ее развитии. Через государство нация полнее и быстрее раскрывает свой потенциал. Но рассматривать госу­дарство как непременное условие существования нации все-таки нель­зя.
Во-первых, национальная государственность не обязательно долж­на принимать форму самостоятельного государства. Иногда достаточ­но бывает и простой политической автономии, т. е. права самостоя­тельно решать внутренние вопросы, оставаясь при этом частью более широкого государственного образования.

Во-вторых, нормальным яв­ляется не только мононациональное, но и многонациональное госу­дарство с единым руководством и управлением.

В-третьих, потеря го­сударственной самостоятельности не ведет автоматически к гибели нации. В справедливости сказанного убеждает нас хотя бы то обстоя­тельство, что в современном мире насчитывается более 320 крупных (свыше 1 млн) наций или народов, а число государств, судя по членст­ву в ООН, едва перевалило за 200.


  1. Национальный язык - это общенародный разго­ворный язык, понятный для всех членов нации. Он возвышается над диалектами, сленгами и жаргонами, получает свое закрепление и раз­витие в литературе. Язык - важнейшее средство социального обще­ния, обмена мыслями, взаимного понимания и согласия между людь­ми. Он обеспечивает совместную жизнь людей, единство их устремле­ний и действий. Язык необходим для организации единой экономиче­ской, политической и духовной жизни нации.

  2. Менталитет - это склад ума, особые стереотипы и установки мышления, придающие неповторимое своеобразие всему образу жиз­ни людей. Мы имеем в виду именно менталитет, когда говорим, что американцы прагматичны, англичане деловиты, французы остроумны и галантны, немцы педантичны. Стереотипы и установки, составляю­щие менталитет человека, являются для него чем-то естественным, са­мо собой разумеющимся. Они, как правило, невербализуемы, мало поддаются воздействию сознания, срабатывают автоматически, непроизвольно.

  3. Общность экономической жизни нации заключается вовсе не в том, что все ее представители занимаются производством какого-то одного продукта или что все социальные группы, входящие в нацию, имеют общие эко­номические интересы. Экономическая основа существования нации не исключает, а, наоборот, предполагает развитое разделение труда, хозяйственную специализацию, а также борьбу интересов различных социальных групп. Суть экономической общности нации - в проч­ной хозяйственной зависимости ее отдельных «частей», в образова­нии единого общенационального рынка, самостоятельного нацио­нально-экономического комплекса. Преодолевая раздробленность, узость и замкнутость местных рынков, открывая простор для роста то­варного обращения и обмена, общенациональный рынок своей неви­димой, но очень твердой рукой собирает разрозненные части населе­ния в единую нацию.

  4. Познание делится на чувственное (сенсуализм) и рациональное

  5. Сенсуализм включает в себя ощущение, восприятие, представление (знать определение)

  6. Рациональное познание включает в себя понятие, суждение, умозаключение (знать определние)

  7. Умозаключение бывает дидуктивным, индуктивным, по аналогии (знать определение)

  8. Истина бывает абсолютной, относительной, объективной

  9. Цивилизации делятся на развивающиеся, неразвивающиеся (статичные) и реликтовые

  10. Цивилизации делятся по Тойнби на самостоятельные и их варианты

  11. Цивилизации деляться на природные, западную и восточную

  12. цивилиза­ция - это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своих членов в их противостоянии внешнему миру.Вав

Американский социолог Эдвард Шилз выделил следующие признаки общества :

1) оно не является частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данного объединения;

3) оно пополняется за счет детей членов этого общества;

4) объединение имеет территорию, которую считает своей собственностью;

5) у него собственное название и история;

6) оно обладает собственной системой управления;

7) объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют мировоззрением (культурой).

Подсистемы общества (сферы общественной жизни) взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

1) экономическая (ее элементы: материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2) социальная (состоит из классов, социальных групп, индивидов, наций и их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом;

3) политическая (включает в себя государство, партии, общественно-политические движения, общественные организации, их политические и правовые взаимоотношения;

4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые образуют явления духовной культуры).

Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.

Система обладает интегральным качеством. Интегральные – т.е. общие, присущие всей системе.

Черты общества как системы :

Самодостаточность -

способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все необходимое для жизни людей.

Самоуправляемость -

управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Общество может быть элементом более широкой системы – экосистемы, которая состоит из двух подсистем – общества и природы.

Изучая общество, динамику его развития, перспективы, необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) общество – это целостная система;

2) система находится в постоянном движении и развитии;

3) все элементы и подсистемы общества находятся в единстве и во взаимосвязи;

4) в процессе развития в обществе происходит постоянное накопление изменений, которые ведут к его качественному изменению;

5) развитие общества предполагает взаимодействие противоположных аспектов, явлений, тенденций, которые находятся во внутреннем единстве и выступают источником его развития.

6) необходимо соблюдать преемственность в отношении к прошлому этапу – при полном отрицании предшествующего качества невозможно прогрессивное движение общества.

Функционирование общества – это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания структур, функциональных связей, составляющих организованную систему. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять разрушающему влиянию извне.

Некоторые основные функции общества:

1) производство материальных благ и обмен результатами производства;

2) духовное воспроизводство;

3) воспроизводство человека;

4) регламентация поведения, деятельности и управления.

Таким образом, в широком, философском смысле общество – это исторически сложившаяся, развивающаяся сложная система социальных отношений, включающая различные способы взаимодействия и формы взаимосвязи людей.

2. Социальное взаимодействие и общественные отношения.

Социальное взаимодействие - любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получение, реакция на неё, её переработка и возврат её, а также реакция на новую информацию первого лица. Оно определяется социальными статусами и ролями личности и социальных групп. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны:

· Объективная сторона - факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.

· Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.

Общественные отношения – разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.