Эмоциональное вовлечение. Вовлеченность - эмоциональная и рациональная составляющие. Чем плохо эмоциональное вовлечение

Обнадеживающим моментом в разрешении эмоционально-рациональной дихотомии вовлеченности людей в процесс обеспечения качества является следующее: прогресс в этом направлении может быть достигнут до того, как наступит полная эмоциональная вовлеченность высших руководителей предприятия. Для начала достаточно добиться от них признания того факта, что сосредоточение усилий в области качества - мудрая и грамотная политика. Быстрый запуск комплексного процесса обеспечения качества очень скоро становится органической составляющей деятельности предприятия. Или, быть может, именно благодаря столь стремительному старту он превращается в таковую. Этот процесс приобретает эффективность еще до того, как будет воспринят всеми сотрудниками на эмоциональном уровне. Но для его ввода в действие требуется критическая масса заинтересованных работников, причем не всегда составляющих большинство коллектива. Подобная критическая масса возникает, когда люди начинают осознавать, что их представления о качестве не отвечают современным требованиям. Легко быть смелым в толпе, но намного труднее взять на себя риск оказаться первым.

Было бы идеальным привлечь генерального директора к проблеме качества и эмоционально, и рационально. Но основой для выбора организацией верного пути является рациональный подход большинства высших руководителей. Изучив положительный опыт других организаций и осознав выгодность обеспечения качества для улучшения работы своего предприятия, его лидеры начинают с пониманием относиться к CQP и оказывают его внедрению хотя бы минимальную, но очевидную для всех поддержку. Их эмоциональная вовлеченность придет позднее. В конце концов, с прагматической точки зрения значение имеет поведение высших руководителей, а не их внутреннее состояние.

Нет ничего необычного в том, что, когда речь идет о высших руководителях, рациональная вовлеченность в CQP зачастую предшествует эмоциональной. Но на уровне рядовых работников все начинается именно с последней. Люди вдруг осознают: руководство намерено предоставить им право принимать решения и существенно, иногда даже радикально расширить их возможности осуществлять контроль повседневной работы. Это чрезвычайно вдохновляет работников.

По прошествии определенного времени, когда становится очевидным положительное влияние усилий в области качества на деятельность компаний в целом и отдельных сотрудников в частности, все большее число руководителей начинает ощущать собственную эмоциональную вовлеченность в этот процесс. Лидеры чувствуют удовлетворение от того позитивного влияния, которое повышение качества оказывает на моральный дух их подчиненных. Они начинают гордиться тем, что руководят конкурентоспособной организацией, всегда исполняющей принятые на себя обязательства. Кроме того, их радует, что они становятся неотъемлемой частью процесса, включающего немало торжественных мероприятий, в ходе которых благодарят и награждают отличившихся.

В то же время усиливается интеллектуальная приверженность CQP со стороны рядовых сотрудников. Они начинают рассуждать так: «Все это прекрасно, но как оно влияет на рыночную стоимость акций компании? Действительно ли мы прислушиваемся к запросам наших потребителей? Какой следующий шаг требуется для эволюционного развития данного процесса?»

После того как будут достигнуты и эмоциональная, и рациональная приверженность общей концепции (простая часть) и механизму осуществления (трудная часть) CQP сотрудников всех уровней, стремление к непрерывному совершенствованию станет обязательной составляющей корпоративной культуры и органической частью миссии организации.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К РАБОТНИКАМ

Помня о таких популярных лозунгах, как «правдивая реклама» или «полная открытость организаций», не следует забывать, что умение руководства полагаться на способности и добрую волю сотрудников - важнейшее условие внедрения CQP.

Если компании удалось вовлечь весь трудовой коллектив в усилия по всестороннему совершенствованию деятельности, то в ней будут одновременно осуществляться в этом направлении многочисленные мероприятия. В этом случае управлять сверху внедрением множества идей, выдвигаемых сотрудниками, практически невозможно. Доверие руководителей к подчиненным из акта доброй воли, требующего определенного мужества, постепенно превращается в насущную необходимость. Интеллектуальное согласие руководителей внедрять CQP открывает шлюзы для потока действий, сметающего неуверенность и колебания управленцев.

Во время семинара, проводившегося авторами книги в компании Baby Bell в 1990 г., ее президент заявил: «Мы не в состоянии доверять своим сотрудникам». Напряженная тишина в зале говорила о том, что далеко не все согласны с этим утверждением, но оставшееся время было посвящено обсуждению путей превращения персонала в людей, заслуживающих доверия. Вместе с тем при подобном отношении к подчиненным не стоило удивляться, что организацию будоражили проблемы этического свойства. Стало очевидным: корректировка взглядов президента компании или его замена - это главное условие, при котором усилия в области качества могут стать реальностью. Очевидно, что личностные изменения подобного рода чрезвычайно сложны. Можно считать аксиомой: чем значительнее требуемые изменения, тем болезненнее они происходят. При этом стоит иметь в виду: только уверенный в себе человек способен быть настоящим лидером. Сомневающиеся люди могут в лучшем случае рассчитывать на должность менеджера.

По необъяснимым причинам нам свойственно больше доверять незнакомцам, чем тем, кого мы хорошо знаем. Проиллюстрируем сказанное. Утром, отправляясь в свой офис, типичный американский руководитель садится в автомобиль и обязательно пользуется тормозами. При этом его совершенно не интересует, кто собирал тормозную систему, на каком языке говорили сборщики. Всякий раз, проезжая на зеленый сигнал светофора, он спокоен, потому что абсолютно уверен: пешеходы пропустят его, так как обязаны остановиться, когда для них горит красный свет. Подъехав к зданию, где помещается его офис, он ставит автомобиль на стоянку для парковки руководителей и спокойно поднимается на лифте на тот этаж, где расположены кабинеты руководства. У него даже не возникает мысли выяснить, кто и когда проверял исправность лифта. Таким образом, за весь путь от дома до своего рабочего места этот руководитель доверял свою жизнь десяткам, если не сотням совершенно незнакомых ему людей. Но, оказавшись в совершенно безопасных условиях за собственным рабочим столом, босс начинает мучительно сомневаться: стоит ли делегировать сотруднику NN право самостоятельно распорядиться 25 долл., хотя тот проработал в компании двадцать семь лет!

Вот еще один пример из области дорожного движения. Представьте, что вы сидите за рулем автомобиля, а перед перекрестком, на котором горит красный сигнал светофора, находится еще 12-14 машин. Со своего места вам виден светофор, но когда на нем загорается зеленый сигнал, вы не трогаетесь с места. Почему? Очевидно, что каждому хочется поскорее проскочить перекресток, пока светофор открыт. Но тем не менее вы ждете, потому что автомобиль перед вами еще не тронулся с места, ожидая, пока не двинется машина, стоящая перед ним, и т.д. В конце концов, вся автомобильная очередь приходит в движение. Но чем дальше вы находились от перекрестка, тем больше приходится поторапливаться, чтобы наверстать упущенное время, проведенное в ожидании. При этом совсем немногим удается пересечь перекресток до переключения сигнала. Теперь допустим, что все водители, находящиеся в подобной ситуации, знают друг друга и доверяют реакции всех участников движения. Тогда, увидев

40 зеленый свет, вы немедленно снимете ногу с тормозной педали и нажмете на газ. Вы будете абсолютно уверены: все водители, стоящие перед вами, поступят аналогичным образом. В результате вся автомобильная очередь сорвется с места одновременно и проехать перекресток удастся гораздо большему числу водителей.

Спрашивается, какое отношение последний пример имеет к процессу обеспечения качества? Ситуация, когда вы ждете, пока не тронется с места стоящий впереди автомобиль, водитель которого вам незнаком и его намерения неизвестны, служит моделью так называемого микроуправления. При такой форме менеджмента никакое действие не совершается, пока команда со стороны высшего руководства не пройдет по всей цепочке управления. Никто из подчиненных и пальцем не пошевелит, не зная о намерениях вышестоящих, ожидая, пока те не осознают необходимости действовать. Отсутствует всякое доверие друг к другу, никто не желает рисковать и принимать на себя ответственность. Совершаются только рутинные действия. Создается впечатление, что все в компании размеренно и упорядоченно, но высока вероятность опоздать и не использовать временно открывшиеся возможности (образно говоря, не успеть проехать перекресток на зеленый сигнал светофора). Во втором случае каждый водитель знает, что всех объединяет общая цель - обеспечить пересечение перекрестка максимальным количеством машин - и все играют по единым правилам (трогаться с места на зеленый свет). В этом случае люди могут начать действовать одновременно, но для этого требуется доверительное сотрудничество.

Доверяя подчиненным, руководители фактически ничем не рискуют. В основном работники прекрасно знают свои обязанности и никогда не станут сознательно действовать во вред организации, ведь даже в беседах дома или с друзьями они говорят: «Моя компания». Ощущение приверженности к своей работе, сквозящее в этом выражении, является вполне реальным, и на него можно положиться. Как показали исследования специалистов отдела качества, из первых 25 тыс. предложений, выдвинутых сотрудниками Pan Revere Insurance Group, только 11 не было реализовано, причем ни одна из этих идей не пролежала без движения более двух дней. Любой руководитель оценил бы своевременное внедрение 24 989 предложений, при этом легко смирившись с 11 временными неудачами. Точно так же за первые четыре года действия программы «Качество на первом месте» в Insurance Center не была отвергнута ни одна из 8180 идей, выдвинутых сотрудниками.

Эмоциональная вовлеченность мешает людям логически и трезво подходить к оценке ситуаций. Мы оцениваем обстановку не только из конкретных текущих фактов, но и на основе нашего предыдущего опыта взаимодействия с этими действующими факторами (другие люди и явления). Наше отношения к конкретным действиям конкретных людей пристрастно, особенно в плане объяснения мотивов (он это сделал на зло мне или пытается мне навредить). Ситуации причем самые разнообразные могут быть, и деловые, и межличностные. В клинических случаях “дождь идет на зло мне”.

Абстрагироваться от эмоций и начать оперировать только фактами очень сложно (да еще в условиях недостатка фактов), поэтому осознано или неосознанно люди обращаются за помощью к другим людям, для оценки конкретной ситуации. Именно потому, что наш (чаще всего хороший знакомый) консультант не имеет эмоциональной вовлеченности в конкретную ситуацию в конкретной среде, а значит может трезво толковать и объяснять происходящее. В 90 процентах случаев советы нашего знакомого это “не накручивай себя, успокойся”, причем в равной степень относится и к женщинам, и к мужчинам. Разве что базовый уровень эмоциональной вовлеченности женщины на порядок выше, им чаще такие консультации нужны бывают и тут кроется главная проблема, что через несколько консультаций консультант сам становится эмоционально вовлеченным и начинает советы давать, как “нам с той сукой разобраться, что гадит тебе” – налицо положительная обратная связь, накрученная подругами и родственницами женщина совершает совершенно безумные и нелогичные поступки, о которых мужчины еще долго рассказывают в ужасе (чаще, увы, в контексте почему мы расстались).

Мужчины, как я уже писал выше, тоже подвержены эмоциональной вовлеченности, хотя стараются трактовать любые вещи напрямую. Типа, в метро на ногу наступили это просто нечаянно, черный кот перешел через дорогу – это просто кот перешел через дорогу, ночью приснилась сосиска – это просто сосиска, и тд. То есть факты мужчинами трактуются в буквальном их смысле и не додумываются никогда. Если девушка на улице улыбнулась, это значит что она срочно хочет заняться с вами сексом, а если не улыбнулась, то хочет, чтобы вы с ней занялись сексом, но стесняется об этом сказать. Как видите, мужская логика безупречна, если в нее не вносят помехи женщины

Интересный факт, большая часть успешных бизнесменов или просто руководителей высокого ранга это как раз малоэмоциональные люди (в рабочей обстановке) – включая женщин. То есть посмотрите на ту же Меркель или Маргарет Тэтчер, или Кондолизу Райс и Хиллари Клинтон – даже улыбки абсолютно искусственные, за которыми твердая воля и логика. И сравните с нашими женщинами политиками, так вот наши женщины в полном смысле этого слова – эмоциональные, живые и непредсказуемые (красивей на порядок и это даже не обсуждается, посмотрите депутаток Госдумы – был бы Сноуденом сбежал бы в Россию из АНБ после первой же трансляции пленарного заседания). Для успеха дела я бы пригласил на их место Меркель с Райс, если удастся их захантить (последняя не у дел, кстати, такие кадры пропадают).

Ну так о чем это я? Да в принципе просто хотел свою очередную шовинистическую мысль изложить, что меньшая базовая эмоциональная вовлеченность мужчин позволяет им гораздо более трезво оценивать ситуацию и принимать решения, . Есть только один минус, что эта мужская мегалогика не включает в себя понимание женщин (ибо совершенно неколинеарные логики у них), поэтому приходится изучать женскую и пытаться ее обобщить. Увы, женщины для мужчин один из самых сильных эмоциональных факторов (и срочно запретить женские слезы, как оружие массового поражения) и это мешает мужчинам находить разумные подходы к обобщению этой самой женской логики.

И тут я понял, мужчинам нужен свой независимый и не поддающийся эмоциональному вовлечению женщинами консультант, и это не другие мужчины (тем более женщины). Тарапапам! Лучший выбор в данном случае это кот. Да, гениально же? Каждый мужчина обязан завести себе кота, чтобы консультироваться с ним по вопросам общения с женщинами. Ты, значит, у кота своего спрашиваешь – как ты думаешь, что она имела ввиду под…а он в ответ смотрит на тебя лениво одним глазом и снова дремать…а ты ему – да, ты совершенно прав, не стоит забивать себе голову, пойду лучше куплю себе новый вертолет на радиоуправлении стреляющий водой.

PS Сдаю котов-консультантов в аренду, оплата почасовая, питание за ваш счет. Ни в коем случае не давать гладить их женщине, как бы она не просила и не уговаривала котика к себе на коленки дать, пока она сама не станет мурлыкающей и послушной вам кошкой.

PSS Просьба женщин скрытого смысла и намеков в данном посте не искать, просто хотелось отвлечься.

Эта статья отвечает на вопрос, как построить эмоционально близкие отношения, удовлетворяющие обоих партнеров и наладить общение.

Быть вместе непросто. Особенно в наше время, когда традиционные ценности сменяются новыми взглядами на отношения и многие супружеские пары, которые приходят ко мне на консультации задаются вопросом: «Как сохранить эмоционально близкие отношения? Было время, когда мы думали только о том, чтобы быть вместе… Были настроены друг на друга… Но у нас не получается… Как нужно переделать отношения, чтобы они сложились?».

Основная потребность в партнерских отношениях

Осмелюсь предположить, что вы хотели быть любимыми и любить, иметь глубокие, взаимные, комфортные и удовлетворяющие отношения. Однако взаимность предполагает наличие качественной эмоциональной связи, которая невозможна без работы над отношениями и диалога. К сожалению, мы не рождаемся с умением быть в отношениях, налаживать их и улучшать. Такие навыки приобретают и развивают.

Выражение любви, понимания, настроенности друг на друга происходит в общении. Часто именно проблемы в процессе взаимодействия выступают тем камнем преткновения, который не дает продвинуться дальше. Как еще донести до партнера свои переживания - радость, боль, удовлетворение, если напрямую не сказать об этом? Нам нужен диалог, потому что хотим большего от общения, а не элементарного удовлетворения базовых потребностей.

Но что же мешает людям говорить обыкновенные и понятные вещи,

излагая свои намерения честно и открыто? Привычные обращения «сходи-купи», «поздно - устал», «спать-есть» создают болото обыденности и порождают неудовлетворенность. Диалог - настоящий выход в пространство отношений, как новое измерение, где есть «Ты» и есть «Я». Со всеми своими слабостями, недостатками и достоинствами такой, какой есть! И тогда основной вопрос, который решают партнеры, звучит так: «Ты меня любишь, такого, каков я есть?».

Нам приятно слышать слова про любовь и симпатию, одобрение и поддержку, потому что мы социальные существа по своей природе и не можем быть полностью автономными. Мы уязвимы, зависимы и далеко не всегда сильны, как нам бы того хотелось. От нашего умения строить эмоциональный контакт с другим человеком зависит успешность отношений, качество самочувствия и оценка нашего благополучия. И, безусловно, этому нужно учиться.

Значение диалога в эмоционально близких отношениях в паре

Можно ли общаться без слов? Общение бывает очень разным - жесты, взгляды, возможно, положенная на плечо рука, объятие, согревающее тепло тела любимого человека.

Но для диалога не всегда достаточно только присутствия. Диалог подразумевает самораскрытие в ситуации «здесь-и-теперь» двух равноценных участников, каждому из которых дается пространство для размещения своих мыслей, чувств и желаний в поле отношений - никто ни больше и ни меньше другого. Отношения на равных в психологии получили название «Я - Ты», а отношения с миром «Я - Оно».

История развития понятий «Я-Ты» и «Я-Оно»

связано с именем израильского ученого, философа и религиозного деятеля, Мартина Бубера, который издал в 1922 году одну из важнейших для психологии книг «Я и Ты». Несмотря на то что сам автор весьма скептично относился к психологии, его философская концепция построения отношений с другим человеком и миром была впитана многими психотерапевтическими направлениями. В их числе мы находим экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле, гештальт-терапию Фредерика Перлза, глубинную психологию Карла Густова Юнга и его последователей, в частности, Марио Якоби, некоторые аспекты присутствуют и в более новых направлениях, опирающихся на идею диалога.

Бубер пишет: «Основное слово «Я-Ты» утверждает мир отношений.». «Я» не может существовать без «Ты», как и без «Оно». Различия заключаются только в одном, когда мы вступаем в отношения «Я-Ты», мы участвуем всем существом, когда мы обращаемся к «Я-Оно», мы никогда не можем участвовать всем существом. Между «Ты» и «Оно» существует огромная разница как между субъектом, равным нам, и между объектом, что мы воспринимаем подобно вещи, которой пользуются.

Подлинный диалог не подразумевает манипулирование другим человеком

«Ты» как и «Я» может быть только самим собой и больше никем. «Ты» имеет право быть или не быть рядом, хотеть или отказывать, жить своей жизнью и делиться с «Я». «Оно» может быть полезным, иногда это просто функция, вещь, проводник и может быть заменено. «Ты» - уникально. Установка «Я-Ты» характеризует по-настоящему взрослые качественные отношения.

Когда отношения подлинные, в которых есть настоящее самораскрытие, невозможно спутать другого с кем-то третьим: мамой, папой, ребенком. В таких отношениях невозможно диктовать условия: «Делай только так!», «Живи, как я говорю!», «Не чувствуй!». Можно только договариваться, а для этого нужно слышать партнера, быть на него настроенным.

Люди, которые задаются вопросами: «Зачем, вообще, нужны мужики?», «Вон сколько баб по улице ходит - бери любую!» не настроены на отношения. Они видят партнера, как функцию, а не как равного. Функциональные отношения ориентированы на установку «Я-Оно» и в полной мере отражены в рабочем процессе, в котором есть определенные ожидания: «Ты должен, потому что тебя для этого взяли на работу. Твоя работа стоит столько, сколько предприятие готово за нее платить». Здесь есть иерархия и условия.

В качественных партнерских отношениях подобные установки недопустимы. Нарушается баланс отношений и появляется иерархия, где кто-то становится главным, а кто-то подчиненным. Для диалога нет места.

Эмоционально близкие отношения в паре и нарушения

Для того, чтобы отношения из обычных стали качественными, необходимо развитие как личностное, так и в паре. Когда каждый из партнеров дает другому шанс стать лучше, измениться. Шанс нельзя упустить, шанс - это не грабли для бесконечного набивания шишек на лбу. Это возможность совместного развития.

Однако чаще мы наблюдаем иную картину, когда два взрослых человека, активно вступая во взаимодействие, ничего ценного сказать друг другу не могут, а их отношения больше похожи на видимость, где доминирует один и отстраняется второй. Они сыпят упреками, обвинениями, не понимая как обращаться с чувствами партнера. Нет эмоциональной вовлеченности и интереса - одни требования. Есть желание быть вместе, но нет знаний и понимания, как его осуществить. Получается одиночество вдвоем. Обиды, гнев и недовольство. Бег по замкнутому кругу.

Что нужно, чтобы построить диалоговые отношения?

Для диалога необходимы непросто слова, регламентирующие можно и нельзя, правила и требования, как на работе, важен глубокий искренний интерес друг к другу, слова выражающие чувства и состояния, взаимное стремление понять другого, ориентация на другого в общении. Это и составляет смысл наших отношений.

Люди не могут сочувствовать, если они не знают, что происходит в реальности с партнером. Люди не могут быть добры друг с другом, если они не чувствуют поддержки со стороны партнера. Не могут открыться, если нет интереса. Не могут выдержать негативных эмоций партнера, потому что не знают, как правильно на них реагировать. Не могут изменить своего поведения, если не догадываются о том, что партнеру одиноко или он несчастлив. Есть люди, которые избегают откровенности по разным причинам. Одни не привыкли говорить кому-то о своих чувствах, другие - боятся отвержения, третьи - насмешек, четвертые потеряли надежду на изменения, а пятые - просто не умеют этого делать.

Если нет эмоциональной вовлеченности, интереса и сопереживания партнеру, то в отношениях отсутствует необходимый связующий элемент, который делает их счастливыми и наполненными.

Один из основателей семейной терапии, Карл Витакер, сказал важные слова: «Поскольку близость - один из полюсов диалектики «принадлежность - индивидуация» * и поскольку у большинства людей потребность в близости, стремление к ней намного превосходят способность ее выносить, - мы большей частью в сфере близких взаимоотношений являемся жертвами поверхностных социальных отношений, страдающими под давлением мира.».

Какая ситуация Вам понравится больше?

Первая.
Муж приходит домой и видит, что жена лежит в постели. Заходит в ванную - стиральная машина набита только что постиранным бельем, которое никто не развесил. Возвращаясь в комнату к жене, он начинает ее отчитывать:
— Вот, ты тут лежишь, белье не развесила! Чем ты тут занималась целый день? - голос дрожит от гнева.
Женщина начинает плакать.
— Ну вот опять ты! Ничего сказать нельзя! Сразу в слезы!
— Пошел вон, идиот! У меня температура 38, на улице мороз минус двадцать пять! Как я по-твоему должна с температурой выходить на балкон и развешивать белье?! Уйди, не могут на тебя смотреть!
В этой ситуации мы наблюдаем, что гнев есть с двух сторон и никто не может его сдержать. Оба партнера ранены. Нет интереса и эмоциональной вовлеченности. Главное - это сделанные домашние дела, а вовсе не интерес к другому и не здоровье любимого человека. Отсутствие эмоциональной вовлеченности воспринимается как нарушение отношений, которое вызывает ответный гнев.

Вторая.
Муж приходит домой и видит, что жена лежит в постели. Заходит в ванную - стиральная машина набита только что постиранным бельем, которое никто не развесил. Возвращаясь в комнату к жене, он задает ей вопрос:
— Привет, как твои дела? Вижу, что ты лежишь, а в стиральной машине белье…
— У меня к вечеру поднялась высокая температура. Жар. Не могу в таком состоянии выходить на балкон. Ты поможешь мне развесить белье? - Муж соглашается.
Здесь мы видим, что необходимые дела будут сделаны, но качество отношений поставлено на первое место и никто не начинает общение с обвинений, никто никого не оскорбляет. Все встало на свои места. Сохранено уважение и эмоциональное поле отношений не нарушено. Есть баланс.

Качественные эмоционально близкие отношения создаются с помощью эмоциональной вовлеченности

Зачем люди ищут друг друга, вступают в отношения и женятся? Если отбросить фантастические предположения или меркантильные соображения, как то: найти принца (читай волшебника) на «Бентли» без вздорной свекрови, грудастую принцессу с большой жилплощадью и без надоедливой и вездесущей тещи, то нормальной жизненной мотивацией является желание видеть рядом близкого человека, родную душу.

Для того, чтобы мы могли почувствовать эмоциональную близость с человеком необходим взаимный интерес к личности другого и совместному развитию, который позволит паре развиваться и идти по жизни, преодолевая сложности.

Как-то разговаривала со своей подругой, которая замужем более 20 лет о том, как устроена ее семейная жизнь:
— Мы одинаково смотрим на жизнь. Вместе росли и развивались (в личностном смысле, прим. авт.), помогали и помогаем друг другу. Конечно, мы ссоримся, устаем, но у нас всегда было и есть только наше время, когда мы можем спокойно обсудить наши дела и отношения. Пьем чай и смеемся над нашими ошибками. Нам весело, когда мы понимаем, какими были дураками.

Возможность посмеяться над ошибками друг друга

Не злое циничное высмеивание недостатков, а заботливое утешение, при котором партнеры чувствуют общность и связанность. Ведь нет ничего страшного в том, что кто-то кого-то не так понял - всегда можно переспросить и уточнить, поддержать партнера, если он ошибся, и посмеяться над собой, когда ошибся сам. Такие отношения подразумевают — партнеры достаточно доверяют друг другу, чтобы открываться, быть уязвимыми и показывать свои слабые стороны без защит, зная, что никто не причинит другому умышленно душевную боль.
Вот что пишет Сьюзан Джонсон, основатель эмоционально-фокусированной супружеской терапии, цитируя современные научные исследования: «Крепкие любовные отношения также способствуют личностному росту и самоактуализации и ассоциируются с согласованным позитивным образом себя. Фактически появляется все больше подтверждений того, что «заботливое утешение», обеспечиваемое близкими отношениями, защищает нас от физических и эмоциональных недугов и повышает устойчивость.».

Эмоциональная вовлеченность

Это неравнодушие к душевным переживаниям любимого человека. Быть вовлеченным в жизнь партнера не обозначает все делать для него или за него, стать мальчиком или девочкой на побегушках, личной феей или джином из лампы, это значит участвовать в жизни другого, быть доступным и внимательным, выражать принятие и поддержку, уважение и интерес без гримас, двусмысленности и осуждения.

Эмоциональная поддержка зачастую значит гораздо больше, чем непосредственная помощь. Ведь мы не всегда можем быть рядом друг с другом. Работа, дела, обязанности. Однако теплое слово и кошке приятно. В результате простого сочувствия и понимания появляется спокойное отношение ко многим трудностям и даже бедам.
Когда на одно «мне тяжело» человек получает «я рядом, мы справимся» вместо целого потока из ненужных и бесполезных слов: «Хватит ныть! Все терпят и ты терпи!» или «Ты что, маленький? Возьми себя в руки, ты же - мужик!».

Мы создаем эмоциональную связь с другим человеком ради получения позитивного обмена, любви и радости. Задумайтесь, кто же захочет иметь эмоционально близкие отношения с человеком, с котором всегда на ножах?

О возражениях

Мне часто приходится слышать, что общение посредством диалога доступно немногим и это слишком искусственно, в жизни так общаться невозможно. Могут ли быть иные способы достижения эмоционально близких отношений?

Эти возражение вполне естественны. Такому общению и, правда, необходимо учиться, как и любому полезному навыку. Вопреки расхожему убеждению, что эмоционально близкие отношения включают установку «Можно все!» - и наорать, и в лоб дать, способ диалогического общения говорит обратное. Для комфортного самораскрытия и обнаружения своих чувств, подлинного отношения к происходящему необходима атмосфера безопасности. В диалогическом общении мы можем быть более человечными, любящими, отзывчивыми, бережными к чувствам другого и проявлять подлинный интерес к личности партнера.

К сожалению, других способов наладить отношения не существует, поскольку только в общении мы можем либо стать ближе друг другу, либо отдалиться навсегда.

Записаться на парную консультацию можно по телефону: +7 926 — 197 — 64 — 39
Приходите восстанавливать близкие отношения.
С уважением, семейный психолог , Мария Романцова

Бизнес как детище. Когда у него проблемы – это твои проблемы. Ты воспринимаешь их, как свои личные.

Когда люди говорят, что через 2 недели увольняются. Или не через две недели, а уже. И оставляют тебя с голой жопой.
Когда люди обещают сделать и не делают. Или что-нибудь факапят. И оставляют тебя с голой жопой.
Когда люди перекладывают друг на друга ответственность , как горячие пирожки, оставляя тебя все с той же голой жопой.

Ты живешь этими проблемами, живешь этой ответственностью – но и теми удачами, которые приходят с ней. Это называется «эмоциональная вовлеченность».

Снаружи обычно не видны проблемы и ответственность – видны удачи и результаты. А живешь-то ты, в основном, именно проблемами. На празднование удач времени особенно нет – мы все растем, развиваемся, бежим, и за каждой удачей следует новый поток вызовов, которые порождают новые проблемы и новую ответственность.

И в какой-то момент эмоциональную вовлеченность становится нести уже тяжело. Людей становится больше, дел еще больше, проблем и ответственности – соответственно. В какой-то момент очередной человек приходит к тебе с улыбкой и рассказывает какую-нибудь очередную проблему. И все. Стоп. Приехали. Ты делаешь шаг назад – как энелперы показывают выход в третью позицию, чтобы на себя со стороны посмотреть – и говоришь себе: вот я, а вот бизнес. Бизнес уже не внутри тебя, не интегральная часть тебя, но отдельная самостоятельная сущность. Эмоционально отстраняешься от бизнеса. Когда к тебе приходят с очередной проблемой, уже не воспринимаешь ее как личную. Иначе сгоришь прямо тут, на месте.

И бизнес становится машинкой по производству денег, а проблема, угроза бизнесу – только лишь элементом этой машинки. Если эта проблема приведет к тому, что бизнес перестанет приносить тебе минимально необходимые деньги – ты его закроешь. Просто тупо закроешь, и все. Если не приведет – ну и хорошо. Включается максимально рациональный способ управления, безо всяких эмоций, по формулам. Выстраивать людей под систему, а не систему под людей. Система и упорядоченность.

Но стоп! Ведь бизнес именно этой самой эмоциональной вовлеченностью и был хорош. И когда люди не делали того, что надо делать – они так поступали не из злого умысла или наплевательства по отношению к компании – нет, они все тоже эмоционально вовлечены в деятельность компании и тоже болеют за нее, за ее интересы. Просто у них может быть чуть-чуть другое представление об этих интересах. Причем, чем сильнее, важнее, значимей люди – тем более они самостоятельны, тем больше у них собственных представлений об интересах бизнеса, о том, что правильно, а что неправильно делать. Они ж, сцуко, умные! Чем и ценные.

Либо ты попробуешь вернуться назад. Туда, где все было маленьким и проблем было мало, туда, где можно было себе позволить полную эмоциональную вовлеченность. Туда, где ты был молод. Правда вернуться назад во времени пока никому не удавалось.

Либо ты пойдешь дальше вперед, и расстанешься с теми самыми людьми, которые до сих пор были сутью бизнеса . А потом и сам уйдешь, твое время настанет очень быстро. А бизнес пойдет дальше, уже совсем с другими людьми, и без всякой эмоциональной вовлеченности, конечно. Управленческая наука учит нас, что именно так всегда и происходит – компания либо идет этим путем, либо погибает.

Здесь, по идее, должна быть эффектная концовка про то, что наша модель развития позволит нам и рыбку, и елку сохранить эмоциональную вовлеченность, не прекращая развития. Скорее всего, это не совсем так. Но мы попробуем. :) Как именно – тема отдельного разговора.

В ходе семинара слушатели будут принимать участие в процедурах, которые на первый взгляд не связаны с целями тренинга. Иногда достаточно, чтобы только тренер был осведомлен, зачем нужен какой-то элемент программы, а иногда участникам также необходимо это знать, чтобы чувствовать себя более комфортно. Большинству групп бывает достаточно, если им сказать, что общий смысл происходящего станет понятен только в конце и что некоторые процедуры построены таким образом, что их осуществление возможно только при условии того, что никто не знает заранее, для чего именно они предназначены.

Время от времени обращайте внимание участников на цели программы и возможности практического применения ее результатов. Например, когда участники начинают демонстрировать новые умения и знания, можно целенаправленно ориентировать их на достижение успеха. Эта простая и эффективная техника заключается в использовании определенного плана действий и способствует практическому применению приобретенных знаний и навыков.

Ориентация на будущее

Если участники вашего тренинга постоянно получают новую информацию и заняты во всевозможных упражнениях, то курс сам по себе окажется для них увлекательным. А понимание направленности курса на достижение определенных целей создаст дополнительную мотивацию, что пойдет на пользу участникам семинара.

Вопросы мотивации более остро встают в ситуации, когда будущее представляется участникам расплывчатым или безрадостным. Отношение участников к своей работе может не оказывать непосредственного влияния на ход семинара, но его успех зависит от уровня мотивации участников. Без мотивации невозможно добиться успеха в работе, а это означает, что некоторые программы будут успешными лишь в том случае, если мы сможем помочь участникам решить проблемы, которые беспокоят их вне рамок семинара.

Один из методов – проработка с участниками позитивного и негативного варианта развития событий в будущем. Некоторые люди мотивируются положительными аспектами, а некоторые – отрицательными. У первых мотивация базируется на возможности достижения цели. Мы ставим перед участниками цель и помогаем им понять, для чего им необходимо ее достичь. Участники с негативной мотивацией должны знать о том, какой страх и ужас им предстоит испытать, если не произойдет никаких изменений или если они не достигнут цели. Это особенно существенно в том случае, когда участники опасаются результатов семинара как таковых, что может иметь место во время стратегических совещаний, посвященных слиянию компаний, сокращению штатов, проблеме перепроизводства или любым другим радикальным изменениям. Но даже рассмотрение наихудшего из вариантов, такого как потеря работы, может принести некоторую долю облегчения. Как только участники высказали наихудшие опасения, у них появляются силы осознать ситуацию и двигаться дальше.

В любом мотивационном проекте будет разумно уделить время как позитивной, так и негативной стороне, чтобы не оставить без внимания никого из участников. Когда мы показываем участникам эти противоположные типы мотивации (позитивную и негативную), мы делаем явными определенные проблемы, относительно которых наши студенты могут принять самостоятельное решение.

Сценарии для создания мотивации

Сначала объясните участникам тренинга, что изменения неизбежны, а сохранение статус-кво – неподходящий выбор для них.

При работе с позитивной мотивацией: делайте акцент на положительных аспектах изменений, происходящих с человеком; приводите примеры положительных результатов подобных изменений; создайте реалистичный, подробный сценарий будущих событий.

При работе с негативной мотивацией: как можно раньше расскажите обо всех возможных негативных последствиях, чтобы ускорить начало процесса изменений; при любом удобном случае приводите примеры возможных негативных последствий.

Вы произведете сильное впечатление на группу, если отвезете участников на экскурсию, где они смогут осмотреть два объекта – современный образец наилучшего подхода к делу и бесхозную фабрику, которая в свое время не приняла во внимание трудности, сходные с теми, с которыми сталкивается в настоящий момент их компания. Экскурсия окажет большее влияние на участников, чем просмотр видеофильма, который, в свою очередь, предпочтительнее неподвижного изображения, которое все же лучше, чем подробное описание событий, которое, в свою очередь, лучше воздействует на участников семинара, чем неопределенное предупреждение.

Исследования показывают, что люди, у которых есть цели, добиваются большего успеха в жизни, чем те люди, у которых их нет. Поэт Роберт Браунинг четко подметил вдохновляющую природу человеческих устремлений в своих строках: «О, да, журавль в небе должен находиться выше, чем человек может дотянуться, иначе зачем тогда Рай?» (Robert Browning, 1845).

Если вы поможете участникам самостоятельно определить собственные цели, это будет более полезно для них, чем если это сделаете за них вы (или их спонсор). Мотивация в достижении цели, которую вы сами установили, гораздо действеннее, чем любой другой внешний стимул. Осуществление личных целей участников будет, скорее, восприниматься ими как нечто, происходящее в их интересах, а не в интересах менеджеров их предприятия. Как только человек согласился с какой-то целью и сделал первые шаги к ее достижению, например, записал цель или рассказал о ней кому-нибудь, он начинает намного активнее участвовать в процессе, направленном на ее осуществление.

В зависимости от типа программы вы можете попросить участников определить, каких целей они хотели бы достигнуть в ходе программы, а каких – по ее окончании. Уверенность участников растет с количеством достигнутых целей. Мотивация участников будет более высокой, если: цель сформулирована в письменном виде; участники совместно работают для достижения цели; обсуждаются возможные трудности и препятствия на пути к цели; существует план преодоления этих препятствий.

Отметьте для себя, что фактическое достижение цели не является самой важной частью процесса. Для некоторых людей тот факт, что они чуть было не достигли цели, мало что значит, для них важнее их усилия и достижения на промежуточном этапе. Другие стремятся именно к достижению цели, а некоторые участники будут особенно счастливы, если им удастся сделать что-то сверх намеченных целей. Тем не менее главным во всех ситуациях является именно это наличие цели.

Исследователи Симе и Лоренци (Sims and Lorenzi, 1992) пишут: «Несмотря на то что стремление к достижению цели определяет действия лучших исполнителей, они не всегда полностью их достигают... Акцент ими делается на улучшении самого процесса исполнения, а не на цели perse». Четко определенная цель более эффективна для процесса исполнения и его результатов, чем двусмысленно сформулированная цель «покажи, на что ты способен». Поэтому попросите участников быть более точными в своих определениях. Хороший тест – проверить, существует ли способ проверки достижения цели. Может ли участник, поставивший себе цель, объяснить, как он поймет, что цель достигнута?

Вследствие того что более сложные цели содержат в себе элемент вызова, они способствуют более эффективной работе, чем простые цели. Задача тренера - создать такую атмосферу, в которой каждый участник захочет быть более требовательным по отношению к себе.

ПОЧЕМУ ЦЕЛИ ПОВЫШАЮТ МОТИВАЦИЮ?

Цели: помогают сконцентрировать внимание; вызывают действия; помогают мобилизовать усилия; способствуют направленному приложению усилий; способствуют разработке стратегий, поскольку цель может быть достигнута различными путями.