Крестьянской реформы 1861 г был. Известные политики, которые выступали против рабства

Александр II

Вопреки существующему ошибочному мнению, что подавляющее большинство населения дореформенной России состояло в крепостной зависимости, в действительности процентное отношение крепостных ко всему населению империи держалось почти неизменным на 45 % со второй ревизии до восьмой (то есть с до ), а к 10-й ревизии () эта доля упала до 37 %. Согласно переписи населения -1859 годов , в крепостной зависимости находилось 23,1 миллиона человек (обоего пола) из 62,5 миллионов человек, населявших Российскую империю. Из 65 губерний и областей, существовавших в Российской империи на 1858 год, в трёх вышеназванных остзейских губерниях, в Земле Черноморского войска, в Приморской области , Семипалатинской области и области Сибирских киргизов, в Дербентской губернии (с Прикаспийским краем) и Эриванской губернии крепостных не было вовсе; ещё в 4 административных единицах (Архангельской и Шемахинской губерниях, Забайкальской и Якутской областях) крепостных крестьян также не было, за исключением нескольких десятков дворовых людей (слуг). В оставшихся 52 губерниях и областях доля крепостных в численности населения составляла от 1,17 % (Бессарабская область) до 69,07 % (Смоленская губерния).

Причины

В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной данной реформы были: кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время Крымской войны. Кроме того, крепостное право тормозило развитие государства и становление нового класса - буржуазии, который ограничивался в правах и не мог участвовать в управлении государством. Многие помещики считали, что освобождение крестьян даст положительный результат в развитии сельского хозяйства. Не менее значительную роль в отмене крепостного права играл моральный аспект - в середине XIX века в России существует «рабство».

Подготовка реформы

Программа правительства была изложена в рескрипте императора Александра II 20 ноября (2 декабря) виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову . Она предусматривала: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков ; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину , и со временем - права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). В для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения. В декабре была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы были созданы в марте Редакционные комиссии. Проект, составленный Редакционными комиссиями в конце , отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей. Это вызвало недовольство поместного дворянства, и в в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в конце , и при его обсуждении в Государственном совете в начале .

19 февраля (3 марта н. ст.) в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов.

Основные положения крестьянской реформы

Основной акт - «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - содержал главные условия крестьянской реформы:

  • крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;
  • помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.
  • За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
  • Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.
  • Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.
  • также определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) суда.

В четырёх «Местных положениях» определялись размеры земельных наделов и повинностей за пользование ими в 44 губерниях Европейской России. От земли, находившейся в пользовании крестьян до 19 февраля 1861, могли быть произведены отрезки, если душевые наделы крестьян превышали высший размер, установленный для данной местности, или если у помещиков при сохранении существующего крестьянского надела оставалось менее 1/3 всей земли имения.

Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю, или снизить повинности. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина - 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально. Остальные «Местные положения» в основном повторяли «Великороссийское», но с учётом специфики своих районов. Особенности Крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись «Дополнительными правилами» - «Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов», «О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах», «О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках», «О крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского», «О крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии», «О крестьянах и дворовых людях в Сибири», «О людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области».

«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика.

«Положение о выкупе» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства, которому крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно выкупными платежами.

«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 2 апреля (в Петербурге и Москве - 5 марта). Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.). Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское выступление 1861 и Кандеевское выступление 1861.

Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине г. На 1 января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60 % грамот. Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в отдельных районах в 2-3 раза. В результате этого в ряде районов крайне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская , Самарская , Екатеринославская , Воронежская и др.) появилось значительное число крестьян-дарственников.

Под влиянием Польского восстания 1863 произошли изменения в условиях Крестьянской реформы в Литве , Белоруссии и на Правобережной Украине : законом 1863 вводился обязательный выкуп; уменьшились на 20 % выкупные платежи; крестьяне, обезземеленные с 1857 по 1861, получали полностью свои наделы, обезземеленные ранее - частично.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К оставалось во временнообязанных отношениях 15 %. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44 %; Нижегородская 119 тыс., 35 %; Тульская 114 тыс., 31 %; Костромская 87 тыс., 31 %). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.

Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян , которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян.

Законом 24 ноября 1866 началась реформа государственных крестьян . За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп.

Крестьянская реформа 1861 повлекла за собой отмену крепостного права и на национальных окраинах Российской империи.

13 октября 1864 был издан указ об отмене крепостного права в Тифлисской губернии , через год он был распространён с некоторыми изменениями на Кутаисскую губернию , а в 1866 - на Мегрелию . В Абхазии крепостное право было уничтожено в 1870, в Сванетии - в 1871. Условия реформы здесь сохраняли в большей степени крепостнические пережитки, чем по «Положениям 19 февраля». В Армении и Азербайджане крестьянская реформа была произведена в 1870-83 и носила не менее кабальный характер, чем в Грузии . В Бессарабии основную массу крестьянского населения составляли юридически свободные безземельные крестьяне - царане , которые по «Положению 14 июля 1868» наделялись землёй в постоянное пользование за повинности. Выкуп этой земли осуществлялся с некоторыми отступлениями на основе «Положения о выкупе» 19 февраля 1861.

Литература

  • Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России, 1856-1861. М., 1984.

Ссылки

  • Всемилостивейший Манифест от 19 февраля 1861 г., Об отмене крепостного права (Христианское чтение. СПб, 1861. Ч.1). На сайте Наследие Святой Руси
  • Аграрные реформы и развитие сельской экономики России - статья д.э.н. Адукова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Крестьянская реформа 1861 года" в других словарях:

    Буржуазная реформа, отменившая Крепостное право в России и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной К. р. явился кризис феодально крепостнической системы. «Сила экономического развития, втягивавшего Россию… … Большая советская энциклопедия

    Борис Кустодиев. «Освобождение крестьян (… Википедия

    В русской классической литературе выведены почти исключительно ПОМЕЩИЧЬИ КРЕСТЬЯНЕ, о которых и шла речь выше. Но были и другие категории крестьян, иногда вскользь упоминаемые у классиков. Для полноты картины следует с ними познакомиться … Энциклопедия русского быта XIX века

    1861, главная из реформ 1860 70 х гг., отменившая крепостное право в России. Проводилась на основе «Положений» 19 февраля 1861 (опубликованы 5 марта). Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли… … Энциклопедический словарь

    Аграрная реформа преобразование системы землевладения и землепользования. Крестьянская реформа 1861 года Столыпинская аграрная реформа Аграрная реформа в Великом княжестве Литовском … Википедия

    ВЕЛИКАЯ РЕФОРМА: Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. «Великая реформа» в твёрдом переплёт … Википедия

XIX век насыщен разнообразными событиями, которые стали во многом поворотными для Российской Империи. Это и война 1812 года с Наполеоном, и восстание декабристов. Немаловажное место в истории занимает и крестьянская реформа. Произошла она в 1861 году. Суть крестьянской реформы, основные положения реформы, последствия и некоторые интересные факты мы рассмотрим в статье.

Предпосылки

Еще с XVIII века общество стало задумываться над нецелесообразностью крепостного права. Радищев активно высказывался против «мерзостей рабства», в его поддержку выступали разные слои общества, и особенно читающая буржуазия. Морально стало немодно иметь крестьян в качестве рабов. Как результат появлялись различные тайные общества, в которых активно обсуждалась проблема крепостного права. Зависимость крестьян считалась безнравственной для всех слоев общества.

В экономике рос капиталистический уклад, а одновременно с этим все активнее созревали убеждения о том, что крепостное право значительно тормозит рост экономики, мешает государству дальше развиваться. Так как к тому времени владельцам фабрик разрешали освобождать от крепостного права, работающих на них крестьян, многие хозяева этим воспользовались, освободив своих рабочих «напоказ» для того, чтобы это послужило толчком, примером для остальных хозяев больших предприятий.

Известные политики, которые выступали против рабства

Полторы сотни лет многие известные деятели и политики предпринимали попытки отменить крепостное право. Еще Петр Великий твердил, что пора искоренить рабство из Российской Великой Империи. Но в то же время он прекрасно понимал, насколько опасно отбирать у дворян и это право, в то время как многие привилегии у них уже были отобраны. Это было чревато. Как минимум дворянским бунтом. И допускать этого было нельзя. Его правнук, Павел I, также пытался отменить крепостное право, но ему удалось всего лишь ввести которая так и не принесла особых плодов: многие ее безнаказанно избегали.

Подготовка к реформе

Реальные предпосылки реформы зародились в 1803 году, когда Александр I издал указ, в котором прописывалось отпускание на волю крестьян. А с 1816 года стали городах Российской губернии. Это были первые шаги к массовой отмене рабства.

Затем с 1857 года был создан и совершал тайную деятельность Секретный совет, который в скором времени был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу, благодаря которому реформа приобрела открытость. Однако крестьяне не допускались к решению данного вопроса. Участие в решение о проведении реформы принимали только правительство и дворяне. В каждой губернии имелись специальные Комитеты, куда с предложением о крепостном праве мог обратиться любой помещик. Все материалы потом перенаправлялись в Редакционную комиссию, где они редактировались и обсуждались. После, все это передавалось в Главный комитет, где обобщалась информация и принимались непосредственные решения.

Последствия Крымской войны, как толчок к реформе

Так как после проигрыша в Крымской войне активно назревал кризис экономический, политический и крепостной, помещики стали бояться бунта крестьян. Потому как самой важной отраслью оставалось сельское хозяйство. А после войны царили разорение, голод и нищета. Феодалы для того, чтобы совсем не терять прибыль и не обнищать давили на крестьян, заваливая их работой. Все чаще простой народ, задавленный хозяевами, выступал, бунтовал. А так как крестьян было немало, и агрессия их увеличивалась, помещики стали остерегаться новых бунтов, которые бы несли только новые разорения. А люди бунтовали люто. Они поджигали постройки, урожай, сбегали от своих хозяев к другим помещикам, создавали даже свои лагеря повстанцев. Все это становилось не только опасным, но и делало крепостное право неэффективным. Нужно было что-то срочно менять.

Причины

Как и у любых исторических событий, у крестьянской реформы 1861 года, основные положения которой нам предстоит рассмотреть, есть свои причины:

  • крестьянские волнения, особенно усилившиеся после начала Крымской войны, которая существенно подорвала экономику страны (в итоге Российская империя потерпела крах);
  • крепостное право тормозило становление нового буржуазного класса и развитие государства в целом;
  • наличие крепостничества, крепко сдерживало появление свободной рабочей силы, которой не хватало;
  • кризис крепостного права;
  • появление большого количества сторонников реформы об отмене рабства;
  • уяснение правительством остроты кризиса и необходимости принятия какого-то решения для его преодоления;
  • моральный аспект: непринятие того, что в довольно развитом обществе еще существует крепостное право (обсуждалось это давно и всеми слоями общества);
  • отставание экономики России во всех сферах;
  • труд крестьян был малопроизводителен и не давал толчка для роста и улучшения экономических сфер;
  • в Российской Империи крепостное право задержалось дольше, чем в Европейских странах и это не способствовало улучшению отношений с Европой;
  • в 1861 году, до принятия реформы, произошло крестьянское восстание, и для того чтобы поскорее его погасить и не допустить порождения новых атак, срочно было решено отменить крепостное право.

Суть реформы

Прежде чем рассмотреть кратко основные положения крестьянской реформы 1861 г., поговорим о ее сути. Александр II 19 февраля 1961 года официально утвердил «Положение об отмене крепостного права», создав при этом ряд документов:

  • манифест об освобождения крестьян от зависимости;
  • положение о выкупе;
  • положение о губернских и уездных учреждениях по крестьянским делам;
  • положение об устройстве дворовых людей;
  • общее положение о крестьянах, которые вышли из крепостной зависимости;
  • правила о порядке приведения в действие положения о крестьянах;
  • земля предоставлялась не конкретному человеку, и даже не отдельному крестьянскому двору, а целой общине.

Характеристика реформы

В то же время реформа отличалась своей непоследовательностью, нерешительностью и нелогичностью. Правительство, принимая решения касательно отмены крепостничества, хотело все сделать в выгодном свете никак не ущемив интересов помещиков. При разделе земли, хозяева выбирали себе самые лучшие участки, предоставляя крестьянам неплодородные небольшие клочки земли, на которых иногда ничего не возможно было вырастить. Зачастую земля находилась на огромном расстоянии, что делало работу крестьян невыносимой из-за долгой дороги.

Как правило, все плодородные почвы, такие как леса, поля, сенокосы и озера, доставались помещикам. Крестьянам разрешили впоследствии выкупить свои наделы, но цены при этом были завышены в несколько раз, что делало выкуп практически невозможным. Сумму, которую давало правительство на кредит, простое население обязывалось платить в течение 49 лет, при сборе от 20%. Это было очень много, особенно если учесть, что производство на полученных участках было малопродуктивным. А для того чтобы не оставить помещиков без крестьянской силы, правительство разрешало последним выкупать земли не раньше чем через 9 лет.

Основные положения

Рассмотрим кратко основные положения крестьянской реформы 1861 года.

  1. Получение крестьянами личной свободы. Данное положение подразумевало, что все получают личную свободу и неприкосновенность, теряют своих хозяев и становятся полностью от себя зависящими. Для многих крестьян, особенно для тех, кто многие годы был собственностью хороших хозяев, это положение было неприемлемым. Они не представляли куда податься и как дальше жить.
  2. Крестьянам помещики обязаны были предоставить в пользование землю.
  3. Отмена крепостного права - основное положение крестьянской реформы - должна проводиться постепенно, в течение 8-12 лет.
  4. Крестьяне также получали право к самоуправлению, форма которой - волость.
  5. Утверждение переходного состояния. Данное положение давало право на личную свободу не только крестьянам, но и их потомкам. То есть это право личной свободы наследовалось, передаваясь из поколения в поколение.
  6. Обеспечение всех освобожденных крестьян наделами земли, которые впоследствии можно было выкупить. Так как у людей не было сразу всей суммы на выкуп, им предоставлялся кредит. Таким образом, освобождаясь, крестьяне не оказывались без дома и работы. Они получали право работать на своей земле, выращивать культуры, разводить животных.
  7. Вся собственность переходила в личное пользование крестьян. Все их движимое и недвижимое имущество становилось личным. Люди могли распоряжаться своими домами и постройками по своему усмотрению.
  8. За пользование землей крестьяне обязаны были выплачивать барщину и платить оброк. Отказываться от владения участков нельзя было в течение 49 лет.

Если вас на уроке истории или экзамене попросят выписать основные положения крестьянской реформы, то вышеизложенные пункты вам в этом помогут.

Последствия

Как и любая реформа, отмена крепостного права имела для истории и для людей, живущих в то время, свое значение и последствия.

  1. Самое главное - это рост экономики. В стране произошел промышленный переворот, установился долгожданный капитализм. Все это подстегнуло экономику к неторопливому, но устойчивому росту.
  2. Тысячи крестьян обрели долгожданную свободу, получили гражданские права, стали наделены определенными полномочиями. Кроме того, они получили землю, на которой трудились на свое и общественное благо.
  3. Из-за проведения реформы 1861 года, потребовалась полная перестройка государственной системы. Это повлекло за собой реформу судебной, земской и военной систем.
  4. Увеличилась численность буржуазии, которая возросла из-за появления в этом классе зажиточных крестьян.
  5. Появились крестьянские хозяевами которых были зажиточные крестьяне. Это было новшеством, ведь до реформы таких дворов не было.
  6. Многие крестьяне, несмотря на безусловные преимущества отмены крепостного права, так и не смогли приспособиться к новой жизни. Кто-то пытался вернуться к прежним хозяевам, кто-то втайне оставался при своих хозяевах. Только немногие успешно возделывали землю, выкупали участки и получали доход.
  7. В сфере тяжелой промышленности отмечался кризис, так как основная производительность в металлургии зависела от «рабского» труда. А после отмены крепостного права на такую работу идти никто не хотел.
  8. Многие люди, обретя свободу и имея хоть какую-то толику имущества, сил и желания, стали активно заниматься предпринимательством, постепенно принося доход и превращаясь в зажиточных крестьян.
  9. Из-за того, что землю можно было выкупать под процент, люди не могли вылезти из долгов. Они были попросту задавлены выплатами и налогами, тем самым не переставая быть зависимыми от своих помещиков. Правда зависимость была чисто экономической, но при таком раскладе свобода, полученная при проведении реформы, имела относительный характер.
  10. После проведения реформы об вынужден был применить дополнительные реформы, одной из которых стала земская реформа. Суть ее создание новых форм самоуправления под названием земства. В них, каждый крестьянин мог участвовать в жизни общества: голосовать, выдвигать свои предложения. Благодаря этому, появились местные слои населения, которые принимали активное участие в жизни общества. Однако круг вопросов, в решении которых принимали участие крестьяне, был узок и ограничивался решением повседневных проблем: обустройства школ, больниц, строительства путей сообщения, благоустройства окружающего. Следил за законностью земств губернатор.
  11. Значительная часть дворянства была недовольна отменой крепостного права. Они считали себя невыслушанными, ущемленными. С их стороны зачастую проявлялись массовые недовольства.
  12. Проведением реформы были недовольны не только дворяне, но и часть помещиков и крестьян, все это породило терроризм - массовые беспорядки против правительства, выражающие общее недовольство: помещиков и дворян - урезанием их прав, крестьян - высокими налогами, барскими повинностями и неплодородными землями.

Итоги

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Реформа, произошедшая в 1861 году, имела огромное как положительное, так и отрицательное значение во всех сферах. Но, несмотря на существенные трудности и недостатки, эта она освободила миллионы крестьян от рабства, подарив им свободу, гражданские права и другие преимущества. В первую очередь, крестьяне стали людьми, не зависящие от помещиков. Благодаря отмене крепостного права, страна стала капиталистической, экономика пошла в рост, произошло множество последующих реформ. Отмена крепостного права стала поворотным событием в истории Российской Империи.

В целом реформа отмены крепостного права привела к переходу от феодально-крепостнической системы к капиталистическому рыночному хозяйству.

Самой главной реформой Александра II за все время его правления стала Крестьянская реформа - издание Манифеста 19 февраля 1861 г. об отмене крепостной зависимости крестьян всей Российской империи. Эта реформа разрабатывалась на протяжении долгого времени сначала тайно, потом уже явно на всероссийском уровне. После проведения реформы крестьяне стали свободными и получили гражданские права, а также земельные наделы. Однако крестьяне должны были платить за эти земельные наделы помещику, а также государству, которое внесло большую часть выкупных платежей за них. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Рис. 2. Александр II призывает московских дворян к освобождению крестьян ()

Однако дело продвигалось довольно трудно, поскольку члены комитета сами являлись ярыми сторонниками сохранения крепостного права в России. Александр решил возглавить процесс, и в этом ему помог случай. В октябре 1857 г. в Санкт-Петербург прибыл старинный друг императора - виленский губернатор В.И. Назимов (рис. 3), который приехал в столицу для того, чтобы передать Александру II прошение от дворян Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. В нем дворяне просили о разрешении императора обсуждать с ним вопрос об освобождении своих крестьян.

Рис. 3. В.И. Назимов - виленский губернатор, друг Александра II ()

Александр решил воспользоваться данной ему возможностью и издал рескрипт, по которому в указанных губерниях должны были быть созданы комитеты по обсуждению проекта отмены крепостного права. В течение 1858 г. подобные рескрипты были изданы касательно всех губерний Российской империи. После этого дискуссия об отмене крепостного права стала официальной и практически всенародной.

Следом за этим были предприняты еще более решительные шаги. Секретный комитет был переименован в Главный комитет, который возглавил сторонник крестьянской реформы великий князь Константин Николаевич. В составе комитета был выделен специальный орган, точнее несколько органов, называемых Редакционные комиссии. Эти органы были созданы для того, чтобы обрабатывать получаемые из разных концов Российской империи различные проекты отмены крепостничества и на их основе создавать некий единый оптимальный проект. Человеком, руководившим Редакционными комиссиями, был Я.И. Ростовцев (рис. 4).

Рис. 4. Я.И. Ростовцев - руководитель Редакционных комиссий ()

Результатом проведенной работы вышеперечисленных государственных органов стал Манифест об отмене крепостного права, изданный 19 февраля 1861 г (рис. 5). В нем Александр II объявил, что отныне крестьяне Российской империи стали свободными, получили гражданские права. Кроме того, они получили и землю в ограниченном количестве. Размер земельных наделов, которые получали крестьяне по реформе 1861 г., колебался от 3 до 12 десятин. Причиной этого стала разница в качестве земель в разных областях Российской империи.

Рис. 5. Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян из крепостной зависимости ()

Вышеперечисленные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости не были оптимальными. В большинстве губерний помещики ухитрялись оставить себе самые лучшие участки земли, а крестьяне оказывались в худших условиях. Кроме того, помещики не могли передать крестьянам земли больше, чем это было прописано в Манифесте. Таким образом, даже если помещики очень сильно желали помочь своим крестьянам, они не могли этого сделать по закону.

Наконец, ряд групп крестьян вообще не получали земли:

  1. Приписанные к мануфактурам
  2. Дворовые крестьяне
  3. Принадлежащие малоземельным дворянам

Важной частью реформы отмены крепостного права являлся вопрос о выкупе земли крестьянами. Они не могли выкупить всю землю сразу, поэтому государством были предусмотрены следующие меры. Крестьяне до того, как выкупят землю, являлись временнообязанными. Это означало, что такие крестьяне должны были нести в пользу своего помещика ряд повинностей, таких как барщина и оброк. По закону в течение 9 лет крестьяне оставались временнообязанными, после чего могли отказаться от своего надела и уйти в город. Помещики и их бывшие крепостные крестьяне заключали между собой договоры - уставные грамоты, которые они должны были заключить в течение двух лет после издания Манифеста об освобождении крестьян.

Выкупные платежи осуществлялись следующим образом. Крестьяне должны были выплатить помещику 20 % от стоимости предоставленной им земли. Еще 80 % стоимости за крестьян выплачивало государство. Однако государство делало это не безвозмездно, а считалось, что эти деньги крестьяне взяли у государства в залог, который нужно было вернуть в течение 49 лет после издания Манифеста 19 февраля. Причем крестьяне выплачивали, помимо основной суммы, 6 % годовых от суммы платежа.

Размер выкупных платежей определялся следующим образом. По мысли Александра II дворяне и помещики не должны были терять своего дохода. Поэтому помещик клал деньги, полученные от крестьянина, в банк из расчета 6 % годовых и получал ту же сумму, которую крестьянин платил ему раньше в качестве оброка. Таким образом, планировалось не допустить разорения российских помещиков.

Крестьянская реформа 1861 г. претерпела еще пять изменений: были изданы дополнительные акты, в обществе активно обсуждались размеры выкупных платежей. Тем не менее то, что было сделано в 1861 г., резко повернуло весь ход российской истории. Реформа по отмене крепостного права была проведена.

Список литературы

  1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1954.
  2. Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. - М.: РОССПЭН, 2011.
  3. Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов. - М., 1954.
  4. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  5. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  6. Томсинов В.А. Подготовка крестьянской реформы 1861 года в России // Крестьянская реформа 1861 года в России / Сост., автор предисл. и вступ. ст. В.А. Томсинов. - М.: Зерцало, 2012.
  1. Memoirs.ru ().
  2. Demoscope.ru ().
  3. Studopedia.ru ().
  4. Historicus.ru ().

Домашнее задание

  1. Расскажите о том, как проходила разработка реформы об отмене крепостного права. Какие предпосылки и причины этой реформы вы можете назвать?
  2. Как осуществлялась реформа освобождения крестьян от крепостной зависимости? Сколько этапов она прошла?
  3. Объясните, каким образом и по какой схеме крестьяне платили выкупные платежи.
Охарактеризуем кратко Крестьянскую реформу 1861 года.
Крестьянская реформа — важнейшая реформа середины XIX в. в России. Как известно, Соборное Уложение 1649 г. прикрепило крестьян к земле. Эта мера касалась всех крестьян, проживавших на то время в России, независимо от того, на чьих землях они селились: государственных или владельческих. Правовой статус крестьян менялся, менялся он в зависимости от статуса их владельца (государство, царская семья, частные владельцы), от рода их занятий (дворовые, заводские). Поэтому, когда перед государством вплотную встала проблема покончить с тянувшим экономику назад крепостным правом, разработка документов реформы даже с чисто технической точки зрения (не говоря уже о политической и экономической составляющей) была очень сложной. Именно поэтому Крестьянская реформа — единственная, которая была проведена в жизнь столь большим числом нормативных актов.
Широко известно, что 19 февраля 1861 г. произошло падение крепостного права. Это так, поскольку речь идёт о том, что владельческие крестьяне, которых их господа могли по закону передавать из рук в руки как вещи с помощью крепостных актов, в этот день были (с известными оговорками) объявлены свободными сельскими обывателями. Однако не только владельческие крестьяне были стеснены в своих правах, были проведены реформы по освобождению крестьян, водворённых на землях императорской фамилии, дворцовых и удельных2 и государственных3 крестьян.
Итак, основная масса документов по освобождению крестьян касалась именно крестьян владельческих, и они были подписаны императором Александром II 19 февраля 1861 г. Это Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»1 и 18 «законоположений». Эти законодательные акты регулировали порядок освобождения крестьян, причём некоторые имели общее отношение ко всем категориям крестьян, некоторые касались крестьян, проживавших в различных местностях, в зависимости от которых и происходило их освобождение, другие регулировали порядок освобождения в зависимости от того, чем занимались крепостные, и от наличия некоторых особо оговорённых в законе обстоятельств; наконец, важное место в порядке регулирования освобождения крестьян занимал способ их землепользования.
Общими для всех крепостных крестьян, занимавшихся сельскохозяйственными работами, были: 1) Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; 2) Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий; 3) Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях; 4) Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.
Способ землепользования предопределил принятие: 1) Местного положения о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских; 2) Местного положения о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях в губерниях Малороссийских: Черниговской, Полтавской и части Харьковской; 3) Местного положения о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях в губерниях Киевской, Подольской и Волынской; 4) Местного положения о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях в губерниях: Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской.
С учётом рода деятельности крепостных и наличия некоторых особо оговорённых в законе обстоятельств были приняты Положение об устройстве дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости, и дополнительные правила: 1) Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам; 2) О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов; 3) О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах; 4) О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках.
Несколько «законоположений» отражали специфику освобождения крестьян в особых регионах Российской Империи. Это дополнительные правила: 1) О крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Земле Войска Донского; 2) О крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Ставропольской губернии; 3) О крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Сибири, и 4) Правила о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области.
Отдельно было осуществлено освобождение крестьян Царства Польского. 19 февраля (2 марта) 1864 г. Александром II были подписаны именные указы «Об устройстве крестьян Царства Польского», «Об устройстве сельских гмин в Царстве Польском», «О Ликвидационной комиссии Царства Польского», «О порядке введения в действие новых постановлений о крестьянах Царства Польского».
Документы крестьянской реформы неоднократно публиковались. Официальным изданием считаются «Высочайше утверждённые Его Императорским Величеством 19 февраля 1861 года положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (СПб., 1861). Естественно, все законы были опубликованы в «Полном собрании законов Российской Империи» (собрание 2-е).
Для раскрытия темы применяются следующие нормативные правовые акты.
Прежде всего это центральный (не считая Манифеста) документ реформы — Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (1). Данный нормативный акт регулирует отношения, связанные с освобождением всех разрядов владельческих крестьян, независимо от места их проживания.
Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, (4) конкретизируют нормы Общего положения о крестьянах, определяя, во-первых, права, приобретаемые крестьянами после обнародования законоположений об освобождении крестьян, и, во-вторых, порядок составления, рассмотрения, поверки, утверждения и введения в действие уставных грамот, которыми определялись постоянные поземельные отношения помещиков и крестьян до момента выкупа последними выделенной им земли.
Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях (3) регулировало деятельность мировых посредников и местных по крестьянским делам учреждений, которым поручалось проводить реформу в жизнь.
Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий (2) регулировало отношения между крестьянами, помещиками и государством на последнем этапе проведения крестьянской реформы — на этапе выкупа крестьянами их земель, усадебной оседлости и полевого надела.
Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских, (5) даёт представление о порядке выделения наделов и определения повинностей и о иных поземельных отношениях крестьян и их бывших помещиков, на землях которых они продолжали находиться в районах, где господствовало общинное землепользование.
В чём состоит сложность изучения данной темы? Для ответа на предложенные вопросы предстоит одновременно использовать несколько нормативных правовых актов, нормы которых взаимно дополняют друг друга. Примечательно, что в многочисленных актах крестьянской реформы имеются как прямые отсылочные нормы, адресующие читателя к конкретной статье конкретного закона, так и нормы, напрямую не упоминающие о том, что их применение связано с конкретным законодательным актом, но получившие развитие в иных документах реформы.
Такова краткая характеристика Крестьянской реформы 1861 года.

Крестьянский вопрос в XIX веке стал центральной темой обсуждения во всех слоях общества. Многие понимали необходимость освобождения крестьян из-под практически неограниченной власти помещика, так как, из-за существования этой системы, страдали все сферы жизни общества. Итак, главные причины отмены крепостного права:

. Неэффективность помещичьего землевладения

Крепостничество не просто стало приносить значительно меньшую экономическую пользу государству, но, рассматривая общую тенденцию, можно отметить, что оно приносило даже убытки: поместья приносили все меньший доход владельцам, некоторые были убыточными. Поэтому государству приходилось финансово поддерживать разоряющихся дворян, предоставлявших, однако, государству людей для службы.

. Крепостное право мешало индустриальной модернизации России

Крепостничество не давало складываться рынку свободной рабочей силы, и, ввиду низкой покупательной способности населения, тормозило развитие внутренней торговли. Как следствие, предприятиям было незачем модернизировать оборудование, и страна отставала не только по количеству, но и уровню оснащенности заводов и мануфактур.

. Поражение в Крымской войне

Поражение в Крымской войне также доказывало несостоятельность крепостной системы. Страна не смогла оказать достойный отпор противнику главным образом из-за внутренней ситуации: финансовые трудности, отсталость страны во всех отраслях. После поражения в Крымской войне над Россией нависла угроза потери ее влияния на мировой арене.

. Учащенные волнения крестьян

Крестьяне были недовольны произволом помещиков (увеличением барщины, оброка) и дополнительным набором в рекруты среди крепостных. Их недовольство проявлялось форме активного и пассивного сопротивления. Под первым стоит подразумевать открытые восстания (поджоги поместий, убийства помещиков), которые благодаря развитой полицейской системе на местах пресекались довольно быстро. Пассивное сопротивление выражалась в ухудшении качества работы, иногда - невыплате оброка. С этой проблемой было невозможно справиться в сложившихся условиях, так данное явление охватывало огромное количество крестьян.

Итак, отмена крепостного права была исторически неизбежна. В 1858 г. был создан Главный комитет по крестьянскому делу, в программе которого, однако, было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация. 4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Для разработки крестьянской реформы в марте 1859 года при Главном комитете были созданы Редакционные комиссии. Работа комиссий закончилась в октябре 1860 года. Далее проект "реформы по крестьянскому делу" обсуждался Государственном совете (с января 1861 года). Наконец, 19 февраля (3 марта) 1861 года в Петербурге Александр II подписал Манифест "О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей" и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17-и законодательных актов. Манифест был обнародован в Москве 5 марта (ст. ст.) 1861 года, в Прощёное воскресенье в церквах после обедни, в Петербурге, Москве и прочих городах. В Михайловском манеже указ перед народом был зачитан царём лично. В некоторых отдалённых местах - в течение марта того же года.

Рассматривая вопрос отмены крепостного права в России сегодня, мы продолжаем встречаться с утвержденными еще советской историографией методологическими оценкам характера, причин и последствий реформы 1861г, видим стремление ученых придерживаться концепции реформы, изложенной лидером российских марксистов Ульяновым (Лениным) еще на рубеже ХIХ-ХХ вв.

В концентрированном виде она была изложена им в серии статей, написанных по случаю пятидесятилетия отмены крепостного права, в 1911 г.

В основном предлагаемая Лениным концепция реформы 1861 сводилась к следующим положениям:

Реформа, как "побочный продукт революционной борьбы", стала следствием кризиса феодально-крепостнических отношений, а также революционной ситуации, возникшей в 1859-1861 гг.

Непосредственным поводом, который заставил царизм отменить крепостное право и стать на путь демократических реформ, были проигранная Россией Крымская война и крестьянские бунты, что "росли с каждым десятилетием перед освобождением".

Реформа проводилась "сверху" царским правительством и самими же крепостниками, а потому оказалась незавершенной, массово обезземелив селян и экономически привязав их к помещичьим хозяйствам.

Реформа осуществлялась в интересах помещиков, которые, однако, получив огромные средства за выкуп крестьянских наделов, растратили их впустую, не перестроив хозяйство на капиталистических началах и продолжая эксплуатировать экономически зависимых от них крестьян полукрепостническими методами.

Реформа открыла "клапан" для развития капитализма в России, в первую очередь в торговле и промышленности, которые, совершив за несколько десятилетий грандиозный скачок, достигли в начале ХХ в. уровня соответствующего передовым странам Европы.

Реформа не было доведена до конца. Массовое обезземеливание крестьян, сохранение остатков крепостничества в деревне вело к обеднению основной массы крестьянства, его классовой дифференциации, выделению сельской буржуазии (куркульства) и сельского пролетариата (будущего союзника рабочего класса в социалистической революции), а также среднего крестьянства (тоже союзника пролетариата, но в буржуазно-демократической революции).

Оценивая исторические события полуторавековой давности с различных методологических позиций, можно заметить, что ряд упомянутых выше "ленинских" положений требует уточнения с научной точки зрения.

Так, современный уровень знаний позволяет нам иначе оценивать процесс вызревания объективных условий для отмены крепостного права, который затянулся более чем на сто лет. Как известно, проблема берет свое начало еще с XVIII века, а в первой четверти XIX в. феодальные отношения превратились в серьезный тормоз для развития промышленности, торговли и сельского предпринимательства, которые уже тогда попадали под влияние товарно-денежных отношений. Прежде кризис охватил те помещичьи имения, где преобладало барщинное хозяйство и в которых работало около 70% всех крепостных селян империи. Ярким проявлением кризиса стало появление новых форм барщины - "урочной" и "лунной", предусматривающих существенное усиление крепостнической эксплуатации. Не в лучшем положении оказались и те имения, в которых селяне находились на оброке. Начиная с 20-х годов XIX века, в них повсеместно растут недоимки по уплате взносов. Растет и задолженность помещиков, как кредитным учреждениям, так и частным лицам, которым они стали все больше закладывать и перезакладывать собственные "крепостные души". Сумма долга помещиков, чьи имения были заложены в одних только кредитных учреждениях, составила накануне реформы 1861 года 425 тыс. руб., что вдвое превышало годовой доход государственного бюджета. Однако и в таких условиях феодально-крепостнические отношения продолжали оставаться господствующими в центральных районах европейской России.

Возникает вполне закономерный вопрос: за счет каких ресурсов царизму удавалось удерживать крепостное право и достаточно успешно поддерживать торгово-экономические отношения с ведущими странами Европы до 1861?

Ответ на него находим у российского историка А. Преснякова (1870-1929 гг.), который, характеризуя эпоху Николая I, употребил термин "николаевский империализм" .

Суть его заключалась в том, что, имея в то время еще достаточно сил, царизм компенсировал узость внутреннего рынка в центральных районах империи за счет его расширения на окраинах путем милитаристской экспансии на Кавказ и в Среднюю Азию. В пределах украинских земель объектами такой экспансии, сначала военной, а затем экономической, издавна были территории юго-степной Украины, Северного Причерноморья и Крыма. Однако политика искусственного сохранения крепостнических отношений, которая держалась на силе армии и военной экспансии, объективно не могла обеспечить устойчивый успех.

Экономическая пропасть между крепостнической Россией и передовыми странами Европы с их высокоэффективной экономикой должна была привести к краху "николаевского империализма". Подтверждением этому стало поражение в Крымской войне. Оно не только продемонстрировало экономическую отсталость империи, но и, что гораздо более важно, четко обозначило потерю ею позиций на международной арене. Армия потеряла свое могущество и в дальнейшем уже не была опорой царизма при решении задач внешней и внутренней политики. В результате под угрозой оказалась государственная мощь Российской империи, ее международный авторитет и, наконец - сама система государственного управления. Для преодоления этих кризисных явлений необходимо было реорганизовать армию, перевооружить ее и построить современные пути сообщения (железные дороги) для ее перемещения. В связи с этим следовало создать новую современную промышленность, для которой, в свою очередь, необходимы вольнонаемные рабочие. Но этому мешала юридическая зависимость крестьянства от помещиков. Эту зависимость необходимо было как можно быстрее ликвидировать. В конечном итоге, данная совокупность фактов и решила судьбу крепостного права в России. Правительство более не смогло прислушиваться к требованиям помещиков по сохранению крепостничества и стало на путь его отмены.

Еще одна проблема, которая требует серьезного пересмотра, это наличие революционной ситуации в 1859-1861 гг., что, по мнению Ленина, серьезно повлияло на решение правительства отменить крепостное право.

В работе "Крах II Интернационала" он изложил свое видение революционной ситуации, квинтэссенцией которой считал чрезвычайно подъема революционной активности масс. В данном случае речь идет, прежде всего, о массах крепостного крестьянства, которое больше проявляло заинтересованность в отмене крепостного права. Именно поэтому Ленин, признавая силу экономического развития, втягивал Россию в товарно-денежные отношения, в то же время отмечал: "Крестьянские "бунты", возрастая с каждым десятилетием перед освобождением, заставили первого помещика Александра II признать, что лучше освободить" сверху", чем ждать, пока свергнут "снизу". В свое время это выражение служил одним из реальных подтверждений того, насколько царизм боялся народного гнева. Причем сроки "снизу" и "сверху" считывались как политические. Сегодня возможно и другое их прочтения. Переданная российской исследовательницей Р.Захаровой часть выступления Александра II перед московским дворянством звучит так: "Ходят слухи, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это не так. [...] Не скажу, что я был совсем против этого: мы живем в такое время, когда рано или поздно это должно произойти. [...] Думаю, что лучше, чтобы все это произошло сверху чем снизу".

При внимательном прочтении этой цитаты можно заметить, что здесь речь идет не о революционных событиях, а об объективном ходе исторического развития, когда ростки новых отношений, развиваясь в недрах старого общества (то есть "снизу"), объективно уже подготовили почву для отмены крепостного права. И правительство должно только узаконить и возглавить этот стихийный процесс ("сверху"). При этом, идя на реформы, Александр II стремился сохранить существующую форму государственного управления путем подстройки ее под новые тенденции развития и тем самым укрепить как внутреннюю власть, так и международный авторитет империи, пошатнувшийся после поражения в Крымской войне. Каким же было влияние народных масс на государственную политику в области отмены крепостного права? Рассмотрим динамику крестьянского движения накануне реформ 1861 года.

Обобщающая статистика массового крестьянского движения накануне реформы фиксирует, что в пределах империи в 1857 году произошли 192 выступления, в 1858 г. - 528, в 1859 г. - 938 и в 1860 г. - 354 выступления.

Приведенные данные свидетельствуют о тенденции к сокращению крестьянского движения накануне отмены крепостного права. А рекордные его показатели в пределах Российской империи, зафиксированные в 1859 г. (938 выступлений), достигнутые за счет народной борьбы против винных откупов и высоких налогов на вино (636 из 938 выступлений). Те же 1370 выступлений, которые имели место в первом полугодии 1861 г., произошли уже после провозглашения манифеста 19 февраля и обнародования законодательных актов реформы и не могут считаться влияли на решения правительства отменить крепостное право.

Манифест 19 февраля, написанный, по поручению Александра II, московским митрополитом Филаретом (Дроздовым), дарил крепостным крестьянам юридическую свободу. "Призвав Бога в помощь, - говорилось в нем, - мы решили дать этому делу ход. Через указанные выше положения крепостной люд получит в свое время полные права свободных сельских обывателей" . Здесь же объяснялось обязательное наделение крестьян как усадьбой, так и полевой землей, которую они должны были выкупить у помещиков. Нормы манифеста были конкретизированы в ряде других законодательных актов. Важнейшими из них были: "Общее положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", "Местные положения" для отдельных районов, "Положение об устройстве дворовых", "Положения" о выкупе крестьянами выделенных им земельных наделов и ряд других дополнительных правил. Отдельным положением регулировалось образование органов управления крестьянскими делами и крестьянского самоуправления.

При ознакомлении с документами о реформе становится заметно, что процесс освобождения крестьян должен был происходить постепенно, растягиваясь на годы.

Так, в манифесте 19 февраля, в частности, значилось, что до полного перевода крестьян на выкуп, помещик сохранял право собственности на все принадлежащие крестьянам земли, в том числе и на крестьянские наделы. "Пользуясь этим поземельным идеалом, - отмечалось в манифесте, - крестьяне за это должны выполнять в пользу помещиков обусловленные в положениях повинности. В том состоянии, которое является переходным, крестьяне именуются временно обязанными" , т.е временнообязанными крестьяне оставались до заключения выкупной сделки. Фактически это означало для крестьян сохранение зависимости от бывших крепостников и продолжение выполнения в пользу последних барщины. И хотя правительство требовало от помещиков закончить полный переход крестьян на выкуп на протяжении трех следующих после отмены крепостного права лет, т.е. до 1864 года, однако в реальности этот срок достигал 9-25 лет.

Итак, отмена крепостничества стала насущной потребностью времени, важным правительственным мероприятием для восстановления государственного могущества Российской империи. Как заметил И.Гурвич - "освобождение крестьян стало средством для привлечения отечественных и иностранных капиталов в российской промышленности" .

Однако сделать это, не затрагивая интересы дворянства, было невозможно. В сложившихся условиях, Александр II и его правительство, заботясь, об интересах государства и сохранении существующей формы государственного правления, решились нанести чувствительный удар дворянству: отменяя крепостное право, то есть, высвобождая рабочую силу для будущей модернизированной промышленности, правительство столь же пожертвовало дворянством в интересах государства, насколько оно пожертвовало крестьянами в интересах дворян.

крепостной война крестьянский реформа