Временное убежище на территории рф. Получение временного убежища в россии. Упрощенная программа для граждан Украины

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 76, 09.04.2008);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 15, 11.04.2011);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 18, 30.04.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.05.2017, N 0001201705300006).
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Настоящее постановление применяется к отношениям, возникающим в связи с предоставлением лицам временного убежища на территории Российской Федерации, в части, не урегулированной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 года N 690 .
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

В соответствии с Правительство Российской Федерации
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 8 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию)

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации;

См. предыдущую редакцию ;

абзац утратил силу с 8 мая 2012 года - от 23 апреля 2012 года N 363 - см. предыдущую редакцию ;

абзац утратил силу с 8 мая 2012 года - постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363 - см. предыдущую редакцию .

2. Финансирование расходов, связанных с изготовлением бланков свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, осуществлять за счет средств федерального бюджета постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220 , - см. предыдущую редакцию).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 апреля 2001 года N 274

1. Настоящий Порядок определяет условия предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются - лица), а также прибывшим с ними членам их семей в соответствии с Федеральным законом "О беженцах" возможности временного пребывания на территории Российской Федерации (далее именуется - временное убежище).
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию)

2. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту подачи лицом письменного заявления о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи заявления.
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220 постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)

Форма заявления устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации. В заявлении указываются прибывшие с лицом члены его семьи.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220 ; в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)

3. Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации по месту подачи заявления.

4. На время рассмотрения заявления лица о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации выдает ему справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища (далее именуется - справка) или делает отметку в свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, выданном лицу в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона "О беженцах" , о продлении срока его действия, если лицо ранее обращалось с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220 ; в редакции, введенной в действие с 8 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363 ; в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)

Форма справки устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220 ; в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)

5. Справка или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия подтверждают законное пребывание лица и прибывших с ним членов семьи на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища, в том числе на период обжалования решения об отказе в предоставлении временного убежища.

Лицо, подавшее заявление и получившее справку или имеющее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия, обязано встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию)

6. Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи должны пройти обязательное медицинское освидетельствование в соответствии с установленным порядком и получить медицинское заключение.

Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи не проходят медицинское освидетельствование, если они в течение 1 года прошли медицинское освидетельствование в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О беженцах" .
(Абзац дополнительно включен с 8 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363)

7. Решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

8. На основании решения о предоставлении временного убежища территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища выдает лицу свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации установленного образца (далее именуется - свидетельство).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220 ; в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)

9. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории Российской Федерации.

10. При получении свидетельства паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность владельца, передаются им на хранение в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, выдавший свидетельство.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220 ; в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)

11. Пункт утратил силу с 17 апреля 2008 года - постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220 . - См. предыдущую редакцию .

12. Временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год решением территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, на учете в котором состоит лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища.
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)

Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию)

13. На лицо, получившее временное убежище, и прибывших с ним членов его семьи распространяются права и обязанности, установленные статьей 6 Федерального закона "О беженцах" , кроме права на получение единовременного денежного пособия.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию)

14. Лицо, получившее временное убежище, и прибывшие с ним члены его семьи:

а) имеют право на пользование жилыми помещениями на условиях найма (поднайма), оказание содействия в выезде за пределы Российской Федерации, а также могут пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

б) обязаны:

встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" ;

сообщить в течение 7 дней в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту своего учета сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, а также о приобретении гражданства другого государства или разрешения на проживание на его территории;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)

сняться с учета в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации при изменении места пребывания и в течение 7 дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)
(Подпункт "б" в редакции, введенной в действие с 8 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию)

15. Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства, гражданином которого оно является (свое прежнее местожительство).

16. Лицо, получившее временное убежище, утрачивает его:

а) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;

б) при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого государства;

в) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

17. Лицо, получившее временное убежище, лишается его, если это лицо:

а) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

б) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления этому лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение Федерального закона "О беженцах" ;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 8 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию)

в) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 года N 251).

18. Пункт утратил силу с 8 мая 2012 года - постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию .

19. Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, принявший решение об утрате или о лишении лица временного убежища, принимает меры по организации его добровольного выезда, а в случае отказа лица от выезда принимает меры по его выдворению (депортации) за пределы Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220 ; в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)

20. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации ведут учет лиц, получивших временное убежище, и направляют в установленном порядке информацию о них, а также о лицах, утративших временное убежище или лишенных его, в центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220 ; в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)

Положение о свидетельстве о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 апреля 2001 года N 274


____________________________________________________________________

постановление Правительства Российской Федерации
от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Образец бланка свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 апреля 2001 года N 274

____________________________________________________________________
Утратил силу с 8 мая 2012 года -
постановление Правительства Российской Федерации
от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Описание бланка свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 апреля 2001 года N 274

(с изменениями на 28 марта 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 8 мая 2012 года -
постановление Правительства Российской Федерации
от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Как правило, иностранцам в России для того, чтобы начать трудовую деятельность, необходимо получить разрешение на работу. Но даёт больше свободы в данном вопросе. Свои особенности есть, но приём на работу не сильно отличается от основной массы сотрудников.

Граждане Украины, получившие временное убежище, не должны дополнительно получать разрешение на работу, оно автоматически входит в полученный статус. Работодателям тоже не нужно делать никаких запросов на приём иностранных граждан. Просто идёт приём очередного сотрудника, без всяких квот и лишних бумаг.

Гражданский паспорт изымается при получении статуса и находится на хранении в отделении УФМС, поэтому личность подтверждается свидетельством о предоставлении временного убежища. На территории России оно будет исполнять роль паспорта.

Тем не менее, принятие на работу людей с предоставленным временным убежищем требует от работодателя определенных знаний закона. Временное убежище – статус особый, никаких дополнительных бумаг для работы от украинцев не требуется, нет нужды уведомлять органы УФМС об их приёме на работу. Но необходимо отправить уведомление в налоговую службу о том, что на рабочее место принят гражданин другой страны. Хотя само взимание налогов от этого не меняется.

Работодателям также стоит ознакомиться и со списком вакансий, на которые запрещено принимать иностранных граждан, в том числе украинцев. Так иностранцев нельзя брать для работы в аптеках. Кроме того, нельзя использовать иностранный труд для торговли вне магазинного павильона, это касается как открытых лотков, так и палаток.

Необходимые документы

Со статусом временного убежища приобретается и право на работу. При этом для граждан Украины нет особых ограничений на занимаемые должности. Плюс, по сравнению с приезжими из других стран в том, что нет языкового барьера. При приёме на работу необходимы документы:

  1. Удостоверение личности, в данном случае это свидетельство о предоставлении временного убежища.
  2. Медицинская комиссия, если этого требует трудовой кодекс, некоторые фирмы самостоятельно оплачивают медицинское обследование для своих сотрудников.
  3. Трудовая книжка. Если человек впервые устраивается на работу в России, её должен оформить работодатель.
  4. Для подтверждения квалификации работник должен представить документы об образовании. По договору между Россией и Украиной полученные дипломы и ученые степени на территории Украины, считаются эквивалентными российским аналогам. Что касается людей, получивших временное убежище, может пойти в зачёт и полученный на родине опыт работы. Случается так, что страна покидалась в спешке, и документы остались дома. В таких случаях часто идут на встречу и выявляют квалификацию на собеседовании или на испытательном сроке.
  5. Справка об отсутствии судимостей. Требуется не везде, только в тех местах, где запрещено брать на работу людей с судимостью или уголовно преследуемых. Справку можно получить в любом региональном отделе МВД.
  6. Если срок трудового договора более 6 месяцев, на работника оформляется свидетельство обязательного пенсионного страхования. Для контрактов сроком менее полугода это не обязательно.

Свидетельство ИНН не является обязательным для приёма на работу.

Трудовые налоги

Как и прочие рабочие России, все получившие временное убежище тоже выплачивают налоги.

Страховые взносы в пенсионный фонд

С заработной платы иностранных работников также удерживаются страховые пенсионные взносы, размер этих взносов тот же, что и у российских граждан. Пенсионные отчисления не производятся, если срок контракта или трудового договора менее 6 месяцев.

Обязательное медицинское страхование

По закону все получившие временное убежище имеют право на оказание бесплатной медицинской помощи, а значит, подлежат обязательному медицинскому страхованию. Выплаты заработной платы, соответственно, также облагаются налогом в пользу страховых взносов.

Фонд социального страхования

В рамках социального страхования украинцы с полученным убежищем имеют право на все социальные выплаты, так же как и российские граждане, поэтому при устройстве на работу этот налог изымается из заработка. В случае декретного отпуска или временной нетрудоспособности по болезни они так же могут претендовать на получение пособия.

В каждом трудовом договоре прописана страховка на случай производственной травмы и заболеваний, связанных с профессией. В соответствии с этими пунктами договора, налог в ФСС от производственных травм также удерживается из заработной платы.

НДФЛ

Налог на доходы с физически лиц удерживается из зарплаты каждого работника России. Стандартная ставка – 13%, но с иностранных граждан, работающих в России, удерживается 30% в течение 183 дней.

Начиная с 2014 года все украинцы, получившие статус временного убежища, сразу приравниваются к налоговым резидентам. Это означает, что налог на доходы взимается сразу в размере 13%, что является большим преимуществом.

Как найти работу

Граждане Украины, особенно квалифицированные специалисты, легко могут . Приём на работу граждан со свидетельством о предоставлении временного убежища не требует от работодателя дополнительных разрешений. Также нет квот на приём таких работников.

Если есть время, можно взяться за поиск работы самостоятельно. Процедура поиска работы одинакова во всех странах: поиск подходящей вакансии, звонок, собеседование. Тем более, разрешение на работу не требуется, а значит, не предстоит никаких лишних затрат и бумажной волокиты.

Когда собственных средств к существованию нет, и поиск работы становится вопросом выживания, резонно обратиться в центр занятости населения. Пособия иностранным гражданам не полагается, зато можно быстро получить список свободных вакансий и получить хотя бы временную, пусть и не очень желанную работу.

Временное убежище - официальная законодательная мера, принятая во всех цивилизованных странах в соответствии с Женевской конвенцией ООН. Право на получение в Российской Федерации убежища могут люди, подвергшиеся насилию, религиозным или политическим преследованиям. Данный факт подтверждает еще один документ - декларация о территориальном убежище, принятая членами ООН во второй половине ХХ века. Все вышеперечисленное подтверждает межнациональный статус указанной процедуры.

После распада Союза в 1993 году в созданной Российской Федерации впервые провозгласили право на предоставление временного убежища. Перебраться в другую страну легально на некоторое время позволит иностранцу сохранить свою жизнь и здоровье, а также получить материальную, психологическую и медицинскую помощь.


В наши дни бытует мнение, что указанное право появилось вследствие военных действий на востоке Украины, но это отнюдь не так. Вынужденные переселенцы из многих стран мира пользовались данным статусом задолго до украинцев из Донбасса и восточных областей. Так, в Российской Федерации искали временный приют беженцы из Горного Карабаха, Ирака, Палестины, Афганистана и других государств.

Законодательный аспект

Просьба о предоставлении убежища на определенное время поступает от граждан других государств. Также обращаться за помощью имеют право так называемые апатриды - люди, не имеющие гражданства ни одной из стран. Данное право позволяет определенное время легально находиться и проживать в России.

Зачастую иностранцы покидают свою родину по таким причинам:

  • расовая дискриминация;
  • политические гонения;
  • религиозные преследования;
  • разворачивание боевых действий;
  • массовый голод;
  • существование биогенного терроризма;
  • эпидемии;
  • военный или террористический конфликт.

За последнее время нельзя не отметить массовый приток граждан из Украины на территорию Российской Федерации. Мигранты появились из-за военного конфликта на востоке страны. Из гуманных соображений правительство не может отказать украинцам в приюте на некоторое время. Переселенцы пребывают на территорию Российской Федерации, руководствуясь разными целями.

Русские по этническому происхождению переселенцы занимаются вопросами смены гражданства. Специально для них процедура получения российского гражданства изменилась, а ее срок уменьшен (был шесть месяцев, стал три). Некоторые из граждан собираются оформлять статус беженца или переселенца. Что делать тем украинцам, которые верят в скорое урегулирование конфликта и собираются вернуться домой?


Вот в таких ситуациях возникает надобность просить убежище на некоторое время у правительства страны. Подать прошение можно в следующих случаях:
  • при наличии обстоятельств, по которым граждан могут признать беженцами;
  • при наличии обстоятельств, не позволяющих произвести депортацию.

В первом случае гражданин, имеющий все основания для получения статуса беженца или вынужденного переселенца, по своим личным мотивам не собирается получать данное правовое положение. Тем самым иностранец все равно нуждается в поддержке, поэтому может претендовать на временное пристанище. Ко второму случаю можно отнести украинцев, мигрирующих в Российскую Федерацию на краткосрочный отрезок времени.

Временное убежище в России предоставляет правительство через органы Федеральной миграционной службы (сокращенно ФМС). Данная служба в своей деятельности руководствуется законом «О беженцах». Среди функций ФМС выделяют: контроль над переселенцами, ведение учета их численности, надзор за их деятельностью, оказание социальной поддержки и материальной помощи. От решения указанной службы часто зависит судьба прибывших иностранных граждан, ведь именно представители ФМС решают, предоставить запрашиваемый статус или нет.

Порядок регистрации

Регистрацию проходят в органах ФМС все желающие получить временное убежище, чтобы в результате рассмотрения территориальные службы выдали мигрантам специальное свидетельство. Данный документ является правовой основой для легального пребывания граждан в Российской Федерации.

Если иностранец находится в пределах своей страны и собирается получить временное убежище в РФ, ему необходимо записаться на прием в российское посольство. Там ему разъяснят порядок регистрации и дадут четкие указания. Для украинцев действует прием беженцев на украино-российской границе. Если мигрант уже прибыл в Российскую Федерацию, то необходимо сразу посетить местное управление ФМС.

В учреждении миграционной службы мигрант вместе с уполномоченным представителем составляет ходатайство о предоставлении убежища на определенное время. В содержании ходатайства нужно обязательно указать на обстоятельства, побудившие к переезду. Писать рекомендуется в официальном стиле, придерживаясь конкретной структуры заявления. В отделении ФМС зачастую предоставляют образец для граждан, чтобы упростить написание.

После составления заявления, мигрант проходит собеседование, отвечая на вопросы представителя ФМС. Далее необходимо пройти дактилоскопию, то есть снять отпечатки пальцев. При подаче ходатайства у граждан имеются следующие документы:

  • ходатайство с указанием всех прибывших членов семьи мигранта;
  • удостоверяющие личность документы (то есть, из какой страны прибыл мигрант, например, паспорт гражданина Украины);
  • карта отпечатков пальцев;
  • документы, указывающие на родственные связи с другими членами семейства (свидетельство о браке, свидетельство о рождении детей и т.д.);
  • четыре фотографии стандартного образца (делаются на месте).

Как только все документы поданы, мигрантам выдается справка на срок до десяти дней. За это время переселенца направляют в медицинский центр на медосмотр, после чего выдают медицинское заключение. Документ выдается в двух экземплярах и действует ровно двенадцать месяцев со дня выдачи.

На протяжении десяти дней комиссия в составе ФМС будет принимать решение. Если временное убежище полагается, то для граждан выдадут свидетельство о его предоставлении. Так как национальный паспорт будет храниться в отделении ФМС, то указанное свидетельство играет ту же роль, что и документы, удостоверяющие личность граждан. Свидетельство также гарантирует мигрантам право на проживание в Российской Федерации, регистрацию брака и многие другие права, равнозначные с правами россиян.

Права мигранта

Если украинцам или другим мигрантам предоставили временное убежище, значит, правительство берет на себя контроль над соблюдением ряда прав. Например, переселенцы теперь имеют право на легальное проживание, на вольное трудоустройство и свободную жизнедеятельность в Российской Федерации. Ко всему перечисленному, мигранты, получившие временное убежище, имеют право:

  • при необходимости использовать услуги переводчика;
  • получать государственную компенсацию за стоимость билетов и провозку багажа;
  • на бесплатное медицинское лечение;
  • без очереди устраивать детей беженцев в образовательные учреждения (школы, детские сады и т.д.);
  • становиться на учет в центр занятости.

Право на бесплатное оказание медицинских услуг напрямую связано с выдачей страхового полиса. Каждое перечисленное право реализуется только при наличии специального свидетельства о получении убежища. Срок его действия составляет один календарный год.

В зависимости от надобности, социально незащищенным семьям полагается дополнительное материальное пособие. Для его получения нужно написать заявление в органы миграционной службы, в содержании которого ясно и лаконично изложить причину прошения. К особо нуждающимся группам могут относиться семьи, в которых одни инвалиды или пенсионеры, а также многодетные семьи. Обычные переселенцы, получившие временное убежище, также могут просить о пособии, правда его размер устанавливается индивидуально для каждого случая.


Переселенцам с Украины редко удается оформить пособие. Помимо всего для оформления дополнительной помощи, придется собрать документы, свидетельствующие о такой надобности. К таким относятся свидетельства о рождении детей, документы, подтверждающие инвалидность, пенсионное удостоверение и прочее.

Как продлить статус

Закон предусматривает ряд действий, лишающий мигранта полученного статуса. Если совершить выезд за пределы страны, которая предоставила убежище, то процедуру регистрации придется проходить заново. Все привилегии и права, полученные из-за статуса, будут сняты. Придется возобновлять процесс с самого начала. Снова собирать документы, становиться на учет и беседовать с представителями ФМС. Лучше не уезжать за границу на протяжении действия полученного статуса.

Права на получение убежища утрачивают мигранты, получившие российское гражданство. В подобном случае данная программа попросту не нужна, так как вид на жительство получен, и мигрант становится полноценным гражданином России. Убежища лишается переселенец, совершивший на территории Российской Федерации преступление или террористический акт.

При нарочном сообщении неправдивой информации, гражданина депортируют из страны без права на получение временного пристанища. Бывает, граждане лукавят и заведомо предъявляют фальшивые документы. За такое также последует немедленная депортация из страны. Государству хватает своих мошенников, так зачем же еще иностранные?

Так как срок действия свидетельства составляет двенадцать месяцев, его придется продлевать. Совершить продление временного убежища несложно. Нужно подать в ФМС необходимые документы (медицинское заключение и прочее), а также написать письменное заявление о продлении. Юристы рекомендуют обращаться не позже тридцати дней до окончания срока давности свидетельства.

Многих волнует, на каких основаниях продлевается срок. Все достаточно просто: сохраняется причина получения убежища - сохраняется и возможность продления. Например, украинцы, обратившиеся с подобной просьбой, имеют право пребывать на территории нашего государства до тех пор, пока на их родине не закончатся военные действия.

На принятие решения о получении данного статуса уходит девяносто дней. В соответствии с поправками в закон, для украинского населения срок сокращается до трех дней. Упрощенный порядок позволяет беженцам оформить документацию быстрее, но в 2019 году отменили некоторые льготы.

Раньше украинцам разрешалось легально пребывать в России девяносто дней, после чего продлевать указанный срок каждые три месяца. Сейчас нужно в течение трех месяцев подать заявление на получение убежища, иначе пребывание будет считаться нелегальным.

Международная обстановка сейчас не слишком спокойная, в некоторых странах идут войны. Мирные жители этих государств вынуждены бежать из горячих точек, бросать свои дома, чтобы спасти жизни. Россия - одна из стран, куда в последнее время усилился поток беженцев. Прибывшим необходимо обеспечить условия для нормальной жизни. С этой целью в стране принят ряд законов, действует определенный порядок. Документом, который выдается беженцам для подтверждения этого статуса, является свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ.

Кто может претендовать на получение убежища

Российское законодательство не запрещает иностранным гражданам приезжать в нашу страну с целью временного пребывания, если на то у них есть веские основания. Закон о временном убежище к таким категориям лиц относит:

  • мирных жителей стран, где идет война;
  • граждан других государств, не желающих принимать участие в военных действиях в рядах национальной армии;
  • иностранцев, которые подвергаются преследованиям (по разным причинам) в своей стране;
  • людей, подвергшихся гонениям на родине из-за другого вероисповедания, языка или национальности;
  • иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства (т. е. апатридов), которые вынуждены скрываться как неугодные политические деятели.

Таким образом, РФ демонстрирует очень лояльное отношение к беженцам в своей многонациональной стране. Люди могут рассчитывать не только на временное убежище, но и на получение постоянного места жительства и гражданства в дальнейшем, даже если основания для временного пребывания исчерпают себя. В частности, не так давно принята и активно функционирует . Этот район в приоритете для переселения, так как там очень низкая плотность населения. Рассчитывать на государственную поддержку могут те беженцы, которые:

  • представляют русскоязычное население других стран;
  • имеют происхождение от русских эмигрантов;
  • жили в СССР.

Кроме Дальнего Востока, есть еще области, где можно получить временное убежище. К территориям приоритетного заселения в 2019 году относятся Брянская, Магаданская, Астраханская, Тюменская области и многие другие.

Пошаговая инструкция

Те, кто хочет получить пристанище в России на время напряженной обстановки в своей стране, должны внимательно изучить Постановление Правительства № 274 о предоставлении временного убежища. Там прописан порядок этой процедуры, который состоит из описанных далее этапов.

  1. Обратиться в управление МВД, занимающееся вопросами миграции, с заявлением на себя и каждого представителя семьи (если человек приехал не один). Решение будет известно через 3 месяцев, в течение которых нужно будет пройти еще ряд процедур. Здесь же предстоит пройти дактилоскопирование.
  2. Взять справку или поставить отметку в свидетельстве, если заявитель обратился в УВМ, чтобы . На время, отведенное для принятия решения, этот документ будет заменять иностранцу паспорт и подтверждать его легальный статус для проживания в нашей стране.
  3. С полученной справкой или свидетельством нужно встать на миграционный учет.
  4. Явиться на медкомиссию для получения специального сертификата.
  5. Получить свидетельство о предоставлении временного убежища взамен на свой иностранный паспорт. Документ теперь будет храниться в отделении МВД.
  6. Ежегодно продлевать свидетельство на предоставление временного убежища, если обстоятельства, вызвавшие вынужденное переселение, продолжают существовать.

Надобность во временном убежище отпадает сама собой, если беженец или временный переселенец получает право на российское гражданство или аналогичный статус другой страны. Рассмотрим подробнее важные моменты процедуры, которые обычно вызывают наибольшее количество вопросов.

Как быстро получить гражданство РФ украинцу через временное убежище: Видео

Куда обратиться

Иностранные граждане, желающие получить временное убежище в РФ, раньше могли обратиться для этого в ФМС. После того как весной 2016 года был издан Указ Президент РФ о реорганизации службы (№ 156), ее функции переданы ГУВМ МВД. Именно через этот орган осуществляется процедура получения временного убежища.

Записаться на прием для получения временного убежища можно и через Портал госуслуг или МФЦ. Законом не предусмотрена подача такого заявления в электронном виде. К нему нужно будет приложить оригиналы необходимых документов и пройти обязательную дактилоскопию. Что касается тех, кто желает получить временное убежище в Крыму, то в настоящее время на это могут рассчитывать иностранные граждане, у которых есть на полуострове родственники или нашелся работодатель, который готов трудоустроить беженца.

Сбор документов

Предоставление временного убежища, так же как и получение статуса беженца, осуществляется на основании заявления, которое нужно подать в письменном виде. К нему существует перечень приложений. Это:

  • анкета с опросным листом;
  • паспорт родной страны;
  • карточки с отпечатками пальцев;
  • фото (размер 35×45 мм, без уголка, в количестве 4 штук);
  • свидетельства, подтверждающие семейные узы (о браке, о рождении детей).

Прием заявителей на предоставление временного убежища проходит в форме собеседования. По его результатам заполняется анкета и опросный лист на временное убежище. Процедура не предусматривает оплату госпошлины, все проходит на безвозмездной основе.

Заявление

Форма заявления установлена Приказом ФМС от 25.03.2011 № 81. Чистый бланк выдается непосредственно в отделе по работе с соотечественниками, беженцами и вынужденными переселенцами УВМ МВД при подаче документов. Его можно скачать в электронном виде из официальных правовых источников, как приложение к соответствующему приказу, или на сайте ГУВМ МВД. Образец заполнения представлен на этой странице.

Анкета и опросный лист оформляются гражданином при собеседовании. Пример заполнения анкеты на временное убежище также предоставят на месте. Если иностранец плохо понимает и изъясняется на русском языке, приглашают переводчика.

Получение готового свидетельства

Законом предусмотрено, что свидетельство о предоставлении временного убежища подготавливается в 3-месячный срок. В этот промежуток сотрудники отдела по работе с соотечественниками, беженцами и вынужденными переселенцами УВМ МВД делают запросы в разные инстанции, чтобы проверить подлинность представленных документов или выявить причины для отказа в предоставлении временного убежища.

Пока дело проходит все эти этапы, иностранный гражданин может самостоятельно поинтересоваться, не готово ли его свидетельство. Проверка готовности разрешения на временное убежище проходит на официальной странице ведомства, для этого там предусмотрена специальная форма. Иностранец может ввести свои паспортные данные в отдельные поля и получить результат.

Если сервис даст ответ, что свидетельство готово, его можно забрать. Поручить это ответственное дело третьим лицам иностранец не может, он должен прийти за ним с оригиналом своего зарубежного паспорта. предполагает, что полученное свидетельство будет заменять гражданину паспорт на территории РФ, поэтому свой общегражданский документ он сдаст на хранение в МВД.


Процедура продления

Срок действия выданного свидетельства о предоставлении временного убежища заканчивается через год. Поэтому тем, кому все еще требуется место временного пребывания, нужно своевременно задуматься о его продлении, не позже чем за месяц до окончания периода действия. Опоздание по срокам в этом деле возможно, но только при наличии веских причин, которые следует доказать (наличие документов обязательно).

Обращаться по вопросу продления нужно в то же отделение по вопросам миграции, где выдали свидетельство. Четко установленной формы для подачи заявки нет, поэтому образец заявления на продление временного убежища предоставят на месте. Там же можно узнать и перечень документов для продления временного убежища.

Иностранцы должны знать, что им могут не дать статус временного переселенца еще на год. Если отказано в продлении временного убежища, значит, для этого существует одна из причин:

  • иностранец получил ПМЖ в России или стал гражданином другого государства;
  • закончилась война в его стране;
  • мигрант представил подложные документы или совершил иное правонарушение.

Процедура продления временного пребывания также не предполагает внесения госпошлины.

Права этой категории граждан в России

Временные переселенцы имеют определенные права и льготы при наличии временного убежища. Документ, который им выдали в УВМ, считается их временным паспортом на территории России, а значит, наделяет иностранцев легальным статусом. Многие не знают, можно ли работать с временным убежищем. Все, что полагается временным переселенцам, прописано в законе «О беженцах» (от 19.02.1993 N 4528-I). Статус временного убежища позволяет:


  • пользоваться медицинскими услугами по программе, предусмотренной полисом ОМС;
  • устраивать ребенка в любые образовательные учреждения (сады, школы, вузы);
  • подать прошение на получение российского гражданства, РВП или ВНЖ;
  • получить другие документы российского образца: СНИЛС, ИНН, полис ОМС.

Кроме этого, существуют свои льготы при наличии временного убежища. Беженцы и переселенцы могут:

  • бесплатно приглашать переводчика при обращении в различные инстанции;
  • получать денежную компенсацию при оплате транспортных услуг и расходов на жилье (после переезда);
  • трудоустраиваться без патентов и разрешений.

Что касается трудоустройства по временному убежищу, то здесь иностранцам всячески пытаются помочь, ведь работа позволяет человеку реализовать себя в новом для него обществе чужой страны. Для переселенцев предусмотрены условия, позволяющие обучиться новой профессии и найти достойное место работы.

Ситуация для граждан Украины

Большинство вынужденных переселенцев, которые прибывают в Россию в течение нескольких последних лет, это беженцы из Донецка и Луганска. Ситуация в этих городах и отдельных районах Луганской и Донецкой областей до сих пор остается напряженной, люди подвергаются обстрелам в своих домах, поэтому велико число тех, кто бежит от войны.

Российские власти пошли им навстречу и предоставили для них льготный срок рассмотрения заявки на получение свидетельства о предоставлении временного убежища: не позднее третьего рабочего дня, следующего за подачей документов. Для граждан других стран все осталось по-прежнему, документ о временном убежище выдается после 3 месяцев ожидания.


В остальном для украинских граждан действуют такие же правила, как и для всех: обязательное прохождение дактилоскопии и медкомиссии, постановка на миграционный учет с получением прав и льгот для вынужденных переселенцев. Кроме того, право на временное убежище предоставляют не всем, могут дать отказ, если имеются причины. Что делать тем, кому отказали во временном убежище? Закон дает им время обжаловать такое решение. Обжалование отказа в предоставлении временного убежища делается путем обращения в вышестоящий орган, где на рассмотрение дела отведен 30-дневный срок.

В настоящее время на территории Российской Федерации находится значительное количество граждан Украины, которые были вынуждены покинуть место постоянного проживания из-за возникшей угрозы жизни и здоровью их и их близких.

Ситуация, складывающаяся на территориях их постоянного проживания, не позволяет вернуться обратно в короткий срок и заставляет их искать постоянную или временную работу на территории Российской Федерации.

Какие тонкости необходимо учесть работнику кадровой службы при приеме на работу беженцев, в том числе граждан Украины?

Правовой статус

Прибывшие, в силу чрезвычайных обстоятельств, граждане иностранных государств и лица без гражданства на территории РФ могут обладать следующими правовыми статусами:

С точки зрения возможности вступить в трудовые отношения статусы «беженец» и «временное убежище» предоставляют одинаковые возможности для трудоустройства. Самая существенная разница для обладателя статуса «беженец» в сравнении со статусом «временное убежище» заключается в возможности получить единовременное денежное пособие.

Привлечение к труду иностранных граждан

Порядок использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства (далее под «иностранными гражданами» по смыслу Закона № 115-ФЗ будут пониматься «иностранные граждане и лица без гражданства») определен в ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

В общем случае как работодателю, так и работнику-иностранцу необходимо получить соответствующее разрешение – см. ст. 13 закона № 115-ФЗ. Если же сторонами или одной из сторон такого разрешения не получено и стороны вступили в трудовые отношения, ответственность за такое действие предусмотрена ст. 18.15 КоАП РФ.

Однако п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ формулирует положение о том, что требование о получении разрешения работодателем на привлечение работников-иностранцев (и требование к иностранцу на получение разрешения на работу) не применяется в том случае, если:

  • потенциальный работник временно или постоянно проживает на территории РФ – подп. 1 п. 4);
  • потенциальный работник – участник «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» или член семьи участника программы, переселяющимся совместно с участником программы в РФ – подп. 2 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ);
  • потенциальный работник признан беженцем на территории Российской Федерации (до утраты статуса беженца или лишения статуса беженца) – подп. 11. п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ);
  • потенциальный работник получил временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты временного убежища или лишения временного убежища) – подп. 12. п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Трудовой договор без оформления разрешения на работу. Какие документы нужны, чтобы работодатель мог его заключить?

Как быть, чтобы не подвергать организацию риску административного наказания за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения? Как говорится –элементарно! Работнику кадровой службы необходимо удостовериться, что потенциальный работник имеет правовой статус, позволяющий не применять требования о наличии разрешений у работодателя и работника.

Возможно несколько вариантов правовых статусов и подтверждающих эти статусы соответствующих документов.

«Временное проживание» – отметка о разрешении на временное проживание, проставляется в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо Разрешение на временное проживание, выдаваемое лицу без гражданства.

Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 214 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации».

«Постоянное проживание» – вид на жительство.

Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 215 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации».

«Временное убежище» – свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Подробнее – см. Приказ Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81 «Об утверждении форм документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, и Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

«Беженец» – удостоверение беженца.

Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца».

«Участник государственной программы» – свидетельство участника государственной программы.

Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 № 817 «О свидетельстве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Если у кадрового работника возникнут сомнения в правильности предъявленного документа, лучше всего будет обратиться за подробной информацией о требованиях к форме, виду и содержанию документа к соответствующему НПА, который содержит точное описание обязательных реквизитов документа. Выше указан соответствующий НПА для каждого из статусов, которым может обладать потенциальный работник.

Есть ли ограничения по приему на работу для иностранцев?

Да, и если такие ограничения существуют, они прямо указаны законодателем.

Например:

  • в соответствии с п. 1.1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы могут занимать только граждане РФ;
  • некоторые ограничения по возможности установления трудовых отношений содержатся в Законе № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…»;
  • предприятиям розничной торговли и спортивным организациям необходимо соблюдать положения Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191 «Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 02.09.2014 № 886 определило, что имеющиеся квоты (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191) не распространяются на иностранных работников из числа граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке.

Можно заметить, что на граждан, например, Молдавии, даже экстренно прибывших в РФ, постановление № 886 не распространяется – они в любом случае попадают под квоты.

Признание документов об образовании иностранного гражданина

Для некоторых видов работ и/или должностей бывает необходимо определить, соответствует ли образовательный уровень потенциального иностранного работника требованиям работодателя.

В соответствии с частями 2 и 3 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации признается иностранное образование и (или) иностранная квалификация:

  • подпадающая под действие международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации 2 ;
  • полученная в учебных заведениях, попавших в утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 № 1694-р «Перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации».

В части документов, выданных на территории Украины, на территории РФ признаются документы, перечисленные в следующих межгосударственных договорах:

  • «Соглашение о сотрудничестве в области образования» (Ташкент, 15.05.1992);
  • «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях» (Москва, 26.05.2000);
  • «Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г.» (Киев, 28.01.2003).

В случае если документ об образовании не подпадает ни под один из вышеупомянутых документов, соискатель на замещение вакантной должности может воспользоваться существующей государственной услугой – см. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2013 № 1391 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве».

Набор документов, который необходимо получить от потенциального работника для заключения трудового договора

В соответствии со ст. 65 ТК РФ поступающий на работу в общем случае должен предъявить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • Действительны ли советские трудовые книжки?

    Да, действительны.

    В соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости № ПГ/13372-6-1 «Об оформлении трудовых книжек иностранных граждан из стран бывшего СССР» от 20.01.2014, на территории РФ имеют силу трудовые книжки СССР образца 1974 г. (так указано в тексте письма; форма трудовой книжки была утверждена Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» от 6.09.1973).
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу. Заметим, что военнообязанными или подлежащими призыву на военную службу рассматриваемая в данной статье категория лиц, скорее всего, не является, поскольку эти лица чаще всего не являются гражданами РФ 3 ;
  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Необходимо отметить, что для рассматриваемого круга лиц при приеме на работу «паспорт или иной документ, удостоверяющий личность» – это один из следующих документов:

  1. Паспорт иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  2. Иной документ другого государства, признаваемый в соответствии с международным договором РФ удостоверяющим личность иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  3. Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (только для лиц без гражданства, подп. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  4. Разрешение на временное проживание.
  5. Вид на жительство.
  6. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
  7. Документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации (ст. 41.4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
  8. Удостоверение беженца.

Будьте внимательны – документ «Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу» не предоставляет права на работу без получения разрешения, так как его обладатель не имеет правового статуса «беженец».

Справка

Является ли советский паспорт удостоверением личности для иностранца?

Да, является.

Положение о паспортной системе в СССР (см. Постановление Совета министров СССР от 20.08.1974 № 677) не было отменено, и в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 12.12.1991 №2014-1 «О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств» оно применимо, но только в части не противоречащей Конституции РФ и действующему законодательству.

Паспорт образца 1974 года в соответствии с Положением:

    • не ограничен в сроке действия;
    • является недействительным в случае отсутствия фотографий граждан после достижения ими возраста 25 или 45 лет.

Как показывает судебная практика (Фрунзенский районный суд г. Владимира, дело 2-880/2013), судебным решением для строго определенной цели паспорт СССР образца 1974 г. может быть признан «документом, удостоверяющим личность» и в случае отсутствия соответствующей фотографии.

У беженца или получившего временное убежище может не быть трудовой книжки и СНИЛС – на основании ст. 65 ТК РФ для впервые заключаемого трудового договора данные документы должны быть оформлены работодателем. Напоминаем, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» оформление СНИЛС необходимо в случае заключения трудового договора на неопределенный срок или в случае, если трудовой договор (трудовые договоры) имеют длительность не менее шести месяцев в течение календарного года 3 .

Следует обратить внимание на то, что трудовые книжки, оформленные на территории Украины, могут быть приняты к заполнению только в случае, если они соответствуют форме, утвержденной Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих».

В 1993 г. на территории Украины была введена новая форма трудовой книжки (Постановление Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301). Обмена «советских» трудовых книжек на книжки новой формы на территории Украины не производилось, поэтому:

  • если трудовая книжка соответствует Постановлению СМ СССР и ВЦСПС № 656, трудовая книжка на территории РФ действительна, можно продолжить ее заполнение.
  • если трудовая книжка соответствует Постановлению Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301, трудовая книжка на территории РФ недействительна, необходимо завести новую трудовую книжку российского образца.

Вообще говоря, на территории РФ действительны и трудовые книжки, введенные в действие постановлением Совета Народных Комиссаров от 20.12.1938 № 1320 и выданные до введения новых трудовых книжек в 1973 г. Маловероятно, конечно, что обладатель такой трудовой книжки пожелает сейчас трудоустроиться, но, тем не менее, эти книжки действительны, их можно принимать при устройстве на работу и вносить новые записи.

Для отдельных категорий лиц законодательством (например, см. ст. 351.1 ТК РФ) для приема на работу установлено обязательное наличие справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

За получением такой справки потенциальному работнику следует обратиться в территориальное подразделение МВД в порядке, определенном «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», который был утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.11.2011 № 1121.

Необходимость контролировать сохранение правового статуса иностранного работника

Не стоит забывать о том, что законодательство, делая определенные исключения из общих правил для оказавшихся в сложных обстоятельствах лиц, не делает никаких исключений по отношению к работодателю в тех случаях, когда работник утратил правовой статус «беженец» или «временное убежище».

Исходя из этого, работнику кадровой службы обязательно следует рассмотреть вопрос о включении в трудовой договор или в локальный нормативный акт обязанности работника регулярно подтверждать свой правовой статус и/или обязанности работника об информировании работодателя об изменении своего правового статуса на территории РФ.

Риск пренебрежения этой, казалось бы, мелочью – административная ответственность, вплоть до приостановления деятельности организации. Это указано в ст. 18.15 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

Дополнение

Некоторые изменения, внесенные в законодательство Федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ

С 13 декабря 2014 г. начинают действовать изменения, указанные в Законе от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».

Новые ключевые положения законодательства, которые необходимо иметь в виду при приеме на работу:

1. Статья 13 Закона № 115-ФЗ дополнена пунктом 10: «При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме».

Иностранный работник в соответствии со ст. 2 Закона № 115-ФЗ – это «иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность».

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (ст. 2 Закона № 115-ФЗ) – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Соответственно, наличие полиса добровольного медицинского страхования – неотъемлемое условие возможности осуществлять трудовую деятельность для имеющего статус «временное убежище» (но не для имеющего статус «беженец»).

2. С 1 января 2015 г. все граждане, работающие по трудовому договору обязаны иметь СНИЛС (в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»).

3. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет, если иное не установлено федеральными законами (ст. 327 1 ТК РФ).

4. Обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора (ст. 327 2 ТК РФ).

Основанное на ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» понятие «имеющий временное убежище» не является целиком и полностью тождественным понятию «временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства».

Тем не менее, это положение ст. 3272 ТК РФ действует в отношении статуса «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

5. Перечень документов, который должен предъявить иностранный гражданин при приеме на работу, определен ст. 327 2 ТК РФ.

Полис добровольного медицинского страхования обязательно должен быть предъявлен поступающим на работу к работодателю, за исключением случаев, когда работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Предъявлять полис не требуется в случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, но для рассматриваемой в статье категории лиц таких законов или международных договоров не имеется, за исключением имеющих статус «беженец».

Получивший статус «беженец» имеет право на получение медицинской и лекарственной помощи наравне с гражданами Российской Федерации в силу положений п. 7 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I.

Не требуется предъявлять документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в том числе в случае окончания срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 327 5 ТК РФ).

В статье строго оговорено, что это относится только к временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства – соответственно, положение статьи применимо к имеющим статус «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

7. Введены дополнительные основания для прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 327 6 ТК РФ).

Часть 8 указанной статьи может быть применена только к имеющим статус «временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

В том числе к имеющим статус «временное убежище» – исходя из смысла п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

Части 10 и 11 (ограничение возможности временного перевода) действуют в отношении всех без исключения иностранных граждан и лиц без гражданства, трудовой договор должен быть прекращен.

1 В настоящее время действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», поэтому необходимо помнить о дополнительном правовом статусе «Участник государственной программы».
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1032 утверждены «Временные правила организации работы с соотечественниками, постоянно проживающими на территории Украины, прибывшими на территорию Российской Федерации, получившими временное убежище в Российской Федерации и желающими принять участие в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». ВАЖНО: экстренно прибывшие с территории Украины в подавляющем большинстве таким статусом не обладают.

2 Министерство образования и науки РФ, перечень межгосударственных соглашений

3 13 декабря 2014 г. вступает в действие Федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». О произошедших изменениях читайте в дополнении к статье.

4 Форма документа – см. Приказ ФМС России от 21.02.2013 № 49 «Об утверждении формы бланка справки о принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации и формы бланка документа, удостоверяющего личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, и установлении срока его действия».

5 Перечень оснований потери статуса «беженец» указан в ст. 9 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». По утрате или лишению статуса «временное убежище» – см. п.п. 5 и 6 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». Принятие решения о лишении статуса осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Федеральной миграционной службой).