Тренинг "Оказание первой медицинской помощи" план-конспект занятия (старшая группа) на тему. Конспект внеурочного занятия "оказание первой медицинской помощи" Открытый урок по первой медицинской помощи

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему:

«ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ».

Разработала: воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №42 «Журавлик» г. Пскова ПЕТРОВА С.А.

Цели:

Знакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.

Задачи:

1. Закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту.

2. Воспитывать желание быть здоровым, чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь.

3. Довести до понимания детей, что зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь.

4. Развивать внимание и наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

5. Тренировать в умении пользоваться телефоном.

6. Активизировать речь детей, формировать умение составлять предложения по заданному началу, работать над совершенствованием диалогической речи.

7. Развивать моторику пальцев рук.

Предварительная работа:

Подбор материала по теме.

Беседы о ЗОЖ.

Экскурсия в медицинский кабинет, беседа с медсестрой.

Рассматривание плакатов, брошюр по оказанию первой помощи.

С/р игры: «Больница», «Поликлиника», «Аптека».

Д/и: «Если малыш поранился», «Окажи первую помощь».

Разучивание песни «Непослушные ребята».

Оборудование:

Телефон.

Карточка-памятка с номерами телефонов детской и взрослой поликлиники, «Скорой помощи» с условными обозначениями.

Машинки «скорой помощи» на верёвочках, привязанных к карандашам.

Аптечка с набором медикаментов.

Книга демонстрационная «Окажи первую помощь».

Набор картинок из д/и «Если малыш поранился».

Карточки с изображением моментов оказания первой помощи.

Кукла доктора Здравинки.

Ход занятия.

1. Воспитатель. «Здравствуйте!».Ребята, мы сейчас поздоровались, сказали замечательное слово «здравствуйте». Кто знает, что означает это слово? (желать здоровья ). Раньше говорили «здравие», отсюда и слово «здравствуй».

Сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Прежде всего, давайте, определим, что значит быть здоровым.

*Д/и «Продолжи предложение» (воспитатель произносит начало предложения, дети придумывают его конец и произносят предложение целиком).

– Быть здоровым значит (не болеть , не кашлять, не лежать в больнице, быть сильным и т.д. ).

– Здоровый человек (занимается спортом, не курит, сильный, бодрый и т.д .).

– У здорового человека (не болят ноги, зубы без кариеса, нет синяков и ран, хорошее зрение и т.д .).

Что может помешать нам быть здоровыми? Какие факторы влияют на наше здоровье? (≈ микробы, погода, неосторожность…).

– Как мы сообщаем врачу о том, что заболели? (по телефон у или в поликлинике).

– Что нужно знать, чтобы вызвать врача? (номер телефона поликлиники).

Что нужно сообщить, когда позвонишь в поликлинику? (фамилию и имя, возраст больного, домашний адрес, что болит ).

2. Воспитатель. Давайте попробуем вызвать врача по телефону. А поможет нам в этом телефонная карточка-памятка «Медицинская помощь». Рис.1 Рис.1.Телефонная памятка

*Рассматривание телефонной памятки, определение значения условных обозначений.

*Практические задания для детей (воспитатель ведёт диалог с ребёнком по телефону от имени работника регистратуры):

– «Предположим, что у тебя высокая температура. Вызови себе врача».

– «Допустим, у твоей мамы заболело горло. Вызови ей врача».

– «А если у твоей бабушки заболело сердце. Куда надо звонить, чтобы ей

оказали экстренную помощь?».

После первого выполнения задания обговорить, всё ли правильно сделано. Обратить внимание поздоровался ли ребёнок, употреблял ли вежливые слова: «пожалуйста», «спасибо», «будьте добры», «до свидания», правильно ли объяснил причину вызова и т.д.

Обратить внимание детей на то, что взрослым врача вызывают из взрослой поликлиники, а в экстренных случаях – «скорую».

3. Воспитатель. А сейчас мы с вами отправимся на «Станцию скорой помощи». Кто знает, что такое «Станция скорой помощи»? Город наш большой, в нём много жителей, и одновременно заболеть могут сразу несколько человек. Тогда поспешат машины «скорой помощи» в разные концы нашего города. Давайте посмотрим, как быстро едут машины «скорой помощи» к больным.

* Игра для пальчиков «Помощь скорая как птица по шоссе к больному мчится» (К рифлёному карандашу привязана верёвочка, другой её конец привязан к машинке «скорой помощи». Дети в руках крутят карандаш, накручивая верёвочку – чья «скорая помощь» быстрее приедет к больному).

4. Воспитатель. К нам в гости приехала доктор Здравинка. Рис.2.

Здравинка . Здравствуйте, ребята. Все ли вы здоровы? Нет ли у вас шишек, ссадин, порезов? Вы бережёте своё здоровье? Слышала я, что недавно Саша дома баловалась с братиком и прищемила палец дверью. А Лера дома обожгла руку горячим чайником. Врачи несомненно помогут вам справиться с бедой, но до их прихода необходимо оказать Рис.2. Доктор Здравинка .

пострадавшему первую помощь. Зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь. Я хочу сегодня поговорить с вами о травмах и как оказать первую помощь при несчастных случаях. А поможет нам в этом моя аптечка и волшебная книга.

а) Рассматривание содержимого аптечки.

*Д/у «Для чего это надо?».

(бинт, вата, перекись водорода, зелёнка, йод, лейкопластырь, ватные палочки, таблетки)

Это перекись водорода. Она нужна для промывания ран.

– Это зелёнка. Она нужна для смазывания ран, чтобы убить микробы.

– Это пластырь. Он нужен для заклеивания ран. И т.д.

Обратить особое внимание детей на то, что таблетки назначает только врач, самим ни в коем случае нельзя их есть, а обработку ран производят только чистыми руками.

б) Рассматривание и чтение книги доктора Здравинки.Рис.3.

1 страница.

Гордо ехал мальчик Петя

На своём велосипеде,

А потом лихачить стал –

Руль руками не держал!

И свалился на дорогу,

Ободрал себе он ноги,

Рис.3. Книга доктора Здравинки . Колени руками зажал,

«Ой, как больно!» закричал.

Чтоб паденья избежать,

надо крепко руль держать!

– Ребята, Петя поранил себе колени. Ему надо помочь. Как?

Ссадина, ранка : 1.Сказать взрослому.

2. Промыть ранку перекисью водорода.

3. Смазать вокруг ранки йодом или зелёнкой (эти жидкости убивают микробов).

4. Заклеить лейкопластырем, забинтовать чистым бинтом.

-Кто сыграет роль Пети, получившего травму при падении с велосипеда? *Практическое выполнение оказания первой помощи: обработка перекисью водорода, смазывание краёв ссадины йодом, накладывание повязки (на колени приклеивается липкая красная пленка, можно одно колено забинтовать, а другое заклеить пластырем).

2 страница.

На качелях качался Ваня,

К нему подбежала Таня,

Качели взлетели и вот –

Танюше ударили в лоб.

Представьте, что вы оказались на месте Тани. Что вы будете делать?

Ушиб: 1. Сказать взрослому.

2. Приложить к ушибленному месту что-нибудь холодное.

*Д/и «Выбери предмет для прикладывания к ушибленному месту».

На столе различные предметы: ложки, линейки, кружки (деревянные, металлические, пластмассовые), шпатель, монета, носовой платок, совочек, коробочка и т.д.). Дети выбирают предмет и прикладывают его ко лбу. Почему именно этот предмет вы выбрали? Как можно использовать носовой платок при ушибе? (намочить его холодной водой).

3 страница.

Вот так носик у Алёны –

Кровь вдруг стала капать.

Ситуация знакома?

Но не надо плакать.

Что вы посоветуете Алёнке?

Кровь из носа : 1. Сказать взрослому.

2. Сесть, опустив подбородок.

3. Приложить холод к носу.

4. Держать у носа платок (взрослый: поместит в ноздрю тампон с перекисью водорода).

*Упражнение для пальчиков «Скрути тампон».

Детям предлагается попробовать скрутить тампончик из ваты. Напомнить, что делать это надо чистыми руками.

4 страница.

На улице сильный мороз,

Кусает он щёки и нос.

Но Ваня домой не идёт,

Гуляет весь день напролёт.

И вот пальцы рук онемели,

Не знает он, что же делать.

Ребята, а вы знаете, что делать?

Обморожение: 1. Сказать взрослому.

2. Осторожно растереть обмороженное место рукой, чистым платком, пока не порозовеет. Растирать снегом нельзя!

3. Вернуться в тёплое помещение (попить горячего чая).

Что нужно сделать, если просто почувствовали, что вам холодно? (попрыгать, побегать )

Замёрзли пальчики немножко,

Мы их просто разотрём, / трут пальчиками друг по другу

И похлопаем в ладошки, / хлопают

Тёплый воздух в них вдохнём. / ладони лодочкой, вдох носом, выдыхание через рот в ладони

Если носик, щёчки тоже / показывают указ. пальцами на нос и щёки

Замерзают на морозе, / прижали ладони к щекам

Аккуратно их потрём, / трут щёки

Но не снегом, а рукой. / трут нос

Если холодно ногам – / перекатываются с пятки на носок

Бегать, прыгать надо нам. / бегут и прыгают на месте

Если всё же ты замёрз – / обнимают себя

Уходи с прогулки прочь! / шагают к стульчикам и садятся

5 страница.

У огня игрался Коля

И игрою был доволен.

А когда огонь обжёг,

Боли выдержать не мог –

Он от боли закричал

Маме жаловаться стал.

– Хорошо, что Коля побежал к маме. Как вы думаете, что мама посоветует Коле?

Ожёг: 1. Сказать взрослому.

2. Подставить под струю холодной воды (15 мин).

5. Здравинка . С некоторыми ребятами из моей книжки случились неприятности, потому что они не соблюдали осторожность, не берегли своё здоровье. А вы тоже такие?

Воспитатель. Наши ребята сейчас исполнят песню про непослушных ребят и про себя.

Песня с движениями «Непослушные ребята». /Автор Петрова С.А./

Непослушные ребята как-то раз пошли гулять- /шагают на месте

Кто на дерево забрался, а кто камни стал кидать. /изображают «по тексту»

По забору ходит Петя, а по лужицам Фома, /руки в стороны, идут по одной линии;

«шлёпают»…

Взяли стёкла где-то дети и играют в них друзья, /удары горизон. ладонями др. по

др.+жонглиров.

Чем закончилась прогулка, нам не трудно угадать, /разводят руки в стороны

Непослушные ребята не должны одни гулять. /грозят ук.пальц. лев. и пр. руки

по очереди

Нории мокрые от лужи, с пальца кровь из-за стекла, /показ на ноги. + указ.палец вверх

Шишки, ссадины, ушибы …- погуляла детвора! /руки:на лоб,колени,спину+развод.руками

Мы ребята не такие, и гуляем хорошо. / пружинка

Ну, а если что случилось, то исправимся легко, /покачивание в стороны

Помощь первую окажем, к воспитателю пойдём, /шагают вперёд

Мы себе всегда поможем и других не подведём. /возвращаются назад, хлопая

6. Доктор Здравинка благодарит детей за песню и хочет проверить, как дети усвоили правила оказания первой помощи:

*Д/и «Помоги попавшим в беду» (к картинке, отображающей конкретный несчастный случай, ребёнок подбирает карточки с изображением необходимой первой помощи). Рис.4. Рис. 4 . Карточки.

Здравинка . Вы, ребята, должны учиться,

К совершенству приёмов стремиться,

Для того, чтобы знать и уметь

Как беды избежать, уцелеть.

Если с тобою случится беда –

Взрослым рассказывай всё и всегда.

Раны надо мазать йодом,

При простуде – чай пить с мёдом.

И запомните – лекарства

Без врача давать опасно.

Но можно доверить любому ребёнку

Пластырь и йод, бинты и зелёнку.

Доктор Здравинка прощается и желает детям быть всегда здоровыми.

7. Воспитатель подводит итоги занятия, интересуется, что больше всего запомнилось и понравилось детям.

Открытый урок по ОБЖ

Первая медицинская помощь

Учитель начальных классов

Седенкова Марина Юрьевна

Форма проведения урока: практический урок по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

Цели и задачи урока:

    Образовательные:

    • Научить учащихся оказывать первую помощь и самопомощь при несчастных случаях;

      учить осмысленно воспринимать и конкретно представлять игровые задачи (ситуации), самостоятельными (собственными) силами и действиями подкреплять ход их решения.

    Развивающие:

    • способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознать и упреждать опасности, необходимости сознательного становления учащихся как квалифицированных советчиков, консультантов и первых «докторов» в экстремальных ситуациях;

      развивать логическую мыслительную и лаконично грамотную практическую деятельность учащихся посредством форм и приемов сюжетно-ролевой, интеллектуальной, состязательной, тренинговой игры, использования наглядно-образных средств воздействия на их чувственные органы и умственные катализаторы;

      позволить учащимся проявить себя в умственных стремлениях, знаниях, мудрости, способностях с учетом проблемы личносто-ориентированного подхода и индивидуализации учебного процесса.

    Воспитательные:

    • повлиять на отношение учащихся к процессу милосердия и помощи как закономерному поведению и явлению бескорыстного оказания спасения нуждающимся;

      формировать потребность нести людям добро, чуткость, внимание, предупредительность, выполнения человеческого долга, систему нравственных качеств и мотивов помощи и взаимопомощи, сочувствия и сопереживания по отношению ко всем людям в любых ситуациях, особенно в экстремальных;

      создать атмосферу творческого применения знаний и умений, творческой работы в коллективе, интеллектуальной убежденности в своих знаниях и навыках.

Межпредметные связи (интегрирование):

    Обеспечивающие: развитие речи, физическую подготовку

    Обеспечиваемые:

    • медицинской терминологией, заботой о своем здоровье;
      анатомическими сведениями и знаниями о физиологическом развитии человека, его взаимосвязи с природой, средой обитания;

      физических упражнений и способов транспортировки, требующих физических усилий и подготовленности;

      условиями социальной адаптации учащихся в жизни (в окружающей среде – на улице, в школе, на природе, дома).

Методическое обеспечение урока:

Презентация «Первая помощь», электронные физминутки

Раздаточный материал:
1. Перевязочный материал
2. Кровоостанавливающий жгут
3. Приспособление для ИВЛ
4. Антисептические средства
5. Подручные материалы

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Ребята, подарим друг другу добрые улыбки. Искренняя улыбка – успех в любой работе. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают при любых обстоятельствах. Знания и практические навыки, которые вы получите сегодня, пригодятся вам, чтобы помогать окружающим вас людям и самому себе, если с вами произойдёт несчастный случай. Тема нашего занятия: «Первая медицинская помощь при несчастных случаях»

2. Актуализация знаний

Учащиеся читают стихотворение:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, поддержка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

Ребята, давайте вместе определим, что означает понятие «несчастный случай». Какие случаи относятся к несчастным? (Ответы детей)

Обратимся за справкой: «Несчастный случай – нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения». Как вы считаете, что нужно делать, если произошёл несчастный случай? (Ответы детей)

В первую очередь необходимо вызвать врача. Но, к сожалению, врач не всегда может быстро приехать. Именно в таких случаях каждый из вас должен уметь до прихода медиков сделать всё возможное, чтобы облегчить боль, спасти жизнь пострадавшего, помешать ухудшению состоянию пострадавшего. Это мы и называем первой помощью. А теперь подскажите, какая помощь называется самопомощью? (Та, которую мы оказываем самим себе)

3. Физминутка (музыкальная, презентация)

4. Работа по теме урока

Обратимся за справкой: 30 минут умеренной физической активности в день улучшают здоровье и предупреждают болезни. Чтобы движение приносило вам пользу и сохраняло здоровье, нужно правильно выполнять упражнения и не допускать несчастных случаев.

(Раздаётся стук в дверь. Входят три ученика)

Что случилось с вами, ребята?

(Учащиеся жестами объясняют ситуацию)

Ребята, вам повезло: у нас в гостях мама-доктор. (Обращаясь к доктору) Осмотрите, пожалуйста, наших пострадавших.

Доктор. У нас трое пострадавших с диагнозами: кровотечение из носа, ушиб, соринка в глазу. Сначала надо удобно посадить всех пострадавших. Как вы считаете, ребята, кому из пострадавших нужно оказать помощь в первую очередь? (Тому, у кого кровотечение из носа)

Слайд – памятка

    При кровотечениях из носа надо посадить пострадавшего так, чтобы его голова была наклонена вперёд.

    Положить на нос холодную примочку, попросить пострадавшего дышать ртом, а затем сжать рукой нос чуть пониже переносицы (на 3 мин.)

    Запрокидывать голову назад нельзя, так как иначе кровь может попасть в дыхательные пути.

    После остановки кровотечения пострадавшему нужно спокойно посидеть, чтобы кровотечение не возобновилось.

(Ребята оказывают самопомощь при кровотечении (закрепляют навыки).)

Доктор. Молодцы, вы сможете оказать себе первую помощь при кровотечениях из носа.

А теперь второй несчастный случай – соринка в глазу.

Доктор. Запомним правила первой помощи при попадании инородного тела в глаз.

Слайд – памятка

Правила первой помощи при попадании инородного тела в глаз.

    Посадить пострадавшего лицом к свету, разомкнуть веки и осмотреть глаз.

    Удалить соринку влажным концом чистого носового платка. Если нет платка, попробуйте промыть глаз водой.

    Дать указание пострадавшему поморгать, обильные слёзы помогут вымыть соринку из глаза.

Обратимся за справкой. Глаза – главные помощники человека, брови, ресницы и веки служат не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Чтобы глаза служили нам как можно дольше, их нужно беречь.

Игра «Да – нет». Если согласны с правилом, то говорите «да», не согласны – «нет»

    Умываться по утрам.

    Смотреть телевизор, сидя близко к нему.

    Следить, чтобы при чтении и письме свет освещал страницу.

    Смотреть на яркий свет.

    Пользоваться чужими очками.

    Делать гимнастику для глаз.

    Физкультминутка для глаз. (Электронная)


Глаза – зеркало души. Берегите своё зрение, ребята.

    Продолжение работы.

Доктор. У нас остался последний несчастный случай – внутреннее кровотечение (ушиб).

При внутреннем кровотечении надо охладить повреждённое место, положить на него лёд или смоченную водой повязку. Если нет воды, можно использовать холодные предметы. В старину прикладывали на больное место медные пятаки. Какие ещё предметы можно использовать, чтобы предотвратить внутреннее кровотечение? (ложку, ответы детей)

Запомните. Водой рану промывать не следует. Ни в коем случае нельзя прикладывать к ней землю или грязные листья, так как это чревато возникновением таких грозных заболеваний, как гангрена и столбняк. Любая, даже самая пустяковая царапина, если её своевременно не продезинфицировать, может привести к развитию гнойной инфекции.

Если рана более глубокая или сильно загрязнена, то после наложения повязки пострадавшего надо немедленно доставить в медицинское учреждение. Там ему окажут квалифицированную помощь.

6. Закрепление.

- Почему мы рассмотрели именно эти несчастные случаи? (Они часто встречаются)

Мы оказали нашим пострадавшим первую помощь. Важно не только знать правила первой помощи, но и уметь вовремя оказывать помощь, используя подручные средства, если поблизости нет медикаментов.

Отправляясь в поход, поездку, в лес за грибами, на велосипедную прогулку обязательно нужно брать с собой аптечку. В аптечке должен быть минимум средств для оказания в случае необходимости первой медицинской помощи или самопомощи.




На случай травм и порезов необходимо иметь:

    Резиновый жгут для остановки кровотечения;

    Стерильные бинты и салфетки;

    Бактерицидный пластырь;

    Липкий пластырь;

    Настойку йода;

    Перекись;

    Синтомициновая эмульсия на случай ожогов или обморожений;

Всем понятно, что лекарства

Без врача давать опасно.

Но можно доверить любому ребёнку

Пластырь и йод, бинты и зелёнку.

Загадки

    Спиртовой раствор зелени бриллиантовой, употребляемый для смазывания ран. (Зелёнка)

    Пушистая волокнистая масса, из хлопка, употребляемая в медицине. (Вата)

    Кусок ткани в виде длинной ленты для лечебной повязки. (Бинт)

    Лепёшечка прессованного лекарственного порошка. (Таблетка)

    Термометр. (Градусник)

    Ткань, покрытая лекарственной массой, которую прикладывают к ранам. (Пластырь)

    Органические вещества, необходимые для жизнедеятельности: A, B, C, D и др. (Витамины)

    Спиртовой раствор вещества тёмно-коричневого цвета, используемый для смазывания ран. (Йод)

    Набор лекарств для оказания первой помощи или несложного домашнего лечения. (Аптечка)

7. Итог.

Что вы запомнили на уроке?

О чём захотелось узнать больше?

Занятие 1 (4 ч.)

Тема: Понятие о неотложных состояниях. Классификация травм. Ушибы, ранения, укусы животных, кровотечения.

Цель: познакомиться с понятиями и отработать мануальные (выполняемые руками) навыки оказания первой помощи при перечисленных состояниях.

НЕОТЛОЖНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ в медицине называются те, при которых требуется немедленная помощь. При ее отсутствии происходят изменения органов и тканей организма, ведущие к смерти или инвалидности.

Среди неотложных состояний, при которых должна быть оказана доврачебная медицинская помощь, на одном из первых мест стоят различные травмы.

Травма - это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия.

Травмы бывают:

А) механические (ушибы, раны, вывихи, растяжения, переломы);

Б) химические (ожоги кислотами и щелочами);

В) психические (испуг, трагическое известие);

Г) электротравмы (удар электрическим током, попадание молнии);

Д) термические (ожоги, отморожения, солнечный и тепловой удары).

Ушибы - это внутренне повреждение тканей организма.

Ушибы возникают в результате резкого воздействия большой силы.

Последствия ушиба - нарушение целостности сосудов без повреждения кожи, внутреннее кровоизлияние.

Первые признаки: боль, припухлость и покраснения на месте ушиба.

Внимание! При ушибах внутренних органов (сердца, почек, печени и др.) единственным признаком может быть боль.

Первая помощь: уменьшить степень кровоизлияния и снизить ощущение боли.

СПОСОБ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: приложить к ушибленному месту предмет, имеющий температуру ниже температуры кожи (температура кожи от 34 до 35°). Можно приложить лед, снег, емкость с холодной водой, мокрую холодную ткань, металлическую ложку.

ПОМНИТЕ: чем скорее вы охладите место ушиба, вызвав спазм (сжатие) пораженных сосудов, тем легче будут последствия травмы.

Внимание! При подозрении на ушибы внутренних органов немедленно обратитесь к врачу.

Раны - это открытые повреждения мягких тканей. Раны бывают колотые, резаные, рубленые, рваные, огнестрельные, укушенные.

Тяжесть последствий ранения зависит:

А) от места ранения;

Б) от глубины раны;

В) от степени загрязнения;

Г) от вида микроорганизмов, попавших в рану. Ранение кожи может пройти без видимых последствий. Ранение мозга всегда имеет тяжелые осложнения, вплоть до глубокой инвалидности или смерти. Лечение глубоких ран требует дополнительного хирургического вмешательства. Кожа и слизистые оболочки препятствуют проникновению инфекционных агентов и ядовитых веществ в кровяное русло. Инородные тела (частицы земли, песка, растительная пыль и пр. провоцируют воспалительную реакцию на месте внедрения. Попадание некоторых микроорганизмов (например, возбудителя столбняка) смертельно для человека.

Первые признаки ранения: нарушения целостности покровов (кожи или слизистой), кровотечения различной силы, боль.

Первая помощь: очистить рану и прекратить контакт внутренних тканей с внешним миром.

СПОСОБЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: в случае загрязнения очистить рану, промыв ее перекисью водорода или чистой водой, смазать край антисептическим средством, по возможности сблизить края и закрыть поверхность раны тканью или пластырем. Перевязать.

ОЧЕНЬ ВАЖНО: не мажьте йодом мягкие ткани внутри раны, вы можете их сжечь.

ПОМНИТЕ: если в походных условиях вам необходимо промыть рану, а холодной кипяченой воды нет, бросьте в емкость с любой водой горсть древесного угля или окуните в нее горящую головешку. Вода будет мутной, но безопасной и приобретет слабые антисептические свойства. Если у вас нет антисептиков для обработки раны, приложите к поврежденному месту чистый лист подорожника или кашицу из крапивы. Эти растения снижают кровотечения и обладают противомикробным действием.

Укушенные раны обрабатывают так же, как и все остальные. Нужно помнить, что укушенные раны всегда инфицированы слюной, при таких ранах обязательны госпитализация и обследование животного на наличие бешенства.

Внимание! Если рана очень обширна, не проводите первичную обработку, просто наложите повязку и как можно скорее обратитесь к врачу.

Кровотечения - это потеря крови в результате нарушения целостности сосудов.

Различают:

Артериальное кровотечение возникает при повреждении артерий. Самое опасное! Ярко-алая кровь вытекает пульсирующей струёй. Артериальное кровотечение может быстро привести к большой потери крови и смерти.

Первая помощь. Успокоить пострадавшего и остановить кровопотерю.

СПОСОБ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: сжать артерию путем максимального сгибания конечностей или наложить жгут. Можно попытаться прижать артерию к кости (см. рис. 3).

Жгут накладывают выше места ранения. Под жгут подкладывают тонкую ткань и записку с указанием времени наложения жгута. Если транспортировка больного в лечебное учреждение длится более 2 ч, то жгут снимают на несколько секунд, чтобы восстановить кровоток в тканях и не допустить их омертвения. Затем жгут накладываю! снова.

Венозное кровотечение возникает в результате повреждения вен. Из раны вытекает непрерывная струя крови темно-вишневого цвета.

Первая помощь: успокоить пострадавшего (сильное кровотечение у некоторых людей вызывает бурную эмоциональную реакцию испуга, иногда превосходящую тяжесть поражения) и прекратить отток крови.

СПОСОБ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: наложить на рану давящую повязку из нескольких слоев марли, ваты и бинтов. Кровотечение уменьшится, если поврежденную часть тела держать в приподнятом по отношению ко всему туловищу положении. Жгуты при венозном кровотечении не накладывают.

Капиллярное кровотечение. Возникает при поверхностном ранении, кровь вытекает из раны по каплям.

Первая помощь. Остановить кровоток.

СПОСОБ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: после обработки раны наложить повязку.

Рефлексия алгоритма занятия

1. Вы убедились, что вам понятна тема.

2. Вам известен перечень манипуляций, которые нужно освоить.

3. Вы понимаете, что применять освоенные навыки придется в экстремальных ситуациях, и это потребует особой собранности и концентрации воли.

4. Вы осознали, что от степени вашей сегодняшней подготовки может зависеть ваша или чужая жизнь.

5. Вы помните, что если травму получил ребенок, у вас нет права на внешнее проявления испуга.

6. В случае травмы у ребенка вы прежде всего снимете стрессовую реакцию ученика.

7. Вы хорошо освоили все мануальные действия и готовы в случае необходимости воспользоваться вашими знаниями и умениями.

8. Вы понимаете, что эта тема значима для вас как для специалиста, как для человека.

Под руководством педагога проделайте манипуляции.

Поставьте себе оценку за работу и сравните ее с оценкой педагога. Оценивая себя, ответьте на вопросы:

Знаю ли я, что такое неотложные состояния?

Умею ли я рефлексировать свое поведение при неотложных состояниях?

Имею ли я понятие о различных видах травм?

Известно ли мне, к какому виду травм относятся ушибы, ранения, укусы животных, кровотечения, что их характеризует?

Знаю ли я, как оказать помощь при любом из этих состояний, и умею ли выполнять необходимые манипуляции?

Могу ли я оказать помощь ребенку? В чем особенности этой помощи? В чем отличие от помощи взрослым?

Могу ли я научить своих учеников тому, что умею сама?

Вас не должно огорчать, если в результате кропотливой работы вы все же не достигли абсолютно положительного результата, не на все вопросы ответили «да». Это не неумение работать, не неуверенность в себе, это критическое отношение и осторожность. И то и другое необходимо каждому, ибо самодовольство опасно!

Это занятие было самым трудным, так как вы работали по новой схеме. В дальнейшем вам будет легче.

Задание: выпишите в тетрадь все известные вам антисептические средства, применяемые для обработки ран (йод, бриллиантовая зелень, слаборозовый раствор марганцового калия, перекись водорода..?)

Занятие 2 (4 ч.)

Тема: Повреждение костно-суставного аппарата. Травмы черепа.

Цель: познакомиться с понятиями и отработать мануальные навыки оказания первой помощи при различных видах перечисленных состояний.

Материал для самостоятельной подготовки к занятию.

Различают следующие виды повреждений костно-суставного аппарата:

А) растяжение связок;

Б) вывихи;

В) закрытые переломы со смещением отломков и без смещения;

Г) открытые переломы разной степени тяжести;

Д) травмы черепа.

Растяжение связок - нарушение эластичности связочного аппарата. Причина растяжения - прыжок, падение, поднятие тяжестей, некоординированное движение.

Первые признаки: боль, припухлость, затруднение движения в поврежденном месте.

Первая помощь. Охлаждение, фиксация, покой.

СПОСОБЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: в зависимости от места поражения накладывается тугая повязка определенного вида, пораженное место переводят в возвышенное по отношению к туловищу положение, прикладывают холод.

Вывихи - это смещение суставных отделов костей. При вывихе нарушается целостность суставной сумки, иногда разрываются связки. Причины те же, что и у растяжения.

Первые признаки: боль, нарушение движения в суставе, изменение формы. При вывихе межпозвонковых суставов может быть сдавление спинного мозга и, как следствие, нарушение функций тазовых органов и нижних конечностей. При вывихе нижнечелюстного сустава нарушается мимика лица.

Первая помощь. Создать покой, снизить боль, НЕ ПЫТАТЬСЯ ВПРАВЛЯТЬ ВЫВИХ. ЭТО ОБЯЗАННОСТЬ ВРАЧА!

СПОСОБ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: в состоянии максимального комфорта доставить больного в лечебное учреждение.

ВНИМАНИЕ: резкая сильная боль, сопровождающая вывих, очень пугает ребенка. Боль и страх могут стать причиной травматического шока.

Травматический шок - это опасное для жизни состояние, характеризующееся расстройством деятельности центральной нервной системы, кровообращения, обмена веществ. Первая короткая фаза шока длится 10-15 мин и отличается повышенным возбуждением пострадавшего, вторая характеризуется резкой заторможенностью при сохранении сознания. Пульс ослабляется, дыхание урежается. Больного необходимо согреть, можно дать теплое питье. Обращаться с больным нужно очень бережно, не делать лишних движений, снизить уровень шума.

Рис.4 Виды повязок и наложение шин

Рис.5 Наложение шин при переломах

Переломы - это нарушение целостности кости. Переломы бывают открытыми с наружным кровотечением и повреждением мягких тканей и закрытыми. Закрытые могут быть как со смещением отломков так и без него.

Признаки перелома: боль, припухлость, кровоподтек, подвижность в нетипичном месте, нарушение функции. При повреждении ребер возникают боль и затруднение дыхания. При переломе костей таза нарушаются функции тазовых органов, движения в нижних конечностях. Переломы могут сопровождаться травматическим шоком.

Первая помощь. Зафиксировать отломки, создать покой, доставить в медицинское учреждение

СПОСОБЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: достижение неподвижности в месте перелома снижает боль и уменьшает возможность смещения отломков. Место перелома фиксируется шинами различных конструкций (см. рис. №№ 4, 5) или подручными средствами.

Задание: запишите в тетрадь, какие предметы могут быть использованы учителем для оказания экстренной помощи при переломе у ребенка:

А) в условиях классной или игровой комнаты;

Б) во время прогулки.

Задача: во время прогулки ребенок 7 лет получил тяжелую травму. У мальчика открытый перелом голени. Кровь вытекает пульсирующей струёй, рана загрязнена, виден костный надломленный край. Вместе с вами на прогулке еще двадцать детей.

Согласны ли вы, что алгоритм действий должен быть следующим:

1. Попросить детей построиться в пары, взять друг друга за руки, встать спинами к пострадавшему.

2. Из деталей одежды (ремень, косынка, шарф, разорванная майка) наложить жгут.

3. Во время оказания помощи разговаривать с детьми спокойным голосом.

4. Двух мальчиков и двух девочек послать за помощью, четко определив маршрут. Маршрут должен быть безопасным.

5. Двум мальчикам и двум девочкам поручить искать предметы, которые могут заменить шины.

6. Закрыть рану тканью.

7. Попросить двух детей подойти к пострадавшему (выбор не должен быть случайным).

8. Наложить шину из подручных материалов.

9. При отсутствии помощи и необходимости транспортировать больного из предметов детской одежды сделать носилки. Прочно завязать узлы!

10. С помощью детей переложить больного на носилки. Порядок: мальчики перекладывают больного, взрослый поддерживает ногу.

11. Определить место каждого ребенка в «носилочном строю», разделив детей на две группы. Место взрослого возле головы.

12. Во время остановок для смены «носильщиков» носилки на землю не опускать.

Самое главное: чтобы не попасть в подобную ситуацию, не оставайтесь с детьми наедине в удаленных от общественной жизни местах.

Вероятно, во время разбора задачи у вас возникнут предложения или вопросы. Обсудите их с педагогами и сокурсниками.

Дайте логическое объяснение алгоритма. Привлекайте свои знания по психологии детей.

Травмы черепа (сотрясение и ушиб головного мозга, перелом костей черепа).

Сопровождаются потерей сознания, тошнотой, рвотой, сильными головными болями, головокружением. Часто, придя в сознание, больной не помнит что с ним произошло.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ДО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО медицинского обследования - полный покой и холод на голову.

ОЧЕНЬ ВАЖНО, чтобы даже незначительные травмы черепа не проходили незамеченными. Помните, что ушибы опасны внутренними кровотечениями. Особенно опасны травмы височной и затылочной областей черепа, так как в этих местах мозг защищен несколько хуже, чем в теменной и лобной частях. При прямом ударе в лицевую часть черепа помимо переломов носа и скуловой кости, что проявляется сразу, может быть скрытый перелом основания черепа.

ПРИЗНАКИ ПЕРЕЛОМА ОСНОВАНИЯ ЧЕРЕПА -через некоторое время после получения травмы вокруг глаз появляются темные круги - «симптом очков». Этот симптом тем более важен, что больной особых жалоб не предъявляет.

Первая помощь. Немедленно обратиться к врачу.

Рефлексия алгоритма занятия.

Перепишите вопросы алгоритма из занятия 1. Проведите рефлексию. На занятии 2 вы прежде всего должны освоить следующие виды повязок:

1. Восьмиобразная повязка на голеностопный сустав (см. рис. 7).

2. Повязка на область пятки (см. рис. 6).

3. Спиральная повязка на палец (см. рис. 6).

4. Крестообразная повязка на кисть (см. рис. 6).

5. Спиральная повязка на локтевой сустав (см. рис. 6).

6. Косыночная для поддержания руки в правильном положении при повреждении костей предплечья и кисти (см. рис. 6).

Часто травма не препятствует посещению школы, и педагогу приходится поправлять повязки в течение учебного дня.

Конспект занятия «Оказание первой медицинской помощи»

Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Луховицы.
Описание материала: представляю вашему вниманию конспект занятия «Оказание первой медицинской помощи», которое направлено на приобретение знаний и навыков у ребят по оказанию первой медицинской помощи. Данный материал будет полезен начинающим педагогам дополнительного образования, работающим в направлении туризма. Возраст детей 12-15 лет.
Цель: Ознакомление ребят с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.
Задачи:
- воспитывать желание быть здоровым, чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь пострадавшим.
- довести до понимания детей, что зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь.
- ознакомить с приёмами оказания первой помощи применительно к характеру полученного пострадавшим повреждения.
- развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте ребята!
На сегодняшнем занятии мы с вами будем говорить, и учится, как правильно оказать первую медицинскую помощь пострадавшему. Ведь не всегда скорая помощь может быстро приехать, а тем более в лесу не всегда быстро найти указанное место. Поэтому мы должны быть готовыми к разным ситуациям и сами уметь оказать первую медицинскую помощь. А также знания приобретенные на данном занятии вам может пригодится, как в жизни так и в туристских слетах.
Я предлагаю взять свои блокноты и ручки.

Основные признаки ушибов - боль, припухлость и кровоподтек на месте ушиба. Оказывая первую помощь, необходимо на место ушиба приложить холодную примочку, наложить давящую повязку из бинта и ваты. Если во время ушиба получены ссадины и царапины, кожу следует смазать настойкой йода и наложить повязку из стерильного бинта.
Очень опасны ушибы головы, грудной клетки и живота. Признаками таких ушибов является головная боль, головокружение, тошнота, рвота, кровохарканье, потеря сознания, боли в груди, в животе.
При оказании первой помощи в этих случаях необходимо пострадавшего уложить и создать полный покой или немедленно направить его на медицинский пункт.

Любое ранение опасно потерей крови, загрязнением и заражением.
При оказании первой помощи необходимо:
-обнажить место ранения;
-смазать края раны настойкой йода, при этом нужно следить за тем, чтобы йод не попал в рану;
-наложить повязку из стерильного бинта (индивидуальный перевязочный пакет или малая асептическая повязка). При этом нельзя касаться раны руками, промывать водой или другими жидкостями, удалять из раны куски одежды.
Если кровотечение из ран на конечностях обильно, следует наложить специальный жгут (имеется в аптечке) или жгут-закрутку из подручных средств (носовой платок, брючный ремень и пр.).
При наложении жгута соблюдать следующие правила:
-жгут накладывать поверх одежды несколько выше места ранения;
-не чрезмерно перетягивать конечность, мерой сдавливания служит исчезновение пульса ниже наложения жгута или прекращение кровотечения;
-после наложения жгута перевязать рану;
-на жгуте сделать запись с указанием времени наложения;
-нельзя оставлять жгут на конечности более 1,5-2 часов.
После наложения жгута пострадавшего нужно немедленно отправить в больницу.

Тепловой и солнечный удар.

Тепловой удар - следствие перегревания организма. Признаками его являются головная боль, «потемнение в глазах», тошнота, рвота, повышенная потливость, поверхностное дыхание, боль в спине и ногах, потеря сознания.
При солнечном ударе могут быть внезапные потеря сознания и судороги.
При оказании первой помощи необходимо в обоих случаях:
перенести пострадавшего в тень;
придать ему полу сидячее положение;
расстегнуть воротник и ремень или снять стесняющую одежду;
смочить грудь и голову холодной водой;
дать пить холодную воду;
при отсутствии дыхания применить искусственное дыхание.Ожоги могут быть тепловые, химические и электрические.
При оказании первой помощи при тепловых ожогах необходимо:
-осторожно обнажить место ожога, не удаляя с его поверхности куски одежды, ткани и др.;
-наложить повязку из стерильного бинта или малую асептическую повязку;
-тепло укрыть пострадавшего.
Смазывать вазелином, жирами место ожога, вскрывать пузыри категорически запрещается.

Переломы

Перелом - это нарушение целостности костей. Признаками перелома являются: припухлость, резкая болезненность в зоне перелома.
Переломы костей могут быть закрытыми и открытыми.
При всех переломах требуется иммобилизация, т. е. обеспечение покоя в месте перелома с помощью неподвижных повязок с шинами.
Первая помощь при закрытых переломах конечностей, когда есть подручные средства (доски, куски фанеры, длинные палки, саперные лопаты и т. д., могущие заменить специальные шины), оказывается следующим образом:
-при переломе фаланг пальцев - шину из узенькой щепки, обернутой ватой или бинтом, положить на тыльную или ладонную поверхность пальца так, чтобы она шла по всей длине и дальше от лучезапястного сустава, шину при­бинтовать бинтом;
-при переломе костей кисти - шину шириной с ладонь положить на’ кисть и предплечье, от основания пальцев до локтевого сустава и затем забинтовать её;
-при переломе костей предплечья - наложить шину от кончиков пальцев до локтевого сустава включительно, руку согнуть в локте и подвесить на косынку, ремень или отрезок бинта;
-при переломе плеча - руку согнуть в локте и наложить две шины: одну - на наружную, другую - на внутреннюю поверхность плеча, затем руку повесить на ремень или отрезок бинта;
-при переломах бедра - одну шину длиной от подмышек до пятки сложить снаружи, другую - от паха до пятки - по внутренней поверхности бедра и голени;
-при переломах костей голени - две шины длиной от середины бедра до пятки наложить на наружную и внутреннюю поверхности ноги (все шины накладываются поверх обмундирования);
-при переломе ключицы - прибинтовать руку, согнутую в локтевом суставе, к туловищу;
-при переломе ребер - туго забинтовать грудь в положении выдоха;
-при переломе костей таза и позвоночника - пострадавшего уложить на спину, подложив под спину доски, слегка согнуть ноги в коленях, подложить под колени скатку одежды, плащ-палатку, свернутый спальник, затем туго забинтовать таз.
Когда нет из подручных средств шин, при переломах костей конечностей необходимо:
-при переломах на верхних конечностях - прибинтовать согнутую в локте руку к туловищу;
-при переломах на нижних конечностях - прибинтовать поврежденную ногу к здоровой.
При открытом переломе нужно:
-обнажить место перелома;
-смазать края раны настойкой йода;
-наложить на рану повязку из стерильного бинта с ватой или малую асептическую повязку;
-иммобилизовать кости, как при закрытых переломах;
-тепло укрыть пострадавшего.

Искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ).

Проводится в тех случаях, когда пострадавший не дышит или дышит очень плохо (редко, судорожно, как бы со всхлипыванием), а также, если его дыхание постоянно ухудшается.
Наиболее эффективным способом ИВЛ является способ «изо рта в рот» или «изо рта в нос» , так как при этом обеспечивается поступление достаточного объёма воздуха в лёгкие пострадавшего. Вдувание воздуха можно производить через марлю, платок.
Этот способ позволяет легко контролировать поступление воздуха в лёгкие пострадавшего по расширению грудной клетки после вдувания и последующего спадания её в результате пассивного выдоха.
Для проведения ИВЛ пострадавшего следует уложить на спину, расстегнуть стесняющую дыхание одежду.
Прежде чем начать ИВЛ, необходимо в первую очередь обеспечить проходимость верхних дыхательных путей, которые в положении на спине при бессознательном состоянии всегда закрыты запавшим языком. Кроме того, в полости рта может находиться инородное содержимое (рвотные массы, соскользнувшие протезы, песок, ил, трава и т. д.), которые необходимо удалить пальцем, обёрнутым тканью или бинтом.
После этого расположиться нужно сбоку от головы пострадавшего, одну руку подсовывает под шею пострадавшего, а ладонью другой руки надавливает на его лоб, максимально запрокидывая голову. При этом корень языка поднимается и освобождает вход в гортань, а рот пострадавшего открывается. Затем нужно наклониться к лицу пострадавшего, сделать глубокий вдох открытым ртом, полностью плотно охватить губами открытый рот пострадавшего и делаете энергичный выдох, с некоторым усилием вдувая воздух в его рот; одновременно закрываете нос пострадавшего щекой или пальцами руки, находящейся на лбу. Если у пострадавшего хорошо определяется пульс и необходимо только ИВЛ, то интервал между искусственными вдохами должен составлять 5 секунд «12 дыхательных циклов в минуту».
ИВЛ прекращают, когда пострадавший выходит из бессознательного состояния и у него появляется самостоятельное дыхание.
В случае отсутствия не только дыхания, но и пульса на сонной артерии делают подряд два искусственных вдоха и приступают к наружному массажу сердца.
Показанием к проведению реанимационных мероприятий является остановка сердечной деятельности, для которой характерно сочетание следующих признаков: появление бледности или синюшности кожных покровов, потеря сознания, отсутствие пульса на сонных артериях, прекращение дыхания или судорожные, неправильные вдохи.
При остановке сердца , не теряя ни секунды, пострадавшего надо уложить на ровное жёсткое основание: скамью, пол, в крайнем случае – подложить под спину доску (никаких валиков под плечи и шею подкладывать нельзя).
Если помощь оказывает один человек, он располагается сбоку от пострадавшего и, наклонившись, делает два быстрых энергичных вдувания (по способу «изо рта в рот» или «изо рта в нос»), затем поднимается, оставаясь на этой же стороне от пострадавшего, ладонь одной руки кладёт на нижнюю половину грудины (отступив на два пальца выше от её нижнего края), а пальцы приподнимает.
Ладонь второй руки он кладёт поверх первой поперёк или вдоль и надавливает, помогая наклоном своего корпуса. Руки при надавливании должны быть выпрямлены в локтевых суставах.
Если оживление проводит один человек, то на каждые два вдувания он производит 15 надавливаний на грудину. За 1мин. необходимо сделать не менее 60 надавливаний и 12 вдуваний.
При участии в реанимации двух человек соотношение «дыхание - массаж» составляет 1:5. Во время искусственного вдоха надавливание не производят.
После того как восстановится сердечная деятельность и будет хорошо определятся пульс, массаж сердца немедленно прекращают.
Вопрос: Если оживление проводит один человек, сколько должно быть вдуваний и надавливаний на грудину за 1 мин.?
Ответы ребят: На каждые два вдувания производится15 надавливаний на грудину. За 1мин. необходимо сделать не менее 60 надавливаний и 12 вдуваний.
На этом наша теоретическая часть занятия подошла к концу, и мы переходим к практическим занятиям.
Педагог: Вы все очень внимательно меня слушали и делали записи в свои конспекты. Меня это очень обрадовало, что данная тема такая нужная и вам она интересная. А сейчас хочу вас познакомить. Это тренажер Максим мой лучший помощник. На нем мы сегодня будем закреплять полученные знания по оказании первой медицинской помощи реанимации.

МАОУ «Борковская СОШ» Новгородского района Новгородской области

Конспект урока ОБЖ

Тема: Правила оказания первой доврачебной помощи

учитель ОБЖ МАОУ «Борковская СОШ»

п. Борки

2016 год

Конспект урока ОБЖ

Тема урока: Правила оказания первой доврачебной помощи

Класс: 8

Цели урока:

Образовательные (когнитивные): обобщение и закрепление знаний по теме «Правила оказания первой доврачебной помощи», умение их применять в условиях реальной ситуации. Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут правильно выполнять тестовые и практические задания по различным темам раздела «Правила оказания первой доврачебной помощи».

Воспитательные: создание условий, обеспечивающих формирование грамотного, организованного поведения в случае возникновения чрезвычайной ситуации, требующей оказания первой доврачебной помощи.

Развивающие: обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное; развитие способности анализировать, быстро мыслить и применять теоретические знания в практической деятельности.

Дидактическая задача урока: систематизировать и закрепить знания учащихся по теме «Правила оказания первой доврачебной помощи», отработать на практике приобретённые навыки.

Оборудование: бинты, вата, транспортные шины или подручный материал для проведения иммобилизации, средства из аптечки (корвалол, раствор сульфацила натрия, перманганат калия, уголь активированный, 10%-ный водный раствор аммиака, анальгин), стерильные перчатки, жгут, охлаждающий пакет-контейнер, бактерицидный лейкопластырь; карточки с заданиями.

Технологическая карта

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент

Включение в деловой ритм

Ребята! Мы живём в мире, полном неожиданностей. И не всегда эти неожиданные события бывают приятными. Иногда люди могут оказаться в условиях чрезвычайной ситуации. Приведите, пожалуйста, примеры ЧС. Чем они могут быть вызваны? К каким последствиям могут привести?

Наша главная ценность – жизнь и здоровье. Мы должны их беречь. Делать это можно по-разному. Какие вы можете предложить способы сохранения и укрепления здоровья? Я уверена, вы можете перечислить массу правильных вариантов.

Любой из нас может оказаться в ситуации, когда потребуется оказать первую доврачебную помощь рядом находящемуся человеку или самому себе. От наших грамотных действий может зависеть чья-то жизнь. Каждый из нас должен много знать и уметь, и сегодня нам предстоит проверить полученные на уроках теоретические и практические знания.

Подготовка класса к работе

Высказывают свои варианты и версии.

Учащиеся высказывают свои мнения.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

Ребята, давайте вспомним, какие вопросы мы изучали на уроках ОБЖ, касающиеся возможных, иногда внезапных нарушений в физическом здоровье людей.

В ходе фронтальной беседы ученики, отвечая на вопросы учителя, называют темы, изученные на занятиях («Кровотечения и ПМП», «Переломы и ПМП», «Автомобильная аптечка» и другие).

Многие из травм могут быть получены в дорожно-транспортных происшествиях.

3.Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию

Ребята, мы изучили все предусмотренные программой темы раздела «Правила оказания первой доврачебной помощи», учились применять полученные знания на практике. Как вы думаете, каким образом мы проведём сегодняшнее наше занятие и как бы вы предложили сформулировать его тему?

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему занятия

Интересно будет провести занятие в игровой, соревновательной форме. После того, как мы изучили все темы, надо ещё раз обобщить материал и потренироваться на практике применять полученные знания.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию и решению проблемных ситуаций

Ребята, чтобы удобно было соревноваться, разбейтесь на 3 команды. В ходе испытаний мы выявим самую грамотную, быструю и профессиональную «бригаду скорой медицинской помощи» среди вас. Прежде, чем оказывать помощь условным пострадавшим, мы проверим теоретические знания команд.

Предлагаю вам решить тесты по основам оказания первой доврачебной помощи. В карточках отметьте один правильный из предложенных вариантов ответов.

Учитель проверяет тестовые задания и выставляет баллы в сводную ведомость на протяжении всей игры.

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению полученных знаний

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Конкурс «Теоретический экзамен». Вопросов может быть несколько больше.

Карточка № 1.

1. Как оказать первую помощь пострадавшему в ДТП при сильном ушибе живота?

1. Уложить пострадавшего на спину, дать тёплый чай и в этом положении транспортировать в ближайшее медицинское учреждение.

2. Провести противошоковые мероприятия, транспортировать в ближайшее медицинское учреждение в положении лёжа на боку с согнутыми в коленях ногами.

3. Дать обезболивающие лекарства, уложить на живот и транспортировать в этом положении в ближайшее медицинское учреждение.

2. Как оказать помощь при ожоге кипятком?

1. Смазать обожжённый участок мазью или лосьоном, наложить стерильную повязку.

2. Промыть обожжённый участок холодной водой минут 10, наложить стерильную повязку, дать болеутоляющие средства.

3. Обожжённую поверхность присыпать пищевой содой, наложить стерильную повязку.

3 . Пострадавший находится без сознания. Дыхание, пульс отсутствуют. Ваши действия?

1. Вызвать «03» и ждать прибытия «скорой помощи».

2. Позвонить «03», делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

3. Положить пострадавшего в благоприятную позу, сделать перевязку, дать обезболивающее средство.

Карточка № 2.

1. Каковы признаки термического ожога 1 степени?

1. Покраснение и отёк кожи с образованием пузырей.

2. Покраснение и отёк кожи, жгучая боль.

3. Покраснение кожи, сильный зуд.

2. Как оказать пострадавшему помощь при переломе костей черепа?

1. Уложить пострадавшего на бок, голову зафиксировать уложенным вокруг неё валиком из одежды.

2. Уложить пострадавшего на спину, дать тёплое питьё, на голову положить компресс.

3. Уложить пострадавшего на спину, под ноги положить валик.

3 . Комплекс сердечно-лёгочной реанимации включает в себя:

1. Прекардиальный удар, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

2. Измерение артериального давления, удар по спине между лопатками.

3. Удар по левой половине грудной клетки, наложение на рану стерильных повязок, наложение шин.

Карточка № 3.

1. Первая медицинская помощь при обморожении?

1. Растереть поражённый участок жёстким материалом или снегом.

2. Создать условия для общего согревания, наложить ватно-марлевую повязку на обмороженный участок, дать тёплое питьё.

3. Сделать лёгкий массаж, растереть поражённое место одеколоном.

2. Назовите основные правила оказания первой помощи при сотрясении головного мозга.

1. Уложить пострадавшего на спину, подложить под голову валик и дать тёплое питьё.

2. Уложить пострадавшего на бок или спину со склонённой набок головой и транспортировать в этом положении в лечебное учреждение.

3. Положить пострадавшего на спину или в положении полулёжа со склонённой набок головой.

2 . Как оказать помощь при попадании в дыхательные пути инородного тела?

1. Открыть рот и осторожно удалить инородное тело.

2. Прополоскать горло слабым раствором марганцовки.

3. Наклонить пострадавшего и резко похлопать ладонью между лопатками.

Конкурс «Аптечка».

Вам предстоит вытащить билет, на котором указано название лекарственного препарата. Найдите препарат в аптечке, расскажите, каким образом и в какой дозировке этот лекарственный препарат надо применять.

Название препарата

Дозировка

Назначение препарата

Дозировка препарата

Корвалол

30 капель развести в 50 мл воды

15 капель развести в 50 мл воды

При стрессе

При болях в области сердца

Развести в 50 мл воды 30 капель корвалола и дать выпить больному.

Дать внутрь 15 капель корвалола, разведённых в 50 мл воды.

Раствор сульфацила натрия

3-5 капель

При травме глаза или попадании инородных тел

Промыть глаз водой и закапать 3-5 капель раствора сульфацила натрия.

Анальгин

Взрослому -1 таблетку

Оказывает обозболивающее действие при переломах, вывихах, головной боли и др.

1 таблетку взрослому человеку, ½ таблетки ребёнку.

Перманганат калия (марганцовка)

Несколько кристаллов развести в воде

Для полоскания рта, горла, промывания загрязнённых

ран

Развести несколько кристаллов в воде для получения раствора розового цвета

Активированный уголь

Из расчёта 1 таблетка на 10 кг массы тела

При отравлениях

1 таблетка на 10 кг массы человека; растолочь, развести в воде и выпить раствор

10%-ный водный раствор аммиака (нашатырный спирт)

Намочить раствором ватный тампон

Для вдыхания при обмороке

и угаре

Дать понюхать пострадавшему ватку, смоченную в растворе нашатырного спирта; можно потереть ваткой виски

- Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос:

    В каком случае необходимо применять стерильные перчатки при оказании первой доврачебной помощи?

1. При оказании помощи ВИЧ-инфицированному.

2. При оказании помощи любому пострадавшему.

3. Стерильные перчатки применять не обязательно.

    Следующий конкурс «Кто быстрее и правильнее наденет стерильные перчатки».

Критерии:

    Перчатки должны остаться стерильными

    Быстрота и чёткость выполнения задания.

Правильный ответ № 2.

Теоретические и практические задания по теме «Кровотечения».

Оборудование: жгут, бинты, вата, охлаждающий пакет-контейнер, бактерицидный лейкопластырь.

1-я часть задания: ответить на тестовые вопросы, вытащенные по жребию:

Билет № 1.

1.Чем характеризуется артериальное кровотечение?

2.Правильный способ остановки артериального кровотечения?

3.Подходят оба способа.

3.Практическое задание: Оказать первую помощь при артериальном кровотечении бедренной артерии.

Билет № 2.

1.Чем характеризуется венозное кровотечение?

1.Кровь из раны вытекает пульсирующей струёй, имеет ярко-алую окраску.

2.Кровь из раны вытекает непрерывно, сплошной струёй тёмно-красного цвета.

3.Кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывающимся пятном.

2.Правильный способ остановки венозного кровотечения?

1.Наложение на рану давящей повязки.

2.Наложение жгута или резкое сгибание конечности в суставе.

3.Подходят оба способа.

3.Практическое задание: Оказать первую помощь при венозном кровотечении левого предплечья.

Билет № 3.

1.Чем характеризуется капиллярное кровотечение?

1.Кровь из раны вытекает пульсирующей струёй, имеет ярко-алую окраску.

2.Кровь из раны вытекает непрерывно, сплошной струёй тёмно-красного цвета.

3.Кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывающимся пятном.

2.Правильный способ остановки капиллярного кровотечения?

1.Наложение на рану давящей повязки.

2.Наложение на конечность жгута.

3.Резкое сгибание конечности в суставе.

3.Практическое задание: Оказать первую помощь при капиллярном кровотечении указательного пальца правой руки.

Конкурс «Десмургия» (раздел медицины, изучающий повязки и способы их наложения).

Задания командам: наложить следующие виды повязок:

    Сходящаяся (черепашья)

    Бинокулярная

    Восьмиобразная

Критерии:

    быстрота

    правильность

    аккуратность

Конкурс «Первая помощь при переломах».

Командам предстоит оказать первую помощь при переломе:

    Костей предплечья

    Костей стопы

    Костей голени

Оборудование: шины или подручный материал (палки, досочки, полоски ДВП), бинты, ремни, шнурки.

Критерии:

    быстрота

    правильность

    аккуратность

Конкурс «Транспортировка».

Задание командам:

Расскажите, как правильно транспортировать пострадавших с тем видом травмы, первую помощь при которой вы только что оказывали и осуществите транспортировку вашего «пострадавшего» товарища удобным и правильным способом.

6.Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию.

Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте оценим нашу работу на уроке. Для этого воспользуемся кружками-смайликами.

    Если вы считаете, что наша встреча прошла плодотворно, была для вас полезной, содержательной и интересной, то поднимите вверх улыбающихся весёлых смайлов.

    Если вам было неинтересно, вы не почерпнули для себя ничего нового, то вам пригодится грустный смайлик.

    Если же вы затрудняетесь определиться с оценкой, вас что-то не устроило, я увижу скучающего смайлика, не выражающего никаких эмоций.

Спасибо всем за работу, сотрудничество. Желаю всем крепкого здоровья, и пусть ваши знания тоже будут крепкими, но не будет тех ситуаций, когда придётся их применять.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Ученики показывают выбранные кружки,

высказывают своё мнение о прошедшем занятии.