Сложноподчиненные предложения. Презентация на тему: Сложноподчиненные предложения Сложноподчиненное предложение презентация


  • Схема СПП.
  • Пример СПП.
  • Основные группы СПП по их значению + примеры.

Виды связи в них.

  • Знаки при сложном союзе.
  • Знаки в сложных предложениях.
  • Упражнения

Схема СПП.

[ главное ] ,(придаточ).

[ …, (хотя), … ].

( Несмотря на то что…), .


Пример СПП.

  • В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.


СПП с придаточным определительным.

  • Вопрос: какой?
  • Указательные слова: такой, той, тот, те, та, то.
  • Союзы(союз.слова): который, куда, шде, что, откуда.

  • Мы вышли на поляну, где рос дуб.

СПП с придаточным изъяснительным.

  • Вопросы: вопросы косвенных падежей.
  • Указательные слова: того, тем, то, о том и др.
  • Союзы: что, как, будто, чтобы, ли.

  • Говорили, будто его видели в городе.


Образа действия и степени.

  • Вопросы: как, каким образом, в какой степени.
  • Указательные слова: так, на столько, такой.
  • Союзы: как, что, чтобы, будто, словно, сколько, на сколько.

  • Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил.

  • Вопросы: где, куда, откуда.
  • Указательные слова: туда, там, откуда.
  • Союзы:г де, куда, откуда.

  • Медведь остановился там, где только что стоял лось.

  • Вопросы: когда, как долго, с каких пор, до каких пор.
  • Указательные слова: тогда, то.
  • Союзы: когда, пока, едва, как только, до тех пор пока.

  • Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.

  • Вопросы: при каком условии.
  • Указат.слова: то,(-).
  • Союзы: если, когда, раз.

  • Если исчезает воображение, то человек перестает быть человеком.

  • Вопросы: почему,так как и др.
  • Указат.слова: потому, от того.
  • Союзы: потому что, так как, ибо.

  • Пишу открытку, потому что нет бумаги.

  • Вопросы: зачем, с какой целью.
  • Указат.слова: так, затем.
  • Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

  • Лампа заслонена бумагой, чтобы свет не разбудил Сережу.

Сравнения.

  • Вопрос: как.
  • Указат.слова: -.
  • Союзы: как, подобно, тому как, словно, будто, точно, чем-тем, чем.

  • Всё отскакивает от него, как резиновый мяч.

  • Вопрос: -.
  • Указат.слова: -.
  • Союзы: хотя, хоть, пускай, несмотря, на то что, как ни.

  • Войска все шли и шли, хотя опустилась ночь.

Следствия.

  • Вопрос: вследствие чего.
  • Указат.слова: -.
  • Союз: так что.

  • Снег становился всё ярче и ярче, так что ломило в глазах.

Присоединительные.

  • Содержат добавочное сообщение и присоединяются к главному союзными словами: что, почему, отчего.
  • СПП с придаточным присоединительным синонимичны ССП с союзом и.

  • В город мы уехали вместе, что было вполне естественно.
  • Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады.

СПП с несколькими придаточными.

Виды связи в них.


Три вида подчинительной связи:

  • Последовательное подчинение
  • Параллельное подчинение
  • Однородное подчинение

Последовательное подчинение

Схема: , (), ()


  • Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки.

Параллельное подчинение

Схема:(), , ()


  • Когда говоришь без всякого плана, сам не отгадаешь, куда приведет тебя твоя речь.

Однородное подчинение

Схема: , (), ().


  • И грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли её всечасно, что обманула нас она.


Схема: , (если), (если), (как), (как).


  • Не может быть хорошего прозаика, если человек не знает на память лучших наших поэтов, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нем звуки.

Союзы и союзные слова.

  • Подчинительные союзы (что, как, словно) и союзные слова (относительные местоимения и наречия который, чей) в придаточном предложении связывают его связывают его с главным.
  • Союзные слова – члены предложения, а союзы ими не являются.

Сравните:

  • Движение катеров прекратится, если (союз) шторм усилится.
  • Мы увидели новый дом, который (=дом) строители недавно сдали в эксплуатацию.

Который – союзное слово.

1)Союз если связывает придаточное предложение с главным, сам не является членом предложения, нельзя задать вопрос.2)Союзное слово который прикрепляет придаточное предложение к слову дом в главном и является дополнением в придаточном предложении, можно задать вопрос.


Знаки при сложном союзе:

Что, если

Что если, то

Что, когда

Что когда, то

Так что, хотя

Так что, то


Сравните:

  • Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.
  • Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.

Знаки в сложных предложениях.

  • Запятая между ними ставится, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

  • По сумрачному небу носились густые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было темно.

II случай.

  • Между союзами и и хотя запятая не ставится, так как после уступительного придаточного стоит союз но, то, так.

  • По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было уже темно.


  • Солнце освещал о вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
  • На поляну где рос огромный дуб мы вышли под вечер.

Придаточные определительные.


  • Изъясните мне в чем состоит ваша просьба и может быть мне удастся вам помочь.
  • Он охотно соглашался со всем что говорил капитан.

Придаточные изъяснительные


  • Ветер дул с такой силой что стоять на ногах было невозможно.
  • Ока волочила грунт на перекате с такой силой что было видно как песчаное дно переливается вниз по течению.

Образа действия и степени


  • Куда река пошла там и русло будет.
  • На пне где мы сидели я заметил несколько фигур вырубленных топором и похожих на те которые я видел во время последней экскурсии к реке.
  • Он выехал оттуда откуда одна за другой съезжали во двор лошади.

  • Пока не взошло солнце дышать было легко.
  • В то время как я вздремнул взошла луна и бросала сквозь тучи свой холодный и яркий свет.
  • Очнулся он когда солнце стояло уже высоко.

  • Когда труд удовольствие жизнь хороша.
  • Любое живое дело можно загубить если делать его равнодушными руками.
  • Раз вы согласились так уж нельзя вам отказываться.

Условные


  • Густая трава росла по берегам озера потому что здесь достаточно было влаги.
  • Зелень сохранила свежесть до начала июля вследствие того что весна была сырая.
  • Так как времени оставалось ещё достаточно то я отправился проискать место для своей будущей хижины.

  • Рыбы выскакивали из воды для того чтобы похвастаться перед Петей пестрой чешуей.
  • Дерсу употреблял все усилия подвести плот ближе к берегу дабы дать возможность мне высаиться.

  • Небо опустилось и стало желто – розовым будто на него падал отсвет далекого пожара.
  • Чем дальше мы отходили от дома тем глуше и мертвее становилось вокруг.

Сравнения


  • Хорошие летние туманные дни хотя охотники их не любят.
  • Исток Волги люди знали давно хотя научно географы подтвердили его только в конце минувшего века.

  • Стало так темно что мы все время сбивались с дороги.
  • Снег становился всё белее и ярче так что ломило глаза.

Следствия


Присоединения


  • Виктор попросился в забойщики потому что он слышал что это самая почетная профессия на шахте.
  • Схема: , (потому что …), ( союз что…).

Последовательное подчинение


  • Когда мы пришли отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц которых он увидел без меня.
  • Схема: (союз когда …), , (которых …).

Параллельное подчинение


  • Светлым солнечным утром когда ещё вовсю распевали птицы когда ещё не просохла роса на тенистых полянках парка весь лагерь пришел провожать Альку.
  • Схема: [ обст. вр., (когда…), (когда…), … ] .

Однородное подчинение


  • Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же подойдет тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.
  • Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.

  • Раз гуляя по лесу я забрел так далеко что чуть-чуть не заблудился но к счастью наконец набрел на тропку которая привела меня к морю где я сейчас же смог ориентироваться.

  • Он о чем – то все время думал и так был занят своими мыслями что когда его спрашивали о чем – нибудь то он вздрагивал встряхивал головой и просил повторить вопрос.

  • Он [ Дерсу ] считал своим долгом предупредить об угрожающей опасности и если видел что его не слушают покорялся шел молча и никогда не спорил.

  • Яков встал рано утром когда солнце ещё не палило и с моря веяло борой свежестью.
  • Когда я сказал что розы будут цвести всё лето если правильно срезать цветы дети были в восторге.

Cлайд 1

Cлайд 2

Сложноподчиненное предложение - - Сложноподчиненное предложение имеет две части: главную и придаточную. - Такое сложное предложение, части которого соединяются союзами и союзными словами.

Cлайд 3

1.Определите и выпишите предложение, которое является сложноподчиненным. 1.Я шел вдоль ручейка,а он все звонче журчал и журчал. 2.В ряде мест люди проложили к ручейку тропинки. 3.В летнюю пору, в зной, вероятно, не один человек приклонил здесь колена, чтобы утолить жажду. 4.Солнце играло в переливах воды, а ручеек искрился, все пел и пел о разном.

Cлайд 5

2.Определите, какая часть в данном сложноподчиненном предложении является главной, а какая –придаточной. Что образование и построение языка –процесс коллективный, это неопровержимо установлено и лингвистикой, и историей культуры. а)первая часть главная, вторая придаточная. б)вторая часть главная, а первая придаточная. в)придаточная часть находится внутри главной. г)нельзя выбрать главную и придаточную часть в предложении.

Cлайд 6

Cлайд 7

4.Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное, определите вид придаточного предложения

Cлайд 8

. 1. Николай и не заметил, 2. Скучен день до вечера, 3. Чтобы получить хорошую профессию, 4. Которая бывает в начале сентября, 5. Воздух пропитан ароматом трав, надо прилежно учиться. установилась теплая, солнечная погода. тихо шелестящих под ветром. что стало светать. коли делать нечего.

Cлайд 9

Проверьте! Николай и не заметил, что стало светать.(Придаточное изъяснительное). Скучен день до вечера, коли делать нечего.(придаточное условия). Чтобы получить хорошую профессию, надо прилежно учиться.(придаточное цели). Установилась теплая, солнечная погода, которая бывает в начале сентября.(придаточное определительное). Воздух пропитан ароматом трав, тихо шелестящих под ветром.(простое предложение с причастным оборотом).

Cлайд 10

6. Спишите, расставьте знаки препинания, раскройте скобки. Определите, какое предложение является «лишним». 1)(Не)смотря на то что был гололед, автобусы вышли на линию. 2)(Не)смотря на меня он угрюмо шел. 3)Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето было дождливое.

Cлайд 11

2

Cлайд 12

В пору цветения, если тронуть сосну, она окутывается золотистым душистым облаком пыльцы 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. № 1 Определите вид придаточного предложения

Cлайд 13

№ 2 Определите вид придаточного предложения Мы стали делать зарубки на деревьях, для того чтобы не заблудиться в лесу. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия.

Cлайд 14

№ 3 Определите вид придаточного предложения Отец толковал мне, что теперь вся степная птица прячется с молодыми детьми по низким ложбинам. Сложноподчиненное предложение с придаточным места. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Cлайд 15

№ 4 Определите вид придаточного предложения Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

Cлайд 16

№ 5 Определите вид придаточного предложения Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным места. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки.

Cлайд 17

№6 Определите вид придаточного предложения И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Сложноподчиненное предложение с придаточным меры и степени. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Cлайд 18

№7 Определите вид придаточного предложения Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.

Cлайд 19

№ 8 Определите вид придаточного предложения Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Cлайд 20

№ 9 Определите вид придаточного предложения Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

Cлайд 21

№ 10 Определите вид придаточного предложения Маленький дом, где я живу, заслуживает описания. Сложноподчиненное предложение с придаточным места. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия.

Cлайд 22

№ 11 Определите вид придаточного предложения На дворе стояла совершенно черная непроницаемая ночь, так что сначала Ромашову приходилось точно слепому ощупывать перед собой дорогу. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.

Cлайд 23

№ 12 Определите вид придаточного предложения Мне кажется, что я не покидал России. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия.

Cлайд 24

№ 13 Определите вид придаточного предложения Я вырастал в глухое время, когда весь мир был глух и тих. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.

Cлайд 25

№ 14 Определите вид придаточного предложения В небольшой комнате, которую занимал Нехлюдов, стоял старый кожаный диван, обитый медными гвоздиками. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Cлайд 26

№ 15 Определите вид придаточного предложения Пишу, пишу рукой небрежной, чтоб здесь чрез много скучных лет от жизни краткой, но мятежной какой-нибудь остался след. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения.

Предварительный просмотр:

Сложноподчиненные предложения с

придаточными обстоятельственными

Цели:

Обучающие:

Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в данного типа сложноподчиненных предложениях.

Развивающее:

Определять типы придаточных обстоятельственных в СПП.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь к природе родного края, к творчеству русских поэтов.

Оборудование:

1.Компьютерная программа “Фраза”. 2.Презентация “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными”.

Предварительная подготовка:

1.Создание презентации к уроку в программе Power Point.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

- Сегодня мы приступаем к изучению темы “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными” : познакомимся с видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в предложениях этого типа. Но прежде повторим изученное.

(Запись в тетради числа )

II. Повторение изученного. (слайд 2).

- Расставьте ударение в словах, записанных на слайде.

(Проверка по цепочке)

- Слова, в которых допустили ошибки, запишите в тетрадь для правил.

2. «Сложные предложения» (слайд 3 )

А сейчас повторим сложные предложения (Повторение теоретических сведений о сложных предложениях).

3 .- Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? (СПП)

А) Какие предложения называются СПП? Чем они отличаются от сложносочиненных?

в) На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения?

Вывод: «Сложноподчинённые предложения» (слайд 4)

- Хорошо, теорию вы знаете неплохо.

4. Фронтальный опрос – графический диктант.

А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях.

  1. Мы вспомнили известных певцов, чьё детство прошло в нашем городе. (Придаточное определительное)
  2. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (Придаточное изъяснительное)
  3. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (Сложносочиненное предложение)
  4. Нет города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.(Придаточное определительное)
  5. Известно, что русский язык богат словами, называющими небесные явления. (Придаточное изъяснительное)

А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.

  1. Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподч.)

- Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия.)

Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, места, причины, сравнения, уступки, условия, следствия)

Учитель: подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении .

- Итак, переходим к знакомству с новым материалом. (Запись темы в тетради)(слайд 1)

III. Изучение нового материала.

  1. Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные?(Слайды 5 -9)

- Как мы будем различать их? (По вопросам, союзам и союзным словам) (Слайд 10)

IV. Закрепление новой темы.

Проверим, как вы поняли новую тему при помощи распределительно – цифрового диктанта.

1. Распределительно - цифровой диктант.

Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:

  1. в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
  2. во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.
  1. Если жизнь тебя обманет,не печалься, не сердись. (С придаточным условным)
  2. Войдя в лес, человек чувствует дыхание пробудившейся земли. (Простое предложение)
  3. Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (С придаточным времени)
  4. Природа с глубокой древности используется для оздоровления и лечения человека. (Простое предл.)
  5. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (С придаточным цели)
  6. Люблю грозу в начале мая. (Простое пр.)
  7. Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум. (С придаточным места)
  8. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Простое предл.)
  9. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить. (С придаточным причины)
  10. Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (Простое предл.)

Ключ: сложноподч. предл. простые предл.

1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10

Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.

На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ)

А сейчас посмотрите на улицу. Какое настроение вызывает у вас эта погода?

- Да, природа всегда прекрасна, всегда совершенна. Природа всегда действует благородно.

У природы нет плохой погоды! Каждая погода благодать. Дождь ли, снег…любое время года Надо благодарно принимать,… (из к/ф Эльдара Рязанова « Служебный роман»)

2. Работа с учебником. Упр.116, стр.74.

Задание: выписать СПП с придаточными обстоятельственными, составить схему предложения, определить тип придаточного обстоятельственного.

- Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, которое будет оценено самым беспристрастным учителем – компьютером.

3.Коллективная работа на компьютере (компьютерная программа “Фраза”: 9 класс, “Сложноподчиненное предложение”, вариант “Отдельные предложения” № 515-518).

Задание: расставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных.

(Сообщить оценки за выполнение работы по упражнению)

V. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?

2. Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

3. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: п.12, с.67–68, выписать из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сложное предложение Сложноподчиненные предложения

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сложноподчинённое предложение. Типы придаточных предложений Придаточное обстоятельственное

Придаточное обстоятельственное Места Времени Условия Причины Цели Сравнения Образа действия Меры и степени Уступки Следствия

Придаточное предложение места Вопросы Союзные слова Где Куда Откуда Пример 1

Придаточное предложение времени Вопросы Союзы Когда Едва Лишь Только Пока С тех пор как Лишь только Как только В то время как По мере того как Пример 2

Придаточное предложение условия Вопрос Союзы Если Если бы Если…то Раз Когда (= если) Коли Когда бы Пример 3

Придаточное предложение причины Вопросы Союзы Потому что Так как Ибо Оттого что Вследствие того что Благодаря тому что Тем более что В связи с тем Что Пример 4

Придаточное предложение цели Вопросы Союзы Чтобы Для того чтобы Дабы С тем чтобы Затем чтобы Только бы Лишь бы Пример 5

Придаточное предложение сравнения Вопрос Союзы Как Словно Точно Будто Как будто Подобно тому Подобно тому как Пример 6

Придаточное предложение образа действия Вопросы Союзы Как Как будто Точно Чтобы Пример 7

Придаточное предложение меры и степени Вопросы Союзы, союзные слова Так + (наречие) Что Как Сколько Насколько Пример 8

СПП с придаточным времени (Когда?) Лишь только брезжил рассвет, выходила в озеро белая лодка. Очнулся он, (когда?) когда солнце стояло уже высоко. (Когда?) Как только ушли миноносцы, мы стали ставить палатки и собирать дрова.

СПП с придаточным условия (При каком условии?) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. Приходи сено косить, (при каком условии?) только если не будет дождя. Её лицо делалось лучше, (при каком условии?) когда матушка улыбалась.

СПП с придаточным причины Она плакала оттого, (почему? по какой причине?) что не могла решить, что ей делать. Я не удивился его поступку, (по какой причине?) потому что знал его характер. Всякий труд важен, (по какой причине?) ибо облагораживает человека.

СПП с придаточным цели Няня оставалась в тени, (зачем?) ч тобы вязать чулок. Лукашин встряхнулся, (с какой целью?) чтобы ноша удобнее легла на плечи. В полной темноте, с потушенными фарами флотилия продвигалась малым ходом вдоль самого берега, (с какой целью?) дабы не наскочить на мины.

СПП с придаточным сравнения Вся комната вдруг потемнела, (как что?) точно в ней задёрнули занавески. Мы втроём начали беседовать, (как?) как будто век были знакомы. Воздух только изредка дрожал, (как?) как дрожит вода, возмущённая падением ветки.

СПП с придаточным образа действия Мы побежали наверх одеваться так, (как? каким образом?) чтобы как можно более походить на охотников. Ученик сделал всё так, (как? каким образом?) как велел мастер. Больной вёл себя так, (как? каким образом?) как советовал врач.

СПП с придаточным меры и степени Он никогда не работал так много, (в какой степени?) как работал в эти дни. Было так темно, (насколько?) что путники с трудом различали дорогу. Стало настолько холодно, (в какой мере?) что в доме изо рта шёл пар.

СПП с придаточным уступки В степи было тихо, пасмурно, (несмотря на что?) несмотря на то что солнце поднялось. (Вопреки чему?) Как ни крепился Чичиков духом, однако похудел и даже позеленел. Хороши летние туманные дни, (несмотря на что?) хотя я и охотники их не любят.

СПП с придаточным следствия С утра полил дождь, (что из этого следует?) так что поездку пришлось отменить. Наступал вечер, (что из этого следует?) так что все пошли домой. Снег всё становился белее, ярче, (что из этого следует?) так что ломило глаза.



Спишите, определите вид предложений 1. Аркадий Николаевич любил, чтобы у него ёлка выходила на славу. (А.И.Куприн) 2. Свечи вынесли, комната опять осветилась одною лампадою. (А.С.Пушкин) 3. Приятелей наших встретили в передней два рослых лакея в ливрее; один из них тотчас побежал за дворецким. (И.С.Тургенев) 4. В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. (А.П.Чехов) 5. Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. (А.С.Пушкин)






СПП могут соединяться при помощи Подчинительных союзов (простых) Подчинительных союзов (сложных) Союзных слов - СЛОВНО - ЧТОБЫ - КОГДА - БУДТО - ПОКА - ЕСЛИ - КАК - ЧТО и другие - ТАК КАК - ТАК ЧТО - КАК БУДТО - ПОТОМУ ЧТО - ОТТОГО ЧТО - ЛИШЬ ТОЛЬКО - С ТЕХ ПОР КАК - В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО и другие - КОТОРЫЙ - ОТКУДА - КАКОЙ - КОГДА - КУДА - КТО - ЧТО и другие


Различие союзов и союзных слов 1) Союз можно пропустить, и смысл предложения при этом сохранится. Мы увидели, что наши усилия не пропали даром. Мы увидели: наши усилия не пропали даром. 2) Союз можно заменить другим союзом. Когда мы разговаривали, автобус ушел. Пока мы разговаривали, автобус ушел. 3) Союзное слово можно заменить другим союзным словом. Он не слышал тех слов, что ему говорили друзья. Он не слышал тех слов, которые ему говорили друзья. 4) Союзное слово можно заменить словами из главной части предложения. Мы пошли посмотреть памятник, который поставили ко дню города. Мы пошли посмотреть памятник: этот памятник поставили ко дню города.


В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения. 1 вариант Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке,(1) из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика,(2) на котором стоит кружок с парикмахером,(3) бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу,(4) другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате,(5) клетчатый платок,(6) черная круглая табакерка,(7) зеленый футляр для очков,(8)щипцы на лоточке. Все это так чинно,(9) аккуратно лежит на своем месте,(10) что по одному этому порядку можно заключить,(11) что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна. (Л.Н.Толстой «Детство») 2 вариант Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках,(1) немного не доходивших до худых,(2) острых локтей,(3) и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов - я до сих пор не могу простить это ему - пригласил ее,(4) только что она вошла,(5) а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Мазурку я танцевал не с ней,(6) а с одной немочкой,(7) за которой я немножко ухаживал прежде. (Л.Н.Толстой «После бала»)


Типы подчинения придаточных в СПП 1. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением: все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном (если придаточные распространяют не всё главное предложение, а одно его слово); придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного и того же типа; между собой придаточные предложения связаны с помощью сочинительных союзов или бессоюзное (со значением перечисления), подобно тому как связаны между собой однородные члены.сочинительных


Типы подчинения придаточных в СПП 2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением: все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению; придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа. Примечание. Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.


Типы подчинения придаточных в СПП 3. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением. В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением главному предложению подчинено одно придаточное предложение (придаточное I степени), а этому придаточному предложению подчинено другое придаточное предложение (придаточное II степени) и т.д. Таким образом, придаточное предложение I степени является главным предложением для придаточного II степени и т.д.