Лётчик-испытатель (Лётчик экспериментальной авиации). Лётчик-испытатель (Лётчик экспериментальной авиации) Что делает летчик испытатель

Лётчики-испытатели

Новый самолёт привезли на аэродром.

Он стоит на зеленом поле, отливая на солнце лаком свежей окраски, блеском металлических частей. Предстоят его испытания. Это наиболее ответственный момент рождения новой машины. В воздушном просторе на различной высоте и разных скоростях будет проверено, как осуществились замыслы конструктора.

Это сделает лётчик-испытатель. Он первый поднимет в воздух новую машину.

Пожалуй, нет среди авиаторов более благородной, возвышенной и героической профессии, чем профессия лётчика-испытателя.

Несмотря на то, что современная авиационная наука - аэродинамика, наука о прочности самолёта, о вибрации - является сильным оружием в руках конструктора, всё же первые полёты новой машины таят в себе много неожиданного. И в задачу лётчика-испытателя входит выявление всего того, что не поддаётся расчётам конструктора и научным экспериментам при проектировании.

Опасен не столько первый вылет, сколько последующие испытания: проверка максимальной скорости, высоты, проверка машины на прочность, вибрацию, штопор и др.

Искусство лётчика-испытателя в этом случае можно сравнить с искусством всадника, впервые объезжающего молодую, норовистую лошадь. Только дело у лётчика куда более сложное и опасное, чем у наездника. Как конь не хочет подчиниться воле всадника, стремится сбросить его, так и новый самолёт упорно сопротивляется овладению им и как будто старается использовать каждую ошибку конструктора и пилота…

Поэтому лётчик-испытатель очень внимательно прислушивается к поведению машины, ни на минуту не ослабляет бдительности, пока машина детально не изучена. Недаром лётчики-испытатели говорят, что с новым самолётом нельзя переходить на «ты» раньше времени.

Лётчики-испытатели незаметные, скромные герои, прокладывающие пути новой авиационной техники.

Мне приходилось встречаться с многими выдающимися представителями этой профессии - Чкаловым, Пионтковским, Супруном, Стефановским, Анохиным, Серовым, хорошо знаком я и с Громовым.

У каждого из них своя ярко выраженная индивидуальность. Но одно общее присуще всем им - глубокая, особенная любовь к авиации. Сознание долга перед Родиной, чувство ответственности за порученную машину, постоянная опасность в полёте положили на них отпечаток какой-то необыкновенной мужественной скромности, свойственной настоящим героям. Это люди честные, благородные, люди долга. И личное общение с ними полностью убеждает в этом.

С Чкаловым я впервые познакомился на авиационном заводе, куда пришёл работать после окончания академии. В то время он не имел еще той славы, которая пришла к нему позже. Знакомясь с ним, я знал только, что это душа-человек, отличный и безрассудно смелый лётчик. О смелости Валерия Павловича уже тогда ходили всевозможные легенды.

На заводе Чкалов проявил качества, необходимые для сложного и ответственного дела испытания новых самолётов. Он всегда горел желанием полнее, глубже и быстрее постигнуть, как он говорил, душу новой машины. Но Чкалов иногда без нужды рисковал собой.

Исключительную роль в его жизни сыграли встречи с товарищем Сталиным.

2 мая 1935 года Иосиф Виссарионович приехал на аэродром имени Фрунзе. В числе других лётчиков товарищу Сталину представили и Валерия Павловича. Задав ему несколько вопросов, товарищ Сталин спросил, почему Чкалов, в случае опасности не покидает машину, пользуясь парашютом, а старается спасти самолёт.

Лётчик ответил, что летает на опытных и очень ценных машинах, губить которые жалко. В критических положениях он старается спасти машину и себя.

Товарищ Сталин возразил на это:

Ваша жизнь дороже нам любой машины.

Эти слова сильно подействовали на Чкалова. Они заставили его летать дисциплинированнее, держаться в воздухе спокойнее.

Исключительно важными явились и сталинские указания, что «смелость и отвага - неотъемлемые качества героя», но, что «смелость и отвага - это только одна сторона героизма. Другая сторона - не менее важная - это умение. Смелость, говорят, города берёт. Но это только тогда, когда смелость, отвага, готовность к риску сочетаются с отличными знаниями».

Эти указания великого вождя явились путеводной звездой не только для Чкалова, но и для всех советских лётчиков, прежде всего для лётчиков-испытателей. Они помогли им по-новому понять смысл и значение их ответственной, героической работы.

Отеческая забота Иосифа Виссарионовича о Чкалове помогла ему стать великим лётчиком нашего времени.

Чкалов - коренастый, приземистый, «косая сажень в плечах», напоминающий медведя, угловатый, прямой в разговоре, с густым сочным голосом, с волжским выговором на «о». С ним всегда было весело и интересно. Он мог бесконечно, с увлечением рассказывать всевозможные случаи из своей лёгкой жизни, и случаев таких у него было немало.

В противоположность весельчаку и балагуру, живому и быстрому Чкалову Пионтковский был медлительным и немногословным, хотя и он любил хорошую шутку.

Много и интересно рассказывал Пионтковский о нашей авиации в период гражданской войны, о старых, полуразбитых трофейных «гробах», на которых приходилось летать первое время.

Однажды, например, Пионтковский вылетел на боевое задание с наблюдателем на старом двухместном аэроплане «Сопвич». Через некоторое время командир отряда получает от него телеграмму: «Прилетели, крепко сели, вышлите платформу».

Телеграмма эта расшифровывалась так: мотор отказал, лётчик вынужден приземлиться на болоте, машина разбилась…

Горе, а не полёты, - говорил Пионтковский, - но не унывали…

Вот что меня удивляло вначале в обоих лётчиках. Сидим, бывало, обедаем, балагурим, от души шутим, смеёмся и больше всех Чкалов. Через час-полтора испытателей ожидает рискованнейший полёт на новом самолёте. Но никаких мрачных мыслей, никакого беспокойства. Со временем я понял, что так и должно быть. Если лётчик потеряет душевное равновесие, перестанет быть уверенным в себе, в своих силах, ему не обуздать непокорной машины, ему надо кончать лётно-испытательную работу.

Конструктор обычно хоть и не умеет управлять самолётом, но ему необходимо знать самые тонкие особенности поведения самолёта в воздухе. Очень важно поэтому взаимопонимание между конструктором и лётчиком-испытателем, им надо иметь общий язык и договариваться с полуслова.

Я смотрю на лётчика-испытателя как на своего лучшего помощника в конструировании машин. Даже минутная задержка при возвращении его из очередного испытательного полёта действует болезненно. Начинаешь волноваться, строить всякие предположения - не случилось ли чего с лётчиком и машиной. И как гора сваливается с плеч, когда увидишь в небе быстро увеличивающуюся точку - на аэродром возвращается самолёт с близким и дорогим человеком!

Это чувство тревоги знакомо каждому конструктору. Я не сомневаюсь, что, так же как и я за Пионтковского, не раз волновался Туполев за Громова, когда тот первым поднимал в воздух его машины и особенно когда проводил ответственнейшие испытания при подготовке к полёту через Северный полюс.

С Пионтковским меня связывает не только долголетняя совместная работа по созданию новых самолётов, но и ещё одно важное событие в моей жизни. Мы одновременно вступали в партию, и нас принимали на одном партийном собрании.

Собрание происходило в большом ангаре, приспособленном под клуб. Ангар был полон. И, несмотря на то, что все были свои, знакомые люди - рабочие, механики, все, с кем каждый день встречались в цехах завода, на аэродроме, в конструкторском бюро, - ощущение взволнованности не оставляло меня ни на минуту.

Один за другим выходили на эстраду, к президиуму, подавшие заявления рабочие и инженеры.

Вдруг в зале сильно зашумели, все головы повернулись к выходу. Раздались аплодисменты. Обернувшись, я увидел характерную высокую сутуловатую фигуру человека в лёгком светлом пальто, с расшитой тюбетейкой на голове. Его провели в первый ряд. Свободное место было рядом со мной, и его усадили на это место. Я так был переполнен ожиданием предстоящего, что сначала и не понял, кто оказался моим соседом. И только когда он, приветливо улыбаясь из-под густых усов, протянул мне руку, я увидел, что это Алексей Максимович Горький. Можно представить мое удивление…

Алексей Максимович тяжело дышал и всё время курил. Не успеет докурить одну папиросу, достаёт другую, прикуривает от первой. Оглядев зал, он вполголоса обратился ко мне:

Говорят, и вы сегодня вступаете в партию?

Я кивнул головой.

Волнуетесь?

Я хотел было сказать, что не волнуюсь, но совести нехватило сказать Горькому неправду и я ответил:

Очень волнуюсь, Алексей Максимович.

В это время Юлиан Пионтковский, стоя на трибуне, рассказывал о своей жизни, о том, как он, слесарь-моторист, в 1917 году работая в одном из авиационных отрядов, загорелся желанием стать лётчиком, сам выучился летать, затем поступил в авиационную школу, уехал на фронт, стал инструктором школы лётчиков и, наконец, лётчиком-испытателем…

Есть ли вопросы? - спросил председатель.

Из зала раздались возгласы «знаем, знаем» и аплодисменты.

А это кто? - спросил Горький, указывая взглядом на Пионтковского.

Я ответил:

Мой друг, лётчик-испытатель Пионтковский.

Ну вот видите, как вашего друга приветствуют, и вы не волнуйтесь.

Сказав это, Алексей Максимович присоединился к собранию, встретившему аплодисментами результаты голосования за приём Пионтковского в партию…

Только назавтра, успокоившись от возбуждения, я был способен в полной мере оценить вчерашнее событие и удивительную встречу с Максимом Горьким в такой знаменательный день моей жизни…

Обаятельный, светлый образ Серова, Героя Советского Союза, лётчика-испытателя, в прошлом уральского рабочего, запечатлелся в моей памяти как образ легендарного русского богатыря, виртуоза высшего пилотажа, человека с душой орла.

Лётчик-испытатель Михаил Михайлович Громов - высокий, худой, на вид сухой, холодный и даже неприступный. На самом деле это очень мягкий и деликатный человек, спортсмен с головы до пят, по-мальчишески увлекающийся всеми видами спорта и особенно лошадьми.

Из лётчиков-испытателей Громов наиболее грамотный технически, культурный и содержательный человек. Он много читает, любит музыку, ценит в жизни красивое и сам пишет книги.

Пример бережного и любовного отношения к лётчикам-испытателям показывает товарищ Сталин. Мы, конструкторы, не раз слышали его требование заботиться о полной безопасности лётчиков-испытателей при опытных полётах, создавать все условия для успеха в их сложной и опасной работе.

Товарищ Сталин лично знает наших основных лётчиков-испытателей. Он внимательно прислушивается к их голосу, и их мнение по поводу того или иного самолёта играет не последнюю роль при выборе для массового производства новой машины.

Из книги Война в воздухе автора Шиуков Алексей Владимирович

1. Безоружные летчики Осенью «1914 года я ехал со своим самолетом на фронт. Только что началась первая мировая империалистическая война. В ней должен был принять участие и я.До этой войны самолеты никогда и нигде еще не применялись для боя в воздухе. Поэтому, сидя в вагоне

Из книги Сто сорок бесед с Молотовым автора Чуев Феликс Иванович

Летчики Молотов всегда одевается легко, не боясь простуды. Дома обычно ходит в рубахе навыпуск. Пошли в лес – надел серый плащ, шляпу, трость взял.Гуляем. Навстречу по лесной дорожке быстро идет человек в широкополой шляпе, старом коричневом костюме, темно-красном

Из книги Испытано в небе автора Галлай Марк Лазаревич

ИСПЫТАТЕЛИ ШЕСТИДЕСЯТЫХ Итак, на смену нам вышло новое поколение советских лётчиков-испытателей. Что же оно собой представляло? Чем отличалось от нас?Здесь, следуя давним житейским канонам, мне, наверное, следовало бы с достойной сдержанностью посетовать на то, как

Из книги Мой брат Юрий автора Гагарин Валентин Алексеевич

ГЛАВА 7 Лётчики Белая рубаха тщательно выутюжена, висит на спинке стула.В носках надраенных до блеска ботинок отражается потолок. Ботинки куплены в Гжатске еще до войны и ни разу не надеваны.Пузатый портфель - с вечера уложены в него букварь, тетради в косую линейку и

Из книги С Антарктидой - только на "Вы": Записки летчика Полярной авиации автора Карпий Василий Михайлович

Летчики-водопроводчики... Полетов не было, зима полностью вступила в свои права, но без дела нас не оставили. Вышло так, что разморозили водопровод, подающий воду в баню. Павел Кононович попросил нас помочь его восстановить, поскольку рабочих рук не хватало: у каждого

Из книги Самолеты летят к партизанам (Записки начальника штаба) автора Верхозин Александр Михайлович

Выручайте, летчики! К зиме 1942/43 года количество крупных партизанских соединений в глубоком тылу противника во много раз возросло. Инженеры подсчитали, что летать в Западную Украину и Западную Белоруссию без дополнительных бензиновых баков на самолетах ЛИ-2 невозможно.

Из книги Моя небесная жизнь: Воспоминания летчика-испытателя автора Меницкий Валерий Евгеньевич

17. ОТКУДА БЕРУТСЯ ИСПЫТАТЕЛИ? Как человек становится лётчиком-испытателем? Примерно так же, как и рабочим, учителем, инженером. И всё же отчасти не так - по-особенному…В Школе лётчиков-испытателей были выработаны особые критерии отбора слушателей. Предпочтение всегда

Из книги Записки космического контрразведчика автора Рыбкин Николай Николаевич

Испытатели - народ особенный Получив диплом юриста-правоведа и навыки оперработника, я в сентябре 1973 года прибыл по распределению на подмосковную авиабазу Чкаловская - место, «завидное» для очень многих. Вот только оказалось, что здесь меня не ждали и через несколько

Из книги Дракон с гарниром, двоечник-отличник и другие истории про маменькиного сынка автора Черейский Михаил

Самолеты, летчики и воздвиженская топография Воздвиженок в Приморском крае было две. Просто Воздвиженка - село Михайловского района, населенное выходцами с Украины, переселенными туда еще в начале XX века. До войны официальным языком там считался украинский, и в

Из книги Книга о русских людях автора Горький Максим

Испытатели В курорте Сестрорецк был банщик Степан Прохоров, благообразный крепкий старик, лет шестидесяти. Странно смотрели на людей его выпуклые фарфоровые глаза, - блестело в них что-то слишком светлое и жесткое, но улыбались они ласково и даже, можно сказать,

Из книги Рассказы и повести автора Хайко Леонид Дмитриевич

Кто они, лётчики? Древние тоже летали.Сведения о возможных полётах людей в доисторические времена на аппаратах тяжелее воздуха и о тех, кто ими управлял, мы черпаем из легенд и мифов, и всевозможных рисунках на камне.В далёкие времена туманной древности люди наблюдали за

Из книги Стартует мужество автора Кожевников Анатолий Леонидович

Настоящие лётчики На занятия к нам иногда приходил начальник училища полковник Оковин, бывший кавалерист Чапаевской дивизии. Оковин был летчиком, но легендарная слава чапаевцев так владела нашим воображением, что в часы, когда полковник проводил с нами беседу, мы чаще

Из книги Цель жизни автора Яковлев Александр Сергеевич

Фронтовые летчики Качества самолета проверяются в бою. - Профессия истребителя. - Асы - воздушные снайперы. - Трижды Герой Александр Покрышкин. - Братья Глинки. - ДБ и ББ. - ЯК для Покрышева. - Письма с фронта. - Ибрагим Дзусов: «На подступах к Берлину небо наше». -

Из книги Неизвестный Лавочкин автора Якубович Николай Васильевич

Летчики-испытатели самолетов «Ла» Адамович-Иодко Николай Владимирович. Родился 17 января 1915 года. С 1936 года летал в аэроклубе Московского авиационного института (МАИ). С 1940 года после окончания МАИ работал в ЦАГИ, затем – в ЛИИ. С 1942 года летчик-испытатель ЛИИ. Испытывал

Из книги Сковать боем! автора Чалбаш Эмир Усеин

Почему летчики катапультировались? В 1956 году с весны полк опять находился в лагерях на аэродроме Кневичи. По-прежнему полк летал в сложных условиях и ночью. Прибывшее пополнение из молодых летчиков с завистью смотрело на летчиков, летающих в облаках, и каждый с

Из книги Разные годы автора Курганов Оскар Иеремеевич

ИСПЫТАТЕЛИ В авиации окружены большим почетом летчики-испытатели, люди, поднимающие в воздух самолеты после того, как они вышли из цехов. Испытатели должны быть людьми смелыми, решительными, опытными. Их главное качество: хладнокровие. Для испытания самолета требуется

24 ноября 2016 г. исполняется 70 лет известному авиатору, Герою России, Заслуженному летчику-испытателю, начальнику ЛИЦ ГосНИИ ГА Рубену Татевосовичу Есаяну.

Летчик-испытатель. Эти слова действуют на людей завораживающе, ведь за ними скрывается личность с большой буквы, обладающая высочайшим умом, многогранным опытом и сильной волей. Все, что должно быть в человеке, который управляет и испытывает новые современные воздушные суда.

Имена многих летчиков-испытателей навечно вписаны в золотой ряд великих соотечественников, прославивших нашу страну и внесших неоценимый вклад в укрепление ее могущества, развитие отечественной гражданской авиации. Среди них и летчики-испытатели нашего института, которые за более чем 85-летнюю историю ГосНИИ ГА дали путевку в небо многим самолетам и вертолетам советского и российского производства.

Свое законное и достойное место в этом ряду занимает наш уважаемый коллега по ГосНИИ ГА Рубен Татевосович Есаян — Герой России, Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, заместитель генерального директора — начальник Летно-испытательного центра (ЛИЦ). Говорить о человеке, которого знаешь более 20 лет, и с которым связан и профессионально, и человечески многие годы, всегда хочется с чувством гордости и глубокого уважения. Не будет преувеличением сказать, что личность Рубена Татевосовича Есаяна вполне сравнима с выдающимися людьми из серии книг «Жизнь замечательных людей».

Рубен Татевосович Есаян родился 24 ноября 1946 г. в Ереване в семье участника Великой Отечественной войны. Занимался в аэроклубе, впервые поднялся в воздух в 17 лет.

Он получил фундаментальное авиационное образование: Сасовское летное училище гражданской авиации им. Героя Советского Союза Г.А. Тарана, Академия гражданской авиации, Школа летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР им. М.М. Громова.

Работал командиром воздушного судна в Армянском управлении гражданской авиации. Еще работая линейным пилотом, Р.Т. Есаян показал себя незаурядным специалистом летного дела. В 1981-1984 гг., находясь в служебной командировке в Анголе, командир экипажа корабля Як-40 Р.Т. Есаян неоднократно летал в районы боевых действий. В 1983 г. при взлете в аэропорту Луанды его самолет был подбит зенитным огнем с поражением правого двигателя, возник пожар на борту. Р.Т. Есаян сумел сделать круг над аэропортом и благополучно посадить поврежденный самолет.

С 1984 г. Р.Т. Есаян возглавил летно-штурманский отдел Армянского управления гражданской авиации.

С 1986 г., уже 30 лет, Рубен Татевосович работает в ГосНИИ ГА на летно-испытательной работе, многие годы руководит Летно-испытательным центром института, является заместителем генерального директора.

Рубен Татевосович Есаян провел испытания многих типов и модификаций самолетов, в том числе: Ан-74, Ан-124, Ту-334, Ту-154, Ил-76МФ, Ил-96, Ил-114. На самолете-амфибии Бе-200 в 2004 г. он установил пять мировых авиационных рекордов. Особо хотел бы отметить, что как глубокий аналитик и первоклассный летчик-испытатель, Р.Т. Есаян занимается моделированием внештатных ситуаций в воздухе для выявления причин авиационных происшествий и катастроф с целью недопущения их в реальных условиях.

В составе рабочих групп в качестве эксперта-аудитора Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета Р.Т. Есаян участвовал в летных испытаниях зарубежных воздушных судов многих типов, включая самолеты Boeing 757, 767, 747, Falkon 900 и др.

В 2001 г., впервые после 10-летнего перерыва, экипаж ГосНИИ ГА под руководством Рубена Татевосовича выполнил на транспортном самолете Ил-76 рейс в Антарктиду. В течение последующих лет он ежегодно летал на этот континент с посадками на ледовые аэродромы. В 2007 г. выполнил уникальную операцию по десантированию с самолета Ил-76ТД 28 платформ с дизельным топливом на полярную станцию «Восток». Всего Р.Т. Есаян произвел более 80-ти полетов на Южный полюс и центральные районы Антарктиды.

В одной из воздушных экспедиций в Антарктиду в 2008 г. довелось участвовать и автору этих строк. В этих сложных, порой экстремальных условиях, Рубен Татевосович показал не только высочайшее летное мастерство, но и умение организовать работу экипажа максимально четко и слаженно с целью обеспечения эффективной деятельности российской антарктической экспедиции и проведения научно-исследовательских работ.

В том, что в 2015 г. Росгидрометом повторно выдано разрешение ГосНИИ ГА до 2020 г. на выполнение исследовательских полетов тяжелой транспортной авиации в Антарктиде и десантирование грузов на ледниковый покров — большая заслуга Рубена Татевосовича Есаяна.

В последние годы летным составом ГосНИИ ГА под руководством Р.Т. Есаяна проведен комплекс сертификационных испытаний различ-ных воздушных судов, в том числе, модификаций «старых» воздушных судов, оборудованных новыми навигационными и другими системами.

Важное место в деятельности ЛИЦ ГосНИИ ГА занимает и выполнение специальных полетов на воздушных судах, конструкция и характеристики которых не соответствуют типовой. Именно в этих случаях проявляется высочайшее летное мастерство Р.Т. Есаяна и его коллег. Так было и в сложной ситуации с выполнением взлета самолета Ту-154М с повреждением конструкции с посадочной площадки в Ижме, состояние которой не обеспечивало безопасный взлет. Экипаж ГосНИИ ГА под руководством Р.Т. Есаяна блестяще справился со взлетом и перелетом самолета на завод-изготовитель для восстановления воздушного судна.

Важное качество Р.Т. Есаяна, как наставника молодых авиаторов и коллег по летно-испытательному цеху — умение доходчиво излагать даже самую сложную техническую информацию. Широта и глубина его кругозора производят неизгладимое впечатление. С ним можно спорить, дискутировать, но, в конечном итоге, он все равно, как правило, убедит в своей правоте логикой приводимых аргументов.

Говоря о высоких человеческих, я бы сказал, нравственных, качествах Рубена Татевосовича — это понятие о чести и достоинстве, которые впитаны им с детства. Он, будучи удивительно скромным человеком, обладает большим чувством юмора. Мы, его коллеги по работе, гордимся тем, что работаем в Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации и имеем возможность общаться с этим удивительным Человеком. Без преувеличения можно сказать, что Рубен Татевосович Есаян — золотой фонд не только ГосНИИ ГА, но и всей отечественной авиации.

Достижения и успехи в летно-испытательной работе Р.Т. Есаяна высоко оценены государством: орден «Дружбы народов» в 1985 г., орден Мужества в 1996 г. Ему присвоены почетные звания «Заслуженный летчик-испытатель РФ», «Заслуженный работник ГосНИИ ГА» и «Почетный работник транспорта».

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президента Российской Федерации № 524 от 29 мая 2006 г. Р.Т. Есаяну присвоено высокое звание Героя Российской Федерации.

Вклад Рубена Татевосовича Есаяна в развитие отечественной гражданской авиации громаден. Он всегда был и остается преданным своему делу, своей профессии. Жизнь и биография Р.Т. Есаяна — яркий и замечательный пример всем нам, и особенно для молодежи.

В этой связи мне вспоминается известная библейская притча о трех заповедях: в своей жизни мужчина должен посадить дерево, вырастить сына и построить дом. Если смысл притчи применить к Рубену Татевосовичу, то список нужно дополнить, так как есть и сыновья, и дом, и деревья. Он вырастил и воспитал двух достойных сыновей, один из которых также влюблен в небо и продолжает летную династию. Династию Есаяна.

Рубен Татевосович уже оставил свой зримый автограф в небе. Но это не дает оснований останавливаться. Жизнь продолжается, и планов громадье! По-другому и быть не может. Есть еще порох в пороховницах — его нужно использовать по назначению. И яркое свидетельство тому — предстоящий полет Рубена Татевосовича на борту Ил-76ТД в Кейптаун, а затем в Антарктиду! Поэтому расслабляться Вам, Рубен Татевосович, еще рановато. А значит, так тому и быть!

Василий Шапкин,

генеральный директор ГосНИИ ГА,

доктор технических наук,

Можно стать, только получив образование в одном из авиационных институтов и училищ. Они бывают гражданские и военные. Самый известный авиационный институт для гражданских – МАИ. Чтобы поступить туда, необходимо предоставить следующий комплект документов:

– аттестат об окончании одиннадцати классов средней школы или диплом об окончании летного училища;
– сертификат о прохождении Единого Государственного экзамена;
– медицинскую справку (форма N 086/у);
– удостоверение гражданина, подлежащего призыву (приписное свидетельство) или военный билет (только для мужчин 18-27 лет);
– общегражданский паспорт (копия и оригинал);
– фотографии – 3х4 или 4х6, черно-белые, 6 шт.

Также необходимо иметь хорошие знания в области физики и математики, так как при поступлении проводятся дополнительные экзамены по этим предметам.

Готовят пилотов и военные институты и училища. Они расположены в Иркутске, Ульяновске, Ейске, Краснодаре и других городах России. Для поступления в каждое из этих учебных заведений необходим свой комплект документов, список которых можно уточнить по телефону. Телефоны вузов и училищ можно найти на справочных сайтах.

Закончив нужный вуз или авиационное училище, необходимо стать действующим пилотом и налетать определенное количество часов, чтобы иметь возможность получить второе образование по специальности «летчик-испытатель».

Летчики-испытатели – где их готовят

Летчики-испытатели требуются как в военной , так и в гражданской. Готовят их в школах летчиков-испытателей. Их в России всего две – в подмосковном Жуковском и городе Ахтубинске. Чтобы поступить туда, необходимо иметь образование по специальности летчик-инженер, причем предпочтение отдается кандидатам, закончившим учебное заведение с отличием. Также к экзаменам допускаются только пилоты, налетавшие определенное количество часов. При этом возраст абитуриента должен быть не старше тридцати одного года. С каждым из поступающих в школу проводится собеседование. Кроме того, будущие летчики-испытатели проходят специальные психологические тесты, целью которых является выявление готовности к этой сложной и опасной работе.

Обучение в школе летчиков-испытателей проводится в течение полутора лет. За это время будущие специалисты летают на двенадцати видах самолетной техники, а также изучают различные тренажеры. К концу обучения слушатели умеют определять летно-технические характеристики авиационной техники, а также могут выполнять полеты любых видов.

Фото: Артем Попович/ "Кот Шрёдингера"

Вот самолет, у него есть ограничения максимальной скорости. А кто сказал, что она максимальная и дальше нельзя? Так мы же и сказали! Потому что дошли до такой скорости, когда дальше самолет развалится! Или, допустим, скорость захода на посадку. При какой погоде, при каком нижнем крае можно садиться? Записано, например, 100 метров. А 90 можно? Мы говорим: нельзя! Но сначала проверяем расчетные ограничения на практике. С той же максимальной скоростью: прежде чем записать в руководство по эксплуатации, нужно эту скорость превысить и убедиться, что есть как минимум 10-процентный запас на ошибку летчика. То есть на 110% с самолетом ничего не должно случиться. Часто бывает, что в процессе испытаний расчетные цифры меняются в большую или меньшую сторону.

Об испытаниях самолетов мы разговариваем в Летно-исследовательском институте им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском. ЛИИ - учреждение знаменитое. Институт создали в 1941 году, незадолго до начала войны; здесь испытывали практически все отечественные самолеты и вертолеты. А разговариваю я с начальником Школы летчиков-испытателей Александром Крутовым и еще двумя испытателями: сыном Крутова Евгением и заместителем по летной работе Венером Мухаметгареевым.

С людьми героических профессий всегда несколько робеешь, осознавая свою недостаточную мужественность. И эти трое ведь не просто летчики, а испытатели, обучающие других испытателей. Плюс еще вот это вот: сначала мальчик хочет стать водителем автобуса, потом летчиком… Большинство по неизвестным социологии причинам свои детские мечты забывает, но некоторые, как видим, нет.

Как попадают в школу? Вот хочет к вам человек, что ему нужно сделать? - спрашиваю.

Нет, если просто человек к нам хочет, мы его не возьмем! Должен захотеть работодатель этого человека. То есть мы учим только по заявкам предприятий авиационной промышленности. Это очень плохо, это неправильно, я считаю. Раньше было по-другому, - отвечает Крутов-старший. - Когда я учился, выбирали по одному летчику от воздушной армии, и набиралось 10-15 человек. Выбирали лучших из лучших и учили за счет государства. Между прочим, почти во всем мире так делается и сегодня. Сейчас конкурс стал меньше, большую роль играет мнение фирмы - производителя техники, ведь это она платит за обучение специалиста.

Заслуженный летчик-испытатель, Герой России, начальник Школы летчиков-испытателей Александр Крутов в МиГ-29ЛЛ. Фото: Артем Попович/ "Кот Шрёдингера"

То есть если хочешь стать испытателем, сначала поработай обычным летчиком, потом как-то договаривайся с КБ или заводом. Затем нужно сдать экзамены, полгода отучиться теории, от аэродинамики до техники, и только тогда полеты в штопоре.

Руководитель школы - человек плотного телосложения, ему 65 лет. И он активно летает. Сейчас - командир экипажа летающей лаборатории, на которой испытывают наш новый отечественный двигатель ПД-14 для пассажирской авиации. Смотрю на него и вспоминаю, как в фильме "Экипаж" списывали по здоровью командира в исполнении Георгия Жженова.

Я по здоровью прохожу. А по возрасту у нас нет ограничений, - говорит Александр Крутов. - В гражданской авиации есть, а у военных просто никто не летает до такого возраста, их демобилизуют.

Надо пояснить, - вставляет Мухаметгареев, - что у нас в стране есть несколько видов авиации. Гражданская, военная государственная и экспериментальная. И все работают по своим правилам. Мы относимся к экспериментальной авиации.

А где нагрузки больше? - спрашиваю.

Нагрузки разные, потому что задачи разные. У военного летчика главное - боевая задача. Он заточен на тактику, на то, чтобы преодолеть систему ПВО, точнее попасть бомбой или ракетой. Инженерная подготовка и безопасность у него на втором месте. Я 36 лет назад пришел сюда из армии: для каждого летчика там определены цели на территории вероятного противника, и не для всех целей рассчитано, что человек вернется. Задачу решили, а дальше как хочешь: катапультируйся, убивайся… на обратную дорогу топливо не предусмотрено, - говорит Крутов. - В гражданской авиации иначе: с утра до ночи сидишь в самолете и возишь из пункта А в пункт Б; на первом месте безопасность пассажиров.

У нас полетов меньше, но приходится много работать головой. Потому что летчик-испытатель обязательно должен быть инженером. Каждый полет - это новые исследования. В экспериментальной авиации тоже безопасность есть, но я бы назвал ее не безопасностью полетов, а уменьшением опасности, работа-то у нас опасная в принципе: летаем на режимах, которые никто не пробовал, с новым оборудованием, которое неизвестно как себя поведет. Ты вот задал вопрос про возраст, про здоровье - можно на ты, да? - так во всех трех родах авиации свои правила. Я, например, сейчас слышу хуже любого из здесь присутствующих. Не глухой, конечно, но хуже. И не знаю, пройду ли сейчас в гражданской или военной авиации по здоровью. Но неизвестно и пройдет ли летчик оттуда по нашим правилам.

Ил-76ЛЛ перед испытательным полетом с новым авиадвигателем ПД-14. Фото: Артем Попович/ "Кот Шрёдингера"

У вас бывают нештатные ситуации? Или для вас они все такие? - задаю я сформулированный заранее вопрос. Хочется ведь про подвиги послушать.

Испытатели переглядываются. Похоже, различить действительно трудно, если у тебя в плане полета то штопор, то двигатель выключен, то скорость такая, что самолет разваливается.

Когда в последний раз было? - не сдаюсь я.

Летчики начинают обсуждение: "У меня давно. - Как же давно?! А в прошлом году? - А чего это она нештатная? - Ну, в программе испытаний ведь не было!" В конце концов приходят к выводу, что, если в программе не было, значит, это и есть то, о чем я спрашиваю:

Вот экспериментальный двигатель спомпировал...

Отказал двигатель. Имеет право: он же опытный.

Двигатель специально ставят в худшие условия. Если не отказал - хороший! А если уж… Наука иногда радуется: о, поймали помпаж! Сразу много информации.

И что ж вы делаете в таких случаях?

Надо выключать-запускать, выключать-запускать. В воздухе. Еще помпаж иногда приводит к разрушению двигателя… Ну что, пойдем полетаем?

Почти самостоятельное пикирование

Летать мы идем на тренажере. Собственно, летчики не против взять меня и в самолет, но для этого нужно пройти медкомиссию - все же испытательный полет всегда с какими-то неожиданностями, в отличие от пассажирского. Ну, тренажер так тренажер.

Двигаемся по этажам здания школы, представляющего смесь советской казенной архитектуры с современным ремонтом. Темные таблички с золотыми буквами и древние радиаторы отопления соседствуют с навесными потолками и матовыми плафонами. В туалете над бачком висит распечатка: "Товарищи с коротким ПВД и\или низким давлением в системе, пожалуйста не уходите под глиссаду! Не забывайте компенсировать вертикальную скорость положительным тангажом!" Это у летчиков распространенный мем - желающие подробно расшифровать могут найти в интернете целые ветки форумов с объяснениями и дискуссиями по данной теме…

Зал с тренажёром С-42 "Икарус". На переднем плане рабочее место инструктора. Школа лётчиков-испытателей. Фото: Артем Попович/ "Кот Шрёдингера"

Проходим мимо аудитории, где преподавательница-метеоролог проводит занятие по метеоподготовке для пятерых будущих испытателей; спускаемся в цоколь и попадаем в тренажный комплекс. Здесь хорошо. Три кабины разных самолетов и компьютерные стойки - мозги тренажеров, которые моделируют полет и отслеживают все его параметры. Потом можно анализировать любой момент тренировки. Курсанты-испытатели пишут работы по результатам занятий.

Садитесь, - приглашает Евгений Крутов, указывая на место слева от себя в кабине Як-18 36-й, модернизированной в нулевые годы серии. Як-18 создали в сороковые годы прошлого века специально для обучения пилотов. С тех пор на нем и учат. - Это хороший самолет: надежный, прощает много ошибок. Сейчас взлетим, можете попилотировать.

Перед кабиной - экран полукругом, на нем взлетно-посадочная полоса Раменского и проекция трехлопастного винта. Запускаемся - двигатель гудит, винт вращается, разгоняемся, отрываемся от полосы, летим: штурвалом по крену - вправо-влево, на себя - вверх, от себя - вниз, педали - скольжение за счет киля, как в моторной лодке.

Человеку эпохи дополненной реальности удивляться вроде бы нечему, но ощущения очень сильные.

Похоже на настоящий? - спрашиваю у Евгения.

Очень. Только на настоящем самолете звук двигателя сильнее, - отвечает он и вводит нас в штопор. Для этого нужно сбросить скорость и задрать нос самолета. Это я еще заметил. А как выводить - уже нет.

Когда головокружение проходит, спрашиваю:

И вы все время это делаете в воздухе?

Нет. Только когда задание.

Центральная панель кабины тренажёра Як-18 в Школе лётчиков-испытателей. Фото: Артем Попович/ "Кот Шрёдингера"

У меня сложилось впечатление, что если не пробовать экстремальный высший пилотаж, то летать и среднему человеку вполне комфортно. Примерно как автомобиль водить. Я даже успешно спикировал и самостоятельно (хорошо - почти самостоятельно, но за штурвал ведь держался!) вывел самолетик из пике.

На динамические тренажеры с огромными платформами, наклоняющими кабину по крену, меня милосердно не пустили.

Летающая лаборатория

Из стены торчит хвост. Большой хвост большого самолета. Над заснеженным аэродромом Раменское проносится вполне целый "Суперджет", а здесь мы наблюдаем только часть какого-то воздушного судна.

Такие большие самолеты целиком в ангар не входят, - говорит, подходя, человек средних лет в летной куртке. - Дальше на аэродроме есть ильюшинский ангар, он уже под них сделан, а у нас вот так.

При ближайшем рассмотрении выясняется, что хвост торчит не из стены, а из створок ангара - в каждой из них вырезано полукружие по его размерам. А человек, объяснивший нам это, - Владимир Попов, ведущий инженер по летным испытаниям воздушных судов.

Ил-76ЛЛ. Самолет настолько большой, что целиком в ангаре не помещается. Фото: Артем Попович/ "Кот Шрёдингера"

Заходите,- приглашает он.

Все то, что не хвост, закономерно обнаруживается внутри ангара и в совокупности оказывается летающей лабораторией на базе армейского транспортно-десантного самолета Ил-76. Три двигателя у него родные, а один раза в полтора больше - тот самый ПД-14, первый полностью отечественный двигатель для гражданской авиации, разработанный после многолетнего перерыва. Полное его название - "Перспективный двигатель с тягой 14 тонн", производится в Перми для российского среднемагистрального самолета МС-21. Но такие работы, понятно, не ведутся ради одной-единственной силовой установки. Новые принципы сразу закладываются для семейства двигателей с разными характеристиками. Был бы покупатель.

Кожух двигателя раскрыт, к нему придвинуты стремянки, на которых стоят несколько человек, деловито и молча копающихся в его внутренностях. Фотографировать, кстати, разрешили только снаружи - во избежание утечек ноу-хау.

Это представители АО "Авиадвигатель" из города Пермь, сотрудники производителя, - поясняет Попов. - Проводят техническое обслуживание. Двигатель не серийный, а экспериментальный, поэтому после каждого полета они делают осмотр. Фиксируют, фотографируют. Потом изучают и принимают решение о следующем полете.

А ваша работа в чем? - спрашиваю.

Я руковожу этой лабораторией. От проектирования, оборудования экспериментальными системами до полета. Управляю двигателем в испытательном полете. Мы ведь летаем на трех двигателях, экспериментальный как бы не считается.

У вас есть свой пульт?

Ну да. Давайте покажу.

Авиадвигатель ПД-14, установленный на летающую лабораторию Ил-76. Фото: Артем Попович/ "Кот Шрёдингера"

…Владимир Попов местный, из авиационного города Жуковского. Когда пошел в 10-й класс, хорошие люди организовали при школе аэрокосмическое направление, по сути лицей, куда он и поступил. Сотрудники МАИ и МФТИ преподавали авиационные науки, а школа возила учеников в аэроклуб, так что в 16 лет у Попова уже была летная практика. Здесь же он поступил в филиал МАИ, а после выпуска попал в аспирантуру ЛИИ на двигательное направление. В середине нулевых испытывал двигатели Kaveri по заказу Индии и двигатель SaM146 для нашего "Суперджета", теперь проводит летные испытания двигателя ПД-14.

Пойдемте в самолет, покажу рабочее место, - говорит он.

Грузовой отсек размером с железнодорожный вагон - техногенное пространство с родимыми пятнами транспортно-десантного происхождения: какая-то специальная мягкая обшивка, кислородные маски, устройства для погрузки. Нетрудно представить здесь сотню здоровенных десантников и пару БМД, грозно надвигающихся с воздуха на врага.

Однако сегодня центральное место занимает экспериментальное оборудование: сенсорные мониторы, компьютеры, куда приходят данные от всех датчиков и камер наблюдения за двигателем. Перед этой красотой стоят три кресла с чашками парашютов под ними.

Наши места, - говорит Попов. - А это БРУД - блок рычагов управления двигателем ПД-14, - он показывает на два рычага.- Один в один с тем, что будет стоять на МС-21 в кабине пилотов. Вот отсюда я и управляю экспериментальным двигателем - мучаю его на разных режимах.

Кабина пилотов летающей лаборатории Ил-76. Фото: Артем Попович/ "Кот Шрёдингера"

А пилот в курсе?

Да, конечно, это совместная работа инженеров и летчиков. Я пилота предупреждаю обо всех действиях с опытным двигателем: например, что с режима малого газа перехожу на взлетный. Пилот должен быть готов управлять летающей лабораторий при различных режимах работы опытного двигателя, поддерживая заданные условия полета, а также с целью предотвращения незапланированных эволюций самолета. Пилот должен быть всегда готов.

Пограничный слой

Когда я готовил эту публикацию, то представлял ее как рассказ о людях, испытывающих машины и вместе с ними себя. Эксперимент над собой как стиль жизни. Разумеется, первым делом я спросил у сотрудников Объединенной авиастроительной корпорации, помогавших мне, есть ли среди испытателей непререкаемый авторитет. "Павел Власов, - не задумываясь ответили мне, - гендиректор ЛИИ. Он летал на всем и вообще харизматичная личность". То, что Власов - Герой России, даже не сочли нужным упомянуть, среди испытателей это не редкость.

Итак, беседуем с Власовым в его кабинете, куда тоже доносится гул двигателей. Разумеется, текст ниже нельзя считать документальной версией беседы. Это честная обработка. Как, впрочем, любой журналистский текст.

Расскажите историю, - прошу я. - Как стали испытателем, что было потом.

Давайте, - отвечает Власов.- Я родился в семье военнослужащего. У нас был колоритный военный городок Лебедин в Сумской области на Украине: одновременно и моряки, и летчики, и танкисты. Одна из основных баз ракетных войск стратегического назначения по тем временам. В моем классе 11 мальчишек из 13 стали военными. Ну и вот мечта, с детских лет, стать военным летчиком. В авиамодельный кружок пошел, занимался - без особых каких-то успехов.

Заслуженный лётчик-испытатель, Герой России, генеральный директор АО "ЛИИ им. М.М. Громова" Павел Власов в кабине истребителя. Фото: Артем Попович/ "Кот Шрёдингера"

А в те времена хорошо было то, что между районными центрами летали Ан-2: 15 минут - и ты в другом районе, на авиамодельные соревнования мы так и добирались. И первый самолет в моей жизни был Ан-2, над входом в пилотскую кабину которого висела табличка: "Самолет собран из металлолома, собранного учащимися средней школы № 5 города Лебедина" - я как раз в ней учился. Набравшись наглости, я подошел и спросил: "Дяденьки, я учусь в этой самой школе, которая вам металлолом сдавала, пустите?" И меня пустили в кабину, посадили в кресло. Ничего не помню, потому что я сидел низко, очень глубоко, маленького роста был. Но даже подержался за штурвал! А в 77-м году поступил в Харьковское высшее военное авиационное ордена Красной Звезды училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза Сергея Ивановича Грицевца. Мне тогда еще 17 не исполнилось - пришлось просьбу писать, чтобы допустили до экзаменов.

Наверное, на чешском Л-29 или Л-39 учились? Тогда вся страна на них.

Да, тогда начали поставлять Л-39, и это был первый самолет, на котором я полетел самостоятельно в 78-м году. А потом… На первом курсе курсанты думают, как бы вылететь самостоятельно, а на третьем - как бы вылететь самостоятельно на боевом самолете. Тогда это был МиГ-21, серьезный самолет. Наверное, один из самых серьезных в моей жизни. Сейчас самолеты ласковые, дружелюбные: стараются фирмы. А тогда - самолет-солдат, самолет-штык.

Двадцать первый-то? Я их обслуживал в армии в 85-м году. По-моему, тихий такой, спокойный. Я не летал, впрочем.

А я летал. Ну и когда получилось на боевом самолете, захотелось стать испытателем. В то время книг о военных летчиках было очень много, потом появились об испытателях. Марк Галлай, Анатолий Маркуша… Все это заводило. В 82-м я выпустился, остался инструктором в училище и серьезно готовился поступать на испытателя. А в 86-м в училище пришла разнарядка: "Предлагаем направить трех кандидатов для поступления в школу летчиков-испытателей". Свезло, что меня отпустили на экзамены: медицина, полеты, здоровье, теория. Было нас человек сорок, а взяли только семнадцать, и две девушки позже присоединились, по отдельной программе.

На экзаменах на чем летали?

В те времена самолетов было много, поэтому все летали на своих типах. Я на любимом 21-м. Инструктора такие задачки ставили, с которыми я раньше не сталкивался. Сделай переворот с минимальной потерей высоты! Как ты себе представляешь, так и сделай! Это был любопытный опыт, поскольку редко в войсках выжимали все на полную катушку из самолетов. При массовом исполнении это и небезопасно. Никаких систем ограничения опасных режимов тогда не было. Все напрямую, все в руках.

Учился с 87-го по 89-й. Когда выпускался, освоил уже 14 типов самолетов и вертолет. Летали на сваливание, на штопора, на остановленные двигатели. Было и такое приключение - вылететь на одном из типов самолетов самостоятельно, без инструктора. Это как если бы МиГ-23 впервые поднимался в воздух, а я был пилотом - задание на первый вылет. Когда такое получается - уважаешь себя.

После школы испытателей я попал на фирму МиГ. Работы было полно. В Ахтубинске я как-то провел испытания на четырех типах самолетов в один день - мой рекорд.

Летчики-испытатели Николай Диордица, Павел Власов и Михаил Беляев (слева направо) на палубе авианосца "Адмирал Кузнецов" после испытательных полётов на истребителях МиГ-29К и МиГ-29КУБ. 2009 год. Фото: Артем Попович/ "Кот Шрёдингера"

То есть вы приходите после школы, и вам сразу дают самолет: иди испытывай?!

Нет, в испытательной среде так не принято. Испытания - это не покататься с ветерком. Первый год тебе нарезают программу ввода в строй на уже проверенном самолете. Для меня это был МиГ-23, и делал я на нем всякие экзотические вещи, например полет без фонаря - как будто бы его сорвало. Сзади в закрытой кабине сидел инструктор, а я без колпачка. Набирали мы с ним 11 километров, разгонялись до полутора махов (полторы скорости звука). За бортом минус 56 градусов, но в кабине не холодно, кондиционер обдувает горячим воздухом. И вот нужно бочку сделать без фонаря. Перевернуться, понимая, что у тебя над головой ничего нет. И еще руку высунуть в переплет на махе полтора.

А не сломает?

Есть такая штука в аэродинамике - пограничный слой, слой заторможенного воздуха у обтекаемой поверхности. Я высовывал палец, больше - боялся. Вот такая подготовка. Когда проходишь эту программу, тебя подключают к испытаниям. Сначала попроще, потом сложнее. Видов очень много. Вот, например, прочность. Нужно подтвердить, что самолет не ломается при расчетной перегрузке. Делать нужно аккуратно, потому что за один полет в эту точку можно попасть только один раз.

Можете вспомнить самый трудный, самый опасный полет?

Невозможно сказать! Очень много, все разные. Даже если что-то случается, это не всегда запоминается.

А самый интересный?

Тоже много. Посадки на палубу, демонстрационные полеты на выставках, первый подъем самолета в воздух… Мне довелось летать на самолете с отклоняемым вектором тяги. Так вот, когда машина начинает крутиться против всех законов аэродинамики, это, знаете, бодрит. А приключения… Вы ведь о них спрашиваете? Ну, например, в Австрии летали демонстрационный пилотаж МиГ-29. А там аэродромчик - полоса всего километр длиной и двадцать метров шириной, за ней сразу озеро, замок какой-то. Поэтому садиться надо было очень аккуратно: обычная-то полоса - она два с половиной километра. И у меня не вышел тормозной парашют. Нужно взлетать повторно, я уже добавил обороты, самолет отрывается, а парашют взял и выскочил. Я его, включив форсаж, отжег. А потом надо было сесть на короткий аэродром без парашюта, применяя стартовое торможение, что не предусмотрено никакими рекомендациями - можно колеса себе снести.

Тренажер в Школе летчиков-испытателей. Фото: Артем Попович/ "Кот Шрёдингера"

Как только вы это придумали - парашют поджечь! Разве отстрелить нельзя было?

Это одна из домашних заготовок. Лучше пользоваться форсажем. Одна рука лежит на рукоятке управления двигателем, вторая на ручке управления. Чтобы сбросить парашют, надо поднять предохранительный колпачок и так далее. То есть на 0,7 секунды больше потратить. А самолет с выпущенным парашютом плохо летает. У меня приятель по летному училищу так погиб. Не успел среагировать, сбросить.

Какие самолеты труднее всего пилотировать?

Физически - истребитель на перегрузке девять. Истребитель под нее заточен, а человек нет. Если в тебе 100 килограмм, то на сиденье ты давишь весом, допустим, 100 килограмм, умноженным на девять. Каждый позвонок испытывает такую нагрузку.

Скажите, почему гражданских летчиков не учат все эти сложные ситуации проходить? Сваливание в штопор, полет с выключенным двигателем…

Весь мир пошел по другому пути - не готовить дорогостоящих летчиков, а делать управление таким, чтобы самолет в эти условия не попадал. Штатный современный самолет нельзя вогнать в штопор. Интеллектуальная система ограничения не позволит. Другое дело, что летчики-испытатели как раз помогают правильно настроить эти системы. Поэтому мы летаем на голом самолете, незащищенном. Чтобы найти границу, за которую нельзя. Катастрофы на защищенных самолетах, как правило, происходят потому, что они принимают такое пространственное положение, в котором пилот никогда не бывал и его этому не учили.

Можно ведь научить, наверное?

Да. Мы с 2008 года бьемся: товарищи, у нас есть наработки! Тренажерная подготовка, а потом полетик на натуральном самолете. Научить всему можно. И с выключенным двигателем самолет сажать. Сел же на Гудзон командир Airbus, когда в оба двигателя попало такое количество птиц, что они поломались. Но подготовка летчиков - весьма дорогая вещь. Поэтому экипаж предпочитают тренировать на ситуациях, с которыми реально можно столкнуться.

Не лучше ли, чтобы человека в самолете вообще не было? По крайней мере в гражданском. Все на автоматике.

Это уже есть. Автоматическая посадка, когда человек ничего не трогает. Торможение тоже автоматическое. В моем детстве только появлялись слова "всепогодная авиация", а сейчас самолет взлетает и садится при видимости ноль на ноль. То есть когда вообще ничего не видно.

Тренажер самолета С-42 "Икарус" в Школе летчиков-испытателей. Фото: Артем Попович/ "Кот Шрёдингера"

Зачем тогда в кабине пилот?

Чтобы, когда диспетчер говорит: "Отверните вправо на 15 градусов, потому что там опасное сближение", быстро отреагировать. Перевести эту команду на машинный язык сложнее. Или дольше. Но над этим работают. Кстати, настройка таких систем - тоже задача испытателей.

Да, я понимаю. На ваш век еще испытаний хватит. Что вы не успели сделать, но что бы вам хотелось?

В этом смысле я совершенно счастливый человек. Я летал на все виды испытаний, которые существуют. И с удовольствием готов заниматься этим опять.

Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова

ЛИИ - научная организация, испытывающая экспериментальную авиационную технику: гражданские и военные летательные аппараты, отдельные системы, оборудование, силовые установки. Также здесь исследуются перспективные направления авиастроения, например применение гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Для изучения полетов на гиперзвуковых скоростях разработаны летающие лаборатории.

Институт работал и над космическими проектами. На тренажерах, созданных в его лабораториях, тренировался Гагарин, здесь испытывали системы жизнеобеспечения кораблей "Восток", "Восход" и "Союз", теплозащиту "Бурана".

В институте около 1000 сотрудников, непосредственно участвующих в исследованиях и разработках.

Со дня основания базируется на аэродроме Раменское, основная взлетно-посадочная полоса которого самая длинная в Европе - 5,5 км. Каждые два года здесь проходит Международный авиационно-космический салон (МАКС).

Школа летчиков-испытателей

Школа создана в 1947 году. Здесь обучают испытывать технику летчиков гражданской и военной авиации. Для конструкторских бюро и авиационных заводов. В программе полгода теории и затем полгода практики:

Обучение и закрепление навыков пилотирования на новом для слушателя типе воздушного судна при полетах по кругу и в зону;

Полеты на критических (нестандартных) режимах: продолженный взлет с выключенным двигателем на взлете, пилотирование с одним выключенным двигателем;

Запуск двигателя в воздухе, торможение до сваливания, вывод из сваливания, штопор, посадка с выключенным двигателем и т. д.;

Полеты по приборам;

Полеты на определение характеристик устойчивости и управляемости воздушного судна.

Все инструкторы школы - действующие летчики-испытатели.

Испытательный полет

Испытательный полет контролируется не только экипажем, но и наземным пунктом управления летным экспериментом. Туда передаются все данные с самолета и его систем. После полета проводится его разбор совместно с исследователями, конструкторами и инженерами. Анализируются параметры испытываемых систем и агрегатов, зарегистрированные многочисленными датчиками. В конце каждой недели проводится общий разбор полетов с обзором всей полученной информации.

Летающая лаборатория

Лаборатория - оборудованный для исследований летающий аппарат. В ЛИИ несколько самолетов используется для тестирования двигателей. По сути, для каждой новой задачи создается новая летающая лаборатория: самолет нужно совместить с "чужим" двигателем. Что касается ПД-14, инженеры около года потратили на его проектирование и еще год на создание всех систем и установку двигателя на Ил-76. Во время полета на борту присутствуют 6 членов экипажа и 6 инженеров, еще около 20 человек обслуживают лабораторию на земле. Испытательные полеты проходят в воздушной зоне ЛИИ, зоне видимости наземного пункта управления.

Лётчик-испытатель — профессиональный пилот, испытывающий функционал и безопасность новой авиационной техники: самолётов, вертолётов и других.

Заработная плата

100.000–150.000 руб. (zarplat.info)

Место работы

Лётчики-испытатели работают в лётно-испытательных центрах Министерства обороны, а также в авиационной промышленности: конструкторских бюро, на авиастроительных и авиаремонтных заводах.

Обязанности

Лётчик-испытатель — редкая профессия, стать им может только пилот экстра-класса. И это не удивительно, ведь специалист проводит испытание абсолютно новых воздушных судов, оценивая их функциональные качества. Итоговая оценка и комментарии лётчика помогут конструкторам усовершенствовать механизмы, внедрить доработки либо полностью переделать аппарат.

Если производство воздушного судна уже поставлено на поток, лётчик-испытатель осуществляет их облёты. Только такой способ может гарантировать в дальнейшем безопасность эксплуатации судна обычными пилотами.

Важные качества

К важнейшим качествам лётчика-испытателя можно отнести: собранность, уверенность в себе, смелость, ответственность, аналитически ум и умение принимать взвешенные решения в экстренных ситуациях.

Отзывы о профессии

«Лётчик-испытатель постоянно «не помнит», что может не вернуться из полёта. Он «знает это». В ином случае работать качественно не смог бы».

Сергей Николаевич Тресвятский,
лётчик-испытатель РФ.

Стереотипы, юмор

Профессия лётчика-испытателя связана с риском. Техническое несовершенство машины может привести к трагедии. Но несмотря на опасную работу, лётчики всегда спокойны и хладнокровны.

— Папа, — спрашивает сын отца, — это правда, что лётчики-испытатели остаются спокойными в любой обстановке?
— Это правда, — ответил отец.
— Тогда я тебе покажу свой школьный дневник.

Обучение

Чтобы стать лётчиком, необходимо высшее профильное образование, а затем не менее 3 лет практики. Учиться можно, к примеру, в Санкт-Петербургской Академии гражданской авиации.

В Москве учиться можно в Техническом университете гражданской авиации.