Какой национальности была жена сальвадора дали. Алчная валькирия. Жена Дали была ещё более странной, чем её муж. «родилась в татарской столице, на берегу волги»

Дали и Гала встретились в 1929 году, когда та была замужем. Через три года она стала супругой Сальвадора

В историю она вошла под именем Гала — блистательная муза, соратница, обожаемая и любимая женщина. Чуть ли не богиня. Ее биографы до сих пор недоумевают: что же в ней было особенного, как могла она, не обладая ни красотой, ни талантом, сводить с ума творческих мужей? Союз Гала с Сальвадором Дали продлился полвека, и можно с уверенностью утверждать, что именно благодаря жене художник смог проявить всю силу и мощь своего дара.

Некоторые считают ее расчетливой хищницей, которая цинично использовала наивного и неискушенного в бытовых делах Дали, другие — воплощением любви и женственности. История Гала, явившейся в этот мир под именем Елены Дьяконовой, началась в Казани, в 1894 году. Ее отец, чиновник Иван Дьяконов, рано ушел из жизни. Мать вскоре снова вышла замуж за адвоката Дмитрия Гомберга. Его Елена считала своим отцом и взяла себе отчество по его имени. Вскоре семья переехала в Москву. Здесь Елена училась в одной гимназии с Анастасией Цветаевой, которая оставила ее словесный портрет. Уже тогда наша героиня умела произвести впечатление на людей: «В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими».

Сама Елена была уверена, что ее удел — вдохновлять и очаровывать мужчин. Она писала в своем дневнике. «Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями». И первый шанс опробовать свои чары ей вскоре представился.

Девушка-праздник

В 1912 году слабую здоровьем Елену отправили в санаторий Клаваделя в Швейцарии лечиться от туберкулеза. Там она познакомилась с молодым французским поэтом Эженом Эмилем Полем Гранделем, отец которого, богатый торговец недвижимостью, надеялся, что целебный воздух выбьет из отпрыска поэтическую блажь. Однако юноша приобрел еще и любовный недуг: он потерял голову из-за этой необычной, загадочной девушки из далекой России. Она представилась Галиной, он же стал звать ее Gala с ударением на последний слог, от французского «праздничный, оживленный». Родные не поощряли его увлечения поэзией, а в лице возлюбленной он нашел благодарного слушателя. Она же придумала ему и тот звучный псевдоним, под которым он приобретет известность, — Поль Элюар. Отец юноши его восхищения не разделял: «Я не понимаю, зачем тебе эта девочка из России? Неужели мало парижских?». И предписал новоиспеченному Полю немедленно вернуться на родину. Влюбленные расстались, но их чувства друг к другу только окрепли. Почти пять лет (!) продолжался этот роман на расстоянии. «Мой дорогой возлюбленный, душенька моя, мой дорогой мальчик! — писала Элюару Гала. — Мне не хватает тебя как чего-то незаменимого».

Она обращалась к нему как к мальчику — уже тогда в юной Елене было сильно материнское начало. Она чувствовала в себе желание наставлять, оберегать, опекать. И не случайно впоследствии выбирала любовников моложе себя. Поняв, что от нерешительного Поля ничего не добьешься, а роман в эпистолярном жанре не может длиться вечно, Елена решила взять судьбу в свои руки и отправилась в Париж. В феврале 1917 года, когда ее родину потрясла революция, предприимчивая девушка сочеталась браком с молодым французом. Родители Поля к тому времени уже смирились с его выбором и в качестве знака благословения даже преподнесли новобрачным огромную кровать из мореного дуба. «На ней мы будем жить и на ней умрем», — заявил Элюар. И ошибся.

Амур де труа

Поначалу жизнь в Париже очень радовала Гала. Из застенчивой девушки она превратилась в настоящую л’этуаль — яркую, блистательную, манкую. Она находила удовольствие в развлечениях богемы. А вот бытовые дела навевали скуку. Домашние, будучи уверенными, что у Гала хрупкое здоровье, ее особо не беспокоили. Она делала все что пожелает. То, ссылаясь на мигрень или боль в животе, валялась в постели, то читала, то перешивала наряды или слонялась по магазинам в поисках очередной оригинальной вещицы. В 1918 году у супругов родилась дочь Сесиль. Но и появление малышки не особо повлияло на настроение Гала. Заботы о ребенке она с удовольствием доверила свекрови. Поль с тревогой наблюдал за тем, как его жена погружается в меланхолию. «Я умираю от скуки!» — заявляла она и не лгала. Так что знакомство с художником Максом Эрнстом добавило в опостылевшую семейную жизнь свежих красок. По свидетельству современников, Гала, хоть и не была красавицей, обладала особым шармом, магнетизмом и чувственностью, которые действовали на мужчин безотказно. Не устоял и Макс. Роман Гала с художником развивался с молчаливого одобрения ее мужа. Вскоре любовная парочка и вовсе перестала скрываться, а к их сексуальным утехам… присоединился и сам Поль, которого очень возбуждало наличие еще одного мужчины. Отношения «де-труа» настолько увлекли супругов, что и позже, уже после разрыва с Максом, они иногда присматривали себе какую-нибудь жертву — художника или поэта, который их обоих восхищал. А пока Эрнст переселился к Элюарам и начал жить с ними под одной крышей, «в муках, причиняемых любовью и дружбой». Поль называл его братом, Гала позировала ему и делила с ним свое семейное ложе. Пикантный союз оказался весьма плодотворен для вдохновения. За время отношений «де-труа» Элюар с Максом выпустили сборник совместно написанных странных стихов «Несчастья бессмертных». Но потом идиллии пришел конец. Почувствовав, что в сердце жены он постепенно отходит на второй план, Поль поставил вопрос ребром: он или я. Гала не решилась оставить мужа. Но и окончательно порвать с Максом была не в силах. Еще в течение пары лет они переписывались и иногда встречались. Окончательный разрыв произошел только в 1927 году, когда художник женился на Мари-Берт Оранш. Однако, как и прежде, Элюары материально поддерживали бывшего любовника, покупая его картины.

Служенье телу муз

Гала и Дали познакомились в 1929 году, когда чета Элюар нанесла визит художнику в Кадакесе. Он же утверждал, что увидел свою богиню, свою музу намного раньше, еще в детстве, когда ему преподнесли авторучку с портретом черноглазой девочки, укутанной в меха. Стремясь показаться оригинальным, хозяин решил встретить гостей в необычном виде. Он изорвал свою шелковую рубашку, выбрил подмышки и выкрасил их синькой, натер тело смесью из рыбьего клея, козьего помета и лаванды, а за ухо вставил цветок герани. Но увидев свою гостью в окно, тут же побежал смывать это великолепие. Так что перед четой Элюар Дали предстал почти нормальным человеком. Почти — потому что в присутствии Гала, так потрясшей его воображение, не смог вести беседу и периодически начинал истерически хохотать. Будущая муза смотрела на него с любопытством, эксцентричное поведение художника ее не отпугнуло, наоборот, подстегнуло воображение. «Я сразу поняла, что он — гений», — писала впоследствии Гала.

Это была молния, поразившая обоих. «Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч — почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Так описывал Дали предмет своего обожания. Надо сказать, что до знакомства с четой Элюар у 25-летнего художника не было ярких романов. Поклонник Ницше сторонился и даже слегка побаивался женщин. В юном возрасте Сальвадор потерял мать и в какой-то степени нашел ее в лице Гала. Она была на десять лет старше и взяла любимого под свою нежную опеку. «Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», — признавался художник. На этот раз Поль не стал мешать чужому счастью, собрал чемоданы и отбыл восвояси. С собой он увозил собственный портрет, написанный Дали. Живописец решил таким странным образом отблагодарить гостя, у которого увел жену. Дали и Гала официально зарегистрировали свой брак в 1932 году, а религиозная церемония состоялась только в 1958-м, из уважения к чувствам Элюара. Хотя тот и обзавелся любовницей, танцовщицей Марией Бенц, все равно писал нежные письма бывшей жене и надеялся на воссоединение. «Моя прекрасная, священная девочка, будь разумной и веселой. Пока я люблю тебя — а я буду любить тебя вечно, — тебе нечего бояться. Ты жизнь моя. Неистово целую тебя всю целиком. Хочу быть с тобой — обнаженной и нежной. Так называемый Поль. P. S. Привет малышу Дали».

Поначалу чета Дали жила в бедности, зарабатывая тяжким трудом. Парижская светская львица превратилась в няньку, секретаря, менеджера своего гениального мужа. Когда не было вдохновения писать картины, она заставляла его разрабатывать модели шляпок, пепельниц, оформлять витрины магазинов, рекламировать товары. «Никогда мы не сдавались перед неудачами, — отмечал Дали. — Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник».

Гала взяла в свои руки все финансовые дела. Их день строился по схеме, которую она описывала так: «Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры». Она стала его единственной женской моделью и главным сюжетом вдохновения, восхищалась работами Дали, не уставая твердила, что он гениален, использовала все свои связи для раскрутки его таланта. Супруги вели публичную жизнь, часто появлялись на страницах журналов. Постепенно дела пошли на лад. Дом Дали начали осаждать толпы богатых коллекционеров, страстно желавших приобрести картины, освященные гением. В 1934 году Гала предприняла следующий шаг для популяризации таланта Дали. Они отправились в Америку. Страна, влюбленная во все новое и необычное, с восторгом приняла экстравагантного художника. Ценители искусства откликались на самые невероятные идеи Дали и были готовы платить за них огромные деньги. Журналист Фрэнк Уитфорд писал в газете Sunday Times: «Семейная пара Гала-Дали в какой-то мере напоминала герцога и герцогиню Виндзорских. Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся вверх хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума. О ней говорили также, что ее взгляд проникает сквозь стены банковских сейфов. Впрочем, для того чтобы выяснить состояние счета Дали, рентгеновские способности ей были не нужны: счет был общим. Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и звезду мировой величины».

Журналисты не видели главного: трогательной привязанности, почти материнской нежности Гала по отношению к своему непрактичному супругу. Сестра Гала, Лидия, побывавшая у них в гостях, написала, что никогда не видела такого трепетного отношения женщины к мужчине: «Гала возится с Дали как с ребенком, читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность».

Каждый нашел в этом союзе то, что искал. Недаром они прожили вместе полвека душа в душу, вплоть до смерти Гала. Хотя их союз не был образцом верности друг другу. Стареющая дива меняла молодых любовников как перчатки. Последним ее увлечением стал певец Джефф Фенхольт, сыгравший главную роль в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда». Гала приняла деятельное участие в его судьбе, помогла начать карьеру и подарила роскошный дом на Лонг-Айленде. Дали сквозь пальцы смотрел на интрижки жены. «Я позволяю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает».

В последние годы жизни Гала захотелось уединения. По ее просьбе художник подарил ей средневековый замок Пуболь в провинции Жироны. Навещать жену он мог только по ее предварительному письменному разрешению. «День смерти станет самым счастливым днем в моей жизни», — говорила она, съедаемая старческой немощью. Он же окружил себя юными фаворитками, но ни одна из них не сумела тронуть его сердца.

В 1982 году, в возрасте восьмидесяти восьми лет, Гала скончалась в местной больнице. Испанский закон, принятый во время эпидемии чумы, запрещал перевозить тела умерших, но Дали исполнил последнюю волю любимой. Завернув тело жены в белую простыню, он положил его на заднее сиденье «Кадиллака» и доставил в Пуболь, где она завещала себя похоронить. На похоронах художник не присутствовал. Он вошел в склеп лишь спустя несколько часов, когда разошлась толпа. И, собрав остатки мужества, сказал: «Смотри, я не плачу…».

На момент встречи Гала было 35 лет, а Сальвадору 25. Казалось бы, что может быть общего между русской женой французского поэта и художником, о чьей экспрессии и чудачествах ходили слухи? Однако, их крепкому союзу суждено было просуществовать 53 года, при том что Гала была старше Дали на 10 лет. Одни называли «хищницей» эту загадочную женщину из России, считая ее эксплуататоршей, заставлявшей художника творить. Другие - уверены, что если бы не вдохновение Гала, ее поддержка и вера в Дали, то гений Сальвадор мог бы быть утрачен для Мира.

Кто такая Гала?

Гала, с ударением на последней букве, как во всех французских словах, ее настоящее имя Елена Ивановна Дьяконова. Родилась она в 1894 году, в Казани в семье небогатой семье. Ее отец был мелким чиновником, умер, когда девочка была еще в совсем юном возрасте. Мать второй раз вышла замуж за адвоката. Когда Елене было 17 лет, семья переехала в Москву. Там девушка стала гимназисткой, кстати, училась она вместе с будущей поэтессой Мариной Цветаевой.

Детство Сальвадора Дали

Сальвадор Дали родился в 1904 году в городе Фигерасе, что в Испании. Его отец был нотариусом-атеистом, а мать ярым приверженцем католичества. В школьные годы его талант художника проявлялся в рисунках на полях тетрадей. Позже с Дали занимался художник Рамон Пихо. Часть мальчик гулял среди представителей низших слоев общества, моряков, рыбаков, впитывая мифологию своего народа, что позже отразилось в его работах. В 17 лет он поехал в Мадрид для обучения в Академии Изящных Искусств, но попал под влияние Лорки и Бюнуэля – ярых противников консервативных норм и был исключен из Академии за распространение «бунтарских» идей. Отец Сальвадора был расстроен: он еще тешил себя надеждами, что сын пойдет по пути государственного служащего.

Так постепенно шаг за шагом под влиянием Ницше, Фрейда, Бретона, Хуана Миро, Дали предложил миру совершенно новый художественный подход, который он назвал «параноидально-критическим методом».

Гала и Поль Элюар: муза поэта

У Елены с самого детства было очень слабое здоровье, и в 18 лет ей ставят диагноз: туберкулез. На лечение девушку отправляют в Швейцарию, там в санатории произошло роковое знакомство с поэтом из Франции Эжен-Эмиль-Поль-Гренделем, это будущий Поль Элюар. Родители отправили Поля туда лечиться от странной болезни – поэзии.

И тут началось: между ними разгорелся страстный роман.

Отец и мать поэта были против, всячески отговаривая Поля от какой-бы то ни было связи с «русской девчонкой». Но это было бесполезно. Пламя уже вспыхнуло, несмотря на то, что влюбленным пришлось на время расстаться, они постоянно слали друг другу письма. Уже тогда в письмах прослеживается яркое материнское начало в Елене (именно в этот период она решает переименовать себя Галой, что обозначает «праздник», «веселье»). Часто она обращается к полю как к «мальчику», «душеньке».

Свадьба Гала и Поля Элюар

Страстный роман Гала и Поля закончился их свадьбой в 1917 году. Родители Элюара преподнесли в качестве подарка молодоженам огромную кровать, на которой поэт романтично планировал «умереть» со своей возлюбленной, но не тут-то было.

Спустя год после законного скрепления брачных уз, в их семье родилась дочь Сесиль. Несмотря на это столь радостное для обоих событие, их союз не сулил счастья. Элюар не мог усидеть на месте, часто путешествовал, иногда чудачил. В доме скандалы стали обычным делом. Например, поэт легко мог показывать снимки в стиле ню своим друзьям. Гала была одновременно музой и раздражителем Поля. Вскоре она вступила во внебрачные отношения с художником Максом Эрнстом.

Судьбоносная встреча Галлы и Сальвадора Дали

Брак Галлы и Поля Элюара насчитывал уже почти одиннадцать лет. Однажды летом 1929 года, семья Элюаров решила отправиться на автомобиле из Парижа в испанскую деревню Кадакес в гости к молодому художнику Сальвадору Дали. Эта идея принадлежала Полю, он был шокирован фильмом Дали «Андалузский пес». На момент судьбоносной встречи Гале было 35 лет, она была выдержанной женщиной, получившей солидный жизненный опыт, а Сальвадору Дали не так давно исполнилось 25 лет.

Всю дорогу по пути в деревню Элюар расхваливал работы Дали. Перед приездом гостей Сальвадор принарядился специально к встрече: покрасил свои подмышки в синий цвет, набрызгал себя самодельным парфюмом из лаванды, обмазался пометом коз и рыбьим клеем. В таком эпатажном наряде он собрался предстать перед семьей Элюаров. Однако, случайно его взгляд упал на жену Поля. Он увидел ее из окна своего дома. Перед гостями Дали предстал уже в нормальном своем облике, но потеряв дар речи. Тогда он чувствовал, что эта женщина будет его настоящей и единственной любовью всей жизни.

Плодотворный творческий союз: Гала и Сальвадор Дали

Современники Галлы отмечали, что она не была красавицей, но было в ней что-то, что являлось притягательным для многих мужчин: строгость, загадка, магнетизм… Как Гала признается позже, с первого взгляда на Дали она поняла, что перед ней – гений.

Так Гала приняла, пожалуй, одно из важнейших решений в своей жизни: бросить супруга и дочь и посвятить свою жизнь молодому художнику. Без оглядки на состоятельность мужа и бедность художника.

Только после смерти Элюара, спустя 29 лет после встречи, пара официально скрепила свои узы браком.

Их союз был, будто союзом льда и пламени: строгая, расчетливая Гала и робкий Дали. Поговаривают, что до брака он был девственником и панически боялся всякого контакта с женским полом.

Тем не менее, огромное влияние Гала на Дали дало свои плоды: художник ушел из-под влияния Бретона и его группы и стал самостоятельным. Он много работал, возлюбленная была не просто его музой, но еще и его продюсером, арт-директором, маркетологом: она сама создавала выставки работ, постоянно искала состоятельных спонсоров и вела с ними переговоры, занималась продажей картин.

Постепенно в прессу стала просачиваться информация, что Дали работает под давлением Гала, якобы она заставляет его создавать картины, а когда картины не шли из-под кисти, то она сажала его за разработку новых аксессуаров и предметов интерьера. Возможно, так и нужно было обращаться со слабовольным и всего боящимся Сальвадором.

В 1994 году вышла в свет статья, где журналист называл Галлу хищницей, которая взяла жестокой и крепкой хваткой беззащитного и слабовольного художника, имеющего некоторый талант и своими силами сделала из него миллионера и «звезду», за возможность обладания работами которого выстраивались толпы богачей и толстосумов.

Сама Гала была на седьмом небе от счастья. Она транжирила деньги направо и налево.

Путешествие в США: пик популярности Сальвадора Дали

Интуиция Галлы привела пару в США, где, казалось, публика только и ждала их приезда. В 1934 году как раз пересматривались художественные каноны, и бомонд скучал в ожидании скандалов и эпатажа. Америка преподнесла им головокружительный прием: работы Дали раскупались за баснословные суммы, в их честь устраивались шумные вечеринки. Эта поездка только прибавила паре славы и денег.

Годы войны и несколько послевоенных лет Гала и Дали прожили в США, популярность художника, благодаря действиям Гала, была на пике. Гений творил и создавал свои шедевры.

Феномен Гала

«Галатея», «мой талисман», «мой клад», «мое золотце» - так писал о своей супруге Дали. Ее образ можно найти в изображениях множества картин, даже в лике Богоматери. Художник не раз говорил, что он любит ее больше всего на свете – больше денег, славы, даже больше матери. А точней, вместо матери. Художник потерял рано мать, а Гала сумела дать ему материнскую заботу и любовь, которой столь сильно не хватало мужчине.

Приближенные к паре, в частности, сестра Галы, приехав к ним в гости, не раз твердила о материнском поведении Галы в отношении Сальвадора: она за ним убирала, подносила напитки и еду, обожествляла, всячески заботилась о нем.

А в ответ художник творил: картины он подписывал: «Гала-Сальвадор-Дали». По сути, Гала своими руками создала бренд «Сальвадор Дали», была не только его музой, но и умелым менеджером и финансистом. Ей удалось убедить Дали в его исключительности, уникальности и гениальности, а художник в ответ готов был преподнести Гале весь мир.

Борьба со временем

Пара Дали и Гала, которую многие в народе называли «шизофрениками», «сумасшедшими» «извращенцами». Постепенно Гала старела. В бессмысленных попытках хоть как-то удержать свою молодость Гала то ложилась под скальпель пластического хирурга, то принимала «волшебные» таблетки для сохранения молодости, то сидела на диетах. Роскошь, слава, богатство – все это дало женщине возможность держать рядом с собой любовников помоложе. Одним из них стал Джефф Фенхольт – главный актер рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда». Но этого ей было мало. Однажды Гала обратилась к Сальвадору с просьбой купить ей замок в Пуболе. Там женщина устраивала оргии, но Дали был на них очень редким гостем. Вход ему был возможен только в случае ее письменного приглашения.

На закате жизни

В 1982 году в результате падения, Гала сломала шейку бедра. Ее поместили в больницу, где разум ее постепенно оставлял. Муза художника умерла в одиночестве, забытая множеством своих любовников, на которых столь беззаботно и щедро тратила деньги.

Дали, узнав об этом, пошел на нарушение закона (в те времена нельзя было самостоятельно перевозить тела умерших) – он надел на Гала ее любимое платье, большие солнечные очки, усадил в «Кадиллак» и отвез в замок в Пуболе, где его муза и была похоронена.

Дали после смерти своей Музы

После смерти своей возлюбленной, источника вдохновения, жены, друга в одном лице. Сальвадор Дали закрылся в себе. Он больше не возвращался к холсту, как будто бы его дар покинул. Художник, казалось, сходил с ума, утратил интерес к жизни, мало ел, агрессивно себя вел, кидался на собеседников, вместо нормальной речи – мычание, которое никто не мог разобрать. В таком режиме он провел оставшиеся семь лет.

Вывод:

Во многом, благодаря Гала, Мир узнал о Сальвадоре Дали. Она была его женой, матерью, другом в одном лице. Как Дали признавался сам много раз, всем, что у него есть он обязан всецело «своей Гала».


Фильм "Сальвадор Дали и Гала"

30 января 1934 г. произошло рядовое событие — двое взрослых людей вступили в брак. Возможно, нерядовыми покажутся их имена. Жених — Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали . Невеста — Елена Ивановна Дьяконова , в будущем — Гала Дали . Но, несмотря на звёздность героев, это бракосочетание нельзя назвать ни уникальным, ни эпохальным. Потому что они заключали брак около 50 раз.

Действующие лица во всех церемониях останутся теми же. Меняться будут только города и страны. Дело вкуса — кто-то при посещении чужой страны идёт в музей, кто-то по магазинам, а эта парочка направлялась в церковь. Не по причине такой уж набожности, но чтобы подтвердить свой семейный статус. Или для того, чтобы устроить себе дополнительный медовый месяц? Или для создания атмосферы незатухающего скандала? Можно выбирать любую версию, да ещё и присочинить свою.

В режиме кроликов

В создании мифов о своей жизни эта чета может дать фору кому угодно. И вместе, и по отдельности. Скажем, Елена Ивановна запросто именовала себя и Еленой Дмитриевной. Ну, просто для интереса. Её мать вторично вышла замуж — вот и новое отчество. А вдобавок домыслы о том, кто же настоящий отец — казанский чиновник Иван Дьяконов или всё же московский адвокат Дмитрий Гомберг , слёгший от переживаний, когда у Леночки обнаружили чахотку.

"Гала в окне", скульптура Сальвадора Дали. Фото: Commons.wikimedia.org / Manuel González Olaechea y Franco

Не отстаёт и маленький Сальвадор, всерьёз считающий себя реинкарнацией старшего брата, умершего от менингита в младенчестве. И затевающий в школе кровавые драки — чаще всего без причины. В более зрелом возрасте заявивший, что «плюёт на свою мать». А в совсем зрелом выдавший: «Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег».

Но вот пришёл 1929 г. Кадекес, Испания, Каталония. Встреча. Вечер. Оливы и луна. Елена старше Сальвадора на 11 лет. И её слова: «Мой малыш, я никогда тебя не брошу». С тех пор даже самые отъявленные анархисты и борцы с искусством заявляют: «Дали и Гала — не муж и жена. И уж тем более не художник и его муза. Они — два полушария одного мозга». Отныне два полушария действовали синхронно. И сообща.

Настолько синхронно, что впору поверить в метафизическое родство русской и испанской душ. Нет, в самом деле — и мы и они в своё время противостояли натиску чуждого мира — Орды и Халифата. И мы, и они состоялись как нации в этой чудовищной, жестокой борьбе.

И вот результат. Пока ещё мало кому известный Сальвадор Дали вместе с режиссёром Луисом Бунюэлем в 1929 г. снимает знаменитый впоследствии фильм «Андалузский пёс». Апофеоз жестокости — в этом кино глаз спящей девушки разрезается бритвой. И мы видим, как он вытекает. А многие годы спустя, когда Гала и Сальвадор уже были и женаты, и богаты, в их доме завели добрых пушистых кроликов, в которых Дали души не чаял. Но гениальный муж нечаянно обронил в адрес супруги дерзкое слово. И тогда по настоянию русской жены этих кроликов убили, освежевали, зажарили и подали к семейному столу.

По сравнению с этим все их многочисленные скандальные оргии, все их смены любовников и любовниц кажутся чем-то незначительным. Несущественным. А ведь таких случаев было много. Недаром Сальвадор сказал: «Я разрешаю своей Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется».

Замок Пуболь, подаренный Дали своей жене. Фото: Commons.wikimedia.org / Irina O. Klubkova

Леденец за щёку

Скандальные лежания в постели Джона Леннона и Йоко Оно в голом виде на этом фоне кажутся детскими играми в песочнице. Равно как и провозглашённая поколением хиппи «свободная любовь». Уже устав от многочисленных оргий втроём с Дали и первым мужем, поэтом Полем Элюаром , а также вчетвером, с приглашённым в тёплую компанию художником Максом Эрнстом, Гала заявила: «Жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься любовью сразу с пятью мужчинами!»

По сравнению с этим даже неистовства панков могут считаться бледным повторением пройденного — тому свидетельством полотно Дали «Великий Мастурбатор».

Картина Сальвадора Дали «Великий Мастурбатор», 1929 год.

Гала Дали называли «алчной валькирией», «жадной русской потаскухой». А она, когда живопись Дали падала в цене, лично бегала по лавочкам и галереям: «Купите наши изобретения! Не пройдёт года, и вы подниметесь благодаря этому гению!»

Её посылали далеко и надолго вместе с её мужем-гением. А ведь изобретения были неплохими. Прозрачные манекены на витринах. Накладные ногти. Искусственные груди. Обтекаемые формы кузова автомобилей...

В те же самые годы нечто подобное предлагал и жупел нынешней цивилизации — Адольф Шикльгрубер , известный впоследствии как Гитлер . В новых, современных формах «Мерседеса» и «Фольксвагена» присутствуют идеи двух сума-сшедших художников — испанца и австрийца. Дали и Гитлера. Только вот Сальвадору повезло — ему досталась такая же, как и он, сумасшедшая русская жена. А другому — нет.

Дали, в отличие от Адольфа, была уготована иная судьба. Детей он не убивал. Зато подарил им знаменитый логотип карамельки на палочке, который был за несколько секунд разработан автором «Атомного распятия». Да-да, обёртку леденца «чупа-чупс» придумал Сальвадор Дали. Кстати, получил он за это весьма любопытное вознаграждение. Каждый день ему с фабрики присылали ведёрко сластей. Гений шёл на детскую площадку, разворачивал карамельку, облизывал её и бросал в песок. На глазах у истекающих слюною детей. И так — пока не кончится запас.

Сальвадор Дали в 1959 году.

А что же его Гала? Она умерла. Но за год до её смерти произошла душераздирающая семейная сцена. В феврале 1981 г. секретарь Дали услышал крики о помощи. В кабинете художника обнаружили окровавленную жену Дали. Выяснилось, что супруги поссорились. И гений «немножко побил её своей тростью».

Невольно вспоминаются слова самого Сальвадора: «Любить женщину всей душой не стоит. А не любить не получается». Поправка — только русскую женщину.

Русская муза

Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг . В течение 13 лет была невенчанной женой писателя Герберта Уэллса : «Она пленила меня своим магнетизмом», - признавался он.

Мария Кудашева. Стала женой Ромена Роллана , лауреата Нобелевской премии по литературе. До самой смерти писала под диктовку его сочинения.

Княгиня Ольга Чегодаева и «шахматный король» Хосе Рауль Капабланка прожили в браке 12 лет. На дипломатических приёмах они считались самой эффектной парой.

Венгерский композитор Имре Кальман женился на русской эми-грантке Вере Макинской и посвятил ей оперетту «Фиалка Монмартра».

За каждым великим человеком всегда стоит великая женщина. У испанского живописца сильной женщиной была Гала, русская леди, которую он боготворил. За исключением младшей сестры Сальвадора, Гала была единственной женской моделью и главным источником вдохновения для художника.

Гала (настоящее имя Елена Дьяконова), уроженка Казани, была противоречивой фигурой, но несмотря на это, стала женой, отличным другом и преданным помощником Сальвадора Дали. Когда они впервые встретились, ей было 36 лет, ему — 25. В то время она была жената на поэте Поле Элюаре, к тому же, не скрывая, являлась любовницей художника Макса Эрнста. В 1929 году, когда Гала и её муж нанесли визит молодому Сальвадору, знакомство было подобно удару молнии: её внешность совпала с образом неизвестной русской девушки, которую Дали часто видел в своих снах. Кроме того, в глазах художника Гала олицетворяла идеал той элегантной женщины, которую Сальвадор всегда искал. В 1932 году они зарегистрировали свой брак, но религиозная церемония состоялась на 20 лет позже — в 1958 году.

Во время совместной жизни Гала не только дарила сильный заряд вдохновения художнику, но и была его менеджером: продвигала его, находила покупателей его картин, убеждала его писать образы, которые были бы более понятны зрителю. Но в поздние годы супруги начали нередко ссориться. В конце 60-х Сальвадор купил для неё замок Пуболь, в котором Гала жила отдельно от мужа, и который художник сам мог посещать лишь по её письменному разрешению.

Гала скончалась в 1982 году в возрасте 87 лет. Сальвадор Дали пережил свою музу на 7 лет, но его жизнь после смерти Галы не стала прежней, став больше похожей на медленное угасание.

Некрасивая русская, гениальный арт-менеджер, отчаянная нимфоманка, расчетливая хищница – так говорили о Гале Дали современники. Многие до сих пор не понимают, как русской девочке удалось покорить Францию и создать одно из главных чудес 20 века – Сальвадора Дали.

Елена Дьяконова

В обстоятельствах рождения Елены Дьяконовой не было ни намека на легендарную судьбу. Дочь казанского чиновника, рано погибшего. В 17 лет семья Лены переезжает в Москву, где девушка поступает в гимназию. Она училась вместе с Анастасией Цветаевой, сестрой Марины, которая позже напишет о Дьяконовой так:

В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими.

В 18 лет Елена заболевает обычным для того времени туберкулезом. Семья собирает все сбережения и отправляет девушку в санаторий в Швейцарии.
Там она меняет ненавистное простое имя Елена на Гала с ударением на втором слоге. Именно так она представляется молодому французскому поэту Эжену-Эмилю-Полю Гранделю.

Первая попытка сотворить гения

Встреча Галы с Эженом приводит к страстному роману. Сын богатого торговца недвижимостью должен был излечиться в санатории от своих стихов, а вместо этого открыл в себе еще больший поэтический талант. Русская муза придумывает для него новое имя – Поль Элюар, под которым он и прославится.

Вернувшись в Россию, Гала сразу решает, что это ненадолго. Не такую судьбу она себе хочет.

Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями.

С этого момента вся жизнь будет складываться только так, как желает Гала. Весной 1916 года она отправляется в Париж и выходит замуж за Элюара – вопреки протестам его отца. Они планировали вместе умереть, но этот брак продержался 12 лет. За это время на свет появилась дочь, к которой Гала никогда не проявляла особого интереса. Жизнь проходила в шикарных кабаках и на элитных курортах. Оба супруга славились своими эротическими похождениями, а их любовный треугольник с художником Максом Эрнстом был известен всем.

Гала и Дали

В августе 1929 года Поль с Галой отправляются в испанскую рыбацкую деревню Кадакес в гости к молодому художнику. В этой глуши 35-летняя Гала встречает главную любовь своей жизни – Сальвадора Дали. Нелепый, весь из странностей, при виде ее он от волнения закатился истерическим смехом. Ей не понравились его лакированные волосы и женское колье из фальшивого жемчуга на шелковой рубашке.

Гала сразу увидела в Дали гениальность. Она рассталась с Элюаром, чтобы навсегда связать свою жизнь с Сальвадором.

Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга.

Как всегда, все произошло так, как хотела Гала. Многие позже увидели в ее выборе четкий расчет. Эта русская обладала удивительным талантом вдохновлять и при этом железной хваткой и прагматичным умом.

В момент встречи Дали был более, чем на 10 лет моложе Галы и почти не имел отношений с женщинами. Он всегда был абсолютно не приспособлен для жизни – боялся ездить в лифте, заключать договоры, пугал окружающих своими эксцентричными замашками.

Гала расстается с Полем и начинает скромную жизнь с художником в испанской деревушке, где она сама шьет себе наряды и оббегает галереи с работами Дали, ищет богатых спонсоров, продает его картины.

Она постоянно контролировала Дали, заставляла заниматься чем угодно – изготовлением шляпок, рекламой, оформлением витрин магазинов. Приносила художнику новые краски и материалы, уговаривала попробовать их. За этот неуемный пыл ее и прозвали тираном и хищницей.

Так писал об их союзе журналист Фрэнк Уитфорд:



Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся вверх хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума. О ней говорили также, что ее взгляд проникает сквозь стены банковских сейфов. Впрочем, чтобы выяснить состояние счета Дали, рентгеновские способности ей были не нужны – счет был общим. Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и «звезду» мировой величины. Еще до бракосочетания в 1934 году Гале удалось добиться того, что их дом начали осаждать толпы богатых коллекционеров, страстно желавших приобрести реликвии, освященные гением Дали.

Успех

Энергия Галы, помноженная на гений художника, приносит щедрые плоды. О них все говорят, это самая эпатажная пара, каждое их появление на публике – скандал.

В 1934 году она решает, что им нужно в США. Такой интуиции мог бы позавидовать любой коммерсант. Америка в восторге от сюрреалиста, там пара проводит военные и послевоенные годы. Дали иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, костюмы для балетных и оперных постановок, пишет портреты богатых американцев, сотрудничает с Хичкоком и Диснеем – все под чутким надзором русской музы.

Во Францию Гала и Дали возвращаются еще богаче и известней.

До сих пор нельзя однозначно сказать, узнал бы мир о таланте Дали, не будь с ним рядом «жестокой» Галы. Она заменила художнику мать, которую он рано потерял, семью и весь мир. Без нее он не мог творить, расставаясь даже на день, Дали был не способен рисовать. Вот, что сам гений писал в своем дневнике:

Словно мать страдающему отсутствием аппетита ребенку, она терпеливо твердила: «Полюбуйся, малыш Дали, какую редкую штуку я достала. Ты только попробуй, это ведь жидкая амбра, и к тому же нежженая. Говорят, ею писал сам Вермеер».

Сестра Галы, Лидия, писала, что никогда не видела более трепетного отношения женщины к мужчине:

Гала возится с Дали, как с ребенком, читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность. Дали швырнул часами в очередного посетителя – Гала бросается к нему с успокоительными каплями - не дай бог, с ним сделается припадок.

Неизвестно, что Гала любила больше – деньги или Дали. Под конец жизни она стала очень мелочной, считала каждый доллар, а после ее смерти под кроватью нашли чемодан с деньгами. Для Сальвадора она всегда была божеством, без которого его не существовало.

Страсть

То, что Гала некрасива, признавали все, кроме Дали. Однако мужчины будто впадали в транс от ее природного магнетизма. На ее прекрасной точеной фигуре идеально сидели костюмы от Шанель. Шикарно одетая, она входила в салон с колодой карт и начинала предсказывать людям будущее.

После возвращения из США слава Галы и Дали становится мировой. Казалось бы, жизнь только начинается, но Гала стареет. В 70 лет она красит волосы, надевает парик и думает о пластической операции. Однако, что удивительно, сексуальное желание в ней с каждым годом только росло. Она всегда была невероятно любвеобильной, преследовала всех натурщиков Дали, многих из них соблазняла. Окружала себя молодыми мальчиками, устраивала оргии, одаривала любовников деньгами и безумно дорогими подарками.




Дали тоже заводит романы, но его любовью всегда остается только Гала. На 74-летие она получает от художника в подарок средневековый замок Пуболь. Посещать его Дали мог только с письменного разрешения Галы.

После ее смерти в 88 лет Дали проживет лишь еще семь – за это время он только раз возьмется за кисть и почти окончательно потеряет разум. Гала останется жить в его бесчисленных картинах: «Первый портрет Галы», «Галарина», «Просто портрет Галы», «Рука Дали стягивает золотое руно, чтобы показать Гале далеко впереди за солнцем обнаженную Аврору», «Портрет Галы с двумя бараньими отбивными на плече», «Три лица Галы на скалах», «Дали со спины, пишущий Галу со спины», «Гала и „Вечерняя молитва“ Милле перед неминуемым пришествием конических анаморфозов», «Гала, глядящая на Средиземное море, превращается на расстоянии двадцати метров в портрет Авраама Линкольна», «Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гале рождение Венеры», «Портрет Галы с носорогическими признаками», «Дневной сон Галы», «Три славные загадки Галы», наконец «Христос Гала».