Годовая отчетность смп по 223 фз

В 2016 году заказчики с выручкой более 2 млрд. руб. обязаны не менее 18% от совокупного годового объема закупить у СМиСП. Такие заказчики обязаны рассчитать годовой объем закупок, разработать и утвердить перечень, и опубликовать его в ЕИС. А не позднее 1 февраля 2017 года – опубликовать отчет. Иначе «здравствуй, 44-ФЗ» с 2017 года.

Субъекты малого и среднего предпринимательства — компании, которые соответствуют определенным критериям (выручка, численность работников и пр, ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Такие компании сокращенно называют: СМиСП, СМП, ССП. В статье будем использовать сокращение СМиСП.

Далее вы узнаете об изменениях в правилах закупки по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП), о действиях, которые должен совершить заказчик в рамках требований Постановления 1352. Также рассмотрим, как заполнять отчетность тем заказчикам, кто не обязан работать по этому постановлению.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ» . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Объем закупок у СМиСП по 223-ФЗ. Обязанности заказчиков

Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» — этот документ вступает в силу поэтапно.

В конце 2015 года внесены изменения относительно категории заказчиков, которые обязаны применять Постановление № 1352:

В 2016 году заказчики с выручкой более 2 млрд. руб. обязаны не менее 18% от совокупного годового объема закупить у СМиСП. Из этих 18% закупок надо не менее 10% закупок провести исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства. Это конкурентные способы закупок, в извещении о проведении которых заказчик устанавливает ограничение о том, что принять участие в данной процедуре могут только участники из числа СМиСП.

Алгоритм действий для заказчиков по 223-ФЗ

Перед вами фрагмент из вебинара «Обзор изменений по 223-ФЗ », эксперт по 223-ФЗ комментирует действия заказчиков при закупках у СМиСП:

  1. Рассчитать стоимостной совокупный годовой объем закупок у СМиСП.
  2. Разработать и утвердить Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых будет осуществляться у СМиСП, и опубликовать его в ЕИС. Такой перечень необходим заказчику, чтобы выбрать 10%-объем закупок у СМиСП. Если перечня нет, заказчик не имеет право проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  3. Утвердить План закупок у СМП и ССП, в который включаются ТРУ из Перечня ТРУ для закупки исключительно у СМП и ССП (п.5 (1) Постановления Правительства РФ № 1352). Напомним, до конца 2015 года у заказчика не было обязанности отдельно отражать в Плане закупок те закупки, которые он будет проводить среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
  4. В рамках календарного года закупить у СМиСП 18%, причем 10% из них согласно Плану закупки исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  5. Опубликовать отчет не позднее 01.02.2017 года. Если заказчик не выберет установленный объем закупок у СМиСП, не разместит отчет в указанный срок, то в 2017 году положение о закупках считается неразмещенным. После февраля 2017 года такому заказчику придется проводить закупки по правилам 44-ФЗ, потеряв льготы по 223-ФЗ.

Закупки у СМиСП и планирование

В рамках 223-ФЗ действует два плана закупок: на текущий финансовый год и план закупки инновационной высокотехнологичной продукции. В обе формы плана закупка включен раздел об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчика (форма плана закупки товаров (работ, услуг)). Новый раздел выглядит так:

Если заказчик не обязан закупаться у СМП, то он в отчетности ставит нули, новый раздел не заполняет. Если заказчик применяет Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, то он вносит в план конкретные закупки, которые планирует проводить в 2016 году, участниками которых являются только субъекты СМП.

Подтверждение статуса СМП

Заказчики, которые проводят процедуры закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, обязаны требовать от участника закупки подтверждение статуса СМП. Статус подтверждается через декларирование.

До октября 2015 года заказчики сами разрабатывали такие декларации, как им было удобно по форме и содержанию. Видимо, Минэкономразвития заметил, что не все заказчики составляют декларации надлежащим образом. Так появилась унифицированная форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (Постановление Правительства РФ № 1169 внесло изменения в Постановление № 1352).

Теперь заказчики обязаны включать в состав закупочной документации унифицированную форму декларации.

Заказчики, которые не обязаны закупать у СМиСП

Ситуация: у заказчика выручка меньше двух миллиардов рублей. Как на него распространяется Постановление № 1352? Что такой заказчик должен делать или не делать в рамках закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства?

  1. Заказчик по 223-ФЗ с выручкой меньше 2 млрд. руб. должен публиковать ежемесячный отчет со сведениями о договорах, заключенных по результатам закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

Напомним, один из отчетов по 223-ФЗ, которые заказчик ежемесячно публикует не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, — это отчеты о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства. Большинство заказчиков вели такие отчеты и в 2014 и в 2015 году. По сути ничего для заказчиков с 2016 года не меняется. Но рекомендуем учитывать в работе разъяснения Минэкономразвития от 09.07.2015 № Д28и-2082:

« Заказчики, которые не подпадают под действие приведенного положения (ПП№ 1352), при составлении отчетности указывают сведения о количестве договоров, заключенных с СМСП, а при отсутствии такой информации проставляют «0».

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Как проводить закупки у субъектов МСП по 223-ФЗ

Заказчики, которые подпадают под требования постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352, обязаны часть контрактов заключать с субъектами МСП. Если не выполнить требование, с 1 февраля года, следующего за отчетным, придется руководствоваться Законом № 44-ФЗ. Правило установлено в части 8.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, которая действует с 1 января 2017 года.

По результатам закупок у МСП заказчик обязан отчитаться. Какие заказчики обязаны соблюдать требования Постановления № 1352 и как рассчитать объем закупок у субъектов МСП, читайте в рекомендации.

Кто проводит закупки у субъектов МСП

Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны проводить закупки у субъектов МСП, если подпадают под одно из условий таблицы.

Условие для заказчика Дата, когда начать закупать у МСП
Годовой объем выручки за предшествующий календарный год - 10 млрд руб. С 1 июля 2015 года
Годовой объем выручки за предшествующий календарный год больше 2 млрд руб. С 1 января 2016 года
Заказчик - кредитная организация, величина активов которой за предшествующий календарный год больше 2 млрд руб.
Заказчик - государственная компания, которую создали на основании федерального закона
Заказчик - акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», которое работает по Закону № 223-ФЗ
Заказчик - дочерняя организация, более 50 процентов уставного капитала которой принадлежит госкомпании С 1 июля 2017 года
Заказчик - дочерняя организация, в которой более 50 процентов уставного капитала принадлежит «дочке» госкомпании
Заказчик - хозобщество, в уставном капитале которого доля региона или муниципалитета превышает 50 процентов либо совокупная доля государства и региона превышает 50 процентов и доля региона больше, чем доля государства. годовая выручка заказчика должна превышать 500 млн руб., и заказчик не должен относиться к МСП
Заказчик - дочерняя организация указанного выше хозобщества, в которой более 50 процентов уставного капитала принадлежит этому обществу
Заказчик - дочерняя организация, в которой более 50 процентов уставного капитала принадлежит указанной выше «дочке»
Заказчик зарегистрировался в ЕГРЮЛ после того, как вступило в силу Положение, утвержденное Постановлением № 1352 С 1 января, следующего за годом, в котором заказчик зарегистрировался в ЕГРЮЛ

Об этом сказано в пунктах 2 и 3 Положения, которое утвердило Правительство РФ Постановлением № 1352.

Кроме того, заказчики из Перечня Правительства РФ должны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе у субъектов МСП. Перечень заказчиков утвержден распоряжением от 21 марта 2016 г. № 475-р.

В каком объеме проводить закупки у субъектов МСП

С 1 января 2018 года - 15 процентов (постановление Правительства РФ от 19 августа 2016 г. № 819).

Об этом сказано в пункте 5 Положения, которое Правительство РФ утвердило Постановлением № 1352.

Внимание: хозяйственные общества проводят закупки у субъектов МСП в объеме не менее 9 процентов совокупного стоимостного объема договоров, заключенных в период с 1 июля по 31 декабря 2017 года. А договоры по закупкам, которые проводят только для субъектов МСП, такие общества заключают в объеме не менее 5 процентов совокупного стоимостного объема заключенных в тот же период договоров (п. 2.3 Постановления № 1352).

Допустим, заказчик планирует заключить или заключает договор с субъектом МСП на срок более календарного года. При этом закупку проводили или проведут только среди субъектов МСП или среди любых участников, в том числе МСП. Тогда в годовом объеме закупок у МСП заказчик учитывает совокупные годовые стоимостные объемы закупок, которые рассчитаны на соответствующий календарный год. Сведения берут из плана закупки.

В совокупном годовом стоимостном объеме договоров заказчик учитывает не все закупки. Какие закупки не учитывать - смотрите в справке.

Какую продукцию закупать у субъектов МСП

Заказчик должен утвердить перечень товаров, работ, услуг, инновационной и высокотехнологичной продукции, закупки которых проведет только среди субъектов МСП. При этом заказчик вправе закупать продукцию, которую включил в перечень, у любых юридических лиц, а не только у субъектов МСП.

В перечне продукции, которую закупите только у МСП, укажите наименования товаров, работ, услуг и код ОКПД2. Код ОКПД2 детализируйте до разделов, классов и подклассов, групп и подгрупп, видов продукции, а также категорий и подкатегорий продукции. Перечень разместите в ЕИС и на сайте заказчика в Интернете. Об этом сказано в пункте 9 Положения, утвержденного Постановлением № 1352.

Если проводите закупку только для субъектов МСП, товары, которые не включили в перечень, закупить у малого и среднего бизнеса нельзя. Об этом сказано в пункте 8Положения, утвержденного Постановлением № 1352, письме Минэкономразвития России от 28 августа 2015 г. № Д28и-2498.

Ситуация: бюджетное учреждение проводит закупки по Закону № 223-ФЗ. Должен ли заказчик утверждать и размещать в ЕИС перечень продукции, которую закупает у субъектов МСП

Должен, если годовой объем выручки заказчика за предшествующий календарный год превышает 2 млрд руб. (п. 2, 8 Положения, утвержденного Постановлением № 1352).

Какими способами привлечь субъектов МСП к закупке

Закупки у субъектов МСП проводят через торги и другие процедуры. При этом заказчики используют три способа, чтобы привлечь малый и средний бизнес.

1. Заказчик проводит закупки среди всех участников без ограничений субъектов МСП. Заказчик проводит закупку, в которой вправе участвовать любые юридические или физические лица, в том числе субъекты МСП. При этом стать участниками вправе несколько юридических лиц, которые выступают на стороне одного участника закупки, или несколько физических лиц и ИП, которые выступают на стороне одного участника закупки. Организационно-правовая форма, форма собственности, место нахождения и места происхождения капитала участника не имеют значения. Главное, чтобы участник соответствовал требованиям, которые заказчик установил в Положении о закупке. Если в закупке победит субъект МСП, заказчик учтет договор в годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса.

2. Заказчик проводит закупку, в которой вправе участвовать только субъекты МСП. Таким образом, заказчик ограничивает доступ к закупке участников, у которых нет статуса субъекта МСП. Договор, который стороны заключат в результате закупки, заказчик включит в годовой объем закупок у малого и среднего бизнеса.

3. Заказчик проводит закупку, участники которой обязаны привлекать субъекты МСП. Победитель закупки привлечет субъекты МСП как субподрядчиков или соисполнителей по договору в объеме, который стороны укажут в договоре. В годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса заказчик учтет договоры, которые контрагенты заключили с субъектами МСП.

Об этом сказано в пунктах 4, 6 Положения из Постановления № 1352.

Учитывать ли в годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса договоры, которые заказчик заключил с субъектом МСП как с единственным поставщиком? Учитывайте закупки у единственного поставщика, когда рассчитываете 18 процентов от совокупного годового стоимостного объема договоров. Когда рассчитываете 10 процентов - учитывайте только закупки у единственного поставщика, информацию о которых публиковали в ЕИС. Такой вывод следует из письма Минэкономразвития России от 9 июля 2015 г. № Д28и-2073.

Какие требования установить к участникам

Требования к участникам зависят от того, какой из трех способов закупки выбрал заказчик.

Заказчик проводит закупки среди всех участников без ограничения субъектов МСП.

В документации вы вправе установить, что участник в составе заявки должен предоставить декларацию или сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Допустим, в закупке победил участник из малого или среднего бизнеса. Тогда проверьте, отвечает ли победитель критериям субъекта МСП. Для этого проверьте декларацию или сведения из единого реестра субъектов МСП, которые предоставил участник. Единый реестр субъектов МСП ведет ФНС России.

Вы вправе проверить, действительно ли победитель - субъект МСП, даже если не установили требование предоставить декларацию или сведения из единого реестра. Об этом сказано в пункте 14 Положения из Постановления № 1352.

Причины, по которым заказчик вправе отклонить заявку, если проводит закупку среди всех участников без ограничений, пропишите в Положении о закупке.

Заказчик проводит закупку, в которой вправе участвовать только субъекты МСП, или обязывает победителя привлекать МСП как субподрядчиков.

Установите в документации, что вместе с заявкой участник должен предоставить:

  • документ со сведениями из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • декларацию о том, что участник отвечает критериям субъекта МСП.

Декларацию предоставляют, только если в реестре субъектов МСП нет сведений об участнике закупки. Участник заполняет декларацию по форме, которая установлена приложением к Положению, утвержденному Постановлением № 1352. Требовать от участников другие документы нельзя (п. 11, 13 Положения из Постановления № 1352).

Заказчик вправе отклонить заявку участника, когда проводит закупку для МСП или с привлечением субподрядчиков из МСП, по двум причинам.

Причина 1. Сведений об участнике, субподрядчике или соисполнителе нет в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом ни участник, ни субподрядчики и соисполнители не предоставили декларацию.

Причина 2. Участник предоставил декларацию о том, что он, субподрядчик или соисполнитель соответствуют критериям субъекта МСП. Однако сведения из декларации не соответствуют критериям субъекта МСП.

Если сведения о субъекте МСП в декларации не соответствуют сведениям в едином реестре субъектов МСП, то заказчик использует сведения из реестра (п. 14.2 Положения из Постановления № 1352).

Как провести закупку

В план закупки товаров, работ, услуг, план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств включите раздел о закупке у субъектов МСП. В планы включайте продукцию из перечня товаров, работ, услуг, которые закупаете у субъектов МСП (ч. 3.1, 3.2, 3.3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Когда проводите закупку только среди МСП или с условием, что победитель привлечет к договору малый и средний бизнес, учтите особенности, которые описаны ниже.

Закупки, в которых участвуют только субъекты МСП

Заказчик обязан провести закупку только среди субъектов МСП, если приобретает продукцию из перечня, который утвердил в Положении о закупке, и начальная (максимальная) цена договора или лота меньше 200 млн руб. Если же НМЦ договора или лота в диапазоне от 200 до 400 млн руб., заказчик вправе выбрать: закупить продукцию только среди МСП или провести процедуру, в которой вправе участвовать любые юридические или физические лица.

Извещение и документация. В извещении и документации укажите, что участвовать в закупке вправе только субъекты МСП.

Обеспечение заявки. Заказчик вправе установить требование о том, что участники должны обеспечить заявки. Размер обеспечения не должен превышать 2 процента начальной (максимальной) цены договора. Участник вправе выбрать способ, которым внесет обеспечение:

Допустим, участники внесли деньги, чтобы обеспечить заявку. Тогда заказчик должен возвратить обеспечение. Всем участникам закупки, кроме победителя, деньги верните в течение семи рабочих дней после того, как подписали протокол по результатам закупки. Победителю верните обеспечение не позднее чем через семь дней с даты, когда заключили договор или решили не заключать сделку.

Обеспечение договора. Заказчик вправе установить требование о том, что победитель обязан обеспечить договор. Размер обеспечения - не более 5 процентов начальной (максимальной) цены договора. Если предусмотрели в договоре аванс - обеспечение установите в размере аванса.

Победитель вправе выбрать способ, которым внесет обеспечение договора:

Деньги (перечисляют на счет, который указан в документации);

Банковская гарантия (предоставляют в составе заявки);

Другой способ, который заказчик укажет в документации.

Заключение договора. Стороны заключают договор в течение 20 рабочих дней с даты, когда заказчик решил заключить сделку. Исключение - когда орган управления заказчика должен одобрить договор.

Допустим, действия или бездействие заказчика во время закупки обжалуют в антимонопольном органе или суде. Тогда заказчик заключает договор в течение 20 рабочих дней с даты, когда вступило в силу решение антимонопольного органа или судебный акт.

Исполнение обязательств. Установите в договоре срок, в который заплатите контрагенту. Заказчик оплачивает счет контрагента в течение 30 календарных дней со дня, когда контрагент исполнил обязательства по договору или отдельному его этапу. Раньше заплатить можно, позже - нельзя.

Отмена закупки. Допустим, заказчик выбрал победителя, но стороны еще не заключили договор. Тогда заказчик вправе отменить решение об определении поставщика, которое принял по результатам закупки, и провести процедуру не для субъектов МСП.

Повторная закупка. Заказчик вправе провести закупку и не соблюдать правила Положения из Постановления № 1352, если срок приема заявок истек и произошел один из случаев:

  • субъекты МСП не подали заявок;
  • все участники - субъекты МСП отозвали заявки;
  • все участники - субъекты МСП не соответствуют требованиям, которые заказчик предусмотрел в документации о закупке;
  • единственная заявка субъекта МСП не отвечает требованиям, которые заказчик предусмотрел в документации о закупке;
  • заказчик принял решение не заключать договор по результатам закупки.

Об этом сказано в разделе II Положения, которое утвердило Правительство РФ в Постановлении № 1352.

Закупки, где субъекты МСП привлекают как субподрядчиков или соисполнителей

Извещение и документация. В извещении и документации о закупке установите требование, что участник должен привлечь субподрядчиков или соисполнителей - субъекты МСП.

Заявка участника. Участники закупки в заявке представляют план, по которому привлекут субподрядчиков или соисполнителей - субъекты МСП. В план включают сведения о субподрядчике или соисполнителе, а также информацию о договоре, который участник заключит с субъектом МСП.

Сведения о субподрядчике или соисполнителе содержат:

  • для юридического лица: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес, контактный телефон, адрес электронной почты;
  • для индивидуального предпринимателя: Ф. И. О., паспортные данные, место жительства, почтовый адрес, контактный телефон, адрес электронной почты.

Сведения о договоре, который участник заключит с субподрядчиком или соисполнителем, содержат:

  • предмет договора;
  • количество продукции, которую субподрядчик или соисполнитель поставит по договору;
  • место, условия и сроки поставки;
  • цену договора.

К заявке участник прикладывает декларацию или сведения из единого реестра субъектов МСП по каждому субподрядчику или соисполнителю.

Договор. В договор заказчик включает два обязательных условия:

  1. контрагент привлекает субподрядчиков, соисполнителей - субъекты МСП;
  2. контрагент несет ответственность, если не привлечет субподрядчиков, соисполнителей - субъекты МСП.

Контрагент вправе заменить субподрядчика, соисполнителя, с которым заключает или заключил договор. Замену согласовывают с заказчиком. При этом цену договора между контрагентом и субподрядчиком, соисполнителем сохраняют. Допустим, прежний субподрядчик или соисполнитель частично исполнил договор. Тогда цену договора с новым субподрядчиком уменьшают на сумму, которую контрагент выплатил в счет исполненных обязательств.

Об этом сказано в разделе III Положения, которое утвердило Правительство РФ в Постановлении № 1352.

Кто вправе обжаловать действия заказчика

Обжаловать в суде действия или бездействие заказчика к субъектам МСП вправе:

  • корпорация развития малого и среднего предпринимательства;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • организации, которые создали органы исполнительной власти субъектов РФ.

Об этом сказано в части 9 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Кроме того, перечисленные выше лица, а также участники закупки вправе пожаловаться на заказчика в ФАС России. Причина - заказчик не разместил в ЕИС информацию о годовом объеме закупок у субъектов МСП или опубликовал недостоверные сведения (п. 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Программа партнерства

Заказчик вправе утвердить программу партнерства. Это документ, где заказчик описывает мероприятия, которые помогут сформировать реестр субъектов МСП. Программу заказчик размещает на своем интернет-сайте.

В реестр включают субъекты МСП, с которыми заказчик или его контрагенты уже заключили договоры. В программе партнерства участвует неограниченное количество субъектов МСП. Главное, чтобы участники соответствовали двум требованиям.

Требование 1. Субъект МСП исполнил договоры, которые заключил с заказчиком. При этом заказчик не выставлял неустойку за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Количество исполненных сделок определяет заказчик.

Требование 2. Участник прошел процедуру, в результате которой заказчик определяет, отвечает ли субъект МСП требованиям к поставщикам, исполнителям, подрядчикам. Заказчик сам определяет, что это за процедура, и прописывает правила в Положении о закупке. Когда описываете процедуры, не ограничивайте число субъектов МСП - участников программы партнерства.

Заказчик, который проводит закупку только среди субъектов МСП и заключает договор с участником программы партнерства, вправе установить аванс 30 процентов и более от суммы договора.

Об этом сказано в пунктах 15-17 Положения из Постановления № 1352.

Отдельные заказчики вправе утвердить программу, которая отвечает требованиям. К ним относятся заказчики, которых определило Правительство РФ или в отношении которых корпорация МСП и региональные власти проводят оценку и мониторинг. Программы таких заказчиков включают:

  • порядок и форму ведения реестра МСП - участников программы партнерства;
  • требования к участникам программы партнерства, а также перечень документов, которые представляют МСП в доказательство, что отвечают требованиям;
  • порядок, в котором заказчик оказывает информационную поддержку МСП;
  • мероприятия, которые направлены на помощь МСП - потенциальным поставщикам, а также порядок, в котором заказчик формирует перечень таких мероприятий.

На это указано в пунктах 15.1 и 15.2 Положения из Постановления № 1352.

С 1 января 2017 года заказчики-банки с активами больше 2 млрд. руб. обязаны проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства и составлять годовой отчет об этих закупках (постановления Правительства РФ от 26.07.2016 № 719).

Минимальная доля товаров или услуг, которые заказчик приобретает у подобных поставщиков в течение года, равна 18% (). Этот процент рассчитывается, исходя из общей стоимости договоров, заключенных по результатам торгов.

Доля же сделок, заключенных по итогам процедур только для СМП, составляет не менее 15% от указанной точки отсчета. Аналогичный объем закладывают и в Список тендеров, которые не учитывают при расчетах, указан в п.7 Положения об особенностях ПП №1352.

Стоит отметить и заказчиков, которые обязаны приобретать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе и у поставщиков из числа СМП. Годовой объем таких приобретений равен общей стоимости аналогичных сделок за предыдущий год + 5%. Такое же количество должно быть учтено и на этапе планирования закупок.

Сам же годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства включает договоры, которые были заключены по результатам закупок:

  1. Только для СМП.
  2. Для всех участников, в том числе и для СМП.
  3. Для поставщиков, которые для исполнения контракта должны привлечь СМП в качестве субподрядчика.

Наконец, для правильного составления отчета об объеме заключенных договоров с СМП заказчик может проверить категорию поставщика в соответствующем едином реестре на сайте ФНС:

Перечень товаров у СМП

При возникновении споров по отдельным положениям договора участник может направить заказчику протокол разногласий через ЭТП. После рассмотрения такого протокола покупатель может либо выслать поставщику измененный проект договора, либо предоставить мотивированный отказ от внесения правок.

Договор заключают на основании:

  1. Извещения (приглашения).
  2. Документации.
  3. Заявки участника.
  4. Проекта договора.
  • On 27.09.2018
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, СМП, Спецсчет, Статьи, Электронный аукцион, ЭТП

Продолжаем рассказывать о поправках в закупочное законодательство, которые вступят или уже вступили в силу в 2018 году. Сегодня речь пойдет об изменениях для заказчиков по 223-ФЗ в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Они внесены законом № 505-ФЗ от 31 декабря 2017, а также постановлениями Правительства.

Электронная форма

Закупки, которые организуются исключительно для МСП, должны будут проводиться строго в электронной форме . Это положение будет закреплено в части 2 статьи 3 закона 223-ФЗ и начнет действовать с 1 июля 2018 года.

С той же даты в законе появится новая статья 3.4 , которая будет регулировать проведение электронных процедур для МСП. В частности, предусмотрен ограниченный перечень способов определения поставщика, а именно:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  • конкурс в электронной форме;
  • аукцион в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме.

Выбрать иной способ определения поставщика для закупок у МСП заказчики по 223-ФЗ не смогут.

Проводиться торги для малого и среднего бизнеса должны на ЭТП, удовлетворяющих требованиям закона 44-ФЗ и дополнительным требованиям, предусмотренным правительством. Список , на которых можно будет проводить процедуры для МСП по 223-ФЗ, будет дополнительно утвержден.

ЭТП, на которых проводятся торги по 44-ФЗ

Кроме того, в новой статье 3.4 будут прописаны особенности каждой процедуры , в том числе:

  • порядок и сроки проведения;
  • ценовые ограничения;
  • правила подачи заявки;
  • порядок обеспечения заявки (например, если она обеспечивается деньгами, то средства должны вноситься на спецсчет в банке из перечня, определенного Правительством в соответствии с законом 44-ФЗ).

При нарушениях, допущенных заказчиком по 223-ФЗ, в том числе неосуществлении закупок у МСП , ему полагается наказание в виде обязанности применять положения закона 44-ФЗ. В поправках уточнено, что в этом случае заказчик должен применять нормы закона 44-ФЗ, которые прямо указаны в 223-ФЗ (часть 8.1 статьи 3, которая появится в 223-ФЗ с 1 июля 2018 года).

Новый объем закупок

Общий объем закупок, которые заказчики по 223-ФЗ должны осуществлять у МСП, остается на прежнем уровне. Это 18% от годового объема. А вот объем прямых закупок у МСП, то есть тех, которые проводятся исключительно среди таких субъектов, изменился. До 1 января текущего года в соответствии с постановлением Правительства № 1352 он составлял 10%.

С начала 2018 года вступило в силу новое постановление № 819 от 19 августа 2016 года. Так вот, в соответствии с ним, объем закупок, прдназначенных исключительно для МСП, вырос с 10 до 15% .

Кто должен закупаться у МСП

В соответствии с постановлением от 15 ноября 2017 № 1383, с 1 января которые должны заключать договоры с субъектами малого и среднего бизнеса в размере 18% от общего годового объема закупок. Теперь это организации трех типов :

  • заказчики, чей годовой объем выручки более 500 млн рублей;
  • заказчики, в том числе кредитные организации, величина активов которых более 500 млн рублей, при условии, что они сами не относятся к категории МСП;
  • автономные учреждения, которые в предыдущем году совершили закупок (имеются в виду заключенные договоры) на сумму более 250 млн рублей.

Изменение отчета по закупкам у МСП

С 2018 года отчет по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства получил новую форму. Что конкретно изменилось?

  1. Информация о договорах по каждой категории субъектов МСП теперь указывается отдельно.
  2. Договоры, заключенные на срок более 5 лет, составляют отдельную категорию.
  3. Отдельно указывается количество договоров, которые были оплачены в текущем году, но исполняться будут и после его окончания.

Напоминаем, что отчет по закупкам у МСП, произведенным в 2017 году, необходимо опубликовать в ЕИС до 1 февраля 2018 года .

Кратко о других изменениях в 223-ФЗ, которые вступят в силу в 2018 году, .

Ответ хотелось бы разбить ответ на два блока.

Первый блок. В силуп. 2 ч.8. ст. 3 Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 установлены особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 постановление применяется в отношении закупок отдельных видов юридических лиц, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд. рублей с 1 июля 2015 г., в отношении остальных отдельных видов юридических лиц - с 1 января 2016 г.

При этом, согласно п. 2 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утв. постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 г. N 1352 действие настоящего Положения распространяется на юридические лица, указанные в части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, суммарный объем выручки которых от продажи товаров, продукции, выполнения (оказания) работ (услуг), а также от прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 1 млрд. рублей.

Сводная таблица сроков вступления Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц приведена ниже

Следовательно, юридическим лицам, годовой объем выручки которых составляет 10 млрд. рублей и менее, отсутствует необходимость проводить закупки у субъектов малого предпринимательства в обязательном порядке до 01 января 2016 г., а для заказчиков, годовой объем выручки которых составляет 1 млрд. рублей и менее такая обязанность отсутствует вовсе.

Второй блок. Заказчик для соблюдения общегосударственной концепции о необходимости проведения закупок, связанных с бюджетом, может указать в своем Положении о закупках, что имеет право по своему усмотрению проводить закупки у субъектов малого предпринимательства.

В то же время, такие действия Заказчика, хоть и будут соответствовать государственной политике в области поддержки малого и среднего предпринимательства, в то же время могут быть расценены как необоснованное ограничение конкуренции в рамках Закона № 135-ФЗ.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.