Функции политических партий. Универсальные партии: определение, особенности, функции и примеры Выражение и объединение общественных интересов примеры

ЛЕКЦИЯ № 7

Тема: Политические партии и партийные системы.

Цель: раскрыть понятие, происхождение, функции политических партий. Дать классификацию политических партий. Проанализировать типы партийных систем. Охарактеризовать процес формирования многопартийности в Украине.

Тип занятия: лекция.

План

1. Понятие, происхождение, классификация и фун­кции политических партий.

2. Партийные системы и их типология.

3. Формирование многопартийности в Украине.

1. Понятие, происхождение, классификация и фун­кции политических партий.

В жизни современного общес­тва одно из самых видных мест принадлежит политичес­ким партиям. Партии выступают как весьма существенный, а иногда и решающий элемент политической системы общества. Они являются выразителями интересов и целей тех или иных классов и социальных групп. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти либо оказывают на него определенное влияние. Су­щественной стороной их деятельности является идеологи­ческое воздействие на население, формирование полити­ческого сознания. Политическая партия - это основанное на идеологических и полити­ческих ценностях добровольное объединение людей, пред­ставляющее определенные общественные классы, соци­альные группы и слои, стремящиеся к реализации общих интересов и целей путем завоевания политической влас­ти либо участия в ней.

Власть – конечная цель любой партии, инструмент реа­лизации интересов тех общественных групп или классов, которые являются ее социальной базой. Какие бы задачи ни ставила перед собой партия - построение коммунизма или спасение окружающей среды, - она добивается с их по­мощью власти, формирования собственного правительства или включения в коалиционное правительство своих пред­ставителей. Являясь правящей, партия всю государствен­ную мощь стремится использовать в интересах тех социаль­но-классовых сил, которые она представляет. Этим партия отличается, например, от общественных организаций и движений, лоббистских формирований, ко­торые также активно участвуют в политической жизни, но не ставят целью завоевание и использование политической власти. Таким образом, принципиальная разница между парти­ями и общественными движениями состоит в том, что пар­тии борются за участие в осуществлении государственной власти, а движения не претендуют на непосредственное участие в ней и не берут на себя связанных с этим обязан­ностей. Кроме того, политические партии по сравнению с общественными движениями являются более высокой и ус­тойчивой организационной формой.

К основным признакам политических партий относят:

Активное участие в политической борьбе;

Наличие членства;

Определенную социальную базу;

Наличие политической программы и устава;

Общность интересов и близость идеологических взглядов объединившихся в партию людей;

Наличие одного или нескольких лидеров.

Первые представления о партиях связаны с именами таких великих мыслителей и политических деятелей, как Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Э. Берк и др. Проблема политических партий заняла существенное место в трудах известных ученых начала XX ст.: М. Вебера, М.Остро­горского, Р.Михельса, Г. Моска.

Когда же возникли политические партии?

Сведения о первых партийных образованиях относят­ся к Древней Греции. Так, Аристотель говорит о партиях долины, горы, имея в виду, конечно, не партии в совре­менном смысле слова, а политические союзы. То были сравнительно немногочисленные и узкие по своему соста­ву союзы или группировки, которые не отличались устой­чивостью и не были прочно организационно оформлены. Такого рода образования существовали и в средние века.

Политические партии в современном их понимании впервые возникли в Европе во второй половине XIXв., а затем и в других частях света. Непосредственное влияние на их рождение оказали введение всеобщего избирательного права, появление парламентов и парламентаризма как формы организации и осуществления государствен­ной власти. Первоначально в капиталистическом обществе полити­ческие партии создавались в основном различными груп­пами буржуазии, а также ее противниками из числа фео­дально-аристократических слоев. Впоследствии стали возникать массовые партии, отстаивающие интересы на­емных работников. В демократическом обществе пар­тии являются самым важным звеном, связующим народ, парламент и правительство. Именно через партии государ­ственные органы могут обратиться к массам за поддержкой, а массы в свою очередь - влиять на работу парламента и правительства, на процесс их формирования.

В истории становления партий М. Вебер выделяет три этапа: аристократическая группировка, политический клуб, массовая партия . Такое подразделение партий в по­литологии общепризнанно. Однако заметим, что все стадии развития по этой классической схеме прошли только две английские партии: либеральная (виги) и консерва­тивная (тори). В своем большинстве формирование пар­тий шло разными путями. Первая массовая политическая партия была основана в Англии в 1861г. Она называлась "Либеральное товари­щество регистрации выборов". Одной из первых политических организаций пролетари­ата был также "Союз коммунистов", созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1847г. в Лондоне. Его программой стал написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом "Манифест Ком­мунистической партии", вышедший в свет в 1848г. Девизом "Союза коммунистов" был лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Важным этапом на пути становления пар­тий рабочего класса явилось создание в 1864г. Междуна­родного товарищества рабочих - I Интернационала.

Классификация (типология) полити­ческих партий.

Здесь многое зависит от тех критериев, ко­торые берутся в основу типологизации: характер, цели, задачи, условия деятельности, классовые интересы и т.д.

Если, например, за основу классификации партий бе­рется характер, задачи их деятельности (направлен­ность), то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам: революционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях; рефор­мистские, выступающие за умеренные изменения в раз­ных сферах жизни общества, не посягающие на основы строя; консервативные, стоящие на позициях сохранения, стоящие на позициях сохранения основных черт современной жизни; реакционные, ставя­щие перед собой задачи восстановления старых структур.

Существуют марксистский анализ партий и партийная классификация. Определяющая роль в них отводится классовому характеру критериев, согласно которому вы­деляют буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские и пролетарские партии.

В зависимости от участия в осуществлении власти пар­тии подразделяют на правящие и оппозиционные. Правя­щие партии имеют большинство мест в парламенте, образу­ют правительство, отличаются большим консерватизмом. Они стремятся сохранить существующее положение вещей, не допустить резких и стремительных перемен. Оппозици­онные партии , напротив, динамичны. Они, как правило, подвергают критике существующее правительство и высту­пают за реформы.

Политические партии можно также разделить на пар­тии мировоззренческие и партии интересов . В первом случае речь идет об установлении определенного общественного порядка. Они, как правило, отчетливо представляют себе ту или иную модель общественного устройства и стремятся реа­лизовать ее на практике. Примером партии такого рода можно считать партию большевиков, стремившуюся к раз­рушению "старого мира" и возведению на его руинах при­нципиально нового общества.

Главной целью партии интересов можно считать отста­ивание позиций той или иной социальной группы. Делом ее чести является завоевание "места под солнцем" для тех слоев общества, на базе которых она создана. Это позво­ляет в свою очередь разделить партии интересов на рабо­чие, крестьянские, партии интеллигенции и т.д. Подоб­ных партий становится в последние годы все меньше. Это связано с тем, что люди постепенно приходят к осознанию своих общих интересов, независимо от их социальной при­надлежности.

Часто партии размещают по шкале политического спектра справа налево: правые, центристские, левые . В современной политике "левыми" принято считать партии, которые выступают за реализацию коммунистических, со­циалистических, социал-демократических идеалов, пере­дачу средств производства в общественную собственность, твердые социальные гарантии. "Правые" партиитради­ционно отстаивают сильное государство, сохраняющее частную собственность и сложившуюся социальную систе­му. Промежуточное место между "левыми" и "правыми" занимают партии "центра".

По условиям деятельности партии могут подразде­ляться на легальные , полулегальные и нелегальные . Пер­вые - официально разрешены, зарегистрированы и дей­ствуют в рамках закона, вторые - не зарегистрированы, но и не запрещены, наконец, третьи - запрещены госу­дарством и действуют нетрадиционными методами, неред­ко вступающими в противоречие с конституционными нормами. К числу последних относятся, как правило, те партии, которые выступают с лозунгами насильственного изменения существующего строя.

Функции политических партий

Во-первых, определение цели развития. Разрабаты­вая свои программы, партии стремятся обосновать направ­ление стратегии развития общества и конечную цель;

Во-вторых, выражение и объединение общественных интересов. Выражать интересы могут и отдельные группы граждан, однако лишь партии сводят их воедино и в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения государственных органов;

В-третьих, мобилизация и социализация граждан. Партии призваны усилить политическую активность граждан и создать основу долгосрочной политической деятельности;

В-четвертых, в условиях демократической полити­ческой системы формирование правящей элиты и состава правительства (последнее имеет решающее значение, без этой функции невозможна эффективная деятельность лю­бой партии);

В-пятых, проведение избирательных кампаний. Пар­тии призваны выступать главными организаторами и дей­ствующими лицами, не отдавая это дело на откуп влас­тным структурам, бюрократическому аппарату (чиновни­честву);

В-шестых, осуществление контроля над властью. Это значит не давать возможности одному лицу или груп­пе лиц узурпировать власть. Демократия не связывает бу­дущее с одним лицом, она есть выражение воли большин­ства, ее реализация через это большинство.

Основным способом осуществления названных фун­кций является предвыборная борьба, выдвижение парти­ей своих кандидатов в законодательные органы, в правительство. Скажем, с началом предвыборной борьбы каждая партия развертывает агитационно-пропагандис­тскую кампанию, в ходе которой стремится наиболее при­влекательно представить свои программные цели и зада­чи, своих кандидатов, завоевать на свою сторону как можно больше избирателей. При этом используются раз­личные формы и методы работы: устная и печатная пропа­ганда и агитация, телевидение, радио и др. Выборы - са­мая активная фаза деятельности.

Функции политических партий в современном обществе:
1 Определение целей развития общества
2 Выражение и объединение общественных интересов
3 Политическая социализация граждан
4 Мобилизация граждан
5 Формирование политической элиты
Привести примеры их выполнения

  • 1.Каждая политическая партия имеет программу развития общества,в которой прописаны все их цели,они могут быть различными и касаться различных сторон общественной жизни
    2.Политические партии выражают интересы определенных слоев общества(как,например,РСДРП выражало интересы рабочих)
    3.Проводя всевозможные дебаты,выступления,они помогают политической социализации граждан.Люди наблюдают за всеми этими событиями,открывают для себя что-то новое (о политике)и т.д.
    4.Опять же возьмем пример из истории,когда РСПРП удалось произвести революцию.Ведь действительно большинство людей шло за ними,верило в них
    5.Политическая элита-это лидеры политических партий

  • Политическая система общества – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть


  • определение целей, задач, путей развития общества;

  • организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

  • распределение материальных и духовных ресурсов;

  • согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

  • разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

  • обеспечение стабильности и безопасности общества;

  • политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

  • контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

  • Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

  • институциональную,

  • коммуникативную,

  • нормативную,

  • культурно-идеологическую.

  • Институциональная подсистема – относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.



    Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым - отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.



    Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции.


  • Политическая культура - это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Основные направления реформы политической системы в нашей стране определены Конституцией Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г.


  • Право – это исторически сложившаяся система ценностей, регулирующая общественные отношения, номы человеческого поведения. Право может быть закреплено в форме закона, обязательного для выполнения всеми членами общества, или существовать в виде образца, идеала.

  • Под правами человека понимается гарантируемая законом мера возможного поведения индивида.

  • Правовой статус личности характеризуется совокупностью прав и свобод, которые принадлежат ей по закону.

  • Свобода человека определяется, как узаконенная возможность поступать в соответствии со своей волей.


  • Естественно-правовая концепция – права человека принадлежат ему от рождения в силу природных законов, они не зависят от признания государства, их нельзя отобрать или ликвидировать. Государство должно закрепить в законах, обеспечить возможность существования и создать действенный механизм защиты прав и свобод человека.

  • Представления мирового сообщества о правах и свободах человека отражены во Всеобщей декларации прав и свобод человека (принята ООН в 1948 г.).

  • В 1993 г., Конституция РФ закрепила фундаментальные права и свободы человека.

  • В нашей стране права человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя.


  • Наиболее распространённой классификацией прав и свобод человека является их разделение в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

  • К гражданским правам относится: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство, равенство перед законом и судом, свобода выбора места жительства и т.д.

  • Политические права обеспечивают участие граждан в политической жизни страны.

  • К экономическим правам относятся: право быть собственником, право наследования, право на труд и свободный выбор профессии, право на отдых и т.д.

  • К социальным правам относятся: право на социальное обеспечение, право на образование, право на медицинскую помощь, право на защиту материнства и детства и т. д.

  • Культурные права – права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности.

  • Права и свободы человека могут быть ограничены только законом для защиты конституционного строя и интересов других граждан.


  • ограждающие – право на жизнь, на неприкосновенность личности и т.д.;

  • активность самого человека – право на свободу творчества, право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом;

  • группа прав, обязывающая государство и общество заботиться о человеке, создать ему социальную защищённость; право на охрану здоровья и т.д.

  • Право только тогда право, когда оно защищено судом. Каждый человек должен обладать правовой культурой (знать свои права и уметь их защищать).


  • Конституция (лат.) - установление, устройство. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием принята Конституция РФ - первая демократическая Конституция в истории России.

  • Конституция – это договор между властью и народом, в котором народ стремиться зафиксировать свои права и свободы, а власть утверждает такую форму правления, при которой должна быть реализована справедливость, защита прав и свобод граждан.

  • Конституция РФ – основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу.


  • закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;

  • упорядочить государственную власть;

  • утвердить правосудие;

  • регулировать образование исполнительных государственных органов власти;

  • установить избирательную систему.

  • Конституция включает совокупность правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя РФ; права, свободы и обязанности человека.


  • Общественный порядок обеспечивается совокупным действием различных социальных норм, образующих нормативную систему общества.

  • Социальные нормы разных видов отличаются друг от друга по способам их формирования, способом обеспечения их соблюдения, формам закрепления.


  • Обычаи (и близкие к ним традиции) – это правила поведения, сложившиеся стихийно, естественным путём и в результате многократного повторения закрепившиеся в сознании людей. Несоблюдение обычаев влечёт негативную реакцию со стороны окружения (осуждение, порицание), т.е. меры общественного воздействия.

  • Религиозные нормы – правила поведения, закреплённые в священных книгах соответствующих религий. Соблюдение этих норм обеспечивается страхом “божьей кары”, возмездия, ожидающего грешников.

  • Нормы общественных организаций – это правила поведения, устанавливаемые высшим органом какой-либо организации (например, политической партии). Соблюдение этих норм обеспечивается возможностью применения мер общественного воздействия, предусмотренных тем же уставом партии (это могут быть – выговор, исключение из рядов партии).



    Нормы морали – это правила, складывающиеся естественным путём в процессе жизни общества и выражающие представления людей о добре и зле, о справедливости, долге, чести. Соблюдение норм морали обеспечивается возможностью применения мер общественного воздействия, но всё-таки главным образом человек руководствуется теми или иными моральными нормами в силу своего внутреннего убеждения в необходимости такого поведения. Внутренним гарантом морали является совесть.

  • Государство устанавливает только нормы права, никакие другие социальные нормы государством не создаются. Охраняет от нарушений государство также только правовые нормы, а соблюдение других социальных норм обеспечивается мерами общественного воздействия.


  • Нормы права – чётко указывают, что дозволено делать участникам регулируемых отношений (т.е. какие у них есть юридические права), что они должны делать (т.е. какие у них юридические обязанности) и что им делать нельзя (юридические запреты), а также какие меры применяются к нарушителям этих предписаний.

  • Право представляет собой сумму общеобязательных норм и правил поведения, установленных государством.

  • Право – это особый регулятор общественных отношений человеческого поведения; оно находит своё выражение в системе юридических (правовых) норм (правил), которые закрепляют исторически сложившиеся в обществе представления о порядке и справедливости.


  • субъективное право, обеспечивающее свободу индивида;

  • объективное право – совокупность общеобязательных правил, выраженных в законах.

  • Право построено на трёх элементах:

  • нравственность:

  • государство;

  • экономика.

  • Право – это совокупность правовых норм, которые устанавливают:

  • кто и когда их должен исполнять; при наступлении каких условий (гипотеза);

  • в чём должно состоять это исполнение (диспозиция);

  • каковы последствия неисполнения (санкция).

  • Правовая норма – общее правило, которое регулирует поведение людей, их коллективов путём предоставления им субъективных прав и возложение на них соответствующих юридических обязанностей.


  • Основы правового статуса закреплены в главе 2 Конституции, вместе с тем в Основном Законе РФ прямо указывается, что перечисление в нём основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепринятых прав человека и гражданина.

  • Конституция РФ, закрепляя права и свободы человека, исходит из их естественного, неотчуждаемого характера. Согласно Конституции, в нашем государстве не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В то же время осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, общественные и государственные интересы.



    Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

  • Большое значение в правовом статусе человека и гражданина имеет принцип равенства перед законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.



    Гражданские права и свободы выражают гуманистические основы жизни общества, защищают индивидуальные свободы от вмешательства извне – это права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; государственную охрану достоинства личности; право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений; право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; право определять и указывать свою национальную принадлежность; право на пользование родным языком, свободный выбор зыка общения, воспитания, обучения и творчества; право законно находящихся на территории России на свободу передвижения и выбор места пребывания, места жительства; свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; свобода совести и вероисповедания; право каждого человека на участие в объединениях и массовых мероприятиях.


  • Конституция РФ закрепляет народовластие через предоставление своим гражданам политических прав: право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право обращаться непосредственно, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления.



    Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом деятельности. Признаётся и охраняется законом право частной собственности, в т.ч. на землю. Каждый имеет право на труд, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Закрепляется право на вознаграждение на труд не ниже установленного федеральным законом минимума, право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.



    Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на воспитание детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Закрепляется также право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь (конституционная гарантия на оказание бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных медицинских учреждениях); общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Даже имеется право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о её состоянии, не возмещение ущерба, причинённого здоровью людей или их имуществу экологическими правонарушениями, и даже право на возмещение ущерба по вине государственных органов и должностных лиц.



    Конституция России гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Закреплено также право каждого защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не запрещёнными законом. Закреплена новая обязанность государства, его органов и должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

    В числе юридических гарантий особое значение имеет судебная защита, которая гарантирована каждому. Конституция устанавливает, что решения и действия должностных лиц, государственных органов и местного самоуправления могут быть обжалованы в суде. Кроме того, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, гражданин РФ вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.



    Конституция каждому гарантирует право на получение юридической помощи, право обвиняемых на помощь адвоката. У граждан имеется право на возмещение государством ущерба, нанесённого незаконными действиями или бездействием государственных органов и их должностных лиц. Высшей гарантией является установление Конституцией презумпции невиновности, которая раскрывается в ст.49.


  • В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принятой ООН, в Семейном кодексе РФ содержатся нормы права несовершеннолетних детей.

  • Уважение личности, чести и прав ребенка, гарантированное законом, позволяет подготовить его к самостоятельной жизни в обществе.


  • базисные, основные: на жизнь, на равенство в осуществлении прав и др.;

  • семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботится о детях, государство – помогать детям, оставшимся без родителей и т.д.);

  • обеспечивает свободное развитие личности ребенка (право свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);

  • обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения и т.д.);

  • обеспечивает образование детей и их культурное развитие (право на бесплатное образование, пользование достижениями культуры и т.п.);

  • призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.

  • Свидетельство о рождении ребёнка, выдаваемое ЗАГСом, является доказательством происхождения ребёнка от указанных в нём родителей.



    К личным правоотношениям относятся: право ребёнка на имя, отчество и фамилию, право на получение воспитания от родителей, право детей на защиту своих прав. К имущественным правоотношениям относятся: право ребенка на приобретаемую родителями одежду, обувь, книги, другие вещи. Ребенок имеет право на обеспечение всем необходимым для жизни, на получение алиментов, на посещение дошкольных учебных учреждений, на получение бесплатного основного образования и полного среднего, право на защиту чести и достоинства и т.д.


  • Право на образование – одно из самых конституционных закрепленное как в международных документах, так и в законодательствах многих стран, в которых гарантируется общедоступность образования.



    Образование достигается различными путями. Начальный этап происходит в семье – первые знания о добре и зле, об обязанностях и правах, обучение началам грамоты, приобщение к ценностям жизни и культуры. Важнейшим этапом образования является школа, где дается начальное, основное и полное общее образование. Гимназии, лицеи, колледжи, частные учебные заведения – это альтернативное образование – один из признаков гуманизации.

  • После окончания основной школы молодой человек может поступить в училище, где ведётся подготовка квалифицированных работников.

  • Право граждан на образование гарантированно государством и признано обществом.


Исследователи классифицируют партии по разным осно­ваниям. По идеологическому признаку партии бывают либе­ральные, консервативные, социал-демократические, комму­нистические, фашистские и др. На политической арене действуют и клерикальные партии, ориентирующиеся на ре­лигиозные учения. Многие из них имеют в настоящее время довольно широкую поддержку избирателей, так как провоз­глашают общечеловеческие ценности, прежде всего нравст­венного характера: справедливость, милосердие, духовное са­моочищение и пр. Есть и националистические партии. Они используют рост национального самосознания народа в сво­их эгоистических политических целях, нередко навязывая сепаратистские, шовинистические платформы, враждебные другим соседним нациям. (Приведите примеры.)
В зависимости от программных установок различают партии крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые. К крайне левым относятся партии коммунистичес­кого толка, к левым - социалистические и социал-демокра­тические. Центристские - это умеренные партии, стремя­щиеся к компромиссам, сотрудничеству и стабильности. Правыми считаются либеральные и консервативные партии, а крайне правыми - партии фашистские и неофашистские. Данная классификация является относительной и подвижной, особенно для партий колеблющихся и расположенных «слева» и «справа», но ближе к центру.
По отношению к проводимой политике различают, как вы уже знаете, партии правящие и оппозиционные.
По организационной структуре различают партии кад­ровые и массовые.
Кадровые партии являются результатом сотрудничества низовых избирательных комитетов граждан и парламент­ских групп в верхах. Задача их в том, чтобы мобилизовать в конкретном избирательном округе нотаблей (влиятельных лиц). Они призваны привлекать во время выборов как мож­но большее число избирателей из различных слоев незави­симо от их идеологической ориентации. Иными словами, кадровые партии в первую очередь занимаются подбором ка­дров, способных эффективно организовать избирательную кампанию. В них обычно отсутствует централизованная структура и фиксированное членство. При этом партийный курс вырабатывают партийные боссы. К данному типу пар­тий относятся в основном западноевропейские партии кон­сервативной и либеральной ориентации.
Массовые партии в большинстве своем сформировались вне парламента и, как правило, на базе общественно-поли­тических движений. Вспомните: когда и как были созданы в России первые политические партии? Чьи интересы они выражали? В чем особенности программных установок этих партий?
Массовые партии придерживаются определенной идеоло­гии, имеют четкие программно-политические установки и сложную организационную структуру с разветвленной сетью местных организаций. Главная особенность партий этого ти­па - массовое членство. Причем члены партии не только пла­тят взносы, но и активно участвуют в делах партии. Это ча­ще всего левые партии. В XX в. их организационные особенности заимствовали представители других политичес­ких направлений - фашисты, христианские демократы и да­же консерваторы.
Выделяют партии с прямым и косвенным членством. В первом случае в партию принимают в индивидуальном по­рядке, во втором - человек становится членом определен­ной партии просто потому, что входит в какую-либо связанную с ней организацию. Так, в лейбористскую партию Ве­ликобритании, а также в социал-демократические партии Швеции, Норвегии, Ирландии на коллективных началах входят профсоюзы. Поэтому здесь члены профсоюзов явля­ются одновременно членами этих партий. Для коммунисти­ческих партий характерно исключительно прямое членство.
Различают партии с сильной и слабой структурой. В первом случае внутрипартийная дисциплина, зафиксирован­ная в уставах, предписывает всем депутатам от данной пар­тии подчиняться распоряжениям ее руководящих органов и решениям парламентской группы. Слабая структурирован­ность партии означает, что ее парламентарии располагают почти полной свободой голосования. Подчеркнем, что сила и слабость структуры партии не зависят от того, массовая она или кадровая. Например, в Англии консерваторы - кадровая партия, а лейбористы - партия массовая, но обе подчиняются жесткой партийной дисциплине в парламенте.
Наряду с кадровыми и массовыми партиями в конце 50-х гг. XX столетия возник новый тип партий - универ­сальные партии. Их нередко именуют «партиями для всех» или партиями избирателей. Эти партии не имеют идеологи­ческих ориентации и обращаются не к определенным соци­альным группам, а ко всем избирателям. Они выстраивают­ся вокруг одного (чаще всего общенационального) лидера и предлагают обществу идеи согласия, баланса интересов раз­личных социальных групп. Иными словами, для универ­сальной партии уже не столь важно массовое членство, сколько массовость избирателей.
Политические партии обеспечивают взаимосвязь государ­ства и гражданского общества, что выражается в их функ­циях. Напомним, что важнейшая из них - представительст­во во властных структурах разнообразных социальных интересов. Другая функция - выявление и согласование групповых интересов граждан, придание им характера по­литических целей и требований. Цели воплощаются в пред­выборных партийных программах, разработка которых то­же партийная функция. Партии участвуют в избирательных кампаниях, выполняя электоральную функцию. Им принад­лежит также функция политической социализации граж­дан. Суть ее - приобщение людей к политике, воздействие на их политические взгляды и ценностные ориентации. Пар­тии мобилизуют свой электорат на активную политическую деятельность, т. е. выполняют функцию политической мо­билизации. Участвуя в предвыборных кампаниях и полити­ческих баталиях, работая в той или иной комиссии, чело­век приобретает политический опыт, вырабатывает в себе качества, необходимые профессиональному политику. Имен­но так начинали свою карьеру многие известные политические деятели, например М. Тэтчер, В. Брандт. Следователь­но, отбор и воспитание политических лидеров и элит - еще одна функция партий.


Каждое государство, каждое общество для своего развития в первую очередь ставит перед собой определенные цели, и в первую очередь – это цели экономические. Разумеется, что в разные периоды развития человека эти цели были различны. Одно дело, когда человек еще находился на первобытной стадии своего развития, другое в условиях рабства или феодализма. Но нам важно понять эти экономические цели в наше время, в период современного развития и человечества и экономики.

Первая и основная цель экономики, о которой всегда говорится (правда, часто только декларируется) – это рост благосостояния граждан страны.

А, уж исходя из этой цели, и определяются, все ее остальные задачи, а именно:

1. Рост благосостояния граждан не возможен без общего государственного экономического роста, без развития народного хозяйства, которое постоянно нуждается в совершенствовании общественного производства, обновлении технологий, связей, мотивации и так далее.

2. Всякое благосостояние граждан начинается с их трудовой занятости. Чем выше уровень занятости населения, тем выше общественное благосостояние, и, наоборот. Всякий желающий и трудоспособный гражданин должен быть обеспечен этой самой занятостью, или в виде наемника, или предпринимателя, или государственного работника любого уровня.

3. Но занятость граждан не должна быть просто занятостью, она должна быть эффективной занятостью, то есть с определенным уровнем общественной трудовой отдачи. В противном случае занятость ради занятости может просто превратиться в определенную форму социальной поддержки под видом общественно-полезного труда.

4. Кроме эффективного трудового устройства граждан, должна быть налажена система наиболее оптимальное использование производственных и природных ресурсов. Именно от этого во многом зависят издержки производителей, а стало быть, и цены на производимые товары и возможности их приобретения населением.

5. Во многом порядок, уровень цен, их рост или падение определяют стабильность в развитии экономики. Любое развитие нуждается в определенной стабильности, а экономика тем более. Если цены будут сильно гулять, то, как производителям, так и потребителям очень сложно под них подстраиваться, а это будет вызывать различные большие и мелкие кризисы перепроизводства то здесь, то там, банкротства производителей и снижение спроса у потребителей, а значит, и общее снижение благосостояния граждан.

6. Но кроме стабильности цен, важнейшим фактором в развитии экономики является стабильность и справедливость законодательства в области экономики и прилегающих к ней сфер. Экономика просто не сможет развиваться нормально, если сегодня будут действовать одни законы, а завтра другие. Для развития экономики очень важна система налогообложения, которая должна не только пополнять государственную казну, но и выполнять другие функции. Во-первых, она должна быть справедливой (больше платить должен тот, кто больше имеет, а не как попало, как, например, в России). Во-вторых, стимулировать развитие экономики, и особенно ее «белую», официальную часть, а не толкать предпринимателей и граждан к разным сокрытиям. Если в экономике существуют массовые сокрытия доходов или просто какой-то деятельности, то это уже вина не граждан, а государства, его Правительства и законодателей.

7. Экономическая деятельность должна иметь определенную свободу в своей деятельности, в получении доходов, в возможностях открытия, развития и закрытия своего дела, найма работников и так далее. Чем больше на пути развития экономики будет стоять различных барьеров, тем медленнее и менее активно и эффективно она будет развиваться. Любая, разрешенная законом деятельность должна быть доступна любому гражданину без каких-либо надуманных бюрократических оговорок.

Но, в то же время, любая деятельность, связанная со здоровьем или безопасностью граждан должна быть и достаточно контролируема, но без помех для нормальной деятельности.

8. Для общего благосостояния граждан общественная экономика должна функционировать, таким образом, чтоб с одной стороны создавать все условия для ее роста, а, с другой, распределять совокупный общественный продукт так, чтобы не было сверх доходов у одних за счет обнищания других, чем, увы, отличается сегодня экономика России. Особенно, когда это касается обнищания большого количества граждан при слабой социальной защите государства вследствие сомнительного обогащения других, использующих прямо или косвенно доступ к бюджетам различного уровня или иным государственным функциям также любого назначения и уровня.

9. Еще одной важнейшей задачей любого государства является правильная внешняя торговля, которая, во-первых, должна приносить положительный торговый баланс (экспорт в денежном выражении должен превышать импорт), а, во-вторых, структура продажи должна быть смещена в сторону конечного продукта, а не сырья или материалов.

10. И, наконец, нужно отметить еще одну важную задачу государства. Кроме положительного торгового баланса, необходимо иметь еще и положительное сальдо между вывозом капитала (денег), включая и вывоз капитала гражданами, и его ввозом в страну. Так как не только торговый баланс экспорта-импорта товаров, работ и услуг влияет на совокупный спрос, но и баланс ввоза-вывоза денежных средств, разумеется, включая и безналичный. А в основе роста экономики лежит рост спроса, который образуется, в том числе и за счет положительных сальдо торгового и инвестиционного балансов.

В данной статье выделено десять, на мой взгляд, первостепенных задач для решения важнейших экономических целей любого государства. Но их, конечно же, может быть и больше в зависимости от состояния экономики государства, от политического строя страны, от наличия или отсутствия тех или иных ресурсов и многих других факторов.

Стоить только, понять главное, на сегодняшний день в мире – нет ни идеальных политических устройств государств, ни тем более идеально построенных экономических моделей. Вот в этом и заключается основная задача любого Правительства, его представительных органов, если они конечно желают благо для свих граждан, найти верный путь по совершенствованию своей экономики в интересах большинства его граждан, а не кучки ненасытных лиц.