Формирование целостности картины мира подготовительная группа. Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему: «Путешествие в прошлое кукол. На выставке кожаных изделий

Воспитатель: Кожевникова Оксана Александровна

МДОБУ №32 г. Оренбург, ул. Монтажников д 8

Цель: Формирование у детей интереса к традиционной народной культуре, обычаям прошлого, в процессе изготовления куклы - оберега.

Задачи:

Образовательные: Совершенствовать умение детей использовать в речи краткий и распространённый ответы; Формировать интерес к народной кукле; Расширять кругозор детей о применении тряпичной куклы как оберега в старину и в наши дни.

Развивающие: Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности; углублять представления детей о предметах и материалах из которых они изготовлены: глина, солома, дерево, ткань; совершенствовать связную речь, диалогическую речь; Закрепить навыки использования алгоритма в процессе создания куклы из ткани

Воспитательные :

Воспитывать уважительное отношение к предметам, созданным руками человека

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций старинных кукол, беседа о куклах оберега, просмотр презентации изготовление тряпичных кукол

Материал и оборудование: куклы разных видов и размеров, обручи (болото), дуги(лес), ткань, вата нитки (заранее нарезанные), ножницы.

Ход занятия:

1часть (вводная)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас сегодня необычного?

Дети: В группе много гостей.

Воспитатель: Они к нам пришли с другого детского сада, посмотреть на нас, и. Что нужно сделать, когда гости приходят?

Дети: Поздороваться.

Воспитатель: Ну конечно, давайте поздороваемся со всеми гостями.

Дети: Здравствуйте!

Сюрпризный момент.

Стук в дверь.

Воспитатель : Ребята, вы слышите? Или мне показалось, что кто - то постучался?

(воспитатель выглядывает за дверь и заносит куклу-оберег)

Воспитатель: Ребята, а вы не знаете, откуда пожаловала к нам такая красивая кукла?

Дети: Из магазина, или с фабрики

Воспитатель: Давайте мы ее спросим, может она сама нам расскажет, откуда она и как ее зовут?

Дети: Давайте

Воспитатель: Она говорит, что ее зовут Маша. Она к нам приехала из волшебной страны «Кукляндии». Как вы думаете кто живёт в этой стране?

Дети: Куклы.

Воспитатель: Да, там много разных кукол. А ещё там можно узнать о куклах, с которыми дети играли очень давно. А вы знаете, какими куклами играли раньше?

Дети: Нет.

Воспитатель : Может ты нам, кукла Маша расскажешь, какие раньше были куклы? С удовольствием! Не только расскажу, но и провожу вас в волшебную страну Кукляндию. Но для этого нужно попасть в волшебство. Давайте встанем в круг, посчитаем сколько нас человек отправляется в путешествие закроем глаза и скажем: «1,2,3, в волшебство нас окуни!»

II часть (основная).

Воспитатель : Куда это мы с вами попали? И куда идти дальше? Вы ничего не видите?

Дети: Стрелки.

Воспитатель: Правильно стрелки, наверное это указатель, как нам двигаться дальше. Прежде чем нам отправиться дальше, я думаю,что у нас на пути будут препятствия, нам легко будет их преодолеть,если мы будем осторожны и внимательны. Что вы видите?

Дети: Дорожки.

Воспитатель: По какой мы с вами пойдём? И почему? Ну конечно по той которая короче, чтобы быстрее добраться до нашей страны Кукляндии. Проходите, вспомните правило не толкайтесь. Ребята смотрите дальше болото. Нужно перепрыгнуть из обруча в обруч. Будьте внимательны, чтобы не провалиться в болото, впереди лес нужно пролезь через густую чащу леса (пролезть под дугой).

Воспитатель: Вот мы и пришли в волшебную страну «Кукляндия» Сколько здесь много кукол. Но брать их ребята нельзя, они все волшебные. Ребята, а вы хотите узнать какими куклами играли раньше в старину.

Дети: Да.

Воспитатель : А как мы можем это узнать сейчас.

Дети: Через интернет, из книги, сходить в музей

Воспитатель: Присаживайтесь поудобнее я вам сейчас покажу информацию из интернета о старинных куклах, и из чего они изготавливались. (Презентация).

Воспитатель: Давным, давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, дети играли деревянной куклой. Вот такой. Вы видите сейчас таких кукол в магазине? Но зато их можно увидеть в музеи. Посмотрите она похожа на современную куклу? Давайте найдём сходства и отличия кукол.

Дети: У старинной куклы нет рук, ног, не красочная, изготовлена из дерева, Воспитатель: она значит какая?

Дети: Деревянная

Воспитатель: Современная сделана из пластмассы, искусственные волосы, её можно купать, расчёсывать, одевать, раздевать, сами поют, разговаривают), Ребята, ещё раньше были куклы из глины. Люди лепили кукол из глины и раскрашивали угольками. Когда появились искусственные краски народ стал раскрашивать кукол красками. Они стали яркими и красивыми. А как вам кажется эти куклы сохранились и до наших дней.

Дети: Да

Воспитатель: Правильно сохранились, но ими не играют, они служат для украшения. Что это за куклы?

Дети: Дымковская, филимоновская.

Воспитатель: Эти куклы из чего изготовлены?

Дети: Из глины

Воспитатель: Значит они какие?

Дети: Глиняные.

Воспитатель: Ребята посмотрите и догадайтесь а из чего сделана эта кукла?

Дети: Из соломы.

Воспитатель: Да раньше были даже соломенные куклы. Люди собирали солому, затем варили её, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, потом скручивали её, связывали и украшали. Вот такая получалась кукла. Ребята, а с соломенной куклой интересно играть?

Дети: Нет

Воспитатель: Почему?

Дети: Не прочная, ломается, нельзя раздеть, одеть.

Воспитатель: Правильно, но прошло много лет и человек придумал другую куклу. Как вы думаете из чего она сделана?

Дети: Из ткани

Воспитатель: Как она называется?

Дети: Тканевая,

Воспитатель: Молодцы. Но раньше ткань называли тряпочка, и эту куклу прозвали Тряпичная. Только эта кукла не обычная. Что в ней не обычного? (Нет лица - безликая, сделана своими руками) но самое главное, что эта кукла -оберег. Что такое оберег? (значит оберегать, защищать). Эта кукла оберег ставилась в передний угол дома, чтобы все её видели, а потом передавалась от мамы к дочери, они были наделены силой, энергией семьи и помогали от разных бед, приносили в дом счастье. Вот какая интересная история о куклах. Все куклы сделаны из каких материалов?

Дети: Из разных

Воспитатель: Давайте ещё раз вспомним, какими куклами играли раньше

Дети: Деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная.

Воспитатель: А какая кукла вам запомнилась больше всего? (Ответы детей) А мне понравилась кукла оберег, которая пришла к нам в гости, вот если бы у меня была бы такая кукла, которая оберегала мою семью от всех бед, болезней, и в моём доме было бы только счастье, радость.

Ой, наша гостья затерялась среди современных кукол. Давайте мы ее найдем.

Вот, она! А как нам быть, кукла одна, а нас много?

Дети: Сделать самим.

Воспитатель: Давайте мы попробуем сами изготовить таких кукол, которые будут вас оберегать, но для начала нам надо вернуться из волшебной страны в группу, нам нужно пройти те же препятствия, вспомним, как мы сюда шли? Какие препятствия прошли? Мы должны идти все дружно, не убегать далеко друг от друга, путь далёк. (Прошли) А ведь мы всё ровно ещё в волшебстве, какие слова нам нужно сказать, чтобы оказаться в д/с? произнесём волшебные слова, чтобы вернуться в группу. Какие волшебные слова вы знаете? «1, 2, 3, в группу нас верни». Вот мы и в группе, посмотрите все вернулись ни кого не потеряли, не забыли? (Посчитаем количество). Предлагаю вам немного отдохнуть и вспомнить нашу пальчиковую гимнастику «Любимые куклы»

Куклам платья дружно шили,

Кукол очень мы любили,

Долго нитки продевали,

Узелок потом вязали,

Отрезали лоскуток,

Прошивали вдоль стежок.

Кукол поскорей позвали,

Нарядили. Не узнали!

III часть.

Воспитатель: Отдохнули? Ну что начнём делать куклу оберег? А вы знаете? как делать? А давайте посмотрим как она делается. Сели за стол. (На доске алгоритм изготовление куклы.)

Технология процесса

1. Для изготовления возьмем цветную ткань.

2.Аккуратно положим на середину квадрата вату в виде шарика.

3. Затем соединим 1 уголок с другим, как мы это делали с бумагой.

4.Ватный шарик останется пот тряпочкой.

5. Взять шарик и перетянуть нитью туго, и завязать на узелок.

6. . Это и есть основа куклы.

7. Затем взять белую ткань прямоугольной формы, положить на голову и тоже завязать на узел, а края оставить.

8.. Для того чтобы сделать кисти рук, необходимо завязать края белой ткани. При формировании головы куклы обратить внимание на то, что сборки образуемые лоскутком, следует заложить таким образом, чтобы лицо оставалось гладким.

4. А теперь можно одеть куклу. Повяжем косынку и опять затянем нитью на уровне шеи.

Воспитатель: Покажем кукле Маши свои куклы,обереги. Каждая кукла не похожа ни на одну куклу, потому что каждый из вас вложил в неё свою любовь, душу.

Раньше куклы были без лица, безликие, а сейчас ребята кто хочет, нарисуйте куклам лицо. Молодцы, какие замечательные куклы у вас получились, не хуже чем у наших прабабушек. Давайте теперь прижмём свою куклу оберег к своей груди, чувствуете как она вас уже оберегает? Расскажем Маши, что запомнилось больше всего на занятии? О чём хотите рассказать дома? Что ещё хотите узнать? Кто хочет сделать такой же оберег своей бабушке, или маме, сестрёнке, папе? А у нас, где они будут храниться?

Дети: В группе

Воспитатель: Давайте придумаем имена своим куклам. Будем бережно обращаться с ними, а они будут оберегать нас, приносить счастье, радость и удачу

Ребята, давайте попрощаемся с Машей и отправимся играть с нашими новыми куклами

Тема: Животные разных стран.
Программное содержание: познакомить детей с животными нашей планеты Земля; закреплять знания о том, на каком материке живёт то или иное животное; развивать гуманное отношение к животным; развивать фантазию, сообразительность; воспитывать любовь к животным.
Оборудование: глобус, измерительная рулетка, силуэты материков, вырезанные из бумаги, картинки с изображением животных.
1. Организационный момент.

Ребята, отгадайте загадку :

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется…

(Земля)

Правильно, Земля. А вы хотите отправиться в путешествие по нашей планете, посмотреть, где какие животные живут?

2. Основная часть.

Как называется модель планеты Земля? (Глобус)

Вот он-то нам и подскажет, на какой материк мы отправимся сначала. А что такое материк? (Материк-это крупный участок суши, окружённый со всех сторон водой.)

Помните, сколько всего материков на планете Земля? (Шесть)

Сейчас я покажу на глобусе место нашего нахождения.

Попрошу подойти к глобусу Катю и показать любой материк. Вот на него-то мы и отправимся.

На чём мы туда доберёмся? (Попросить детей выбрать транспорт, на котором мы отправимся на тот или иной материк. Например, в Северную и Южную Америку, Австралию, Антарктиду, Африку можно попасть на самолёте или корабле. В путешествие по Евразии можно отправится на поезде или автомобиле.)

Материк Евразия – материк, на котором мы живём. На нашем материке есть и леса, и луга, и реки, и моря, и озёра, и степи, и горы, и пустыни. Сейчас мы проверим, знаете ли вы животных, которые обитают на нашем материке.

Д/и «Назови животное материка Евразии» (по принципу игры «Ты- мне, я – тебе». Воспитатель кидает мяч ребёнку, произнося каждый раз: «Лес» или «Луг» или «Река», а ребёнок называет любое животное, обитающее в названных условиях).

Если ребёнок затрудняется с называнием животных луга, можно загадать загадки:

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки.

(Мышь)

Он размером маловат,

От рожденья слеповат,

Но изрыл весь огород

В чёрной шубе – это...

(крот)

Быстрая и юркая,

В змеевидной шкурке я,

А за хвост меня поймаешь,

Сразу тут же потеряешь.

(Ящерица)

Он играет с нами в прятки,

Прячется в сырой земле.

И еду — свои запасы

Он хранит в большой норе.

(Суслик)

Материк Антарктида- самый холодный материк на Земле. Не каждое животное может выжить в таких суровых условиях, но это не относится к пингвинам. Пингвин – удивительная, уникальная птица, которая совсем не похожа тех птиц, которых мы видим на улицах каждый день.

Выглядят пингвины забавно. У взрослой птицы толстенькое овальное тело, с короткими крыльями, которые помогают очень быстро плавать, но совершенно бесполезны на суше. Ноги пингвинов похожи скорее на ласты и также приспособлены для быстрого передвижения под водой.

Разные виды пингвинов различаются по размеру и форме. Например, самые маленькие пингвины по росту сопоставимы с курицей, а крупнейшие из них достигают аж метра в высоту.

Летать пингвины не умеют и передвигаются по суше пешком, неуклюже переваливаясь на своих коротеньких ножках. В некоторых случаях можно заметить пингвина, который скользит по льду на животе как на санках, отталкиваясь от поверхности лапками. А крылья эти птицы используют только под водой.

Питаются пингвины рыбой и другими мелкими морскими обитателями, которых ловко ловят в море. Для того чтобы добыть пищу, эти птицы охотятся в морских глубинах, быстро и изящно передвигаясь под водой с помощью своих коротких крыльев и ног.

Материк Северная Америка. Животный мир этого материка схож с нашим.

Предложить поиграть в д/и «Да или нет». Если воспитатель называет животное, которое живёт и у нас, и в Северной Америке, то дети говорят «Да-да-да», если нет, то «Нет-нет-нет».

Перечень животных:

заяц пингвин

волк лиса

слон лев

бегемот лось

жираф медведь

Материк Южная Америка.

В Южной Америке живет удивительный зверек со странным именем «броненосец». Словно рыцарь, он защищен «доспехами» - прочными пластинами - щитами. Они прикрывают броненосца сверху и с боков. И головка, и лапки, и хвостик - все защищено. Только брюшко у броненосца мягкое. Но если броненосцу угрожает опасность, он свернется в крепкий шар. Не страшны ему теперь ни острые когти, ни клыки. А развернуть этот шар не каждому зверю под силу. Но лучшая защита для броненосца - побыстрей зарыться в землю. Для этого на сильных лапах у него есть длинные острые когти. Не успеешь сосчитать пальцы на своей руке - раз, два, три, четыре, пять, - а броненосец уже зарылся, спрятался, словно его тут и не было.

А вот зубы у броненосца не очень крепкие, поэтому он не может как следует укусить, предпочитает "мягкую" пищу.

Своими сильными когтями броненосец разрывает муравьиные кучи. А потом высовывает свой длинный и липкий язык, на который налипают их обитатели. Остается только втянуть его обратно в рот. И пообедать.

Броненосец роет длинную нору. И любит селиться по берегам рек и озер. В норе он пережидает жаркий день, а вечером выходит на охоту. Но если день прохладный, может поохотиться и днем. Если дорогу преградит река, броненосец наберет в легкие воздуха и переплывет, а то и по дну перейдет.

В Южной Америке живёт ещё одно необычное животное – тапир. Тапир - большое и сильное животное. Нос у него немного вытянут и напоминает хобот.

Хобот тапиру очень нужен. На его кончике есть "пятачок". Хобот постоянно в движении: то вытягивается, то втягивается, ощупывает, изучая окружающие предметы. Животное может легко срывать с его помощью листья и ветки - свой обычный обед.

У зверя хорошее обоняние, чуткий слух, а зрение - похуже. Он отлично плавает и ныряет. А если грозит опасность, быстро убегает через густые заросли. За ним и хищному ягуару не угнаться!

Тапиры очень любят купаться. Поэтому и живут рядом с рекой, озером или болотом. У каждого своя персональная "ванна" - яма с водой и жидкой грязью. В ней они спасаются от жары и очищают свою шкуру от насекомых.

Часто тапиры ныряют на дно озера или реки, чтобы полакомиться каким-нибудь водным растением.

Материк Австралия.

Здесь живут кенгуру. Кенгуру — очень интересное животное. Питается травой, плодами, кореньями, добывая их из земли своими крепкими передними конечностями. Задние конечности в несколько раз длиннее передних, так что кенгуру никак не может ни ходить, ни бегать, а только прыгает, причем сильно помогает себе своим крепким хвостом. Совершая прогулки, кенгуру прыгают на два метра, в случае опасности – прыжки помощнее — на семь-восемь метров.

Сейчас мы посмотрим, кто из вас на какое расстояние прыгнет. П/и «Кто дальше прыгнет». Сначала прыгают девочки, а потом мальчики. Воспитатель измеряет самый дальний прыжок, а потом показывает расстояние в 2 метра и просит сравнить, кто дальше прыгает кенгуру или человек.

На животе самок природа устроила мешок, куда прячутся маленькие детёныши, и мать их носит довольно долго, даже когда они порядочно подрастут.

В моменты опасности, мать, предполагая, что уйти от преследователей не удастся, на бегу выбрасывает своего детёныша. Из-за этого долго бытовало мнение, что кенгуру – плохая мать. Но это не так. Мамаша выбрасывает младенца не абы как, а в укромное место. А поступок такой совершает лишь в минуты крайней опасности. И если ей удаётся спастись, то она возвращается за своим детёнышем.

Материк Африка.

Зебра – полосатая лошадка. А знаете, почему зебра полосатая? Полосатая окраска помогает зебрам спасаться от нападающих насекомых. Мухи цеце и слепни никогда не нападают на зебр, для них зебры-это мелькание черных и белых полосок.

Львы – представители семейства кошачьих.

Д/и «Найди сходства и различия». Предложить детям назвать сходства и различия между кошками и львами (например, кошки маленькие, а львы большие. И львы, и кошки – хищники, питаются другими животными. И у кошек, и у львов есть острые когти, которыми они хватают добычу.)

3. Заключительная часть.


Вот мы и побывали на всех 6 материках нашей планеты. Понравилось ли вам наше путешествие? Что нового узнали? Что понравилось делать больше всего?

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (расширению кругозора) в подготовительной группе «Витамины»

Программное содержание:
Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека. Систематизировать знания детей о полезных продуктах, в которых содержаться витамины. Подводить к выводам и обобщениям. Закреплять знания о дарах леса произрастающих в нашем лесу. Воспитывать у детей чувство сопереживания желание прийти на помощь.
Предварительная работа:
-Подбор детских художественных произведений по данной теме.
-Рассматривание энциклопедий.
-Рассматривание картинок.
-Беседы на темы «Витамины», «Ягоды», «Продукты».
Материал:
Мультимедийное оборудование, ступки, пестик ягоды. Влажные салфетки, фартуки, кувшин, горячая вода. Ключи сделанные из киндер сюрприза,а внутри чеснок.
Образовательные технологии: технология развивающего обучения,
информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Ход занятия:
Ребята вам Красная Шапочка передала письмо, давайте я вам его прочитаю?
(открыть письмо)
«Здравствуйте друзья! Пишет вам Красная Шапочка. Ребята мне так хочется с вами поиграть, позаниматься, но я простыла. Мы с бабушкой просим вас помочь нам. Посоветуйте, как быстрее вылечиться. До скорой встречи».
-А вы хотите поиграть с Красной Шапочкой?
-А как вы думаете, что можно посоветовать Красной Шапочке?
(ответы детей).
- Ребята да ведь Красная Шапочка плохо кушает и поэтому мало получает витаминов.
-А что такое витамины?
Где мы можем посмотреть, что такое витамины?
(в энциклопедиях, книгах…)
«Витамины это вещества необходимые для нормальной жизнедеятельности живого организма».
Я вам сегодня предлагаю отправиться в удивительное путешествие, в необыкновенную деревню «Витаминкино». А чтобы туда попасть я всем дам ключи надо их надеть понюхать закрыть всем глаза.
1,2 слайд.
А теперь откройте глаза. Вот мы и попали в деревню «Витаминкино». А как вы думаете где живут витамины? (ответы детей)

Может вы знаете какие витамины в каких продуктах живут?
Хорошо.
Так вот в этой деревни есть три улицы А, В, С.
3,4,5 слайд.
Давайте остановимся на улице витамина А.
Посмотрите в каких продуктах есть витамин А.
«Этот витамин называют витамином роста, зрения и крепкие зубы».
6,7слайд.
Теперь остановимся на улице витамина В.
Посмотрите в каких продуктах есть витамин В.
Для чего он нужен? (ответы детей).
«Этот витамин важен для головного мозга и всего организма. Если вы хотите быть сильным и иметь хороший аппетит, не хотите огорчаться и плакать по пустякам, быть в хорошем настроении вам поможет витамин В».
8,9,10 слайд.
Последняя улица в этой деревни «Витаминкино», витамин С.
Посмотрим в каких продуктах есть витамины С.
Для чего он нужен? (ответы детей)
Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен витамин С. Витамин здоровья.
Так что же мы можем посоветовать Красной Шапочке?
(Ответы детей).
-кушать полезные продукты, в которых есть витамины.
В этой деревни любят играть и я вам предлагаю это сделать:
Физ. минутка
Дышим носом глубоко
Приседаем мы легко (приседание)
Наклоняемся вперёд
Прогибаемся назад (наклоны)
Головой теперь покрутим
Так мы лучше думать будем (вращение головой)
Встаньте дети потянитесь
И на стульчики садитесь.
В народе говорят «Полезно здоровью твоему, что выросло в твоём краю».
11 слайд.
Дидактическая игра.
Вы видите ягоды, но надо выбрать ягоды нашего края.
12 слайд.
Проверим, кто правильно показал ягоды нашего края.
А что можно сделать из этих ягод? (компот, морс, сок…)
Молодцы.
(Показываем свежие ягоды)
Вот из этой ягоды мы можем сейчас с вами сделать морс.
Если клюква-
Какой будет морс?
13 слайд.
(Нам нужны: кувшин, ягоды, ступки, пестик, сахар, влажные салфетки, кипячёная горячая вода).
Рассмотрим по порядку как сделать морс. Затем возьмём наденем фартуки,
вымоем руки, и в ступках перетрём ягоды, потом все ягоды поместим в кувшин и зальём кипятком. Всё это должно настояться. Показываем морс – а вот этим морсом нас угостили в деревне «Витаминкино» давайте вернёмся назад в группу и попробуем что это за морс. Вдохнём волшебного воздуха, закроем глаза, открываем глаза.
Мы теперь можем написать письмо Красной Шапочке и передать морс в котором есть что, и зачем он ей нужен. (ответы детей)
-быстрее выздоравливать
-чтобы она была весёлой
-чтобы у неё появился аппетит
-чтобы работал головной мозг
14 слайд. Советы доктора как надо правильно питаться.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по области «Путешествие по энциклопедии» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)

образовательное учреждение Детский сад 14г. Изобильный

Программные задачи:

1. Закрепить знания детей о символики страны: флаг, герб, гимн.

2. Закрепить признаки живой природы (растет, дышит, питается, размножается).Уточнить и расширить знания детей о живой и неживой природе.

3. Закрепить знания детей о профессиях.

4. Закрепить знания детей о планетах Солнечной системы.

5. Уточнить понятие: транспорт, подземный, воздушный, водный, грузовой, пассажирский, специального назначения.

Материал: картинки, карточки с заданиями, плакаты.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,

Ход образовательной деятельности :

Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по энциклопедии.

Вы знаете что такое энциклопедия?

Воспитатель: Откроем первый раздел.

1. Дети, мы живем с вами в прекрасной стране. Как называется наша страна?

Правильно, Россия.

Наша Родина - большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки - символы. Что это за символы?

- (Флаг, герб, гимн).

Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?

- (Из белого, синего, красного).

Что означает белый цвет?

- (Чистота, мир, правда)

Синий цвет - это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

Красный цвет-это сила, мужество, это кровь людей, пролитая за Родину).

Воспитатель:

Как вы думаете, что такое гимн?

- (Эта главная песня страны)

Кто президент нашей страны?

Правильно, Владимир Владимирович Путин.

Что изображено на Гербе РФ?

На гербе изображен двуглавый орел с тремя коронами.

2 . Живая,неживая природа

Наша страна очень большая. У нас есть леса и горы, реки и озера,

степи и поля. У нас великолепная и разнообразная природа.

Воспитатель:

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Весенний звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли зовется этот дом. Л.Дайнеко

Ребята, как вы понимаете, что такое природа?

Правильно, природа – это все, что нас окружает и не создано руками человека.:

Дети, а какая бывает природа? (живая и неживая)

А какие предметы можно отнести к неживой природе? (песок, сосулька, снег, луна и т.

д.) Почему вы так думаете?

А что относится к живой природе? (деревья, животные и т.д.)

Почему вы так решили, что это все живая природа? (Они растут, дышат, питаются, размножаются)

Рассмотрите картинки, подумайте, что на этих картинках относится к живой природе, а, что к неживой, и какая между ними существует связь?

3.-А теперь давайте мы немножко поиграем.

У меня есть волшебный мешок. Давайте в него заглянем.

Сколько здесь всего интересного.

Ребята доставайте по одному предмету и описывайте его.

Какой он? Из какого он материала? Где его применяют?

А что еще из данного материала вы знаете?(металл, стекло, пластмасс, дерево, ткань, резина, бумага)

4 .Отправляемся дальше в путешествие по энциклопедии.

Мы попали в раздел«Космос»

С самых древних времен у человека, когда он смотрел на небо, возникало

много вопросов о звездах, о планетах, о вселенной, и конечно, он мечтал

полететь в космос.

Вспомните, как звали первого

космонавта полетевшего в космос?

(показать портрет) (ответы детей). Да действительно, 12 апреля 1961 года

первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин

«По порядку все планеты

Назовет любой из нас.

Раз – Меркурий

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже потом,

И девятая планета

Под названием Плутон».

Физкультминутка:

Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)

В космос мы летим опять! (соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)Долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим. (ходьба на месте)

(дети вписывают.)

ВЕН…РА

ЮП…ТЕР

МА…С

ЛУТОН

НЕПТ…Н

5.Игра «Назови профессию» (с мячом)

Но что это со мной случилось? Дети, пока я вас учила, все профессии забыла

Поможете мне вспомнить профессии? (Да)

Есть одна игра для вас.

Я прочту стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте.

Профессий всех не сосчитать, а вы какие можете назвать?

Поезд водит (машинист).

Поле пашет (тракторист)

Самолётом правит (лётчик)

Клеит книжки (переплётчик).

В школе учит нас (учитель)

Строит здания (строитель)

Красит стены нам (маляр)

Столы делает(столяр).

На станке ткёт ткани (ткач)

От болезней лечит (врач)

Хлеб печёт в пекарне (пекарь)

Нарисует нам (художник)

Сапоги сошьёт (сапожник)

Потушит виг пожар (пожарный)

Песни нам споёт (певец)

Торговлей занят (продавец)

6. Ребята перед вами карточки. Вам надо в пустые квадраты поместить нужный знак.

Какие виды транспорта вы знаете?

(Наземный, водный, воздушный, подземный)

Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы на тему: «Хлеб – начало всех начал»

Пособнова Елена Ивановна, воспитатель Филиала №1 МБДУ№ 137 г. Пенза.
Описание материала: Предлагаю вам разработку конспекта занятия по формированию целостной картины мира на тему: «Хлеб-начало всех начал» для детей подготовительной к школе группы. Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп, так как он расширяет кругозор у детей, развивает речь, обогащает словарь, прививает любовь к Родине, уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Цель:
- Добиться осознанного понимания детьми цены хлеба.
- Воспитывать уважительное отношение к труду людей.
- Формировать бережное отношение к хлебу.
Интеграция областей:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
- Формировать у детей представления как выращивают хлеб.
- Развивать связную речь, логическое мышление, обогащать словарный запас.
- Воспитывать и прививать любовь к Родине, уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Методы и приёмы:
- Наглядный (рассматривание слайдов)
- Словесный (чтение рассказа, беседа, чтение детьми стихов, пословиц, поговорок)
- Игровой.
- Совместная деятельность с детьми.
Оборудование:
- Слайды.
- Ваза с колосьями.
- Шапочка пекаря, фартук мельника, руль хлебороба.
- р.н. костюм для девочки, каравай.
Предварительная работа:
- Беседа о сборе урожая хлеба.
- Рассматривание иллюстраций.
- Заучивание стихов пословиц, поговорок о хлебе.
- Чтение художественных произведений по теме.
- Рассматривание колосьев ржи, пшеницы.
- Изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста.
Словесная работа:
Ввод в активный словарь детей слов: хлеборобы, комбайнёр, нива, пекарня.

Ход занятия:

Воспитатель:
Осень - горячая пора для уборки урожая овощей, фруктов и конечно же хлеба. Чем богаче урожай, тем богаче наша Родина. Хлеб - основной продукт питания. Он нужен каждому человеку ежедневно. Не зря говорят: « Хлеб - всему голова», « Хлеб- начало всех начал»
Воспитатель предлагает детям назвать пословицы и поговорки о хлебе.
Дети называют:
- Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
- Хвала рукам, что пахнут хлебом.
- Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
- Гречневая каша – матушка наша,
А хлебец ржаной – отец наш родной.
- И обед не обед, коли хлеба нет.
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ о том, как выращивают хлеб.
Чтение рассказа: « Про пахоту» из книги М. Ляшенко «Вот, какой каравай »
Воспитатель: Дети, вы, прослушали рассказ и теперь расскажите сами, как выращивают хлеб. Показ слайдов:
1.Трактор пашет землю.


С чего начинается выращивание хлеба? Кто пашет землю?
2.Сеялки сеют зерно.


Что делают хлеборобы после того как вспашут землю?
Когда трактористы вспахали землю, когда в мягкую землю посеяли зерно, когда зернышки полил тёплый дождь, что появляется?
3.Хлебное поле.


Выходит мальчик держит в руках колосья ржи и рассказывает стихотворение:

В этом крошечном зерне,
Как в чудесной почке…
До весенних тёплых дней
Спрятались листочки.
Стебелёк и колосок-
Бронзового цвета.
Станет мне под поясок
Он к началу лета.
В кулачке у колоска
Зёрнышки-малышки.
В каждом зёрнышке мука,
Пироги да пышки.
(Дети рассматривают колосья.)


Воспитатель: Дети, когда выросли колосья, и в них созрели зёрна,


тогда начинается уборка урожая.
4. Комбайн убирает зерно, машины увозят урожай.


Как называется машина, которая собирает зерно? Кто работает на ней?
Кто увозит урожай? Куда?
5. Зерно увозят на элеватор, где его сушат


и отделяют от мусора.


6. Затем зерно поступает на мельницу.
Что делают с зерном на мельнице?


Что получается из зёрен?


7. Дальше мука поступает в пекарню.
Кто работает в пекарне?


Назовите, какие они делают хлебобулочные изделия?
Хороводная игра « Каравай »
(Дети становятся в круг, в центре ребёнок к маске каравая.)
Ребёнок: Как на праздник урожая,
Испекли мы каравай.
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Каравай: Пекаря!
(Выходит в круг ребёнок в поварском колпаке)
Ребёнок: Он не грел на печке бок,
Пироги ребятам пёк.
Пекарь, с нами поиграй,
Кого хочешь, выбирай!
Мельника!
(Выходит в круг ребёнок в фартуке)
Ребёнок: Не молол он чепуху,
А молол зерно, муку.
Мельник, с нами поиграй, Кого хочешь, выбирай!
Хлебороба!
(Выходит в круг ребёнок в кепке, в руках держит руль)
Ребёнок: Он приехал к нам с дарами,
Тягачами, тракторами.
А награда-урожай!
Всех на праздник приглашай!
Воспитатель: Дети, помните, каким трудом люди выращивают хлеб. С любовью относитесь к нему. Берегите каждую крошку!
Ребёнок:
Хлеб в трудах добывается
Сам собой не родится.
Хлеб не просто богатство-
Хлеб опора для нас.
Каждый к хлебу причастен
Будем бережны все.
Будет хлеб - будет счастье,
Будет жизнь на земле!
(Выходит девочка в русском – народном костюме, на рушнике держит каравай)
Дети говорят:
1 ребёнок: Слава урожаю в закромах!
2 ребёнок: Слава караваю на столах!
3 ребёнок: Слава, Слава дружным рукам!
4 ребёнок: Слава, Слава труженикам!
(Девочка приглашает детей на чаепитие с караваем.)

Презентация на тему: Хлеб – начало всех начал