Усилитель с ламповым звучанием. Ламповый усилитель звука. Как сделать ламповый усилитель своими руками

Звучат не так, как транзисторные? Присущее однотактным ламповым усилителям большое значение второй гармоники в выходном спектре исходно синусоидального сигнала не может считаться ни критерием, ни условием верности воспроизведения и естественности звучания.

Усилитель с ламповым звучанием

Вторая и третья гармоники просто мало заметны, так как:

То есть звук, который мы знаем, особенно на гитаре, которая является одной из эмблем раздора, была задумана с помощью клапанов. Хендрикс использовал то, что у него было под рукой, и ему понравилась эпоха, это был усилитель клапана. Это также относится ко многим дизайнерам, которые хотели, чтобы их схемы усиливали сигнал с наименьшим искажением, и из-за ограниченности времени его не совсем достигла, и многие из этих проектов были признаны за их «цвет».

Мы должны заставить себя думать, что в то время это было то, что у них было, и что многие из вещей, которые нам нравятся сегодня, не были задуманы в вакууме, а являются прямым следствием многолетнего опыта, экспериментов и многих исторических инцидентов.

  • удвоение частоты соответствует повышению тона на октаву;
  • увеличение частоты в три раза - переходу к музыкальному интервалу, называемому квинтой, только в следующей октаве.

Эти гармоники просто не вызывают дискомфорта и раздражения при прослушивании музыки. При элементарных музыкальных пьесах вроде сольного исполнения на фортепиано, вокала или вокального дуэта эти гармоники могут даже приукрашивать, «обогащать» звучание инструмента или голоса. Но наличие любых, даже благозвучных на первый взгляд (слух), но все-таки искажений, не может рассматриваться как цель или условие высококачественного звуковоспроизведения.

Они неотделимы от искажений

Теория говорит нам, что усилитель должен быть настолько прозрачным, насколько это возможно, то есть то, что выходит, должно быть только тем, что только больше, чем есть, реальность заключается в том, что музыкант искажает искажение в неизмеримом количестве ситуаций, заметив. «Чистый» гитарный звук на самом деле не чист, по крайней мере, не тот, который описан в учебниках по электронике. Обычно чистый, который нам нравится, хотя и в умеренных измерениях, имеет некоторые искажения, и именно это искажение делает «приятный» звук.

Тогда таковыми придется считать все электронные ухищрения по доводке и подтяжке голосов солистов! Многие аудиофилы обращают внимание на выраженное различие в зависимости уровня нелинейных искажений от выходной мощности. Коэффициент гармоник лампового усилителя линейно снижается с уменьшением мощности, а транзисторного, наоборот, возрастает. На рис. 2.13 при мощности 0,01 Вт имеет значение общего КНИ около 0,1 % - близко к значению КНИ для этой мощности транзисторного усилителя с «номинальной» мощностью 60 Вт и КНИ = 0,0038 %.

Хотя на протяжении всей истории существовали тенденции, когда мы искали ультрачистый звук, и есть жанры музыки, которые сознательно ищут чистый звук руководства, вовсе не приятны, по крайней мере, для гитары, которая является бастионом, откуда клапаны сражаются с их битвой.

Именно в этот момент мы должны спросить себя, что мы ищем с клапанами, и почему мы действительно в них нуждаемся. И на этом этапе многие дизайнеры звуковой аппаратуры уделяют приоритетное внимание «чистоте» по сравнению с «теплом». Короче говоря, нецелесообразно искать схемы клапанов, если вам нужен чистый звук. И не просите очень чистый звук к цепи клапана, так как вы будете искать иглу в неправильном стоге сена.

Заметим, что чувствительность уха к присутствию гармонических искажений растет с понижением мощности. Это связано с тем, что ухо при низких уровнях звука само производит более низкий уровень гармоник (см. рис. 1.2). Эта динамическая особенность нашего восприятия музыки привела к утверждению, что очень важным для оценки качества усилителя является его способность достоверно передавать «первый ватт» звуковой мощности.

Три гитариста

Хотя им не нужно строго смотреть на клапаны как на устройство, мне интересно поделиться этим с вами. Это простое изменение, тем не менее, вызвало заметную разницу и вызвало знаменитый звук Маршалла. Это само по себе ничего не значит, но часто часто переоценивается оригинальность, когда в электронике это обычно просто анекдотично. Единственное различие заключалось в выходе клапанов и динамиков. . Это была первая поставка 10 вещей, которые вы не знали о клапанах. Во второй части мы продолжим говорить о клапанах: их особенностях, использовании, приложениях и раритетах.

И к транзисторным усилителям возникает много вопросов, при ответе на которые они явно проигрывают ламповым. Вернемся к характеристикам транзисторного усилителя Krell 400 (стоимость более 3000 долл.), спектр искажений которого представлен ранее на рис. 2.3, г, д. Видно многократное возрастание с искажений при мощности 6,5 Вт по сравнению с мощностью 100 Вт. Усилитель, однако, по спецификации производителя имеет мощность 300 Вт. При испытаниях в лаборатории журнала «Stereofile» этот усилитель не выдержал 15-минутной работы с выходной мощностью 67 Вт, т. е. менее 25 % от заявленной номинальной мощности.

Используете ли вы схемы клапанов? Есть ли у вас какие-либо предпочтения или мнение по этому поводу? Если вы ищете услугу редактирования, микширования или мастеринга, вы можете проверить наш сайт. Мы поговорим о том, что вы хотите искать, о чем вы должны помнить, и дать вам подсказки о вещах, которые не важны.

Усилители клапанов и транзисторов

Мы начнем с лучшего совета, который вы можете получить.

Заголовки, дисплеи и усилители

Изделия на полках. Если вы покупаете усилитель клапана, постарайтесь не злоупотреблять им физически. Обычно транзисторные блоки предназначены для того, чтобы выдерживать много наказания, но усилители клапанов гораздо более деликатные. Если вы задаетесь вопросом, нужно ли такое предупреждение, вы, вероятно, не потратили много времени на рокеры. Для большинства гитаристов, 30-ваттный усилитель будет более чем достаточно для комнаты, репетиции или небольшого концерта. Если вы не играете подлинных черных металлов, обычно лучше купить меньший усилитель с хорошим тоном, чем купить мощный, который кажется уродливым. Вы никогда не пожалеете о приятном тоне, но вы всегда будете делать это плохо. Некоторые музыкальные магазины будут пытаться продавать новичкам мощный усилитель с множеством эффектов, не падая за это. Используйте свои уши и выберите усилитель, тон которого вы абсолютно любите, не тратьте деньги, пока не найдете его. Если вы покупаете транзисторный усилитель, будьте осторожны, чтобы не перегружать его слишком сильно. Не бойтесь повышать усиление до 10, но будьте осторожны при размещении эффекта усилителя перед усилителем. Если вы покупаете усилитель клапана, усиливайте сигнал перед усилителем столько, сколько хотите, поскольку клапаны могут обрабатывать смехотворно смехотворное количество накладных расходов. Всегда старайтесь, прежде чем покупать. Большинство музыкальных магазинов будут рады помочь вам, а если нет, решите пойти в другой магазин, где у них есть тот же продукт. Прочитать отзывы не так хорошо, как тестировать усилитель самостоятельно. Возьмите свою гитару в магазин и свой собственный кабель и спросите, можете ли вы попробовать некоторые усилители. Большинство магазинов позволят вам это сделать. Если нет, они не стоят того и идут к другому. Если вам нужен усилитель, который может все сделать, подумайте о возможности покупки одной из новых моделей со встроенными эффектами. Когда вы покупаете усилитель, цена не должна быть единственной проверкой. Некоторые более дешевые усилители предлагают замечательный звук, в то время как вы можете найти другие более дорогие, которые не соответствуют вашим потребностям. Чтобы судить о качестве, ознакомьтесь с отзывами пользователей на различных сайтах гитар. Никогда не прикасайтесь к головке клапана, если он не подключен к динамику без зарядки динамика, так как это повредит усилитель. Остерегайтесь поставщиков и оборудования, таких как Друг музыканта, поскольку они публикуют то, что, по-видимому, является обзором, но на самом деле являются платной рекламой, предназначенной для увеличения продаж продукта. Сделайте свое исследование и сделайте правильное решение. большой или куча, чтобы использовать его во все времена в вашей гостиной, может привести к разводу. Шлем может быть отличной идеей. . Помимо вопроса личного вкуса, под влиянием тона каждого бренда, критерием, которым не следует пренебрегать, останется сила, которая для хорошего результата не должна быть слишком низкой.

Таким образом, получается, что 300-ваттный показатель указывает лишь на способность к передаче кратковременных уровней сигнала, что никак нельзя рассматривать как номинальную мощность. Истинная номинальная мощность составляет не 300 и даже не 60 Вт, а значительно ниже. Но с понижением мощности этот усилитель дает недопустимые для высококачественной техники искажения! Таким образом, транзисторные усилители, не удовлетворяющие критерию Чивера (см. стр. 31) при номинальной мощности, с понижением мощности еще в большей степени отступают от этого критерия.

В общем, это не избыточная мощность усилителя, которая может повредить динамик и динамики, но, наоборот, недостаток мощности, потому что если громкость слишком высокая и усилитель приближается к максимуму, усилитель насыщается и генерирует ложные сигналы, которые могут разрушить твитер или даже другие громкоговорители. Хотя это редкость, мы все, вероятно, будем слушать в какой-то момент или другой с очень высоким уровнем звука. В ожидании этого более разумно обеспечить безопасный запас для прослушивания случаев на очень высоком уровне.

В заключение следует помнить, что, вопреки ложной идее, действительно, небольшие усилители выходят за их пределы, которые могут ухудшить акустическую оболочку и реже - мощный усилитель. Важно понимать, что во время событий, требующих звуковой системы, не зная об этом, можно легко попросить в три раза больше энергии, которая обычно используется или даже больше, чтобы покрыть окружающий шум и компенсировать естественное затухание звука из-за физическое присутствие гостей.

Надо понимать, что и большое значение второй гармоники, и высокое выходное сопротивление, и «короткий» спектр гармоник, и «мягкое» ограничение с ростом мощности являются следствием отсутствия в хороших ламповых усилителях глубокой общей отрицательной обратной связи. Общая отрицательная обратная связь уменьшает коэффициент гармоник исходного усилителя, но приводит к возникновению высших гармоник, отсутствовавших в исходном усилителе. Это - хорошо установленный факт, расширение спектра гармоник в усилителе с обратной связью подробнее будет обсуждаться в следующем разделе.

Очевидно, усилитель с малой мощностью также может дать отличные музыкальные результаты, но он будет просто ограничен звуковым уровнем. Например, мощность лампового усилителя будет субъективно умножаться на два по сравнению с мощностью обычного усилителя.

Вакуумные являются более линейными и требуют меньше обратной связи

Еще раз, не стесняйтесь следовать совету специалиста по продаже. Выберите по-настоящему профессиональный дилер, который будет руководствоваться вами по вашему выбору в соответствии с вашими вкусами и вашим бюджетом. Выберите правильные кабели секции для расстояния между усилителем и громкоговорителями и мощность, необходимую для их питания. Ваш дилер сможет вам посоветовать.

И, наконец, как уже упоминалось в начале этой главы, общая отрицательная обратная связь осложняет протекание переходных процессов как в самом усилителе, внутри петли обратной связи, так и при работе усилителя на комплексную нагрузку, каковой является реальная акустическая система. К положительным эффектам следует отнести снижение выходного сопротивления усилителя, что способствует четкости при воспроизведении самого нижнего частотного диапазона.

Усилитель с ламповым звучанием

Транзисторные усилители в блюзе, роке и джазе. Другой свет на транзисторе. Казалось бы, только ламповые усилители смогут дать «теплый» и музыкальный звук. Транзисторные усилители были бы низкокачественными усилителями, зарезервированными для начинающих или для любителей, которые недостаточно богаты.

Звук транзисторного усилителя магазин

Для специалистов в области электроники есть много схем.

Извлечение № 1 о знаменитых гитаристах, играющих на транзисторных усилителях

В настоящее время ламповые усилители имеют репутацию «предельного тона», в то время как у их твердотельных аналогов обычно есть известная репутация звучания очень плохо. Фрэнк Заппа, Карлос Сантана, Бинк и Альберт Кинг, Айк Тернер, Билли Гиббонс, Брайан Мэй, Джерри Гарсия, Энди Пауэлл, Пол Кантнер, Фрэнсис Росси, Чак Берри, Дэвид Кросби, Джон Фогерти, Робби Кригер, Джефф Бек, Нил Янг, Джимми Пейдж и покойный Даррелл «Димебаг» Эбботт и Курт Кобейн - просто назвать несколько.

Кажущееся увеличение номинальной мощности за счет удержания низкого коэффициента гармоник вплоть до начала жесткого ограничения, как показано на рис. 2.13 (правая часть), следует признать «отвлекающим», если не сказать обманным, приемом электроинженеров по отношению к слушателям. Ведь удержание низкого значения коэффициента нелинейных искажений за счет глубокой обратной связи не повышает реальную громкость воспроизведения при прослушивании музыки. В этом смысле, и это уже давно поняли эксперты многочисленных аудиожурналов, номинальную в электротехническом смысле мощность (68 Вт для усилителя в правой части рис. 2.13) следует считать максимальной музыкальной мощностью.

Выдержка № 2 о мифе о гармониках

Список идет к прекрасному примеру, что хороший транзисторный звук не является концепцией, над которой надо смеяться. Хамма, которое, к сожалению, не смогло сопоставить различия твердотельных и трубчатых усилителей на должной глубине.

Выдержка № 3 о высоком импедансе ламповых усилителей

Мы теперь развенчали по крайней мере два трубных «мифа»: эти трубки всегда зажимают и утверждение, что отсечение по своей сути создает доминирующее количество даже гармоник. Мы можем добавить пагубные эффекты отрицательной обратной связи в большую мифологию.

Подводя итоги сравнения хорошего лампового и хорошего транзисторного усилителя, можно сделать вывод, что их коренное, принципиальное различие состоит в отсутствии у хороших ламповых усилителей глубокой общей отрицательной обратной связи. Ее наличие у транзисторных усилителей, к сожалению, хотя и позволяет получить более привлекательные технические характеристики (низкий общий коэффициент нелинейных искажений, низкое выходное сопротивление), кардинально изменяет в худшую сторону характер звучания вследствие расширения спектра гармонических искажений, ухудшения переходной характеристики, особенно при работе на комплексную нагрузку. Собственно, аудиоусилитель всегда работает на комплексную нагрузку, а с активной нагрузкой можно только определить его электрические параметры.

По существу, единственной универсальной характеристикой типичного лампового усилителя является естественный высокий выходной импеданс и созданные им эффекты. Эта характеристика может быть успешно воспроизведена в твердотельных усилителях, даже довольно легко.

Выдержка 4 о знаменитых транзисторных усилителях

Есть некоторые твердотельные усилители, которые пользуются отличной репутацией как одни из лучших ламповых усилителей. О идеях, полученных о лампах и транзисторах.

Марвин Каминовиц из Сладкого дыма

Вилко Джонсон из доктора Фелгуда. Классическая гитара, подключенная к транзисторному усилителю для воспроизведения кантри-музыки, несколько неожиданна, но звучит!

Именно в отказе от применения в выходных каскадах усилителя глубокой общей отрицательной обратной связи и следует искать путь приближения звучания транзисторных усилителей к ламповым.

Эго утверждение не является открытием автора настоящей книги. Оно является его твердым убеждением, которое, кстати, поддерживается и разделяется многочисленными любителями и профессионалами высококачественного звуковоспроизведения. К сожалению, как уже отмечалось, высококачественные ламповые усилители, несмотря на малое число элементов, недешевы даже при самостоятельном изготовлении. Например, в усилителе А. Манакова (рис. 2.8), стоимость одной лампы 300В завода «Рефлектор» (г. Саратов) составляет 50 долл. США, выходного трансформатора фирмы «Аудиоинструмент» (г. Москва) - более 100 долл., согласующего трансформатора этой же фирмы - 30 долл., а стоимость аналогичных компонентов, предлагаемых зарубежными фирмами и их дилерами, еще выше.

Конечно, можно в выходном каскаде применить более дешевые лампы. Лампы 6ПЗС или EL34 позволяют получить в классе А выходную мощность до 4 или 6 Вт, соответственно, а стоят в несколько раз дешевле, чем 300В или уже упоминавшиеся КТ88. Можно также заменить согласующий трансформатор конденсатором (не у каждого найдется 100 долларов для приобретения бумажномасляных конденсаторов с медной или серебряной фольгой Solen или Jensen, но старые советские слюдяные КС, фторопластовые ФТ, а также К40у, К73 звучат очень неплохо, а современные полипропиленовые МКР различных производителей не так уже и дороги) или использовать схему Лофтина-Уайта, не содержащую ни разделительного конденсатора, ни трансформатора между каскадами.

Тогда самым дорогим элементом, определяющим стоимость усилителя, останется только выходной трансформатор. Можно, в принципе, изготовить выходные трансформаторы самостоятельно, однако научиться этому достаточно сложно. Именно отсутствие необходимого опыта и знаний для самостоятельного изготовления ламповых аудиотрансформаторов и их высокая стоимость на рынке не позволяет многим радиолюбителям вступить в ряды «ламповых аудиофилов».

В следующей главе будет обоснована концепция построения высококачественных усилителей для звуковоспроизведения путем лампово-транзисторного «консенсуса» с использованием принципов построения лучших ламповых усилителей, но с меньшей стоимостью компонентов, часто с более высокой эффективностью (КПД), меньшей массой за счет замены выходного лампового каскада с трансформатором бестрансформаторным транзисторным усилителем тока. Затем в последующих главах будут описаны конкретные схемотехнические решения и практические конструкции таких усилителей.

Очередная электронная поделка своими руками из деталей занимательного радиоконструктора — ламповый стерео усилитель звука. Усилитель собран на базе модудя звука лампового телевизора.

Как сделать ламповый усилитель своими руками


из деталей телевизора «Рассвет» увеличивает число конструкций до двух. Ранее было показано как собрать . Собрать усилитель с ламповым звуком, да и еще из готового блока задача обязательная. Работу проводим по и . Для сборки одно канала усилителя необходимо удалить своими руками с паяльником все лишние детали с платы блока звука (смотри фото и видео). Желательно заменить на плате все бумажные и электролитические конденсаторы, так как они с высокой вероятностью потеряли свои свойства. Новые детали устанавливаются в штатные отверстия или припаиваются к плате при помощи удлиняющих проводников. Следует стараться подобрать новые элементы согласно номиналов оригинальной схемы, особенно это касается конденсатора номиналом 3300пФ в аноде радиолампы 6П14П. Внимательно отнеситесь к цепи делителя питания транзистора КТ315. Напряжение питания 20-25 вольт формируется на делителе анодного напряженияв (паре резисторов 24кОм и 3,6кОм). Резистор 24кОм делителя должен быть мощностью от 2 Ватт и выше. После удаления лишних радиодеталей и замены подозрительных, платы уменьшаем в размерах отпиливанием лишних частей, если перерезали питающие дорожки — восстановите их проводниками. Второй канал можно собрать на отдельной плате, в телевизоре есть еще одна лампа 6П14П и все радиодетали кроме трансформатора звука. Но можно извлечь еще один блок звука из другого телевизора, что и было сделано при помощи телевизора «Рекорд».

Схема УНЧ

Плата звука телевизора

Детали УНЧ на плате

Замена деталей

Донор второго канала

Уменьшение платы

Две платы стерео УНЧ

До сборки корпуса лучше проверить блоки на работоспособность, собрав схему и подключив к . Источником звука может стать MP3 плеер или смартфон. Собирайте схему внимательно и помните, что анодное напряжение равно 150 Вольтам! Соблюдайте безопасность!

Корпус лампового стерео усилителя собран также как и блок питания на базе старого CD ROMа. Платы усилителя звука размещены на пластине из изоляционного материала. В корпусе сделаны отверстия для ламп и закрепления трансформаторов звука. Лицевая панель использована от CD ROMа, оставлен также регулятор громкости и штекер для наушников, через который будет подаваться сигнал на усилитель.

Проверка работы

Разпещение плат на пластине

Ламповый усилитель звука

Демонстрация работы усилителя показана на видео. При высокой громкости сигнала в усилителе заметны искажения из-за перегрузки, реальная отдаваемая мощность 2-3 Ватта с канала. Но звук на выходе имеет четкое ламповое звучание, чего в принципе и хотелось достичь. Кроме того этот усилитель будет применен и при создании одной из следующих поделок из старого лампового телевизора.

Есть вопросы, замечания, предложения? Не стесняйтесь, сообщите нам в комментариях.

Поддержите проект поделившись блогом и видео в социальных сетях. Продолжение следует.

Похожие поделки