Ужасные факты о холокосте. Холокост – тёмная сторона. Скрытые тёмные факты истории Холокоста Есть ли что то новое о холокосте

История Второй мировой войны - это не только «страницы доблести и славы», но и трагическая повесть о страданиях миллионов людей. Рассказ о Холокосте помогает школьникам более объемно представить себе картину войны и геноцида, осуществлявшегося нацистами.
Назначение пособия - помочь учителю ввести тему Холокоста в повествование о причинах и событиях войны.
Разумеется, это непросто. Многие преподаватели предпочитают не касаться этой темы из-за ее многогранности и сложности.
Прежде всего, учителю не хватает часов, чтобы рассказать о человеке на войне и во время войны, о его страданиях, о том, как война ломает жизнь и судьбы людей, о том, как нелегко сохранить себя в экстремальных ситуациях.
В пособии документы сгруппированы в пяти рубриках. Все они могут стать основой факультатива.
Некоторые учителя считают возможным приурочить рассказ о Холокосте к памятным датам календаря, например к годовщинам Ванзейской конференции, расстрела в Бабьем Яре, освобождения Освенцима.
Есть и иной вариант. Представляется возможным говорить о Холокосте и в контексте тем, включенных в существующие программы. Сведения о событиях Катастрофы могут составить органическое целое с изложением иных событий войны.
Основное место должна занимать организация работы учащихся над документами, их разбор под руководством учителя или же самостоятельно - на уроке или дома. Такая форма занятий позволит осмыслить документ как исторический источник и памятник эпохи, научить приемам работы с ним.
Наиболее продуктивная форма изучения документов - групповая работа.
В этом случае всех школьников следует обеспечить текстами. Для этого достаточно иметь по 4-5 экземпляров документов, собранных в пособии.
Если в кабинете истории есть соответствующая аппаратура (эпипроектор, графопроектор), можно спроецировать документ на экран, что поможет концентрации внимания учащихся и создаст благоприятные условия для коллективной работы. Возможно размещение документов на стенде или на стене. Размещенные на стенде материалы используются учителем и учениками во время урока на всех его этапах.
Вот как может выглядеть схема работы с документами на уроке по теме «Приход нацистов к власти в Германии».
Задача учителя - помочь школьникам составить представление о том, как страна постепенно превращалась в тоталитарное государство. Учащиеся неизбежно столкнутся с новыми и сложными для них теоретическими положениями, понятиями, которые совсем не объясняются в большинстве учебников по новейшей истории.
Приемы введения документов в ткань урока могут быть различными. Работая с текстами, учитель пишет на доске (или вводит с помощью транспарантов для графопроектора, дисплея компьютера) ключевые понятия: расизм, национальная дискриминация, антисемитизм, права человека, геноцид. Учащимся предлагается раскрыть одно из этих понятий, опираясь на документы (устно или в небольшом письменном сообщении).
Еще один пример - изучение темы «Нацистский оккупационный режим на территории СССР» (курс «История России», XI класс).
При изучении этой темы речь идет о целях оккупантов на захваченных территориях, об экономической эксплуатации, об отношении к населению, об уничтожении «враждебных элементов» в завоеванных зонах (к таковым «элементам» нацисты относили в том числе и евреев). Документы, включенные в пособие, позволяют рассказать о двух последних тематических сюжетах. В общем сценарии раскрытия темы эти сюжеты важны потому, что дают возможность показать, как подавлялось нацистами человеческое достоинство живущих на оккупированной территории, как был установлен и осуществлялся режим террора.
Для организации работы над вопросами к документам учитель распределяет учащихся на группы (4-5 учеников в каждой).
Урок может начаться с краткого вступительного слова учителя, в котором он рассказывает об огромном количестве жертв, не только на поле битвы, но и на оккупированной территории. Затем учащимся раздаются документы. Одна группа школьников получает документ «Из протокола допроса группенфюрера СС Олендорфа», другая знакомится с выдержками из дневника жительницы Ялты Ольги Шаргородской. Третья группа учащихся читает отрывок из дневника студентки из Мариуполя Сарры Глейх. Еще одна группа школьников получает фотодокумент «Узники гетто в Смоленске» и выдержки из дневника, который вел 16-летний кременецкий школьник Роман Кравченко.
Коллективно готовятся ответы на предлагаемые вопросы. Учитель руководит дискуссией, вовлекая школьников в обсуждение проблем.
Еще одна из связанных с проблемой Холокоста тем - «Движение Сопротивления». При ее изучении есть возможность подчеркнуть общегуманистические мотивы этого движения - благородство целей, героизм и самопожертвование его участников, солидарность представителей разных народов, участвовавших в этом движении.
Уместно отметить участие в этой борьбе еврейского населения. Учитель может предложить вниманию школьников призывы к восстанию в Вильнюсском гетто, документы о действиях подпольного отряда детей, о действиях подпольщиков в Минске (все эти тексты воспроизводятся в пособии).
Рассмотренные выше схемы проведения уроков можно использовать и на занятиях факультатива (спецкурса) по истории Холокоста. Отдельные его занятия стоит посвятить просмотру и обсуждению фрагментов связанных с событиями Второй мировой войны документальных и художественных фильмов, встречам с узниками гетто и участниками Сопротивления.
Документы о Холокосте, собранные в пособии, могут послужить и материалом для беседы учителя с учащимися начальной школы. В этом контексте следует упомянуть рассказ о подпольном отряде детей в гетто, воспоминания 12-летнего узника гетто Романа Левина о своем стремлении выжить, рассказы о праведниках народов мира.
Листы пакета документальных материалов могут стать основой экспозиций, которые учащиеся под руководством учителя готовят во внеурочное время. При этом используются и публикации газет, журналов. Подобные стенды могут быть посвящены памятным датам из истории Холокоста - годовщинам Хрустальной ночи или Ванзейской конференции, Нюрнбергского процесса или расстрела в Бабьем Яре, освобождению узников лагерей смерти. Подобные стенды можно вывесить в кабинете истории или в рекреации, прилегающей к кабинету.
Документы, обладающие силой эмоционального воздействия, вызывающие сопереживание (например, дневниковые записи, фотографии и т.д.), могут стать отправной точкой для поисковой работы, для участия в конкурсах сочинений и т.д.

История человечества, пожалуй, не помнит более жестокого преступления, чем Холокост. С греческого языка этот термин переводится как «всесожжение», он получил широкое распространение только после 1950 годов. История жертв Холокоста - это ужасная катастрофа европейского еврейства, начавшаяся в 1933 году, когда Адольф Гитлер стал канцлером Германии и установил абсолютную диктатуру национал-социалистов. В качестве руководства новой власти служили псевдонаучные расовые теории и жажда очищения немецкой нации от тех, кого считали неугодными. Самый сокрушительный удар тогда пришлось испытать на себе евреям, и даже дети стали жертвами холокоста.

  • Почему именно евреи стали жертвами холокоста?
    • История нелюбви к евреям
    • Что говорят эксперты?
  • Количество жертв Холокоста
  • Международный день памяти жертв Холокоста
  • Музеи жертв Холокоста

Почему именно евреи стали жертвами холокоста?

История нелюбви к евреям

На вопрос, почему именно евреи стали жертвами холокоста, у ученых и историков есть несколько обоснованных ответов, и все они берут свое начало в глубине веков.

Исторически сложилось так, что евреи на протяжении долгих веков жили за пределами своей Родины. Проживая на территории других народов, они сохраняли свой язык и религию. По внешнему облику, одежде и традициям они отличались от европейцев. Когда возникло христианство, начали формироваться и юдофобские представления о евреях. Католическая церковь обвиняла их в убийстве Иисуса Христа.

В 5 веке Августином Блаженным было сформулировано «правильное» христианское отношение к людям еврейского происхождения: убивать евреев нельзя, но унижать можно и нужно. Таким образом, религиозное сознание воспринимало образ еврея, как нечто негативное, нечистое. Вследствие этого евреям приходилось проживать в отдельных кварталах, властями ограничивалась их рождаемость и свобода передвижения. Они изгонялись из разных государств, в том числе, и из России. Связь религиозной юдофобии с государственной была очень тесной.

Видео об истории жертв холокоста:

Понятие «антисемитизм» впервые появилось в 19 веке. Особенной популярностью антисемитские настроения пользовались в Германии. Гитлер, который пришел к власти, унифицировал их в нацистской идеологии и приговорил евреев к полному уничтожению. Нацистская идеология предполагала, что вина евреев заключается в самом факте их рождения.

Кроме того, в список жертв Холокоста попали все «недочеловеки» и «неполноценные», которыми считались все славянские народы, гомосексуалисты, цыгане, психически больные.

Нацисты поставили перед собой цель - стереть с лица земли евреев, как биологический вид, сделав Холокост своей официальной политикой.

Что говорят эксперты?

О причинах такого масштабного и беспрецедентного уничтожения людей экспертами высказываются разные мнения. Особенно непонятно, почему в этом процессе участвовали миллионы обычных немецких граждан.

  • Даниэль Голдхаген считает главной причиной Холокоста антисемитизм (национальная нетерпимость), который на тот период времени массово овладел немецким сознанием.
  • Аналогичное мнение по этому поводу имеет и ведущий специалист по Холокосту Иегуда Бауэр.
  • Немецким историком и журналистом Гёцем Али было высказано мнение о том, что нацисты поддержали политику геноцида из-за имущества, отнимаемого у жертв и присваиваемого рядовыми немцами.
  • По мнению немецкого психолога Эриха Фромма, причина Холокоста кроется в злокачественной деструктивности, которая присуща всему биологическому человеческому роду.

Количество жертв Холокоста

Количество жертв Холокоста имеет ужасающие цифры: во время Второй мировой войны нацисты уничтожили 6 миллионов евреев . Однако в настоящее время многие исследователи утверждают, что на самом деле нацистских лагерей существовало значительно больше, чем принято было считать еще несколько лет назад. Соответственно, и количество жертв также возрастает.

Историки обнаружили около 42 тысяч учреждений, в которых нацисты изолировали, наказывали и уничтожали как еврейские, так и другие группы населения, считавшиеся неполноценными. Эту политику они проводили на обширных территориях - от Франции и до СССР. Но наибольшее количество репрессивных учреждений находилось в Польше и Германии.

Так, в 2000 году был запущен проект, цель которого - поиск лагерей смерти, исправительно-трудовых лагерей, медицинских центров, в которых беременным женщинам делали аборты, лагеря для военнопленных и бордели, содержанки которых по принуждению обслуживали немецких военных. Всего в проекте участвовало более 400 ученых, учитывающих реальные факты и воспоминания жертв холокоста.

После проведённой работы американские исследователи обнародовали новые цифры, свидетельствующие о том, сколько жертв холокоста было на самом деле: около 20 миллионов человек .

Международный день памяти жертв Холокоста

Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Этот день утвердила Генеральная Ассамблея ООН в 2005 году, призвав все страны-члены к разработке и просветительству программ, направленных на то, чтобы уроки Холокоста сохранили в памяти все последующие поколения. Люди всего мира должны помнить об этих ужасных событиях, чтобы иметь возможность предотвратить акты геноцида в будущем. Многие страны мира создали мемориалы и музеи, которые посвящены памяти жертв Холокоста. Ежегодно 27 января там проводятся траурные церемонии, памятные мероприятия и акции.

Такие мероприятия в этот день также проводятся и в лагере памяти Освенциме - комплексе нацистских концлагерей и лагерей смерти, где в 1940-1945 годах массово гибли славяне и евреи - жертвы Холокоста.

Как считают многие ученые, человеческому разуму очень сложно полностью осознать геноцид, зародившийся в государстве, богатом духовными традициями и развитой культурой. Эти чудовищные события происходили в цивилизованной Европе практически на глазах у всего мира. Чтобы иметь гарантию того, что подобный Холокост больше никогда не повторится, люди должны стремиться осознать его истоки и последствия.

Этимологически слово «холокост» восходит к греческим составляющим holos (целое) и kaustos (сожженный) и использовалось в качестве описания приношения, которые сжигали на жертвенном алтаре. Но с 1914 года оно приобрело иной, более ужасный смысл: массовый геноцид почти 6 миллионов европейских евреев (и еще представителей других социальных групп, например цыган и гомосексуалистов), учиненный немецко-фашистским режимом .

Для антисемита и лидера фашистов Адольфа Гитлера евреи были низшей нацией, угрозой извне для чистоты немецкой расы. , на всем протяжении которых евреи постоянно подвергались преследованиям, окончательное решение фюрера вылилось в событие, ныне называемое нами Холокостом. Под прикрытием войны в оккупированной Польше – массовые центры смерти.

До Холокоста: Исторический антисемитизм и приход Гитлера к власти

Европейский антисемитизм начался далеко не с . Впервые этот термин начал использоваться в 1870-х годах, есть свидетельства враждебности по отношению к евреям задолго до Холокоста. Согласно древним источникам, еще римские власти, разрушив еврейский храм в Иерусалиме, вынудили евреев покинуть Палестину.

В XII–XIII веках Просвещение пыталось возродить терпимость к религиозному разнообразию, а в XIX веке европейская монархия в лице Наполеона приняла закон, положивший конец гонениям на евреев. Тем не менее в большинстве своем антисемитские настроения в обществе носили скорее расовый, нежели религиозный характер.

Даже в начале XXI века мир ощущает последствия Холокоста. В последние годы швейцарские правительственные и банковские учреждения признали свою причастность к действиям фашистов и учредили фонды для оказания помощи жертвам Холокоста и другим жертвам нарушений прав человека, геноцида или других катастроф.

До сих пор трудно определить корни крайне жесткого антисемитизма Гитлера. Родившийся в Австрии в 1889 году, он служил в рядах немецкой армии . Как и многие антисемиты в Германии, он обвинял евреев в поражении страны в 1918 году.

Вскоре после окончания войны Гитлер присоединился к национальной немецкой рабочей партии, которая позже сформировалась в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (NSDAP). Будучи заключенным в тюрьму как государственный изменник за свое непосредственное участие в Пивном путче 1923 года, Адольф написал свои знаменитые мемуары, и пропагандистский тракт по совместительству, «Mein Kampf » («Моя борьба»), где предрек общеевропейскую войну, которая должна привести «к полному уничтожению еврейской расы на территории Германии».

Лидер НСДАП был одержим идеей превосходства «чистой» немецкой расы, которую называл «арийской», и необходимостью такого понятия как «Lebensraum » – жизненного и территориального пространства для расширения ареала этой расы. После освобождения из тюрьмы в течение десяти лет Гитлер умело использовал слабости и несостоятельность своих политических конкурентов, чтобы поднять авторитет своей партии от безызвестности к власти.

20 января 1933 года он был назначен канцлером Германии. После смерти Президента в 1934 году Гитлер провозгласил себя «фюрером» – верховным правителем Германии.

Нацистская революция в Германии 1933-1939 года

Две родственные между собой цели – расовая чистота и пространственная экспансия (Lebensraum ) – стали основой мировоззрения Гитлера, и с 1933 года, объединившись, являлись движущей силой как его внешней, так и внутренней политики. Одними из первых волну нацистских преследований ощутили на себе их прямые политические оппоненты – коммунисты (или социал-демократы).

Первый официальный концентрационный лагерь был открыт в марте 1933 года в Дахау (недалеко от Мюнхена) и был готов принять своих первых агнцев на заклание – неугодных новому режиму коммунистов. Дахау находился под контролем , главы элитной нацгвардии шутцстаффеля (СС), а затем и начальника немецкой полиции.

К июлю 1933 года немецкие концлагеря (Konzentrationslager по-немецки, или KZ) содержали около 27 тысяч человек. Многолюдные нацистские митинги и символические акции, например публичное сожжение книг евреями, коммунистами, либералами и иностранцами, которые носили принудительный характер, помогли донести до людей нужные посылы от партии силы.

В 1933 году в Германии евреев насчитывалось около 525 тысяч человек, что составляло лишь 1% от всего населения Германии. В течение следующих шести лет нацисты предприняли «арианизацию» Германии: они «освободили» неарийцев от государственной службы, ликвидировали принадлежащие евреям предприятия и лишили еврейских адвокатов и врачей всех клиентов.

Согласно Нюрнбергским законам (принятым в 1935 году), каждый гражданин Германии, у которого бабушки и дедушки как по материнской, так и по отцовской линии имели еврейское происхождение, считался евреем, а тех, у кого евреями были бабушки и дедушки только с одной стороны, обозначали унизительным Mischlinge , что означало «полукровка».

По Нюрнбергским законам евреи стали идеальными мишенями для стигматизации (несправедливого навешивания отрицательных социальных ярлыков) и дальнейших преследований. Кульминацией подобного рода отношения общества и политических сил стала «Хрустальная ночь» («ночь разбивающихся стекол»): были сожжены немецкие синагоги и разбиты окна в еврейских магазинах; около 100 евреев были убиты и еще тысячи арестованы.

С 1933 по 1939 год сотни тысяч евреев, которые все же смогли живыми покинуть Германию, находились в постоянном страхе и чувствовали неопределенность не только своего будущего, но и настоящего.

Начало Войны 1939-1940 год

В сентябре 1939 года немецкая армия оккупировала западную половину Польши, . Вскоре после этого немецкая полиция вынудила десятки тысяч польских евреев покинуть свои дома и поселиться в гетто, отдавая конфискованное имущество этническим немцам (не евреям за пределами Германии, которые идентифицировались как немцы), немцам из Рейха или польским не иудеям.

Еврейские гетто в Польше, окруженные высокими стенами и колючей проволокой, функционировали как пленные города-государства, управляемые еврейскими советами. Помимо широко распространенной безработицы, нищеты и голода, перенаселенность сделала гетто питательной средой для таких болезней, как тиф.

Одновременно с оккупацией осенью 1939 года нацистские чиновники отобрали почти 70 тысяч коренных немцев, находившихся в таких специализированных учреждениях, как психиатрические больницы и госпитали по уходу за инвалидами, для начала так называемой программы эвтаназии, заключавшейся в отравлении пациентов газом.

Данная программа вызывала множество протестов со стороны видных религиозных деятелей Германии, поэтому Гитлер официально закрыл ее в августе 1941 года. Все же программа продолжала действовать тайно, что привело к катастрофическим последствиям: по всей Европе были убиты 275 тысяч человек, считавшихся инвалидами разных степеней. Сегодня, когда мы можем оглянуться назад по историческому вектору, становится очевидным, что эта программа эвтаназии стала первым экспериментальным опытом на пути к Холокосту.

Окончательное решение Еврейского вопроса 1940 -1941

На протяжении весны и лета 1940 года немецкая армия расширила гитлеровскую империю в Европе, завоевав Данию, Норвегию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург и Францию. Начиная с 1941 года евреи со всего континента, а также сотни тысяч европейских цыган, были перевезены в польские гетто.

Немецкое вторжение в Советский Союз в июне 1941 года ознаменовало новый уровень жестокости в войне. Мобильные подразделения по убийствам, называемые Айнзацгруппы(Einsatzgruppen ), убили путем расстрела более 500 тысяч советских евреев и других неугодных режиму в ходе немецкой оккупации.

Один из главнокомандующих фюрера послал Рейнхарду Гейдриху, шефу СД (служба безопасности СС), меморандум от 31 июля 1941 года, указывающий на необходимость Endlösung – «окончательного решения еврейского вопроса».

Начиная с сентября 1941 года каждый человек, обозначенный как еврей на территории Германии, помечался желтой звездой («Звездой Давида»), что делало их открытыми мишенями для нападок. Десятки тысяч немецких евреев были депортированы в польские гетто и захваченные советские города.

С июня 1941 года в концентрационном лагере под Краковом начали проводиться эксперименты по нахождению способов массовых убийств. В августе отравили 500 советских военнопленных газовым ядом «Циклон-Б». Затем эсэсовцы сделали огромный заказ на газ немецкой фирме, которая специализировалась на выпуске средств по борьбе с насекомыми-вредителями.

Лагеря смерти Холокоста 1941–1945 год

С конца 1941 года немцы стали массово перевозить из польских гетто в концлагеря неугодных людей, начиная с тех, кого посчитали наименее полезными для осуществления гитлеровской идеи: больных, старых, слабых и очень молодых. Впервые массовые отравления газом применили в лагере Бельзец (Belzec ), недалеко от Люблина, 17 марта 1942 года.

Еще пять центров массовых убийств были построены в лагерях в оккупированной Польше, включая Хелмно (Chelmno ), Собибор (Sobibor ), Треблинку (Treblinka ), Майданек (Majdanek ) и самый крупный из них — Освенцим-Биркенау (Auschwitz-Birkenau ).

С 1942 по 1945 год евреи были депортированы в лагеря со всей Европы, включая территорию, контролируемую Германией, а также из других страны, дружественных Германии. Самые тяжелые депортации происходили в течение лета–осени 1942 года, когда только из одного Варшавского гетто было перевезено более 300 тысяч человек.

Хотя нацисты пытались сохранить секретность лагерей, масштабы убийства сделали это практически невозможным. Очевидцы доносили сообщения о действиях фашистов в Польше правительствам союзников, которые после войны подверглись жесткой критике за то, что они не отреагировали, или за то, что они не обнародовали новости о массовых убийствах.

Скорее всего, такая бездеятельность была вызвана несколькими факторами. Во-первых, главным образом, сосредоточением союзников на победе в войне. Во-вторых, имело место и общее непонимания новостей о Холокосте, отрицание и неверие в то, что подобного рода зверства могли происходить в таких масштабах.

Только в Освенциме более 2 миллионов человек были убиты в процессе, напоминающем крупномасштабную промышленную операцию. В трудовом лагере работало большое количество заключенных евреев и не евреев; хотя только евреи были отравлены газом, тысячи других несчастных умерли от голода или болезней.

Конец фашистского правления

Весной 1945 года немецкое руководство распадалось на фоне внутренних разногласий, а Геринг и Гиммлер тем временем старались отдалиться от своего фюрера и захватить власть. В своем последнем волеизъявлении и политическом завещании, продиктованном в немецком бункере 29 апреля, Гитлер обвинил в своем поражении «Международное еврейство и его пособников» и призвал немецких лидеров и народ следовать «строгому соблюдению расовых разграничений и к беспощадному сопротивлению против универсальных отравителей всех народов» – евреев. На следующий день он покончил жизнь самоубийством. Официальная капитуляция Германии во Второй Мировой войне произошла всего неделю спустя, 8 мая 1945 года.

Немецкие войска начали эвакуацию многих лагерей смерти осенью 1944 года, отправив заключенных под охрану, чтобы отойти как можно дальше от линии фронта надвигающегося противника. Эти так называемые «марши смерти» продолжались вплоть до немецкой капитуляции, в результате чего по разным данным погибло от 250 до 375 тысяч человек.

В своей ставшей уже классикой книге «Выживание в Освенциме» итальянский автор еврейского происхождения Примо Леви описал свое собственное состояние, равно как и его товарищей-заключенных в Освенциме накануне прибытия советских войск в лагерь в январе 1945 года: «Мы находимся в мире смертей и призраков. Последний след цивилизации исчез и вокруг нас. Работа по доведению людей до звериной деградации, начатая немцами в зените своей славы, была доведена до конца немцами, обезумевшими от поражения».

Последствия Холокоста

Раны Холокоста, известные на иврите как Шоа (Shoah ), или катастрофа, заживали медленно. Оставшиеся в живых заключенные из лагерей так и не смогли вернуться домой, так как во многих случаях они потеряли свои семьи и были осуждены их соседями-неевреями. В результате в конце 1940-х годов по всей Европе перемещалось беспрецедентное число беженцев, военнопленных и других мигрантов.

В попытке наказать виновников Холокоста союзники организовали Нюрнбергский процесс 1945–1946 годов, который вывел на свет все ужасающие зверства нацистов. В 1948 году все возрастающее давление на союзные державы в отношении создания суверенной родины, национального очага, для евреев, переживших Холокост, привело к мандату на образования государства Израиль.

На протяжении последующих десятилетий простые немцы боролись с горьким наследием Холокоста, поскольку выжившие и семьи жертв пытались вернуть богатства и имущество, конфискованное в нацистские годы.

Начиная с 1953 года правительство Германии осуществляло выплаты отдельным евреям и еврейскому народу как способ признать ответственность немецкого народа за преступления, совершенные от их имени.

Холокост показал, сколько боли люди могут причинить друг другу. Всё же стойкость, продемонстрированная теми, кто пережил жестокое господство нацистов, показывает силу человеческого духа. Те, кто избежал Холокоста, сделали это с помощью хитрости, смелости и нежелания принимать зло творящееся вокруг.

10. Казимир Печовски.

Приблизительно 1.1 миллиона человек были убиты в концентрационных лагерях Освенцима между 1940 и 1945 годами. Нацисты в этом лагере убивали более сотни людей каждый час, и только 144 сумели сбежать за всю историю существования лагерей. Среди них был Казимир Печовски, побег которого с тремя другими мужчинами похож на голливудскую драму.

Печовски уже собрался бежать из родной Польши, когда нацисты вторглись на её территорию в 1939 году. 19-летний парень был пойман на венгерской границе во время попытки вступить в ряды сопротивления. Восемь месяцев спустя он был одним из первых, отправленных в Освенцим.

Печовски пришлось строить лагерь. Он был среди рабочих, вынужденных перемещать тела мужчин, женщин и детей, застреленных СС. Заключённых заставляли работать по 15 часов в день. Но некоторым заключенным давали работу, которая предоставляла им доступ к списку запланированных казней. Один из друзей Печовски, Евгениуш Бендера, узнал, что его собираются застрелить. Бендера сказал Печовски, что может организовать автомобиль для побега, но автомобиля было недостаточно.

У них был доступ к складским помещениям, где хранилось всё: от униформы до боеприпасов. Однажды утром Печовски ослабил болт на двери, ведущей в подвалы складских помещений. Это было 20 июня 1942, суббота. В выходные на территории лагеря было меньше немцев. Четверо заговорщиков собрали контейнеры с отходами с кухни и сказали охране, что им поручили избавиться от них. Охрана выпустила их с территории главного лагеря.

Четверо мужчин покинули основную территорию и переоделись в униформу СС. После Бендера использовал дубликат ключа, чтобы пробраться в гараж и украсть самый быстрый автомобиль в Освенциме, который принадлежал командующему лагеря. Они успешно доехали до главных ворот, но не знали, будет ли им нужен пропуск, чтобы выехать с территории. Когда они приблизились, ворота были закрытыми. И тут Печовски в форме самого высокопоставленного офицера СС блестяще сыграл одну из самых знаковых ролей в своей жизни. На чистейшем немецком он начал вопить на охрану, чтобы те открыли ворота, угрожая в противном случае расправой. Перепуганная охрана повиновалась.

После двух часов езды по просёлочным дорогам четверо мужчин бросили автомобиль и продолжили путь пешком. Печовски и Бендера присоединились к польской армии, чтобы бороться с нацистами. Согласно Печовски их смелый и дерзкий побег стал причиной одной из самых известных особенностей изображения Холокоста - татуировки с номерами. Согласно Печовски "ни в одном другом лагере не использовали нумерацию - именно наш побег стал этому причиной”.

9. Семья Стёрмер.

Француз Мишель Сиффр является обладателем мирового рекорда по продолжительности жизни под землёй, а точнее в метрополитене. Всё же 205 дней Сиффра не идет ни в какое сравнение с рекордом, который был установлен более, чем дюжиной женщин и детей. Начиная с 1943 года 38 евреев скрывались под пшеничными полями Западной Украины в течение 344 дней. Но эта невероятная история увидела свет только в 1993 году, когда американский исследователь пещер Крис Никола раскрыл её.

Никола исследовал Грот Священника, десятую по длине пещеру в мире, протяжённостью 124 километра. Влажность там составляет 90 процентов, а температура колеблется в районе 10 °С. Не очень хорошее место для продолжительного проживания. Пещера, как предполагалось, была почти не исследована, но Никола обнаружил обувь, пуговицы и другие признаки того, что там жили люди. Местные жители сказали, что эти вещи находились там в течение многих десятилетий.

Никола занялся расследованием и обнаружил семью Стёрмер, которая поведала ему, что они и несколько других еврейских семей нашли убежище в пещере во время Второй мировой войны. Им повезло обнаружить подземное пресноводное озеро, но добывать еду было намного сложнее. Мужчины регулярно поднимались наверх, чтобы красть у нацистов овощи или зерно. Тесто и коренья были почти единственной их едой. Они соорудили под землёй кухню и даже жернов для помола муки. Обитатели переболели цингой и потеряли до одной трети своего веса. И чудо, что никто не стал тяжело больным.

Сбор дров был самым опасным занятием для жителей пещеры. Мужчины вынуждены были рубить деревья в темноте, но это занятие было довольно шумным. Как-то после сбора зерна евреев проследила до пещеры украинские полицаи. Евреи спаслись благодаря мешку еды, спрятанному у входа в пещеру. Каратели думали, что евреи были вооружены и имели несколько входов, таким образом, они просто ждали. Никто не покидал пещеру в течение шести недель, и нацистские «шестерки» в конечном счёте сдались.

Когда немцы бежали с территории Западной Украины под натиском Красной армией, один из связных на поверхности оставил жителям пещеры послание в бутылке прямо у входа в пещеру, где говорилось что немцы ушли.

“Это было неповторимым переживанием, когда я понял что могу выйти на улицу, бродить везде при свете дня, и осознавать что никто при этом не собирается убивать меня” , - рассказывает Шулим Стёрмер, которому было около двадцати на тот момент. Все 38 человек, которые прятались в пещере, покинули её живыми.

8. Лео Бретольц.

Лео Бретольцу было 17 лет, когда он был вынужден бежать из дома в Австрии. На дворе был 1938 год, и австрийские евреи не могли себя чувствовать в безопасности. Осознавая опасность, мать Бретольца купила ему билет на поезд до Триру около границы Германии с Люксембургом. Молодой беглец перешёл вброд реку Соер, и попал на территорию Бельгии. Но это было только началом семилетних скитаний и опасностей.

Бретольц спал в канавах, находил убежищем в монастырях и скрывался в еврейских гетто. Его арестовали в 1940, но он сбежал, прорыв лаз под забором. Он был захвачен нацистами ещё шесть раз и каждый раз ему удавалось бежать, но свой самый захватывающий побег он совершил в 1942 году. 5 ноября его бросили в вагон с рогатым скотом, направляющимся в Освенцим. Вместе с ещё одним евреем он провёл день, изучая стены в своей “камере” и нашел слабое место. Когда наступила темнота, он спрыгнул с движущегося поезда. Он должен был ждать, пока поезд замедлиться на повороте, и избегать нацистских прожекторов, находящихся на пути следования.

В конце 1940-х Бретольц присоединился к еврейской группе сопротивления, борющейся с нацистами. После войны он переехал в США и стал главным свидетелем в судебных процессах против нацистов, стремясь получить компенсацию от французской железнодорожной компании, которая была замешана в транспортировке евреев в места их казни. Он написал книгу “Прыжок в темноту”, название которой было вдохновлено его чудесным спасением.

7. Побег из Собибора.

Одна треть из шести миллионов евреев, убитых за время Холокоста, погибла в трёх лагерях в восточной Польше между в период между мартом 1942 и октябрём 1943. В одном из них, под названием Собибор, жертв загоняли в вагон и говорили, что их увозят, чтобы предотвратить заражение болезнью. Заключённые с радостью встречали эту новость после огромного количества времени, проведённого в переполненных вагонах. Но их прямиком направляли в газовую камеру.

Нацисты держали 600 евреев для работы, но они всё время убивали и заменяли их новыми, чтобы предотвратить возможное восстание. К лету 1943 года Красная Армия приблизилась к лагерям, и Гиммлер решил уничтожить все следы. Евреи поняли, что их смерть неизбежна, когда прекратили прибывать поезда. Некоторым удалось совершить побег, но за каждого беглеца казнили 10 евреев. Вокруг лагеря было минное поле и массовый побег был единственным остававшимся шансом.

Евреи запланировали совершить побег в октябре, когда самый жестокий в лагере офицер СС был в отпуске. В 16:00 14 октября интриганы заманили 11 охранников в ловушку. Телефонные линии лагеря были перерезаны. Но во время ежедневного обхода охрана обнаружила одного из своих коллег мёртвым и подняла тревогу. Один из лидеров восстания запрыгнул на стол и сказал всем бежать, попросив толпу “сообщить миру о том, что произошло здесь”.

Во время побега 250 человек были убиты нацистами. Среди 58 выживших был 16-летний Томас Блатт, который был ранен, но спасён фермером во время побега. Он переехал в Калифорнию, издал книгу и дал множество интервью о пережитом опыте. В 2009 году он свидетельствовал против одного из охранников лагеря, Яна Демьянюка, и стал одним из нескольких оставшихся в живых пленников лагеря смерти, у которых сегодня можно взять интервью и узнать о нацистских злодеяниях.

6. Сёстры Аршанские.

Зимой 1941 года нацистские войска вторглись в украинский город Харьков. Большое количество евреев погибли, некоторых повесили на фонарных столбах. Солдаты вынудили несколько тысяч евреев отправиться в 20-километровый марш, чтобы тем самым очистить город. Сёстры Аршанские, 14-летняя Жанна и 12-летняя Фрина, были среди 13000 человек, отправленных в здание старого завода по производству тракторов, вмещавшее всего 1800 человек.

Отец девочек подкупил украинских полицаев золотыми карманными часами, чтобы они выпустили одну из его дочерей. Он сказал Жанне бежать, так как у девочки старшего возраста было больше шансов выжить. Жанна больше никогда не видела своего отца, но воссоединилась с Фриной через нескольких дней. Младшая девочка никогда не рассказывала, как она смогла сбежать. Сёстры нашли приют, где им сделали фальшивые документы.

Жанна играла на фортепьяно с пяти лет. Когда местный настройщик фортепьяно услышал её игру, он предложил девочкам место в музыкальной труппе, которая развлекала нацистов. Девочки оказались в центре внимания, развлекая людей, которые ранее пытались отправить их на смерть. “Мы были драгоценным товаром для немцев”, - говорила Жанна позже.

Их ценность для нацистов спасла им жизни. Они были признаны еврейками, но солдаты объявили, что этому нет никаких доказательств, и оставили девочек. В конце войны музыкальная труппа отправилась в центр Берлина, чтобы сыграть на остовах бывшего врага.

Когда в 1945 прибыла Красная Армия, девочек отправили в лагерь, которым управлял американский офицер Ларри Доусон. Жанна вышла замуж за его сыны, Дэвида Доусона, и переехала в Соединённые Штаты. У неё есть одна памятная вещица из её прежней жизни до появления нацистов: лист с нотами её любимой мелодии. Жанна взяла его, когда её семья была вынуждена покинуть дом. Он хранится в банковский ячейке как сокровище для будущих поколений её семьи.

5. Станислав Ежи Лец.

Польский поэт Станислав Ежи Лец работал журналистом в Польше, когда вторглись нацисты. Он попытался сбежать в Румынию, но был пойман и оказался в концентрационном лагере Тернополя, где его отвели в лес, дали лопату и приказали рыть собственную могилу.

Охранники, которые поймали Леца, заскучали и проголодались. Один из них был вынужден следить за заключённым в то время как остальные поглощали ужин. Лец дождался момента и убил своего похитителя ударом по шее. Позже он описал этот момент в стихотворении:

Тот, кто свою могилу копал,
на труд могильщика
смотрит внимательно,
но не придирчиво:
он же
копает
чужую могилу.

Надев форму мёртвого офицера СС, Лец добрался до Варшавы, где встретил членов польского сопротивления. Там он использовал свои литературные навыки, чтобы издавать подпольные газеты. Он также бегло говорил на немецком языке и писал листовки для сопротивления. К концу войны он стал майором в польской армии и боролся с отступающими нацистам.

4. Йорам Фридман.

Йораму Фридману было пять лет, когда нацистские войска вошли в его родной город в Польше, Блони. На дворе был 1939, и в течение трёх лет Фридман и его семья были вынуждены жить в Варшавском Гетто. Три четверти из 400000 евреев, которые жили в Гетто, были убиты нацистами. Но Фридман был тайно вывезен.

Сначала он присоединился к группе еврейских сирот, которые выживали, совершая набеги на фермы, но это продлилось недолго. Снова одинокий, он стучал в двери польских фермеров, прося о помощи. Обруганный и избитый, он был принят католической женщиной по имени Магда. Она научила Фридмана католическим молитвам, дала ему другое имя и попросила его никогда не мочиться на глазах у поляков, потому что иначе станет понятно, что он обрезан. Местные сельские жители, тем не менее, подозревали, что Магда прятала еврея, и сообщили о ней СС. Её дом был сожжён дотла, но Фридман смог уйти.

Он жил в дикой местности, привязывая себя высоко в деревьях, чтобы спать. Он ел дикие ягоды и животных, которых он мог поймать. Йорам увидел своего отца, но это был момент, когда старший Фридман был пойман нацистами и застрелен в картофельном поле.

Фридман оставил свою католическую личность с именем Юрек, и нашёл работу на ферме. Однажды его рука застряла в дробилке для пшеницы, и местные врачи отказались осматривать его, когда поняли, что он еврей, таким образом, он потерял правую руку. И всё же Фридман преодолел даже это, найдя место в приюте, когда Красная Армия вошла в Польшу.

Три года спустя он был найден еврейским агентством и привезен в Израиль. Несмотря на свою неграмотность, несовершеннолетний Фридман получил степень магистра в области математики и всю свою жизнь проработал учителем. В 2013 году вышел фильм “Беги, мальчик, беги”, основанный как раз на его истории.

3. Рольф Джозеф.

У братьев Джозефов, Рольфа и Альфреда, всё сразу пошло не так. Они были подростками из еврейской семьи, когда Гитлер пришёл к власти, но главная проблема заключалась в том, что они жили в Берлине. Их отец сражался на стороне Германии во время Первой мировой войны, таким образом, они цеплялись за надежду, что семье будет хорошо в родном городе. Но в 1940-м мальчики остались одни, их родителей арестовали и отправили в лагерь.

Никто не мог защитить их. Таким образом, они жили отдельно, но встречались каждую среду в 11:00, пока в 1942 году эта традиция не нарушилась. К Рольфу пришёл немецкий солдат и забрал для допроса. Он был заперт в клетке Гестапо в течение многих часов и не мог сообщить о своём местонахождении брату. На следующий день Рольф оказался в поезде следующий в Освенцим.

Рольф взял пару плоскогубцев из набора инструментов в фургоне, который вёз его на вокзал и использовал их, чтобы выбраться из наручников. Рольф и поддерживающие его заключённые смогли сломать доску вагона и спрыгнуть с поезда.

Но свобода Рольфа была недолгой. На пути к Берлину он был снова арестован. Он был избит так сильно, что заболел эпилепсией. Но Рольф не сдавался и разработал план. Когда его оставили в покое, он поцарапал себя и убедил охранников, что страдает скарлатиной. Немцы, боящиеся подхватить от «нечистого» ещё какую-нибудь заразу, перевели Рольфа в больницу. Охрана стояла возле комнаты Рольфа на третьем этаже, но он выпрыгнул из окна.

Несмотря на повреждение позвоночника, Рольф прополз через город к своему старому укрытию. Его брат был там, и старуха, которая приняла их, перевезла братьев в свои владения в предместьях Берлина. Братья были освобождены Красной Армией в 1945, и Рольф стал инженером.

2. Семья Чигер.

Одно из самых больших еврейских гетто, созданных нацистами, находилось во Львове, Польша (до 1944 Львов не был в составе Украины). Когда в город вторглись нацисты, там проживало 200000 евреев, половина из них - беженцы из Германии. В июне 1943 немцы ликвидировали гетто, в процессе убив тысячи евреев. За неделю до этого небольшая группа во главе с человеком по имени Игнацы Чигер прорыла путь на свободу через пол здания, используя только столовые приборы. Они хотели найти место, чтобы спрятаться, но прежде чем они смогли найти новый дом, их нашли коллекторные рабочие. Среди них был Леопольд Соча, главный смотритель всей канализации города.

Соча сочувствовал их тяжёлому положению и не сдал их, но жизнь в коллекторах была адом. Канализация города стекала в стремительную реку Полтва. В начале их 14-месячного пребывания под землёй один человек был смыт в реку и погиб. Коллектор был заполнен городскими крысами, которые пытались украсть еду у людей. После пяти недель пребывания, группа была обнаружена недружелюбными рабочими и была вынуждена уйти в темноту. Им повезло наткнуться на рабочих, которые знали их и которые увели их глубже к новому укрытию.

Когда шёл дождь, их коллектор заполнялся водой, и оставалось только несколько сантиметров пространства. Родители во время дождя держали своих детей лицами прижатыми к потолку, чтобы те не утонули. Кристина Чигер из-за этого стала бояться дождя. “Я сидела и слушала, идёт ли дождь, и начинала паниковать, как только слышала стук капель” , - говорила она позже. Оба её ребёнка заболели корью, но оба чудесным образом выжили. Одна из женщин была беременна, когда они вошли в коллекторы. Когда ребёнок родился, его крики угрожали выдать существование группы. Давая показания в 1947, Кристина рассказала, как “накрыли ребёнка раковиной. Он задохнулся и был выброшен в Полтву” .

Из 21 человека, которые спустились в коллекторы, выжили только 10. Кристина была вне себя от радости, когда в город вошла Красная Армия. Её брат Поелек, слишком маленький, чтобы помнить большую часть жизни вне коллекторов, боялся света и людей. Он кричал, умоляя семью вернуться под землю.

1. Михаил Куц.

Михаилу Куцу было 10 лет, когда нацисты вошли в Несвиж, Белоруссия, в июне 1941. Сначала они вынудили 4500 евреев города работать. Куц убирал улицы и туалеты днём. Ночью он выбирался на черный рынок и обменивал одежду на еду, чтобы прокормить себя и свою мать. 30 октября нацисты заставили всех евреев собраться на городской площади. Тех, кто мог работать, разместили в одну группу. Остальные, включая детей, должны были быть застрелены.

Нацистские солдаты вели осуждённых 5 километров в сторону сельской местности. Многие были застрелены по пути. Дойдя до места казни всех раздели и встроили на краю братской могилы. Но нацисты стреляли не во всех, некоторых закапывали заживо.

Куц колебался, и офицер разбил его голову винтовкой. Маленький мальчик упал и оказался куче уже мёртвых тел. Позже он вспоминал: “Я пытался разгрести трупы и части мёртвых тел, чтобы было, чем дышать, а затем просто стало тихо.”

Куц выбрался из ямы с телами и увидел, что вокруг никого не было. Он побежал прочь, всё ещё абсолютно голый. Он не останавливался, пока не достиг женского монастыря, где монахини дали ему одежду и немного еды. Они слишком боялись предоставлять кров еврейскому беглецу, и Куц оказался сам по себе.

В конечном счёте он встретился с русскими партизанами, которые были впечатлены тем, как ему удалось выжить. Они провели следующие три года, в лесу в постоянной борьбе с нацистами. Из его родного города выжило только 12 евреев.

Куц написал автобиографию под название “Если чудом”. Название было вдохновлено последними словами его матери, которые она прошептала ему во время их следования к смертельной яме. “Если чудом ты выживешь, ты должен стать свидетелем” , - сказала она ему. Несмотря на голод, недосып и трудности борьбы, последние слова его матери вдохновляли его всю оставшуюся жизнь.

Изучая историческую литературу периода второй мировой войны, нередко можно столкнуться с таким словом как «холокост». Откуда появилось это понятие? Что такое холокост? Попытаемся найти ответ на эти и другие вопросы.

Что такое холокост?

Данное слово имеет греческое происхождение и означает «всесожжение». Этот термин используется для характеристики событий связанных с преследованиями и массовыми уничтожениями еврейского народа нацистами. Документальные источники утверждают, что за данный период погибло более шести миллионов человек.

Холокост. История

Политика антисемитизма негласно проводилась в западноевропейских государствах вплоть до пятнадцатого века. Тогда, в результате экономических, религиозных и иных противоречий, еврейская нация была вытеснена в Восточную Европу. Однако здесь гонения на них не прекратились. И даже христианская церковь выступала за преследование иудеев.

В двадцатом веке роль инициатора и организатора политики антисемитизма берет на себя Германия. С этого времени и на протяжении двенадцати лет преследования евреев приобретают характер жестокого массового гонения и беспощадного истребления. Данные меры осуществлялись в соответствии политикой гитлеровского нацизма.

Еще в 1924 году Адольф Гитлер пишет свою известную книгу под названием «Моя борьба», в которой он обосновывает «систему» истребления иудеев. Спустя два года после его прихода к власти, он создает ряд законов антиеврейской направленности. Данные постановления значительно ограничивали деятельность иудеев во всех сферах жизни, лишая их гражданства и запрещая браки с немцами.

В 1938 году по приказу Адольфа Гитлера был организован погром еврейского населения, который в народе получил название «Хрустальная ночь». В ходе его проведения в концлагеря было отправлено более тридцати тысяч человек.

Это событие стало началом жестокого германского геноцида, проводимого во многих Европейских странах.

в отношении евреев

Понять, что такое холокост и достоверно оценить его масштабы возможно, ознакомившись с основными принципами нацистской идеологии. Гитлер считал, что немецкая раса нуждается в наилучших условиях жизни. Это возможно только за счет лишения собственности евреев и подчинения территорий других народов, которые, по причине ненадобности, впоследствии подлежат истреблению. Для этих целей гитлеровским окружением, на захваченных ими территориях, были созданы специальные концентрационные Для уничтожения еврейского народа немецкие нацисты использовали газовые камеры и автомобили.

Жертвы холокоста

На территории России в результате массовых расстрелов погибло более двух миллионов иудеев. Приблизительно пятьсот тысяч человек умерло в рабочих лагерях и гетто от недоедания, болезней и плохого обращения.

Борьба с антисемитизмом

В 1942 году Еврейский комитет выступил с обращением, в котором призывал иудеев всего мира к активной борьбе против немецкого фашизма. Призыв вызвал незамедлительный эффект. Бывшими узниками немецких оккупантов были созданы регулярные армии, партизанские отряды, а в концентрационных лагерях - группы сопротивления. Сражаясь на всех фронтах, евреи вели непримиримую борьбу с нацистами. Пожалуй, самым героическим и одновременно трагическим событием стало восстание, которое произошло в Варшавском гетто в 1944 году, когда было уничтожено более десяти тысяч человек. Для многих из них смерть в борьбе была своеобразной формой духовного сопротивления и отваги.

В 1945 году после Нюрнбергский суд, по инициативе элиты, предъявил лидерам фашистских оккупантов обвинение в массовых убийствах. Так завершился период массового гонения евреев.

Вот, что такое холокост. Для всего еврейского населения это слово всегда будет отзываться нестерпимой болью в душе.