Святые младенцы. Вифлеемские младенцы-мученики: История, иконы, молитвы Святые младенцы мученики

Избиение младенцев эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея (2:16-18), и повествующий об убийстве царём Иродом младенцев в Вифлееме и окрестностях, предполагая, что среди них окажется Мессия. Избиение вифлеемских младенцев было предсказано пророком Иеремией. Матфея (2:16-18)ИродомМессия Блаженный Иероним пишет, что в Вифлееме было убито «много тысяч» младенцев (Hieron. In Is.7,15), по церковному преданию, число жертв составило 14 тысяч. Погибшие младенцы почитаются как святые мученики, поскольку они первыми пострадали ради Христа. Их память совершается 29 декабря (11 января)


Что может быть выше, чем детская чистая душа, которая вместила в себя Бога? Кто они - святые дети? Среди них есть монахи, святители, князья. Особое отношение было к детям, погибшим насильственной смертью. Святые дети - возникает вопрос: почему, за какие за какие заслуги перед Церковью они оказались в святцах? Святые дети - это мученики за веру, за Христа. Святые дети - это "вымоленные" и Богом данные дети при полной невозможности их появления на свет, и потому после рождения они посвящаются Богу. Таким детям рано впадают на долю испытания: бедность, голод, холод. Они уклоняются от традиционной детской жизни, от игр, забав. Не нужно быть знатным, богатым и сильным, чтобы угодить Богу. Надо иметь сердце горящее верой. Говорить с Богом.


Маленький крестьянский мальчик - святой праведный Артемий. С пяти лет он уже не любил детских игр. Был тих, кроток, помогал отцу. Когда ему было 12 лет, он работал с отцом в поле. Неожиданно поднялась буря с ливнем, над головой Артемия разразился страшный удар грома и убил его. СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ АРСЕНИЙ


Люди подумали, что Бог его наказал за грехи тайные. Тело его осталось не отпетым и не погребенным. Его тело положили в лесу поверх земли, прикрыли хворостом и берестой и огородили деревянной изгородью. Так оно пролежало 32 года, всеми забытое. Однажды дьячок церкви Николая Чудотворца ходил по тому лесу собирал грибы и увидел свет над тем местом, где лежало тело Артемия, оно было нетленным. Когда тело перенесли в церковь и прикрыли берестой, то мощи его начали источать исцеления болящим. Очень много людей вылечилось благодаря мощам Артемия.


МЛАДЕНЕЦ Гавриил Белостокский Он был крещен и воспитывался в строгих правилах Закона Божия. По поверию, некоторые иудейские секты для приготовления пасочных опресноков, мацы использовали кровь невинных христианских детей. С этой целью заранее намечалась жертва, обыкновенно ребенок какой-нибудь бедной семьи. Иудеи заманивают его к себе и, держа его стоя и заткнув ему рот, острыми инструментами колют его так, чтобы из жил его вытекала вся кровь. Потом его убивают и бросают не погребенным. Так поступили и с Гавриилом. Его обескровленного бросили на съедение хищникам. Но три дня от его тела отгоняли всех собаки. По лаю и было найдено тело, не подвергшееся тлению.


Через 30 лет после погребения мощи святого Гавриила оставались нетленными. Они, после пожара в храме, в котором был погребен младенец, были перенесены в Слуцкий Троицкий монастырь. Тогда же было установлено празднование святому мученику Гавриилу. Пусть эти святые дети научат нас тому, как Бог призывает к Себе людей, и как Он отвечает тому, кто к нему идет.


Святая мученица Акилина, уроженка финикийского города Библа, пострадала при императоре Диоклитиане (). Родители воспитали ее в христианском благочестии. Когда девочке было всего 12 лет, Акилина убеждала сверстниц-язычниц обратиться ко Христу. Один из слуг царского наместника Волусиана донес, что она учит своих сверстниц не почитать религию отцов. Святая отроковица твердо исповедала перед наместником свою веру во Христа и сказала, что не отречется от Него. Волусиан пытался уговорами и лаской повлиять на юную исповедницу, но, видя ее твердость, велел предать истязаниям. Диоклитиане СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА Акилина


Святую Акилину били по лицу, а потом, обнажив, бичевали. Издеваясь, мучитель спрашивал: "Где же твой Бог? Пусть придет и отнимет тебя из моих рук". Святая отвечала: "Господь невидимо со мною, и чем больше я страдаю, тем больше Он дает мне сил и терпения". Раскаленными прутьями мученице через уши просверлили голову. Святая мученица упала замертво. Мучитель решил, что девочка действительно скончалась, и приказал выбросить ее тело на съедение псам за городом.


Ночью святой Акилине явился Ангел, коснулся ее и сказал: "Встань и будь здорова. Иди и обличи Волусиана, ибо как он сам, так и намерения его ничтожны пред Богом". Мученица, воссылая хвалу Богу, поднялась невредимой, пошла к дворцу наместника и предстала перед Волусианом. Увидев святую Акилину, Волусиан в испуге позвал слуг и велел сторожить её до утра. Утром он вынес святой Акилине смертный приговор как волшебнице, не повиновавшейся царским указам. Когда святую вели на казнь, она молилась и благодарила Бога, удостоившего ее пострадать за Его Святое Имя


Святой мученик Вит был сыном знатного сицилийского вельможи, язычника Гиласа. Еще юным отроком святой Вит возгорелся пламенной любовью к Господу Иисусу Христу и непрестанно молился Ему. Господь даровал ему благодать чудотворения. Он исцелял больных и обратил ко Христу множество язычников.


Правитель Валериан узнал, что святой Вит отказался принести жертву богам, и потребовал его к себе на суд. Перед судом святой отрок стойко исповедал свою веру и наотрез отказался принести идолам жертву. Его опять били. Когда правитель, давая распоряжение об усилении мучений, протянул руку, она тотчас отсохла. По молитве святого правитель получил исцеление и, прекратив суд, отдал святого отрока Гиласу, приказав во что бы то ни стало отвратить его от веры во Христа. Святой Вит не переставал молиться и просить помощи Божией в искушениях.


Ему явились Ангелы и молились вместе с ним. Когда Гилас вошел к сыну и взглянул на Ангелов, он сразу ослеп. Гилас дал обещание отречься от кумиров, и святой Вит исцелил его. Но, ожесточившись сердцем, Гилас не исполнил своего обещания. Привязанность к сыну обратилась в нем в ненависть, и он решил умертвить его. Чтобы спасти мальчика, его воспитатель святой Модест и кормилица святая Крискентия, которые были христианами, тайно увели его из родительского дома. У реки они увидели лодку. Ангел вошел вместе с ними в лодку и доставил их в итальянскую область Луканию, где святые, скрываясь от мучителей, жили тайно. Святой отрок не переставал исцелять больных и обращать язычников в христианство. Молва о нем распространилась и здесь. Святым Виту и Модесту пришлось предстать перед Диоклитианом.


Его заключили в темницу вместе со святым Модестом. Когда узникам явился Иисус Христос, укрепляя их в подвиге и даруя Свою помощь, оковы спали с их рук. Считая чудо волхвованием, Диоклитиан распорядился бросить святого Вита в котел с кипящим оловом. Святой стоял в нем, как в прохладной воде, и остался невредим.


Тогда на него был выпущен огромный лев. Отрок осенил себя крествым знамением, и зверь покорно лег у его ног и стал лизать ему ступни. Святых мучеников повесили на столбах и строгали железными когтями. Святая Крискентия вышла из толпы зрителей, исповедала себя христианкой и укорила императора за жестокость. Ее подвергли такому же мучению. Святой Вит воззвал к Богу: "Боже, спаси нас силою Твоею и избави нас". Началось землетрясение. Многие язычники погибли под обрушившимися зданиями, Диоклитиан в страхе убежал в свой дворец. Ангел снял мучеников со столбов и перенес в Луканию. Святой мученик Вит помолился Богу, чтобы Он в мире принял их души и не лишил Своих благодеяний всех, которые будут творить их память. С Неба был голос: "Услышана молитва твоя". Святые с радостью предали Богу свои души. Страдания святых мучеников Вита,.Модеста и Крискентии совершились около 303 года.
















1 из 15

Презентация на тему: Дети - святые мученики

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Избиение младенцев - эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея (2:16-18), и повествующий об убийстве царём Иродом младенцев в Вифлееме и окрестностях, предполагая, что среди них окажется Мессия. Избиение вифлеемских младенцев было предсказано пророком Иеремией.Блаженный Иероним пишет, что в Вифлееме было убито «много тысяч» младенцев (Hieron. In Is.7,15), по церковному преданию, число жертв составило 14 тысяч. Погибшие младенцы почитаются как святые мученики, поскольку они первыми пострадали ради Христа. Их память совершается 29 декабря (11 января)

№ слайда 3

Описание слайда:

Что может быть выше, чем детская чистая душа, которая вместила в себя Бога? Кто они - святые дети? Среди них есть монахи, святители, князья. Особое отношение было к детям, погибшим насильственной смертью. Святые дети - возникает вопрос: почему, за какие за какие заслуги перед Церковью они оказались в святцах? Святые дети - это мученики за веру, за Христа. Святые дети - это "вымоленные" и Богом данные дети при полной невозможности их появления на свет, и потому после рождения они посвящаются Богу. Таким детям рано впадают на долю испытания: бедность, голод, холод. Они уклоняются от традиционной детской жизни, от игр, забав. Не нужно быть знатным, богатым и сильным, чтобы угодить Богу. Надо иметь сердце горящее верой. Говорить с Богом.

№ слайда 4

Описание слайда:

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ АРСЕНИЙ маленький крестьянский мальчик - святой праведный Артемий. С пяти лет он уже не любил детских игр. Был тих, кроток, помогал отцу. Когда ему было 12 лет, он работал с отцом в поле. Неожиданно поднялась буря с ливнем, над головой Артемия разразился страшный удар грома и убил его.

№ слайда 5

Описание слайда:

Люди подумали, что Бог его наказал за грехи тайные. Тело его осталось не отпетым и не погребенным. Его тело положили в лесу поверх земли, прикрыли хворостом и берестой и огородили деревянной изгородью. Так оно пролежало 32 года, всеми забытое. Однажды дьячок церкви Николая Чудотворца ходил по тому лесу собирал грибы и увидел свет над тем местом, где лежало тело Артемия, оно было нетленным. Когда тело перенесли в церковь и прикрыли берестой, то мощи его начали источать исцеления болящим. Очень много людей вылечилось благодаря мощам Артемия.

№ слайда 6

Описание слайда:

МЛАДЕНЕЦ Гавриил Белостокский Он был крещен и воспитывался в строгих правилах Закона Божия. По поверию, некоторые иудейские секты для приготовления пасочных опресноков, мацы использовали кровь невинных христианских детей. С этой целью заранее намечалась жертва, обыкновенно ребенок какой-нибудь бедной семьи. Иудеи заманивают его к себе и, держа его стоя и заткнув ему рот, острыми инструментами колют его так, чтобы из жил его вытекала вся кровь. Потом его убивают и бросают не погребенным. Так поступили и с Гавриилом. Его обескровленного бросили на съедение хищникам. Но три дня от его тела отгоняли всех собаки. По лаю и было найдено тело, не подвергшееся тлению.

№ слайда 7

Описание слайда:

Через 30 лет после погребения мощи святого Гавриила оставались нетленными. Они, после пожара в храме, в котором был погребен младенец, были перенесены в Слуцкий Троицкий монастырь. Тогда же было установлено празднование святому мученику Гавриилу. Пусть эти святые дети научат нас тому, как Бог призывает к Себе людей, и как Он отвечает тому, кто к нему идет.

№ слайда 8

Описание слайда:

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА Акилина Святая мученица Акилина, уроженка финикийского города Библа, пострадала при императоре Диоклитиане (284 - 305). Родители воспитали ее в христианском благочестии. Когда девочке было всего 12 лет, Акилина убеждала сверстниц-язычниц обратиться ко Христу. Один из слуг царского наместника Волусиана донес, что она учит своих сверстниц не почитать религию отцов. Святая отроковица твердо исповедала перед наместником свою веру во Христа и сказала, что не отречется от Него. Волусиан пытался уговорами и лаской повлиять на юную исповедницу, но, видя ее твердость, велел предать истязаниям.

№ слайда 9

Описание слайда:

Святую Акилину били по лицу, а потом, обнажив, бичевали. Издеваясь, мучитель спрашивал: "Где же твой Бог? Пусть придет и отнимет тебя из моих рук". Святая отвечала: "Господь невидимо со мною, и чем больше я страдаю, тем больше Он дает мне сил и терпения".Раскаленными прутьями мученице через уши просверлили голову. Святая мученица упала замертво. Мучитель решил, что девочка действительно скончалась, и приказал выбросить ее телона съедение псам за городом.

№ слайда 10

Описание слайда:

Ночью святой Акилине явился Ангел, коснулся ее и сказал: "Встань и будь здорова. Иди и обличи Волусиана, ибо как он сам, так и намерения его ничтожны пред Богом". Мученица, воссылая хвалу Богу, поднялась невредимой, пошла к дворцу наместника и предстала перед Волусианом. Увидев святую Акилину, Волусиан в испуге позвал слуг и велел сторожить её до утра. Утром он вынес святой Акилине смертный приговор как волшебнице, не повиновавшейся царским указам. Когда святую вели на казнь, она молилась и благодарила Бога, удостоившего ее пострадать за Его Святое Имя

№ слайда 11

Описание слайда:

Святой мученик Вит был сыном знатного сицилийского вельможи, язычника Гиласа. Еще юным отроком святой Вит возгорелся пламенной любовью к Господу Иисусу Христу и непрестанно молился Ему. Господь даровал ему благодать чудотворения. Он исцелял больных и обратил ко Христу множество язычников.

№ слайда 12

Описание слайда:

Правитель Валериан узнал, что святой Вит отказался принести жертву богам, и потребовал его к себе на суд. Перед судом святой отрок стойко исповедал свою веру и наотрез отказался принести идолам жертву. Его опять били. Когда правитель, давая распоряжение об усилении мучений, протянул руку, она тотчас отсохла. По молитве святого правитель получил исцеление и, прекратив суд, отдал святого отрока Гиласу, приказав во что бы то ни стало отвратить его от веры во Христа.Святой Вит не переставал молиться и просить помощи Божией в искушениях.

№ слайда 13

Описание слайда:

Ему явились Ангелы и молились вместе с ним. Когда Гилас вошел к сыну и взглянул на Ангелов, он сразу ослеп. Гилас дал обещание отречься от кумиров, и святой Вит исцелил его. Но, ожесточившись сердцем, Гилас не исполнил своего обещания. Привязанность к сыну обратилась в нем в ненависть, и он решил умертвить его. Чтобы спасти мальчика, его воспитатель святой Модест и кормилица святая Крискентия, которые были христианами, тайно увели его из родительского дома. У реки они увидели лодку. Ангел вошел вместе с ними в лодку и доставил их в итальянскую область Луканию, где святые, скрываясь от мучителей, жили тайно. Святой отрок не переставал исцелять больных и обращать язычников в христианство. Молва о нем распространилась и здесь.Святым Виту и Модесту пришлось предстать перед Диоклитианом.

Описание слайда:

Тогда на него был выпущен огромный лев. Отрок осенил себя крествым знамением, и зверь покорно лег у его ног и стал лизать ему ступни. Святых мучеников повесили на столбах и строгали железными когтями. Святая Крискентия вышла из толпы зрителей, исповедала себя христианкой и укорила императора за жестокость. Ее подвергли такому же мучению. Святой Вит воззвал к Богу: "Боже, спаси нас силою Твоею и избави нас". Началось землетрясение. Многие язычники погибли под обрушившимися зданиями, Диоклитиан в страхе убежал в свой дворец. Ангел снял мучеников со столбов и перенес в Луканию. Святой мученик Вит помолился Богу, чтобы Он в мире принял их души и не лишил Своих благодеяний всех, которые будут творить их память. С Неба был голос: "Услышана молитва твоя". Святые с радостью предали Богу свои души. Страдания святых мучеников Вита, .Модеста и Крискентии совершились около 303 года.

Дети царственной семьи Романовых - Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, и наследник Цесаревич Алексей - были необыкновенны своей обыкновенностью. Несмотря на то, что с мирской точки зрения они были рождены в одном из самых высоких положений в мире и имели доступ ко всем земным благам, они росли как обычные дети. И еще удивительнее то, что, окруженные гнилой и богоотступной дворцовой знатью, они все же выросли верующими и богобоязненными. Их царственный отец заботился о том, чтобы их воспитание было похожим на его собственное: чтобы к ним не относились как к тепличным растениям или хрупкому фарфору, а давали им делать уроки, учить молитвы, играть в игры, и даже умеренно драться и шалить. Таким образом, они росли нормальными, здоровыми детьми, в атмосфере дисциплины, порядка и почти аскетической простоты.

Они также росли в атмосфере необычайной духовной любви. Брак их родителей поистине снискал Божие благословение, и Господь даровал императорской чете редкое счастье на земле - крепкий и тесный союз, т.ч. в течение десяти лет они были блаженно счастливы и в браке, и в семейной жизни, и все дети рождались в эту атмосферу любви, блаженства и нежности. Кроме того, эта образцовая семья представляла собой истинную домашнюю церковь. Оба родителя были глубоко верующими и выражали собой идеал обоих аспектов Православия - урожденного и принятого.

Царь Николай, конечно, был рожден православным, вырос в крепкой православной среде и имел за спиной тысячелетнее наследство Православия. Но это наследство дало в нем такие обильные плоды главным образом благодаря его личным душевным качествам: набожности, скромности, милосердия, доверчивости, нежности души и сострадания ко всякому Божьему творению. И это-то наследство, преемственное и личное, он передал и своим детям, которые воплотили его в себе с такой же красотой.

Царица Александра, хотя и родилась в лютеранстве, но также выросла в глубоко верующей семье. Поэтому-то, восприняв свою веру искренно и честно, она так долго не соглашалась перейти в иную веру, даже при всей своей великой любви к Царю. И только после того, как она осознала православие как единую истинную веру, она смогла перейти в него. Но перейдя в Православие, Царица восприняла новую веру полностью, со всей искренностью своей души, и стала по-настоящему православной христианкой. И эту-то искренность и честность веры она передала своим детям, и вера стала неотъемлемой принадлежностью их жизни.

Царственные дети были прекрасны - не только своей внешностью, но главным образом своими душевными качествами. От отца они унаследовали доброту, скромность, простоту, непоколебимое сознание долга и всеобъемлющую любовь к родине. От матери они унаследовали глубокую веру, прямоту, дисциплину и крепость духа. Сама Царица ненавидела леность и научила своих детей быть всегда плодотворно занятыми. Когда началась первая мировая война, Царица с четырьмя дочерями целиком посвятили себя военному делу: они без устали посещали военные лазареты, принося радость и утеху раненным солдатам, а кроме того, Царица и две старшие дочери стали еще и сестрами милосердия, часто работая в качестве помощников хирурга. «Чем выше положение человека в обществе», - говорил Царь-Мученик, - «тем больше он должен помогать другим, никогда не напоминая им о своем положении». Будучи сам прекрасным образцом мягкости и отзывчивости к нуждам других, Царь-Мученик и детей своих воспитал в том же духе.

Дети в Русской Православной Церкви прославленных в лике святых

Среди мучеников всех времен определенное место в православном календаре занимают дети. Начиная со времен мучеников Маккавейских и 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом в Вифлееме, православное благочестие с особой любовью относится именно к детям, ставшим жертвами внезапной насильственной смерти. В их случае жертвенная смерть соединялась с чистотою их невинности. Тем самым еще не совсем зрелые в физическом смысле отроки и младенцы становились истинной «солью земли» и «светом мира».
Отсюда причисление многих младенцев и отроков, замученных за веру от язычников в первые века христианства, а также в дальнейшем пострадавших от иноверных, инославных и атеистов, к лику святых.
Епископ Белоцерковский и Богуславский Серафим пишет: «Мы имеем основательный пример отношения Иисуса Христа к детям: «не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14)… Крещенные в Православной Церкви дети есть составная часть Церкви Христовой. Так, из истории Православной Церкви мы знаем детей-мучеников: святые мученицы Вера, Надежда и Любовь, пострадавшие в возрасте 8, 10 и 12 лет, святой мученик Гавриил Белостоцкий, мученик царевич Димитрий… Молитва таких детей творит чудеса, так же как и молитва великих Божиих угодников, в подвигах просиявших».
.Святые мучч. Феодор и сын его Иоанн варяги киевские (983) - убиты язычниками-киевлянами: у св. Феодора потребовали его сына, на которого пал жребий быть принесенным в жертву языческим богам; когда св. Феодор сказал: «Не дам сына моего бесам», толпа убила обоих. Первомученики Русской Церкви, память 12 июля.
.Св. муч. Георгий Угрин (т.е. Венгр) (1015) - отрок, слуга св. страстотерпца Бориса, убит за попытку защитить своего господина от наемных убийц, посланных братом князя, память 24 июля.
.Благов. кнн. Феодор, Евпраксия и сын их Иоанн младенец. Зарайские мученики (1237) - пострадали от монголов в Батыево нашествие, память 21 декабря.
.Св. муч. Димитрий младенец, князь Владимирский (1238) - сожжен монголами при штурме Владимира вместе с прочими горожанами в кафедральном соборе, память 3 февраля.
.Св. младенец, неизвестный по имени, из числа 72-х св. мучеников, вместе с пресвитером св. Исидором пострадавших (1472). Магистр Ливонского ордена сразу после Крещения, 8 (21) января 1472 года, повелел бросить священника и прихожан Никольского храма в Юрьеве (Тарту) в реку Омовжу, воды которой отец Исидор освящал на Богоявление. Когда немцы-католики топили мучеников за исповедание Православия в той самой проруби, где они 6 января совершали Великое Водоосвящение, трехлетнего младенца отняли от его матери; тогда он начал кричать, вырвался от мучителей, подполз к проруби, перекрестился и со словами «И я православный» бросился в прорубь. Память 8 января.
.Св. благов. Димитрий, царевич Московский, Углечский страстотерпец (1591) -семилетний сын царя Иоанна IV Грозного, убитый в Угличе. Убийство, по сути, так и осталось нераскрытым, а устойчивая народная молва, обвинявшая в убийстве святого Димитрия Бориса Годунова, а также слухи о том, что наследник Российского Престола не погиб, ввергли Россию, в конечном итоге, в Смутное Время. Святой страстотерпец прославлен от Господа нетлением мощей и многочисленными чудесами. Память 15 мая и 19 октября.
.Св. прав. Гликерия дева, Новгородская (ок. 1522) - дочь старосты Легощей улицы в Новгороде, благочестивая девственница, скончалась в юном возрасте. В 1572 году были обретены ее нетленные мощи, память 13 мая.
.Св. праведный Иаков, Боровичский (до 1540) - в 1540 году в селе Боровичах Новгородской епархии были обретены нетленные мощи неизвестного отрока. Его имя было открыто некоторым селянам в сонном видении, и от мощей начались чудеса. Память 23 октября.
.Св. праведные Артемий отрок, Веркольский (1545), и сестра его Параскева Пириминская - жители села Верколы Пинежского уезда Архангельской губернии. Прав. Артемий в 12-летнем возрасте погиб от удара молнии во время сельскохозяйственных работ, его сестра скончалась также в юном возрасте. Прославлены от Господа нетлением мощей и чудесами. Память общая 20 октября, отдельная память св. Артемию 23 июня.
.Св. праведные Иаков и Иоанн отроки, Менюжские (ок. 1566 - 1569) - родные братья, скончавшиеся в 5-летнем возрасте; издревле почитались как страстотерпцы, память 24 июня.
.Св. мученик Иоанн младенец, Углечский (1663) - семилетний отрок, убитый работником его отца, углицкого посадского человека Чеполосова, память 25 нюня.
.Св. муч. Гавриил младенец, Белостокский, Заблудовским и Слуцким (1690) - шестилетний отрок, жертва ритуального убийства, совершенного евреем-арендатораом и его сообщниками, память 20 апреля. Один из наиболее «дискутируемых» русских святых, святость которого многократно пытались отрицать, но Господь явно прославил св. мученика чудесами и нетлением его мощей. Родился в семье благочестивых крестьян, рос кротким, незлобивым, заметна была в нем склонность к созерцательному уединению. В 1690 г. 11 апреля мать Гавриила понесла мужу обед в поле. Приближался праздник Святой Пасхи. В это время в дом забрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. Тело замученного Гавриила, при большом стечении народа предано было земле близ храма. Через 30 лет после погребения мощи св. Гавриила оставались нетленными. В 1746 г. храм, в котором был погребен младенец, сгорел, но святые мощи уцелели. Частично обгорела ручка, но когда святые мощи были перенесены в монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей. Св. Гавриил считается целителем детей. В 1820 году младенец Гавриил был причислен к лику святых Русской Православной Церковью.
.Праведный Меркурий младенец, Логинский, Калужский (XVII) - из боярского рода Колычевых, родственник святого митрополита Филиппа II, почитается на Калужской земле ради творящихся по его предстательству чудес. Официально к лику святых причислен не был, но почитался издавна, как о том свидетельствует святой Никон Оптинский. Память 9 января.
.Св. мученик Евстафий отрок, Крымский (1752) - отрок 14-ти лет, исповедовал Христа перед турецким судьей в Кафе (ныне Феодосия) и был обезглавлен, память 10 мая.
.Св. мученик Иоанн младенец, Пекинский (1900) - восьмилетний сын первого православного священника китайского происхождения, св. свящмч. Митрофана Цзи Чунь. 11 июня 1900 г. отряды язычников-ихэтуаней вошли в Пекин. Гнев повстанцев в значительной степени пал на православных китайцев. Во время «боксерского» восстания в Китае язычники-ихэтуани схватили св. Иоанна, причем, издеваясь, называли его «эрмаоцза» - дьявольское отродье, а когда он ответил: «Я - верующий в Бога, а не эрмаоцза», ему сначала отрубили пальцы ног, потом изрубили плечи, а несколько часов спустя отрубили ему нос и уши, а когда и после этого обнаружили в нем твердость духа и исповедания Православной веры, убили. Память в числе 222-х святых мучеников, пострадавших в те дни в Китае, 11 июня. Среди них есть еще дети: Екатерина, Муза, Сира, Фома, Николай, Марк, Елена, Мария, Мария, Нина, Василий, Агафия и те, чьи имена остались неизвестными.
.Св. мученик царевич Алексий, сын последнего Российского Императора св. Николая II и его супруги св. Александры - замученный большевиками вместе с родителями и сестрами, когда ему было 14 лет. Память 4 июля и в день памяти Новомучеников и Исповедников Российских.

Мученики 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенные

Житие

Свя-тые му-че-ни-ки 14 000 мла-ден-цев уби-ты ца-рем Иро-дом в Виф-ле-е-ме. Ко-гда при-шло вре-мя со-вер-ше-ния ве-ли-чай-ше-го со-бы-тия - Во-пло-ще-ния Сы-на Бо-жия и Рож-де-ния Его от Пре-свя-той Де-вы Ма-рии, во-сточ-ные волх-вы уви-де-ли на небе но-вую звез-ду, пред-воз-ве-щав-шую рож-де-ние Ца-ря Иудей-ско-го. Тот-час они на-пра-ви-лись в Иеру-са-лим для по-кло-не-ния Ро-див-ше-му-ся, а звез-да ука-зы-ва-ла им путь. По-кло-нив-шись Бо-гом-ла-ден-цу, они не вер-ну-лись в Иеру-са-лим к Иро-ду, как он при-ка-зы-вал им, но, по-лу-чив от-кро-ве-ние свы-ше, ушли в свою стра-ну иным пу-тем. То-гда Ирод по-нял, что за-мы-сел его най-ти Мла-ден-ца не осу-ще-ствил-ся, и при-ка-зал убить в Виф-ле-е-ме и окрест-но-стях всех де-тей муж-ско-го по-ла от двух лет и млад-ше. Он рас-счи-ты-вал, что сре-ди уби-тых де-тей бу-дет и Бо-гом-ла-де-нец, в Ко-то-ром ви-дел со-пер-ни-ка. По-губ-лен-ные мла-ден-цы ста-ли пер-вы-ми му-че-ни-ка-ми за Хри-ста. Гнев Иро-да об-ру-шил-ся и на Си-мео-на Бо-го-при-им-ца, ко-то-рый все-на-род-но сви-де-тель-ство-вал в хра-ме о Ро-див-шем-ся Мес-сии. Ко-гда свя-той ста-рец скон-чал-ся, Ирод не до-пу-стил, чтобы его до-стой-но по-греб-ли. По по-ве-ле-нию ца-ря был убит свя-той про-рок свя-щен-ник За-ха-рия: его умерт-ви-ли в Иеру-са-лим-ском хра-ме меж-ду жерт-вен-ни-ком и ал-та-рем за то, что он не ука-зал, где сын его, Иоанн, бу-ду-щий Кре-сти-тель Гос-по-да Иису-са Хри-ста. Гнев Бо-жий вско-ре по-ка-рал са-мо-го Иро-да: его по-стиг-ла лю-тая бо-лезнь, и он умер, за-жи-во съе-ден-ный чер-вя-ми. Пе-ред смер-тью нече-сти-вый царь до-вер-шил ме-ру сво-их зло-де-я-ний: убил пер-во-свя-щен-ни-ков и книж-ни-ков иудей-ских, род-но-го бра-та, сест-ру и ее му-жа, свою же-ну Ма-ри-ам-ну и трех сы-но-вей, а так-же 70 муд-рей-ших му-жей, чле-нов Си-нед-ри-о-на.

Виф-ле-ем-ская тра-ге-дия

Ко-гда че-ло-век впер-вые чи-та-ет Еван-ге-лие, то мо-жет ужас-нуть-ся то-му фак-ту, что в Виф-ле-е-ме бы-ли уби-ты 14 000 невин-ных мла-ден-цев. О смыс-ле их стра-да-ний и смер-ти рас-суж-да-ют пре-по-да-ва-те-ли Мин-ских Ду-хов-ных Школ: Биб-лей-ской ис-то-рии - Кон-стан-тин Кон-стан-ти-но-вич Ма-чан (он пер-вым от-ве-ча-ет на на-ши во-про-сы) и фило-со-фии - иерей Сер-гей Ле-пин .

Как Вы оце-ни-ва-е-те смысл стра-да-ний Виф-ле-ем-ских мла-ден-цев? И ка-кое ме-сто уго-то-ва-но им в за-гроб-ной жиз-ни?

Ни-ка-кие стра-да-ния не оста-ют-ся бес-смыс-лен-ны-ми пе-ред Бо-гом. Об этом го-во-рят и мно-го-чис-лен-ные сви-де-тель-ства из Свя-щен-но-го Пи-са-ния, и при-ме-ры из жиз-ни лю-дей, стра-да-ю-щих в этом ми-ре по тем или иным при-чи-нам. Про-мысл Бо-жий о че-ло-ве-ке и ми-ре на-прав-ля-ет все ко бла-гу, но не все-гда че-ло-ве-че-ско-му чув-ствен-но-му по-ни-ма-нию уда-ет-ся осо-знать уви-деть это сра-зу, в один миг. А ино-гда и да-ле-кие ис-то-ри-че-ские при-ме-ры оста-ют-ся для нас необъ-яс-ни-мы-ми с точ-ки зре-ния оправ-дан-но-сти стра-да-ний. Виф-ле-ем-ские мла-ден-цы ста-ли пер-вы-ми му-че-ни-ка-ми за Хри-ста, про-лив-ши-ми свою невин-ную кровь за Спа-си-те-ля ми-ра. Хо-тя они сде-ла-лись му-че-ни-ка-ми бес-со-зна-тель-но, но это про-изо-шло по Про-мыс-лу Бо-жию. По-сле Крест-ной Жерт-вы Спа-си-те-ля стра-да-ния за Него ста-но-вят-ся для че-ло-ве-ка сви-де-тель-ством ве-ры. Ведь по-гре-че-ски «му-че-ник» - «сви-де-тель». Но что мож-но го-во-рить о пра-вед-ни-ках Вет-хо-го За-ве-та, стра-да-ю-щих за Ис-тин-но-го Бо-га еще до при-ше-ствия Хри-ста или о стра-да-ни-ях Виф-ле-ем-ских мла-ден-цев - сверст-ни-ков Мла-ден-ца-Спа-си-те-ля? Без со-мне-ния, они важ-ны для Бо-га ни-чуть не мень-ше но-во-за-вет-ных, с той лишь раз-ни-цей, что Хри-стос по-стра-дал за них на Кре-сте и осво-бо-дил от гре-ха, про-кля-тия и смер-ти по-сле их зем-ной жиз-ни.
Мно-го-об-ра-зие при-ме-ров му-че-ни-че-ства мож-но услов-но раз-де-лить на две груп-пы: му-че-ни-че-ство вы-бо-ра и му-че-ни-че-ство по необ-хо-ди-мо-сти (без ва-ри-ан-тов). В пер-вом слу-чае му-че-ни-ку пред-ла-га-ет-ся от-речь-ся от Хри-ста и про-дол-жать жить без Него на зем-ле и в за-гроб-ной жиз-ни или с Ним, по-стра-дав за Него: «Итак вся-ко-го, кто ис-по-ве-да-ет Ме-ня пред людь-ми, то-го ис-по-ве-даю и Я пред От-цем Мо-им Небес-ным» ( ). Ко вто-ро-му по-дви-гу му-че-ни-че-ства от-но-сят-ся те слу-чаи, ко-гда че-ло-век не вы-би-ра-ет «жизнь или ве-ру», при-ни-ма-ет стра-да-ния по-то-му, что ко-му-то в ре-ли-ги-оз-ных или по-ли-ти-че-ских це-лях необ-хо-ди-мо убрать сво-их оп-по-нен-тов. Царь Ирод Ве-ли-кий, узнав о но-во-рож-ден-ном Ца-ре Иудей-ском (по про-ро-че-ству - по-явив-ше-му-ся на свет в Виф-ле-е-ме) и опа-са-ясь, чтобы Он не от-нял со вре-ме-нем у него цар-ства, «по-слал из-бить всех мла-ден-цев в Виф-ле-е-ме и во всех пре-де-лах его, от двух лет и ни-же» ( ). По пре-да-нию, их бы-ло 14 000. Не зная, где имен-но на-хо-дит-ся Иисус, Ирод же-лал в чис-ле этих невин-ных стра-даль-цев по-гу-бить но-во-рож-ден-но-го Хри-ста. У этих мла-ден-цев не бы-ло вы-бо-ра - они еще не осо-зна-ли жизнь с ее пре-врат-но-стя-ми, ни у ко-го из них не спро-си-ли, вы-би-ра-ют ли они этот путь или нет. Но имен-но та-кой бы-ла их до-ро-га в Цар-ство Небес-ное. За свои ве-ли-кие зло-де-я-ния Ирод не из-бе-жал на-ка-за-ния Бо-жия - те-ло его по-кры-лось бо-лез-нен-ны-ми ра-на-ми. Ря-дом с ним не бы-ло ни од-но-го че-ло-ве-ка, ко-то-рый бы со-чув-ство-вал его стра-да-ни-ям. Но и на смерт-ном од-ре Ирод про-дол-жал умно-жать зло: при-ка-зал убить бра-та, сест-ру и ее му-жа, на-ко-нец, пре-дал смер-ти свою же-ну Ма-ри-ам-ну и трех сы-но-вей, ви-дя в них со-пер-ни-ков.

По-че-му Гос-подь по-пустил смерть и му-че-ния невин-ных де-тей? Ведь они не со-вер-ши-ли зла и гре-ха?

Здесь мож-но от-ве-тить от-но-си-тель-но их зем-ной уча-сти. Свя-ти-тель го-во-рит: «Ес-ли бы кто взял у те-бя несколь-ко мед-ных монет, а вза-мен от-дал те-бе зо-ло-тые, неуже-ли ты счи-тал бы се-бя оби-жен-ным? На-про-тив, не го-во-рил ли бы ты, что этот че-ло-век - твой бла-го-де-тель?». Здесь несколь-ко мед-ных монет - на-ша зем-ная жизнь, ко-то-рая ра-но или позд-но за-кан-чи-ва-ет-ся смер-тью, а зо-ло-то - жизнь веч-ная. Так, за несколь-ко мгно-ве-ний стра-да-ний и му-че-ний мла-ден-цы об-ре-ли бла-жен-ную веч-ность, об-ре-ли то, че-го свя-тые до-сти-га-ли по-дви-га-ми и тру-да-ми всей жиз-ни. Виф-ле-ем-ские мла-ден-цы на-сле-до-ва-ли се-бе веч-ную жизнь в сон-ме Ан-ге-лов. Для них стра-да-ния бы-ли той та-ин-ствен-ной две-рью, ко-то-рая при-ве-ла их в Цар-ство Небес-ное.

Про-рок Иере-мия пи-шет: «Глас слы-шен в Ра-ме, плач и ры-да-ние и вопль; Ра-хиль пла-чет о де-тях сво-их и не хо-чет уте-шить-ся, ибо их нет» ( ). Это от-но-сит-ся толь-ко к Виф-ле-ем-ским мла-ден-цам или ко всем по-ко-ле-ни-ям хри-сти-ан-ских му-че-ни-ков-мла-ден-цев?

Ра-ма - это ме-стеч-ко в Из-ра-и-ле, где бы-ла по-хо-ро-не-на Ра-хиль, же-на вет-хо-за-вет-но-го пат-ри-ар-ха Иа-ко-ва, сы-на Иса-а-ка и вну-ка Ав-ра-ама. По пре-да-нию, ко-гда сы-на Ра-хи-ли, Иоси-фа, ве-ли в Еги-пет как плен-ни-ка и ра-ба, он, про-хо-дя ми-мо гроб-ни-цы сво-ей ма-те-ри, за-пла-кал и за-кри-чал: «Мать моя, слы-шишь ли ты ме-ня? Мать моя, ви-дишь ли, ку-да ве-дут тво-е-го сы-на?» В от-вет из гроб-ни-цы по-слы-ша-лось ры-да-ние. За-тем, ко-гда ва-ви-лон-ский царь На-ву-хо-до-но-сор в 586 го-ду до Рож-де-ства Хри-сто-ва со-кру-шил и раз-гро-мил Иудей-ское цар-ство, то он при-ка-зал пе-ре-се-лить его жи-те-лей в Ва-ви-ло-нию, и Ра-ма бы-ла го-ро-дом, где со-би-ра-ли плен-ни-ков-иуде-ев, чтобы вез-ти их в да-ле-кую стра-ну.
По сво-е-му гео-гра-фи-че-ско-му по-ло-же-нию го-род Ра-ма на-хо-дит-ся в 12-ти ки-ло-мет-рах от Виф-ле-е-ма. По-это-му мож-но пред-по-ло-жить, что ко-гда царь Ирод «по-слал из-бить всех мла-ден-цев в Виф-ле-е-ме и во всех пре-де-лах его» ( ), эта тер-ри-то-рия вклю-ча-ла в се-бя и Ра-му. В Вет-хом За-ве-те про-рок Иере-мия опи-сы-ва-ет жи-те-лей Иеру-са-ли-ма, уво-ди-мых на чуж-би-ну ( ), и эти сло-ва о пла-чу-щей Ра-хи-ли ска-за-ны о них. На этом пе-чаль-ном пу-ти они про-хо-дят ми-мо го-ро-да Ра-мы - ме-ста за-хо-ро-не-ния Ра-хи-ли ( ); и Иере-мия ри-су-ет Ра-хиль, пла-чу-щую да-же во гро-бе о судь-бе, вы-пав-шей ее на-ро-ду в ва-ви-лон-ском пле-не-нии.
Но спу-стя ве-ка про-изо-шла бо-лее страш-ная тра-ге-дия. Уже не вра-ги уво-ди-ли в плен, а свои со-пле-мен-ни-ки уби-ва-ли непо-вин-ных де-тей. В на-ше вре-мя, пом-ня о мла-ден-цах из Виф-ле-е-ма, мы вспо-ми-на-ем обо всех уби-ен-ных - уби-тых про-сто так, без об-ви-не-ния, без ка-ко-го бы то ни бы-ло «со-ста-ва пре-ступ-ле-ния», уби-тых про-сто так, по той при-чине, что это бы-ло нуж-но мно-го-чис-лен-ным ка-и-нам и иро-дам.

Пре-да-ние го-во-рит, что мла-ден-цев бы-ло 14 000, о в Еван-ге-лии об этом ни-че-го не ска-за-но. Эта циф-ра име-ет ка-кое-ли-бо зна-че-ние?

Их бы-ло, как ука-зы-ва-ет ви-зан-тий-ская тра-ди-ция, 14 000. По-нят-но, что столь-ко де-тей «от двух лет и ни-же» про-сто не мог-ло быть в ма-лень-ком Виф-ле-е-ме и его окрест-но-стях. От-сю-да ста-но-вит-ся яс-но, что чис-ло это име-ет сим-во-ли-че-ское зна-че-ние. Оно го-во-рит о мас-со-во-сти та-ко-го яв-ле-ния, как уби-е-ние невин-ных, как ре-прес-сии, ко-то-рые ча-ще все-го об-ру-ши-ва-ют-ся не на еди-ниц, а на ты-ся-чи и да-же мил-ли-о-ны. , ви-зан-тий-ский бо-го-слов ХII ве-ка, пи-шет об этом так: «Ирод по-ла-гал, что звез-да, воз-ве-стив-шая муд-ре-цам с во-сто-ка о Рож-де-стве Хри-сто-вом, не тот-час же яви-лась им, но что Мла-де-нец ро-дил-ся за-дол-го до ее по-яв-ле-ния. Для боль-шей без-опас-но-сти он и по-ве-лел пред-ва-рить вре-мя на два го-да».
В то же вре-мя мож-но го-во-рить о сим-во-лич-но-сти циф-ры «14» как о чис-ле «сы-но-вей» Ра-хи-ли. В Биб-лии сы-но-вья-ми Ра-хи-ли на-зы-ва-ют-ся не толь-ко Иосиф и Ве-ни-а-мин, рож-ден-ные ею, но так-же и вну-ки (сы-ны Иоси-фа и сы-ны Ве-ни-а-ми-на) - «это сы-ны Ра-хи-ли, ко-то-рые ро-ди-лись у Иа-ко-ва, все-го че-тыр-на-дцать душ» ( ). По 14-ти ты-ся-чам «сво-их сы-но-вей» пла-чет Ра-хиль спу-стя 17 сто-ле-тий по-сле сво-ей зем-ной жиз-ни.
Во-об-ще циф-ра «14» ча-сто встре-ча-ет-ся в биб-лей-ской тра-ди-ции. На-при-мер, в ро-до-слов-ной Спа-си-те-ля на-счи-ты-ва-ет-ся «всех ро-дов от Ав-ра-ама до Да-ви-да че-тыр-на-дцать ро-дов; и от Да-ви-да до пе-ре-се-ле-ния в Ва-ви-лон че-тыр-на-дцать ро-дов; и от пе-ре-се-ле-ния в Ва-ви-лон до Хри-ста че-тыр-на-дцать ро-дов» ( ). Па-мять из-би-ен-ных в Виф-ле-е-ме мла-ден-цев Цер-ковь на-ча-ла со-вер-шать уже во II ве-ке. Ве-ро-ят-но, то-гда и бы-ла опре-де-ле-на циф-ра 14 000.

Иерей Сер-гей Ле-пин:
Все во-про-сы от-но-си-тель-но Виф-ле-ем-ских мла-ден-цев воз-ни-ка-ют от-то-го, что мы немно-го пу-та-ем-ся в пе-ри-о-ди-за-ции. В са-мом де-ле, к ка-ко-му За-ве-ту от-но-сит-ся эта ужас-ная ис-то-рия - к Вет-хо-му или к Но-во-му? Очень рас-про-стра-нен-ной ошиб-кой яв-ля-ет-ся от-не-се-ние то-го или ино-го со-бы-тия к Но-во-му За-ве-ту лишь на том ос-но-ва-нии, что о нем го-во-рит-ся в Но-вом За-ве-те. Это, на мой взгляд, не так. Да-вай-те об-ра-тим вни-ма-ние, на-при-мер, на ис-то-рию свя-то-го Иоан-на Пред-те-чи - по-след-не-го вет-хо-за-вет-но-го про-ро-ка, ко-то-рый, об-ла-дая уди-ви-тель-ной свя-то-стью, спо-до-бил-ся не толь-ко быть при-зван-ным к про-ро-че-ско-му слу-же-нию, но и уви-деть осу-ществ-ле-ние сво-е-го про-ро-че-ства. Но-вый За-вет за-клю-чен толь-ко во Хри-сте: в Его Те-ле, за нас ло-ми-мом, и Кро-ви, за нас из-ли-ва-е-мой, - во всей Его жиз-ни и дей-стви-ях.
С мо-ей точ-ки зре-ния, Виф-ле-ем-ские мла-ден-цы яв-ля-ют-ся вет-хо-за-вет-ны-ми му-че-ни-ка-ми, по-то-му что Хри-стос есть пер-вый но-во-за-вет-ный Пер-во-свя-щен-ник, Про-рок и Царь. И из пер-во-свя-щен-ства Хри-ста вы-те-ка-ет и Его пер-во-му-че-ни-че-ство. Он стал пер-во-му-че-ни-ком Но-во-го За-ве-та, доб-ро-воль-но при-не-ся Се-бя в Жерт-ву Ис-куп-ле-ния. Хо-тя, есте-ствен-но, Виф-ле-ем-ские мла-ден-цы мо-гут быть на-зван-ы му-че-ни-ка-ми за Хри-ста, при-чем в дво-я-ком смыс-ле. Во-пер-вых, по-то-му, что они по-гиб-ли в ре-зуль-та-те жут-кой ис-то-рии, глав-ны-ми сю-же-та-ми ко-то-рой бы-ли со-бы-тия жиз-ни Хри-ста, и по-гиб-ли, в пря-мом смыс-ле, вме-сто Него. А во-вто-рых, я бы не стал по-двиг вет-хо-за-вет-ных му-че-ни-ков, о ко-то-ром они про-ро-че-ство-ва-ли и ис-пол-не-ние ко-то-ро-го ча-я-ли, от-де-лять и про-ти-во-по-став-лять Еван-ге-лию.
Ку-да по-па-ли ду-ши Виф-ле-ем-ских мла-ден-цев по-сле смер-ти? Как мы ве-рим, до ис-ку-пи-тель-ной Жерт-вы Хри-ста ду-ши всех умер-ших лю-дей - и пра-вед-ных, и греш-ных - нис-хо-ди-ли во ад, по-сколь-ку че-ло-век в невоз-рож-ден-ном, пад-шем со-сто-я-нии не мог быть ча-дом Бо-жи-им и на-сле-до-вать рай - дом От-ца Небес-но-го. По-это-му, пом-ня об этом, нам не со-ста-вит ни-ка-ко-го тру-да от-ве-тить на во-прос о по-смерт-ной уча-сти Виф-ле-ем-ских мла-ден-цев: они бы-ли уби-ты и по-сле смер-ти при-ло-жи-лись к от-цам сво-им вме-сте с сон-мом вет-хо-за-вет-ных пра-вед-ни-ков, про-ро-ков и му-че-ни-ков. Ес-ли счи-тать, что воз-раст и со-сто-я-ние на-ше-го те-ла (мла-ден-че-ство, бо-лез-ни, ста-рость) на-ла-га-ют со-от-вет-ству-ю-щие огра-ни-че-ния на на-шу ду-шу, то, преж-девре-мен-но и на-силь-но ли-шив-шись этих огра-ни-че-ний, ду-ши мла-ден-цев смог-ли услы-шать и уче-ние про-ро-ков о Гря-ду-щем Мес-сии, и про-по-ведь Иоан-на Кре-сти-те-ля, ко-то-рый, как мы зна-ем, был Пред-те-чей Хри-ста и в аду. И уж по-том толь-ко Гос-подь наш, уме-рев на Кре-сте, Сво-ей ду-шой со-шел во ад и, со-кру-шив веч-ные его око-вы, вы-вел всех ожи-дав-ших и уве-ро-вав-ших в Него. Мла-ден-цы умер-ли до Хри-ста, но по-сле и со-вос-ста-ли с Ним, ибо Он умер и за них.
Ко-неч-но, ко-гда чи-та-ешь со-от-вет-ству-ю-щее ме-сто Свя-щен-но-го Пи-са-ния, то не мо-жешь не ужас-нуть-ся той же-сто-ко-сти, ко-то-рой обер-нул-ся мир по от-но-ше-нию к ни в чем непо-вин-ным де-тям. Есте-ствен-но, у нас здесь воз-ни-ка-ет ряд во-про-сов, преж-де все-го о смыс-ле та-ко-го стра-да-ния. Здесь я счи-таю очень важ-ным под-черк-нуть - стра-да-ние Виф-ле-ем-ских мла-ден-цев не име-ло ни-ка-ко-го смыс-ла, ибо убий-ство неви-нов-ных (тем бо-лее де-тей) не мо-жет иметь ни-ка-ко-го смыс-ла. Бы-ла лишь яв-ная злая во-ля и умы-сел Иро-да, но сто-ит ли это на-зы-вать смыс-лом? Это про-изо-шло от-то-го, что «мир ле-жит во зле» ( ) и не зна-ет Бо-га. Бог же не со-тво-рил стра-да-ний, и са-мо по се-бе стра-да-ние - это то, по-сред-ством че-го дья-вол пы-тал-ся сде-лать этот мир бес-смыс-лен-ным. Бес-смыс-лен-ность стра-да-ний - про-бле-ма, с ко-то-рой пы-та-лись спра-вить-ся мно-гие ре-ли-гии. Но осо-бен-ность уче-ния Хри-ста в том, что оно не пы-та-ет-ся из-ба-вить че-ло-ве-ка от стра-да-ния как та-ко-во-го, а пред-ла-га-ет че-ло-ве-ку на-де-лить свое стра-да-ние смыс-лом и пре-тер-петь его до кон-ца. И Сам Хри-стос учит не от-ку-да-то с вы-со-ка о том, как мы долж-ны по-сту-пать в тех или иных жиз-нен-ных ис-пы-та-ни-ях, но, на-про-тив, Сво-им при-ме-ром по-ка-зы-ва-ет, как мы долж-ны пе-ре-жи-вать ли-ше-ния и бе-ды. Он Сам ока-зал-ся в са-мом эпи-цен-тре стра-да-ния, бо-ли, смер-ти. Стра-да-ние и смерть - это то ору-жие, на ко-то-рое рас-счи-ты-вал дья-вол в войне про-тив ро-да че-ло-ве-че-ско-го. Но имен-но стра-да-ние, смерть (и Вос-кре-се-ние, ко-неч-но) - то, чем Хри-стос по-бе-дил са-та-ну. Те-перь толь-ко от нас за-ви-сит, бу-дет ли на-ше стра-да-ние в со-вос-ста-ние со Хри-стом или оно так и оста-нет-ся бес-смыс-лен-ным и бес-про-свет-ным. Кто во Хри-сте, тот при-об-ре-тен, а не по-те-рян, что бы с ним ни про-изо-шло! А как же де-ти? Что от них за-ви-сит? Да-вай-те об-ра-тим вни-ма-ние на сло-ва про-ро-ка Иере-мии, ко-то-рые при-во-дит еван-ге-лист Мат-фей, по-вест-вуя об этой тра-ге-дии: «Глас слы-шен в Ра-ме, плач и ры-да-ние и вопль; Ра-хиль пла-чет о де-тях сво-их и не хо-чет уте-шить-ся, ибо их нет» ( ). Ка-за-лось бы, при чем здесь это? Мож-но по-ду-мать, что Мат-фей при-во-дит это ме-сто толь-ко для то-го, чтобы под-черк-нуть тра-гизм про-ис-хо-дя-ще-го. А да-вай-те от-кро-ем Биб-лию и про-чи-та-ем даль-ше: «Так го-во-рит Гос-подь: «Удер-жи го-лос твой от ры-да-ния и гла-за твои от слез, ибо есть на-гра-да за труд твой, - го-во-рит Гос-подь, - и воз-вра-тят-ся они из зем-ли непри-я-тель-ской. И есть на-деж-да для бу-дущ-но-сти тво-ей, - го-во-рит Гос-подь, - и воз-вра-тят-ся сы-но-вья твои в пре-де-лы свои» ( ). На са-мом де-ле ал-лю-зия на вет-хо-за-вет-ное ме-сто от-нюдь не так дра-ма-тич-на, не так ли? Еван-ге-лист, по-жа-луй, на-обо-рот, хо-чет под-черк-нуть на-ли-чие ка-ко-го-то гря-ду-ще-го бла-га, из-бав-ле-ния, спа-се-ния да-же в та-ких слу-ча-ях!
Тра-ди-ция го-во-рит нам о том, что все-го по-стра-да-ло 14 000 де-тей. Та-кое чис-ло вы-зы-ва-ет со-мне-ние у совре-мен-ных уче-ных: тот го-род, ко-то-рый име-ет та-кое ко-ли-че-ство мла-ден-цев та-ко-го воз-рас-та, про-сто не со-от-вет-ству-ет то-му про-вин-ци-аль-но-му по-се-ле-нию, ко-то-рое на-зы-ва-лось Виф-ле-е-мом (ис-хо-дя, по мень-шей ме-ре, из то-го, что мы зна-ем о гео-гра-фии и де-мо-гра-фии то-го вре-ме-ни). По-че-му то-гда 14 000? Я ду-маю, что это не про-сто ста-ти-сти-ка жертв. Де-ло в том, что чис-ло «14» бы-ло осо-бым для иуде-ев. Это чис-ло име-ни Да-ви-да (у древ-них ев-ре-ев бук-вы обо-зна-ча-ли еще и циф-ра-ми, а сум-ма циф-ро-вых зна-че-ний букв в име-ни Да-ви-да рав-ня-ет-ся 14-ти). Еван-ге-лист Мат-фей при-во-дит ро-до-сло-вие Иису-са, сфор-ми-ро-ван-ное из трех групп по 14 имен в каж-дой (но оно да-ле-ко не пол-ное), чтобы по-ка-зать, что Иисус есть по-то-мок ца-ря Да-ви-да. И звез-да над Виф-ле-е-мом - это звез-да цар-ствен-но-го ро-да Да-ви-да. Мне ду-ма-ет-ся, что 14 000 - это то-же неко-то-рая сти-ли-за-ция под эту идею. А с дру-гой сто-ро-ны, 14 - это два-жды по семь. 7 - чис-ло, вы-ра-жа-ю-щее идею свя-то-сти и за-кон-чен-но-сти; оно от-сы-ла-ло иуде-ев к идее Суб-бо-ты и пол-но-ты тво-ре-ния. Мож-но пред-по-ло-жить, что 14 000 - это ме-та-фо-ра, ука-зы-ва-ю-щая на двой-ную ис-клю-чи-тель-ность раз-ме-ров кро-во-про-ли-тия и неве-ро-ят-ные раз-ме-ры стра-да-ния, а так-же на на-ме-ре-ние тол-ко-ва-те-лей от-не-сти слу-чив-ше-е-ся к Свя-щен-ной Ис-то-рии От-прыс-ка Да-ви-до-ва.

Молитвы

Тропарь 14000-м мученикам младенцам, от Ирода в Вифлиеме избиенным, глас 1

Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся.

Перевод: Страданиями святых, которые они за Тебя претерпели, умилостивься, Господи, и все наши болезни исцели, Тебе, Человеколюбец, молимся.

Кондак 14000-м мученикам младенцам, от Ирода в Вифлиеме избиенным, глас 6

В Вифлее́ме ро́ждшуся Царю́, волсви́ от Перси́ды с да́ры прихо́дят,/ звездо́ю свы́ше наставля́еми,/ но И́род смуща́ется и пожина́ет младе́нцы, я́ко пшени́цу,/ и рыда́ет себе́,// я́ко держа́ва его́ вско́ре разори́тся.

Перевод: К родившемуся в Вифлееме Царю волхвы из Персии с дарами приходят, звездою свыше направляемые, а Ирод беспокоится и пожинает младенцев, как пшеницу, и оплакивает себя, так как власти он вскоре лишится.

Ин кондак 14000-м мученикам младенцам, от Ирода в Вифлиеме избиенным, глас 4

Звезда́ волхвы́ посла́ к Ро́ждшемуся,/ и И́род непра́ведное во́инство посла́ лю́то,/ уби́ти мня во я́слех// я́ко Младе́нца лежа́ща.

Перевод: Звезда волхвов послала к Родившемуся, а Ирод беззаконный воинство послал, тщетно полагая убить в яслях Младенца лежащего.

Предисловие

Известный греческий архиерей, митрополит Никопольский Мелетий, писал: "Приступающие к убиению во чреве своих детей похожи на Ирода, который уничтожил 14 тысяч младенцев, чтобы никто не смог помешать ему в жизни". Тогдашний мир содрогнулся, услышав об этом злодеянии. Весть о нем дошла даже до Рима. Император, узнав, что Ирод в свое время убил собственного сына, произнес: "У Ирода лучше быть животным, чем сыном". Эти слова императора Августа можно отнести ко многим нашим современникам: не каждый из нас решится убить свою собаку, кошку, но убивать собственных детей стало самым обычным делом. Причем когда убивают животных, они могут защищаться, муха хотя бы попытается улететь, даже новорожденное дитя в случае опасности заплачет, чтобы его услышали и спасли, но нерожденный ребенок не может даже запищать, он абсолютно беззащитен. И страшно не только это. Страшнее всего то, что в отличие от Вифлеемского избиения убийство детей во чреве матери стало нормой, обычным способом решения личных проблем, всего-навсего "прерыванием беременности", "планированием семьи".

Один московский священник на проповеди в день памяти святых мучеников-младенцев сказал: "Сегодняшний день должен стать особенным праздником всех людей, населяющих нашу землю, потому что ни в одной стране мира не погибает во чреве матери столько младенцев, сколько у нас. Каждый четвертый убитый ребенок в мире приходится на Россию, Белоруссию и Украину". Во всем мире действуют организации, борющиеся за права человека, охрану окружающей среды. В Великобритании существует закон, по которому могут привлечь к ответственности хозяина, ударившего собственную собаку, и в то же время детоубийство считается чуть ли не благом. Подобное не сравнишь даже с лицемерием фарисеев, про которых Господь сказал: "горе вам, фарисеи и лицемеры". Ирода по крайней мере нельзя считать лицемером, он все делал открыто, но чем кончил? История сохранила для нашего назидания обстоятельства смерти убийцы. Она была ужасна: "Бог, желая наказать Ирода за его жестокость, постоянно увеличивал его болезнь. Медленный жар мучил и пожирал его внутри. Его внутренность была полна язв; многие наружные части тела были изъедены червями; он едва мог дышать, и его дыхание было так зловонно, что нельзя было приблизиться к нему. И вдобавок ко всему этому страшный голод мучил его, такой голод, которого нельзя было утолить". Так описывает последние дни царя Ирода древний историк. Но на этом не кончилось наказание Божие. Дети его тоже выросли убийцами. Сын Ирода Ирод Антипа убил Иоанна Крестителя, издевался над Христом. Внук убил апостола Иакова, один из потомков допрашивал апостола Павла. Другой, Агриппа, погиб в Помпеях при извержении Везувия. "Нечестивого наказываю до четырех родов", - сказал Господь.

Священникам нередко приходится выслушивать жалобы родителей на своих детей, часто можно услышать сетования на современную молодежь. Но какие могут быть дети, если родители - убийцы, да еще в нескольких поколениях? Множество проблем нынешнего общества связано с грехом детоубийства. Подумайте только: каждый день, каждый Божий день святые ангелы забирают несколько тысяч душ невинно убиенных младенцев,и самый большой урожай собирают они с земли, называвшейся некогда Святой Русью. Мерзость запустения, стоящая на святом месте! Каждый из нас должен, просто обязан хоть как-то воспрепятствовать творящемуся беззаконию. Конечно, мы своими малыми силами не в состоянии изменить положение вещей сразу и в масштабе всей страны, но обличать грех, пробуждать голос совести, призывать к покаянию наша прямая обязанность. Издатели службы Вифлеемским младенцам надеются, что это издание хоть в какой-то мере послужит спасению нерожденных детей от неминуемой смерти.

Руководитель медико-просветительского центра "Жизнь"
священник Максим Обухов.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Предели́в пучи́ну чермну́ю Бог, фарао́на погрузи́вый в ней, прове́д Моисе́я немо́кренно в пусты́ню и одожди́в ма́нну в сне́дь лю́дем Изра́илевым, я́ко си́лен.

Звезда́ возсия́ в Вифлее́ме и Еде́ма от мра́чныя разреши́ кля́твы, и спасе́ния де́нь да́руется родонача́льником, из де́вственна о́блака просия́вый Иису́с, су́щих во тме просвеще́ние.

Три́знище дне́сь младе́нцев отве́рзеся ве́рным за Христа́ и Бо́га, враго́в облича́я нача́ла и вла́сти и И́родов облича́я му́жески младоу́мный гнев смы́сленно.

Богоро́дичен: Боже́ственное утвержде́ние и стена́ неруши́ма, Чи́стая, и мы́сленный мост при́сно, и необори́мь столп, и основа́ние, и покро́в, его́же ра́ди спаса́емся вси от бед - Ты еси́ вои́стинну.

Пе́снь 1.

Ирмос: Бог, разделив Красное море, потопил в нем фараона, проведя посуху Моисея в пустыню, и манну ниспослав в пищу людям Израиля, ибо Он всесилен.

Воссияла звезда в Вифлееме и освободила Эдем от темного проклятия, и сегодня спасение даруется родоначальникам: из девственного облака просиял Иисус - просвещение находящихся во тьме.

Сегодня подвиг младенцев явился верующим за Христа и Бога, обличая врагов начала и власти, по-взрослому и разумно обличая младоумный гнев Ирода.

Богородичен: Ты, Чистая, божественная твердыня и нерушимая стена, духовный мост и необоримый столп, и основание, и покров, которым все мы спасаемся от напастей - это воистину Ты.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Утвержда́яй гром и созида́яй дух, утверди́ мене́, Го́споди, да Тя пою́ и́стинно и творю́ во́лю Твою́, я́ко не́сть свят, я́ко Ты, Бо́же наш.

Де́вственною две́рию проше́д, Соде́тель и Бог наш пло́тский дом Себе́ созда́ неизглаго́ланно, и Младе́нец бы́сть, и во я́слех восклони́ся.

Све́рстницы, де́ти - страда́льцы Христо́ва воплоще́ния, И́родово неразу́мное ослепи́ша неи́стовство и о́чи всесве́тлии Це́ркве яви́шася.

Богоро́дичен: Из Тебе́ безо́тчий яви́ся, безма́терен пре́жде веко́в Госпо́дь, и зи́ждется преесте́ственно, и назда́ние да́рует су́щим из Ада́ма обоже́ния, Де́во Неискусобра́чная.

Пе́снь 3.

Ирмос: Образующий гром и создающий ветер, утверди меня, Господь, да достойно славлю Тебя и творю волю Твою, ибо никто не свят как Ты, Бог наш.

Создатель и Бог наш, пройдя через девственную дверь, неизреченно создал Себе телесный храм, и стал Младенцем, и в ясли вместился.

Сверстники, дети - пострадавшие из-за воплощения Христа, ослепили неразумное неистовство Ирода, и явились пресветлыми очами Церкви.

Богоро́дичен: Из Тебя без отца явился Господь, от начала веков не имевший матери, и созидается сверхъестественно, и дарует возобновление сопричастности Богу потомкам Адама, о Дева, неискушенная браком!

Седа́лен, глас 4.

Ро́ждшемуся дне́сь от Де́вы младе́нцев во́инство я́ко Творцу́ и Царю́ прия́тная прино́сятся заколе́ния, предложе́нная Христу́ ве́ры ра́ди.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Удиви́ся, уве́дев, И́род, ца́рь лю́тый, ища́ я́ростию, проти́ву боря́ ро́ждшемуся на земли́ Царю́, ю́ному Христу́, и, боя́знию и стра́хом мно́гим содержи́мь, посыла́ет во́инство уби́ти с я́ростию де́ти, в Вифлее́ме младе́нствующия, ку́пно с ни́ми уби́ти покуша́яся Созда́теля, за благоутро́бие обнища́вшаго: из де́вственныя бо утро́бы произы́де, спасти́ хотя́ род наш.

Седа́лен, глас 4.

Сегодня родившемуся от Девы - как Творцу и Царю - воинство младенцев приносится как угодная жертва, предложенная Христу за веру.

Сла-ва Отцу, и Сыну, и Свя-то-му Духу, и ныне, и все-гда, и во веки ве-ков. Аминь.

Удивился, узнав, Ирод, лютый царь, дыша яростию, противоборствуя родившемуся на земле Царю, юному Христу, и боязнью и великим страхом скован, посылает войско убить с яростью детей, младенствующих в Вифлееме, вместе с ними желая убить Создателя, по милосердию сошедшего, ибо Он из девственного чрева вышел, желая спасти род наш.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Услы́шах слух Твой и убоя́хся, проро́к глаго́лаше, разуме́х дела́ Твоя́, и диви́хся, и возопи́х: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Де́ва и не́бо, небе́сныя и земны́я, Рождество́м хода́тайствовавши, па́че ума́ примири́ и вражды́ средосте́ние разори́.

Младе́нец мно́жество му́ченически, по Бо́зе всех пострада́вше, по́чести страда́ния от Него́ прие́млет: и́хже ра́ди И́род весьма́ устыде́ся.

Богоро́дичен: Боже́ственное Сло́во во утро́бе заче́нши, стра́шным Сло́вом па́че сло́ва породила́ еси́ пло́тию, Всенепоро́чная, те́мже Тя, Богоро́дицу, сла́вим.

Пе́снь 4.

Ирмос: Услышал я откровение Твое, и убоялся, - сказал пророк, - уразумел я дела Твои, и был поражен, и воскликнул: слава Твоему могуществу, Господи!

Дева и небо, небесное и земное, Рождеством соединив, непостижимо примирил, и стены вражды разрушил.

Множество младенцев мученически за Бога пострадав, почести за страдания от Него принимает, из-за которых Ирод весьма был пристыжен.

Богородичен: Божественное Слово во чреве зачав, облекла Ты в плоть неизреченно страшное Слово, Всенепорочная, за то Тебя, Богородицу, славим.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Возсия́й ми, Го́споди, свет повеле́ний Твои́х, я́ко к Тебе́ дух мой у́тренюет и пое́т Тя: Ты бо еси́ Бог наш, и к Тебе́ прибега́ю, Царю́ ми́ра.

Чу́вственное у́бо со́лнце о́блаки покрыва́ется, У́мное же и Всеневеще́ственное, безме́рным благоутро́бием в пло́ть оде́явся, в верте́пе дне́сь пелена́ми повива́ется нас ра́ди.

Скверноуби́йства кровьми́ И́род оскверня́ется: Влады́ку бо всех, Бо́га и Царя́, уби́ти покуша́яся, на о́троки неи́стовствует и свире́пствует лю́те.

Богоро́дичен: Заре́ю моли́твы Твоея́, Богороди́тельнице Чи́стая, слепоту́ се́рдца моего́ озари́, я́ко еди́на свети́льника Го́спода и сла́вы со́лнце возсия́вши Христа́.

Пе́снь 5.

Ирмос: Освети меня (как восходящее солнце), Господи, светом повелений Твоих, ибо к Тебе дух мой утром обращается и воспевает Тебя: ибо Ты Бог наш, и к Тебе прибегаю, Царю мира.

Земное солнце закрывается облаками, Духовное же и невещественное - по безмерному милосердию облекшись в плоть, ныне в вертепе пеленами повивается для нашего спасения.

Кровью скверноубийства Ирод оскверняется, ибо Владыку всех, Бога и Царя, желая убить, на отроков неистовствует и люто свирепствует.

Богородичен: Зарёй молитвы Твоей, Чистая Богородица, озари слепоту моего сердца, ибо Ты одна Светило - Господа и Солнце славы - Христа воздвигла.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Бу́ря мя мно́гих согреше́ний мои́х потопля́ет, и изнемога́ет дух мой; но Ты, Го́споди, я́ко ми́лостив, сшед, возведи́ живо́т мой.

Боже́ственное воплоще́ния Сло́ва соверша́ется дне́сь та́инство, Богоро́дице: Тобо́ю бо яви́ся пло́тию Бог Преве́чный, да обожи́т прия́тие.

Рахи́ль, у́бо чад пла́чущи, дре́вле провозвести́ за Христа́ младе́нцев, прие́мших безго́дное заколе́ние; тем и отрица́шеся, уте́шитися не хотя́щи.

Богоро́дичен: Боже́ственное Рождество́ Твое́, Всесвята́я, прозя́бшую пресече́ в раи́ кля́тву и, стезю́ дре́ва жи́зни челове́ком отве́рзши, благослове́ние источи́.

Пе́снь 6.

Ирмос: Буря многих грехов моих меня потопляет, и изнемогает дух мой, но Ты, Господи, по милости Своей, сойдя, воздвигни жизнь мою.

Сегодня совершается божественное таинство воплощения Слова, Богородица, ибо из Тебя во плоти явился Превечный Бог, чтобы сделать (нас) сопричастными к Богу.

Рахиль, о детях плачущая, прежде провозвестила младенцев, за Христа принявших преждевременную смерть, потому и рыдала, не хотя утешиться.

Богородичен: Божественное Твое Рождество, Всесвятая, пресекло возросшее в рае проклятие, и дорогу к древу жизни людям открыв, благословение излила.

Конда́к, глас 4.

Звезда́ волхвы́ посла́ к Ро́ждшемуся, и И́род непра́ведное во́инство посла́ лю́то, уби́ти мня во я́слех я́ко Младе́нца лежа́ща.

Конда́к, глас 4.

Звезда волхвов послала к Родившемуся, и Ирод неправедное войско жестоко послал, замышляя убить лежащего в яслях Младенца.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: В пещи́ авраа́мстии о́троцы перси́дстей, любо́вию благоче́стия па́че, не́жели пла́менем, опаля́еми, взыва́ху: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

Весели́тся дне́сь Вифлее́м с на́ми, Тя бо, Невмести́маго, в верте́пе прие́млет, - благослове́н еси́, - вопия́, - еди́н Бог оте́ц на́ших.

Незло́бива же́ртва и нескве́рная за Тя предзакала́ется, Бо́жий Сло́ве, вопию́ще: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Ра́дуйся, небу́рное покая́ния приста́нище, в не́же прибега́юще, Богоро́дице, зове́м: благослове́на еси́ Еди́на, ро́ждшая Бо́га оте́ц на́ших.

Пе́снь 7.

Ирмос: В печи персидской иудейские отроки, опаляемые более любовью к благочестию, нежели пламенем, взывали: Благословен Ты, Господи, во храме славы Твоей.

Сегодня радуется с нами Вифлеем, ибо Тебя, Невместимого, принимает в вертепе, восклицая: Благословен Ты, один Бог наших отцов!

Непорочная и чистая жертва за Тебя приносится, Слово Божественное, восклицая: Благословен Ты, один Бог наших отцов!

Богородичен: Радуйся, тихая пристань покаяния, к которой прибегая, Богородица, взываем: Благословена Ты Одна, родившая Бога отцов наших!

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Вся́ческая, Влады́ко, прему́дростию Твое́ю соста́вил еси́, земли́ же па́ки утверди́л еси́, я́коже ве́си, дно, основа́нием водрузи́вый на вода́х безме́рных. Тем вси вопие́м, воспева́юще: благослови́те, дела́ Госпо́дня, непреста́нно Го́спода.

А́нгели сла́вят вла́сть Ро́ждшагося, па́стырие чудя́тся, и волсви́ покланя́ются, небеса́ возвеща́ют звездо́ю Зижди́теля; с ни́миже вси, воспева́юще, вопие́м: благослови́те, дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Мно́жество неискусозло́бное во́инствует Влады́це дне́сь кро́вию и на И́рода тве́рдо вооружа́ется, Тебе́, Христе́, ро́ждшуся. Тем вси вопие́м, воспева́юще: благослови́те, дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богоро́дичен: Де́ву Тя, Чи́стая, храм, и две́рь, и о́блак, купину́ неопали́му, и ста́мну ма́нны, и жезл прозя́бший, киво́т, и све́щник, и скрижа́ли заве́та, го́ру святу́ю, из нея́же ка́мень отсече́ся, проро́цы Бо́жии пропове́даша.

Пе́снь 8.

Ирмос: Всё, Владыка, Ты создал премудростью Твоей, и утвердил земли, основание положив, как только Ты знаешь, на безграничных водах. Потому все взываем, воспевая: Создания Господня, прославляйте непрестанно Господа.

Ангелы прославляют могущество Родившегося, пастухи изумляются, волхвы поклоняются, небеса звездой проповедуют Творца, с ними все, воспевая, взываем: Создания Господня, прославляйте непрестанно Господа.

Множество, не знающее злобы, сегодня кровью воинствует за Владыку, и на Ирода крепко вооружается, о Христос, когда Ты родился. Потому все взываем, воспевая: Создания Господня, прославляйте непрестанно Господа.

Богородичен: Тебя, Чистая, Деву, и храм, и дверь, и облако, неопалимую купину и сосуд манны, и жезл процветший, кивот и светильник, и скрижали завета, святую гору, от которой камень отделился, - (Тебя) пророки Божии проповедовали.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Я́ко сотвори́ Мне вели́чия Си́льный и свя́то и́мя Его́, и ми́лость Его́ в род и род боя́щимся Его́.

Ве́сь в Тебе́ вмеща́ется, И́же в не́дрех сый Отца́, и зи́ждется Зижди́тель небесе́, и истощава́ется мене́ ра́ди, и, в пелена́х пови́вся, разреша́ет прегреше́ний плени́цы.

В Ра́ме слы́шася Рахи́ли го́рькое рыда́ние, пла́чь же, и увы́, и сокруше́ние: скверноуби́йца бо враг, на ча́да Вифлее́мская, И́род показа́ся.

Богоро́дичен: Рождество́м Твои́м, Де́во, обожи́хомся, сме́ртнии: Бо́га бо, Пита́теля всех и единосла́вна Отцу́, и ражда́еши, и млеко́м пита́еши. О, стра́ннаго чудесе́!

Пе́снь 9.

Ирмос: Ибо сотворил Мне величие Всесильный, и свято имя Его, и милость Его всем поколениям, боящимся Его.

Весь в Тебя вмещается Тот, кто находится в недрах Отца, и создается Творец неба, и умаляется ради моего спасения, и пеленами связан, расторгает цепи прегрешений.

В Раме слышится горькое рыдание Рахили, плач и воздыхания, и сокрушение, ибо явился враг Ирод - скверноубийца младенцев Вифлеемских.

Богородичен: Благодаря Рождеству Твоему, Дева, мы, смертные, стали сопричастны Божеству, ибо Бога, Питающего всех и имеющего одну славу с Отцом, и рождаешь, и молоком питаешь. О удивительное чудо!

Свети́лен.

Зла́чную ни́ву младе́нец, богобо́рствуя И́род, посла́в, незре́лую пожа́, окая́нный, и, ро́ждшагося Го́спода не возмо́г уби́ти, вся́каго сра́ма исполня́ется.

Свети́лен.

Богоборствуя, Ирод пожал незрелую обильную ниву младенцев, окаянный, родившегося же Господа не смог убить, и наполняется всяким позором.