«Рождённый в Каабе» – Али (да будет доволен им Аллах). «Рождённый в Каабе» – Али (да будет доволен им Аллах) Сиффинская битва. Хариджиты

Али ибн Абу Талиб (р.а.) - один из самых уважаемых мусульман, который внёс в историю развития ислама большую лепту. Многие судьбоносные моменты первых лет распространения религии Аллаха связаны с его личностью.

Полное имя Али (р.а.) звучит как Али ибн Абд Манаф ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф аль-Курайши . Ввиду того, что его отец носил прозвище «Абу Талиб», к имени Али чаще добавляли именно его - Али ибн Абу Талиб (р.а.). Кроме того, у него ещё было несколько собственных прозвищ - Хайдар («лев»), Муртада («заслуживший довольство»). Последнее ему дал сам Пророк Мухаммад (с.г.в.).

Биография Али

Дата рождения 4-го праведного халифа приходится примерно на 599 год (по Милади). Согласно некоторым источникам, он родился внутри Каабы, что является экстраординарным событием, так как история иного подобного случая не знает. Отец Али - Абу Талиб - был братом отца Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) - Абдуллаха . После того, как Мухаммад (с.г.в.) потерял своих родителей, он воспитывался в семье Абу Талиба. Когда он женился на Хадидже (р.а.), Али (р.а.) уже стал воспитываться в их семье.

Али является первым ребёнком, принявшим ислам. Он сделал это в десятилетнем возрасте. Некоторые источники в связи с этим называют его и первым мужчиной, кто уверовал в миссию Мухаммада (с.г.в.). Однако в данном вопросе есть определённые разногласия - кто-то отдаёт пальму первенства Зайду ибн Харисе (р.а.), другие говорят об Абу Бакре (р.а.).

В отношении наследия Али (р.а.) у мусульман, к сожалению, нет единого мнения. Споры о его роли в становлении ислама и развитии уммы после смерти Пророка (с.г.в.) перетекли в масштабный , проявления которого с новой силой можно наблюдать в настоящее время.

Достоинства четвёртого праведного халифа

1. Во время переселения Пророка Мухаммада (с.г.в.) из Мекки в Медину Али (р.а.) для спасения своего двоюродного брата решил принести себя в жертву и улёгся спать на его место. К счастью, ему удалось избежать смерти, однако сам факт такого действия говорит о степени уважения, которое Али (р.а.) проявлял к Посланнику Всевышнего (с.г.в.).

2. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) воспитывал Али (р.а.) . Между ними были родственные связи сразу по нескольким линиям. С одной стороны, они приходились друг другу двоюродными братьями. С другой - Али (р.а.) женился на дочери Пророка (с.г.в.) - Фатиме. Кроме того, Заключительный Божий посланник (с.г.в.) часто подчёркивал уровень познания Али (р.а.) вопросов религии, его умение понимать самые глубокие и, соответственно, непростые проблемы вероисповедания.

3. В сборнике хадисов имама Муслима можно встретить изречение, в котором Пророк Мухаммад (с.г.в.) сравнивает Али (р.а.) с Харуном (а.с.), который был наместником Мусы (а.с.). Существенное отличие здесь в том, что Мухаммад (с.г.в.) является Заключительным посланником, после которого учение Всевышнего уже не будет подвергаться коррекции посредством новой пророческой миссии. Этот хадис часто используется шиитами для обоснования своего видения Али (р.а.) как наследника Мухаммада (с.г.в.) и главного претендента на пост халифа. Некоторые шииты занимают весьма радикальную позицию и отвергают право занятия поста главы государства мусульман тремя предшествовавшими Али (р.а.) праведными халифами. Однако большинство исламских богословов не согласны с этой позицией. Они отмечают, что Харун (а.с.) был наместником Мусы (а.с.) при его жизни. Если следовать этой логике, то правом на халифат должен обладать в большей степени Абдулла ибн Мактум , которого Пророк Мухаммад (с.г.в.) часто оставлял вместо себя за управляющего в Медине. Примечательно также, что Харун (а.с.) умер раньше Мусы (а.с.). То есть в данном случае строить прямую аналогию с Али (р.а.) и Мухаммадом (с.г.в.) нельзя.

5. Али (р.а.) был в числе тех десяти мусульман, кому Райская обитель была обещана ещё (согласно хадисам от Ахмада, Тирмизи, и ибн Маджи).

Смерть Али

Али ибн Абу Талиб (р.а.) умер в возрасте 63 лет, став жертвой нападения со стороны хариджита Абдуррахмана ибн Мулджима . Это произошло в пятницу, в 21-й день месяца Рамазан. В момент убийства четвёртый праведный халиф ислама занимался тем, что будил мусульман на утреннюю молитву. Его погребли в городе Эн-Наджаф (мусульманское кладбище этого города представлено на фото) , который находится на территории современного Ирака. В настоящее время на месте его могилы находится мечеть, носящая имя самого Али (р.а.). Его правление длилось 4 года.

Али (да будет доволен им Аллах) был выдающимся политиком, общественным деятелем, великим полководцем, любимым и любящим мужем и отцом, двоюродным братом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и Его зятем. Пророк (мир ему и благословение) называл его Абу Турабом (отцом земли) и Хайдаром.

Родился Али (да будет доволен им Аллах), когда Мухаммаду (мир ему и благословение) было тридцать лет, в Священной Каабе – в Мекке. Произошло это счастливое событие в пятницу, 13 числа месяца раджаб. Отцом Али (да будет доволен им Аллах) был Абу Талиб сын Абдул Муталиба, а матерью была Фатима дочь Асада.

Рождение этого мальчика было очень удивительным. Никто до этого не удостоился быть рождённым в доме Аллаха – Каабе. С его матерью во время беременности происходили странные вещи: ребёнок, ещё будучи в утробе, предохранял мать от всего харамного. Она перестала поклоняться идолам и стала очень верующей женщиной. Йазид ибн Канаб рассказывал: «Я с Аббасом ибн Абдул Муталибом и несколькими людьми из рода Абд ал-Узза сидел рядом с Каабой, когда к нам подошла Фатима бинт Асад. Она была на девятом месяце беременности. Подойдя ближе к Каабе, Фатима воскликнула: «О Аллах! Я верую в Тебя и в то, что сказано Твоими пророками, и в книги, к ним ниспосланные. Я подтверждаю слова своего предка Пророка Ибрахима (мир ему). Он построил этот Харам. Ради Него и ради этого ребёнка, который во мне, облегчи мои роды!» Мы своими глазами увидели, как раздвинулась задняя стена Священной Каабы, Фатима вошла, и в это время стена вновь сдвинулась. Мы бросились открыть двери Каабы, но тогда мы поняли, что в этом есть Мудрость и произошло всё по воле Аллаха. Через четыре дня Фатима бинт Асад вышла из Каабы, держа в руках младенца».

Мухаммад (мир ему и благословение) Фатиму бинт Асад считал и своей матерью, поскольку Он вырос в их семье и был воспитан Фатимой и Абу Талибом. Рассказывают, что, когда умерла Фатима бинт Асад, Пророк (мир ему и благословение) поручил выкопать могилу Умару ибн Хаттабу, Усамату ибн Зайду, Абу Аюбу аль-Ансари и нескольким рабам Асвада (да будет доволен ими Аллах). Рыли могилу на кладбище Баки’. Когда они закончили копать, Пророк (мир ему и благословение) спустился в могилу и сам стал рыть нишу могилы. После этого сам лёг в могилу и стал смиренно просить Аллахa: «О Аллах, прости грехи моей матери Фатиме, дочери Асада, ради Твоего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), ради всех предыдущих пророков (мир им)». После мольбы к Всевышнему Расулюллах (мир ему и благословение), сняв с себя рубашку, надел на Фатиму, как саван. Удивлённые сподвижники спросили: «О Посланник Аллахa, в чём мудрость этого поступка?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Я лёг в могилу, чтобы она не сжимала Фатиму, а рубашку надел, чтобы ей досталось райское платье».

В Мекке была засуха, сельское хозяйство и скотоводство пришли в упадок, начался голод. Отцу Али – Абу Талибу – приходилось особенно трудно, поскольку у него была большая семья. Видя положение дяди, Пророк (мир ему и благословение) захотел помочь ему. Не зная, как и чем помочь, посоветовался с Аббасом (да будет доволен им Аллах). Они оба пришли к единому мнению, что каждый из них возьмёт по одному ребёнку Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) к себе на воспитание и содержание. Когда же они пришли с этим предложением к Абу Талибу (да будет доволен им Аллах), он сразу же согласился. Так Аббас (да будет доволен им Аллах) взял к себе Джафара, а Пророку (мир ему и благословение) достался Али (да будет доволен им Аллах).

Али (да будет доволен им Аллах), воспитанный Лучшим Творением Всевышнего, отличался от своих сверстников остроумием, глубокими знаниями в области Ислама. Он был сыном, братом и опорой во всём для Пророка (мир ему и благословение). Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал Али: «Ты для меня, как Харун для Мусы (мир им)». Али (да будет доволен им Аллах) принял Ислам в десять лет. Он был первым мальчиком, принявшим Ислам. Он был тем самым мальчиком, который лёг в постель Пророка (мир ему и благословение), когда курайшиты хотели убить его, и тем самым помог Пророку (мир ему и благословение) покинуть Мекку.

Ещё в юношеские годы его уважали, даже старше его возрастом близкие, родные и другие сподвижники Пророка (мир ему и благословение). Однажды Мухаммад (мир ему и благословение) увидел Али спящим в мечети на сырой земле. Тогда он разбудил его словами: «Вставай, Абу Тураб (отец замли)», и с тех пор некоторые его прозвали Абу Турабом.

После переселения в Медину ансары (жители Медины) братались с мухаджирами (жителями Мекки), и тогда Али (да будет доволен им Аллах) пришёл к Пророку и сказал: «О Расулюллах, кому же я буду братом?» На что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Ты – мой брат!» Всем известно, что Али (да будет доволен им Аллах) был также мужем любимой дочери Пророка (мир ему и благословение) Фатимы (да будет доволен ею Аллах).

Али (да будет доволен им Аллах) был из числа самых храбрых и сильных воинов Пророка (мир ему и благословение). Известен и случай, после которого его прозвали Львом Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в битве при Хайбаре, держа знамя в руках, обратился к народу: «Нести знамя будет человек, на которого укажет Аллах, которого любит Аллах и Его Пророк и который любит Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение)». Утром следующего дня все асхабы, каждый их которых думал, что знамя Расулюллах вручит ему, собрались вокруг Пророка (мир ему и благословение), но среди них не оказалось Али (да будет доволен Им Аллах). «Где Али?» – спросил Пророк (мир ему и благословение). Ему ответили, что у него болят глаза. «Пошлите за ним!» – повелел Пророк (мир ему и благословение). Когда Али, который от мучительной боли не мог даже открыть глаза, предстал перед ним, Пророк (мир ему и благословение) намочил его глаза своей слюной. В это время боль Али (да будет доволен им Аллах) мгновенно исчезла, как будто никогда и не болел. После этого Мухаммад (мир ему и благословение) вручил Абу Турабу (да будет доволен им Аллах) знамя. Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я буду стараться, пока они не станут такими, как мы». На что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Призови их к Исламу!» Хайбар был взят. Али сражался лучше всех и был прозван Львом Аллахa.

У арабов существовал такой обычай: перед началом сражения всей армии выходили бойцы, которые хотели перед битвой личного поединка. В битве при Бадре Али (да будет доволен им Аллах) был знаменосцем мусульман. Непосредственно перед битвой он сразился с одним из лидеров мекканских язычников Валидом ибн Мугирой и убил его, затем поспешил на помощь Абу Убайде (да будет доволен им Аллах) и убил его противника. Пророк (мир ему и благословение) подарил ему меч с раздвоенным лезвием – «Зульфикар». После победы при Бадре ему в качестве трофея были переданы меч, щит и верблюд.

В битве при Ухуде он лично защищал Пророка (мир ему и благословение), получил ранения. При завоевании Мекки был знаменосцем мусульманской армии и вместе с Пророком (мир ему и благословение) сокрушил идолов Каабы, затем участвовал в битвах против племён Хавазан и Сакиф.

Достоинства Али (да будет доволен им Аллах) и хадисы Пророка (мир ему и благословение) о нём

О достоинствах Али (да будет доволен им Аллах) можно говорить бесконечно. Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) очень любил своих детей – Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллах), поскольку они были от дочери Великого Посланника (мир ему и благословение). Этот человек всегда старался сделать всё возможное, чтобы они имели счастливое детство. Он всегда их собирал вокруг себя, играл с ними, одаривал их различными подарками. Люди его даже прозвали «отцом всех сирот» – он всегда помогал сиротам и бедным детям.

Фатима (да будет доволен ею Аллах) очень любила своего мужа. Она во всём слушалась его. В их доме царили мир и согласие. Никто никогда не слышал, чтобы они даже спорили. Али (да будет доволен им Аллах) был «морем знаний». От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что в Коране триста аятов ниспослано об Али (да будет доволен им Аллах).

Все аяты, которые начинаются со слов «Я аййуhа-л-лязиннааману…», в первую очередь обращены к Али (да будет доволен им Аллах), а затем ко всем остальным. Он также говорил: «Смотреть на лицо Али – это богослужение, неприязнь к нему – это неприязнь ко мне». Этими словами Расулюллах дал понять, как Хайдар ему дорог и как Аллах его любит. Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Али с Кораном, и Коран вместе с Али, и они не расстанутся до тех пор, пока не соберёмся у Хавза». В другом хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) «Рай влюблён в троих людей – это Али, Аммар и Салман». Пророк (мир ему и благословение) также называл Али (да будет доволен им Аллах) имамом истинных мусульман и борцом против заблудших.

О том, каким великим и добродушным человеком был Али (да будет доволен им Аллах), говорит следующий случай. Сподвижник по имени Абу Зарр аль-Гифари (да будет доволен им Аллах) рассказал, что однажды, когда они находились в мечети, туда пришёл попрошайка и стал просить. Никто не дал ему милостыню. Нищий воздел обе руки к небу и обратился к Создателю: «Вот я в мечети Твоего Посланника (мир ему и благословение), и никто не дал мне милостыню». Когда попрошайка говорил это, Али-асхаб (да будет доволен им Аллах) совершал намаз и находился в поясном поклоне, на правой руке его было кольцо. Будучи в поясном поклоне, Али (да будет доволен им Аллах) протянул нищему правую руку. Тот сразу понял значение этого жеста и быстро снял кольцо с пальца. Это увидел Посланник Аллаха (мир ему и благословение), находившийся в мечети, и прочитал мольбу за Али (да будет доволен им Аллах). Так же, как Муса (мир ему) попросил сделать визирем Харуна (мир ему), Пророк (мир ему и благословение) попросил сделать своим визирем Али (да будет доволен им Аллах). Не успел Расул закончить мольбу, как прибыл Джабраил (мир ему) с аятом от Всевышнего. Этот аят, ниспосланный в ответ на мольбу Пророка (мир ему и благословение), есть в суре «Маидат». В нём сказано, что Али (да будет доволен им Аллах) сделан визирем Мухаммада (мир ему и благословение), как Харун был сделан визирем Мусы (мир им). Посланник Аллaха (мир ему и благословение) также попросил в мольбе, чтобы Али (да будет доволен им Аллах) воспринимал и запоминал всё услышанное, и эта мольба была принята. После этого Али (да будет доволен им Аллах) не забывал ни один хадис, который слышал от Пророка (мир ему и благословение).

Признаками веры или лицемерия Пророк (мир ему и благословение) считал любовь или ненависть к Али (да будет доволен им Аллах). Мухаммад (мир ему и благословение) сказал Али (да будет доволен им Аллах): «В Рай первым войдёт любящий тебя, а в Ад – ненавидящий тебя». От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передан хадис о том, что слышали, как Посланник Аллахa (мир ему и благословение) сказал Али (да будет доволен им Аллах): «Ты предводитель и на этом свете, и на том, любовь к тебе – это любовь ко мне, а ненависть к тебе – это ненависть ко мне».

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Али ибн Абу Талиб – самый мудрый среди моего народа и самый умный в разрешении разногласий, которые возникнут после меня».

Однажды к Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах) обратились трое с просьбой разрешения одной проблемы, которая была связана с разделом имущества между ними и очень напоминала математическую задачу. Имущество составляло 17 верблюдов, а сложность состояла в том, что раздел должен быть неравномерным, а в соответствии с договоренностью этих людей между собой в следующей пропорции: 1/2 часть – первому; 1/3 часть – второму и 1/9 – третьему. Поскольку 17 не является кратным ни к двум, ни к трём и ни к девяти, поэтому владельцы верблюдов оказались в затруднительном положении. Али (да будет доволен им Аллах) сразу же попросил привезти к нему ещё одного верблюда. Добавив к ним этого верблюда, он разделил их согласно требованиям на два, на три и на девять, после чего первый получил девять верблюдов, второй – шесть, а третий – двух верблюдов. И после того, как каждый из них получил свою долю, тот 18-й верблюд остался нетронутым и был возвращён обратно, так как сумма полученных верблюдов не превышала 17: 9+6+2=17.

Однажды один иудей попросил Абу Тураба (да будет доволен им Аллах) назвать число, которое бы делилось на все числа, до десяти. Али (да будет доволен им Аллах) мгновенно посоветовал ему перемножить полную сумму окружности на количество дней недели, чтобы получить необходимую сумму. То есть 360 градусов на 7 дней. Полученная сумма составляет 2520 и делится на все цифры от одного до десяти:

Скорость мышления и ответа на вопрос, сообразительность и ум Али (да будет доволен им Аллах) вызывают удивление.

Однажды некий мужчина пришёл к Али (да будет доволен им Аллах) и поделился, что у него по воле Аллахa обе жены родили в один и тот же день, и обе отказывались от девочки. Отец новорождённых детей не знал, как быть и какой жене поверить. Али (да будет доволен им Аллах) посоветовал взять у обеих жён в одинаковом объёме грудное молоко и взвесить. Та, у которой молоко окажется тяжелее, действительно является матерью мальчика.

Такого же рода история приключилась и во времена правления Умара (да будет доволен им Аллах). К нему привели двух женщин с одним ребёнком, и каждая из которых твердила, что это её младенец. Умар (да будет доволен им Аллах) всегда обращался к Али (да будет доволен им Аллах) в сложных ситуациях. И этот случай не стал исключением. Тогда он попросил принести пилу. Женщины с изумлением спросили: «Зачем тебе вдруг понадобилась пила?» – «Таким образом собираюсь осуществить «раздел» младенца между вами, чтобы каждой досталась половина», – ответил Али (да будет доволен им Аллах). Вдруг одна женщина не выдержала и с просьбой, чтобы Али (да будет доволен им Аллах) не сделал этого, сказала: «Если нет другого решения, я уступаю свои права ей». Оценив её поступок, Али (да будет доволен им Аллах) заявил, что именно она является матерью этого младенца, ибо только настоящую мать может напугать такого рода решения. Другая же потом созналась в своём поступке.

Сам же Умар-асхаб (да будет доволен им Аллах) сказал про него: «Если бы не было Али, то Умар пропал бы». Хотя Али (да будет доволен им Аллах) и был намного моложе Умара (да будет доволен им Аллах), всё же в знаниях ему не было равных.

О том, как Али (да будет доволен им Аллах) стал халифом, и о событиях, происшедших во время правления

После того как Усман (да будет доволен им Аллах) стал шахидом, необходимо было найти человека, достойного того, чтобы поручить ему дела халифата. Выбор остановился на Али (да будет доволен им Аллах). Сын Али (да будет доволен им Аллах) Мухаммад ибн аль-Ханифийа передаёт, что после убийства Усмана (да будет доволен им Аллах) отец пришёл в дом Усмана (да будет доволен им Аллах) и запер за собой дверь. Пришли люди и сказали: «Усман убит, людям нужен халиф, мы же считаем тебя самым достойным, возьми на себя правление халифатом». «Как визирь я принесу вам больше пользы, чем будучи амиром», – ответил Али (да будет доволен им Аллах). Но люди не согласились и не приняли его отговорок, сказав, что они не найдут человека более достойного, чем он. «Если дело обстоит так и вы не оставите меня в покое, то присягу нельзя приносить втайне. Соберём людей в мечети Мухаммада (мир ему и благословение), пусть они принесут присягу кому сами захотят», – предложил Али (да будет доволен им Аллах). Они в тот час же отправились в мечеть, собрали людей и все вместе дали клятву верности Али (да будет доволен им Аллах). Первым, кто, присягнув, протянул ему руку, говорят, был Талхат ибн Убайдуллах. Рука Талхата, протянутая первой для присяги Али (да будет доволен им Аллах), была больной. Кто-то даже заметил: будет ли счастливой для Али (да будет доволен им Аллах) присяга, начатая с больной руки. Зубайр ибн Авам тоже присягнул ему.

Жители Басры были очень довольны Али (да будет доволен им Аллах). Таким образом, дела халифата легли на плечи Али, сына Абу Талиба (да будет доволен им Аллах). Известно, что при нём никогда не было казны, так как он всё время раздавал её нуждающимся. Как только собирали налоги (закят), он тут же использовал их по назначению. Даже зерно он раздавал бедным. Сам Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) жил бедно. Вся его жизнь была полна аскетизма. По ночам он читал Коран. И как халиф он в первую очередь просил придать большее значение религии и изучению Корана.

Смерть Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах)

В Мекке тайно встретились три хавариджита, каждый из которых обязался убить по одному амиру. Заключив крепкий договор, они отправились в путь. Согласно договору, один из них отправился в Дамаск, он взялся убить Муавийата. Одним ударом он ранил Муавийата, но люди поймали врага. Рана Муавийата зажила, и он остался жив. Схваченный враг, не сумевший убить Муавийата, попросил пощады и сообщил ему весть о том, что в это же самое время убили Али (да будет доволен им Аллах), надеясь, что Муавийат будет доволен. Он был уверен, что Али (да будет доволен им Аллах) убили, поскольку они твёрдо намеревались покончить с тремя правителями в один день, в одно и то же время. Муавийат оставил врага в живых, пока не узнал достоверно о гибели Али (да будет доволен им Аллах). Говорят, что он отпустил его, отрубив в наказание руки и ноги, когда узнал, что Али (да будет доволен им Аллах) и вправду убит.

Второй взялся убить Амра ибн Аса. Он отправился в Египет, нашёл Амра и задумал убить его, как и обязался, когда тот шёл на молитву. Но в тот день Амр заболел и остался дома, а вместо него молиться пошёл Хариджат. Когда тот начинал молитву (или уже во время молитвы), проклятый ударил Хариджата, приняв его за Амра. Удар оказался точным, Хариджат скончался, а убийцу, который ошибся, схватили и отвели к Амру. Амр спросил его, знает ли он, кого убил. «Люди сказали, что это Хариджат», – ответил тот. Тогда Амр убил его, сказав: «Ты хотел убить Амра, но Аллах пожелал гибели Хариджата».

Убить Али (да будет доволен им Аллах) обязался Ибн Мульджим. Этот проклятый отправился в Куфу с намерением убить Али (да будет доволен им Аллах). Бродя по улицам Куфы, он остановился у ворот дома, где играли свадьбу. Он заговорил с одной из выходивших из дому женщин по имени Кутам. Она оказалась одинокой женщиной. Он заговорил о браке, и она сказала, что посоветуется с родными. Позже Кутам пришла к нему с ответом и потребовала от него три тысячи дирхемов, одного раба и одну хорошую служанку. Ибн Мульджим согласился дать всё, что она попросила. Но у Кутам была другая цель. «Вместо всего упомянутого ты убей Али, мне нужно это», – сказала Кутам. «Разве это возможно?» – спросил Ибн Мульджим. «Если не можешь – уходи», – заявила она. Оказалось, что в войне с хавариджитами в Нахраване Али (да будет доволен им Аллах) убил отца и брата Кутам. Хотя Али (да будет доволен им Аллах) и не был виноват в убийстве отца и брата Кутам, которые погибли, сражаясь против законного имама, всё же она мечтала отомстить за них. Тогда он открылся ей, сказав, что приехал с одной только целью – убить Али (да будет доволен им Аллах). Теперь они вновь вернулись к этому вопросу и стали замышлять план убийства Али (да будет доволен им Аллах). Она сказала, что приведёт ему в помощь человека, и подговорила своего двоюродного брата Вардана сопровождать Ибн Мульджима. Кутам хотела, чтобы Шабиб ибн Маджарат тоже встретился с Ибн Мульджимом и стал соучастником убийства Али (да будет доволен им Аллах). Долго уговаривая его, она с трудом убедила его пойти с ними. Они устроили засаду, когда Али (да будет доволен им Аллах) совершал утренний намаз, и вместе ударили его саблями. Удар Шабиба прошёл сверху, а удар Ибн Мульджима пришёлся прямо в лоб и задел мозг. Сделав это, злодеи сбежали. Вардан пытался укрыться у себя дома, но его догнали и убили.

Ибн Мульджим бежал, пробираясь между людьми, замахиваясь саблей на всех, кто оглядывался на него. Мугират поймал его, накинув на него одежду, поднял на руки и ударил об землю. Он сел ему на грудь, забрал саблю и, унизив, посадил перед Али (да будет доволен им Аллах). Тот велел накормить Ибн Мульджима, дать ему постель и охранять его. «Если дни мои не сочтены и я останусь жив, сам подумаю, – коротко пояснил он. – Если же я умру, пошлите его следом за мной, разберусь с ним на Арасате».

Так правитель правоверных провёл пятницу и субботу. В ночь на воскресенье он покинул этот бренный мир и отправился в путь в Ахират. Когда же Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) умирал, он призвал к себе детей и сказал им: «Я вам завещаю только богобоязненность. Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь, и умирайте не иначе как мусульманами. О дети! Пусть вас не опьяняет то, что вы мои дети и внуки Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), и пусть у вас даже мысли не будет гордиться происхождением».

Хасан с Хусейном омыли его тело и завернули в саван, Мухаммад Ханифа стоял рядом и наливал воду. Похоронили его поздней ночью, а могилу скрыли. Некоторые говорят, что она находится в Наджафе. Затем из тюрьмы привели Ибн Мульджима. Хасан ударил его туда же, куда тот ударил его отца. Вслед за тем люди набросились на него и изрубили на куски. Лев Аллаха Али (да будет доволен им Аллах) умер в шестьдесят три года. Халифом же он был четыре года и девять месяцев.

Мудрые высказывания Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах)

1. «О дунья! Не опьяняй меня. Я дал тебе три развода!»

2. «Если человек погонится за тем, что не является важным для него, он останется с пустыми руками, упустив самое важное».

3. «Когда настигает смерть, все усилия творений бесполезны».

4. «Не станет отважным героем тот, кто много размышляет о последствиях».

5. «Язык умного человека находится в сердце, а у глупца сердце на языке».

6. «Когда одолеешь врага, прости его и вознеси хвалу Всевышнему».

7. «Знания возвышают низкого человека, а невежество принижает знатного. Тот, у кого знаний меньше всех, – наименее почитаемый среди людей».

8. «Из достоинств знаний достаточно и одного того, что и незнающий утверждает, что он знает, а из недостатков невежества достаточно и того, что никто не хочет, чтобы его считали невежественным».

9. «Полноценный человек – это алим (учёный) или ищущий знания, остальные не считаются полноценными».

10. «Когда настигнет горе, скажи: «Ла ħавла ва ла ķ’уввата илла биллаh», и этого будет достаточно. Получив блага, скажи: «Альhамдулиллah», и Аллaх даст тебе ещё больше».

11. «Дружба с плохими людьми порождает в сердце неприязнь к хорошим».

12. «Если мелкие невзгоды сочтёшь большими, то подвергнешься большим испытаниям».

13. «Этот мир и Ахират подобны западу и востоку: приблизишься к одному – отдалишься от другого».

14. «Не радуйся тому, что получил в этом мире, и не жалей о том, что не досталось».

15. Из завещания Али (да будет доволен им Аллах) своему сыну Хасану: «Ты отдай другу всю свою любовь, но всё же не полагайся на него полностью. Доставляй ему радость и делись с ним сердечными переживаниями и заботами, но не поверяй ему все свои тайны».

Аль-Куфа – древний город, расположенный к югу от столицы Ирака Багдада, один из главных городов, построенный мусульманами во время правления халифа Уумара ибн Хаттаба, в 17 году по Хиджре.

Превратившись в центр управления в Ираке и место расположения крупного военного гарнизона, противостоявшего персидской армии, он тем самым стал домом для мусульман-мухаджиров.

А в 36 году по Хиджре – и в столицу халифата, в связи с переездом сюда четвертого халифа Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), который остался здесь до конца своей жизни.

Перенос столицы халифата из Медины в Куфу явился важнейшим событием не только в истории исламского государства,но и главным событием, произошедшим во время правления господина Али (да будет доволен им Аллах).

В этом городе был маленький домик, в котором халиф Али жил со своими детьми а в его дворе – колодец, водой из которого пользовалась семья, и который сохранился до сегодняшнего дня.

Али (да будет доволен им Аллах) провел в этом городе четыре с лишним года, перенеся сюда государственную резиденцию амира, которая размещалась в соборной мечети Аль-Джами’а.

В мечети находилась и скамья подсудимых для решения проблем конфликтующих сторон.

После Пророка (мир ему и благословение) не было красноречивее человека и лучшего проповедника, чем Али ибн Абу Талиб.

Во время проповедей с языка этого мудреца изливались хикматы, наполняя слух и сердца людей.

19 числа месяца рамазан в 40-м году по Хиджре в минарете этой мечети на ли было совершено покушение.

Отсюда дети забрали его домой до того, как он совершил свой последний вздох. Внутри его дома есть маленькая скамья, на которую уложили Али. На ней он и скончался через два дня после покушения.

Здесь же его и омыли. Место захоронения тщательно скрывали. Говорят, что перед смертью он завешал своим сыновьям, Хасану и Хусейну, похоронить его в определенном месте в Неджефе, что в 10 километрах от Куфы.

Так как действия по его захоронению были строго засекречены, это место десятки лет оставалось неизвестным, и о нем не знал никто, кроме самых близких и родных.

Причиной такой секретности явился тот факт, что хавариджи (да воздаст им Аллах тем, что они заслуживают), один из которых, по имени Абдуррахман ибн Мульждим, и стал убийцей Али, жаждали мести. Поэтому сподвижники и жители Куфы боялись, что если место захоронения станет известным людям, хавариджи повредят могилу.

Когда Али было примерно 5 лет, его отец Абу Талиб (дядя Пророка (мир ему и благословение)) обеднел.

Пророк (мир ему и благословение) (еще до начала пророчества) предложил ему взять Али под свою опеку, оставил мальчика в своем доме и воспитывал. Именно его воспитанию Али ибн АбуТалиб обязан своими лучшими нравственными качествами.

В результате этого баракатного воспитания Али не разделял господствовавших в Мекке языческих убеждений и ни разу в жизни не поклонялся идолам.

Поэтому, упоминая его имя, произносят: «КАРРАМА ЛЛАХУ ВАДЖХАХУ», т.е. «Да возвеличит Аллах его лицо».

Он еще в детстве заметил особенности Пророка (мир ему и благословение). Поэтому задолго до того, как Пророк провозгласил о своей миссии, Али узнал и полюбил его. Известие же о пророчестве лишь усилило те чувства к Пророку, что были в его сердце. Поэтому ничто не помешало ему уверовать в него и последовать за ним.

Али оставался с Пророком (мир ему и благословение) в Мекке, претерпев вместе с ним все неприятности, в том числе и блокаду, устроенную курайшитами.

Известно, что курайшиты хотели убить Пророка (мир ему и благословение) в ночь, когда он решил совершить хиджру в Медину. Чтобы враги не догадались об отсутствии Посланника Аллаха (мир ему и благословение), именно Али лёг в его постель, в результате чего план курайшитов провалился. Среди всех сподвижников Пророк (мир ему и благословение) избрал для этого именно Али, не только из-за его храбрости, но и потому, что у Али находились его аманаты и был уверен, что, опасаясь за их сохранность, язычники не убьют Али.

После совершения хиджры, в Медине, Али продолжал играть важную роль в жизни мусульманской общины.

Во втором году по Хиджре, Пророк (мир ему и благословение) выдал за него замуж свою дочку Фатиму и она родила ему Хасана, а потом Хусайна.

Пророк (мир ему и благословение) назвал их этим именам и радовался.

Потомство Пророка (мир ему и благословение) осталось только от них (зурият Хасана и Хусайна).

Выдавая свою дочь, госпожу Фатиму, за Али, хотя желающих засватать ее было очень много, Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Она является частью меня! Мне неприятно то, что неприятно ей, и меня радует то, что радует ее. Она будет у тебя аманатом ».

Поистине, Али участвовал вместе с Пророком (мир ему и благословение) во всех сражениях, совершая героические поступки. В Медине ему поручались многие ответственные дела.

Он говорил: «В разгар самых ожесточенных битв мы искали защиты возле Пророка (мир ему и благословение), прятались за ним. И никто из нас не оказывался ближе к врагу, чем он. Ведь он – лучший из воинов, знающий свое дело.

До сих пор сохранились следы пребывания Али в районе Хандака, указывающие на то, какую роль он сыграл, находясь на передовой в происходивших здесь битвах.

Спускаясь от мечети аль-Фатх, в которой во время сражений Ахзаба (или Хандака) размещался штаб командования Пророка (мир ему и благословение), мы подошли к мечети имени Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), расположенной в том месте, где он командовал одним из полков.

Именно здесь был выкопан хандак (т.е. широкий окоп), имевший в том бою такое важное зачение. Али сыграл в этой битве очень важную роль, показав себя настоящим героем.

Пророк (мир ему и благословение) тогда спросил у сподвижников: «Кто заберет у меня этот меч, заслуживая его?», т.е. обещая мне сражаться врагами, пока не сломает его.

И тем, кто взял этот меч из его рук, был Али ибн Абу Талиб.Али (Да будет доволен им Аллах и каррамаху ваджахагьу) проявил в бою при Хандаке свою мощь, когда убил Аамра ибн Вуд аль-Амири, который перепрыгнул через ров в сторону мусульман, тем самым бросив им вызов. Это была вершина героизма, проявленного в том сражении.

Вот эта мечеть, носящая имя Али ибн Абу Талиба (каррамаху ваджахаху).

Али также прославился тем, что записывал за Пророком (мир ему и благословение. вахю. Именно он записал текст мирного договора «Сульхуль Худайбия» и был свидетелем его заключения.

В 8 году по Хиджре Али поехал в Йемен, где провел один год. Напоминанием о его пребывании там служит носящая его имя мечеть в нынешней столице Йемена, Сане.

Известно, что жители Йемена стали мусульманами мирно, добровольно, без кровопролития. Они толпами принимали религию Аллаха.

К ним были отправлены сподвижники для того, чтобы исполнять обязанности кадиев (т.е. шариатских судей), а также для разъяснения и распространения Ислама.

После смерти Пророка (мир ему и благословение) сподвижники разделились на две группы: Али совершил его омовение и с семейством Пророка мир ему и благословение) начал готовиться к похоронам, а другие встали на защиту единства исламского уммата поэтому он не присоединился к собравшим в местечке Сакиф Бану Сагид, которые вынесли решение назначить халифом Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

Позже Али, как и остальные, принес Абу Бакру присягу (или клятву подчиняться, т.е. бай’ат).

Али играл важную роль во время правления Абу Бакра, Умара и Усмана (да будет доволен ими Аллах). Они советовались с ним при принятии различных шариатских решений, вынесении судебных заключений.

Однажды Умар даже сказал: «Если бы не Али, то Умар пропал бы».

У Али были хорошие отношения со всеми халифами: и с Абу Бакром, и с Умаром, и с Усманом.

Он рассматривал себя в качестве их помощника и стремился облегчить им выполнение обязанностей правителей.

Когда возникла смута, в которой Усман пал шахидом, Али был готов пожертвовать своими сыновьями Хасаном и Хусайном, желая, чтобы они охраняли халифа и противостояли хаосу, возникшему по вине стекавшихся в Медину смутьянов.

Перед смертью Умара для избрания халифа были отобраны 6 человек, в числе которых был и Али. Посоветовавшись, они приняли решение выбрать халифом Усмана. Али вместе со всеми дал «бай’ат» и ему, став одним из его приближенных.

И когда 18 числа месяца зуль-хиджа в 35 году по Хиджре Усман был убит, халифом назначили Али.

После убийства Усмана все алимы и другие сподвижники единогласно решили, что во всем уммате не было человека лучше Али. Он (да будет доволен им Аллах) был ближайшим родственником Пророка (мир ему и благословение) обладал обширными знаниями Корана и ильму, участвовал во всех газаватах, всегда проявляя героизм совершил хиджру, он был первым из детей, принявших Ислам.

И вся умма без сомнений согласилась, что именно он достоин стать предводителем мусульман.

После избрания халифом Али стали называть разными прозвищами как, например, «Амир-уль-му‘минин» (предводитель правоверных) или «Имам» (т.е. предстоятель на молитве).

Со временем последнее прозвище стало подобно собственному имени, настолько часто его присоединяли к имени Али, ибо он был настоящим имамом. Али (да будет доволен им Аллах) действительно стал имамом во всех отношениях: имамом по богобоязненности, имамом по знанию ильму, имамом по достоинству, имамом по опережению в Исламе (его принятии), имамом по близости (родству) к Пророку (мир ему и благословение) имамом в нападении и в отступлении, в сражении и в вынесении решений суда, а также во многом другом.

Во время правления Али в халифате была проведена большая работа по укреплению городов и государства в целом. В частности, была создана полиция, открыты центры для обслуживания людей, чьи права были каким-то образом ущемлены.

Такие центры назывались «дар-уль мазалим» («дома притесненных») и служили образцами восстановления справедливости, возвращая имущество, отнятое нечестным путем.

Нет сомнений в том, что его правление халифатом, основанное на справедливости, было безупречным. Его поступки были подобны поступкам халифов-предшественников.

Он также ходил по базарам и расспрашивал о делах и проблемах торговцев и других жителей, за которых был ответственен перед Всевышним.

Д.п.: Однако, в те 5 лет и несколько месяцев, что он был у власти, появились неизбежные у каждого правителя проблемы с оппозиционерами.

Члены той группировки, которая противостояла господину Али, конечно, были несправедливыми. Таково единогласное мнение ученных алимов, об этом же свидетельствует хадис Пророка (мир ему и благословение), сказавшего: «О Али, тебя убьет группа несправедливых».

Справедливыми были те, кто последовал за Али. На его стороне была правда и он сам, несомненно, заслуживал должности правителя. Но все же, его судьба была предопределена Аллахом.

И мы не должны вмешиваться в то, что произошло между сподвижниками.

Когда Али спросили: «Что ты скажешь о жителях Шама, т.е. о Му’авии и его последователях?» он ответил словами, которые, мне кажется, нам всем надо запомнить и следовать им. Это образец, как следует поступать по отношению к тем, кто нам противостоит, когда обстановка накаляется и может привести к пролитию крови.

Он сказал:

«Мы едины, и у нас один Господь,И один Пророк,

И одна Книга (т.е. Коран), и Кибла тоже одна!

И этим разногласием мы не укрепляем их иман, а они не укрепляют наш».

Т.е. разногласие между нами возникло не из-за основ нашей религии, не из-за нашей веры, а из-за пролитой крови Усмана и методах решения второстепенных вопросовВ то время между ним и Му’авией случился инцидент разрешения конфликта на основе Корана. Это произошло возле горы, которую и сегодня называют «Тахким», что значит «решение вопросов на основе Корана», в районе города Ма ’ан на юге Иордании.

В 250 км к югу от Аммана, восточнее города Ма’ ан, расположено селение «Узрух». На его окраине и находится эта гора.

Однако, эта попытка не увенчалась успехом разногласие не исчезло, и вскоре произошла битва Нахраванд» с хавариджами, отрицавшими решение Тахкима и выступившими против Али.

Здесь, в Узрухе, два великих сподвижника – Абу Муса аль-Аш’ари в качестве представителя Али ибн Абу Талиба и Амр ибн Аас со стороны Му’ авии ибн Абу Суфьяна встретились, чтобы вынести решение на основе Корана.

Ибо после завершения боя (битвы при Сиффине) воины Му’ авии (да будет доволен им Аллах) подняли на копьях Коран (демонстрируя, что будут согласны с решением, вынесенным на его основе).

И поныне на вершине горы «Тахким» сохранились развалины замка сподвижников, подтверждающие этот случай между Али и Му’авией.

Да, Тахким был проведен, но сведения об этом событии, дошедшие до нас, весьма противоречивы и делятся исследователями на три категории: достоверные, «слабые» (т.е. не подтвержденные) и выдуманные.

Достоверно то, что мусульмане единогласно решили избрать Абу Мусу Аш’ари в качестве представителя Али (да будет доволен им Аллах), а Амра ибн Аса (да будет доволен им Аллах) – Му’ авии ибн Абу Суфьяна (да будет доволен им Аллах) и считать принятое ими решение обязательным для всех мусульман.

Именно такая задача и была поставлена в договоре Тахким. Это достоверный факт.

События развивались таким образом до тех пор, пока человек, назвавшийся Абдурахманом ибн Мульджимом, не нанес Али (каррама ЛЛаху ваджгьау) предательский удар саблей в мечети г. Куфы. Али (да будет доволен им Аллах) прилагал все силы для объединения мусульман, но получил смертельную рану.

Своими выдающимися качествами этот великий человек был одарен от Аллаха. Этим он отличился от других, это сделало его примером для подражания всех последующих поколений воинов и ученых, обладающих скромностью, набожностью и доброжелательностью.

Да смилуется Всевышний Аллах над отцом Хасана – Али (да будет доволен им Аллах), и да сделает его довольным Собой.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

(59 лет) Место смерти
  • эль-Куфа , Праведный халифат
Место погребения
  • Мечеть Имама Али
Страна Вероисповедание ислам Отец Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб Мать Фатима бинт Асад Супруги Дети Сражения Отождествляется Шиитский взгляд на Али [d] , Суннитский взгляд на Али [d] и Али в Коране [d] События хиджра , первая фитна Медиафайлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике Информация в Викиданных ?

Абу́-ль-Ха́сан ‘Али́ ибн Абу́ Та́либ аль-Кураши́ , более известный как ‘Али ибн Абу Талиб (араб. علي بن أبي طالب ‎, [ʕaliː ibn ʔæbiː t̪ˤɑːlib] ; 17 марта 599 - 24 января 661 ) - политический и общественный деятель ; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда , четвёртый праведный халиф ( -661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов .

Согласно авторитетным мусульманским источникам, единственный человек, который родился в Каабе ; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам ; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных).

Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв , которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана . Различные события стали причиной гражданской войны с Муавией , а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита .

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура . Сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны .

История жизни

Ранние годы

Его полное имя: Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф аль-Курайши. Его также называли Абу Турабом и Хайдаром . Пророк Мухаммед назвал его Муртадой («заслужившим довольство», «избранным») и Маула («любимый») .

Сражения

Первое сражение между мусульманами и курайшитами состоялось возле селения Бадр; Али был в нём знаменосцем. Бой начался с поединка между Утбой ибн Рабиа , его братом Шайбой (англ.) русск. и сыном Валидом ибн Мугирой (англ.) русск. от мекканской стороны и Али, дядей пророка Хамзой и Убайдой ибн аль-Харисом (англ.) русск. от мусульманской. Али сразился с Валидом ибн Мугирой и убил его . После этого он и Хамза поспешил на помощь к получившему ранение аль-Харису и, зарубив его противника Шайбу, унесли аль-Хариса с поля боя . Битва при Бадре стала первой победой мусульман. За свой героизм Али получил прозвище «Лев Аллаха » . При разделе трофеев , захваченных в ходе сражения, Мухаммед взял себе меч Зульфикар , принадлежавший до этого мекканцу Мунаббиху ибн Хаджжаджу. После смерти Пророка меч перешёл к Али .

Пророк Мухаммед скончался в 632 году в своём доме в Медине. Тотчас после его смерти в квартале бану са’ида собралась группа ансаров , чтоб решить вопрос о преемнике. К ним вскоре присоединились Умар , Абу Бакр , Абу Убайда и ещё несколько мухаджиров . Али и семья Мухаммеда в это время были заняты подготовкой похорон Пророка . Большинство присутствующих склонялись к избранию вождя мединского племени хазраджитов Сада ибн Убаду , но ауситы колебались в таком выборе, да и часть хазраджитов полагала, что родственники Мухаммеда обладают бо́льшими правами на наследование его власти . При избрании нового главы общины только три сподвижника (Абу Зарр аль-Гифари , аль-Микдад ибн аль-Асвад и перс Сальман аль-Фариси) выступили сторонниками прав Али на власть, но их не стали слушать . Появление Абу Бакра и его спутников сразу изменило обстановку. Собрание в итоге присягнуло Абу Бакру и тот, приняв звание «заместителя посланника Аллаха» - халифа расули-л-лахи , или просто халифа , стал во главе мусульманской общины. Али не протестовал, но отошёл от общественной жизни и посвятил себя изучению и преподаванию Корана .

По кончине Абу Бакр назвал своим преемником Умара, а тот, умирая, назвал имена шести наиболее уважаемых ветеранов ислама (Али, Усман , Саад ибн Абу Ваккас , аз-Зубайр , Тальха и Абдуррахман ибн Ауф) и велел им выбрать из своей среды нового халифа. Талха в это время отсутствовал в Медине, а Абдуррахман ибн Ауф отказался от претензий на власть и взял на себя инициативу организации переговоров. Таким образом претендентов осталось всего четверо: Али, Усман, Саад и аз-Зубайр. Участники совета «шести» собрались в одном из домов около мечети, после чего начались трёхдневные переговоры .

Несмотря на всё вышеперечисленное, новым халифом в итоге стал Усман ибн Аффан, принадлежащий к влиятельному роду Омейядов , который после его убийства начнёт войну против Али.

Халиф

Спустя три дня после убийства Усмана новым халифом избрали Али. На следующий день после присяги он выступил с речью в мечети, сказав:

Когда был взят посланник Аллаха - да благословит его Аллах и да приветствует, - то люди сделали его заместителем (халифом) Абу Бакра, потом Абу Бакр сделал своим заместителем Умара, который шёл по его пути. Потом он назначил совет из шестерых, и они решили это дело в пользу Усмана, который делал то, что было вам ненавистно, а что - вы знаете [сами]. Затем его осаждали и убили. А затем вы по своей воле пришли ко мне и просили меня. А я - такой же, как вы: мне полагается то же, что вам, и на мне лежат те же [обязанности], что на вас. Аллах открыл врата между вами и убийством, и наступили смуты, как наступает ночная тьма. И не справиться с этими делами никому, кроме терпеливых и прозорливых и понимающих ход дел. Я поставлю вас на путь Пророка вашего и исполнения того, что он повелел, если вы будете повиноваться мне и Аллаху… Воистину, Аллах с высоты своих небес и Трона видит, что мне не хотелось власти над общиной Мухаммада, пока ваше мнение не было единым, но когда ваше мнение стало единым, то я не мог оставить вас…

Халифат при Али в 661 году.

Гражданская война в Халифате

Однако много противников Али было также и в Аравии. Большинство из них переехало из Медины в Мекку, где была жена пророка Аиша , недовольная тем, что Али не торопится с наказанием убийц халифа Усмана.

Верблюжья битва

В августе 656 года, когда разрыв с Муавией сделался окончательным, Али стал готовиться к войне с ним. Но первыми выступили против него мекканцы, возглавляемые Тальхой, двоюродным братом аз-Зубайром и женой пророка Аишей. Они возмутили жителей Басры, где вскоре по их призыву были схвачены и перебиты многие участники убийства Усмана. Однако соседняя Куфа приняла сторону Али.

Вскоре халиф во главе 12-тысячного войска (в основном из жителей Куфы) подошёл к непокорной Басре. В декабре произошло сражение, закончившееся победой Али. На его стороне сражались многие известные ансары, среди которых Абу Айюб аль-Ансари , Аммар ибн Ясир , Кайс ибн Са"д (англ.) русск. . Тальха был ранен стрелой в ногу и вскоре скончался от потери крови. Вероятно, после гибели Тальхи басрийцы дрогнули и начали отступать. Не сумевший их остановить, аз-Зубайр в одиночку бежал с поле боя, направившись к Вади ас-Сиба, где был убит одним бедуином. Решающая схватка завязалась вокруг верблюда, на котором восседала Аиша, отчего это сражение получило название «битва верблюда ». В конце концов воинам Али удалось прорваться к верблюду и перерезать ему поджилки, после чего животное вместе с Аишей рухнуло на землю . Басрийцы потерпели полное поражение. Таким образом власть Али упрочилась.

Сиффинская битва. Хариджиты

В январе 657 года Али перебрался в Куфу, сделавшуюся с этого времени его резиденцией. По мере того как ему присягали дальние провинции Халифата , его силы росли. Вскоре в распоряжении Али оказалась 50-тысячная армия. В апреле он выступил в поход в Сирию, возле Ракки переправился через Евфрат и встретился с Муавией близ селения Сиффин. При описании сиффинского сражения Ибн Джарир ат-Табари сообщает, что большую часть сторонников Али составляли мединцы и ансары. Согласно аль-Масуди на стороне Али в битве участвовали 87 человек, сражавшихся в прошлом при Бадре, среди которых было 17 мухаджиров и 70 ансаров .

Решающее сражение началось утром 19 июля 657 года и продолжалось девять дней с перерывами на ночь и для молитвы. Али вызвал Муавию на поединок, но тот вместо себя отправил мавлу, переодев его в свои одежды. Ничего не подозревавший Али вышел на поединок и убил мавлу. Своим поступком Муавия продемонстрировал трусость. На второй день сражения правое крыло войска халифа под командованием Малика аль-Аштара и центр под командованием самого Али разбили и потеснили войско Муавии . Ожесточённость сражения нарастала с каждым днём. В боях вместе с рядовыми с обеих сторон гибли также знатные люди. Сирийцы потеряли Убайдуллаха ибн Умара (сына халифа Умара), павшего в поединке с аль-Аштаром, и главу сирийских йеменитов Зуль-Кала; иракцы потеряли Аммара ибн Ясира, а в один из последних дней при попытке прорваться к шатру Муавии погиб Абдуллах ибн Будайл . Исход сражения складывался неудачно для мятежников, победа склонялась к Али. Положение спас Амр ибн аль-Ас , предложивший приколоть на копья свитки Корана. Бой сразу прекратился, Али обратился за советом к предводителям войска, но одни выступали за перемирие, другие - за продолжение сражения. После короткого раздумья Али произнёс: «Был я вчера повелевающим, а сегодня стал повелеваемым, был распоряжающимся, а стал распоряжаемым. Вы хотите остаться в живых, и я не могу вести вас к тому, что вам претит» . В Сиффинской битве Али потерял 25 тыс., а Муавия 45 тыс. человек .

Муавия сохранил свою армию, а в стане Али начался раскол: часть солдат (12 тысяч) возмутились его нерешительностью и покинули лагерь - их стали называть хариджитами .

Гибель

Согласно шиитской историографии, задолго до смерти Али знал о том, что будет убит, поскольку Пророк сказал ему об этом, и он сам предчувствовал это. Ряд авторов (Ибн Сад аль-Багдади ; аль-Балазури ; аль-Мубаррад ; аль-Масуди ; аль-Исфахани; Ибн Шахрашуб), исходя из многочисленных преданий, утверждают, что Мухаммад (или Али) полагали, что борода последнего будет окрашена кровью, текущей из его головы . Хариджиты, избегшие смерти у ан-Нахравана, приняли решение убить в одно назначенное время «виновников» раскола мусульманской общины - Али, Муавию и Амра ибн аль-Аса. Один из заговорщиков Абдуррахман ибн Мулджам ко всему прочему повстречал членов племени Тайм ар-Рибаб, в том числе женщину Катами бинт аш-Шиджну, потерявшую при Нахраване сразу отца и брата. Ибн Мулджам попросил её руки и сердца, и она согласилась при условии получения свадебного подарка, состоящего из 3 тыс. дирхамов, раба и убийства Али (девушка желала мести за гибель родных) .

Али похоронили близ Куфы. Место его захоронения держалось в секрете, но в правлении аббасидского халифа Харуна ар-Рашида его могила была выявлена в нескольких милях от Куфы и вскоре было построено святилище, вокруг которого вырос город Эн-Наджаф .

После смерти

Мученичество Али ибн Абу Талиба - Сопряжение: Юсеф Абдинежад - (Yousef Abdinejad)

Али как личность

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура . Кроме пророка Мухаммеда, нет никого в истории ислама, о котором столько написано на исламских языках, как об Али . Источники соглашаются, что Али был глубоко религиозным человеком, преданным делу ислама и идеи верховенства правосудия в соответствии с Кораном и сунной. Они изобилуют сообщениями о его аскетизме , неукоснительном соблюдении религиозных догм и отрыве от мирских благ. Некоторые авторы отмечают, что ему не хватало политического мастерства и гибкости .

Али почитаем как у шиитов, так и у суннитов. Основатель шиитской династии Сефевидов шах Исмаил I Хатаи принял титул сеги-дери Али (страж, или, буквально, «собака дверей Али») . На серебряной монете, чеканенной в правление шаха Исмаила I в Тебризе в 1510-1511 годах, Али восхвалялся:

Семья и потомки

Жёны и дети

Потомки

В 624 году после битвы при Бадре пророк Мухаммад выдал за Али свою дочь Фатиму. К ней сватались многие известные люди, которым она отказала. При сватовстве Али она молчанием согласилась выйти замуж за него. Согласно преданию, их брак был заключён сперва на небесах, где Аллах был попечителем (вали ), Джибриль - хатибом, ангелы - свидетелями, а махром являлись половина земли, ад и рай . В браке у них родились пятеро детей: сыновья Хасан, Хусейн и Мухсин (скончался в младенчестве), а также дочери Умму-Кульсум и Зейнаб .

Свою дочь Зейнаб Али выдал замуж за своего племянника Абдуллаха ибн Джафара .

Хасан и Хусейн почитаются в шиитском исламе как второй и третий имамы соответственно. Хусейн погиб в бою против армии халифа Йазида I . Остальные девять шиитских имамов являются прямыми потомками Али от его сына Хусейна.

Утвердившаяся в XVI веке в Иране династия Сефевидов стала приписывать себе сеидское происхождение. Согласно передаваемой генеалогии, основатель династии Сефи ад-Дин происходил в 21 поколении от седьмого шиитского имама Мусы аль-Казима , приходившимся потомком Али и Фатимы в пятом колене. В октябре 1979 года во время визита президента Ирака Саддама Хусейна в Эн-Наджаф было объявлено, что он приходится прямым потомком Али, являясь дальним родственником имама Хусейна .

Память

  • Город Хайдарабад - административный центр 29-го штата Индии Телангана - носит имя халифа Али, известного под прозвищем Хайдар (лев).
  • В Иране именем Али назван Армейский офицерский университет , одноимённая станция метро (англ.) русск. и шоссе (перс.) русск.
  • В Тегеране существует Музей имама Али (перс.) русск. .
  • В Иране была издана 12-томная энциклопедия имама Али (англ.) русск. .
  • В бакинском посёлке Бузовна (Азербайджан) и городе Захедан (Иран) есть Мечеть Али ибн Абу Талиба.
  • В Гамбурге (Германия) расположена иранская Мечеть имама Али .
  • В Иране об Али были сняты телесериал «Имам Али» (перс.) русск. . Также об Али снят художественный фильм «Лев Аллаха» (Al-Nebras).

Пятничная мечеть Али ибн Абу Талиб, Бузовна (Азербайджан) Мечеть имама Али , Гамбург (Германия) Энциклопедия имама Али

Примечания

  1. Find a Grave - 1995. - ed. size: 165000000
  2. ʿAlī (Muslim caliph) (англ.) , Encyclopædia Britannica .
  3. С. А. Токарев Мифы народов мира: энциклопедия, Том 2. Сов. энциклопедия, 1987
  4. , с. 100.
  5. , с. 79.
  6. , с. 114.
  7. , с. 40.
  8. , с. 190.
  9. , с. 39.
  10. , с. 157.
  11. , с. 248-249.
  12. , с. 18-19.

Пророка Мухаммада , четвёртый праведный халиф ( -661) и первый имам в учении шиитов . Во время своего правления, Али получил титул Амир аль-Муминин (глава правоверных) .

Али стал первым ребёнком, принявшим ислам ; в дальнейшем он был активным и неизменным участником всех событий ранней истории ислама и всех битв, которые пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. «Если я - город наук, то Али - ключ к этому городу» - говорил Мухаммад. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана . Различные события стали причиной Фитны - Гражданской войны с Муавией , а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита .

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура . Мусульмане-сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Мусульмане-шииты почитают Али, как Первого Имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.

История жизни

Ранние годы

Али родился на 13-й день лунного месяца раджаб около 600 года в Мекке в семье главы клана Бану Хашим племени курайшитов Абу Талиба и Фатимы бинт Асад. Многие источники, особенно шиитские, сообщают, что Али был единственным человеком, родившимся в священной Каабе . Отец Али - Абу Талиб приходился родным братом Абдаллаху, отцу пророка Мухаммеда . После смерти родителей Мухаммед несколько лет воспитывался в семье дяди. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада вследствие женитьбы на богатейшей женщине Аравии, напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание Али.

Когда Али исполнилось девять лет, он принял ислам. Так Али стал первым ребёнком-мусульманином и вообще первым мусульманином, приняв ислам после самого Мухаммеда.

В сражениях

Пророк Мухаммед скончался 8 июня 632 года в своём доме в Медине. После его смерти группа ансаров собралась в квартале бану са’ида, чтоб решить вопрос о преемнике. К ним вскоре присоединились Умар , Абу Бакр , Абу Убайда и ещё несколько мухаджиров . Сам Али и семья Мухаммеда в это время были заняты подготовкой похорон пророка . Первоначально присутствовавшие на собрании в большинстве склонялись к избранию вождя мединского племени хазраджитов Саада ибн Убада, но ауситы колебались в таком выборе, да и часть хазраджитов считала родственников пророка обладателями больше прав на наследование его власти . При избрании нового главы общины сторонниками прав Али на халифат выступили сахабы Абу Зарр ал-Гифари, Микдад ибн ал-Асвад и перс Сальман ал-Фариси, но их не стали слушать . Появление Абу Бакра и его спутников сразу изменило обстановку собравшихся. Собрание в итоге присягнуло Абу Бакру и тот, приняв звание «заместителя посланника Аллаха» - халифа расули-л-лахи , или просто халифа , стал во главе мусульманской общины. Али не протестовал, но отошёл от общественной жизни и посвятил себя изучению и преподаванию Корана .

По кончине Абу Бакр назвал своим преемником Умара, а тот, умирая, назвал имена шести наиболее уважаемых ветеранов ислама и велел им выбрать из своей среды нового халифа. Инициативу организации переговоров взял на себя Абд ар-Рахман ибн Ауф, отказавшись от претензий быть избранным. Всего претендентов было четверо (Али, Усман ибн Аффан , Саад ибн Абу Ваккас и аз-Зубайр), поскольку один из кандидатов - Талха в это время отсутствовал в Медине. На вопрос Абд ар-Рахмана ибн Ауф к претедентам, кого бы выбрали они, если не выберут их самих, Али указал на Усмана, Усман - на Али, а остальные двое - на Усмана. После этого Абд ар-Рахман ибн Ауф собрал всех кандидатов и сказал: «Вы не сошлись на одном из этих двоих, Али и Усмане» . Взяв руку Али, Абд ар-Рахман ибн Ауф спросил его: «Клянешься ли ты следовать книге Аллаха и обычаю пророка и деяниям Абу Бакра и Умара», на что Али ответил: «О боже! Нет, клянусь только стараться делать это в меру сил» . В свою очередь Усман на этот вопрос ответил утвердительно без всяких оговорок, и Абд ар-Рахман ибн Ауф возгласил: «О боже. Слушай и свидетельствуй. О боже, возлагаю то, что лежало на моей шее, на шею Усмана! » Таким образом, новым халифом был избран Усман из влиятельного рода Омейядов .

Халиф

Халифат при Али в 661

Спустя три дня после убийства Усмана новым халифом избрали Али. На следующий день после присяги, он выступил с речью в мечети, сказав:

Когда был взят посланник Аллаха - да благословит его Аллах и да приветствует, - то люди сделали его заместителем (халифом) Абу Бакра, потом Абу Бакр сделал своим заместителем Умара, который шёл по его пути. Потом он назначил совет из шестерых, и они решили это дело в пользу Усмана, который делал то, что было вам ненавистно, а что - вы знаете [сами]. Затем его осаждали и убили. А затем вы по своей воле пришли ко мне и просили меня. А я - такой же, как вы: мне полагается то же, что вам, и на мне лежат те же [обязанности], что на вас. Аллах открыл врата между вами и убийством, и наступили смуты, как наступает ночная тьма. И не справиться с этими делами никому, кроме терпеливых и прозорливых и понимающих ход дел. Я поставлю вас на путь пророка вашего и исполнения того, что он повелел, если вы будете повиноваться мне и Аллаху… Воистину, Аллах с высоты своих небес и трона видит, что мне не хотелось власти над общиной Мухаммада, пока ваше мнение не было единым, но когда ваше мнение стало единым, то я не мог оставить вас…

Гражданская война в Халифате

Гражданская война (Фитна) в Халифате: регион под контролем Муавии I (красный), Амра ибн аль-Аса (синий) и имама Али (зелёный).

Однако много противников Али были также и в Аравии. Большинство из них переехало из Медины в Мекку, где была жена пророка Аиша недовольная тем, что Али не торопится с наказанием убийц халифа Усмана.

Верблюжья битва

В августе 656 года, когда разрыв с Муавийей сделался окончательным, Али стал готовиться к войне с ним. Но первыми выступили против него мекканцы, возглавляемые Талхой ибн Убайдаллахом , двоюродным братом аз-Зубайром ибн ал-Аввамом и женой пророка Аишей . Они возмутили жителей Басры, где вскоре по их призыву были схвачены и перебиты многие участники убийства Усмана. Однако соседняя Куфа приняла сторону Али. Вскоре халиф во главе 12-тысячного войска (в основном из жителей Куфы) подошёл к непокорной Басре. В декабре произошло сражение, закончившееся победой Али. Талха был убит, аз-Зубайр и Аиша бежали. Басрийцы потерпели полное поражение. Таким образом власть Али упрочилась.

Сиффинская битва. Хариджиты

В январе 657 года Али перебрался в Куфу, сделавшуюся с этого времени его резиденцией. По мере того как ему присягали дальние провинции Халифата, его силы росли. Вскоре в распоряжении Али оказалась 50-тысячная армия. В апреле он выступил в поход в Сирию, возле Ракка переправился через Евфрат и встретился с Муавийей близ селения Сиффин.

На второй день сражения правое крыло войска халифа под командованием Малика аль-Аштара и центр под командованием самого Али разбили и потеснили войско Муавии . Битва складывалась неудачно для мятежников, победа склонялась к Али. Положение спас Амр аль-Ас, предложивший приколоть на копья свитки Корана. Бой сразу прекратился, Али обратился за советом к предводителям войскам, но одни выступали за перемирие, другие - за продолжение сражения. После короткого раздумья Али произнёс: «Был я вчера повелевающим, а сегодня стал повелеваемым, был распоряжающимся, а стал распоряжаемым. Вы хотите остаться в живых, и я не могу вести вас к тому, что вам претит» . Муавия сохранил свою армию, а в стане Али начался раскол: часть солдат (12 тысяч) возмутились его нерешительностью и покинули лагерь - их стали называть хариджитами .

Гибель

Али давно знал, что будет убит, поскольку пророк сказал ему об этом, или он сам предчувствовал это. Ряд авторов (ибн Сакд; аль-Баладхури; аль-Мубаррад; аль-Маскуди; аль-Исфахани; ибн Шахрашуб), исходя из многочисленных преданий, утверждают, что Мухаммад (или Али) показали, что борода последнего будет окрашена кровью, текущей из его головы . Хариджиты, избегшие смерти у ан-Нахравана, приняли решение убить в одно назначенное время виновников раскола мусульманской общины - Али, Муавию и Амр ибн аль-Аса. Один из заговорщиков Абд ар-Рахман ибн Мулджам ко всему прочему повстречал членов племени Тайм аль-Рибаб, в том числе женщину Катами бинт аль-Шиджну, потерявшей при Нахраване сразу отца и брата. Ибн Мулджам попросил её руки и сердца, и она согласилась при условии на его свадебный подарок, состоящий из 3 тыс. дирхамов, раба и убийства Али (девушка желали мести за гибель родных) .

Али похоронили близ Куфы. Место его захоронения держалось в секрете, но в правлении аббасидского халифа Гаруна аль-Рашида его могила была выявлена в нескольких милях от Куфы и вскоре было построено святилище, вокруг которого вырос город Эн-Наджаф .

После смерти

Враги называла Али «Абу Турабом» («Отцом праха») . Сообщается, что перед смертью в 664 году Амр ибн аль-Ас признал свои грехи и сожалел о том, что несправедливо обошёлся с халифом Али . Пришедший к власти Муавия основал династию Омейядов, которая находилась у власти в халифате почти 90 лет. В течение последующих лет после убийства Али преемники Муавии проклинали память Али в мечетях и на торжественных собраниях, а последователи Али отплачивали тем же трём первым халифам, как узурпаторам, и «собаке Муавии» . Есть известия, что омейядский халиф Умар II , правивший в 717-720 гг., запретил проклинать Али во время пятничного богослужения в мечетях, но Бартольд замечает, что сведения о проклинании Али имеются и после смерти Умара II, и заключает:

Если при последних Омейядах государи уже отказались от этих проклятий, не соответствовавших больше общему настроению, то вполне возможно, что в отдалённых провинциях прежний обычай продолжал соблюдаться. Такие народные произведения, как роман об Абу Муслиме, исходят из предположения, что память «Абу-Тураба» продолжали проклинать в мечетях вплоть до падения династии Омейядов, хотя в то время не все уже помнили, что Абу Тураб и Али - одно и то же лицо .

Али как личность

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура . Кроме пророка Мухаммеда, нет никого в истории ислама, о котором столько написано на исламских языках как об Али . Источники соглашаются, что Али был глубоко религиозным человеком, преданным делу ислама и идеи верховенства правосудия в соответствии с Кораном и Сунной. Они изобилуют уведомлениями о его аскетизме, неукоснительном соблюдении религиозных догм, и отрывом от мирских благ. Некоторые авторы отмечают, что ему не хватало политического мастерства и гибкости .

Али почитаем как у шиитов, так и у суннитов. Основатель шиитской династии Сефевидов шах Исмаил I Хатаи принял титул сеги-дери Али (страж, или, буквально, «собака дверей Али») . На серебряной монете, чеканенной в правление шаха Исмаила I в Тебризе в 1510-1511 гг., Али восхвалялся:

Путь Красноречия

Семья и потомки

Жёны и дети

Потомки

В 624 году после битвы при Бадре пророк Мухаммад (с.а.в.) выдал за Али свою дочь Фатиму . К ней сватались многие известные люди, которым она отказала. При сватовстве Али она молчанием согласилась выйти замуж за него. Согласно преданию их брак был заключён сперва на небесах, где Аллах был вали, Джебраил - хатибом, ангелы - свидетелями, а махром являлись половина земли, ад и рай . В браке у них родились пятеро детей: сыновья Хасан , Хусейн и Мухсин (скончался в младенчестве), а также дочери Умму-Кульсум и Зейнаб .

Свою дочь Зейнаб Али выдал замуж за своего племянника Абдуллу ибн Джафара .

Хасан и Хусейн почитаются в шиитском исламе как второй и третий имамы соответственно. Хусейн трагически погиб в бою против армии халифа Йазида I . Остальные девять шиитских имамов являются прямыми потомками Али от его сына Хусейна.

Память

  • В Иране именем Али назван Армейский офицерский университет (перс.) русск. , одноимённая станция метро (англ.) русск. и шоссе (перс.) русск.
  • В Тегеране существует Музей имама Али (перс.) русск. .
  • В Иране была издана 12-томная энциклопедия имама Али (англ.) русск. .
  • В бакинском посёлке Бузовна (Азербайджан) и городе Захедан (Иран) есть Мечеть Али ибн Абу Талиб.
  • В Гамбурге (Германия) расположена иранская Мечеть имама Али .
  • В Иране об Али были сняты телесериал «Имам Али» (перс.) русск. . Также об Али снят художественный фильм «Лев Аллаха» (Al-Nebras).

Пятничная мечеть Али ибн Абу Талиб, Бузовна (Азербайджан) Мечеть имама Али , Гамбург (Германия) Энциклопедия имама Али

Примечания

  1. Али-заде А.А. Али ибн Абу Талиб //
  2. Ислам: Энциклопедический словарь. - Наука, 1991. - С. 18. - ISBN 5-02-016941-2
  3. ʿAlī (Muslim caliph) (англ.) , Encyclopædia Britannica .
  4. Большаков О.Г. История Халифата. - «Восточная литература» РАН, 2000. - Т. 1. - С. 100. - ISBN 5-02-018165-Х, 5-02-016552-2
  5. Ислам: Энциклопедический словарь. - Наука, 1991. - С. 79. - ISBN 5-02-016941-2
  6. Большаков О.Г. История Халифата. - «Восточная литература» РАН, 2000. - Т. 1. - С. 114. - ISBN 5-02-018165-Х, 5-02-016552-2
  7. Большаков О.Г. История Халифата. - «Восточная литература» РАН, 2000. - Т. 1. - С. 190. - ISBN 5-02-018165-Х, 5-02-016552-2
  8. И.П. Петрушевский Ислам в Иране в VII-XV веках (курс лекций). - Изд-во Ленинградского университета, 1966. - С. 39.
  9. Большаков О.Г. История Халифата. Эпоха великих завоеваний. 633-656 гг. - «Восточная литература» РАН, 2000. - Т. 2. - С. 157. - ISBN 5-02-017376-2
  10. Олег Георгиевич Большаков История Халифата. - Наука, 1989. - Т. 3. - С. 18-19.
  11. Philip K Hitti History of Syria, Including Lebanon and Palestine . - Gorgias Press LLC, 2004. - С. 431. - ISBN 1593331193 , 9781593331191
  12. И.П. Петрушевский Ислам в Иране в VII-XV веках (курс лекций). - Изд-во Ленинградского университета, 1966. - С. 43.
  13. Олег Георгиевич Большаков История Халифата. - Наука, 1989. - Т. 3. - С. 58-59.
  14. The Encyclopaedia of Islam. - Brill, 1986. - Т. 3. - С. 887-890. - ISBN 90-04-08118-6
  15. Олег Георгиевич Большаков История Халифата. - Наука, 1989. - Т. 3. - С. 88.
  16. Олег Георгиевич Большаков История Халифата. - Наука, 1989. - Т. 3. - С. 91.
  17. ALĪ B. ABĪ ṬĀLEB . Encyclopædia Iranica . Архивировано
  18. В.В. Бартольд Сочинения. - Наука, 1966. - Т. 6. - С. 20-21.
  19. Али-заде А.А. Амр ибн аль-Ас // Исламский энциклопедический словарь. - М .: Ансар , 2007 .
  20. Энциклопедическій лексикон. - Санкт-Петербург, 1835. - Т. 1. - С. 515.
  21. Л.И. Климович Ислам. - Наука, 1965. - С. 273.
  22. Л.И. Климович Ислам. - Наука, 1965. - С. 122.
  23. Сказал автор
  24. Ислам: Энциклопедический словарь. - Наука, 1991. - С. 253. - ISBN 5-02-016941-2
  25. FĀṬEMA . Encyclopædia Iranica . Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
  26. Али-заде А.А. Зайнаб бинт Али // Исламский энциклопедический словарь. - М .: Ансар , 2007 .