Прорыв минной блокады. Послевоенное боевое траление. Основные даты, связанные с Блокадой Ленинграда

5 июня отмечается годовщина прорыва морской минной блокады Ленинграда. В память о важном историческом событии – открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки – дата 5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда» внесена в закон Петербурга от 12 октября 2005 года №555-78 «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге». К этому событию сотрудник Рыбацкой библиотеки № 6 Ф. О. Дивлетбаев подготовил видеоматериал.

Видео

Во время блокады Ленинграда для осуществления блокады с моря военно-морской флот фашистской Германии установил в Финском заливе огромное количество мин в многоярусных минно-заградительных рубежах, и залив стал непроходим для судов.

После прорыва блокады города на суше в январе 1943 года Военный совет Ленинградского фронта стал готовиться к решительному наступлению наших войск с целью полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Так как для продвижения на запад на морском направлении требовалось преодоление многочисленных минных полей противника, а большая часть кораблей тральщиков к этому времени погибла, Военный Совет в апреле 1943 года принял важное решение о строительстве на всех судостроительных заводах осажденного города малых минных тральщиков – «стотонников». Одновременно на Катерном заводе (ныне – НПО «Алмаз») форсировалась постройка катерных тральщиков с деревянным корпусом типа «КМ».

После полного снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года и после выхода Финляндии из войны в сентябре того же года появилась возможность для проведения операции боевого траления по очистке Финского залива от мин, в которой по условиям соглашения о перемирии приняли участие и финские тральщики. Однако когда закончилась война, Финский залив все еще оставался районом, закрытым для прохождения судов.

Ограниченное морское сообщение Ленинграда с «большой землей» поддерживалось только по предоставленному Финляндией шхерному фарватеру, проходящему по внутренним водам Суоми. Он был предназначен для прохождения судов малого водоизмещения (именно этим фарватером на заключительном этапе войны воспользовались наши подводные лодки для перехода на боевые позиции в Балтийском море в обход заминированного Финского залива). Поэтому сразу же после окончания войны важнейшее государственное значение приобрело восстановление традиционного глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу, тем более что морские порты Прибалтики были полностью разрушены.

До войны основным фарватером для такого морского сообщения был Большой корабельный фарватер, который за годы морской блокады оказался многократно перегорожен минными заграждениями. В соответствии с решением правительства СССР именно этот фарватер и предстояло открыть для безопасного прохождения кораблей и судов в первую очередь. Несколько месяцев мужественным балтийским минерам пришлось «прорубать» во вражеских минных заграждениях новое «окно в Европу». Враг позаботился о том, чтобы сделать свои минные поля практически неприступными. Их специально окружали небольшими минами – «минными защитниками», в большом количестве ставили мины-ловушки и использовали другие ухищрения, затрудняющие траление и делающие его чрезвычайно опасным. Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944 года, завершилась к началу июня 1946 года.

Перед открытием фарватера по нему был совершен одновременный переход четырех дивизионов тральщиков с поставленными тралами, во время которого оказались затраленными еще несколько мин.

5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки, имеющему уже к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт.

Работы по разминированию продолжались до 1963 года.

Памятники, посвященные морякам тральщиков в Санкт-Петербурге

За время минной войны Балтийский флот потерял более 130 тральщиков. В годы войны при разминировании вод Балтийского моря погибло более 5000 тысяч моряков.

9 мая 1990 года в ЦПКиО, около II Елагина моста, рядом с пристанью, на месте базирования 8-го дивизиона катеров-тральщиков Балтийского флота в Ленинграде, был установлен (на средства парка) памятный знак 8-му дивизиону катеров-тральщиков Балтийского флота.

27 января 2015 г. на Серафимовском кладбище состоялась торжественно-траурная церемония открытия памятной стелы морякам Балтийского флота, которые несли службу на минных тральщиках, погибшим при защите города в годы Великой Отечественной войны и в послевоенном боевом тралении в Балтийском море, Финском заливе и Ладожском озере.

В основание стелы была заложена капсула с фамилиями моряков, погибших за время минной войны на Балтике с июня 1941 г. по 1963 г., когда была ликвидирована минная опасность в самом миноопасном районе – Финском заливе.

В капсуле помещены фамилии около 1300 офицеров, старшин и матросов, русских, украинцев, белорусов, жителей Средней Азии и Закавказья, православных, католиков, мусульман и иудеев.

По материалам интернет

Во вторник, 5 июня, на пристани в ЦПКиО имени С.М. Кирова состоялся торжественный митинг и церемония возложения цветов к памятной стеле «Морякам тральщиков» и «Вахта памяти» – спуск на воду венка.

По традиции мероприятие началось с построения возле памятной стелы «Морякам тральщиков». Затем последовала торжественная часть. Перед собравшимися выступили представители исполнительной и законодательной власти Петербурга и общественных организаций.

В ходе церемонии к памятной стеле «Морякам тральщиков» возложили корзины цветов от: правительства Петербурга, Законодательного Собрания Северной столицы, от Главного командования ВМФ и общественных организаций. Затем на воду Средней Невки был торжественно спущен венок памяти погибшим морякам-тральщикам. Церемония продолжилась минутой молчания. Выстроился почетный караул.

Мероприятие в память о важном историческом событии проходит в Петербурге уже в 11 раз. Как отмечает заместитель председателя Комитета по социальной политике Галина Колосова, для Петербурга – это одна из самых ярких страниц в военной истории нашего города. Это было значимое событие для восстановления судоходства. Галина Колосова напомнила, что в годовщину 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны на Серафимовском кладбище была установлена стела в память о моряках, погибших при очистке Финского залива от немецких мин. В 2016 году в Петербурге принято решение об установке памятника «Подвигу моряков тральщиков Балтийского флота» в Кронштадте. Заказчиком выступил «Союз ветеранов судостроения». В настоящее время ведется работа по изысканию средств на проектирование, изготовление и установку памятника. В память о важном событии – открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки – дата 5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда» внесена в Закон Санкт-Петербурга «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге».

– Петербург – это морской город, он был задуман Петром Великим в первую очередь для обеспечения выхода в море. Вся история нашего города неразрывно связана с судостроением и судоходством. Поэтому ситуация морской минной блокады – максимально неестественная для нас, даже в тот момент, когда блокада на суше уже была снята. Несмотря на все тяжелые последствия Великой Отечественной Войны, городу удалось за полтора года провести серьезные мероприятия по разминированию такого сложного фарватера, как Финский залив. Профессионализм людей, которые занимались этой кропотливой работой, заслуживает большого уважения, – говорит Надежда Тихонова, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Законодательном Собрании Петербурга.

Для моряков кораблей и бригад траления война не закончилась 9 мая 1945 года. Только 1963 год считают годом полной ликвидации минной опасности на Балтийском море. Когда закончилась война, Финский залив все еще оставался районом, закрытым для прохождения судов. Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944 года, завершилась к началу июня 1946 года. 5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки, имеющему уже к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт.

– Во время любых потрясений главными стратегическими объектами становятся объекты связи и транспортная инфраструктура. В годы Великой Отечественной на Ленинград выпали едва ли не самые суровые испытания. И связующие нити с большой землей были почти все разрушены из-за блокады. Восстановление шло с одной стороны молниеносно (возьмем, к примеру, факт стремительного появления Дороги Жизни), с другой же – мы до сих пор не восстановили все утраченное в борьбе с фашизмом. На этом фоне подвиги важны абсолютно все. Только одни подвиги имеют всемирную известность, а другие –более локальны. И вот подвигу советских тральщиков немного не повезло. Город имеет дату прорыва блокады – 18 января, день полного освобождения – 27 января. У нас помнят и трагический день – 8 сентября. Спросите прохожих про 5 июня, про тральщики, про прорыв морской минной блокады. Я подозреваю, что процент знающих не будет большим. Но это не означает, что дата малозначительна. Ленинград всегда был морским портом. Он и возник с целью выхода России к морю. Заминированный фарватер лишал город одной из самых главных и исторических транспортных нитей, что ни много ни мало нарушало саму идею Петра I, – поделился мнением Александр Урядов, заместитель директора по дополнительному образованию и молодежной политике Морского технического колледжа имени адмирала Д.Н. Сенявина.

Юрий Митрофанов, заместитель председателя Адмиралтейского Координационного Совета общественных ветеранских организаций ВМФ поведал, как проходило разминирование.

Тралили мину. Она всплывала. Два матроса на шлюпке подплывали к мине. Они должны были установить заряд. Одно неправильное движение – и все. Зарядное устройство срабатывало через пять минут. Матросы должны были успеть «убежать», чтобы не попасть под взрыв. Люди, которые этим занимались, конечно, герои, — рассказал Юрий Митрофанов.

Юрий Митрофанов сообщил, что в Петербурге появилась идея создать морскую альтернативу Юнармии под названием «Юнфлот». Ведь уже сейчас немало ребят носят морскую форму и учатся в морских классах. Идею поддержал Морской Совет при правительстве Санкт-Петербурга.

–Идея наша, петербургская. Она нашла отклик в Морском Совете при Правительстве Санкт-Петербурга, и они активно в этом участвуют. Почему у нас нет такого, ведь мы – морская столица. Полгода мы бьемся. Эта идея назрела давно. И все ее поддержали, - сказал в интервью «Сергиевским курантам» Юрий Митрофанов.

Михаил Петухов – участник боевого минного траления. В 1951 году он служил в 23- дивизии 94-й бригады на тральщике «704» на таллиннском направлении. Он проводит патриотическую работу среди школьников и курсантов.

О подвиге тральщиков знают гораздо меньше, чем о других военных событиях. В водах Финского залива было расставлено около 45 тысяч мин, пострадали 500 военных кораблей. Ценой жизни моряков, а погибло более 1300 человек, выполнена задача по разминированию. За время военного и послевоенного периода подорвались на минах 149 тральщиков и катеров-тральщиков. Необходимо, чтобы об этом знали как можно больше.

–Мы не должны черстветь. Это недопустимо. Если мы этого не сделаем, никто не сделает, – сказал Михаил Петухов.

В Петербурге создан и действует Объединенный Совет ветеранов охранно-водных районов и бригад траления Балтийского флота, ныне Совет ветеранов общественной организации соединений ОВР и бригад траления ВМФ в минной войне на море. Рабочих и инженеров, которые в тяжелые военные и первые послевоенные годы строили на ленинградских судостроительных предприятиях тральщики для разминирования Балтийского моря, объединяет общественная организация «Союз ветеранов судостроения».

Воспоминания ветеранов пытаются записать и сохранить. Сейчас, когда со времен их подвига утекло много воды, это непростая работа. Глава Совета ветеранов общественной организации соединений ОВР и бригад траления ВМФ в минной войне на море Николай Иванов написал книги: «Книга памяти героев минной войны на Балтике» и «Хроника минной войны на Балтике: день за днем».

В годы Второй мировой войны Балтийское море в шутку даже прозвали "супом с клёцками", подразумевая под клецками мины. Всего к концу кампании 1944 года здесь с обеих сторон было поставлено примерно 66 500 мин. После полного снятия блокады Ленинграда и выхода Финляндии из войны, появилась возможность для проведения боевого траления с целью очистки Финского залива от мин. По условиям соглашения о перемирии в операции принимали участие и финские тральщики. Но и после окончания Второй мировой войны Финский залив оставался районом, закрытым для прохождения кораблей и судов. Морское сообщение Ленинграда с "большой землей" могло поддерживаться только по шхерному фарватеру, предоставленному Финляндией. На заключительном этапе войны этим фарватером пользовались наши подводники для перехода в Балтийское море на боевые позиции в обход заминированного Финского залива. К сожалению, шхерный фарватер был предназначен только для судов малого водоизмещения. Ситуация осложнялась тем, что морские порты Прибалтики были полностью разрушены.
Важнейшее государственное значение приобрело восстановление глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу. Основным фарватером для такого морского сообщения являлся Большой корабельный фарватер, который за годы войны был многократно перегорожен минными заграждениями. В соответствии с решением правительства СССР этот фарватер предстояло открыть для безопасного прохождения кораблей и судов.
Несколько месяцев героические моряки Балтийского флота "прорубали" во вражеских минных заграждениях новое "окно в Европу". Траление осложнялось тем, что создатели минных полей позаботились о том, чтобы сделать минные поля почти неприступными. Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944-го завершилась к началу июня 1946 года.
Непосредственно перед открытием фарватера по нему был совершён одновременный переход четырёх дивизионов тральщиков с поставленными тралами, во время которого оказались затраленными ещё несколько мин. 5 июня 1946 года командование Балтийского флота оповестило мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллин - Хельсинки, имевшему к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт.
В память о важном историческом событии - открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки - дата 5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда» внесена в Санкт-Петербурга от 12 октября 2005 года №555-78 «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге».
Боевое траление на этом не завершилось и продолжилось до 1957 года, а все воды Эстонии стали открытыми для плавания и рыболовства лишь в 1963 году. Война для моряков-тральщиков продолжалась почти 20 лет после капитуляции Германии.

10 лет назад, 12 октября 2005 в память о важном историческом событии - открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллин-Хельсинки - дата 5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда» внесена в положение «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге».

5 июня 1946 года командование Балтийского флота объявило об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до линии Таллин - Хельсинки. Непосредственно перед открытием водного пути по нему был совершён одновременный переход четырёх дивизионов тральщиков с поставленными тралами, во время которого оказались затраленными ещё несколько мин.

Ко времени окончания войны Ленинград по-прежнему оставался блокированным со стороны моря. По сути, к западу от города колыхалось огромное минное поле с несколькими миллионами (!) тонн взрывчатых веществ. Всего к концу кампании 1944 года здесь с обеих сторон было выставлено примерно 66 500 мин. Тральным силам Балтийского флота было предписано в кратчайшие сроки обеспечить безопасность судоходства и рыболовства, без чего нельзя было восстановить разрушенный войной Северо-Запад страны, включая экономику освобожденных от немцев, прибрежных балтийских стран. Но объять необъятное за короткое время было невозможно. 17 октября 1945 года, недалеко от Кронштадта на донной мине подорвался крейсер "Киров". Корабль получил значительные повреждения, имелись жертвы в составе экипажа.

Специфика Финского залива - это малые глубины и минимум судоходных путей от устья Невы до выхода в Балтику, что дало возможность воюющим сторонам эффективно заминировать воды залива, исключив какое-либо крупнотоннажное судоходство практически полностью.
Из Ленинграда в Балтику, и далее в Швецию, Прибалтику, Польшу, Германию, Данию, Голландию и Британию можно было дойти единственным шхерным фарватером, предоставленным Финляндией, начиная с осени 1944 г. Тогда этим путем активно пользовались наши подводники, обходя многослойно заминированные воды. Крупнотоннажные надводные корабли и суда там пройти не могли.


Плотность минных полей в Финском заливе в военное время

Основными рубежами постановки минных заграждений являлись:
— полуостров Ханко — остров Осмуссаар — 8000 мин;
— остров Найссаар — полуостров Порккала — Удд — 13 500 мин;
— на меридиане мыса Юминда — 4000 мин;
— остров Малый Тютерс — остров Гогланд — 18 000 мин;
— восточнотыловая позиция — 11 000 мин.
Остальные 13 500 мин были выставлены в промежутках между этими позициями.


Постановка минных заграждений с борта германского минного заградителя (бывшего пассажирского судна) Hansestadt Danzig.


Немецкие контактные мины второй мировой войны

"Окно в Европу" немцами было забито тщательно и с выдумкой. Начиная с 20 июня 1941 г., в постановке мин участие принимали все, кто мог выполнить эту задачу: от и подводных лодок до , десантных барж и торпедных катеров германского и финских флотов. Также минированием вод занималась авиация обоих сторон. При таком разнообразии постановщиков говорить о точности координат минных заграждений, нанесенных на морские карты, не приходилось. Лед и балтийская штормовая погода увеличивали количество свободно плавающих мин. Минные поля были насыщены различными типами мин, выставленных на разной глубине, и изобиловали устройствами, максимально затрудняющими работы по разминированию: резаками тралов, соединительными цепями, пиропатронами и прочими сюрпризами, придуманными изобретательными немецкими инженерами.


7-ой дивизион катеров-тральщиков в базе. 1944 год и его командир Ф.Б. Мудрак

На все эти выдумки наши моряки традиционно ответили личным героизмом:
"В июне 1944 года дивизионы катеров-тральщиков, которыми командовали капитан-лейтенант Ф.Б. Мудрак и капитан 3 ранга Ф. Е. Пахольчук, первыми приступили к тралению Нарвского залива. Они обнаружили стоявшие на глубине менее метра мины, соединенные целой сетью стальных тросиков. Если такой тросик зацепить винтом катера или просто веслом, то сразу последует взрыв, хотя сама мина может находиться в нескольких метрах. Вот тогда и появились на тральщиках необычные ныряльщики.
29 июля тральщик КТ-67 подошел к минному полю. Не прошло и нескольких минут, как моряки заметили стоявшую на глубине мину. Смертельным холодом тянуло от нее. Отойти бы задним ходом... Но не для этого выходят в море минеры. Катер застопорил ход, и его стало медленно относить в сторону. Что делать? Выход нашел старшина 2-й статьи Г. Васьков. Он быстро сбросил робу, схватил подрывной патрон, поджег бикфордов шнур, повесил патрон себе на шею и крикнул командиру катера:
— Готовьтесь отойти!
Хорьков Г. И. Морские были. — М.: ДОСААФ, 1988."


Плакат с портретом Героя Советского Союза капитана 3 ранга Ф. Е. Пахольчука. 1944 г. (Кликабельно)

ЦИФРЫ
В Финском заливе, линии минных заграждений состояли из нескольких рядов в "шахматном" порядке: в первом из них, как правило, стояли мины с ловушками, в последующих — мины различных образцов. Все мины имели разные углубления — от 20—30 сантиметров до 1,5—2,0 метра, а интервал между ними составлял 20, 30 и 40 метров
Во время Таллинской наступательной операции для траления привлекались до десяти дивизионов тральщиков КБФ. В течение мая - декабря 1944 г. они уничтожили 1015 мин и 307 минных защитников.
Уничтожение мин велось постоянно, но в период войны их было уничтожено только около 5%.


Дивизион тральщиков-«стотонников» под командованием Героя Советского Союза капитана 3 ранга Ф. Е. Пахольчука выходит на боевое траление в Финском заливе в ноябре 1945 года. Фото из Центрального Военно-морского музея.

"Основной объем операций боевого траления был выполнен в послевоенный период. Боевое траление продолжилось до 1957 года , а все воды Эстонии стали открытыми для плавания и рыболовства лишь в 1963 году . Скрытое в глубинах минное оружие противника и после 9 мая 1945 года продолжало уничтожать корабли и суда, их экипажи. Мины рвались и в тралах, и под кораблями, увеличивая счет боевых потерь Великой Отечественной войны в кораблях и людях (в период после 9 мая 1945 года при боевом тралении на минах подорвались 29 наших тральщиков. 17 из них затонули вместе с экипажами).
Действия Балтийского флота по уничтожению минных заграждений официально закончились в конце 1957 года, после того были уничтожены боевые мины в основных районах и фарватерах моря, в портах и гаванях. Однако в отдельных, сложных для траления, районах боевые действия по уничтожению вражеских мин продолжались до 1963 года. В период 1958-1964 гг. обнаружено и уничтожено 157 сорванных штормами с якорей «плавающих» мин. Только на Балтийском море советские тральщики очистили от мин площадь в 15 тыс. квадратных миль и уничтожили 6850 мин."

ТРАЛЬЩИКИ

Столкнувшись (в который уже раз в русской истории!), в начале войны с тотальной нехваткой тральщиков, в блокадном Ленинграде приступили к постройке этого типа кораблей "из того, что было" силами тех, кто остался. Тральщики были нужны, как воздух. В годы блокады строительством были заняты практически все судостроительные заводы: Балтийский завод, завод им. А. А. Жданова (ныне «Северная верфь»), Петрозавод, завод Судомех, а после снятия сухопутной блокады и Усть-Ижорская верфь (Средне-Невский судостроительный завод). В помощь заводам командование Балтийского флота выделило 650 моряков.


Спуск на воду корпуса тральщика на Средне-Невском судостроительном заводе.

Тральщики-«стотонники» на Балтийском заводе, 1944 год.

В ноябре 1943 года проходят ходовые сдаточные испытания головного малого тральщика первой серии (МТ-1). Опыт постройки, испытаний и боевого применения головного корабля был учтён при усовершенствовании проекта малого тральщика второй серии (МТ-2). Водоизмещение усовершенствованного тральщика увеличилось до 129 тонн при осадке 1,35 м. На тральщике был установлен ещё один дизельгенератор, позволяющий обеспечить электропитанием петлевой электромагнитный трал. При постройке тральщиков -«стотонников» был применён прогрессивный поточный метод строительства, позволивший сократить продолжительность постройки этих кораблей до 5 месяцев. Так что к моменту окончания войны Балтийский завод построил и передал флоту 22 «стотонника», ещё 16 таких же кораблей флот получил от других ленинградских судостроительных заводов.


Один из сохранившихся по сей день тральщиков "стотонников". Москва. Фото с balancer.ru.

А так как очистка Финского залива от мин (боевое траление) только ещё начиналась, то строительство тральщиков-«стотонников» после войны было продолжено. Проект ещё раз усовершенствовали, и после завершения постройки кораблей второй серии МТ-2 началось строительство третьей серии «стотонников» — МТ-3. В итоге было построено 92 малых тральщика. Тогда же на Балтике можно было встретить тральщики тип YMS, поставленные по ленд-лизу из США .

Решением Союзной контрольной комиссии зона послевоенного траления советского флота на Балтийском море включала южную часть Мекленбургской бухты (до Висмара), Померанскую и Данцигскую бухты и далее вдоль побережья до устья Финского залива, Рижский и Финский заливы. Из-за большого объема тральных работ в течение 1945 года были открыты для плавания лишь некоторые порты Балтийского моря: Гданьск, Свиноустье, Колобжег, Гдыня, Лиепая и Рене.
В 1946 году были очищены от мин фарватеры, ведущие ко всем основным портам, в том числе Клайпеде, Балтийску, Калининграду, Варнемюнде, Ростоку, Штральзунду.




Финны на разминировании

ХРОНИКА РАЗМИНИРОВАНИЯ
"К концу войны на Балтийском море было уничтожено около 5000 мин, в том числе 2500 тральщиками Балтийского флота. Различают три основных периода (этапа) послевоенного траления на Балтийском море.
I этап (1945-1947 гг.) имел своей целью обеспечение безопасного базирования и ограниченного плавания по фарватерам и некоторым районам. По своему содержанию он соответствовал I очереди траления, о которой шла речь выше.
На этом этапе был сделан первый шаг в прорыве морской минной блокады г. Ленинграда. Стало возможным плавание по основным фарватерам и рекомендованным курсам, но со следующими ограничениями:
- было разрешено плавание только размагниченным судам;
- скорость плавания в районах, опасных от донных мин, не должна была превышать допустимую для несрабатывания гидродинамических взрывателей мин;
- в Финском заливе и Ирбенском проливе - только в светлое время суток в связи с большой опасностью подрыва на плавающих минах.
К концу 1947 г. тральщики Балтийского флота уничтожили 5700 мин, включая плавающие, которые представляли большую угрозу судоходству, особенно в Финском заливе и Ирбенском проливе.


Финский залив и его "подарки" в конце 1940-х.

II этап (1947-1959 гг.) предусматривал снятие всех ограничений и обеспечение повсеместного свободного плавания на акватории Балтийского моря. На II этапе выполнялись повторное контактное траление с углублением до 60 м, донное траление и большой объем неконтактного траления. В период 1948-1952 гг. ежегодно вытраливалось от 125 до 650 якорных мин и минных защитников. В 1949-1951 гг. резко возросло число вытраливаемых донных неконтактных мин в связи с принятием решения о необходимости траления не только фарватеров, но и районов.
Начиная с 1953 г. число вытраливаемых мин существенно уменьшается, но траление продолжается до 1960 г. Всего на II этапе было вытралено около 4830 мин и минных защитников. Последние три донные неконтактные мины были вытралены в 1955 г.
Следует заметить, что в последние три года II этапа число вытраливаемых мин стало незначительным: в 1958 г. - 14 мин, в 1959 г. - 0, 1960 г. - 22 мины.

На III этапе после 1960 г. выполнялись только контактное траление в целях снижения остаточного риска, систематический поиск плавающих мин и водолазное обследование акваторий портов.
Всего на Балтийском море за годы войны и послевоенного траления было вытралено около 15% от числа поставленных мин, т.е. примерно столько же, как и на других флотах.
К концу 1963 года в Финском заливе и в прибрежных районах Эстонии было вытравлено, обнаружено и уничтожено 11 900 мин. Оставшиеся невытраленные мины (донные неконтактные) потеряли свою боеспособность от времени под влиянием внешней среды. Были открыты для плавания последние бывшие опасными районы."

ЭХО ВОЙНЫ
Свежее по теме из финской прессы:
"В финской экономической зоне Финского залива 14 старых подводных мин будет взорвано в ноябре-декабре этого года, чтобы очистить место для прокладки газопровода Nord Stream.
С начала разминирование будет проводиться непосредственно к югу от Хельсинки, затем переместится к Ханко. Общее число мин, которые планируется уничтожить в финской экономической зоне - 36. Оставшиеся 22 мины будут взорваны в апреле-мае следующего года.
Судно John Lethbridge британской компании BACTEC, которая проводит разминирование, находится на якоре в международных водах в 30 км к югу от Хельсинки.
Мины, обнаруженные на трассе трубопровода, находятся на глубине от 40 до 80 метров. Это русские и немецкие мины. Одна финская, S-40. Наиболее мощные из найденных мин немецкого производства - EMF, три мины - EMC, которые содержат более 300 кг взрывчатых веществ. Каждая мина имеет семь рогов, прикосновение к которым взрывает устройство.
В российских водах по маршруту трубопровода мины будет взрывать русский флот. Поскольку в районе острова Гогланд (Suursaari) газопровод проходит в непосредственной близости от финских территориальных вод, компания Nord Stream планирует контролировать распространение осадков на финской стороне."

«…Мешает проходу рогатая смерть!»
«Там слева по борту,
Там справа по ходу
Мешает проходу
Рогатая смерть!»

Из этой замечательной песни Высоцкого, как говорится, слов не выкинешь. И все это можно отнести к минной блокаде Финского залива в период Великой Отечественной войны.
Мы все знаем, что 19 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда, а 27 января 1944 фашисты были отброшены от стен города. Но с моря блокада оставалась, все воды Финского залива от Таллинна до Кронштадта были нашпигованы морскими минами, которые выставляли немецкие, финские и наши войска. Но там же были еще мины, оставшиеся со времен Первой мировой и Гражданской войн. Стараниями морских специалистов Финский залив был напрочь заблокирован для плавания морских, военных и торговых судов и кораблей. И только героические подводники только им ведомыми путями умудрялись выходить в Балтийское море для выполнения боевых задач. Хотя, и среди подводников были случаи подрыва на минах.
После освобождения Ленинграда, Сталиным была поставлена задача: до 1 июня 1946 года открыть Большой корабельный фарватер, т.е. сделать безопасным проход судов от Кронштадта до Таллинна. Морской канал от Кронштадта до Ленинграда усилиями наших моряков был защищен от минирования путем беспрерывного патрулирования и недопущения установки фашистами мин в водах судоходного канала. Немцам не удалось прервать сообщение между Кронштадтом и Ленинградом, и всю войну осуществлялась бесперебойная доставка снабжения для нужд флота и войск Ораниенбаумского плацдарма. В 1944 году, после полного снятия блокады Ленинграда, начались работы по разминированию Невы и Финского залива. Для этого был создан «Отряд особого назначения», в его состав входило 10-12 катеров - всем понятно, что это был отряд «смертников».
Морская мина представляет собой страшнейшее устройство, предназначенное для уничтожения всего, что проплывает мимо нее и над ней в радиусе трехсот метров, она начинена от 70 до 300 кг гексогена, а если измерять заряд в «привычном» для нас тротиловом эквиваленте, то это в 1,5 раза мощнее. Мины устанавливались несколькими способами: они либо лежали на дне в ожидании добычи, либо держались на специальных тросах между дном и поверхностью воды, но встречались также плавающие мины, которые были сорваны с места их установки. Чтобы очистить воды от этой заразы, надо было каким-то способом оборвать их с этого троса, чтобы они всплыли, а там дело техники, как их обезвредить - сложнее было с донными минами. Но командование поставило задачу, и способы для уничтожения этих смертоносных ловушек были найдены.
Когда говорят, что саперы ошибаются дважды, это означает, что первый раз при выборе специальности, а второй раз – при неудачном разминировании. И это – проза жизни, потому что риск погибнуть, действительно, очень велик. К счастью, еще остались в живых люди, которые принимали непосредственное участие в подобных операциях. Один из них Юрий Михайлович Сухоруков – капитан I ранга в отставке, а в те тяжелые годы 17-летний питерский парнишка в звании «старший краснофлотец». Его яркие воспоминания помогли нам представить картину этой страшной работы.
Во время блокады руками женщин и подростков были сооружены плавсредства, которые вошли в так называемый отряд особого назначения. Эти катера представляли собой суденышки, метров 14 в длину, метра 2,5 в ширину. 20 мм обшивка из сосновой доски пробивалась обыкновенной винтовочной пулей насквозь, а для сооружения палубы и надстройки использовалась просто многослойная фанера. Там же устанавливался пулемет ДШК, а в качестве двигателя использовались мощные безотказные американские моторы, по два на каждый катер. Экипаж состоял из 5-6 человек, командовали катерами, в основном, мобилизованные моряки Балтийского морского пароходства (кстати, многие из них сразу же после войны принимали американские суда типа «Либерти» и стали известными капитанами в БМП, такие как, Пономарев, Александров и др.)
Для боевого траления мин использовались специальные устройства – минные тралы. Первые тралы были несовершенны, по сути одноразового действия, но впоследствии поступили на вооружение тралы, которые могли вылавливать до десятка мин. Предполагалось, что срезанная мина или взрывается при ее подрезании, или всплывает, а дальше ее надо было уничтожить метким выстрелом. Но уничтожить, памятуя о том, что после удачного выстрела мина взрывалась, образовывая мощный водяной столб высотой с 10-12 этажный дом, который превращал в клочья все, что находилось внутри и рядом с ним.
Попасть в мину из пулемета со значительного расстояния довольно проблематично, и, даже попав в нее, существует опасность, что она «продырявится», заполнится водой и притопится, тем самым, представляя собой еще большую угрозу. Попытки привлечь для уничтожения мин сторожевые корабли с артиллерийским вооружением тоже не привели ни к чему хорошему, потому что попасть в мину даже при спокойной воде с трех сотен метров - непростая задача, не говоря уже о стрельбе при штормовой погоде. Но выход был найден, по-русски, простой и безотказный: когда обнаруживали мину, катер подходил к ней на небольшое расстояние, и с него спускали шлюпку-двойку с гребцом и смельчаком-минером, в руках которого был подрывной патрон. Затем катер уходил на безопасное расстояние.
Как вспоминает Юрий Михайлович: «на шлюпке - двое: один на веслах, другой со шнуром-патроном. Шнур горит 5 минут 20 секунд, то есть вполне можно успеть подойти к мине на расстояние уже метра, поджечь бикфордов шнур, повесить патрон на рог, сделать последний толчок веслами и бежать. В это время катер давал полный ход навстречу шлюпке, в метрах шестидесяти от мины происходила пересадка со шлюпки на катер, и это было самое опасное, учитывая волнение моря. Затем - стремительный рывок катера на 300-400 метров от мины, мина взрывалась, столб воды поднимался в небо… И вперед, за следующей миной».
Иногда приходилось прыгать в ледяную воду: «Однажды после закрепления патрона на мине и высадки на катер, мотор неожиданно заглох. Когда в пятидесяти метрах от тебя мина, а на ней догорает бикфордов шнур, это означает для судна и его экипажа неминуемую гибель. Решение одно – бросаюсь в воду, кролем добираюсь до мины, боцманским ножом обрезаю патрон. Он уходит под воду и там, на глубине, взрывается. Конечно, немного оглушило, но катер и весь экипаж остались живы…»
Таким способом лично Юрий Михайлович уничтожил 488 мин.
Другим оригинальным способом уничтожались донные мины: с катера сбрасывались глубинные бомбы, после взрыва которых должны были сдетонировать и взорваться мина, а может, и сразу несколько - это уж как Бог даст, и где она взорвется эта мина, под катером или на безопасном расстоянии, неизвестно. В общем, русская рулетка. И, тем не менее, поставленная задача была выполнена. 5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллин-Хельсинки. Пока фарватер был открыт для плавания только в дневное время, так как ночью существовала опасность подрыва на дрейфующих «бесхозных» минах. И героическая работа наших минеров продолжалась вплоть до 1949 года.
Война на море продолжалась и после Победы. За безопасность других людей, за возможность нормальной работы ленинградского порта, за возрождение торгового судоходства моряки-минеры отдавали свои жизни, и об этих жертвах мы должны помнить. В память о подвиге моряков из Отряда особого назначения, прорвавших минную блокаду Ленинграда, возведен скромный обелиск на Елагином острове, где в годы войны базировались тральщики.

Рецензии

Спасибо за статью! Я знал Сухорукова, мы встречались с ним на Елагином каждые 9 мая. Мой отец был дивизионным механиком 8 ДКТЩ с 45 по 48 или 49 год, а до этого тралил командиром БЧ-5 на ТЩ43 "Фурманов" (Иванов Леонтий Федорович), участвовал в Таллиннском переходе. Вы, наверное, знаете и о Тыщуке. Вообще о 8ДКТЩ очень мало документов, как будто его и не существовало.
Всего доброго и с наступающим Новым годом с самыми лучшими пожеланиями в Новом году.
С уважением,
Владимир