Методические разработки "Этот загадочный космос" Консультация для родителей «Детям о космосе. Консультация для родителей "Детям о космосе" консультация (подготовительная группа) на тему Дидактическая игра «Живое - неживое»

Человек является, прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы.

Белинский В.Г.

Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре, окружающем мире. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиции.

При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что им близко и интересно.

К сожалению, не все дети с удовольствием слушают исторические факты из жизни страны, не понимают значимости патриотических чувств. Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям раскрыть в них патриотические чувства.

История Россия богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям россиян. Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать её героев. Дети должны знать историю российского праздника - День Космонавтики; дату первого полёта в космос; о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине; о героических покорителях космических просторов.

С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим.

Тема космоса всегда актуальна.

Во второй половине 20 в. Человечество ступило на порог Вселенной - вышло в космическое пространство. Дорогу в космос открыла наша Родина. Первый искусственный спутник земли, открывший космическую эру, запущен бывшим Советским союзом, первый космонавт мира - гражданин бывшего СССР.

Сегодня имя Гагарина Юрия Алексеевича знает вся планета. Он навсегда вошел в историю человечества как символ героизма и отваги.

В научном плане человечество стремится найти в космосе ответ на такие вопросы, как строение и эволюция Вселенной, образование Солнечной системы, происхождение и пути развития жизни.

Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звёзды - это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните своё детство, как интересно было смотреть в ночное небо.

Современные родители, сами испытывая интерес к космосу пытаются, часто безрезультатно, пробудить интерес к Вселенной в своих детях, используя при этом ресурсы современных технологий, в основном Интернет. Ведь как занимательно увидеть на яркой картинке вблизи Юпитер, следы действующих вулканов на его спутниках, кольца Сатурна. Родителям непонятно, почему их дети не разделяют родительского восторга.

Важная задача для родителей - развивать у детей интерес к познанию.

Как на сегодняшний день поддержать интерес ребёнка к неизведанному?

Чтобы пробудить у дошкольника патриотические чувства, сформировать знания, представления о космосе, развивать интерес к космосу мы рекомендуем родителям знакомить детей с достопримечательностями своего города и края; посещать с ними музеи, выставки, памятники; рассказывать им о труде людей, о своей работе.

Для обогащения и расширения представлений и знаний о науке и космосе использовать картины А. Леонова «Переход», «Орбитальная станция», «Луноход»; иллюстрации «Земля из космоса», «Звёздное небо», портреты космонавтов, «Ощущение невесомости», глобус, аудиозаписи.

Учить и читать стихи «Когда он на землю вернулся» В. Костров, «Марш юных космонавтов» С. Михалков, «Луноход», Н. Гончаров, «Я верю друзья… » В. Войнович, «Знаете, каким он парнем был» (отрывок) Н. Добронравов.

Для обогащения детского лексикона советуем поиграть в игру «Доскажи словечко», загадывать загадки.

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … (ракете) .

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля) .

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звёзд калейдоскоп

Астрономы в … (телескоп) .

Ночью в тёмном небе звёзды.

Знает все наперечёт

Звёзды в небе … (звездочёт).

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … (Гагарин) .

Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснёт … (луна) .

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите … (спутник) .

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: “астронавт”,

А по-русски … (космонавт).

Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит.

Ответ: космонавт

***

Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится.

Ответ: луноход

***

Чудо-птица - алый хвост

Прилетела в стаю звезд.

Ответ: ракета

***

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не съели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.

Ответ: луна, месяц

***

Волчок, волчок,

Покажи другой бочок,

Другой бок не покажу,

Я привязанный хожу.

Ответ: луна

***

У бабушки над избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают, достать не могут.

Ответ: месяц

***

На каком пути ни один человек не бывал?

Ответ: млечный путь

Если дети узнают больше о своей стране, ее мировых достижениях через собственную исследовательскую деятельность, то это приведет к тому, что у дошкольника будет развиваться чувство гордости, уважении, любви к Родине, а также появится стремление быть полезным стране и народу.

Конспект занятия «Знакомство с космосом» предназначен для детей среднего дошкольного возраста, направлен на развитие эмоциональной сферы, логического мышления и познавательной активности, формирует знания воспитанников о космосе.

Целевые установки:

Формировать представление воспитанников о космосе.
- Познакомить с первой женщиной космонавтом Валентиной Терешковой.
- Закрепить умение отличать живые существа от предметов, развивать логическое мышление.
- Воспитывать стремление стать сильными и смелыми. Вызвать чувство восхищения В. Терешковой, чувство гордости за нашу страну.
Материалы и оборудование. Изображение ночного неба, шапочка со звездой и планетами, игрушка Лунтик, карточки с картинками, портрет В. Терешковой, листы с нарисованными точками для соединения ракеты на каждого ребёнка, фломастеры, угощение для детей.

Структура НОД:

1. Стихотворение про космос
2. Пальчиковая гимнастика «Раз Меркурий, два-Венера»
3. Физминутка «Парад планет»
4. Сюрпризный момент - необычный гость
5. Развивающее упражнение «пазл Земли»
6. Дидактическая игра «Живое - неживое».
7. Загадки
8. Зрительная гимнастика
9. Графическое задание
10. Игра «Семейка слов»
11. «Космическая зарядка».
12. Итог

Ход НОД

Читаю стихотворение Ж. Парамоновой:

Если ночью не храпеть
И на небо посмотреть,
То увидеть сможешь ты
Звёзды дивной красоты.
Мир созвездий полон красок,
Много ходит о нём сказок.

Педагог: Посмотрите, девочки и мальчики, на ночное небо. Что видно на небе?
Воспитанники: Много звёзд.
П: Звёзды кажутся очень маленькими, потому что находятся далеко от Земли. Как вы думаете, почему звёзды не видны днём?
Предположения воспитанников.
П: Днём звёзды не видны, так как Солнце светит намного ярче. Наше Солнце тоже звезда. Кроме звёзд есть планеты. (слайд звездного неба) я предлагаю посчитать планеты солнечной системы- пальчиковая гимнастика

Раз - Меркурий,
два - Венера,
три - Земля,
четыре - Марс!
пять - Меркурий,
шесть - Сатурн,
семь - Уран,
восьмой - Нептун.

И девятая планета — под названием Плутон! (раздает шапочки-планеты воспитанникам - десятая звезда - Солнце) Все планеты обращаются вокруг звёзд. Давайте представим, что Анечка у нас звезда. А мы все будем вращаться, как планеты, вокруг звезды. Каждый по своей орбите.

П: Пространство, в котором расположены звёзды и планеты, называют космосом.
Звучит музыка. В группе появляется необычный гость.
Лунатик. Здравствуйте, ребята! Я - Лунтик.

Воспитанники. Здравствуй, Лунтик!
Лунтик. Я живу на Луне и сфотографировал вашу голубую планету, но так получилось, что фотография порвалась, а я очень хочу узнать про вашу планету Земля все-все-все.
П: Лунтик, мы тебе поможем и расскажем про нашу планету много интересного, но для начала, соберем твою фотографию

Воспитанники собирают пазл Земли

П:Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету
Ведь другой похожей нету. (Я. Аким)

Дидактическая игра «Живое - неживое»

Педагог предлагает классифицировать карточки с картинками. Цель игры: закрепить умение отличать живые существа от неодушевлённых предметов. Вот Лунтик, вези эти картинки к себе на Луну и расскажешь лунатикам, что на нашей планете есть много интересного. А мы продолжим узнавать про наш космос много всего интересного.

Загадки

1. Вот камень с неба к нам летит.
Как звать его? (метеорит)
2 Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт …
(Гагарин)
3. Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает
Взглядом согревает! (Солнце)

4. Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост -
И поднимется до звезд. (Ракета)
5. По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамель из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет
Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)
Зрительная гимнастика с Лунтиком.
Глазки вверх мы поднимаем,
Разглядеть звезду мечтаем.
Глазки вниз мы опускаем,
Затем снова поднимаем.
Лунатик вправо полетел,
А потом налево.
На окошко Лунтик сел, (Проследить за Лунтиком взглядом вдали и вблизи)
Чуть совсем не улетел!

П: Девочки и мальчики, наша планета Земля замечательная, красивая. Но человеку всегда был интересен космос, это огромное пространство со звёздами и планетами. Первым человеком, полетевшим в космос как вы уже сказали был Гагарин, а первой женщиной, полетевшей в космос, стала Валентина Терешкова. (Показ портрета). Эта смелая женщина провела в космосе почти трое суток одна, без товарищей. Чтобы полететь в космос нужно иметь крепкое здоровье, много тренироваться.

Валентина Терешкова занималась спортом: прыгала с парашютом. Она стала первой женщиной генералом в нашей стране и получила звание героя. Ребята, а на чём летают в космос, вы узнаете, соединив все точки на своих листах.
Воспитанники садятся за столы и выполняют работу по точкам.
Графическое задание (дорисовывают ракету) Что у вас получилось? Ракета! Вот такая ракета понравилась бы Валентине Терешковой! Я предлагаю вам поиграть

Игра «Семейка слов»

Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда».
- Как можно ласково назвать Звезду? (Звездочка.).
- Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (Звездное.).
- Как называется корабль, который летит к звездам? (Звездолет.).
- Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (Звездочет.). Лунтик, что бы полететь в космос нужно быть спортивными, выносливыми, покажи нашим ребятам космическую зарядку

«Космическую зарядка»

(Под космическую музыку воспитанники выполняют физические упражнения вместе с психологом)
Раз, два - стоит ракета. (Ноги вместе, руки вверху над головой - «домиком».)
Три, четыре - скоро взлёт. (Прыжок на месте: руки - в стороны, ноги - на ширине плеч.)
Раз, два - хлопок в ладоши. (Два хлопка в ладоши.)
А потом на каждый счёт. (Четыре хлопка в ладоши.)
Раз, два, три, четыре - (Ходьба на месте маршем.)
Мы на месте походили.

П: Ну что, Лунтик, многое узнал про нашу Землю? Я предлагаю девочкам и мальчикам еще раз вспомнить что такое космос? Правильно, это пространство, в котором расположены звёзды и планеты. Как называется наша планета? (Земля). Назовите, пожалуйста, имя и фамилию первой женщины, полетевшей в космос. (Валентина Терешкова). На чём летают в космос? (В космос летают на ракете). Запомнил? Сможешь теперь рассказать своим друзьям на Луне про нашу голубую планету?
Лунтик: Дорогие ребята! Мне с вами было очень интересно. Но мне пора улетать на свою планету. У меня для вас есть угощение.

Лунтик раздаёт угощение и прощается.
П: До свидания, Лунтик! Прилетай к нам ещё!

Исламгулова Венера Назировна, МАДОУ «Детский сад № 47» г. Стерлитамак, педагог-психолог

Чтобы скачать материал или !

МАДОУ Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «КАЛИНКА»

Ступинский муниципальный район

Консультация для родителей на тему:

«Детям о космосе».

Подготовила: Фомина Н.В.

2016 г.

«Космос - это все, что есть, что когда-либо было и когда-нибудь будет. Одно созерцание Космоса потрясает: дрожь бежит по спине, перехватывает горло, и появляется чувство, слабое, как смутное воспоминание, будто падаешь с высоты. Мы сознаем, что прикасаемся к величайшей из тайн»

Карл Саган

Еще с древних времен люди обращали свой взор к небу. Делая первые шаги по земле человек ощущал свою зависимость от неба. Наши предки хорошо знали и разбирались в повадках неба. Для него небо всегда было живым, многообразно себя проявляющим. И вот эту любовь и знание неба мы воспитываем дошкольников.

Наверное, каждый из вас, взрослых, также как и ваши дети, любите смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.

В начале шестидесятых годов прошлого века не было в мире более популярных собак, чем простые дворняжки Белка и Стрелка.

Еще бы! Им впервые удалось летать больше суток вокруг планеты в настоящем космическом корабле, и при этом вернуться домой целыми и невредимыми!

За это время произошли огромные изменения: и в нашем обществе, и в вопросах изучения космического пространства. Теперь такого ожидания запуска ракеты в космос уже нет, новые достижения проходят мимо нас, а дети совсем перестали играть в космонавтов, тем более мечтать о профессии космонавта. Да и вообще, многие ли из них знают об этом? Наша с вами задача, уважаемые, родители, рассказать детям, что такое Вселенная и космос, из чего состоит Солнечная система, познакомить с космическими телами. А начинать знакомство нужно с простых рассказов в хорошей книге, а не с теории «большого взрыва». Нужны доходчивые рассказы о планетах и звездах, о том, что наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и конечно всем нам, его жителям. Рассказать о полете человека в космос, о пришельцах и интересных явлениях в нашей жизни, связанных с пространством за пределами нашей планеты.

«Планеты и звезды».

Наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Всё, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер. Кроме планет, существуют звезды. Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.

«Почему Луна превращается в месяц?»

Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет» (если мысленно провести прямую линию через края серпа, получится буква «Р», т.е. месяц «растет»). Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча или настольная лампа и маленький мячик – «Луна». Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны.

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как познакомить дошкольников с космосом»

Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше, в дошкольном детстве, потому что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем интересном и прекрасном мире. Перед нами, взрослыми, стоит огромная задача, как можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему обо всем, о чем он спросит. Детские вопросы дают нам шанс освежить в памяти то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир другими глазами.

Каждый ребенок с восхищением и интересом смотрит на звездное небо. Ему больше хочется узнать о планетах и звездах. Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца. Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими, ведь они далеко от Земли.

Если ребенок будет интересоваться, насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему легче будет понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины.

Ребенок может заинтересоваться, почему Луна может быть круглой и в форме полумесяца. Для проведения опыта можно использовать мяч и настольную лампу. Вы вместе можете создать Луну и ребенок все поймет. Предложите ребенку стать главным звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навык счета.

Когда ребенок интересуется космосом, лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке.

Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал, после таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнется.

Речевой материал по теме Космос»

  1. Повторите с детьми названия планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Юпитер, Плутон. Уточните, на какой планете есть жизнь. Как называют Солнце с планетами? (Солнечная система).

Повторите стихотворение, которое мы выучили в детском саду

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

2. Поговорите о профессиях, связанных с изучением космоса.

Вопросы для беседы.

· Как называют людей, летавших в космос?

· Кто полетел в космос первым?

· Как называют космические аппараты, летающие в космос?

· Как называется прибор, в который наблюдают ученые за космическими объектами?

· Кто кроме человека летал в космос? (Собаки Белка и Стрелка).

3. Активизация словаря.

Попросить объяснить слова: земляне, марсиане, инопланетяне, ракета, космический корабль, орбитальная станция, метеорит, комета, телескоп, астроном, космонавт, звездолет.

4. Конкурс загадок.

Утром выглянем в оконце

Нам на встречу светит… (солнце).

Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце).

Рассыпался горох на тысячи дорог. (Звезды).

Над бабушкиной избушкой

Весит хлеба краюшка. (Месяц).

Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат. (Небо, звезды, месяц).

Ночью светит нам она,

Белолицая … (луна).