Конспект логопедического занятия на тему согласные звуки. Гласные звуки. Методы и приемы

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с диагнозом: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития.

Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с диагнозом: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития.

Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».

Цели: 1. Развитие памяти, внимания, Логического мышления.

  1. Развитие слухового и зрительного внимания.
  2. Знакомство с понятиями: гласный, согласный звуки.
  3. Дифференциация понятий гласный, согласный звуки.
  4. Развитие мелкой моторики и координации движений.
  1. 6. Развитие фонематического слуха.

Раздаточный материал: Вырезанные из цветного картона красные кружочки и синие квадратики.

Ход занятия:

  • Вступительная часть.

Дидактическая игра «Послушаем»: Дети давайте с вами закроем глаза, постоим молча и послушаем. Что вы слышите? Всё, что вы услышали, как называется? Правильно звуки. А сейчас вы сядите и послушаете сказку.

  • Основная часть.

В одной волшебной стране жили звуки. Страна эта была совсем крохотная. В ней жил всего тридцать один житель. Этих жителей никто никогда не видел, так как они были невидимками. Но зато их можно было услышать. Звали этих жителей звуки. Шесть звуков были певцами: а, о, э, у, и, ы. Им подпевали: я, ё, е, ю. За голосистость и певучесть эти звуки называли - гласными. Звуки между собой очень дружили и распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого нужно узнавать все звуки и правильно их произносить.

Гласные звуки легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Их можно долго и горомко петь - каждый в отдельности и последовательно переставляя. Давайте попоём. Называются они гласными, от слова «глас», т.е.голос. Потому, что их можно петь гласом, голосом. Эти звуки мы будем обозначать красным кружочком. Посмотрите они, как мячик. Он может долго катиться, так и гласные - поются, тянутся.

Но в этой волшебной стране есть ещё жители - согласные звуки. Им живётся хуже.Чтобы их произнести воздуху нужно прорываться через преграды, которые ставят им губы, зубы, язык. Петь эти звуки сами не могут, а соглашаются петь только вместе с гласными. Поэтому они и назыаются согласные звуки. Обозначать мы их с вами будем синим квадратиком. Квадратик- кубик, посмотрите катиться,как мячик не может. Так и согласные не поются, не тянутся. Мы сейчас встанем и отдохнём.

  • Физкультминутка:

Мячик мой прыг-скок

С мостовой на мосток.

А мосток был мал.

Мячик в речку упал.

  • Закрепление материала.

Дидактическая игра «Звуки»: Я сейчас буду произносить звуки, а вы внимательно слушайте. Когда вы услышите гласный звук - поднимаете красный кружочек. А если я произнесу согласный звук - синий квадратик.

  • Подведение итогов занятия.

Сегодня вы познакомились с гласным и согласными звуками. Как узнать гласные звуки? Как узнать согласные звуки. Как мы будем обозначать гласные, а как согласные звуки? Послушайте стихотворение:

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочеться им петь.

С,С,С...- змеиный слышен свист,

Ш,Ш,Ш...- шуршит опавший лист,

Ж,Ж,Ж...- жуки в саду жужжат,

Р,Р,Р...- моторы тарахтят.


Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса, имеющими диагноз «ФФНР»

Тема: Согласные звуки и буквы.

Цель: научить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук;

Учить различать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;

Учить соотносить согласные звуки с буквами;

Развивать фонематический слух, анализ и синтез;

Оборудование и материалы: картинки с изображением синего и зеленого домиков, таблица со слоговыми рядами (см. п.4), таблички с согласными буквами (см. п.7), карточки со словами (см. п.12).

Ход занятия:

    Организационный момент:

Какое сейчас время года? (зима)

А какой месяц? (январь)

Январь – второй месяц зимы, значит, какой он? (зимний)

2. Сообщение темы и цели занятия. Актуализация опорных знаний:

Сегодня мы с вами поговорим о твердых и мягких согласных и научимся их различать.

Давайте назовем твердые и мягкие согласные парами. Обратите внимание на то, как меняется положение вашего языка, губ при произношении. Итак, начинаем по очереди. (Дети произносят пары согласных звков: Б - Б’, T - T ’, Н – Н’ и т.д.)

(На доске висят две картинки: синий и зеленый домики).

Ребята, кто помнит, каким цветом обозначаются мягкие согласные, а каким – твердые? – Твердые – синим, а мягкие – зеленым.

Значит, какие согласные у нас живут в синем домике? А какие в зеленом?

3. Пальчиковая гимнастика:

Потренируемся немного перед занятием:

Пальцы – дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы)

Друг без друга им нельзя.

Вот большой, а это средний, (разгибают названные пальцы)

Безымянный и последний

Наш мизинчик-малышок.

Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, ( хлопают в ладоши)

Будем их соединять (соединяют большой палец с остальными по порядку)

И движенье выполнять.

Мы рога козе покажем ( показывают рожки)

И рога оленя даже.

Мы про зайку не забудем –

Ушками водить мы будем. ( показывают ушки зайчика)

Чтобы четко говорить, (соединяют пальцы)

Будем с пальцами дружить.

са

ся

са

ся

со

сё

со

сё

су

сю

су

сю

сы

си

сы

си

сэ

се

сэ

се

4. Чтение слоговых рядов:

Перед вами табличка со слогами. Сейчас каждый по очереди прочитает одну строчку.

Вы обратили внимание на то, что если после согласной буквы стоит гласная 2 ряда (е, ё, ю, я,и), согласный будет произносится мягко?

Теперь выполняйте по моему заданию: прочитайте слоги с мягким согласным из первого столбика; из второй строчки; слоги с твердым согласным из последней строчки и т.д.

5. «Скажи наоборот»:

Сейчас я буду называть слоги, если услышите твердый вариант, то быстро назовите мягкий, и наоборот, если скажу мягкий, то придумайте твердый:

Ма – мя, до – дё, ню – ну, зя – за, те – тэ, ка – кя, тю – ту, во – вё, пи – пы, ра – ря, ги – гы, ве – вэ.

6. «Какой это звук?»:

- У вас на столах лежат 2 кружочка: синий и зеленый. Если я назову слог с твердым звуком, покажите синий кружок, если с мягким – зеленый:

Ма, гя, тю, ро, ди, ке, лы, то, фе, пы, не, до, кю, ля, те, ми, сы, ру, ви, нэ, зы, сё, лё, ва, ку, ры, ду, тя, бо.

7. Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами:

На столах лежат таблички (см. рисунок 1)

Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладете синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.

Рис. 1

Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.

Ребята, какой вывод мы можем сделать? – Одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий.

8. Работа в тетрадях:

Открываем тетради, списываем число с доски и слушаем задание. Я назову слоги, а вы запишите только те, в которых есть мягкий согласный:

а) СА, СЕ, ЛЁ, МУ, МЕ, ГИ, ЛО, СЫ, ЛЮ, КИ, ГЕ, ФА….

б) АДО, ГРУ, КВЕ, ГЛЮ, ДРЯ, СМИ, АТИ, СВА, ПРЯ…

9. Физкультминутка:

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (
встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами )
Небо тучей заволок -
(круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше -
(барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик -
(постепенно садятся и кладут голову на руки).

10. «Сбежавшие буквы»:

Детям раздаются карточки со словами, в которых пропущены гласные буквы.

Догадайтесь, какие буквы сбежали, вставьте их и запишите слова.

Л..м..н, р..з.., д..м, п..р..г, ..рб..з, г..сь, в..р..н.., з..йч..к, в..т..р, б..чк.. .

Теперь подчеркните мягкие согласные зеленым карандашом, а твердые – синим.

Прочитайте мне слоги в которых есть мягкий согласный.

11. «Найди ошибку»:

Сейчас я прочитаю предложения одного ученика-двоечника, который сделал много ошибок, давайте найдем их и исправим.

Мама режет люк для супа. – (лук)

На ногах у Зины красивые тяпки. – (тапки)

Мы любим париться в банке. – (баньке)

На ветке сидит галька. – (галка)

12. Разучиваем стихотворение:

Послушайте внимательно стихотворение:

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень.

Искала булавку весь день.

Повторим его вместе со мной.

Теперь запишем его в тетрадях под мою диктовку.

Вашим домашним заданием будет выучить этот стих.

13. Итог занятия:

Ребята, какие согласные мы учились различать сегодня?

Вам понравилось занятие?

Для учащихся 1-го класса c системным недоразвитием речи.

Цели:

  1. Активизация, обобщение и закрепление знаний о гласных звуках и буквах.
  2. Развитие буквенного гнозиса и навыка правильного и осознанного чтения; предупреждение фонематической и семантической дислексии, также дисграфии.

Задачи:

  1. Развивать артикуляционную моторику и речепроизносительные навыки; автоматизация произношения звука л в слогах и словах.
  2. Закреплять звукобуквенные связи и навык написания письменных букв.
  3. Формировать умение объяснять значение или несколько значений прочитанного слова; умение соотносить слово к различным смысловым группам; обогащать словарь учащихся многозначными словами.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  5. Формировать навык правильного словоизменения (образование форм множественного числа с окончанием -Ы).
  6. Воспитывать познавательную активность, интерес к изучению родного языка, внимание к звучанию собственной речи.

Оборудование:

  1. Шарики для дыхательных упражнений, предметы для пальчиковой гимнастики.
  2. Игрушка- Красная шапочка, мячик, флажки, домик для букв.
  3. Корзинки и предметные картинки.
  4. Карточки с буквами, буквы из бархатной бумаги.
  5. Игра «Собери урожай».
  6. Карточки для чтения слогов и слов.
  7. Пособие « Многозначные слова».
  8. Игровизоры и маркеры, пособие «Лепестки».
  9. Карточка « Вставь гласную букву».
  10. Рабочие тетради учащихся.
  11. Магнитофонная запись «Шум ручейка».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие. Психологический тренинг:

Очень много знать нам нужно,
Будем мы работать дружно.
Слушать, говорить, читать,
Буквы правильно писать,
И друг другу помогать.

2. Подготовительный этап.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Нужно быть готовым к различным испытаниям.
- Упражнения для губ (улыбка, трубочка,…).
- Упражнения с шариками для выработки длительного плавного выдоха.
- Пальчиковая гимнастика с гибким карандашом.
- Нужно уметь слушать и правильно повторять:

ау ио ыа иоу уаы иоу

3. Сообщение темы занятия.

Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные: от слова глас-голос).
Сегодня мы отправимся в гости к гласным звукам, а сопровождать нас будет Красная шапочка.

4. Работа с гласными звуками.

Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.
- Пропевание звуков А, О, У, Ы, И по очереди.
- Игра «Поймай звук» с флажками.
- Отбор картинок, в названии которых первый звук - гласный.
(Работа с корзинками и предметными картинками).
Затем дети проговаривают свои слова, выделяя первый звук.

5. Работа со звуками и буквами.

Звуки - слышим и произносим.
Буквы - видим и читаем.

Посмотрите, что сделала Красная Шапочка. Она покрасила все буквы в красный цвет.
- Узнавание гласных букв среди предложенных.
- Угадывание букв с закрытыми глазами.
Буквы мы узнали и правильно назвали.
А теперь Красная Шапочка приведёт нас к домику, где живут гласные буквы.
- Работа с пособием «Проведи дорожку».
Гласные буквы живут в домике и уже готовы к встрече с нами.
Каждая буква приготовила для вас интересные игры и задания.



6. Физминутка.

Буква А зовёт нас на зарядку:

Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Головой качаем,
Плечи поднимаем.
Руки мы сгибаем,
Дружно приседаем,
На носочки встанем - солнышко достанем.

7. Чтение слогов, слов с изученными буквами.

Буква У приглашает собрать урожай (яблоки, слоги, слова).
- Игра «Собери урожай» (развитие мелкой моторики).
- Чтение карточек со слогами:
Ми ку ар ос лы шо ин пы

Чтение слов с объяснением значения:
Кит, пи-ла, ма-ки, ли-мон, шар.

Чтение многозначных слов и объяснение их значения:
лук ко-са кран

8. Отдых, релаксация.

Буква О предлагает отдохнуть. Закройте глаза и послушайте шум ручейка (Аудиозапсь)

9. Работа с рукописными буквами.

Буква И приготовила для вас игрушки - картинки.
- Запись первых (строчных) букв слов по картинкам.
- Работа с игровизорами - узнавание заглавных букв и обведение маркером.

10. Игра с мячом.

Буква Ы зовёт поиграть в мяч и образовать слова, в конце которых слышится звук Ы:


Пока мы играли в мяч, Красная шапочка нашла цветок, на котором написано слово. Но из этого слова выпала гласная буква: какая?
Давайте вставим букву в это слово и посмотрим, что получится.

Дети записывают получившиеся слова и обозначают гласную букву.
Мы разгадали загадку этого необычного цветка и пришла пора прощаться с гласными буквами.
Давайте пропоём: «До свидания, гласные А, О, У, Ы, И!»
Чтобы вернуться домой, мы построим дорожку:
- Работа с пособием «Лепестки» (Пространственная ориентировка).

12. Итог занятия.

Где мы сегодня побывали?
Понравилось ли вам в гостях у гласных?
Оценка деятельности детей, поощрения.

Конспект занятия логопедической группы

Чирятьева Наталья Владимировна МАОУ гимназия № 49 логопункт

Тема занятия “Гласные звуки первого ряда”.

Задачи:

    коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;

    коррекционно-развивающие: закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;

    закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;

    выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;

    развивать фонематические процессы;

    развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;

    коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.

Материалы и оборудование: символы гласных звуков, дидактические пособия “Домик”, “Трафарет”, предметные картинки на гласные звуки, атрибуты для игры “Живые звуки”, музыкальное сопровождение, шапочки на голову с изображением пчелы, письмо.

Ход занятия:

Логопед: Дети, посмотрите, что сегодня принес почтальон в нашу группу. Это письмо. Хотите узнать от кого? Нужно отгадать загадку: Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

Правильно, пчела! Это письмо от пчелки. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем.

Письмо пчелы.

Ж-Ж-Ж Я пчела, зовусь я Майя!

По полям всю жизнь летаю.

Вот летала на лугу, не смогла собрать медку.

На лужайку прилетела, но и там я не сумела.

На лужайке той цветы необычной красоты!

Но цветочки не простые, все цветочки звуковые.

Чтобы мне медок собрать, нужно звуки отгадать!

Звуков много знаю я, только помощь мне нужна.

Вам - заданья выполнять, мне – медок быстрей собрать.

Помогите, не ленитесь и медком вы угоститесь!

Логопед: Ну что, ребята, поможем пчелке собрать медок? Мы выполним задания от звуковых цветов, а пчелка соберет медок на волшебной лужайке! Я думаю, что она угостит нас этим вкусным медком!

Ребята! Я думаю, что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в пчелок!

Чтобы в пчелок превратиться, нужно нам принарядиться! (дети надевают на голову шапочки пчелок).

Логопед: По цветам перелетая и заданья выполняя,

Нам – заданья, пчелке – мед,

Вот и начался полет!

1. Приготовились, взлетели и на первый полетели!

Игра “Лепесток”. На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка. Необходимо определить первый звук в слове названии картинки (количество лепестков соответствует количеству детей)

Логопед:- А как можно назвать все эти звуки? (гласные звуки).

Что у них общего? (Гласные, поются, нет преграды для воздуха, выходящего из горлышка).

В чем различия? (В положении рта и губ).

2. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету?- второй).

Задание: Повторение слоговых рядов, чистоговорок, а также упражнение для развития дыхания и голоса.

Логопед: Ребята! Будьте внимательны и повторяйте правильно!

А-А-А - шире ротик детвора.

У-У-У - всех детей к себе зову.

И-И-И - ротик к ушкам потяни.

Ы-Ы-Ы - губку вниз ты опусти.
О-О-О - деткам очень хорошо

АН-АН-ОН-ОН звукосочетания: АОУ ЫАО УЫИ

ПА-ПО-ПУ-ПЫ

АВ-ОВ-УВ-ИВ

Упражнение на дыхание: - И.П. Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем, поднимая руки вверх произносить звук О от самого громкого до тихого.

3. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету? - третий).

Задание: Определи количество звуков в звукосочетании. Составь из символов схему этих звукосочетаний. Поиграй в игру “Живые звуки”.

Логопед: Ребята, вы слышите?

Дети: Да! Кто-то кричит.

Логопед: А что кричит человек? По моему … (АУ).

Дети: АУ! (заблудился кто-то).

Логопед: Повторите, что вы услышали.

Дети: АУ-АУ-АУ.

Логопед: Это звукосочетание. Так? Сколько всего звуков вы услышали? Какой первый? Какой второй? Сложи из символов звукосочетание АУ.

Дети выполняют задания.

(Следующее звукосочетание УА – так плачет малыш).

Анализ и синтез звукосочетания УА,

- “Игра живые звуки” (звуковой анализ звукосочетания ОЫИ)

4. Ребята! Мне кажется, что нужно немного отдохнуть (какой по счету? – четвертый цветок со скрипичным ключом).

Чтобы пчелкам сил набрать,

Нужно нам потанцевать. Динамическая пауза “Пчелки”.

5. Отдохнули, полетели, на цветок перелетели! (какой по счету? – пятый).

Задание: Ответить на загадку. В окошках трафарета нарисовать соответствующие символы звуков (определение первого гласного звука в слове; и одного звука (Ы) последнего в слове).

Логопед: Чтоб заданье выполнять,

Нужно пальчики размять.

Дети садятся за столы и разминают пальчики тренажёром (колючий пластиковый шарик “Су-джок”) .

Затем выполняют задания:

Загадки: 1. Звук О

Молодцы крылатые

Платья полосатые

Ростом хоть и крохи

Укусят – будет плохо! (осы).

2. Звук У

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам верный друг,

Электрический….(утюг).

3. Звук И

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает! (игла).

4. Звук А

Стою на крыше

Всех труб выше! (антенна).

5. Звук Ы – позиция звука: в конце слова.

Сделали дыру, вырыли нору,

Солнце сияет, а они не знают (кроты).

Логопед: Молодцы, ребята! Продолжаем наш путь!

6. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели!

Задание: Собрать разрезную картинку и в слове названии картинки определить место заданного звука в слове.

Логопед: Ребята, это сложное задание и перед его выполнением необходимо потренировать свои глаза. (Упражнение “Зоркий глаз”- определить, что вы увидели на картинке).

Для сильной подгруппы – позиция звука в конце слова, для слабой подгруппы – первый звук в слове.

Логопед: Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Что из заданий вам понравилось больше всего? А теперь……..

Мы с полянки улетать собираемся и снова в группе в детишек превращаемся!

Логопед: Вы, ребята, молодцы! Облетели все цветы!

Со всем справились, устали?

Все заданья выполняли!

Ну а наша пчелка - труженица,

Весь медок собрала, умница!

Ну а нас ты угостишь? Этим нас повеселишь! – раздается стук в дверь, принесли подарок (горшочек меда).

Дети угощаются медом и делятся впечатлениями по поводу занятия.

Логопед: Ребята, да тут еще записка от пчелки!

Благодарна вам, Ребята!

Помогли мне, молодцы!

И спасибо пчелка Майя говорит вам от души!

Дети благодарят пчелку за мед.

Занятие заканчивается.