Интересное индивидуальное занятие логопеда про космос. Конспект заседания «Клуба юных путешественников» в подготовительной логопедической группе «Путешествие в космос. «Клуб юных путешественников»

В основе грамотной и красивой речи лежит четкое и правильное произношение звуков. Кроме четкого и внятного звукопроизношения для детей с нарушением речи важно научится грамматически верно строить предложения, отвечать на поставленные вопросы и при этом не испытывать страха. Желание заговорить, пойти на контакт со взрослым вызывает интересный и занимательный материал, используемый логопедом на занятии.

Данное занятие построено в игровой форме, с учетом индивидуальных особенностей ребенка с общим недоразвитием речи. На занятии закрепляется лексическая тема «Космос» и правильное произношение звуков [с], [ш], проходит их дифференциация.

Индивидуальное логопедическое занятие

«Космическое путешествие»

Коррекционно-развивающие :

    закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, во фразовой речи;

    учить различать эти звуки на слух и в произношении;

    развивать умение соотносить звуки [С] - [Ш] с буквами С и Ш;

    обогащать словарный запас по теме «Космос»

    развивать оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Образовательные :

    Продолжать учить составлять из слогов слова.

    Продолжать учить составлять предложения из отдельных слов.

    Совершенствовать навык чтения.

Воспитательные :

    воспитывать стремление выполнить все задания четко и правильно;

    развивать контроль над звукопроизношением.

Оборудование:

    фото космонавтов

    карточки-схемы

    шифрограмма, лабиринт «Космический полет»

    предметные картинки [с] или [ш]; ракеты

    карта со звездами.

Ход занятия

    Организационный момент.

Как этот день отмечен в календаре? (день космонавтики).

Кто был первым космонавтом земли. (Ю. Гагарин)

Откуда стартовала космический корабль с Ю. Гагариным? (с космодрома Байконур)

Вспомни и назови имена первых казахстанских космонавтов. (Т. Аубакиров, Т. Мусабаев)

Предлагаю отправиться в космическое, логопедическое путешествие.

Сейчас мы к звездам полетим,
И звуки мы все повторим!
Будем в космосе летать,
Навык речи закреплять!

Можно ли полететь в космос в наших костюмах? Что мы наденем? (Скафандры.). А на голову наденем шлемы. Имитация надевания.

Какие звуки мы должны взять с собой? Назови первый звук в словах: скафандр, шлем.

Характеристика звуков: оба согласные, твердые, глухие. Звук «с» свистящий,

«ш» - шипящий.

Чем отличаются эти звуки? (ш – губы округлые, язык наверху, воздушная струя широкая и теплая; с - губы в улыбке, язык внизу, воздушная струя тонкая и прохладная).

Логопед: - А теперь давай, расскажем чистоговорку про наш язычок:

Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са - са,
Сахар, масло, колбаса.

1 звезда «Прочти шифрограмму»

А О ↓У У ↓Ы Е ↓О ↓ЛА ЛА

ЛО ЛИ ↓КА КО ↓КО ПА ПУ ↓ЛЕ ТИ

2 звезда. Работаем со словом. Эти слова раскололись при столкновении с кометой. Необходимо их собрать, добавив слоги СА или ША

ли... , ка... , ко... , су... , Ми... ,

кры... , кры... , колё ... , колба... , но... , ро...

3 звезда. Распредели слова по ракетам (предметные картинки «с» и «ш», ракеты с буквами)

4 звезда. Полёт продолжается! Следующая звезда и на ней новое задание – составить из слов-звездочек предложения. При столкновении с метеоритом предложения рассыпались на отдельные слова. Построй предложения заново. Как строится предложение?

Соединяем мы два слова-
И предложение готово!
Все должны мы твёрдо знать,
Как слова соединять!

А что же такое – предложение? (Предложение – слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль).

Кошка, есть, каша.

Алеша, любить, салат.

Пушистый, кошка.

5 звезда. «Проведи ракету к земле». (лабиринт)

Итог: Закончилось наше путешествие. Какой вывод мы можем сделать?

Чтоб водить корабли,
Чтобы в космос взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь!

Логопед: Совершенно верно! Знания помогут осуществить все мечты и желания, а в основе любого знания лежит правильная, грамотная речь! Желаю тебе новых, интересных открытий в мире знаний! До новых встреч.

Конспект открытого занятия

«Космическое путешествие в поисках алфавита»

в рамках недели педагогического мастерства

Учитель-логопед:

Сизова Наталья Викторовна

Черноголовка

26.03.2013г .

Цель: систематизирование знаний, умений, навыков по подготовке детей к школьному обучению.

Задачи:

Коррекционно-образовательные :

Познакомить с понятием алфавит. Учить узнавать буквы, составлять их из элементов. Обучать первоначальным навыкам овладения письменной речью.

Коррекционно-развивающие :

Совершенствование навыков звукового анализа, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; развитие логического мышления, внимания;развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности. Совершенствование мелкой моторики, зрительного восприятия, логического мышления.

Коррекционно-воспитательные :

Формирование положительной установки на участие в занятии; умение слушать сверстников и логопеда; воспитывать чувство сотрудничества, умение работать в коллективе, воспитывать добрые чувства, желание помочь.

Демонстрационный материал : Нарисованный ребус из букв,карточки со словами предложения,картинка весёлого человечка.

Раздаточный материал : Элементы букв,карточки со слогами.

Оборудование : Магнитофон, кассета с музыкой.

Логопед говорит: Ребята мне сегодня пришло звуковое письмо, давайте вместе его послушаем и решим, что нужно делать.

Голос: здравствуйте земляне! Вас приветствует дружественный разум с планеты Венера, на нашей планете случилось несчастье. Космические пираты похитили наш алфавит, если вы нам не поможете случиться беда. Ждём вашей помощи.

Логопед: А что же такое алфавит?

Дети: Алфавитэто набор букв.

Логопед: Ребята,сможем мы отыскать его на другой планете?

Дети: Да

Логопед: Вы предлагаете лететь на другую планету?

Дети: Да

Логопед: Ну что ж, прежде чем лететь нужно, посмотреть звёздную карту. Здесь земля, здесь венера. Путь нелёгкий, может быть не полетим?

Дети: Полетим.

Логопед: Ну, хорошо.Как раз у нас ракета готова. Проходим на ракету спокойно занимаем места.

Командиром ракеты назначаю,… Командуй.

Дети: Готов.

Капитан: Экипаж к высадке готов.

Дети: Готов

Логопед: Ну, тогда спокойно со мной выходим на планету Венера. Посмотрите ребята конверт с черепом и костями-это, наверное, послание пиратов и подписано землянам. Посмотрим что там?

Дети: Да.

Логопед читает письмо: Привет земляне если вы читаете это письмо, то вы всё-таки добрались до нашей планеты. Знайте, алфавит мы так просто не отдадим, идите по стрелкам и выполняйте все наши задания, а прпускать вас будет индикатор разрешения направляйте его на серебристый свет и если правильно сделаете задание, загорится зелёный свет, а неправильно красный. Желаю неудачи! Ребята может быть вернёмся?

Дети: Нет. Давайте посмотрим, что ещё лежит в конверте.

Логопед: Куда же нас ведут стрелочки. А стрелочки нас ведут сюда. Первое задание распутай буквы. Прежде чем нам выполнять это задание давайте вспомним, что такое буква.

Ребёнок: Буква это то, что мы видим и пишем.

Логопед: Молодец. Ну что же на этом плакате запутались буквы. Помогите их распутать.

Дети по очереди называют и показывают буквы.

Логопед: Ребята, какие гласные буквы мы отгадали?.Какие согласные? (Ответы детей). Молодцы. Давайте посмотрим, куда показывает стрелочка? Дети показывают. Правильно. Стрелочка нам показывает на столы. На столах ребята лежат элементы букв. Пожалуйста, соберите, как можно больше букв.

Дети собирают буквы.

Логопед: Ребята, какие буквы вы собрали?

Дети поочерёдно говорят, какие буквы у них получились и исправляют свои ошибки.

Дети проходят в центр зала. На ковре лежат картинки, а под ними слова, разделённые на слоги.

Логопед: Ребята, что можно собрать из слогов? (Ответы детей) Правильно слово. Соберите слово из слогов, которые лежат перед вами.

Дети собирают и читают свои слова.

Логопед: Молодцы. Над словом лежит картинка. Скажите она соответствует вашему слову? Если нет, положите картинку под соответствующие слово.

Дети ищут свою картинку и кладут её над своим словом.

Логопед: Ну что ж молодцы. С этим заданием справились. Стрелочки ведут нас к мольберту, на котором стоит большой лист бумаги с наклееными на него картинками. По первым звукам в названии картинок нужно отгадать слова. Давайте вместе скажем, что изображено на картинках. Если отгадали слово, запомните его.

Волк, свисток, енот, холодильник. (Всех)

Улитка, чебурашка, улитка (учу)

Арбуз (а)

Самолёт, арбуз, матрёшка, арбуз (сама)

Мышь, очки, лестница, чемодан, улитка (молчу).

Логопед: Ребята это загадка. Всех учу, а сама молчу. Что это? (Дети отвечают) Правильно азбука.

Под листом бумаги написано слово азбука. Сделан звуковой анализ слова.

Логопед: Ребята давайте вспомним, какие бывают звуки.

Дети отвечают: Согласные и гласные. Согласные бывают твёрдые и мягкие.

Логопед: Ребята пираты сделали анализ слова азбука. Посмотрите внимательно. Есть ли ошибки.

Дети исправляют ошибки.

Логопед: Отлично. Вы справились с очень сложным заданием.

Логопед показывает картинку, на которой нарисован весёлый человечек.

Логопед: Как вы думаете, что означает этот человечек. Правильно, нам нужно отдохнуть. Поиграть.

ИГРА ‘’ Будь внимательным’’

Гласный звук – дети поднимают руки, согласный звук дети опускают руки, когда логопед говорит слово, дети обнимают себя за плечи, если логопед говорит непонятные звуки, дети хлопают в ладоши. Логопед делает двежения вместе с детьми, через некоторое время, начиная их путать.

Логопед спрашивает детей, что можно составить из слов, написанных на карточках. Дети отвечают.

Задание составить из слов предложение. Слова: все, буквы, мы, знать. Задание выполняют четыре человека.

Логопед: Ребята мы сделали все задания, где же алфавит. Давайте крикнем. Алфавит.

Логопед: Ну что настало время возвращаться в детский сад. Командир командуй.

Ребёнок: Экипаж к старту готов?

Дети: Готов.

Ребёнок: Включить моторы. Ракета взлетает. Отсчёт 54321 поехали.

Логопед: Ракета набрала высоту и поднялась вверх. Ну, вот мы и прилители.

Итог занятия.

Логопед: Ребята, какие задания вам понравились больше всего? Ответы детей.

Вы хорошо потрудились сегодня. Молодцы.


Эльвира Кабирова
Логопедическое занятие «Путешествие в космос»

Тема занятия «Путешествие в космос » .

Цели :

Образовательная : закрепить знания детей о космосе , о космическом транспорте , космонавтах , планетах, космодроме , невесомости; продолжать обучать пересказу по Слайдам.

Развивающая : развивать общую моторику, фантазию, воображение, логику.

Воспитательная : воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование : интерактивная доска, ноутбук, схемы предложений, буквы, мяч, сюжетные картинки по произведению «Марсианская сказка» .

Ход занятия.

Беседа :

Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Они пришли, чтобы вместе с нами отправиться в путешествие , а в какое вы мне скажите, если вспомните, какое событие, мы будем праздновать в апреле. Да, действительно день космонавтики . Сегодня мы с вами отправляемся в космическое путешествие .

Ребятки, когда я произношу слово космос , что приходит вам на ум, назовите мне слова ассоциации.

Молодцы, если вы такие знатоки космоса , скажите мне, кто первый полетел в космос . Слайд №2.

Как звали первую женщину – космонавта ?

Как звали собачек – космонавтов ? Слайд №3.

Что такое галактика? Слайд №4.

А при помощи чего мы любуемся звездами? Слайд №5.

На чем можно полететь в космос ? Какой космический транспорт Вы знаете ?

Раз-два, стоит ракета,

Три-четыре – скоро взлет.

Чтобы долететь до солнца,

Космонавтам нужен год .

Но дорогой нам не страшно,

Каждый ведь из нас – атлет.

Пролетая над Землею,

Ей передадим привет.

Что такое невесомость? Слайд №7.

То такое космодром ? Слайд №8.

Какие вы знаете планеты? Сколько их всего?

Кого мы возьмем с собой в путешествие ? (стихотворения)

Мы летим к другим планетам!

Объявляем всем об этом!-

Весь игрушечный народ

С нами просится в полет.

Жмется заинька к ракете :

Полечу я с вами, дети,

на любую и планет,

где волков зубастых нет.

Мышки-крошки засмеялись :

Мы летали, не боялись,

высота – красота, ни единого кота!

Даже плюшевый медведь

Хочет к звездам полететь

И с Большой Медведицей

В синем небе встретиться

Ну, тогда отправляемся в путешествие .

Физкультурная минутка.

Полет к звездам.

Отправляется в полет

Наш волшебный звездолет.

Надевай скорей скафандры!

Занимай скорей места!

С космодрома мы взлетаем ,

Прямо к звездам улетаем!

Полетели, полетели,

До луны мы долетели.

Походили, посмотрели

И обратно прилетели.

Сначала мы попадем с Вами на планету Марс, к нашему знакомому Лунтику. И расскажем, что же произошло с ним.

Рассказ с опорой на Слайды 9-15.

МАРСИАНСКАЯ СКАЗКА

Жил на Луне одинокий Лунтик. Он был очень крохотным и грустным. СЛАЙД

Вот однажды он упал с Луны и попал на планету Марс, на которой жили инопланетяне. Они подумали, что он враг и окружили его. СЛАЙД

А потом пришел к Лунтику король Арти. Он спросил :

Откуда ты? СЛАЙД

Я с Луны, - ответил Лунтик и заплакал. СЛАЙД

Не плачь, малыш, - успокоил его король Арти и приютил Лунтика в одну семью, в которой не было детей. Их звали Мамо и Папо. Они взяли лунтика к себе. С этого момента, Лунтик стал их сыном, и все его знали. СЛАЙД

Вот однажды он пошел с Мамо в магазин. В магазине они купили инопланетный сладости. Это были очень вкусные десерты, которые Лунтик попробовал впервые. СЛАЙД

Папо в это время ремонтировал свой марсоход, ведь марсоход был нужен для того, чтобы возить овощи. А урожай в этом году был удачный! СЛАЙД

Я тороплюсь ремонтировать машину. Завтра надо свезти овощи на коныр. Хорошей должна быть распродажа. СЛАЙД

Вечером семья собралась за широким столом. Яства были самые необыкновенные.

Марсианская еда очень пришлась по вкусу Лунтику. Когда все поели, легли спать. СЛАЙД

Утром они заметили, что кто-то забрал все овощи. Тогда марсиане пошли в марсиполицию, чтобы добиться справедливости. СЛАЙД

Мы пришли сообщить вам, что у нас украли овощи. Только мы не знаем, кто это сделал, - сказала Мамо.

Успокойтесь, успокойтесь! Мы вмиг решим эту проблему, потому что у нас есть специальный огромный глас во Вселенной. Он видит все и фотографирует каждое преступление и чужаков, которые прилетают на нашу планету. Так мы обнаружили и вашего Лунтика, - ответил марсиполиц и, нажав на кнопку отображения, включил экран. СЛАЙД

Вдруг глаз стал усиленно моргать и раскрылся. СЛАЙД

Внизу экрана-глаза было написано : «Бургамот – злой и жестокий марсианин, который превращает овощи в монстров и отправляет их на другие планеты, чтобы завладеть Вселенной и уничтожить мир. Избавиться от Бургамота можно при помощи янтарного блеска». СЛАЙД

Тут же марсикосмический корабль с марсиполицами примарсился у дома Бургамота и осветлил улицу янтарным блеском. СЛАЙД

Все были благодарны марсиполицам за то, что они чутко стерегут планету Марс и оберегают ее от злодеев и чужаков. СЛАЙД

Наши мальчики тоже летали в космос , они сейчас нам расскажут, что из этого вышло.

Расскажу вам по секрету :

Мы построили ракету

Из коробок, стульев, штор,

Забрались гурьбой под стол,

Взяли сок и бутерброды,

Вдруг лететь придется … годы?

Завели мотор и … р-р-раз…

Полетели мы на Марс.

Мы летели очень долго,

Дней… не знаю даже сколько!

Мчим в ракете над Землей :

Друг мой, я и песик мой.

В космос выходили дружно-

Космонавтам тоже нужно

Соблюдать там гигиену,

И подкручивать антенну.

Примарсились мы на час…

Съели бутерброды в раз,

А затем назад, домой,

Улетели на покой…

После нашего полета…

Убираться неохота.

В доме полный кавардак,

Мама входит : «Вот так, т-а-ак!

Может, инопланетяне

Прилетели вместе с вами?

Перепачкали посуду,

Насорили мне повсюду?

Ну-ка космонавты быстро

Все убрать, чтоб было чисто!»…

Я открою вам секрет :

В космосе… порядка нет .

Ребятки, а Лунтик прислал нам задания с планеты Марс, потому как марсиане с ними не справляются. Поможем Лунтику.

Задание №1 «Пропавший слог» . Слайд 16-24

Задание №2 «Маленькие слова» . Слайд 25-27

Задание №3 «Самый внимательный» . Слайд 28-31

Задание №4 «Найди ошибки» . Слайд 32-36

Задание №5 «Живые буквы» : космос , Марс, Луна, Лунатик, комета, небо, дыра, Гагарин, полет, скафандр, чудо, высота. Слайд 37

Задание №6 «Фантазер» . Слайд 38-41

Итог. Ребятки нам пора возвращаться домой после космического приключения . Чем мы сегодня занимались?

А сейчас нам Илюша расскажет о своей мечте.

Мы станем космонавтами ,

Лишь только захотим,

В ракете трехступенчатой

Мы в космос полетим .

Над нами звезды дальние

Зажгутся в вышине,

И мы посадим яблоки

На Марсе и Луне!

Ребятки, мы смогли решить все задания для Лунтика. Вы – молодцы, а это от Лунтика – марсианские сладости.

Литература :

1. Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» , Москва 2002г.

2. Е. В. Колесникова «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» , Москва 2009г.

3. С. П. Цуканова, Л. Л. Берц

«Клуб юных путешественников»

«Клуб юных путешественников» имеет свою атрибутику и отличительныеособенности. Девиз клуба: «С нами не соскучишься». Эмблемой клуба был выбран воздушный шар как символ странствий.

Комплексно-тематическое планирование.

«Путешествие в космос»

«Путешествие в старину»

«Путешествие в лабораторию интересных исследований»

«Путешествие в жаркие страны»

«Путешествие в Японию»

«Путешествие в город Логики»

«Путешествие к подножию вулкана»

«Путешествие в космос»

ЦЕЛЬ: Уточнить и расширить представление детей о космосе, как о мире тайн и загадок.

Программное содержание
1. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики.
2. Познакомить с Солнцем как раскаленным космическим объектом, строением солнечной системы из планет, звезд, комет (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях планеты Земля и Марс) .
3. Вызвать интерес к космосу.
Предварительная работа:

  1. Чтение и рассматривание большой энциклопедии для дошкольников.
  2. Чтение художественного произведения «Дорога на космодром» Я.К. Толованов, «Я хочу в космос» К.Курбатов.
  3. Рассматривание предметных картинок на тему Космос.
  4. Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты».
  5. Рассматривание альбомов о космосе.

Активизация словаря: Солнечная система -галактика; планеты Марс, Земля, Плутон; астероиды, комета; глобус
Демонстрационный материал : видео «Солнечная система»; портрет Юрия Алексеевич Гагарина, глобус, лампа.

Ход занятия
Воспитатель.

Дети, придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро».

Дети «Доброе утро».
И каждый становится добрым доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.

С таких доброжелательных и теплых пожеланий мы начнем наше заседание.

12 апреля 1961г впервые в космос полетел наш советский космонавт Ю. А. Гагарин. Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Ребята, помните, мы договаривались, что вы узнаете о космонавтах. Расскажите, что вы узнали.
Рассказ первого ребенка.
«Первым «космонавтом» была собака Лайка, с ней же были отправлены плесневые грибки, традесканции, мухи и мыши. Полет прошел успешно, все было доставлено на землю в целости и сохранности. Затем увеличили размер ракеты и отправили две собаки-лайки: Белку и Стрелку. Они тоже благополучно вернулись на Землю. И ученые решили осуществить свою заветную мечту - послать в космос человека!»
Воспитатель. Молодец. Кто расскажет о первом космонавте.
Рассказ четвертого ребенка.
« 12 апреля 1961 года сбылась мечта человечества. Впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток» (показ портрета). Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты восторженно приветствовали первого космонавта».
Воспитатель . Наша планета Земля находится в бескрайнем космическом пространстве, в нем множество других планет, миллиарды звезд, множество мелких камней, пыли, газов. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в недосягаемые глубины Вселенной. Хотите?
Воспитатель . А чтобы нам было веселей, давайте пригласим в наше путешествие детей старшей логопедической группы.

Приглашают.
Дети встают в круг, держатся за руки и вместе произносят «заклинание»: «Мы в походсобрались дружно, и готово все, что нужно. Слева друг и справа друг, приключения вокруг!»

Дети занимают места в ракете.
Видео (звездное небо), воспитатель задает вопрос и сопровождает показ рассказом.

Воспитатель. Что это такое (звездное небо). То, о чем вы говорите, уже не небо, ученые называют это космическим пространством. Оно заполнено звездами, планетами, кометами. Как вы думаете, видны ли на небе звезды днем и почему? А почему днем не видно звезд?
- Потому что светит Солнце.
- Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть звезды днем.
В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. Многие из звезд даже больше Солнца.

Воспитатель. Вот мы и в космическом пространстве. Давайте проведем опыт.

Опыт. Подойти к окну и посмотреть на другую сторону улицы, где идет девочка или стоит машина. Поднять указательный палец и поставить его перед своим глазом. Кажется, что палец больше девочки или машины, так как он перед носом, а девочка далеко.

Вывод: Солнце кажется больше, так как оно находится ближе к планете Земля, а звезды дальше.

Видео (движение планет вокруг солнца)
Воспитатель . В центре нашей галактики расположена самая большая планета - Солнце. Оно невероятно горячее. Солнце так раскалено, что никакой космический корабль не сможет находиться вблизи него.
Сколько планет вокруг Солнца?.. Правильно, вокруг Солнца движутся 9 больших планет. Они кажутся круглыми, но на самом деле они похожи на сплющенный мяч.

Видео (вид Земли из космоса, солнечная система).
Воспитатель. А что это за шар голубого цвета? (Земля).Мы с вами много раз рассматривали глобус. Что это такое? (Модель Земли). Что означают на глобусе голубой и зеленый цвета? Только на планете Земля есть вода, поэтому есть жизнь. Другие планеты состоят из газа, а самая удаленная планета от Солнца состоит изо льда, так как до нее не доходит солнечное тепло. Земля является третьей планетой от Солнца.

Чем объяснить смену дня и ночи на Земле?

Опыт.

Ребенок становится спиной к зажженной лампе. Он не видит лампу и света, у него ночь. Зато у спины – «день», там лампа светит вовсю. Ребенок поворачивается и лампа оказывается перед ним. Наступает день. Медленно поворачивается, лампа оказывается у щеки, словно солнце взошло. А потом она начнет «заходить, и скроется за другой щекой. Снова наступила ночь.

Вывод: наша Земля вращается вокруг своей оси, поэтому происходит смена дня и ночи.
Физкультминутка.

Раз-два, стоит ракета (поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до Солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год (берутся руками за щеки, качают головой

Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)

Пролетая над Землею (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут).


Видео (движение лунохода, спутник, ракета, невесомость).
Воспитатель сопровождает видео загадками.

Что за чудная машина
Смело по Луне идет
Вы ее узнали дети
Ну конечно…………луноход. Почему?

Он вокруг земли плывет
И сигналы подает
Этот вечный путник
Под названием …………спутник. Почему?

С земли взлетает облака
Как серебристая стрела
Летит к другим планетам
Стремительно……..ракета

Когда ты в космосе мой друг
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты- вот так новость
Ведь-это………..невесомость

Он черен как ночь
И звезд в нем не счесть
Планет и созвездий
В нем множество есть
Что же это за место
Возникает вопрос
И каждый ответит
Ведь это же………космос

Он космос покоряет
Ракетой управляет
Отважный смелый астронавт
Зовется просто………….космонавт.

Воспитатель . Как вы думаете, каким должен быть космонавт? Давайте поиграем в игру «Наоборот».
Злой
Слабый
Грустный
Нервный
Трусливый
Неуклюжий
Ленивый

Воспитатель . Ребята, а какая самая яркая планета. (Марс) Почему? (Красная). Это четвертая планета от Солнца. Марс активно исследуется учеными, найденная на некоторых участках Марса вода позволяет предположить, что примитивная жизнь на Марсе существует, или существовала в прошлом. Там холоднее, чем на Земле, потому что он дальше от Солнца. Яркость этой планеты позволяет видеть ее с Земли без всяких приборов. А хотите полететь на Марс? Одели скафандры, сели в ракеты.
Видео (космическое пространство и планета Марс).
Все космонавты по местам
По курсу Марс он виден нам
Загадочная эта красная планета
А теперь мы очень гладко все заходим на посадку
Марсиане, где же вы?
Все мы жители Земли
в гости к вам скорей спешим
познакомиться хотим.
Не выходят марсиане
Не хотят позировать
А какими они будут
Будем фантазировать.
Сейчас нарисуем марсианина.

Пальчиковая гимнастика.

Посмотрите, луноход

По Луне легко идет.

Он шагает очень важно,

В нем сидит герой отважный.

(Пальчиками перебирать по поверхности стола, обходя все неровности, как паучок).
Воспитатель.
Давайте оставим рисунки жителям планеты Марс. А нам пора возвращаться домой. Занимайте свои места в ракете. Видео (полет ракеты).
Пока летим, давайте поделимся впечатлениями от сегодняшнего путешествия, а я буду записывать их в бортовой журнал.
Космический полет прошел успешно.

Вот мы и вернулись на планету Земля.

Вам понравилось путешествие? Куда бы вы еще хотели отправиться?

Осина Светлана
Конспект логопедического занятия «Космическое путешествие»

Оборудование : картинка с изображением планеты Примерус и Ответус; листы с нарисованным космическим мостом , примерами и ответами; карточки магнитные для работы у доски с ответами и примерами; фишки красного, зеленого, синего цвета; картинка «Комета» ; картинка «Космический корабль » ; картинка «Планета Словопутанка» »; объемные геометрические фигуры (куб, шар, конус, цилиндр) ; карточки с цифрами; карточки с цифрами-буквами; картинка «Планета Геометрофигурос» ; картинка «Планета Земля» .

Закройте, дети, глазки.

Окажемся сейчас мы с вами в сказке.

Отправимся в лабиринты космоса , друзья,

Спешим в мир фантастики мы, детвора.

Летим и видим звезды и планеты.

Как увлекательно всё это.

Но вдруг : бах, бум- тара-барам.

«SOS» - сигнал посылает кто-то нам!

Планету видим неизведанную мы.

Её обитателям помочь мы должны.

Снижаемся-на помощь отправляемся.

Эта планета называется Ответус. Её жители строили космический мост на соседнюю планету Примерус. Но вдруг на мосту произошла авария. Теперь группа строителей не может вернуться на строительную базу. Нам нужно правильно решить примеры и соединить их с ответами. Тогда исчезнет обрыв на мосту и строители смогут вернуться, чтобы продолжить строить мост с остальными строителями.

(Детям раздаются листы бумаги с нарисованным мостом. По правую сторону моста примеры, по левую-ответы. Дети решают примеры и соединяют линиями пример с ответом).

Спасибо, дети. Вы успешно справились с заданием. Жители планет Примерус и Ответус благодарят вас.

И что ж увидеть мы смогли?

На планете Звукослог

Тоже помощь кто-то ждет.

Нам сигнализируют жители планеты Звукослог. На их космической базе вышли из строя все компьютеры и электронные приборы. И только разгаданный с помощью звукофишек код поможет вернуть технику в рабочее состояние.

Нам нужно выложить звукофишки в ряд слева направо и прочитать кодовое слово. Следуем инструкции (один ребенок работает у доски, остальные за столами)

1. Выделить первый звук слова ГАЛАКТИКА (синяя фишка, дается характеристика звука) . Аналогично характеристика звукам дается в последующем.

2. Выделить последний звук слова МИР.

3. Выделить средний звук слова МАК.

4. Выделить первый звук слова МОЛНИЯ.

5. Выделить средний звук слова ДОМ.

6. Выделить первый звук слова ТОНКИЙ.

7. Выделить последний звук слова ИГРА.

Получаем слово ГРАМОТА. Так как жители планеты Звукослог говорят на не русском языке, а на звукослоговом , давайте поможем им правильно слово произнести.

Что для этого нужно сделать? (Поставить ударение) .

Укажите количество слогов в слове и расскажите правило о количестве слогов в слове , чтобы в будущем, если у жителей Звукослога возникнут трудности с подборкой кода, они могли самостоятельно справиться с поломкой компьютеров.

(Краткая беседа о значении слова ГРАМОТА) .

Летим, в иллюминаторы глядим…

И вот комета проплывает.

Хвостом горящим наш корабль задевает.

Чтобы пожар в отсеке потушить,

Заданье нужно нам решить.

Каждый космонавт

Пусть на вопрос ответ мне даст.

Много правильных ответов - и пожара больше нету.

(шуточные задания типа :

Я вижу под линией забора 4 лапы пушистые с острыми коготками и четыре со шпорами. Кто стоит за забором?

Сколько ног у двух коров?

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

Катя выше Тани. Кто из девочек ниже?

Красная лента длиннее зеленой. Какая из лент короче)

С пожаром справились общими усилиями полученных знаний.

и сейчас нам очень нужно

руки-ноги поразмять,

чтоб в пути нам не устать.

Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько пальчиков у нас.

Посчитаем, сколько ушек

и наклонимся послушно.

И присядем столько раз,

сколько ротиков у нас.

Молодцы, играли дружно!

Нам похлопать себе нужно. -Красота царит вокруг.

Звезды светятся, и вдруг…

От звезды с названием Словопутанка

К нам летят её обитатели словопутанцы.

Они любят шарады, головоломки.

Ну и мы поиграем - загадки отгадаем.

Гостей встречают словопутанцы с меню своего словопутанского ресторана.

Если вы найдете среди хаотичного набора букв названия блюд, то можете отныне считать себя друзьями словопутанцев и всегда рассчитывать на угощение.

ПРНКГСЫРПРНКГ

ЖДХГХЛЕБЖДХГ

БДЛГСАЛАТБДЛГ

ПРНКПЛОВПНРГ

ЖДБГБОРЩЖБДГ

КНГЛЙОГУРТКНГЛ

Молодцы! Отгадали блюда сегодняшнего меню. Угощайтесь,

понарошку подкрепляйтесь.

Приятного аппетита всем вам!

В космосе много мест удивительных.

Есть планета с жителями-фигурами геометрическими.

Называется Геометрофигурос она!

Ну что, приземлимся туда, детвора?

Игра с обитателями планеты Геометрофигурос называется «Слушай-думай-делай!»

У вас на столах лежат карточки с цифрами. На полу стоят жители планеты Геометрофигурос.

Пусть встанет тот, у кого на карточке записана цифра, обозначающая …ответ следующей задачи…

(число больше 5, но меньше 10 и т. п.)

И встанет справа от конуса. Слева от пирамиды. Перед кубом. Позади шара.

Когда все дети выстроились возле геометрических фигур, задание звучит следующим образом :

1. Сядет тот, чье имя начинается на мягкий звук.

2. Сядет тот, у кого в имени есть мягкий звук рь.

3. Сядет тот, у кого имя состоит из трех слогов .

4. Сядет тот, чье имя заканчивается на твердый звук.

Столько впечатлений разных мы получили.

Инопланетянам помочь мы не забыли.

С обитателями планет мы поиграли.

Но в путь отправляться обратный пора.

Программу возвращения установить нужно нам, детвора.

Для этого нужно расставить по порядку карточки с ответами-числами на следующие задачи (задачи в стихах) .

С аварией дружно все вместе справлялись.

1. Пять ворон на крышу сели,

Две ещё к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело(7)

4. В снег упал Сережка,

А за ним – Алешка,

А за ним - Иринка,

А за ним - Маринка,

А за ним - Игнат.

Сколько на снегу ребят? (5)

2. На плетень взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? (3) 5. Ну-ка, сколько здесь ребят

На горе катается?

Трое в саночках сидят,

Один дожидается? (4)

3. Карандаш один у Миши.

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей? (2)

6. Семь веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди :

Сколько мишек впереди(6)

А теперь прочитайте слово, которое у нас получилось молча, про себя.

(Кроме карточек с ответами слова ПОБЕДА на столах еще лежат карточки для выборки :

10-т, 1-ш, 8-р, 7-п. 3-о, 2-б. 5-е, 4-д, 6-а

Получается слово "Победа"

А теперь закройте глаза и произнесите хором это слово и тогда мы окажемся дома, закончим наше фантастическое путешествие .

Пусть победа сопутствует вам во всех ваших делах и начинаниях, но дела ваши должны быть добрыми, приносящими пользу окружающим.

Мы вернулись на планету Земля.

Окончена фантастическая наша игра.

Впечатлениями делитесь, дети, смелей!

Что узнали, с кем встречались, расскажите скорей!

(Ответы детей)