Христианская символика в римской армии IV в. Римская империя: флаг, герб, императоры, события Римские знаки и символы

А.Е. Негин

Для превращения христианства из религии меньшинства в религию, признанную единственным законным культом, потребовалось почти сто лет, начиная со времен Константина, до смерти Феодосия в 395 г.

Это превращение не было ни прямолинейным, непрерывным процессом, ни какой-либо односторонней мерой государственных органов, преследовавших идеологические цели. Одним из наглядных показателей рывков этого развития является процесс замены в римской армии языческой символики христианской. Совершенно очевидно, что проходил он не так как был преподнесен христианскими авторами, а поэтапно и довольно медленно.

Согласно имеющимся в нашем распоряжении письменным источникам, замена старой языческой символики в римской армии произошла следующим образом. По словам Евсевия Константин в конце октября 312 г. постановил, чтобы крест стал отличительным знаком его легионов. Накануне битвы у Мильвийского моста, свидетельствует Евсевий, Константин увидел в небе огненный крест с греческой надписью En toutoi nika — «Сим победиши» (Euseb. Vita. Const. I. 28). Обычно традиция доносит эту фразу в латинской форме: In hoc vince, или In hoc signo vinces — «Под сим знаком победиши». Евсевий, являющийся единственным источником информации о данном видении, по его собственному признанию (Euseb. Hist. eccl. VIII. 2), склонен к назидательности: «Но зная, — уверяет он, — что император клятвенно подтверждал истинность этого сообщения мне, собиравшемуся писать эту историю... кто сможет в нем усомниться?» (ЕизеЪ. Уна. Сопзг. I. 28). На следующее утро, согласно Евсевию и Лактанцию (Euseb. Vita. Const. I. 29; Lact. De mort. persecut. XLIV. 5), Константин во сне слышал голос, повелевавший начертать на солдатских щитах так называемую «хризму» — символ Христа. Проснувшись, он поступил как было велено, а затем встал под стягом (известным с тех пор как labarum), на котором были изображены начальные буквы имени Христа, сплетенные с крестом. Данным действием Константин хотел показать, что решил разделить судьбу с христианами, которых было немало в его армии.

Это сражение стало поворотным пунктом в истории религии — битву у Мильвийского моста Константин выиграл. Впоследствии он повелел поместить монограмму Христа и на свой шлем (Euseb. Vita. Const. I. 31). Пруденций также повествует о помещении христианской монограммы на шлемы воинов, последовавших примеру своего предводителя (Prudent. Contra Symm. I. 489). Таким образом, согласно христианской традиции, крест вошел в военную символику. А ведь совсем еще недавно крест для солдат был олицетворением ужасной мученической смерти — распятия.

Однако если критически отнестись к сведениям христианских авторов и привлечь для рассмотрения этого вопроса иные источники, в т.ч. иконографические и археологические, перед нами предстает несколько иная картина проникновения христианской символики в римскую армию.

Монограмма Христа появляется на монете Константина в 315 г. После этого она быстро вошла в общее употребление и появилась на многочисленных предметах. На целом ряде монет, чеканенных в 315 г., можно видеть монограммы Христа, помещенные на лобной части или продольном гребне полусферических шлемов . В последнее время имеются и реальные находки пластинок с изображением монограммы, крепившихся к гребням шлемов. В середине 1990-х гг. в долине реки Маас (Нидерланды) был найден поздне-римский клад, содержавший остатки шлема с такой символикой. Две другие подобные пластинки, крепившиеся к гребням шлемов, были найдены в Сисаке (Хорватия) . Аналогичные броши обнаружены в Саварии (Сомбатхей) и Альшохетене . И, наконец, «хризма» помещена на наноснике шлема из Альшохетеня . В то же время, это не единственный вариант христианского символа, изображаемый на шлемах того времени. В 1909 г. в Интерцизе были найдены остатки 15-20 шлемов, из которых было собрано четыре целых экземпляра. Они украшены серебряной таушировкой в виде пары глаз на лобной части и полумесяцев . А на тулье одного из них отчетливо видны изображения четырёхлучевых звёзд. Если четырёхлучевые звезды интерпретировать как кресты, ведь они очень напоминают т.н. катакомбный крест, то такой декор представляется причудливым единением христианской и восточной культурных традиций, т.к. в Сасанидском Иране полумесяц являлся знаком бога луны . Другой разновидностью христианского креста, изображение которого появляется на шлеме из клада в болоте у Дёрне, является якорь — символ христианской надежды на будущее Воскресение, как говорит о том апостол Павел в послании к Евреям (Евр. 6:18-20).

Вопреки словам Евсевия, Лактанция и Пруденция о введении Константином традиции изображения христианской эмблемы на щитах (Prudent. Contra Symm. I. 488), мы не находим подтверждений этому утверждению в других источниках. Никакого намека на подобное украшение щитов нет ни на арке Константина (кстати, посвященной победе над Максенцием и изображающей эпизоды судьбоносной битвы у Мильвийского моста), ни на других памятниках первой половины IV в. Нет изображений монограммы Христа и на щитах армейских подразделений Западной и Восточной Римской империи IV в. в Notitia Dignitatum. Христианская монограмма, заполняющая всю поверхность щита, появляется на более поздних памятниках как специальный значок телохранителей императора,

например, на серебряном блюде из катакомбы на территории усадьбы Гордиковых в Керчи , колоннах Феодосия Великого и Аркадия , на диптихе пятого столетия , на мозаике церкви Сан Витале в Равенне . Если верить Notitia Dignitatum, то каждое подразделение продолжало использовать отличительную роспись на своих щитах, дабы быть отличимыми в бою от других. Хотя, вполне возможно, что солдаты могли изображать монограмму Христа на своих щитах очень маленькой. При этом, естественно, она оставалась неофициальным, хотя и разрешенным символом и изображалась без лаврового венка, который Лактанций не упоминает, и который был бы там весьма неуместным .


Гипотетическая реконструкция росписи позднеримских щитов с изображением христианской символики

Для данных реконструкций привлечены различные иконографические источники Западной и Восточной частей Римской империи. 1 — колонна Феодосия I; 2 — серебряное блюдо из Керчи; 3 — Notitia Dignitatum . Взята расцветка щита подразделения Vindices из состава Auxilia palatina (дворцовые подразделения); 4 — Notitia Dignitatum . Взята расцветка щита подразделения Celtae seniores из состава Auxilia palatina . В обоих последних случаях христианская символика добавлена гипотетически

Согласно описаниям Евсевия (Euseb. Vita. Const. I. 30; 31) лабарум (который он видел лично) имел следующий вид. На длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовывавшая с копьем знак креста, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, из середины которых выходила буква «ро». Таким образом, на лабаруме была изображена та же «хризма» в том виде, в каком она получила впоследствии наименование «монограмма Константина».

Правда, Евсевий пишет, что лабарум существовал и до похода в Италию. Но из его рассказа, по-видимому, следует заключить, что это знамя стали выставлять во главе армий лишь через десять лет после того, как Константин объявил себя освободителем церкви (Euseb. Vita. Const. II. 7-9). Была ли изображена христианская монограмма на этом знамени до битвы у Мильвийского моста, неизвестно, так как у Евсевия ничего об этом не говорится.

В отличие от апологетов христианства один из наиболее информативных авторов описываемого времени Аммиан Марцеллин, сам служивший в армии, нигде не упоминает ни о символах христиан-воинов, ни о лабаруме. Более того, из его пассажей следует, что в качестве боевых значков продолжали использовать орлов и драконов (Amm. Marc. XVI. 12. 12). Причем упоминает он их неоднократно, и не только в связи с описанием времени кратковременной реакции Юлиана Отступника (Amm. Marc. XVI. 12. 39), но и в последующий период (Amm. Marc. XXVI. 2. 11). Трудно заподозрить автора в необъективности, особенно при описании военных реалий и быта. Поэтому, вполне очевидно, что и после появления константиновского лабарума не только воины, но и сам император продолжали использовать в качестве боевых значков и главного войскового императорского знамени орлов и драконообразный штандарт. Об изображениях христианской символики на предметах индивидуального снаряжения Аммиан Марцеллин, видимо, сознательно не упоминает, так как лично для него она не имела какого-либо сакрального содержания.

Из этого следует, что христианская символика появлялась в римской армии постепенно. Можно даже говорить о том, что она была лишь узаконена Константином, так как ей уже исподволь пользовались христиане его армии. Константин отринул языческий культ и идолопоклонство противоестественное для христианина, а именно это было наиболее страшным для крещенного. Недаром Тертуллиан в своем трактате «О венце», написанном еще около 211 г., со всей яростью обрушивается на солдат-христиан, одевающих на военных церемониях венки, которые напрямую были связаны с языческим культом, так как их носили Пандора, Геракл, Аполлон, Вакх и Осирис (Tertul. De cor. 1-11). Отсюда и вытекает та двойственность отношения христиан к службе в армии, где еще не были изжиты старые языческие культы, когда «религиозная» сторона армейской жизни рассматривалась многими христианами как чисто формальное и официальное дело . Как это видно на примере археологических находок, солдаты-христиане в индивидуальном порядке, следуя примеру Константина, стали помещать на свои шлемы и, возможно, шиты монограмму Христа, но прошло еще несколько десятилетий, прежде чем, на дошедших до нашего времени памятниках, появляются признаки некоего официоза, унификации и массового внедрения христианских символов в эмблематику армии. И это касается прежде всего памятников Восточной Римской империи. В конце IV в. щиты императорских гвардейцев и знамена с изображением монограммы Христа появляются на колоннах Феодосия Великого и Аркадия, известных по рисункам XVI в. из библиотеки Тринити колледжа в Кембридже. Таким образом, к концу IV в. процесс внедрения христианских символов был уже на завершающей стадии. В целом же этот процесс можно разделить на следующие этапы.

Сначала должно было проходить индивидуальное внедрение, когда крещеные солдаты стали помещать символы своей веры на доспехи. Еще апостол Павел в своих посланиях, хотя и не направленных непосредственно к солдатам, призывал облечься оружием света и правды, создав идею «духовного воинства», в котором воины вооружены «броней праведности», «шлемом спасения», «щитом веры», «мечом духовным, который есть Слово Божие» (Эф. 6:17). Разумеется, у Павла суждений непосредственно о войне, оружии, военной службе нет. Однако, он указывает христианам аналогию: «меч — это слово божие, шлем — надежда» и т.д. Иными словами, «не божьи» мечи и шлемы христианам не нужны. Однако, как известно, большая часть мученических смертей солдат-христиан приходится на рубеж III-IV вв., когда императорский культ достиг наивысшего расцвета, и когда индивидуальную присягу с принесением жертв статуе правителя должны были приносить не только офицеры, но и рядовые солдаты . Поэтому этап индивидуального внедрения мог начаться только после появления эдикта о веротерпимости по отношению к христианам, изданного императором Галерием в Никомедии 30 апреля 311 г. Отрезок времени от эдикта Галерия до победы у Мильвийского моста, несомненно, был очень важен, так как показал Константину, что надо проводить более гибкую политику, как в отношении христиан, так и приверженцев старых культов, дабы не оскорбить религиозные чувства ни тех, ни других.

С другой стороны, при отсутствии надежных данных, подтверждающих наличие христианской символики на предметах вооружения уже в конце первого десятилетия IV в., рассматривать данный этап довольно сложно и делать какие либо далеко идущие выводы в отношении данного этапа невозможно. Можно предположить полулегальный характер этой символики, которая могла появляться, например, на внутренней стороне щита или как элемент декора солдатской одежды. При этом она не была элементом культа, выставленным на показ, оставаясь сугубо личным связующим звеном между верующим и Богом. Более того, символы, позднее трактовавшиеся христианскими авторами как однозначно христианские, в эти годы могли иметь совершенно иное значение. Так, например, А. Донини интерпретировал слова Лактанция о перевернутой букве X с примятой вершиной (Lact. De mort. persecut. XLIV. 5) как изображение символа Непобедимого Солнца, который галльские отряды Константина начертали на своих щитах и который обнаруживается и на монетах галлов .

На втором этане Константин превратил крест в символ, окруженный религиозным почитанием. Таким способом Константину удалось добиться того, что знамя с изображением христианского символа стало для всех его солдат тем, чем были священные, окруженные почитанием и обладавшие, по мнению солдат, способностью отпугивать врага языческие культовые предметы. Однако на этом этапе продолжали существовать элементы язычества, так как поголовной христианизации не последовало. Именно этим можно объяснить отсутствие, в большинстве случаев, изображений христианской символики на пропагандистских памятниках константиновского времени, хотя именно на них она должна была появиться.

Здесь как нельзя сильнее видна двойственность Константина. Ярчайший пример тому арка Константина, возведенная в 315 г. Изображения на ней решающего сражения еще свидетельствуют об отношении Константина к Непобедимому Солнцу, но надпись-посвящение связывает достижения Константина с божественным вдохновением и величием духа правителя: «Императору Цезарю Флавию Константину, величайшему, благочестивому, счастливому Августу, сенат и народ Рима посвящает эту арку, потому что он благодаря божественному вдохновению и своему величию духа вместе с войском отомстил за город тирану и всей его клике в справедливом бою» . Очевидно, что выбрана формулировка, которая не провоцирует староверов, но и не исключает толкования в христианском смысле. На подобное направление указывают изображения и надписи на римских монетах, ведь изображения старых богов украшали монеты Константина до 321 или 322 г. Несмотря на свой новый союз — с Христом, Константин продолжал оставаться верховным жрецом и сохранил традиционные формы культа императора. Политик Константин не был готов к той последовательности в религиозной сфере, которую от него ждали христиане.

Последующие события показывают всю остроту борьбы христиан и староверов. Преемник Констанция II император Юлиан, прозванный Отступником за свое бескомпромиссное желание возродить старую религию, не делал никаких поблажек при воплощении этой своей идеи и христианская символика была на короткое время отринута.

Новое обострение религиозных столкновений произошло после поражения императора Валента у Адрианополя в 378 г., после которого уже христианские правители устроили гонения на тех, кто не имел истинной веры, против ариан и последних представителей старого культа. Тогда и начался третий этап внедрения христианских символов в армии, ознаменовавшийся еще более широкими преобразованиями. Именно тогда «хризма», как отличительный знак, часто изображается на щитах отдельных подразделений (прежде всего, императорских телохранителей); продолжает увеличиваться количество шлемов с изображением этого же знака на лобной части или на гребне и увеличивается количество изображений знамен с христианскими символами.

Как видим, появление в римской армии христианской символики не было одномоментным, а постепенное внедрение ее растянулось почти на все IV столетие. Однозначное суждение об этом процессе на основании только лишь трудов апологетов христианства, по меньшей мере, неразумно, ведь в этом случае неминуема аберрация в сторону легендарной части в истории.

Примечания

Alföldi A. The helmet of Constantine with the Christian monogram // Journal of Roman Studies. 1932. 22. P. 11.

Ibid. P. 11-23.

Prins J. The «Fortune» of Late-Roman Officer // Association pour l"Antiquité tardive. Bulletin. 1998. 7. P. 52-53; Kocsis L. A new Late Roman helmet from Hetény in the Hungarian National Museum // Libelli archaeologici. Ser. nov. 2003. 1. P. 533, 548-549. Fig. 9, 10.

Migotti B. Evidence for Christianity in Roman Southern Pannonia (Northern Croatia). A catalogue of finds and sites. BAR International Series 684. Oxford, 1997. P. 58; Kocsis L. Op. cit. P. 533, 547. Fig. 6, 7.

Sosztarits O. Urchristliche Kleidungsnadel aus Savaria // Specimina Nova Universitatis Quinqueecclesiensis XII. 1996. P. 311. Fig. 2-3; Kocsis L. Op. cit. P. 533, 547. Fig. 8.

Wypustek-Krzyzowski A. Chrzescjane a armia rzymska — "De corona militis" Tertuliana // Pod znakami Aresa i Marsa / Red. E. Dabrowa. Krakow, 1995. S.132.

Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). М., 1979. С. 216.

«IMPERATORI CAESARI FLAVIO CONSTANTINO MAXIMO PIO FELICI AVGVSTO SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS QVOD INSTINCTV DIVINITATIS MENTIS MAGNITVDINE CVM EXERCITV SVO TAM DE TYRANNO QVAM DE OMNI EIVS FACTIONE VNO TEMPORE IVSTIS REMPVBLICAM VLTVS EST ARMIS ARCVM TRIVMPHIS INSIGNEM DICAVIT».

Публикация:
Воин № 4, 2006, стр. 2-6


Готова предложить своим гостям немало возможностей для проведения полноценного отпуска, чего стоит только обзорная экскурсия по Риму, которая позволит познакомиться с его великолепной архитектурой.

Колизей

Немало интересного можно узнать от гидов (имеют археологическое и историческое образование), присоединившись к экскурсии - они организуются каждые 30 минут (языки – основные европейские; стоимость – 4,5 евро). Стоит отметить, что туристам удастся поприсутствовать на различных выступлениях и концертах (Колизей используется в качестве декораций – он представляет собой эллипс с ареной в центре).

Адрес: Piazza del Colosseo, 1 (можно доехать на автобусах № 85, 87, 75, 60, 175); сайт: www.the-colosseum.net

Пантеон

В античное время здесь поклонялись Нептуну, Венере и другим римским богам, а также приносили в жертву животных в процессе проведения церемоний. Сегодня же Пантеон – “хранилище” останков итальянских королей. Стоит отметить, что эта достопримечательность – не только место, где можно устроить свадебную фото-сессию: для желающих тут проводятся обряды венчания.

Полезная информация: адрес: Piazza della Rotonda, сайт: www.pantheonroma.com

Площадь Навона

Несмотря на то, что раньше площадь овальной формы была местом расположения рынка, сегодня здесь ведется торговля только на рождественских праздниках. Туристы устремляются сюда, чтобы полюбоваться Фонтаном 4 рек (украшен скульптурными изображениями таких крупных рек, как Дунай, Ганг, Да-Плата, Нил), церковью Святой Агнессы (является “хранилищем” головы Агнессы и праха папы Иннокентия X) и другими объектами, а также поприсутствовать на выступлениях уличных музыкантов.

Фонтан Треви

У фонтана можно сделать фото на фоне фигуры Нептуна, восседающего на колеснице-раковине (рекомендуется осуществить задуманное вечером, когда вода подсвечивается лампочками). А по сложившейся традиции, в воду можно бросить монету, став при этом спиной к фонтану.

Адрес: Piazza di Trevi

Холмы Рима

Символами являются и его холмы, среди которых выделяются следующие:

  • Капитолийский холм: поднявшиеся на холм по любой из 3 лестниц смогут посетить храмы и музеи, а также полюбоваться достопримечательностями с высоты, стоя на обзорной площадке. Адрес: Piazza del Campidoglio.
  • Холм Палатин: согласно легенде, на этом холме в пещере Lupercal (украшением подземного помещения является мозаика) волчица вскормила Ромула и Рема. Сегодня холм интересен возможностью полюбоваться с высоты цирком Массимо и Римским форумом. Адрес: Via di San Gregorio.

«Древний Рим МХК» - Древний Рим. План Рима. Пантеон. Материалы к уроку МХК в 10 классе. Реконструкция. Форум Траяна Реконструкция. Римский форум в IV веке. Форум. Колонна Траяна 114г. до н.э. Около 125г. Форум Августа. На купол и стены приходится ровно по половине высоты всего здания, которая равна диаметру основания. Интерьер Пантеона.

«Римская Империя» - Система налогообложения, элементы государственного аппарата. Ослабление центральной власти. Романизация. ЗАДАНИЕ №1.Закончить предложение: Назад. Латинский язык: основа современных европейских языков романской группы. Основные причины кризиса Римской империи: Отчуждение римской армии от интересов гражданского римского населения.

«Искусство Древнего Рима» - Около 114 г. до н.э. Рим. В течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. Архитектура Древнего Рима. Презентация МХК по программе Даниловой 10 класс. Воздвигнута по приказу императора на месте холма такой же высоты. Колонна Траяна. Римский Форум -. Развитие художественной культуры Древнего Рима.

«Архитектура Древнего Рима» - Древний Рим дал миру немало уникальных архитектур-ных памятников. Здание выполненное в виде портика. Дорический. Несмотря на зна чительные разрушения,Колизей сохранился до наше-го времени. В Древней Греции выде-ляли колонны 3 типов. Архитектура Древней Греции и Древнего Рима. Храм Парфенон. Ионический.

«Культура Рима» - Базилика Цезаря- здание, предназначавшееся для судебных заседаний, парадных собраний. Придумать миф с участием римских богов. Периоды возникновения Римской культуры: Форум Траяна в Риме. Христианство стало ведущей мировой религией. Колизей- величественный амфитеатр, где проходили гладиаторские бои. Рассказать о культурном памятнике или о выдающемся деятеле эпохи.

«Римская республика» - Плебеи. Другие города. Пунические войны. Римская республика. Октавиан Август-император(27 г до н.э-14 г. н.э.). Карфаген был повержен и разрушен. 1. За равноправие. 1. Диктатура Суллы -83-78 гг. до н.э 2. Триумвират -60-49 гг. до н.э.(Помпей, Красс, Цезарь) 3. Диктатура Юлия Цезаря- 49-44 гг. до н.э.

Всего в теме 19 презентаций

Символы, святыни и награды Российской державы. часть 1 Кузнецов Александр

Римский вексиллум

Римский вексиллум

Начнем с региона, откуда происходит вексиллум, давший название сегодняшней науке о знаменах и флагах. Предшественники современных флагов, таких, которые мы знаем сегодня, – полотнище на древке – имели другой вид. Это были шесты с навершиями в виде резных символических фигур (без полотнища). Римские военные знаки (знамена) известны по описаниям древних авторов, которые дают в отношении времени их появления, тактического использования и, главное, формы довольно противоречивые сведения. К числу древнейших военных знаков они единодушно относят орла – наиболее распространенную древнюю эмблему победы, которой способствуют боги. В Древнем Риме орла называли «птицей Юпитера», а Юпитер, как известно, у римлян был верховным божеством. Римский писатель Плиний Младший сообщает, что ко времени Пунических войн (III–II в. до н. э.) в римских легионах, кроме орла, в качестве значков использовались также фигуры волка, минотавра (мифического чудовища в виде человекобыка), вепря и лошади. Римский полководец и консул Марий, при котором завершился переход от ополчения к профессиональному войску, в I в. до н. э. ввел в качестве единого знака легиона аквилу – знаменитого римского орла. В период Республики он изготовлялся из серебра, в эпоху Империи – из золота.

Военное знамя римлян

Известно, что император Траян, правивший в 98-117 годах, при котором Римская империя максимально расширила свои границы, в конце I века ввел знамена из ткани в виде драконов. Причем особую роль играли императорские драконы, окрашенные в пурпурный цвет. Производство пурпура (особой краски из пурпуроносных улиток) в Римской империи было прерогативой государства, за изготовлением изделий из пурпурной ткани тщательно наблюдали императорские чиновники.

На основе сообщений Аммиана Марцеллина и других древних историков, ученые сделали обобщение существующих к IV веку нашей эры римских военных знаков: в легионах это, как правило, – орел, в когортах – дракон, отличающийся от императорского размерами и цветом, в центуриях – значок; в новых легионах – знамя в виде дракона, кроме того – значок; конница имеет вексиллум или дракона.

Император Западной Римской империи Гонорий (IV в.) в военной одежде, с лабарумом в руке

Вексиллумы представляли собой четырехугольный кусок темно-красного сукна, укрепленный на перекладине, прибитой к древку. Отряд, имеющий подобное знамя, также назывался вексиллум. Вексиллумы существовали и в более раннее время, по крайней мере, Юлий Цезарь (в I веке до н. э.) сообщал о «выставлявшемся впереди (войска – Н. С. ) вексиллуме». Ряд историков трактует вексиллум как штандарт полководца, который выносился перед началом боя или поднимался на мачте корабля, служа своеобразным сигналом к бою.

Боевые знаки римских легионов

Спустя много веков, совсем в другом регионе и в другом государстве – в России – термином «знамя» также обозначался военный отряд. Известно сообщение ХVII века, в котором говорится: «В Новгороде осталось… конных сто пятьдесят человек да пять знамен пеших солдат, а под знаменем человек по сто и меньше». Встречается здесь и понятие «поднять стяг» – начать военные действия. Писатель А. К. Толстой, известный своими произведениями на исторические темы, в драме «Царь Борис» приписывает последнему такие слова в адрес турецкого султана: «Поход крестовый я на него Европе предлагаю… Пускай же все подымут общий стяг. На Турцию!».

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Папа римский Слуга слуг Божьих. Титул римских пап со времени Григория Великого (VI в.) Папство представляет собой не что иное, как привидение умершей Римской империи, сидящее в короне на ее гробу. Томас Гоббс (1588–1679), английский философ Догмат о непогрешимости папы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГА) автора БСЭ

Гай (римский юрист) Гай (Gaius) (гг. рождения и смерти неизвестны), римский юрист 2 в., представитель т. н. сабинианской школы (см. Сабин). Сторонник абсолютной власти императора, а также неограниченной частной собственности рабовладельцев. Основное произведение Г. -

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИМ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РИ) автора БСЭ

Из книги Париж. Путеводитель автора Экерлин Петер

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Римский театр Прогулка по насыщенному историей Латинскому кварталу, бывшему когда-то частью римской Лютеции, – это одновременно путешествие к истокам города. В маленьком парке взору предстают остатки Арены Лютеции (Ar?nes de Lut?ce) (112), большого амфитеатра Парижа, где некогда

Из книги Будапешт и пригороды. Путеводитель автора Бергманн Юрген

**РИМСКИЙ ФОРУМ **Римский форум (Forum Romanum) – это крупнейший из сохранившихся на сегодняшний день ансамбль сооружений Древнего Рима. Местность между холмами Капитолий, Палатин, Квиринал и Виминал, когда-то пустынная и заболоченная, во времена римских царей (VII-VI вв. до н. э.)

Из книги Все о Риме автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Римский огурец Из басни «Лжец» (1812) И. А. Крылова (1769-1844). Некий путешественник рассказывает о виденном, очевидным образом привирая: Вот в Риме, например, я видел огурец: Ах, мой творец! И по сию не вспомнюсь пору! Поверишь ли? ну, право, был он с гору! Сюжет басни И. А. Крылов

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Римский амфитеатр Римский амфитеатр (R?mai Amfite?trum) (32) – интереснейший атрибут античного военного поселения. Его длина составляет 130, а ширина – 107 м. На его трибунах могли разместиться свыше 15 000 зрителей. Как явствует из надписей, он был построен во времена Римской империи,

Из книги Пытки и наказания автора Брайен Лейн

Римский Форум Римский Форум (Foro Romano) – это сердце Древнего Рима, место, где Рим из скопления разрозненных селений становился городом. Долина, расположенная между Палатином, Капитолием и склонами Квиринала и Виминала, постепенно превращалась из рыночной площади в

Из книги автора

Римский Пантеон Римский Пантеон имеет много аналогов греческих богов и богинь, есть и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались отцами (patres).Венера (соответствует древнегреческой богине Афродите) - богиня садов, имя ее употреблялось как

Из книги автора

РИМСКИЙ АМФИТЕАТР Колизей - без сомнения, самое знаменитое сооружение, оставшееся нам в наследство от древнеримской цивилизации. Даже в своем нынешнем состоянии он представляет собой внушительное зрелище. Три яруса каменных скамей, окружающих арену, могли вместить 50 000

За последнее время,в результате поисков, были обнаружены интересные древние римские монеты с армянской символикой и изображением армян.

Очень интересно видеть изображение армян и армянской символики на древних монетах других государств. В данной публикации представлены монеты Древнего , но поиски продолжаются.

Возможно в следующей статье будут предоставлены примеры изображения армян и армянской символики на монетах других близлежащих Армении империй например: персидских, ассирийских, греческих и других.


Римский Серебряный Динарий императора Августа (27 B.C.E.-14 C.E.), в ознаменование завоевания Армении. На оборотной стороне армянский лучник, стоящий лицом, держащий копье в правой руке, а в левой руке лук опирающийся на землю. Обратите внимание на накладку Mithraic — поклоняющийся Митре — Михру — арм. Мгер.
Левый портрет император Антонин Пий AD 138 -161, справа: Армянка в трауре сидящая на земле.
Левый портрет император Люций Верас AD 161-169, справа: Армянка в трауре, на заднем плане — щиты, vexillum и трофей.
Император Траян в военной одежде стоит, держа копье, у его ног фигуры армян, символически помещенные между Евфратом и Тигром, как географическое подтверждение Армении.
Римский Серебряный Динарий императора Августа (27 B.C.E.-14 C.E.), отмечающий победу над Арменией, с символами Армении: царская тиара и колчан с луком.
Римский серебряный Динарий Марка Антония (37 г. до н.э.), с армянской тиарой над луком и стрелой на обороте. Монета отлита в честь генерала Маркуса Антониуса, который в 37 г. до н.э. предательски вместе с Клеопатрой убил царя Армении победившего Марка Лициния Красса. Армянская тиара, а также лук и стрела являются древними символами Армении.
Римское золотая монета императора Ауреуса Августа (27 г. до н.э.-14 C.E.), пвыпущена в 19 г. до н.э., в честь победы над Арменией (Армения Капта) Изображения напоминают божество Митры (которое почиталось в древней Армении).